Тема 2. Основные характеристики рыночной экономики 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Основные характеристики рыночной экономики



1. Понятие и функции рынка. Структура рынка.

2. Собственность как экономическая категория.

3. Деньги и их функции.

1-й вопрос:

РЫНОК – это система, позволяющая определить соотношение спроса и предложения на основе действия механизма цен.

В экономической теории выделяют объекты и субъекты рынка.

В этом вопросе необходимо рассмотреть виды рынков исходя из объектов купли-продажи.

Объектами рынка являются товары, ценные бумаги и деньги

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели, в качестве которых выступают домохозяйства, фирмы и государство.

Основными функциями рынка являются ценообразующая, информационная, регулирующая, посредническая и санирующая.

Конкуренция – это соперничество между участниками рынка, борьба за экономические ресурсы, за устойчивую нишу на рынке. Главное в конкурентной борьбе – это обеспечение максимальной эффективности производства за счет внедрения более прогрессивной техники, технологии. Победить в конкурентной борьбе можно, предлагая блага более высокого качества или по более низкой цене. Конкуренция обеспечивает производство достаточного количества качественных благ по равновесной цене.

2-й вопрос:

Существует два основных подхода к определению категории собственности.

Первый подход предполагает рассмотрение собственности как экономической категории. Собственность с этой позиции – это отношения, складывающиеся между людьми по поводу присвоения вещей.

Второй подход рассматривает собственность как юридическую категорию. Собственность с этой позиции раскрывается через пучок прав собственника: право владения, право пользования и право распоряжения.

Владение – это фактическое господство лица над вещью, управляемая правом возможность иметь ее у себя.

Распоряжение – это акт управления вещью (поставка, дарение, купля-продажа, сдача в аренду).

Пользование – это право извлечения полезных свойств вещи (эксплуатация имущества, получение плодов, доходов).

При исследовании собственности выделяют субъекты и объекты собственности.

Субъектами собственности выступают государство, юридические и физические лица.

Объектами собственности являются: 1) недвижимое имущество (здания, сооружения, различные объекты инфраструктуры, земельные участки), 2) движимое имущество (машины, оборудование, инструменты и т.д.), 3) интеллектуальная собственность (изобретение, программное обеспечение, рукописи и т.д.)

Выделяют частную и общественную собственность.

Частная собственность характеризуется тем, что объекты собственности принадлежат частным лицам, семьям, группам лиц и используются ими в собственных интересах

Общественная собственность проявляется в том, что власть над над объектами собственности принадлежит государству и реализуется в пользу всего общества.

Между ними складывается целый спектр других форм собственности акционерной, коллективной, государственной, муниципальной, индивидуальной и др.

3-й вопрос:

Деньги – это товар, играющий роль всеобщего эквивалента. Деньги выполняют следующие функции:

1. Мера стоимости. Деньги выступают как мерило стоимости всех товаров. Эту функцию деньги выполняют идеально: владелец товара мысленно приравнивает его к определенному количеству золота. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой товара.

2. Средство обращения.

Деньги являются посредником при обмене товара на товар. Эту функцию деньги выполняют реально (т.е. в обмене участвуют наличные деньги). Формула денег как средства обращения имеет вид: Т-Д-Т/.

3. Средство образования сокровищ.  В этой функции деньги находятся вне сферы обращения, они откладываются и накапливаются. Деньги должны быть полноценными (иметь ценность), поэтому чаще всего в этой функции выступают золотые и серебряные монеты, слитки и изделия из золота и серебра.

4. Средство платежа. В качестве средства платежа деньги выступают в тех случаях, когда покупка-продажа товара совершается в кредит, то есть с отсрочкой платежа. Средством платежа деньги являются также при уплате налогов, земельной ренты и т.д.

5.        Мировые деньги – это деньги, которые участвуют в обороте между странами. В этой функции деньги должны быть полноценными, признанными

 

Тема 3: Спрос

1. Понятие спроса, кривая спроса.

2. Факторы, влияющие на спрос.

3. Эластичность спроса.

1–й вопрос:

Спрос – это потребности потребителей, представленные на рынке и подкрепленные денежными средствами.

Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы купить при каждом конкретном уровне цен.

 

 

                             

 

 

Рис.2. Кривая спроса

 

ЗАКОН СПРОСА: При прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему снижению спроса, и наоборот: снижение цены к повышению спроса.

2-й вопрос:

Основным фактором, влияющим на спрос, является цена (ценовой фактор). Изменение ценового фактора приводит к изменению величины спроса и графически отражается движением точки по кривой спроса.

Изменение неценовых факторов приводит к изменению в спросе и графически отражается движением кривой вправо-вверх (при увеличении спроса) или влево-вниз (при его снижении).

Основными неценовыми факторами, влияющими на спрос, являются потребительские вкусы, число покупателей, доходы потребителей, цены на сопряженные товары (взаимозаменяемые и взаимодополняемые), фактор ожидания потребителей.

 
а                                       б

 
.
.
                

 

 

 

 

 


Рис. 3. Изменение спроса под действием ценовых (а) и неценовых (б) факторов.

3-й вопрос:

Эластичность спроса – это степень чуткости, чувствительности изменения спроса на изменение какого-либо фактора (цены, дохода, цен на другие товары)

Выделяют эластичность спроса по цене, по доходу и перекрестную эластичность.

Эластичность спроса по цене отражает реакцию потребителей на изменение цены.

Е = процентное изменение количества спрашиваемой продукции/ процентное изменение цены.

В зависимости от эластичности выделяют следующие типы спроса:

Спрос является эластичным, если данное процентное изменение ценыведет к большему процентному изменению спроса. Е > 1.

Спрос является неэластичным, если данное процентное изменение цены ведет к меньшему процентному изменению в спросе. Е < 1.

Единичная эластичность отражает ситуацию, при которой падение цены на 1% ведет к росту спроса на 1%. Е =1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.004 с.)