Понятие федеративного устройства России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие федеративного устройства России



Конституционное право

2 курс

Билеты

 

Понятие федеративного устройства России

     Федеративное устройство - один из институтов КП, объединяющий совокупность конституционно-правовых норм, которые регулируют статус федеративного гос-ва и статус субъектов федерации.

     Статус федерации и ее субъектов в их взаимосвязи определяют федеративные отношения. Изначально эти отношения возникают на основе согласия их участников. По природе эти отношения являются двухуровневыми. В них выражается состояние НЕЗАВИСИМОСТИ, ЗАВИСИМОСТИ и ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ между федеративным гос-ом и субъектами федерации.

     НЕЗАВИСИМОСТЬ определяется полномочиями федеративного гос-ва и его субъектов по принятию самостоятельных решений по предметам исключительного ведения на соответствующем уровне гос. власти. Объем указанных полномочий закрепляется в конституции и может быть различным. По его величине “измеряется” степень независимости федеративного гос-ва и его субъектов.

     Выход за границы независимости ведут к конфедерации и распаду федерации.

     Исходя из степени независимости выделяют виды федерации.

1. жесткие (с низкой) и мягкие (с высокой) степенью независимости субъектов федерации;

2. по способу образования: договорные, конституционные и договорно-конституционные;

3. по составу субъектов: национальные, территориальные, нац.-территориальные и этнические (корпоративные);

4. по объему полномочий субъектов: симметричные и асимметричные;

5. по особенностям разграничения полномочий: централизованные и децентрализованные;

6. в зависимости от средоточия центра принятия решений: делегированные, конституционные и нецентрализованные.

 

         

ЗАВИСИМОСТЬ определяется обязательность. решений федеративного гос-ва для субъектов федерации. По величине объема полномочий, связанных с принятием федерацией общеобязательных решений, “измеряется” мера зависимости субъектов федерации от федеративного гос-ва.

Выход за границу зависимости ведет к унитаризации федеративного гос-ва, к полному подчинению и утрате самостоятельности субъектов федерации.

 

ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ состоит в разделении компетенции между федеративным гос-ом и его субъектами федерации.

Разделение компетенции осуществляется путем конституционного определения полномочий федеральных органов гос. власти и органов гос. власти субъектов федерации по вопросам совместного владения.

Взаимозависимость гарантирует способность взаимодействия федерального гос-ва и субъектов федерации. Граница определяется пределами независимости и зависимости участников федеративных отношений.

Все три составляющие определяют однородность (согласованность) статуса федеративного гос-ва и субъектов федерации.

 

Государственный язык.

Государственным языком является язык, имеющий соответствующий правовой статус, который в данной стране используется в деятельности (в том числе в официальном делопроизводстве) органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных учреждений, предприятий и организаций, а также при опубликовании законов и других нормативных правовых актов.

Как правило, государственный язык пользуется специальной поддержкой и заботой государства в целях его распространения и развития. Нередко вопросы изучения, развития и употребления государственного языка регламентируются особыми нормативно-правовыми актами. Иногда языки с аналогичным статусом и общественными функциями именуются официальными языками, однако у них нет строгой обязательности и всеобщности.

В некоторых странах государственными языками объявлены два и более языка. В основном это вызвано многонациональным полиэтническим составом населения данного государства. Так, в Финляндии два государственных языка — финский и шведский, на Мальте также два государственных языка — мальтийский и английский, в Индии — хинди и английский, а в Швейцарии четыре государственных языка — немецкий, французский, итальянский и ретороманский. В Канаде, чтобы не обострять отношения между англоязычными и франкоязычными канадцами, вместо статуса государственного языка установлены два официальных языка — английский и французский.

В тех многонациональных полиэтнических государствах, в которых статус государственного языка придан лишь языку титульного этноса, как правило, это ведет к вытеснению языков национальных меньшинств, их дискриминации и межэтнической напряженности. Такое положение сложилось в большинстве стран ближнего зарубежья, где русское и русскоязычное население, оказавшись в положении национальных меньшинств, лишено условий для осуществления в полной мере комплекса прав и свобод человека, прежде всего в национально-языковой сфере. Только в Белоруссии два государственных языка — белорусский и русский, в Казахстане и Кыргызстане русский язык объявлен (наряду с государственным) официальным языком. В других странах ближнего зарубежья на межъязыковой почве возникают межнациональные, межэтнические коллизии.

Все это подтверждает вывод о том, что проблема государственного языка имеет важное политическое, социальное, культурно-духовное и психологическое значение. Неудовлетворенность этноязыковой политикой может быть одной из причин межэтнической напряженности и сепаратистских устремлений дискриминируемых этнических групп.В

демократическом обществе для устранения такого положения используется практика придания нескольким основным языкам статуса государственных языков.

Россия — государство многонациональное, полиэтническое. На ее территории, по данным переписи населения 2002 г., проживают люди 182 национальностей, при этом русские составляют около 80% всего населения. Поэтому регламентация употребления языков в России — проблема конституционного значения. В ст. 68 Конституции Российской Федерации указывается, что государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык. Республики в составе РФ вправе устанавливать свои государственные языки. РФ гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий его изучения и развития.

Таким образом, в масштабе всей Российской Федерации имеется только один государственный язык — русский, т.е. язык государствообразующей и самой многочисленной нации России. Федерация создает условия для изучения всеми гражданами России государственного языка. Во всех образовательных учреждениях, кроме дошкольных, изучение русского языка регламентируется едиными государственными образовательными стандартами. В то же время в интересах граждан, не владеющих этим языком, предусмотрено, что они могут использовать в государственных органах, организациях, на предприятиях и в учреждениях России язык, которым владеют, а в случаях, предусмотренных законодательством, им обеспечивается соответствующий перевод.

Вместе с тем в России каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ст. 26 Конституции РФ). В Законе "О языках народов РСФСР" от 25 октября 1991 г. записано, что недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих Конституции препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков и иные нарушения законодательства о языках народов России и республик в ее составе.

В политико-юридическом смысле к государственному языку близок статус официального языка, который отличается от него лишь менее строгим статусом и регламентацией. Поэтому нередко эти два названия — государственный и официальный — употребляются как равнозначные. В качестве официального провозглашается язык государства, международной организации, съездов, конференций, на котором ведется делопроизводство, переписка и произносятся публичные речи в государственных органах, на собраниях, радио, телевидении и т.п.

Обычно официальный язык провозглашается в тех странах, которые отличаются многонациональностью и полиэтничностью и где существуют этноязыковые проблемы. Введение официального языка характерно для многих стран Азии, Африки, Америки. Так, в ряде колониальных в прошлом государств такими языками стали языки бывших метрополий. Из 55 стран Африки в 21 стране официальным языком является французский (в том числе в 8 случаях вместе с английским или каким-нибудь местным языком), в 19 странах — английский (в 9 случаях с каким-нибудь другим языком), в 5 странах — португальский.

Статус официального языка придается рабочим языкам тех или иных международных организаций. Так, русский язык признается официальным в Международной астронавтической федерации (МАФ), Международной федерации спортивной медицины (ФИМС) и др. Шесть языков — английский, французский, русский, испанский, арабский и китайский — являются официальными и рабочими языками

Гражданство.

Гражданство РФ – это устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Гражданство – юридическая категория.

Гражданин РФ – физическое лицо (человек), обладающее гражданством РФ и имеющее документ, подтверждающий наличие у него российского гражданства.

Лицо без гражданства (апатрид) – человек, не являющийся гражданином РФ и не имеющий доказательства наличия гражданства иностранного государства. По правовому статусу апатриды приравниваются к иностранцам.

Гражданство каждого человека оформляется индивидуально, подтверждается паспортом и иными документами, устойчиво и не может быть изменено произвольно.

Вопросы приобретения и прекращения гражданства РФ регулируются Федеральным Законом «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 № 62-ФЗ.

Гражданами РФ являются лица, которые:

- имели гражданство РФ на день вступления в силу закона – т.е. на 01.07.2002;

- приобрели гражданство РФ в соответствии с законом.

Документ, подтверждающий гражданство:

паспорт гражданина РФ;

- иной документ, содержащий указание на гражданство.

Закон «О гражданстве РФ» предусматривает такие основания приобретения гражданства, как:

- по рождению;

- в результате приема в гражданство;

- в результате восстановления в гражданстве;

- по иным основаниям, предусмотренным законодательством и международными договорами РФ.

Прием в гражданство РФ осуществляется в общем и упрощенном порядке.

Для приема в гражданство в общем порядке необходимо отвечать следующим условиям:

- непрерывно проживать на территории РФ 5 лет с момента получения вида на жительство и до момента обращения с заявлением о приеме в гражданство;

- соблюдать Конституцию и законодательство РФ;

- владеть русским языком;

- иметь законный источник средств к существованию;

- обратиться в полномочный орган иностранного государства с отказом от имеющегося иного гражданства.

Срок проживания на территории РФ сокращается до года, если лицо отвечает хотя бы одному из требований:

- имеет высокие достижения в области науки, техники, культуры или обладает профессией или квалификацией, представляющей интерес для РФ;

- лицо нетрудоспособно и имеет дееспособных сына или дочь – граждан РФ, достигших 18 лет;

- заявителю предоставляется политическое убежище;

- заявитель признан беженцем.

В упрощенном порядке – без соблюдения условия о непрерывном проживании на территории РФ – могут быть приняты в гражданство РФ ряд лиц, перечень которых расширен с 2003 года.

Основаниями прекращения гражданства РФ являются: выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство; оптация (выбор) гражданства при изменении государственного статуса территории; иные основания.

Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве: Президент РФ; Комиссия по делам гражданства при Президенте РФ; МВД РФ; МИД РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.

Высшая инстанция по вопросам гражданства РФ – Президент РФ. Своими указами он решает вопросы:

- приема в российское гражданство иностранных граждан, граждан бывшего СССР, лиц без гражданства;

- восстановления в гражданстве РФ;

- выхода из гражданства;

- отмены решений по вопросам гражданства

- наличия двойного гражданства

- предоставления почетного гражданства.

Комиссия по делам гражданства при Президенте РФ предварительно готовит материалы, документы на подпись Президенту РФ.

Органы МВД:

- принимают от лиц, проживающих в РФ, заявления и ходатайства по вопросам гражданства;

- проверяют факты и документы, имеющие отношение к делам о гражданстве;

- осуществляют прием в упрощенном порядке;

- направляют ходатайства и материалы в Комиссию по делам гражданства при Президенте РФ;

- определяют принадлежность лиц, проживающих в РФ.

МИД, дипломатические и консульские учреждения осуществляют аналогичные функции в отношении лиц, проживающих за границей.

Собственная компетенция.

Российская Федерация, реализуя суверенитет, имеет и осуществляет все права независимого государства. В то же время субъекты Федерации также имеют свою компетенцию. Конституция РФ, Федеративный договор, законодательство наделяют Федерацию в лице федеральных органов государственной власти широкой, многогранной компетенцией, оставляя в то же время обширные права ее субъектам.

Конституция РФ разграничивает предметы ведения и полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами, определяя, таким образом, и компетенцию Российской Федерации, и компетенцию ее частей – субъектов. Компетенция РФ охватывает полномочия, предметы ведения самой Российской Федерации (ст. 71) и ее полномочия по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В остальном компетентны субъекты Федерации.

Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти обладает полномочиями в различных сферах общественной жизни: в области государственного строительства, экономики и финансов, охраны природы, социально-культурной, защиты прав и свобод человека, в области международных отношений, обороны и безопасности.

Под предметами ведения обычно имеются в виду сферы государственной и общественной жизни, которые находятся в распоряжении соответствующих государств и государственных образований и внутри которых их органы осуществляют те или иные полномочия.

+

Под полномочиями понимаются права и (или) обязанности государств, государственных образований и их органов по рассмотрению и решению конкретных вопросов в рамках соответствующих сфер (предметов ведения).

=

Компетенция соответственно федерации, ее субъектов, их органов.

Вопросы ведения Федерации описаны в ст. 71 Конституции РФ. К ее ведению отнесены весьма важные вопросы государственного строительства, законотворчества, защиты прав и свобод человека:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

 

 

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся ст.72:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

#2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст.73).

Вне пределов полномочий РФ субъекты РФ обладают всей полнотой власти. Например, они самостоятельно формируют свои органы государственной власти, утверждают бюджеты, принимают законы и т.д.

Распределение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами выражает как общегосударственные интересы, суверенитет Федерации, так и интересы субъектов, обеспечивает целостность Российского государства и в то же время широкую самостоятельность регионов.

         

Единые вооруженные силы.

Единые Вооруженные Силы РФ - это силы, которые осуществляют защиту суверенитета государства и его территориальной целостности, а также обеспечивают нерушимость существующих государственных границ.

Российская Федерация:

· отказывается от применения силы и от угрозы ею, а также прочих методов давления;

· выполняет деятельность, которая ориентирована на принципы урегулирования споров мирным путем, уважение человеческих прав/свобод, честное выполнение взятых обязательств, а также соблюдение норм международного права и общепризнанных принципов.

Вооруженные Силы были созданы ради обороны территории государства, ее целостности и неприкосновенности.

Образование в составе России нового субъекта

Условия:

Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации.

Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может повлечь за собой прекращение существования субъектов Российской Федерации, территории которых подлежат объединению.

Изменение наименования субъекта Российской Федерации, предусмотренное частью 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации, не влечет за собой образование в составе Российской Федерации нового субъекта. Новое наименование субъекта Российской Федерации включается в текст статьи 65 Конституции Российской Федерации и учитывается при переиздании текста Конституции Российской Федерации.

Инициатива:

Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит субъектам Российской Федерации, на территориях которых образуется новый субъект Российской Федерации.

Совместное предложение законодательных (представительных) органов государственной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) заинтересованных субъектов Российской Федерации об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта направляется Президенту Российской Федерации. Указанное предложение должно быть обосновано и содержать предполагаемые наименование, статус и границы нового субъекта, а также прогноз социально-экономических и иных последствий, связанных с образованием в составе Российской Федерации нового субъекта. В качестве сопроводительных материалов одновременно представляются:

а) предложения о правопреемстве нового субъекта в отношении собственности заинтересованных субъектов Российской Федерации в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, другими субъектами Российской Федерации;

б) предложения о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год в связи с образованием в составе Российской Федерации нового субъекта либо предложения к проекту

федерального бюджета на следующий год, если образование в составе Российской Федерации нового субъекта не предполагает перераспределение бюджетных средств текущего года;

в) предложения о функционировании государственных органов и организаций заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации, а также о формировании органов государственной власти нового субъекта Российской Федерации;

г) предложения о действии законов и иных нормативных правовых актов заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации;

д) сведения о предполагаемых сроках проведения референдумов заинтересованных субъектов Российской Федерации по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта и согласованная формулировка вопроса, выносимого на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации.

Президент Российской Федерации уведомляет о полученном предложении об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство Российской Федерации и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.

Вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации после проведения соответствующих консультаций с Президентом Российской Федерации. В случае поддержки Президентом Российской Федерации инициативы заинтересованных субъектов Российской Федерации вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта в согласованной формулировке выносится на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации. Вынесение вопроса об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации с различиями в его формулировке не допускается.

Инициатива проведения референдума по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) заинтересованных субъектов Российской Федерации.

1.2. Высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) заинтересованных субъектов Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов

государственной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации, а также иные лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, вправе принимать участие в агитации по вопросу референдума об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, но не вправе использовать преимущества своего должностного положения.

1.3. В случае, если в одном или нескольких, но не более чем в половине заинтересованных субъектов Российской Федерации референдумы по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта будут признаны несостоявшимися или результаты референдумов будут признаны недействительными, в этих субъектах Российской Федерации может быть проведено повторное голосование при условии, что на референдумах иных заинтересованных субъектов Российской Федерации вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта получил одобрение. Повторное голосование проводится не позднее чем через 45 дней со дня вступления в силу решения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации о признании референдума несостоявшимся или о признании его результатов недействительными.

2. Назначение, подготовка и проведение референдумов заинтересованных субъектов Российской Федерации по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, федеральными законами, законами заинтересованных субъектов Российской Федерации о референдуме.

3. В случае, если вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта был вынесен на референдумы двух и более заинтересованных субъектов Российской Федерации и не получил одобрения на референдуме хотя бы одного из указанных субъектов Российской Федерации, инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта может быть вновь выдвинута теми же заинтересованными субъектами Российской Федерации не ранее чем через год.

4. Официальные данные о результатах референдумов заинтересованных субъектов Российской Федерации по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта представляются Президенту Российской Федерации.

Правовые акты Президента РФ

Для реализации своих полномочий Президент РФ издает правовые акты — указы и распоряжения (ст. 90 Конституции РФ).

Указы Президента РФ, как правило, являются нормативными правовыми актами, содержащими правила поведения, обращенные к неопределенному кругу субъектов, рассчитанные на постоянное и многократное применение. Однако многие указы Президента имеют персональный характер, являются правоприменительными актами, например о назначении на должность, о награждении, присвоении званий, принятии в гражданство и т.п.

Акты Президента РФ издаются им самостоятельно, без согласования с какими-то ни было органами РФ и субъектов РФ или уведомления их. Они обязательны для исполнения на всей территории РФ, имеют прямое действие.

По своей юридической природе акты Президента РФ являются подзаконными актами. Они не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90).

Указами Президента могут регулироваться общественные отношения, требующие законодательного разрешения, т.е. восполняться законодательные пробелы.

Акты Президента РФ подлежат обязательному опубликованию в течение десяти дней после дня их подписания (кроме актов или отдельных положений, составляющих государственную тайну или содержащих сведения конфиденциального характера). Официальным является опубликование в «Российской газете», Собрании законодательства РФ.

Нормативные акты Президента РФ могут быть признаны Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ, и в таком случае они утрачивают юридическую силу и Президент должен их отменить.

ПРИМЕРЫ:

1. Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. N 815 "О мерах по противодействию коррупции"

2. Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2020 № 803

"О Северном флоте"

3. Указ Президента Российской Федерации от 17.12.2020 № 794 "О приеме в гражданство Российской Федерации"

4. Указ Президента Российской Федерации от 14.11.2020 № 706

"О награждении государственными наградами Российской Федерации"

5. Указ Президента Российской Федерации от 14.11.2020 № 706 "О награждении государственными наградами Российской Федерации"

Основные черты Федерального собрания РФ как представительного законодательного органа государственной власти

В ст. 94 К РФ Федеральное Собрание характеризуется как законодательный орган РФ. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.

Федеральное Собрание состоит из двух палат:

1) Совета Федерации (в него входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: один – представитель законодательной власти субъекта РФ, а другой – исполнительной власти);

2) Государственной Думы (в ее состав избираются депутаты путем всеобщего открытого голосования).

Черты Федерального Собрания РФ:

1) Федеральное Собрание – это коллегиальный орган, состоящий из представителей населения;

2) это высший законодательный орган в РФ, т. е. акты Федерального Собрания и законы, им принимаемые, должны соответствовать только Конституции РФ, в отношении же всех остальных нормативных актов эти акты обладают высшей юридической силой.

3) В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Она устанавливает в ст. 100, что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств.

4) Конституция предусматривает совершенно различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему "сдержек и противовесов" в деятельности Фед. Собрания. В этой системе Совету Федерации отводится

роль своего рода тормоза по отношению к Гос. Думе, призванного предотвратить возможность установления в РФ "тирании большинства", завоеванного на выборах в Гос. Думу теми или иными политическими силами.

5) Парламент выступает и как своего рода уравновешивающая сила в отношениях конкурирующих политических сил, как арена защиты интересов тех из них, которые в сегодняшней ситуации обладают меньшими возможностями воздействия на политическую жизнь страны.

Состав Федерального Собрания РФ и структура палат Федерального Собрания РФ.

Российский парламент –это Федеральное собрание РФ, оно является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ).

Федеральное собрание РФ осуществляет законодательную власть в России независимо от других органов государственной власти РФ. Федеральное собрание РФ состоит из двух палат:

Совета Федерации (в него входят по два представителя от каждого субъекта РФ; один –представитель законодателей власти субъекта РФ, а другой –исполнительной власти);.

Государственной думы (в её состав избираются депутаты (450) путём всеобщего, равного и тайного голосования, избираются на 5 лет) порядок выборов определяется ФЗ от 18.05.2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов ГД Федерального собрания РФ». Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Первое заседание ГД открывает старейший по возрасту депутат

Основной функцией Федерального собрания является принятие (нижней палатой) и одобрение (верхней палатой) федеральных конституционных и федеральных законов. Федеральное собрание РФ осуществляет распоряжение федеральными средствами государственной казны (принимает федеральный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением) и контроль за исполнительной властью. Федеральное собрание РФ независимо в осуществлении своих полномочий, но его нижняя палата (Государственная дума) может быть распущена Президентом РФ в случаях трехкратного неодобрения Федеральным собранием РФ кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ, а также объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, с которым дважды не согласился Президент РФ.

Организационно-правовые формы деятельности палат Федерального Собрания РФ.

К числу организационно-правовых форм работы парламента относятся: пленарные заседания, заседания парламентских комитетов, комиссий и депутатских фракций; парламентские слушания; парламентские расследования; "правительственный час"; "час заявлений" и др.

Пленарное заседание палаты. Это организационно-правовая форма деятельности Государственной Думы и Совета Федерации, связанная с рассмотрением вопросов, относящихся к их компетенции, и принятием в результате такого обсуждения предусмотренного Конституцией РФ решения.

Заседания палат, согласно их регламентам, проводятся открыто, гласно и освещаются средствами массовой информации. Регламентом каждой из палат предоставляется право присутствовать на ее заседании депутатам, членам

другой палаты. По решению палаты на ее заседания могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты. Представители средств массовой информации могут присутствовать на заседаниях палаты при условии аккредитации в палате.

В случаях, определяемых самой палатой, ее заседания могут проходить закрыто. Решение о проведении закрытого заседания принимаются большинством голосов от числа депутатов, членов палаты, принявших участие в голосовании. В закрытом заседании палаты вправе участвовать Президент РФ, Председатель Правительства, Председатели высших судебных инстанций РФ, Председатель, заместитель председателя Счетной палаты и ее аудиторы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.134.29 (0.096 с.)