Принципы федеративного устройства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы федеративного устройства



а) суверенитет;

     Суверенитет - полная независимость гос-ва в его внутр. делах и ведении внеш. политики.

     Суверенитет РФ (ч. 1 ст. 4) выражает высшую власть народа и гос-ва как целого внутри страны и за ее пределами. Высшая власть внутри страны определяется в праве РФ самостоятельно осуществлять на собственной территории гос. власть, ее законодат-е, исполн-е и судебные функции без какого-либо вмешательства со стороны других гос-в или иной власти внутри страны.

     Юридическим выражением суверенитета внутри страны является верховенство Конституции и ФЗ на всей территории РФ (ч.2 ст.4)

 

     Вовне суверенитет выражается в независимости РФ в международных отношениях, в праве самостоятельно осуществлять свою внешнюю политику, заключать (равно - денонсировать) международные договоры или присоединяться\выходить из них.

     Принцип суверенитета исключает вседозволенность.

     Легальное понятие гос. суверенитета дается Конституционным Судом РФ в Постановлении от 7 июня 2000 г. №10-П. В нем закрепляются 2 исходных положения:

- Конституция не предполагает какого-либо иного гос. суверенитета помимо суверенитета РФ (абз.3 п.2.1);

- суверенитет характеризует верховенство, независимость и самостоятельность гос. власти, полноту, законодат-й, исполн-й и судебной деятельности на гос. территории и независимость в международном общении.

 

КС РФ исключает такую форму “материализации” суверенитета, как субъект РФ, который представляет собой территориальную организацию гос. власти второго уровня. По конституционно-правовой природе федерального устройства суверенной является только РФ в целом.

 

б) единство системы государственной власти;

     Государственная целостность и единство системы государственной власти (ч. 3 ст. 5 Конституции). В литературе данный принцип рассматривается как принцип единства федеративного государства, что не исключает системной основы организации этого единства. Единство системы государственной власти (или системного единства государства) означает то, что государственная власть в РФ в лице федерального центра и субъектов Федерации подчиняет свою деятельность достижению общенародных целей и решению соответствующих задач.

Для достижения общенародных целей и задач Российская Федерация и субъекты Федерации наделяются собственным статусом. Во внешних отношениях РФ выступает как целостное государственное образование – полный субъект международных прав; 

 

в) равноправие субъектов РФ;

Равноправие субъектов Федерации. Согласно ч. 1 ст.5 Конституции субъекты Федерации являются равноправными. Это общее положение уточняется в ч. 4 ст. 5, согласно которой субъекты Федерации равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами власти. Наряду с этим, субъекты Федерации равноправны во взаимоотношениях между собой (№ 184-ФЗ).Кроме того, в юридической литературе равноправие субъектов определяется в равенстве базовых (исходных) положениях их статуса.

Равноправие не исключает категориального (типового) различия в статусе. Конституция закрепляет различный объем прав у тех или иных групп субъектов Федерации (например, республики, автономные округа, город федерального значения Москва обладают правомочиями, которых нет у других групп субъектов Федерации).

Поэтому равноправие субъектов Федерации не означает их равностатусность;

 

г) целостность и неприкосновенность территории России;

     Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации – это один из важных принципов Конституции и современного международного права. Он прямо вытекает из ч. 3 ст. 4 Конституции, Устава ООН, ряда международных договоров и пактов;

Целостность территории означает запрещение насильственного отделения территории государства либо захват какой-либо ее части, а также невозможность уступки части территории РФ иностранному государству.

Неприкосновенность территории означает недопустимость использования территории государства без его согласия, запрет на вооруженное и любое иное посягательство на территорию другого государства;

 

д) равноправие и самоопределение народов России;

     Равноправие и самоопределение народов (ч. 2 ст. 5 Конституции РФ) Этот принцип раскрывается в международном праве;

Равноправие народов означает, что все народы в РФ имеют равное право на сохранение этнической идентичности, которая проявляется в особенностях языка, верований, отправления религиозных культов, традиционного образа жизни.

Самоопределение народов означает, что все народы свободно устанавливают свой политической статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и политическое развитие. Все государства обязаны поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право.

Формами (способами) осуществления права на самоопределение является создание суверенного независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, установление любого другого политического статуса (например, статус субъекта Федерации). 

Осуществление этого права не должно нарушать прав и свобод человека. Недопустимо ссылаться на принцип самоопределения для подрыва единства государства и национального единства.

Международное право связывает реализацию права народов на самоопределение с необходимостью соблюдения принципов территориальной целостности и прав человека;

е) гарантированность прав коренных малочисленных народов России;

     Права коренных малочисленных народов гарантируются Конституцией РФ (ст. 69) согласно общепризнанным нормам международного права. Различают общие и дополнительные гарантии. Общие гарантии содержатся в гл. 2 Конституции, а также в общепризнанных международных актах. Дополнительные гарантии закрепляются в Федеральных законах.

Коренные малочисленные народы РФ – это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, численностью не более 50 тыс. человек, осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Коренным малочисленным народам России гарантируются права:

1) на замену военной службы альтернативной гражданской службой;

2) на сохранение и развитие своей самобытной культуры;

3) на территориальное общественное самоуправление;

4) на объединение в общины и иные общественные объединения;

5) на представительство в законодательных (представительных) органах субъектов РФ и представительных органах местного самоуправления;

6) на судебную защиту в случае нарушения прав представителей малочисленных народов либо дискриминации, выразившейся в какой бы то ни было форме.

Коренным малочисленным народам России гарантируется право на социально-экономическое и культурное развитие, защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни и хозяйствования.

ж) единство денежной и кредитной системы.

Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.

 

 43. Государственная территория.

     Согласно ст. 67 Конституции РФ территория — один из основных признаков государства, определяющий простран­ство, на которое распространяется суверенитет и власть го­сударства. Каждое государство заинтересовано в ясном оп­ределении пределов своей территории, поскольку террито­риальные споры с соседями рождают много трудностей, а порой чреваты военными конфликтами. Для федеративных государств правовое закрепление своей территории имеет не только международно-правовое, но и внутреннее, государ­ственно-правовое значение. От этого зависят границы феде­рального суверенитета, т.е. поле действия федерального за­конодательства.

В конституционном праве России есть понятия «терри­тория Российской Федерации» и «территория субъекта Феде­рации». Отношение между ними самое простое: первая вклю­чает в себя территории своих субъектов. Однако Федерация не вправе по собственному усмотрению менять границы субъек­тов. Границы между ними могут быть изменены только с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67 Конституции РФ).

Территория является атрибутом любого государства. Объективно представляя собой пространственные пределы осуществления государственной власти, территория зако­номерно ассоциируется с могуществом и величием государ­ства, либо с ее слабостью и уязвимостью.

Территория Российской Федерации — часть земного шара, находящаяся под ее суверенитетом. В состав террито­рии России входит не только ее сухопутная часть, но также внутренние воды, территориальное море, воздушное простран­ство над территориями субъектов (ч. 1 ст. 67). Внутренние воды состоят из рек, озер, заливов и др. Территориальное море (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и при­лежащей зоне Российской Федерации») — это примыкаю­щий к сухопутной территории морской пояс шириной до 12 морских миль. Воздушное пространство, по сложившей­ся правовой практике, имеет высоту до 100 км.

Под сухопутной и водной территориями расположены не­дра (часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, до­ступных для геологического изучения и освоения), о ко­торых Конституция РФ не упоминает. Тем не менее по сложившемуся обычаю они также входят в понятие госу­дарственной территории до технически доступной глубины, что означено в Законе РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (в ред. от 3 марта 1995 г., с последующими изменениями и дополнениями).

К территории морских государств непосредственно при­мыкают, хотя в нее и не входят, континентальный шельф и исключительная экономическая зона. Конституция РФ за­крепляет в отношении них свои суверенные права и юрис­дикцию, которые, однако, осуществляются в порядке, уста­новленном не только внутренним законодательством, но и нормами международного права (ч. 2 ст. 67 Конституции РФ).

Континентальный шельф Российской Федерации (Феде­ральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О конти­нентальном шельфе Российской Федерации» (с последую­щими изменениями и дополнениями)) включает в себя мор­ское дно и недра подводных районов, находящихся за пре­делами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории или на расстоянии 200 миль от берега.

Исключительная экономическая зона (Федеральный за­кон от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) — это морское про­странство шириной до 200 миль от берега.

Охрана территории континентального шельфа и исклю­чительной экономической зоны входит в ведение Российской Федерации (п. «н» ст. 71 Конституции РФ). Федерация при­звана обеспечивать свою территориальную целостность стра­ны и ее субъектов. Пределы распространения государствен­ного суверенитета очерчены государственной границей. Ре­жим государственной границы Российской Федерации уста­новлен Законом РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Госу­дарственной границе Российской Федерации» (с последую­щими изменениями и дополнениями), а также рядом дру­гих нормативных актов и международных договоров с со­предельными государствами.

Установление государственной границы осуществляется приграничными государствами в два этапа: делимитация (установление границы на крупномасштабной карте меж­правительственной комиссией с подписанием соответствую­щих документов) и демаркация (установление пограничных знаков на местности). В делимитации и демаркации Госу­дарственной границы, разработке нормативных правовых актов, устанавливающих режим Государственной границы Российской Федерации, участвует Федеральная погранич­ная служба.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.012 с.)