Законодательная и исполнительная власть в конституционной модели разделения властей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательная и исполнительная власть в конституционной модели разделения властей.



Законодательная власть является главной из властей, так как по законам, которые она принимает функционируют все остальные ветви власти.

Федеральное собрание по своей структуре является сложным органом. Благодаря своему особому способу формирования оно выражает сразу несколько принципов государственного устройства, например, принципы федерализма многопартийности и разделения властей.

Федеральное Собрание осуществляет следующие основные функции законодательную, представительскую, контрольную и финансовую.

Законодательная функция подразумевает формирование правового поля страны, правовую регуляцию тех отношений, которые этого требуют. Посредством представительной функции выражается воля народа, как единственного источника власти в государстве. Ни правительство, ни судебная система не имеют такой функции. Казалось бы, ее осуществляет и президент, что в принципе правда, но президент никак не представляет интересы меньшинства, голосовавшего против него, в отличие от парламента. Контрольная функция обусловлена системой «сдержек» и «противовесов».

Содержание финансовой или финансово-бюджетной функции охватывается деятельностью Государственной Думы по утверждению федерального бюджета и контролю за его исполнением, а также (в определенной степени) реализацией этой палатой полномочия, связанного с назначением на должность и освобождением от должности Председателя Центрального банка РФ. Именно через эти функции парламента, сложившиеся уже давно, и реализуется суверенная воля народа.

Согласно Конституции, важным является то, что парламент может принимать законы в любой сфере деятельности кроме сферы исключительного ведения субъектов РФ. Это общая компетенция законодателя.

 У парламента есть и специальная компетенция, при чем у каждой палаты она своя. Специальная компетенция связана с желанием передать представительному органу решение важных государственных вопросов. Например, амнистия и назначение выборов президента.

В специальную компетенцию Совета Федерации входят следующие вопросы:

а) вопрос об утверждении изменения границ между субъектами РФ при их взаимном согласии.

б) Подтверждение введения президентом военного и чрезвычайных положений.

в) Разрешение использования Вооружённых сил вне пределов территории страны.

г) После истечения срока президентства или в связи досрочного прекращения полномочий президента Совет Федерации назначает выборы президента.

д) Назначение на должности: судей Конституционного Суда, Верховного Суда, генерального прокурора и его заместителей, членов центральной избирательной комиссии, заместителя председателя счетной палаты и половины его состава аудиторов. Освобождение от должности генерального прокурора, заместителя председателя счетной палаты и половины её заместителей.

е) Возможность обратиться в Конституционный суд РФ для проверки конституционности отдельных НПА.

В специальную компетенцию Государственной Думы входят следующие вопросы:

а) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.

б) выражение недоверия Правительству РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 117 Конституции РФ Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ Предложение о выражении недоверия может вносить группа численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов палаты.

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Кандидатуры на должность Председателя Счетной палаты и аудиторов Счетной палаты представляются Комитетом Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам.

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ.

е) Обвинение президента в тяжком преступлении, что является началом для процедуры отстранения президента от занимаемой им должности.

ж) объявление амнистии.

з) обращение в Конституционный Суд Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 129)

Крайне важным вопросом в компетенции Федерального Собрания является бюджетная политика. Именно парламент устанавливает общие принципы налогообложения, утверждает бюджет, валютное и финансовое регулирование. И уже исходя из выделенного бюджета свою деятельность осуществляет правительство.

Некоторым существенном перечнем полномочий федеральное собрание обладает и в вопросах войны и мира. Например, при заключении мира должен быть издан соответствующий федеральный закон. В случае же агрессии со стороны другого государства федеральное собрание будет иметь намного меньше функций, чем президент.

Таким образом, в российской системе разделения властей парламент выполняет вторую по своей значимости роль после президента. У него в руках, в отличие, например, от правительства есть много рычагов системы сдержек и противовесов. В том числе парламент в рамках своих специальных полномочий осуществляет много функций выходящих за рамки законотворчества. Эти функции переданы федеральному собранию прежде всего не как законодательному, а как представительному органу ввиду своей особой важности.

Нормативно правовые акты, которые парламент принимает определяют дальнейший курс развития страны и ее функционирование в настоящем. Единственное ограничения для принимаемых актов – это соответствие Конституции, однако на данном историческом этапе наша Конституция довольно активно изменяется и, следовательно, внесение изменений в главы 3-8 Конституции не являются для федерального собрания чем-то невозможным.

А в соответствии с принимаемым законодательством будут осуществлять свою деятельность и остальные ветви власти. Так что единственная ветвь власти способная законным путем изменять структуру, уже сложившегося разделения властей – это законодательная власть[3].

Согласно статье 110 Конституции правительство осуществляет исполнительную власть в нашей стране. Исполнительная власть одобряет и публикует принятые законодательной властью законы, соблюдает их и организует их исполнение, разрабатывает и исполняет бюджет, вносит в парламент свои проекты законов, косвенно участвуя в осуществлении законодательной и судебной властей.

Исполнительная власть в целом просто призвана обеспечить правильную работу остальных ветвей власти, и соблюдение законодательство в той части в которой оно за это ответственно. Правительство вообще не играет активной роли в системе сдержек и противовесов, то есть своих рычагов влияния на другие ветви власти оно не имеет.

Оно так же осуществляет некоторые законодательные функции, принимая свои подзаконные акты, но они не могут противоречить текущему законодательству и указам президента. То есть такое нормотворчество уместно в обычно достаточно узких областях права связанных с деятельностью конкретных министерств и ведомств в своей сфере.

Правительству даже не принадлежит вся правота исполнительной власти, так как часть функций реализуется исключительно президентом. И более того, в своих действиях правительство подотчетно государственной думе по тому кругу вопросов, который определяет сама государственная дума. Ни федеральное собрание, ни президент, ни органы судебной власти никому не подотчетны в той степени и форме, в какой исполнительная власть подотчетна законодательной. Все вышеперечисленное на мой взгляд ставит правительство на самую низкую ступень в структуре разделения властей.

Таким образом, Парламент по количеству и качеству реализуемых функций соперничает с президентом и уступает лишь ему по влиянию на другие ветви власти, что на наш взгляд является верным, так как это представительный орган власти, а единственным источником власти в Российской Федерации по Конституции является народ. Правительство в то же время не имеет влияния на другие ветви власти, реализуя свои функции по прежде всего обеспечению их деятельности и правопорядка в стране.

 

2.3. Судебная власть в системе разделения властей в Российской Федерации.

Судебная власть является сильной ветвью власти и в теории и на практике. Судебная власть наиболее независима в реализации своих полномочий. Это обеспечивается в основном принципом несменяемости судей и тем, что в системе сдержек и противовесов ни у каких других ветвей власти нет способов воздействия на судебную власть.

В тексте Конституции нет ни указания на то, что все три ветви власти равны между собой, ни положений о том, что какие-то ветви власти выше других по значению или полномочиям. Мнение правоведов по этому вопросу так же различны, однако у судебной власти есть особое место при обоих этих подходов. В случае равенства властей, судебная власть является арбитром между исполнительной и законодательной властями, как и в какой-то степени президент. Если же у властей есть иерархия, то судебная власть является наивысшей. Ее ограничивает только Конституция и те законы, которые она не может признать не конституционными.

Судебная власть осуществляется только на основе деятельности других ветвей власти, что является одной из главных причин возможности существования правового государства.

Взаимоотношения судебной власти и законодательной строится исключительно на нормах Конституции РФ и федерального законодательства, анализ которых позволяет выделить несколько направлений. 

Во-первых, функционирование судебной власти основано на актах принимаемых законодательной властью. Такие акты не могут нарушать те нормы, которые установлены конституцией в отношении судебной власти.

Во-вторых, Верховный суд и конституционный суд имеют право законодательной инициативы. Так как судьи непосредственно соприкасаются со всеми отраслями права, они, создавая законопроекты помогают эффективно совершенствовать законодательство.

В-третьих, Конституционный Суд РФ в силу ч. 3 ст. 125 Конституции РФ решает споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, между субъектами Федерации, между высшими государственными органами субъектов Федерации. 

В-четвертых, свой вклад в законодательный процесс вносит Конституционный суд еще и посредством толкования Конституции по просьбе любой из палат парламента.   

В-пятых, В соответствии со статьей 100 Конституции Конституционный суд обращается с посланием к федеральному собранию.

В-шестых, Решения, принимаемы конституционным судом российской федерации обязательны для исполнения законодательной ветвью власти. 

В науке существовали некоторые разногласия к какому типу деятельности относится работа конституционного суда к контролю или к надзору. Большинство правоведов сейчас говорят определенно о наличии конституционного надзора и выделяют следующие различия: 1) Контроль является функцией осуществляемой непрерывно, а надзор осуществляется при возникновении необходимости  2) результатом контроля является принятие конкретных действий по устранению правонарушений, а у надзора это лишь констатация факта нарушения и приказ соответствующему органу о необходимости исправления нарушений 3) орган надзора не имеет права отменять незаконный акт и наказывать нарушителя; 6) между надзорным и поднадзорным нет отношений подчиненности и подведомственности;

Взаимодействие с исполнительной властью строится в основном в области проверки конституционности принимаемых исполнительной властью нормативно правовых актов. Суд так же разрешает споры различных органов власти об их компетенциях, и отвечает на обращения граждан в связи с неудовлетворительной работой органов исполнительной власти. Взаимодействие так же раскрывается в реализации исполнительной властью приговоров суда.

Следовательно, суд особенно выделяется среди других властей своей самостоятельностью и независимостью, но и он не существует в вакууме постоянно вступая в продуктивные отношения с другими ветвями власти.

Таким образом независимость судебной власти, выше которой находится только Конституция является самоограничением правового государства, без которого оно существовать не может, ведь если суды не независимы, то верховенства права не могло бы функционировать.

Таким образом, в системе разделения властей, помимо осуществления правосудия суды имеют несколько других полномочий, которые ставят суд на место арбитра и надзорного органа за остальными ветвями власти. В сравнении с президентом суды в отличии от него не координируют остальные органы власти и не определяют направление развития, а только решают конфликты, возникающие между ними, руководствуясь прежде всего конституцией. На саму же судебную власть никто оказать влияние не может. Кто-то может счесть то, что президент выбирает кандидатур для Верховного и Конституционного Судов за элемент такого влияния, однако, из сложившегося обычая очевидно, что президент может назначить не любого человека, соответствующего требованиям, а лишь наиболее авторитетных и заслуженных из них.   



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.163 (0.018 с.)