Президент в системе разделения властей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Президент в системе разделения властей.



Вопрос о статусе президента в России до сих пор является актуальным, во-первых, из-за важности этой фигуры и, во-вторых, из-за её нахождения как бы вне классической структуры разделения властей. Согласно статье 80 Конституции РФ глава государства в целом занимается обеспечением деятельности остальных ветвей власти, имея рычаги влияния на каждую из них, и при этом не к одной из них не относясь.

Таким образом, основополагающий нормативно правовой акт нашей страны, то есть Конституция однозначно определяет место президента вне трёх ветвей власти, но при этом формулировки Конституции в данном аспекте не являются достаточно чёткими, в связи с чем трактовать возможную величину воздействия президента на другие органы государственной власти можно очень широко.

Следовательно, в правовой науке существует несколько подходов к решению данного вопроса, они не имеют устоявшихся названий, так что в дальнейшей работе будут именоваться функциональным и правовым.

Одним из важнейших положений функционального подхода является то, что те действия, которые фактически выполняет президент относятся главным образом к исполнительной власти, а остальные его полномочия являются гиперболизацией его влияния на остальные ветви власти. Основанием для сложившегося положения дел является необходимость в центре для организации и координации деятельности государственных органов.

Еще один тезис функционального подхода состоит в том, что применение того инструментария, для анализа места президента в системе сдержек и противовесов, который подразумевает разделение власти на три ветви без выделения самостоятельных органов является возможным и необходимым. 

То есть согласно этому подходу фактически во главе исполнительной власти находится президент РФ. Если буквально интерпретировать конституцию, то нельзя сделать такой вывод, но в реальности он и возглавляет исполнительную власть. Например, Г.В. Дёгтев пишет, президент отдалён от всех ветвей власти, но ближе всего именно к исполнительной. 

Формальный или же правовой подход утверждает, что глава государства ни к одной ветви власти не принадлежит и, следовательно, ни одну не возглавляет. Это корреспондирует и с тем, что президент находится над всеми остальными ветвями власти, являясь арбитром между ними. Как считает Н. М. Добрынин то, что президент не включен ни в одну из ветвей власти является предпосылкой к его функции обеспечения взаимодействия органов государственной власти. Соответственно, в этом случае можно говорить о существовании четвертой ветви власти.

Таким образом, можно сказать, что в науке нет единой точки зрения на данный вопрос, так как обе позиции имеют свои достоинства и недостатки. Но мы способны более точно определить место президента в системе разделения властей, обратив внимание на его функции.

В Конституции закреплены полномочия президента в отношении каждой из ветвей власти, но количество и качество этих полномочий по отношению к каждой ветви отличается.

В отношении судебной власти президент обладает относительно небольшими полномочиями, по сравнению с остальными ветвями власти. У президента есть право помилования, а также президент почти полностью контролирует судейский корпус. Президент сам назначает всех федеральных судей, и он же представляет кандидатуры судей для Верховного и Конституционного Судов и генерального прокурора с его заместителями, согласно статье 83 Конституции.

Законодательных полномочий у главы государства несколько больше. Он обладает правом законодательной инициативы, согласно статье 84, то есть представляемые им законопроекты должны рассматриваться в государственной думе. Помимо прочего он может издавать указы и распоряжения, согласно статье 90, которые не должны противоречить законам, но зато обязательны для исполнения на всей территории РФ.

Так же подписание президентом законопроекта – финальная стадия принятия закона. Он отвечает за подписание и опубликование закона, согласно статье 84 и кроме того обладает правом вето. Но вето может быть преодолено, если за законопроект проголосует не менее 2/3 от численности депутатов государственной думы. То есть установить абсолютный запрет на принятие законопроекта президент не способен.

Президент взаимодействует с советом федерации в нескольких случаях. Во-первых, Совет Федерации утверждает кандидатуры на должность генерального прокурора и судей Верховного и Конституционного Судов, которых представляет президент, а также в совете федерации заседают на постоянной основе представители российской федерации в количестве 10 процентов от общей численности, а назначаются они президентом РФ. Так что можно сказать, что влияние президента на совет федерации довольно ограничено.

Основным правом в отношении законодательной власти у президента является возможность роспуска государственной думы в случаях трёх кратного отклонения кандидатуры на должность председателя правительства и в случае двукратного выражения недоверия правительству РФ. Это показывает наличие контрольных полномочий президента в отношении законодательной власти.

Совершенно очевидно, что наибольшими полномочиями президент обладает в области исполнительной власти. Первый круг полномочий связан с формированием кадрового состава Правительства. Президент, как мы выяснили ранее сам, назначает председателя правительства. Хоть формально государственная дума и должна его утверждать, но отказаться от предложенной кандидатуры более трёх раз она не способна. Следовательно, государственная дума здесь решающего влияния не имеет[2]. В том числе он утверждает и освобождает от должности федеральных министров и заместителей председателя правительства [1. П. «а», «д» ст. 80].

Второй круг полномочий связан с возможностью отменять постановления и распоряжения правительства РФ, если они не соответствуют существующему законодательству. Третий круг полномочий связан с правом присутствовать на заседаниях правительства РФ. Благодаря этому Президент, во-первых, направляет деятельность правительства, присутствия на заседаниях, формирует планы правительства. И, во-вторых, осуществление контрольных функциях за деятельностью правительства.

Глава государства осуществляет свои контрольные полномочия не только в областях законодательной и исполнительной власти, а вообще на все государственные органы. Этот контроль реализуется за счет вспомогательных органов и структур, таких как: Администрация Президента России, полномочные представители Президента России в федеральных округах, советы и комиссии при Президенте России. Благодаря деятельности вышеперечисленных институтов Президент получает наиболее полное представление о реальном положении дел о деятельности государства.

Большинство конфликтов, происходящих между государственными органами способны разрешаться согласительными процедурами, осуществляемыми главой государства. У президента есть много возможностей при выборе компромисса между сторонами конфликта, но он обязан быть беспристрастным к тем органам, конфликт которых решает.

Согласительные процедуры, применяемы главой государства доказывают то, что президент на практике реализует не только контрольные функции, а и координационные, обеспечивая эффективное взаимодействие государственных органов власти.

Таким образом, в Конституции не закреплен институт президентства как четвертой ветви власти. Модно сказать, что его полномочия как главы государства являются более важными нежели те полномочия, которые он осуществляет в области исполнительной власти. Следовательно, президент, не входя ни в одну из ветвей власти способен наиболее полно координировать и контролировать деятельность других государственных органов.

Подводя итог, можно, совместив два этих подхода, сказать, что отдельная, президентская, ветвь власти действительно существует. Она осуществляет свои функции и в форме постоянного взаимодействия, и в форме разового вмешательства. Притом президент обладает и координационными и надзорными полномочиями, он так же обязан урегулировать возникающие между органами власти конфликты.

Следовательно, оба подхода неверны лишь отчасти, что в совокупности показывает лишь эволюцию политико-правовой мысли в российской науке. На практике же, обособление института президентской власти можно рассматривать как комплексное явление, связанное с перспективой дальнейшей управленческой декомпозиции органов государственной власти. В свою очередь, это является составляющей реакционных тенденций децентрализации российского управления, возникших как реакция на централистские новеллы административной реформы и административного реформирования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.213.126 (0.007 с.)