Инновации в социально-культурном сервисе и туризме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновации в социально-культурном сервисе и туризме



Инновации в социально-культурном сервисе и туризме

 

Конспект лекций

 

ВВЕДЕНИЕ

Туризм и сервис в последние годы стали важными направлениями инновационной деятельности. Специалисты отмечают, что распространение инноваций в индустрии гостеприимства и туризме способствует развитию положительных социально-экономических тенденций.

Для того чтобы выжить, организации и люди вынуждены меняться ради приспособления к ситуациям и событиям, возникающим с ними и вокруг них. Организации социально-культурного сервиса и туризма (СКСиТ) также постоянно приспосабливаются и совершенствуются. Чтобы не просто выжить, а расти и развиваться, они вынуждены очень серьезно изменять себя для достижения поставленных целей.

Сообщество, государство, частный бизнес предъявляют особые требования к развитию сервиса и туризма, которые базируются на удовлетворении потребностей людей посредством оказания услуг. Во многих странах гостеприимство, сервис и туризм играют значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Они выступают своеобразным катализатором социально-экономического развития и оказывают огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и др. В свою очередь на развитие индустрии гостеприимства и туризма воздействуют различные факторы: социальные, экологические, культурные, экономические, политические, правовые, исторические, научно-технические.

Инновационная деятельность является важнейшим способом обеспечения конкурентных преимуществ на предприятиях СКСиТ, что и определяет актуальность данной дисциплины.

Теоретической и методической основой настоящего учебного пособия послужили немногочисленные научные публикации отечественных и зарубежных ученых, посвященные инновационной деятельности, а также разработки автора применительно к туризму и сервису.

В соответствии с новым образовательным стандартом РФ дисциплина «Инновации в социально-культурном сервисе и туризме» относится к циклу специальных (федеральный компонент) и изучается студентами ДВГУПС (специальность 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»).

 

Вопросы для повторения

1. Охарактеризуйте различные подходы к понятию «инновация».

2. По каким критериям классифицируют инновации?

3. В чем суть теории длинных волн?

4. Какие характеристики присущи современным технологиям?

 Рекомендуемый библиографический список [5, 6, 15, 46, 48].

 

Лекция 2. Инновационный процесс: этапы и характеристика

План:

2.1. Сущность и формы инновационного процесса.

2.2. Распространение и диффузия нововведений.

2.3. Субъекты инновационного процесса.

 

Лекция 3. Инновационная инфраструктура

 

План:

3.1. Понятие инновационной инфраструктуры.

3.2. Элементы инновационной инфраструктуры и их характеристика.

Понятие инновационной инфраструктуры

Инфраструктура инновационной деятельности – совокупность субъектов инновационной деятельности, обеспечивающих условия, необходимые для осуществления инновационной деятельности и функционирования инновационных процессов.

В настоящее время существует довольно разветвленная сеть организаций, способствующих развитию инновационной деятельности (табл. 1).

 

Таблица 1

 

Вопросы для повторения

1. Что такое «инновационная инфраструктура? Какова ее роль в инновационной деятельности?

2. Раскройте сущность каждого элемента инновационной инфраструктуры.

3. Каковы проблемы в организации инновационной инфраструктуры в России?

 Рекомендуемый библиографический список [25, 31, 36, 37].

 

 

Вопросы для повторения

1. Поясните взаимосвязь понятий «инновация» и «предпринимательство».

2. Охарактеризуйте окружающую среду и ее составляющие.

3. Какие виды предпринимательства в СКСиТ существуют? Приведите примеры.

 

 Рекомендуемый библиографический список [12, 32, 34, 40].

 

Вопросы для повторения

1. Каковы причины необходимости инновационной деятельности на предприятиях СКСиТ?

2. По каким направлениям осуществляется инновационная деятельность в сфере сервиса и туризма?

3. В чем причины провала продуктов-новинок на рынке?

4. В чем отличие выведения на рынок традиционных и инновационных продуктов?

 Рекомендуемый список литературы [1, 4, 29, 30, 38].

 

Система работы с идеями

В компании должна существовать достаточно простая система работы с идеями, чтобы любой человек смог без труда ею воспользоваться.

Подача идеи. Удобнее всего завести специальную страничку («копилку идей») на внутрифирменном сайте, где сотрудники будут подавать предложения в установленной форме. Человек вкратце объясняет суть, отмечая в соответствующих графах свое имя, фамилию и дату.

Другой вариант: сообщения на фирменном электронном бланке отправляются по специальному адресу, известному любому сотруднику.
Послание должно включать имя автора, дату поступления предложения, а также суть идеи, причину ее возникновения, цель, перечень планируемых действий для реализации, предполагаемые результаты, слабые места и опасности в реализации идеи, предложения по их устранению, предположительные сроки претворения разработки, предлагаемый ответственный за воплощение идеи.

Координация прохождения идеи. Поданные рацпредложения должен обрабатывать специально назначенный аналитик или, в зависимости от масштабов фирмы, служба.

Оценка идеи. Менеджер, анализирующий предложение, должен в установленный срок (обычно до семи дней) вынести одно из трех решений, аргументировав свою позицию: внедрить, отправить на доработку, отклонить. Ответ направляется по электронной почте автору, копия – координатору.

В некоторых компаниях процедура оценки идей выглядит следующим образом. Каждое предложение, размещенное на внутрикорпоративном сайте, имеет графу «комментарии». Здесь высказываются представители инновационного комитета (три-пять человек из числа топ-менеджеров, переизбираемых сотрудниками ежегодно). Оценки могут быть такими: «не возражаю, выполняйте», «представьте мне подробно в письменном виде», «срочно реализовать, о результатах доложить, ответственный такой-то» или «можно, но за счет прибыли вашего подразделения».

Реализация идеи. Воплощение одобренной идеи поручается самому инициатору (или группе, которую он возглавит) либо сотруднику, никак не связанному с разработкой предложения, но располагающему необходимыми для его осуществления ресурсами. Некоторые компании все больше склоняются к последнему варианту, считая, что «генератор» не может хорошо внедрять идеи в жизнь, поскольку тип мышления у него принципиально иной, чем у «внедренца». По мнению специалистов, положительным результатом можно считать внедрение не менее 30 % зарегистрированных в компании идей.

 

Стимулирование персонала

Сотрудникам, получающим процент от прибыли компании, дополнительная мотивация для подачи идей обычно не требуется: у них и без того есть стимул искать пути сокращения издержек и сроков реализации проектов. В других случаях необходимо продумать систему мотивации.

Баллы. За каждую идею, даже ту, которая не будет осуществлена, ее автору начисляется балл. После набора заранее оговоренного числа баллов работнику выплачивается премия. Конечно, персонал следует заранее предупредить, что заведомые отписки не учитываются при начислении баллов.

Возможна оценка идеи в двух номинациях: «полезность» и «инновационность». При выставлении оценок анализируется влияние предлагаемых изменений на выпускаемый продукт/услугу, технологии обслуживания клиентов, а также совершенствование деятельности организации в целом. Оценки выставляют по пятибалльной шкале.

Премирование и проценты от экономического эффекта. Если идея воплощена, автору и тому, кто предложение реализовал, выплачивается премия. Это может быть определенная доля дополнительной прибыли (по итогам осуществления проекта или за фиксированный период, скажем, за первый год). Речь может идти о 15–20 % от экономического эффекта первого года (с учетом того, что в этот период эффект часто оказывается не слишком большим). В некоторых компаниях премия выплачивается сотруднику, участвовавшему в процессе рождения или воплощения идеи, даже если он уже не работает в фирме.

Материальное стимулирование. Иногда экономический эффект оце­нить трудно, тогда человека стоит наградить денежным призом или ценным подарком.

Увеличение свободного времени – например, в международной компании 3М действует правило, согласно которому ученые или изобретатели из научно-исследовательских центров корпорации могут совершенно официально посвящать поиску новых решений 15 % рабочего времени, используя научно-техническую базу фирмы.

Компания также должна заботиться, чтобы генерируемые ее сотрудниками рацпредложения не «уплывали» к конкурентам, и избегать исков, касающихся авторских прав, со стороны уже уволившихся работников.

Патентовать инновации, даже действительно интересные и оригинальные, удается далеко не всегда. Предложения по совершенствованию управленческих схем практически ни одна отечественная фирма не патентует, считая данную процедуру хлопотной и бесполезной.

Некоторые компании оговаривают в корпоративных документах два существенных пункта. Первое правило: все результаты деятельности сотрудников в рамках фирмы объявляются собственностью компании. Второе правило: если двое сотрудников прислали одинаковые идеи, автором считается тот, чье письмо пришло раньше; таким способом фирма страхуется от внутренних склок и конфликтов.

Действительно стоящую, по мнению координаторов инновационного процесса или руководителей фирмы, идею можно еще на стадии обработки предложений включать в список сведений, составляющих коммерческую тайну. В этом случае сотрудников, знающих о рационализаторском предложении, заставляют подписать документ о неразглашении. У данного подхода есть минус – бывает непросто точно очертить круг осведомленных.

Другой вариант – все работники подписывают документ, который гласит: любая идея, оформленная письменно, является коммерческой тайной компании. Недостаток этого метода в том, что люди, опасаясь случайно попасть под санкции, не все идеи оформляют письменно. В итоге велик риск упустить стоящее предложение.

Впрочем, многие организации не используют каких-либо специальных мер для защиты инновационных предложений.

Вопросы для повторения

1. Какова роль внутрифирменных инноваций в деятельности предприятия?

2. Что такое креативность? Покажите взаимосвязь понятий «креативность» и «инновация».

3. Предложите свои способы стимулирования персонала к разработке идей.

 Рекомендуемый список литературы [22, 41, 42, 43, 45, 47].

Вопросы для повторения

1. Что такое туристско-рекреационная зона? Какие условия для ее организации необходимы?

2. Какие составляющие формируют характер туристского центра?

3. С какими целями могут создаваться туристские центры?

4. Охарактеризуйте модели развития туристских центров.

 Рекомендуемый библиографический список [8, 9, 32].

 

Эволюция бенчмаркинга

Эволюция бенчмаркинга включает 5 этапов.

Первое поколение – реинжиниринг или ретроспективный анализ продукта.

Второе поколение – бенчмаркинг конкурентоспособности – развивается как наука в 1976–1986 гг. благодаря деятельности фирмы «Ксерокс».

Третье поколение бенчмаркинга развивается в период 1982–1986 гг., когда предприятия – лидеры качества – выясняют, что проще поучиться у предприятий вне их сектора или отрасли, чем исследовать конкурентов.

Четвертое поколение – это стратегический бенчмаркинг, который рассматривается как систематический процесс, направленный на оценку альтернатив, реализацию стратегий и усовершенствование характеристик производительности на основе изучения успешных стратегий внешних предприятий партнеров.

Пятое поколение – глобальный бенчмаркинг рассматривается будущим инструментом организации международных обменов с учетом культуры и национальных процессов организации производства.

Выделяют следующие принципы бенчмаркинга.

1. Взаимность. Бенчмаркинг является деятельностью, основанной на взаимном отношении, согласии и обмене данными, которые обеспечивают «выигрышную» ситуацию для обеих сторон. Но взаимность не бывает вслепую. Сначала необходимо согласовать пределы диапазона информации, порядок обмена данными, логику проведения исследования. В бенчмаркинговом альянсе любой партнер должен иметь гарантии по поведению других и только уважение правил игры всеми участниками гарантирует всем хороший результат. Все должно быть заранее установлено и согласовано.

2. Аналогия. Оперативные процессы партнеров должны быть сходными. Может быть оценен любой процесс, только бы группа исследования могла перевести его в культурный, структурный и предпринимательский контекст своего предприятия. Аналогия процессов и установление критериев отбора партнеров по бенчмаркингу являются тем, от чего зависит успех деятельности.

3. Измерение. Бенчмаркинг – это сравнение характеристик, измеренных на нескольких предприятиях; целью является установление различия в характеристиках и возможность достижения их наилучшего значения. Важнейшим считается определение ключевых характеристик процесса, что позволяет улучшить их на основе изучения процесса.

4. Достоверность. Бенчмаркинг должен проводиться на основе фактических данных, точного анализа и изучения процесса, а не только на базе интуиции.

Вопросы для повторения

1. Охарактеризуйте различные подходы к понятию «бенчмаркинг».
С чем связано такое разнообразие трактовок?

2. Какие этапы в развитии бенчмаркинга существуют?

3. Каковы барьеры применения бенчмаркинга в России?

4. В чем суть метода «тайный покупатель»? Оцените эффективность его использования на предприятиях сервиса и туризма.

 Рекомендуемый библиографический список [24, 26, 32, 35, 44].

 

 

Вопросы для повторения

1. Какие меры по поддержке инноваций приняты в мировой практике?

2. В чем особенности инновационной деятельности в США?

3. Какова специфика поддержки инноваций в Японии?

4. Охарактеризуйте инновационную политику стран ЕС.

 

 Рекомендуемый библиографический список [10, 27, 28, 46].

 

Заключение

 

Инновация – это комплекс действий и его практический результат по использованию достижений научной и научно-технической деятельности в конкретной области науки, техники, технологии, организации в целях совершенствования характеристик объекта управления. Таким образом, инновации отражают процессы получения, накопления и использования новых знаний и новой информации.

Информационная основа инноваций проявляется в возможности распространения (тиражирования, диффузии) новшества на любой из стадий его реализации. Распространяться могут исходная идея новшества, изобретение как результат научно-исследовательских работ, результат проектирования (разработки) новшества, результат изготовления (внедрения) новшества.

В сфере предпринимательской деятельности на основе использования новых знаний и новой информации реализуется главный инновационный цикл: «создание–производство–потребление новшества».

Любые нововведения, особенно радикальные, вносят в отлаженную организацию элементы неустойчивости и неопределенности, приводящие к нарушению стабильности. Такое состояние характеризуется как кризисное, поэтому внедрение инноваций должно осуществляться по принципам.

Эффективность инновационных преобразований требует развитой научно-технической и инновационной инфраструктуры, формирование которой – одна из главных задач в общей проблематике инновационного менеджмента. Ее создание и постоянное совершенствование отвечает интересам государства, отдельных его регионов и каждого субъекта рыночной экономики.

Центральное место в инновационном процессе играют исследования и разработки, от правильности проведения которых зависит успех конечного результата. Значимость инновационной деятельности определила необходимость становления и развития дисциплины «Инновации в СКСиТ», которая изучает основные методы, функции и принципы инновационной деятельности, проблемы управления инновациями и способы их решения в сфере сервиса и туризма.

Все направления инновационной деятельности на рынке СКСиТ – маркетинговые и управленческие стратегии, организационные структуры и отношения – требуют тщательного изучения ввиду усиления их роли в современном мире.

Успех инновационной деятельности во многом зависит от того, какую роль ей отводит государство. В РФ уже наработан свой комплекс инструментов регулирования и поддержки инновационной деятельности. В этой связи полезен зарубежный опыт организации инновационной деятельности.

 

ГЛОССАРИЙ

 

Бенчмаркинг – систематическая деятельность, направленная на поиск, оценку и обучение на лучших примерах, независимо от размера, сферы бизнеса и географического положения предприятий.

 

Брендинг – процесс создания и управления брендом.

Венчурный бизнес – бизнес, ориентированный на практическое использование технических и технологических новинок, результатов научных достижений, еще не опробованных на практике.

 

Государственная инновационная политика – определение органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.

 

Жизненный цикл инновации – период времени от зарождения новой идеи, ее практического воплощения в новых изделиях до морального старения этих изделий и снятия их с производства. ЖЦИ состоит из шести стадий:

1) зарождение идеи и появление изобретения;

2) научные исследования и экспериментальная проверка возможности реализации изобретения;

3) появление нового изделия на рынке и формирование спроса (рост);

4) массовое изготовление новых изделий (зрелость);

5) насыщение рынка;

6) затухание продаж и вытеснение продукта.

 

Изобретение – новое техническое решение, имеющее изобретательский уровень и промышленное применение. Право на изобретение охраняет закон и подтверждает патент на изобретение, который действует в течение 20 лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство.

 

Инжиниринг – технические услуги по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции. Это консультации, экспертиза проектов, техническое обучение, передача технической информации.

 

Инкубатор – внебюджетная структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения и эффективной деятельности малых инновационных (венчурных) фирм, выполняющая следующие виды работ: экспертизу инновационных проектов; поиск инвесторов и предоставление гарантий; предоставление на льготных условиях помещений, оборудования; оказание на льготных условиях правовых, рекламных, информационных, консультационных и прочих услуг.

Инновация – нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта. Инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового (усовершенствованного) продукта, реализуемого на рынке или нового (усовершенствованного) технологического процесса, используемого в практической деятельности.

 

Инновационная деятельность – деятельность, направленная на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования.
Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами. Инновационная деятельность – деятельность по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного в практическом использовании. В полном объеме инновационная деятельность включает все виды научной деятельности, проектно-конструкторские, технологические, опытные разработки, деятельность по освоению новшеств в производстве и у их потребителей – реализацию инноваций.

 

Инноватика – специальная дисциплина, охватывающая вопросы методологии и организации инновационной деятельности.

 

Инновационная инфраструктура – комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности. В РФ инновационную инфраструктуру составляют: инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и др.

 

Инновационная программа – комплекс инновационных процессов и мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающих эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции или технологий.

 

Инновационная сфера – в РФ – область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции, включающая создание и распространение инноваций.

 

Инновационная фирма – юридическое лицо, созданное для отработки новых технологий на базе результатов научно-исследовательских работ. Обычно инновационная фирма учреждается инвестором, который становится ее совладельцем.

Инновационные технологии – наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения. Различают следующие виды инновационных технологий:

– внедрение;

– тренинг (подготовка кадров и инкубация малых предприятий);

– консалтинг;

– трансферт;

– аудит;

– инжиниринг.

 

Инновационный капитал – способность отраслей хозяйства или предприятий производить наукоемкую продукцию, отвечающую требованиям мирового рынка.

 

Инновационный потенциал – совокупность различных видов ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности.

 

Инновационный фонд – фонд финансовых ресурсов, созданный с целью финансирования научно-технических разработок и рисковых проектов. Источником финансовых ресурсов являются спонсорские взносы фирм и банков. Обычно средства фонда распределяются между претендентами на инвестиции на конкурсной основе.

 

Инновационный процесс – процесс преобразования научных знаний в инновацию. Главная его черта – обязательное завершение инноваций,
т. е. получение результата, пригодного для практической реализации.

 

Интеллектуальная собственность – исключительное право физического или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ и услуг (фирменное наименование, товарный знак и т. п.). Большинство объектов интеллектуальной собственности как результаты творческого труда имеют авторов, чьи имена сопровождают данные объекты. Товарные знаки и иные обозначения индивидуализируют субъекты и продукты обычного труда – товары, услуги.

 

Кадровые нововведения – целевая деятельность по внедрению кадровых новшеств, направленная на повышение уровня и способности кадров решать задачи эффективного функционирования и развития социально-экономических структур организации и ее подразделений.

 

Научно-техническая революция – совокупность качественных изменений в технике, технологии и организации производства, происходящих под воздействием крупных научных достижений и открытий и оказывающих определенное влияние на социально-экономические условия общественной жизни. Научно-техническая революция предполагает превращение науки в непосредственную производительную силу общества.

 

Научно-технический прогресс – использование передовых достижений науки и техники, технологии в хозяйстве, производстве с целью повышения эффективности и качества производственных процессов, лучшего удовлетворения потребности людей.

 

Нейминг – профессиональная деятельность, связанная с созданием броского, оригинального и запоминающегося названия для компании, товара или услуги.

 

Новшество – оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде открытий; изобретений; петентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т. п.); результатов маркетинговых исследований и т. д.

 

Ноу-хау – совокупность технических, технологических, коммерческих, организационных знаний, необходимых для организации производства. Ноу-хау не патентуется, так как в значительной части состоит из определенных приемов, навыков, производственного опыта. Ноу-хау наряду с патентами, товарными знаками, авторскими правами считается собственностью предприятия, фирмы. В качестве товара ноу-хау может осуществляться путем передачи технической документации, организации обучения персонала, участия специалистов в производственном процессе.

 

Патент – документ, удостоверяющий приоритет, авторство изобретения, полезной модели или промышленного образца и исключительное право на их использование.

 

Период окупаемости – показатель эффективности инновационных инвестиций, характеризующий срок, в течение которого они полностью окупятся. Рассчитывается делением общей суммы инвестиций в инновации на среднегодовой денежный поток, приведенный к настоящей стоимости.

 

Предпринимательство – это инициативная деятельность хозяйству­-ю­щих субъектов, связанная с новаторским использованием имущества, денежных средств и других ресурсов в целях достижения коммерческого и иного успеха на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой.

 

Предприниматель – человек, начинающий новое дело, основанное на инновационных идеях в сфере производства или услуг; идущий на риск, так как вкладывает свои средства и ресурсы.

Технопарк – компактно расположенный комплекс, функционирование которого основано на коммерциализации научно-технической деятельности и ускорении продвижения новшеств в сферу материального производства. Он может включать в себя научные учреждения, вузы, предприятия промышленности, службы сервиса и быта.

 

Технополис – специально созданный комплекс в одном регионе возле центра научных идей (небольшом городе, имеющем развитую инфраструктуру), включающий научные учреждения, исследовательские, внедренческие, консультационные и промышленные фирмы, ориентированные на разработку и продажу новшеств, внедрение инноваций. В рамках технополисов осуществляется полный инновационный цикл.

 

Товарный знак (товарная марка) – зарегистрированное в установленном порядке обозначение, проставляемое на товаре или упаковке и служащее для отличия товаров одной фирмы от товаров других фирм. Торговая марка – фирменный знак – символ для обозначения не одного, а всех товаров данной фирмы-производителя.

 

Библиографический список

 

Основной

1. Александрова, А. Ю. Международный туризм [Текст]: учеб. / А. Ю. Александрова. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 220 с.

2. Брендинг в управлении маркетингом [Текст] / ред. Н. К. Моисеева. – 2-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2006. – 336 с.

3. Управление инновациями [Текст]: 17-модульная программа для менеджеров / В. Н. Гунин [и др.]. – М.: ИНФРА М, 1999. – 332 с.

4. Жукова, М. А. Индустрия туризма: менеджмент организации [Текст] / М. А. Жукова. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 200 с.

5. Инновационный менеджмент [Текст]: учеб. / под ред. С. Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2002. – 327 с.

6. Иванов, И. А. Инновационный менеджмент [Текст]: учеб. для вузов / И. А. Иванов. – М.: БАРО-ПРЕСС, 2001. – 288 с.

7. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности [Текст]: науч. изд. /
В. Л. Макаров; РАН. – М.: Наука, 2004. – 880 с.

8. Квартальнов, В. А. Стратегический менеджмент в туризме. Современный опыт управления [Текст] / В. А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 496 с.

9. Квартальнов, В. А. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности [Текст] / В. А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 288 с.

10. Контуры инновационного развития мировой экономики. Прогноз на 2000–2015 гг. [Текст] / под ред. А. А. Дынкина. – М.: Наука, 2000. – 116 с.

11. Менеджмент организации [Текст]: учеб. пособие / под ред. З. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 432 с.

12. Медынский, В. Г. Инновационное предпринимательство [Текст]: учеб. пособие / В. Г. Медынский, Л. Г. Шаршукова. – М.: Инфра–М, 1997. – 145 с.

13. Управление инновационными проектами [Текст]: учеб. пособие /
Р. А. Михайлов [и др.]; под общ. ред. Ф. Й. Кайзера, Г. Г. Богомазова,
З. А. Сабова. – СПб.: ИНФРА-М, 2001. – 541 с.

14. Морозов, Ю. П. Инновационный менеджмент [Текст]: учеб. пособие / Ю. П. Морозов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 446 с.

15. Пригожин, А. И. Нововведения: стимулы и препятствия [Текст] /
А. И. Пригожин. – М.: Политиздат, 1989. – 234 с.

16. Рычкова, Н. В. Особенности маркетинговых инноваций [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н. В. Рычкова. – М.: Кнорус, 2005. – 241 с.

17. Сборник нормативных документов Хабаровского края (научно-технологическая политика инновационной деятельности) [Текст] / Администрация Хабаровского края. Комментарий по экономике; сост. А. Н. Шурилов. – Хабаровск: Инвест, 2001. – 98 с.

18. Тодосийчук, А. В. Основы управления инновационной деятельностью в организации [Текст]: учеб. пособие / А. В. Тодосийчук. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1997. – 136 с.

19. Управление инновациями [Текст]: учеб. пособие для вузов. В 3 кн. / под ред. Ю. В. Шленова. – М.: Высш. шк., 2002. – 153 с.

Дополнительный

20. Афанасьев, М. Время глобализации [Текст] / М. Афанасьев, Л. Мясникова // Международная экономика и международные отношения. – 2005. – № 10. – С. 11–19.

21. Алессандро, Д. Войны брендов. 10 правил создания непобедимой торговой марки [Текст] / Д. Алессандро. – СПб.: Питер, 2003. – 224 с. – Деловой бестселлер.

22. Бишоп, С. Тренинг изменений в организации [Текст] / С. Бишоп,
Д. Тейлор. – СПб.: ИНФРА-М, 2002. – 541 с.

23. Бхагвати, Д. В защиту глобализации [Текст]: пер. с англ. / Д. Бхагвати. – М.: Ладомир, 2005. – 448 с.

24. Васильевская, С. В. Бенчмаркинг – методическая основа выбора поставщика услуг в сфере менеджмента [Текст] / С. В. Васильевская // Стандарты и качество. – 2005. – № 11. – С. 44–48.

25. Васильева, Т. Н. Технопарки, технополисы, наукограды [Текст] /
Т. Н. Васильева. – М.: РГИИС, 2005. – 165 с.

26. Веснин, В. Р. Менеджмент [Текст]: учеб. / В. Р. Веснин. – М.:
ТК Велби, Проспект, 2004. – 504 с.

27. Герчикова, И. Н. Менеджмент [Текст]: учеб. / И. Н. Герчикова. –
3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 501 с.

28. Джордж, С. Всеобщее управление качеством. Стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях [Текст] /
С. Джордж, А. Ваймерскирх. – СПб.: Виктория, 2002. – 256 с.

29. Домнин, В. Н. Брендинг: новые технологии в России [Текст] / В. Н. Домнин. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с. – Маркетинг для профессионала.

30. Зайцева, Н. А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме [Текст]: учеб. для вузов / Н. А. Зайцева. – М.: Академия, 2003. – 224 с.

31. Инновационный менеджмент [Текст]: справ. пособие / под ред.
П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. – М.: Центр исследований и статистики науки, 2003. – 415 с.

32. Казанцев, А. К. Менеджмент в предпринимательстве [Текст]: учеб. пособие / А. К. Казанцев, А. А. Крупанин. – М.: ИНФРА, 2003. – 230 с.

33. Кац, К. И. Стимулирование международного туризма в XXI веке [Текст]: пер. с англ. / К. И. Кац, Г. Харрис. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 240 с.

 

34. Конышева, М. В. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии [Текст] / М. В. Конышева, Н. К. Моисеева. – М.: Финансы и статистика, 2001.

35. Коротков, Э. Принципы менеджмента: Управление в системе цивилизованного предпринимательства [Текст]: учеб. пособие / Э. Коротков,
К. Ховард. – М.: Инфра-М, 2003. – 512 с.

36. Краюхин, Г. А. Инновации, инновационные процессы и методы их регулирования: сущность и содержание [Текст] / Г. А. Краюхин, Л. Ф. Шайбакова. – СПб: ГИЭА, 2003.

37. Крылов, И. Англия готовит команды для технопарков России [Текст] / И. Крылов // Деловой мир. – 2000. – № 9.

38. Менеджмент на транспорте [Текст]: учеб. пособие / под общ. ред. Н. Н. Громова, В. А. Персианова. – М.: Академия, 2003. – 528 с.

39. Моисеева, Н. К. Стратегическое управление туристской фирмой [Текст] / Н. К. Моисеева. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 546 с.

40. Муравьев, А. И. Предпринимательство [Текст]: учеб. / А. И. Муравьев, А. М. Игнатьев, А. Б. Крутик. – М.: Лань, 2001. – 696 с.

41. Паркин, М. Сказки для коучинга. Как использовать сказки, истории и метафоры в работе с отдельными людьми и с малыми группами [Текст]: пер. с англ. / М. Паркин. – М.: Добрая книга, 2005. – 304 с.

42. Паркин, М. Сказки для тренеров. Как использовать сказки, истории и метафоры в обучении сотрудников [Текст]: пер. с англ. / М. Паркин. – М.: Добрая книга, 2005. – 304 с.

43. Паркин, М. Сказки для управления изменениями. Как использовать сказки для развития людей и организаций Текст]: пер. с англ. / М. Паркин. – М.: Добрая книга, 2005. – 240 с.

44. Уваров, В. В. Бенчмаркинг как современный метод управления бизнесом [Текст] / В. В. Уваров // Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. – № 4. – С. 35–41.

45. Управление персоналом на производстве [Текст]: учеб. пособие для вузов / под ред. Н. И. Шаталовой, Н. М. Бурносова. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 381 с.

46. Фатхутдинов, Р. А. Инновационный менеджмент [Текст]: учеб. для вузов / Р. А. Фатхутдинов. – 2-е изд. – М.: ЗАО «Бизнес-школа», «Интел-Синтез», 2000. – 624 с.

47. Фалько, С. Г. Организация и управление инновационной деятельностью на предприятии [Текст] / С. Г. Фалько. – М., 1998. – 125 с.

48. Шумпетер, И. Теория экономического развития [Текст] / И. Шумпетер. – М.: Прогресс, 1982. – 224 с.

 

 

инновации в социально-культурном сервисе и туризме

 

Конспект лекций

 

ВВЕДЕНИЕ

Туризм и сервис в последние годы стали важными направлениями инновационной деятельности. Специалисты отмечают, что распространение инноваций в индустрии гостеприимства и туризме способствует развитию положитель



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.45.162 (0.157 с.)