Тема 5. Социально - экономические параметры бедности и методология ее измерения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Социально - экономические параметры бедности и методология ее измерения.



Бе́дность — характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе (Коэффициент Джини, Индекс Тейла).

Бедность является следствием разнообразных и взаимосвязанных причин, которые объединяют в следующие группы:

· экономические (безработица, социальное неравенство, в том числе низкая заработная плата, низкая производительность труда, неконкурентоспособность отрасли),

· социально-медицинские (инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемости),

· демографические (неполные семьи, большое количество иждивенцев в семье, перенаселение),

· образовательно-квалификационные (низкий уровень образования, недостаточная профессиональная подготовка),

· политические (военные конфликты, вынужденная миграция),

· регионально-географические (неравномерное развитие регионов).[3]

· религиозно-философские и психологические (аскеза, как образ жизни, юродство)

По мнению экспертов международной гуманитарной организации «Оксфам», причины роста бедности и социального неравенства в мире, начиная с 2010 года, следующие:

· уклонение состоятельных людей от уплаты налогов,

· сокращение зарплаты рабочих,

· увеличение разницы между минимальным и максимальным уровнями оплаты труда

В мировой практике выделяются три основные концепции определения бедности: Абсолютная. Тесно связана с понятием черты бедности. Черта бедности (англ. poverty threshold, poverty line) — это уровень располагаемого дохода, валового дохода или потребления, ниже которого человек считается бедным. Абсолютная бедность часто измеряется как количество людей либо домохозяйств, чей уровень потребления или дохода ниже черты бедности.

Относительная. Меры относительной бедности выставляют относительную черту бедности и примеряют к ней доходы населения. В случае, когда реальные доходы всего населения растут, а их распределение не меняется, относительная бедность остаётся прежней. Таким образом, концепция относительной бедности является составляющей концепции неравенства. Однако это не значит, что меньшее равенство всегда означает меньшую относительную бедность, или наоборот.

Мера относительной бедности может показывать, например, сколько людей получают доход ниже четверти медиального. Такой подход особенно полезен при выявлении бедности в незнакомых обществах либо там, где сложно осуществить стоимостную оценку некоторого набора благ. Сравнение доходов с долей моды и средним гармоническим — дополнительные инструменты исследования стратификации общества.

Основоположником относительной концепции бедности является британский социолог Питер Таунсендruen, который рассматривал бедность как состояние, при котором из-за нехватки экономических ресурсов ведение привычного для большинства членов данного общества образа жизни становится невозможным. Свой анализ бедности он основывал на понятии набора испытываемых лишений, многомерной депривации, которую он понимал как «состояние наблюдаемого и доказуемого невыгодного положения индивида, семьи или группы на фоне сообщества, общества или нации в целом».

Понятие многомерной депривации было введено Таунсендом потому, что наряду с материальной депривацией, включающей такие показатели как питание, одежда, жилищные условия, предметы длительного пользования, место и состояние среды проживания, условия и характер труда, он использовал и показатели социальной депривации, включающие характер занятости, особенности проведения досуга, образование и др.

В настоящее время в рамках данного определения бедности сложилось два направления.

В рамках первого основной упор делается на средства к существованию, на способность покупать товары, необходимые для удовлетворения основных потребностей. В данном случае при конструировании относительной черты бедности используется показатель медианного, личного располагаемого дохода. В США граница относительной бедности соответствует 40 % медианного дохода, в большинстве стран Европы — 50 %, в Скандинавии — 60 %.

В рамках второго направления, получившего название гражданско-правовой теории бедности, бедность измеряется через лишения в широком смысле этого слова. В этом случае рассматривают, позволяют ли располагаемые средства полноценно участвовать в жизни общества, на основании определённых базовых наборов учитываемых лишений.

Масштабы относительной бедности не совпадают с масштабами абсолютной бедности. Абсолютная бедность может быть ликвидирована, но относительная бедность сохраняется всегда, вследствие того, что неравенство является непременным атрибутом стратифицированных обществ. Относительная бедность сохраняется и даже возрастает, когда стандарты жизни всех социальных слоев повышаются.

Если принять черту бедности за необходимые средства для поддержания жизнедеятельности, то можно определить все средства свыше этой черты как дискреционный доход (англ. discretionary income). Иногда применяют несколько черт бедности: собственно, для бедности и для крайней бедности (нищеты; англ. extreme poverty).

Всемирный банк в качестве порога абсолютной бедности задаёт существование на менее чем 1,25 американского доллара в день (курс рассчитывается по ППС). В 2015 году Всемирный банк увеличил черту бедности до 1,9 доллара в день.

У черты бедности как показателя есть один существенный недостаток: она не учитывает число домохозяйств, находящихся непосредственно над ней с малым от неё отрывом. Также необходимо отметить, что это позволяет существовать ситуации, когда бедность и неравенство растут, а число людей за чертой бедности снижается.

Субъективная. Это концепция бедности, основывающаяся на мнении, что только сам индивид может определить, беден ли он. Для определения уровня субъективной бедности существует множество подходов: можно узнать, сколько людей считают себя бедными, либо считают бедными своих друзей. Можно выявить субъективную абсолютную черту бедности, основываясь на общественном мнении, а затем сравнить с ней доходы населения.

Депривационный подход. Бедными считаются индивиды, чьё потребление не соответствует принятому в обществе стандарту, у которых нет доступа к определённому набору благ и услуг. То есть при данном подходе бедность определяется не только недостаточным доходом или низким потреблением товаров и услуг первой необходимости, но и низкокачественным питанием, недоступностью услуг образования и здравоохранения, отсутствием нормальных жилищных условий и прочее.

Таким образом, измерение уровня бедности с применением субъективного и депривационного подходов позволяет сделать вывод, что для населения значимым оказывается восприятие бедности не просто как существования на грани физического выживания. Бедность — это состояние, когда индивид не может обеспечивать более-менее приличное существование с учётом сложившихся в обществе социальных норм и общепринятых стандартов.

Именно в связи с таким пониманием бедности во многих источниках используют не доходы населения, а потребление. Потребление — это уже результат, не требующий расчётов располагаемого и дискреционарного доходов. Оно показывает, что оказалось доступным, а не могло стать таковым. Кроме того, в сельских местностях наблюдается высокая сезонность доходов, в то время как потребление колеблется меньше. Более того, в развивающихся странах высока доля неформального сектора в экономике, что дополнительно затрудняет сбор данных по доходам.

 

Однако и у расчётов уровня бедности по потреблению существуют свои недостатки, например, в северных странах с суровыми зимами потребление может колебаться ничуть не меньше, чем доход.

Иногда за черту бедности принимают минимальный уровень дохода или накопленного богатства, при котором индивиду предоставляются определённые финансовые услуги: займы или ипотека.

Сегодня социологи рассматривают ряд альтернативных определений для бедности, самым распространенным является: неспособность приобрести или иметь доступ к базовой корзине услуг. Список услуг из корзины являются разными, например, для США он включает медицинскую страховку, банковский счет в Великобритании, где медицинское обслуживание покрывается государством.

Показатели бедности.

Черта бедности. В широком смысле слова представляет границу, разделяющую бедных и небедных. Для определения черты бедности используют уровень располагаемого дохода, валового дохода или потребления, ниже которого человек считается бедным.

В России в современных условиях в основу оценки бедности положена абсолютная концепция определения черты бедности.

Уровень бедности. Представляет собой долю населения, семейный доход которой находится ниже какого-то абсолютного уровня, называемого чертой бедности, и не имеющую возможности приобрести товары из минимальной потребительской корзины (выражается в процентах). При определении уровня бедности измеряются доходы домохозяйств, так как возникают трудности с разделением потребления конкретного человека в семье.

Показатель уровень бедности прост в использовании и понимании, однако он не дает представления о том, насколько бедны те или иные группы населения, насколько их доходы ниже границы бедности, поэтому при определении динамики бедности и оценки эффективности мер по борьбе с ней он может привести к погрешностям. К таким, например, как: при изменении границы бедности доля бедных остается неизменной, хотя на борьбу с бедностью тратятся значительные финансовые ресурсы, т.е. уровень бедности не чувствителен к изменениям доходов бедных. В таком случае более очевидную оценку динамики бедности дает показатель дефицита дохода, характеризующий глубину.

       Глубина бедности (индекс разрыва бедности, дефицит дохода, дефицит потребления). В его основе лежит разница между чертой бедности и уровнем соответствующего показателя благосостояния (потребление, расходы, доходы и др.) бедных, т.е. показатель отражает степень превышения черты бедности над уровнем расходов или средним доходом бедных. Российская макростатистика оценивает глубину бедности как сумму доходов, которую необходимо доплатить всем бедным, чтобы они перестали быть таковыми, в процентном выражении от объемов доходов всего населения.

Однако есть недочет у этого показателя: он не чувствителен к остроте бедности.

       Острота бедности. Данный показатель является одним из наиболее простых суммарных показателей, посредством которого при оценке совокупной бедности значения показателя глубины бедности у бедных взвешиваются сами на себя (возводятся в квадрат). Он является важнейшим критерием оценки бедности, способным отразить изменения степени серьезности проблемы и определить максимальную глубину бедности. Отличие же индекса остроты бедности от индекса глубины бедности состоит в том, что при расчете второго придается больший удельный вес домохозяйствам с более значительным дефицитом доходов (расходов). Показатель остроты бедности характеризует неравенство среди бедных слоев населения. Степень расслоения можно определить с помощью коэффициента Джини. По последним данным, в 2013 году коэффициент Джини по денежным доходам составил 0,418 [3], что говорит о высокой концентрации неравенства.

При определении показателя остроты бедности необходимо соблюдать следующий принцип: давать деньги не самому бедному, а самому богатому из бедных, тогда удастся снизить уровень бедности.

         Профиль бедности. Предполагает анализ социального состава бедных слоев населения, изменяющегося во времени. С помощью него возможно получить сведения о том, кто подвержен риску бедности (какие группы населения), а также состав контингента бедных (категории населения). Требуется это не только для анализа бедности, но и для выработки соответствующей социально-экономической политики. При определении групп населения, подверженных риску бедности, удается выявить причинные факторы бедности и разработать такие меры политики, которые с наибольшей долей вероятности улучшат ситуацию в целевой группе. Состав же бедных помогает выявить факторы и выработать меры политики, которые должны помочь большинству бедных.

Отличительной особенностью российской бедности является то, что повышается риск оказаться за чертой бедности не только у безработных, но и у работающих. На них приходится до двух третей в общей структуре малоимущего.

 

Тема 6. Система социальной защиты населения РФ и принципы ее функционирования.

Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Конституции « Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. (ст.7., п.1.). А также в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7. п.2.).

Конституцией Российской Федерации установлено также, что координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Таким образом, все вышеуказанные гарантии реализуются через систему социальной защиты населения.

 Основой государственных социальных гарантий являются минимальные социальные стандарты — то есть установленные законами РФ или решениями представительных органов государственной власти на определенный период времени минимальные уровни социальных гарантий, выраженные через социальные нормы и нормативы, отражающие важнейшие потребности человека в материальных благах, общедоступных и бесплатных услугах, гарантирующие соответствующий уровень их потребления и предназначенные для определения обязательного минимума бюджетных расходов на эти цели.

Социальная защита представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств материального обеспечения и обслуживания граждан; это забота государства о человеке, утратившем полностью или частично способность трудиться; деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение социальных прав, в том числе, на достойный уровень жизни.

Социальная защита населения рассматривается российским социальным правом как система правовых гарантий и охранительных мер, защищающих членов общества от экономической, социальной и физической деградации. Она выступает как процесс обеспечения государственными и муниципальными органами существующих гарантий и прав, охраняющих личность, её экономические, социально-политические, социальные потребности и интересы.

В практическом отношении социальная защита представлена комплексом правовых экономических, социальных гарантий, закреплённых законодательно и в подзаконных актах на государственном уровне с использованием двуступенчатой системы правовых актов – федерального и регионального законодательства.

В то же время социальная защита выступает и как процесс обеспечения государственными или иными органами существующих в обществе гарантий и прав, охраняющих личность, ее экономические, социально-политические, социальные потребности и интересы во всех сферах жизнедеятельности общества. В своем действии она распространяется на всех членов общества, однако функциональное проявление по отношению к различным группам неодинаково.

Модели социальной защиты (по Антропову В.В. )

Под экономической моделью социальной защиты можно понимать сложившиеся принципы организации и функционирования ее программ в той или иной стране. В странах Европейского союза доминируют четыре основные модели: континентальная или бисмарковская, англосаксонская или модель Бевериджа, скандинавская и южно-европейская.

Континентальная модель (модель Бисмарка) устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и длительностью профессиональной деятельности. В ее основе лежит социальное страхование, услуги которого финансируются в основном за счет взносов работодателей и застрахованных. В основе этой модели лежит принцип профессиональной солидарности, предусматривающий существование страховых фондов, управляемых на паритетных началах наемными работниками и предпринимателями. Они аккумулируют социальные отчисления из заработной платы, из которых и производятся страховые выплаты. Финансирование таких систем, как правило, не осуществляется из государственного бюджета, так как принцип бюджетной универсальности противоположен такой модели социальной защиты. Однако в современных условиях существования социального государства в Европе с его обширной сетью социальных программ, эта модель социальной защиты, как правило, не всегда основывается только на данном принципе. Поэтому для малообеспеченных членов общества, не имеющих возможности получать страховые социальные выплаты по ряду причин (например, вследствие отсутствия необходимого страхового стажа), национальная солидарность реализуется через системы социальной помощи. В этом случае речь может идти о вспомогательных механизмах, которые являются отступлениями от основной логики "бисмарковской" модели. Несмотря на существование принципа обязательности социального страхования (например, в Германии обязательность социального страхования предписана законом), он соблюдается не в полной мере. Это связано с существованием предельных уровней заработной платы, выше которых принадлежность к режимам социального страхования не является обязательной (возможно только добровольное страхование), или лимитированием отчислений (в этом случае в рамках обязательного социального страхования отчисления производятся только в пределах предельной заработной платы, а социальные выплаты исчисляются в отношении к этому уровню). Таким образом, в основе этой модели лежит принцип актуарной справедливости, когда величина страховых выплат определяется в первую очередь величиной страховых взносов. В момент своего рождения в Германии в конце XIX в. немецкая система социальной защиты воспроизводила именно эту модель. На сегодняшний день значительное развитие системы социальной помощи (строящейся на принципе вспомоществования, а не страхования) приводит к модификации этой модели и увеличению доли бюджетного финансирования социальной защиты.

Англосаксонская модель (модель Бевериджа) представлена в Европе Великобританией и Ирландией. В ее основе лежит доклад английского экономиста У.Бевериджа, представленный правительству Великобритании в 1942 г. Значительное влияние на выдвинутые Бевериджем положения оказали идеи Кейнса о том, что динамика общественного производства и занятости определяются факторами платежеспособного спроса, а, следовательно, перераспределение доходов в интересах социальных групп, получающих более низкие доходы, способно повысить денежный спрос массовых покупателей. Модель базируется на следующих принципах: принцип всеобщности (универсальности) системы социальной защиты - распространение ее на всех нуждающихся в материальной помощи граждан; принцип единообразия и унификации социальных услуг и выплат, что выражается в одинаковом размере пенсий, пособий и медицинского обслуживания, а также условий их предоставления.

Принцип распределительной справедливости - основополагающий в данной модели, так как в данном случае речь идет не о профессиональной (как в случае с моделью Бисмарка), а о национальной солидарности. Финансирование таких систем социальной защиты производится как за счет страховых взносов, так и из средств налогообложения. Так, финансирование семейных пособий и здравоохранения осуществляется из государственного бюджета, а прочих социальных пособий – за счет страховых взносов наемных работников и работодателей. В отличие от континентальной, эта модель включает в себя социальное страхование с достаточно низкими социальными выплатами и социальную помощь, которая в этой системе играет доминирующую роль.

Скандинавская модель социальной защиты характерна для Дании, Швеции и Финляндии. Социальная защита в ней понимается как законное право гражданина. Отличительной чертой скандинавской модели является широкий охват различных социальных рисков и жизненных ситуаций, которые требуют поддержки общества. Получение социальных услуг и выплат, как правило, гарантируется всем жителям страны и не обусловливается занятостью и уплатой страховых взносов. В целом уровень социальной защищенности, предлагаемый этой моделью, довольно высок. Не в последнюю очередь это достигается за счет активной перераспределительной политики, направленной на выравнивание доходов. Необходимым предварительным условием функционирования данной модели является высоко организованное общество, строящееся на основе приверженности принципам институционального общества благосостояния.

Финансирование систем социальной защиты, относящихся к данной модели, осуществляется преимущественно за счет налогообложения, хотя определенную роль играют страховые взносы предпринимателей и наемных работников. Единственной частью социальной защиты, выделенной из общей системы, является страхование по безработице, которое является добровольным и управляется профсоюзами. До недавнего времени работающие по найму были практически освобождены от уплаты страховых взносов и участвовали в системе социальной защиты путем уплаты налогов. Однако в последнее десятилетие XX в. Наметилась тенденция постепенного возрастания доли участия работающих по найму в финансировании страховых программ и увеличения страховых отчислений из заработной платы. Это же тенденция прослеживается и по отношению к предпринимателям, тогда как социальные расходы государства в последние годы заметно сократились.

Южно-европейская модель социальной защиты представлена в Италии, Испании, Греции и Португалии. Лишь в последние десятилетия под влиянием социально-экономических и структурных изменений в этих государствах были созданы или усовершенствованы системы социальной защиты. В отличие от предыдущих, данную модель можно интерпретировать скорее, как развивающуюся, переходную, а потому не имеющую четкой организации. Именно поэтому "рудиментарность" этой модели отмечается в качестве ее основной особенности различными западными исследователями. Как правило, уровень социальной защищенности, характерный для данной модели, относительно низок, а задача социальной защиты рассматривается часто как забота родственников и семьи. Поэтому семья и другие институты гражданского общества играют здесь не последнюю роль, а социальная политика носит преимущественно пассивный характер и ориентирована на компенсацию потерь в доходах отдельных категорий граждан. Характерной чертой данной модели является также асимметричная структура социальных расходов. Так, в Италии это проявляется в том, что наиболее крупную часть социальных расходов составляет пенсионное обеспечение (14,7% ВВП при среднеевропейском уровне - 12,5%), тогда как на поддержку семьи, материнства, образования и политику занятости затрачиваются сравнительно незначительные средства (около 1%).

Формирование современных систем социальной защиты связано с процессом индустриализации, усилением государственного регулирования социальных процессов, усложнением социально-демографической структуры общества. Пик развития систем социальной защиты приходится на 1960-1970 гг., когда многие государства приняли на себя высокие обязательства по обеспечению социальной защиты населения. Этому способствовали ускоренные темпы экономического роста, усиление роли государства в социально-экономических процессах, оформление теории “социального государства”. Последующие экономические кризисы изменили ситуацию, в результате чего в 1980 - 1990 гг. обозначились основные проблемы современного этапа развития систем социальной защиты. Они были вызваны рядом причин демографического, политического и экономического характера. К 1980-м годам тенденция расширения социальной защиты исчерпала свои возможности, приблизившись к пороговым значениям.

Принципы социальной защиты

Социальная защита базируется на следующих принципах:

· Социальное партнёрство – практические социальные проблемы государство решает совместно с заинтересованными органами и организациями.

· Экономическая справедливость – социально-экономическая поддержка тех, кто не может участвовать в экономических отношениях по объективным причинам.

· Адаптивность – способность системы социальной защиты к саморазвитию и самосовершенствованию.

· Приоритет государственных начал – государство выступает гарантом обеспечения социально-приемлемого уровня жизни тем, кто не может этого достичь самостоятельно.

· Превентивность мер по социальной защите – прогнозирование и предупреждение социальных рисков на региональном уровне для более эффективного их устранения, в частности путём гибкого сочетания платных и бесплатных услуг.

Объекты социальной защиты

Федеральное и региональное законодательство выделяет следующие категории населения, защищаемые теми или иными правовыми актами, поскольку они без мер защиты будут находиться в трудной жизненной ситуации:

· граждане пожилого возраста одинокие и одиноко проживающие;

· инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;

· инвалиды, в том числе инвалиды с детства, и дети-инвалиды;

· граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;

· безработные;

· вынужденные беженцы и переселенцы;

· дети — сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и семьи, в которых они проживают;

· дети с девиантным поведением;

· малообеспеченные семьи;

· многодетные семьи;

· одинокие матери;

· граждане, инфицированные ВИЧ или больные СПИДом;

· лица без определенного места жительства.

Для этих категорий социальная защита рассматривается как система гарантированных государством постоянных или долговременных мер, обеспечивающих условия для преодоления трудной жизненной ситуации. Эти меры направлены на создание защищаемых категорий населения равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Они включают социальную помощь и социальную поддержку.

Социальная помощь - периодические или регулярные мероприятия, способствующие устранению или уменьшению трудной жизненной ситуации.

В соответствии со ст. 1 ФЗ №178-ФЗ от 17.07.1999 г. под государственной социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям или одиноко проживающим гражданам за счет бюджета социальных пособий, субсидий, компенсаций или жизненно необходимых товаров. Малоимущим признается лицо, если его месячных доход меньше установленного в субъекте его проживания прожиточного минимума.

Пособие – это безвозмездно представляемая денежная сумма. Она носит нецелевой характер. То есть его получатель может распоряжаться деньгами по своему усмотрению. Выплата пособия – вспомогательная мера, ее цель – поддержать человека, а не полностью обеспечить его материальными средствами.

В отличие от пособия, субсидия имеет целевое назначение, и представляет собой оплату предоставляемых гражданам материальных благ или услуг.

Компенсация – это возмещение гражданам произведенных ими расходов, причем не любых, определенных произвольно по своим нуждам, а установленных государством. Назначение и выплату пособий и компенсаций также осуществляет соответствующие отделы территориальных органов социальной защиты населения.

Социальная поддержка - одноразовые или эпизодические мероприятия кратковременного характера, не ориентированные непосредственно на устранение социальной проблемы, но способствующие её снижению.

Всем нетрудоспособным и социально-уязвимым слоям и группам населения социальная защита обеспечивает в установленном законом порядке преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую социальную помощь, снижение налогов. Социальная защита не только имеет выраженную адресную направленность, но и отличается многообразием своих методов и форм, носит комплексный характер. Наряду с социальным обеспечением используются различные формы социальной помощи и поддержки, включая различные формы социального обслуживания, консультирование и психологическую помощь.

Трудоспособным гражданам социальная защита гарантирует равные возможности жизнеобеспечения за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства.

Принципы социальной защиты декларируются рядом нормативных актов.

Ведущим принципом социальной защиты является социальная справедливость, в соответствии с которой всем членам общества на правовой основе обеспечиваются равнодоступные социальные блага и гарантии.

Адресность социальной защиты является средством обеспечения социальной справедливости, так как учитывает индивидуальную трудную жизненную ситуацию конкретного человека. Критериями предоставления адресной социальной помощи являются:

· размер совокупного семейного или среднедушевого дохода;

· отсутствие средств к существованию;

· одиночество и неприспособленность к самообслуживанию;

· материальный ущерб или физические повреждения (вследствие стихийных бедствий, катастроф).

Контингент защищаемых людей в законодательной практике ограничен теми категориями населения, которые полностью или частично лишены способности к труду и самообеспечению. Адресная помощь нуждающимся предоставляется в соответствии с социальными критериями. Критерии базируются на социальных нормативах, представляющих собой научно обоснованные показатели уровня потребления важнейших благ и услуг, размера денежных доходов и других данных, характеризующих условия жизнедеятельности человека.

Принцип экономической эффективности ориентирует на положительное соотношение затрат на социальную защиту и её социально-экономического эффекта. Объемы социальных расходов должны находиться в таком соотношении, чтобы получение пособия не стало предпочтительнее заработной платы. Отчисления на финансирование социальной сферы должны соотноситься со всеми экономическими показателями, включая ВВП, фонд оплаты труда, доходы населения и т.д.

На основе принципа комплексного подхода наиболее эффективно решаются задачи поддержки маргинальных слоев населения и стабилизации экономического и социального развития — ведущих целей социальной политики. Комплексность обеспечивается координацией и согласованностью действий субъектов социальной политики, единством целей и направлений их деятельности.

Принцип социального партнерства ориентирован на решение практических социальных проблем государством совместно с бизнесом, общественными организациями, представителями различных уровней и ветвей власти.

Принцип солидарности, суть которого заключается в перераспределении доходов от одних социально-демографических групп другим.

Принцип адаптивности предполагает способность системы социальной защиты к саморазвитию и самосовершенствованию.

Принцип экономической справедливости заключается в защите всех участников трудовой деятельности за счет поддержания соотношения размера оплаты труда между бюджетными организациями и субъектами рыночных отношений. Этот принцип реализуется в двух формах: справедливого обмена и справедливого распределения. Социальная справедливость предполагает социально-экономическую поддержку тех, кто не может участвовать в экономических отношениях по объективным причинам (инвалиды, дети, подростки, учащиеся, беременные, многодетные матери и т.д.) или утратил трудоспособность по различным обстоятельствам.

Принцип приоритета государственных начал предполагает, что государство должно выступать гарантом экономического обеспечения социально-приемлемого уровня жизни тем, кто не может достичь этого самостоятельно.

Принцип экономической самостоятельности местных органов власти выделяет роль местных органов власти. Социальные пособия и другие выплаты на федеральном уровне гарантированы в минимальном размере. Все выплаты сверх этого уровня производятся из местного бюджета и местных фондов для того, чтобы население региона и его администрация были заинтересованы в развитии экономики собственного региона.

Право превентивности мер по социальной защите дает возможность прогнозировать социальные риски на региональном уровне для более эффективного их устранения. Предупреждение социальных рисков осуществляется разными механизмами (например, в случае потери работы — помощь в трудоустройстве). Сочетание платных и бесплатных услуг позволяет удовлетворить широкий спектр социальных потребностей людей13.

Социальное право выделяет ряд субъектов социальной ответственности за качество жизни населения.

Важнейшим субъектом социальной защиты населения является государство, которое разрабатывает и осуществляет социозащитные мероприятия. Оно обеспечивает минимальный уровень социальных гарантий, создает условия для жизнедеятельности людей, разрабатывает правовую основу социальной защиты и организует работу небюджетных государственных фондов социального страхования.

Общественные организации активно оказывают влияние на повышение социальной защищенности граждан. 49 % некоммерческих организаций относятся к разряду общественных объединений и осуществляют свою деятельность в социальной сфере.

Возрастает роль работодателей в системе социальной защиты населения, что связано с развитием отечественной экономики. Успешные предприятия и фирмы, располагающие значительными финансовыми ресурсами, все активнее предоставляют своим работникам дополнительные социальные блага: оплату отдыха, лечения, выдачу долгосрочных беспроцентных кредитов, питание, оплату транспорта.

Современная концепция социальной защиты исходит из того, что она не должна сводиться к бесплатной помощи. Главным субъектом социальной защиты трудоспособных граждан является человек, реализующий свои потребности и интересы в сфере социально-трудовых отношений.

Средствами социальной защиты являются:

· нормативные ограничения, не позволяющие последствиям рыночных механизмов достичь социально опасного уровня. Для этого государство регулирует минимальный уровень оплаты труда, гарантирует минимально допустимые ставки налогов, гарантирует минимальное бесплатное образование и медицинское обслуживание;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 1318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.62 (0.07 с.)