Качество и уровень жизни населения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Качество и уровень жизни населения



О.С. Иванченко

Качество и уровень жизни населения

Учебно-методическое пособие

Новочеркасск

ЮРГПУ (НПИ)

201 7

УДК 316.3 (075.8)

ББК 60.54я73

В62

Печатается по решению кафедры управления социальными и экономическими системами ЮРГПУ (НПИ) (протокол № от.)

 

Рецензент –

 

Иванченко О.С.

В62       Качество и уровень жизни населения: учебно-методическое пособие / О.С. Иванченко; Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова. – Новочеркасск: ЮРГПУ, 2016. – 130 с.

 

В пособии изложены материалы для проведения семинарских занятий и организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Качество и уровень жизни населения».

Учебное пособие предназначено для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление».

 

 

УДК 316.3 (075.8)

ББК 60.54я73

 

© Южно-Российский государственный

политехнический университет

(НПИ) имени М.И. Платова, 2016.

Общие цели и задачи

 

1. Цель изучения курса: обучить студентов навыкам сбора информации для анализа государственной политики повышения уровня жизни населения, проблем устойчивого развития как материальной базы повышения качества жизни.

2. Задачи курса сформировать у студентов следующих компетенций:

· овладение современными методами диагностики, анализа и решения социально-экономических проблем, а также методами принятия решений и их реализации на практике.

Требования к уровню освоения содержания курса

Студент должен:

 знать:

· научные подходы к определению уровня и качества жизни населения;

· методологию оценки уровня и качества жизни населения;

уметь:

· анализировать показатели уровня и качества жизни населения,

· оценивать взаимодействие показатели уровня и качества жизни населения с экономическимростом национальной экономики;

Планы семинарских и практических занятий

Семинарское занятие №1

Качество и уровень жизни как социально-экономические категории.

Вопросы для обсуждения:

Историко-логическое определение категории качества. Понятие уровня и качества

жизни населения. Научные подходы к изучению проблем качества жизни. Концепция «качество жизни» в западном обществоведении. «Качество жизни» как междисциплинарная категория. Теоретические подходы к определению уровня и качества жизни населения. Задачи изучения уровня жизни. Оценкой уровня жизни. Потребность: определение, виды.

Сообщение: Внутренняя структура уровня жизни

Семинарское занятие №2

Семинарское занятие №3

Сообщение: Социологический метод оценки качества жизни.

Семинарское занятие №4

Семинарское занятие №5

Семинарское занятие №6

Индикаторы уровня жизни.

Уровень жизни (уровень благосостояния) — степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей массой товаров и услуг, используемых в единицу времени.

Уровень жизни базируется на объёме реальных доходов на душу населения и соответствующем объёме потребления.

Ряд авторов считают, что понятие уровня благосостояния не тождественно понятию уровня жизни. Уровень жизни является понятием более широким и характеризуется не только объёмом реальных доходов в расчёте на душу населения, но и степенью обеспеченности людей материальными и духовными благами.

Понятие «качество жизни» является более широким, чем уровень жизни (материальная обеспеченность), и включает также такие объективные и субъективные факторы, как состояние здоровья, продолжительность жизни, условия окружающей среды, питание, бытовой комфорт, социальное окружение, удовлетворение культурных и духовных потребностей, психологический комфорт и т. П

Индикаторы

Организацией Объединенных Наций рекомендован перечень условий жизнедеятельности, которые в совокупности составляют понятие «уровень жизни»:

· Рождаемость, смертность, продолжительность жизни.

· Санитарно-гигиенические условия жизни.

· Уровень потребления продовольствия.

· Жилищные условия.

· Возможности образования и культуры.

· Условия труда и уровень занятости.

· Баланс доходов и расходов.

· Потребительские цены.

· Обеспеченность транспортом.

· Возможности для отдыха.

· Система социального обеспечения.

· Обеспечение прав и свобод человека.

Не все из этих условий можно представить в количественном виде. Зачастую для оценки уровня жизни применяют показатели, охватывающие не все, а лишь несколько параметров.

Одним из основных показателей рассматривают размер дохода на душу населения. Этот показатель позволяет сравнивать уровень жизни как групп населения в одной стране, так и между странами. Например, в России для оценки уровня материальной обеспеченности обычно используют два показателя: бюджет прожиточного минимума (БПМ) и минимальный потребительский бюджет (МПБ).

Часто также рассматриваются:

· Средний ВВП на душу населения,

· Валовой национальный доход.

Реже можно встретить:

· Индекс человеческого развития (ИЧР) — гораздо более широкое понятие, чем валовой национальный доход, он учитывает, помимо экономических показателей, ожидаемую продолжительность жизни, уровень грамотности и образования,

· Индекс Биг-Мака: цены на Биг-Мак в различных странах.

· Децильный коэффициент — соотношение 10 % самых богатых к 10 % самых бедных от населения.

Антропометрические данные, расход калорий и количество рабочих часов являются, помимо дохода и расхода, дополнительными показателями уровня жизни населения.

ООН оценивает уровень жизни согласно индексу человеческого развития, который приводит в своем ежегодном отчёте о развитии человечества. По итогам 2013 г. Беларусь — на 53 месте, Россия — на 57 месте, Украина — на 83, Казахстан — на 70 месте, Латвия — на 48, Эстония — на 33 (самый высокий показатель на постсоветском пространстве). На 1-м месте в 2013 г. Норвегия. На 2-м — Австралия, на 3-м — Швейцария. На последнем, 187 месте — Нигер.

Заработная плата

Среднемесячная заработная плата в России в номинальном выражении в январе 2016 года составила 32 122 рубля. Или 28 тысяч рублей после вычета подоходного налога в размере 13 %. По сравнению с январем предыдущего года в реальном выражении она уменьшилась на 6,1 процента. При этом около 70 % работников получают меньше средней зарплаты. Для работодателя же такая зарплата обходится в 42 тысячи рублей после отчисления около 30 % в фонды медицинского и социального страхования, а также в пенсионный фонд.

Средний доход (то есть зарплаты, пенсии, пособия, доходы от предпринимательской деятельности и некоторые другие виды поступлений) минус обязательные платежи с поправкой на инфляцию россиян в январе 2016 года составил 21 365 рублей. Тем не менее, нужно понимать, что средний доход примерно в полтора раза выше медианного дохода(доход, больше которого имеет 1/2 населения, и меньше которого другая половина). Таким образом, доход половины людей 14 тысяч рублей или меньше. Это включает в себя тех, чей доход значительно меньше, поэтому в среднем у этой половины населения доход около 11,5 тысяч рублей. Реальные доходы россиян в июне 2016 года упали на 4,8 процента по сравнению с июнем 2015-го. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума выросла с 11,2 % в 2014 году до 13,3 % в 2015 — самый большой скачок за 16 лет.[6] По сообщению Росстата численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в России в первом квартале 2016 выросла до 22,7 миллиона человек по сравнению с 14,4 миллиона в четвёртом квартале 2015 года. Численность респондентов, сообщивших об ухудшении своего материального положения, составляет 46,8 %. Таковы итоги мониторинга социально-экономического положения граждан проведенного Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС.

На август 2015 медианная зарплата в России составляет 23 548 рублей (согласно определению медианы 50 % работающих россиян зарабатывают больше этой суммы, а 50 % — меньше). При этом данная сумма включает в себя НДФЛ, работник с такой зарплатой получает на руки 20 487 рублей.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в России с января 2016 года равен 6 204 рублям[9]. При этом прожиточный минимум для трудоспособного населения в целом по России — 10 187 рублей, что является уменьшением(по решению правительства) по сравнению с 2015 годом, когда за II квартал года он был равен 10 792 рублям для трудоспособных. Он был снижен также для детей с 9 806 рублей до 9 197 рублей, и пенсионеров с 8 210 до 7 781 рубля. 10 марта 2016 года правительство Российской Федерации своим постановлением сократило средний прожиточный минимум (для всех категорий), установив его на четвёртый квартал 2015 года в размере 9 452 рублей. Он уменьшился на 221 рубль по сравнению с третьим кварталом (9 673 рублях.

Многие независимые эксперты-экономисты, в том числе директор «ВЦУЖ» Вячеслав Бобков, полагают, что занижение МРОТ в России — это сознательная политика правительства через затормаживание роста заработной платы, а официально установленный прожиточный минимум искусственно занижен в 2-2,5 раза, по сравнению с реальным(минимальной потребительской корзиной товаров и услуг). С 1 января 2013 г. правительство РФ изменило принцип формирования потребительской корзины. Теперь в ней учитывается только стоимость продуктов питания, а стоимость непродовольственных товаров и услуг берется как 50 % от стоимости продуктовой корзины, а не с помощью подробного списка как было до этого. По мнению экспертов, это позволяет, за счет «статистических манипуляций», искусственно сдерживать официально установленный прожиточный минимум. Таким образом «государство пытается сократить социальную нагрузку на бюджет» — заявил российский эксперт в интервью «Deutsche Welle».10 % наиболее низкооплачиваемых сотрудников получают в среднем 7 527 рублей в месяц, а 10 % самых высокооплачиваемых 108 996. То есть в 14.5 раза больше. По итогам первого полугодия 2016 на долю 10 процентов наиболее обеспеченных людей пришлось 29,4 % общего объёма доходов, на долю 10 % наименее обеспеченных россиян — 2,1 процента. 90 % работающих в России получают меньше 44 тысяч рублей «чистыми», зарплата остальных 10 % выше. Об этом говорят данные распределения зарплат за апрель 2015 года по децилям, 10-процентным группам работников. Несмотря на то, что во 2-й дециле средняя зарплата составляет 11,9 тысяч рублей(10,2 за вычетом НДФЛ), в среднем для 20 % наиболее низкооплачиваемых она равна 9,6 тысячам, или реально 8,2 тысяч. Заработная плата в 3-й дециле — 15,4 тысяч рублей(13,2 без НДФЛ), при этом всех 30-ти процентов самых бедных в среднем 11,7 тысяч рублей(10 тысяч нетто). В 4-й дециле средняя зарплата составляет 19 тысяч рублей (16 нетто), но все первые 4 децили вместе, то есть 40 % наиболее бедных работников зарабатывают в среднем 13,5 тысяч рублей (11,5 без НДФЛ). Таким образом можно заключить, что в России от 1/3 до 1/2 работающих получают меньше прожиточного минимума. В 5-й 10%-нтной группе средняя зарплата — 22,8 или 19,4 тыс. после вычета налога. А 50 % всех зарплат в среднем равняются 15,6 тысячам рублей (13,3 чистыми). 60 % зарплат — в среднем 17,5 тысяч рублей (15 после вычета налога), а 70 % — 19,7 тысяч (17 нетто). Средняя зарплата 80 % трудящихся это 22,3 тысяч рублей (19 без налога). 90 % всех работающих в России зарабатывает в среднем 25,6 тысяч рублей (22 тысячи нетто). А 10 % получают ту самую среднюю зарплату — 34 тысячи рублей за апрель 2015(примерно 29 тысяч после вычитания подоходного налога).

Средняя пенсия (пенсионеры — наиболее многочисленная социальная группа людей в стране, в неё входит более 26 % россиян) в России в 2015 году — 12 400 рублей. Минимальная — 7 235 рублей. Прожиточный минимум для пенсионеров в 2015 году — 8 210 рублей. Поскольку медианная пенсия меньше средней приблизительно в полтора раза, то примерно 50 % пенсий находятся ниже уровня прожиточного минимума для пенсионеров.

В 2014 г. Минтруд пообещал, что МРОТ будет доведен до уровня официально установленного прожиточного минимума к 1 октября 2017 г. С 1 октября 2015 года планировалось упразднить федеральный МРОТ и заменить его на региональный, который устанавливался бы для каждого субъекта федерации в отдельности и зависел от прожиточного минимума. После отказа от этих планов, ближайшее повышение МРОТ было намечено на 1 октября 2016 года.

По данным Росстата, в октябре 2015 года реальная зарплата среднего россиянина сократилась на 10,9 %. Такими темпами реальные зарплаты не сокращались в течение 16 лет. Минэкономразвития в своем макроэкономическом прогнозе на 2016—2018 годы сообщило, что из-за высокой инфляции и не поспевающей за ней индексации пенсий и зарплат бюджетников, доходы россиян останутся ниже уровня 2014 года и в 2018 году.

На 1 февраля 2016, по сведениям организаций (не относящихся к субъектам малого предпринимательства), суммарная задолженность по заработной плате составила 4 332 млн.рублей и по сравнению с 1 января 2016 г. увеличилась на 760 млн.рублей (на 21,3 %).

В 2015 покупательная способность населения упала на 25-35 %. По оценке «ВТБ Капитал», в этом году россияне расходуют 50-55 процентов семейного бюджета на покупку продуктов.

Доля «бедных» семей, которым не хватает даже на еду, и тем, кому достаточно средств на еду, но покупка одежды затруднительна, за год выросла с 22 % до 39 %. Таковы результаты опроса ВЦИОМа, проведенного 12-13 декабря 2015. Участники исследования, проведенного 11-12 июля 2015 к разряду бедных отнесли бы семьи, в которых на одного человека приходится 11 тысяч рублей в месяц. По словам опрошенных, минимальная сумма, необходимая им самим для того, чтобы сводить концы с концами, составляет 22,7 тысячи рублей на человека. По опросу Левада-центра 75 % россиян, по их собственному признанию, могут купить только еду и одежду. Ещё 23 % некоторые дорогие вещи, такие как телевизор или холодильник, но не могут купить автомобиль. Его могут купить лишь 4 %. 60 % населения считают, что товары и услуги в 2015 году подорожали в среднем на 15-50 %. По мнению ещё 20 % людей цены выросли на 50-100 %.

Показатели бедности.

Черта бедности. В широком смысле слова представляет границу, разделяющую бедных и небедных. Для определения черты бедности используют уровень располагаемого дохода, валового дохода или потребления, ниже которого человек считается бедным.

В России в современных условиях в основу оценки бедности положена абсолютная концепция определения черты бедности.

Уровень бедности. Представляет собой долю населения, семейный доход которой находится ниже какого-то абсолютного уровня, называемого чертой бедности, и не имеющую возможности приобрести товары из минимальной потребительской корзины (выражается в процентах). При определении уровня бедности измеряются доходы домохозяйств, так как возникают трудности с разделением потребления конкретного человека в семье.

Показатель уровень бедности прост в использовании и понимании, однако он не дает представления о том, насколько бедны те или иные группы населения, насколько их доходы ниже границы бедности, поэтому при определении динамики бедности и оценки эффективности мер по борьбе с ней он может привести к погрешностям. К таким, например, как: при изменении границы бедности доля бедных остается неизменной, хотя на борьбу с бедностью тратятся значительные финансовые ресурсы, т.е. уровень бедности не чувствителен к изменениям доходов бедных. В таком случае более очевидную оценку динамики бедности дает показатель дефицита дохода, характеризующий глубину.

       Глубина бедности (индекс разрыва бедности, дефицит дохода, дефицит потребления). В его основе лежит разница между чертой бедности и уровнем соответствующего показателя благосостояния (потребление, расходы, доходы и др.) бедных, т.е. показатель отражает степень превышения черты бедности над уровнем расходов или средним доходом бедных. Российская макростатистика оценивает глубину бедности как сумму доходов, которую необходимо доплатить всем бедным, чтобы они перестали быть таковыми, в процентном выражении от объемов доходов всего населения.

Однако есть недочет у этого показателя: он не чувствителен к остроте бедности.

       Острота бедности. Данный показатель является одним из наиболее простых суммарных показателей, посредством которого при оценке совокупной бедности значения показателя глубины бедности у бедных взвешиваются сами на себя (возводятся в квадрат). Он является важнейшим критерием оценки бедности, способным отразить изменения степени серьезности проблемы и определить максимальную глубину бедности. Отличие же индекса остроты бедности от индекса глубины бедности состоит в том, что при расчете второго придается больший удельный вес домохозяйствам с более значительным дефицитом доходов (расходов). Показатель остроты бедности характеризует неравенство среди бедных слоев населения. Степень расслоения можно определить с помощью коэффициента Джини. По последним данным, в 2013 году коэффициент Джини по денежным доходам составил 0,418 [3], что говорит о высокой концентрации неравенства.

При определении показателя остроты бедности необходимо соблюдать следующий принцип: давать деньги не самому бедному, а самому богатому из бедных, тогда удастся снизить уровень бедности.

         Профиль бедности. Предполагает анализ социального состава бедных слоев населения, изменяющегося во времени. С помощью него возможно получить сведения о том, кто подвержен риску бедности (какие группы населения), а также состав контингента бедных (категории населения). Требуется это не только для анализа бедности, но и для выработки соответствующей социально-экономической политики. При определении групп населения, подверженных риску бедности, удается выявить причинные факторы бедности и разработать такие меры политики, которые с наибольшей долей вероятности улучшат ситуацию в целевой группе. Состав же бедных помогает выявить факторы и выработать меры политики, которые должны помочь большинству бедных.

Отличительной особенностью российской бедности является то, что повышается риск оказаться за чертой бедности не только у безработных, но и у работающих. На них приходится до двух третей в общей структуре малоимущего.

 

Тема 6. Система социальной защиты населения РФ и принципы ее функционирования.

Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Конституции « Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. (ст.7., п.1.). А также в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7. п.2.).

Конституцией Российской Федерации установлено также, что координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Таким образом, все вышеуказанные гарантии реализуются через систему социальной защиты населения.

 Основой государственных социальных гарантий являются минимальные социальные стандарты — то есть установленные законами РФ или решениями представительных органов государственной власти на определенный период времени минимальные уровни социальных гарантий, выраженные через социальные нормы и нормативы, отражающие важнейшие потребности человека в материальных благах, общедоступных и бесплатных услугах, гарантирующие соответствующий уровень их потребления и предназначенные для определения обязательного минимума бюджетных расходов на эти цели.

Социальная защита представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств материального обеспечения и обслуживания граждан; это забота государства о человеке, утратившем полностью или частично способность трудиться; деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение социальных прав, в том числе, на достойный уровень жизни.

Социальная защита населения рассматривается российским социальным правом как система правовых гарантий и охранительных мер, защищающих членов общества от экономической, социальной и физической деградации. Она выступает как процесс обеспечения государственными и муниципальными органами существующих гарантий и прав, охраняющих личность, её экономические, социально-политические, социальные потребности и интересы.

В практическом отношении социальная защита представлена комплексом правовых экономических, социальных гарантий, закреплённых законодательно и в подзаконных актах на государственном уровне с использованием двуступенчатой системы правовых актов – федерального и регионального законодательства.

В то же время социальная защита выступает и как процесс обеспечения государственными или иными органами существующих в обществе гарантий и прав, охраняющих личность, ее экономические, социально-политические, социальные потребности и интересы во всех сферах жизнедеятельности общества. В своем действии она распространяется на всех членов общества, однако функциональное проявление по отношению к различным группам неодинаково.

Модели социальной защиты (по Антропову В.В. )

Под экономической моделью социальной защиты можно понимать сложившиеся принципы организации и функционирования ее программ в той или иной стране. В странах Европейского союза доминируют четыре основные модели: континентальная или бисмарковская, англосаксонская или модель Бевериджа, скандинавская и южно-европейская.

Континентальная модель (модель Бисмарка) устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и длительностью профессиональной деятельности. В ее основе лежит социальное страхование, услуги которого финансируются в основном за счет взносов работодателей и застрахованных. В основе этой модели лежит принцип профессиональной солидарности, предусматривающий существование страховых фондов, управляемых на паритетных началах наемными работниками и предпринимателями. Они аккумулируют социальные отчисления из заработной платы, из которых и производятся страховые выплаты. Финансирование таких систем, как правило, не осуществляется из государственного бюджета, так как принцип бюджетной универсальности противоположен такой модели социальной защиты. Однако в современных условиях существования социального государства в Европе с его обширной сетью социальных программ, эта модель социальной защиты, как правило, не всегда основывается только на данном принципе. Поэтому для малообеспеченных членов общества, не имеющих возможности получать страховые социальные выплаты по ряду причин (например, вследствие отсутствия необходимого страхового стажа), национальная солидарность реализуется через системы социальной помощи. В этом случае речь может идти о вспомогательных механизмах, которые являются отступлениями от основной логики "бисмарковской" модели. Несмотря на существование принципа обязательности социального страхования (например, в Германии обязательность социального страхования предписана законом), он соблюдается не в полной мере. Это связано с существованием предельных уровней заработной платы, выше которых принадлежность к режимам социального страхования не является обязательной (возможно только добровольное страхование), или лимитированием отчислений (в этом случае в рамках обязательного социального страхования отчисления производятся только в пределах предельной заработной платы, а социальные выплаты исчисляются в отношении к этому уровню). Таким образом, в основе этой модели лежит принцип актуарной справедливости, когда величина страховых выплат определяется в первую очередь величиной страховых взносов. В момент своего рождения в Германии в конце XIX в. немецкая система социальной защиты воспроизводила именно эту модель. На сегодняшний день значительное развитие системы социальной помощи (строящейся на принципе вспомоществования, а не страхования) приводит к модификации этой модели и увеличению доли бюджетного финансирования социальной защиты.

Англосаксонская модель (модель Бевериджа) представлена в Европе Великобританией и Ирландией. В ее основе лежит доклад английского экономиста У.Бевериджа, представленный правительству Великобритании в 1942 г. Значительное влияние на выдвинутые Бевериджем положения оказали идеи Кейнса о том, что динамика общественного производства и занятости определяются факторами платежеспособного спроса, а, следовательно, перераспределение доходов в интересах социальных групп, получающих более низкие доходы, способно повысить денежный спрос массовых покупателей. Модель базируется на следующих принципах: принцип всеобщности (универсальности) системы социальной защиты - распространение ее на всех нуждающихся в материальной помощи граждан; принцип единообразия и унификации социальных услуг и выплат, что выражается в одинаковом размере пенсий, пособий и медицинского обслуживания, а также условий их предоставления.

Принцип распределительной справедливости - основополагающий в данной модели, так как в данном случае речь идет не о профессиональной (как в случае с моделью Бисмарка), а о национальной солидарности. Финансирование таких систем социальной защиты производится как за счет страховых взносов, так и из средств налогообложения. Так, финансирование семейных пособий и здравоохранения осуществляется из государственного бюджета, а прочих социальных пособий – за счет страховых взносов наемных работников и работодателей. В отличие от континентальной, эта модель включает в себя социальное страхование с достаточно низкими социальными выплатами и социальную помощь, которая в этой системе играет доминирующую роль.

Скандинавская модель социальной защиты характерна для Дании, Швеции и Финляндии. Социальная защита в ней понимается как законное право гражданина. Отличительной чертой скандинавской модели является широкий охват различных социальных рисков и жизненных ситуаций, которые требуют поддержки общества. Получение социальных услуг и выплат, как правило, гарантируется всем жителям страны и не обусловливается занятостью и уплатой страховых взносов. В целом уровень социальной защищенности, предлагаемый этой моделью, довольно высок. Не в последнюю очередь это достигается за счет активной перераспределительной политики, направленной на выравнивание доходов. Необходимым предварительным условием функционирования данной модели является высоко организованное общество, строящееся на основе приверженности принципам институционального общества благосостояния.

Финансирование систем социальной защиты, относящихся к данной модели, осуществляется преимущественно за счет налогообложения, хотя определенную роль играют страховые взносы предпринимателей и наемных работников. Единственной частью социальной защиты, выделенной из общей системы, является страхование по безработице, которое является добровольным и управляется профсоюзами. До недавнего времени работающие по найму были практически освобождены от уплаты страховых взносов и участвовали в системе социальной защиты путем уплаты налогов. Однако в последнее десятилетие XX в. Наметилась тенденция постепенного возрастания доли участия работающих по найму в финансировании страховых программ и увеличения страховых отчислений из заработной платы. Это же тенденция прослеживается и по отношению к предпринимателям, тогда как социальные расходы государства в последние годы заметно сократились.

Южно-европейская модель социальной защиты представлена в Италии, Испании, Греции и Португалии. Лишь в последние десятилетия под влиянием социально-экономических и структурных изменений в этих государствах были созданы или усовершенствованы системы социальной защиты. В отличие от предыдущих, данную модель можно интерпретировать скорее, как развивающуюся, переходную, а потому не имеющую четкой организации. Именно поэтому "рудиментарность" этой модели отмечается в качестве ее основной особенности различными западными исследователями. Как правило, уровень социальной защищенности, характерный для данной модели, относительно низок, а задача социальной защиты рассматривается часто как забота родственников и семьи. Поэтому семья и другие институты гражданского общества играют здесь не последнюю роль, а социальная политика носит преимущественно пассивный характер и ориентирована на компенсацию потерь в доходах отдельных категорий граждан. Характерной чертой данной модели является также асимметричная структура социальных расходов. Так, в Италии это проявляется в том, что наиболее крупную часть социальных расходов составляет пенсионное обеспечение (14,7% ВВП при среднеевропейском уровне - 12,5%), тогда как на поддержку семьи, материнства, образования и политику занятости затрачиваются сравнительно незначительные средства (около 1%).

Формирование современных систем социальной защиты связано с процессом индустриализации, усилением государственного регулирования социальных процессов, усложнением социально-демографической структуры общества. Пик развития систем социальной защиты приходится на 1960-1970 гг., когда многие государства приняли на себя высокие обязательства по обеспечению социальной защиты населения. Этому способствовали ускоренные темпы экономического роста, усиление роли государства в социально-экономических процессах, оформление теории “социального государства”. Последующие экономические кризисы изменили ситуацию, в результате чего в 1980 - 1990 гг. обозначились основные проблемы современного этапа развития систем социальной защиты. Они были вызваны рядом причин демографического, политического и экономического характера. К 1980-м годам тенденция расширения социальной защиты исчерпала свои возможности, приблизившись к пороговым значениям.

Принципы социальной защиты

Социальная защита базируется на следующих принципах:

· Социальное партнёрство – практические социальные проблемы государство решает совместно с заинтересованными органами и организациями.

· Экономическая справедливость – социально-экономическая поддержка тех, кто не может участвовать в экономических отношениях по объективным причинам.

· Адаптивность – способность системы социальной защиты к саморазвитию и самосовершенствованию.

· Приоритет государственных начал – государство выступает гарантом обеспечения социально-приемлемого уровня жизни тем, кто не может этого достичь самостоятельно.

· Превентивность мер по социальной защите – прогнозирование и предупреждение социальных рисков на региональном уровне для более эффективного их устранения, в частности путём гибкого сочетания платных и бесплатных услуг.

Объекты социальной защиты

Федеральное и региональное законодательство выделяет следующие категории населения, защищаемые теми или иными правовыми актами, поскольку они без мер защиты будут находиться в трудной жизненной ситуации:

· граждане пожилого возраста одинокие и одиноко проживающие;

· инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;

· инвалиды, в том числе инвалиды с детства, и дети-инвалиды;

· граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;

· безработные;

· вынужденные беженцы и переселенцы;

· дети — сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и семьи, в которых они проживают;

· дети с девиантным поведением;

· малообеспеченные семьи;

· многодетные семьи;

· одинокие матери;

· граждане, инфицированные ВИЧ или больные СПИДом;

· лица без определенного места жительства.

Для этих категорий социальная защита рассматривается как система гарантированных государством постоянных или долговременных мер, обеспечивающих условия для преодоления трудной жизненной ситуации. Эти меры направлены на создание защищаемых категорий населения равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Они включают социальную помощь и социальную поддержку.

Социальная помощь - периодические или регулярные мероприятия, способствующие устранению или уменьшению трудной жизненной ситуации.

В соответствии со ст. 1 ФЗ №178-ФЗ от 17.07.1999 г. под государственной социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям или одиноко проживающим гражданам за счет бюджета социальных пособий, субсидий, компенсаций или жизненно необходимых товаров. Малоимущим признается лицо, если его месячных доход меньше установленного в субъекте его проживания прожиточного минимума.

Пособие – это безвозмездно представляемая денежная сумма. Она носит нецелевой характер. То есть его получатель может распоряжаться деньгами по своему усмотрению. Выплата пособия – вспомогательная мера, ее цель – поддержать человека, а не полностью обеспечить его материальными средствами.

В отличие от пособия, субсидия имеет целевое назначение, и представляет собой оплату предоставляемых гражданам материальных благ или услуг.

Компенсация – это возмещение гражданам произведенных ими расходов, причем не любых, определенных произвольно по своим нуждам, а установленных государством. Назначение и выплату пособий и компенсаций также осуществляет соответствующие отделы территориальных органов социальной защиты населения.

Социальная поддержка - одноразовые или эпизодические мероприятия кратковременного характера, не ориентированные непосредственно на устранение социальной проблемы, но способствующие её снижению.

Всем нетрудоспособным и социально-уязвимым слоям и группам населения социальная защита обеспечивает в установленном законом порядке преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую социальную помощь, снижение налогов. Социальная защита не только имеет выраженную адресную направленность, но и отличается многообразием своих методов и форм, носит комплексный характер. Наряду с социальным обеспечением используются различные формы социальной помощи и поддержки, включая различные формы социального обслуживания, консультирование и психологическую помощь.

Трудоспособным гражданам социальная защита гарантирует равные возможности жизнеобеспечения за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства.

Принципы социальной защиты декларируются рядом нормативных актов.

Ведущим принципом социальной защиты является социальная справедливость, в соответствии с которой всем членам



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.54.63 (0.071 с.)