Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Произношение безударного гласного «е»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В речи часто встречается ошибка – неверное произношение безударных звуков, обозначаемых на письме буквой «Е». Вспомним правило: Гласный «Е» произносится: - под ударением как долгий звук [Э] или [Е]*; - перед ударением (предударный) как звук средний между [е/и]; - в остальных случаях как краткий звук, близкий по звучанию к [и], а после Ш, Ж, Ц – близкий к [ы]. Ошибка, как правило, заключается в незнании орфоэпических правил, вялости артикуляционного аппарата, неверной артикуляции звука (просторечная черта). Для исправления этой ошибки предлагаются следующие упражнения. Во всех упражнениях особое внимание обратите на ударный слог, который должен звучать наиболее полно. Помогайте себе выделить его взмахом руки. Авторы рекомендуют начинать работу с артикуляционной гимнастики. Обратите особенное внимание на разработку мышц языка. Упражнение 26 Произнесите двусложные слова с ударением на первом слоге. Следите за точным произнесением заударного гласного, обозначаемого буквой «Е», который должен звучать как краткий звук, близкий к [и]. ()
____________________ * Знак [Е] обозначает гласный [Э] после мягкого согласного, как, например, в слове мел.
Упражнение 27 Произнесите двусложные слова с ударением на втором слоге. Следите, чтобы предударное «Е» звучало как [е/и]. ()
Упражнение 28 Произнесите трёхсложные слова с ударением на втором слоге: ()
Упражнение 29 Произнесите трёхсложные слова с ударением на третьем слоге. Следите, чтобы на месте безударного «Е» звучал звук, близкий к [и], а предударный, как [е/и]. ()
Упражнение 30
Произнесите существительные с предлогами. Следите за точным произнесением заударного гласного «Е»:
Упражнение 31 Произнесите слова. Следите за точным произнесением безударных приставок без- и бес -. Не путайте звучание гласного в безударных слогах:
* * * Вспомним правило: В сочетаниях «ЕИ»; «ЕУ»; «ЕА»; «ЕО» первый гласный редуцируется и произносится* [ьи], [ьу], [ьа]. ____________________ * [ь] как очень краткое[и]. Упражнение 32 Произнесите слова. Следите за верным произнесением безударных сочетаний гласных:
* * * Вспомним правило: Окончания прилагательных во множественном числе -ые, -ие произносятся как -ыи, -ии. Упражнение 33 Произнесите слова. Следите за точностью произнесения окончаний прилагательных:
Упражнение 34 Произнесите сначала буквы, которые соответствуют ударным гласным в словах пословиц и поговорок. Затем читайте сами пословицы и поговорки, уделяя внимание этим звукам. Следите за произнесением ударного слога и безударных гласных.
Задание. Внимательно прочитайте слова вслух, проставьте ударения; следите за точным произнесением гласного звука, обозначаемого буквой «Е», в разных позициях:
Вспомним орфоэпическое правило: На месте буквы «Я» произносятся разные гласные: - под ударением – долгий звук [А] или [jА]; - перед ударением (предударный) – звук [е/и]; - в других безударных слогах – [ь] звук, приближающийся по звучанию к кратному [и]; - в начале слова – звук [е/и] с обязательной йотацией. Нередко приходится слышать побуквенное (без редукции) произнесение «Я» в предударной позиции. Это является характерной чертой южного наречия. Данную орфоэпическую ошибку необходимо исправить. Упражнение 35 Сопоставьте разное звучание гласных на месте буквы «Я». Обратите внимание на активную работу нижней челюсти в ударном слоге.
Упражнение 36 Произнесите слова, редуцируя гласные на месте буквы «Я». Повторите каждое слово несколько раз, добиваясь точного звучания.
Упражнение 37 Произнесите специально подобранные поговорки и пословицы, следя за произнесением гласных на месте буквы «Я». Помните о том, что предударное «Я» звучит как [е/и], а «Я» в начале слова как [j е/и]:
Задание.
Проспрягайте глаголы в предложениях (я, ты, он (она), мы, вы, они). Следите за произнесением предударного звука на месте буквы «Я». 1. Я прилечу прямым рейсом из Рязани. 2. Я напрягаю поясницу. 3. Я состязаюсь в умении вязать. И» как «ы» В речи часто встречается орфоэпическая ошибка – неправильное произношение гласного «И». * * * Вспомним правило: «И» звучит как [Ы] при слитном произнесении двух слов, если одно слово оканчивается на твёрдый согласный, а другое начинается с «И». Особенно часто «И» произносится как [Ы] после предлогов без, перед, к, под, с, над, через, из. Если же «И» произносить как [И], то есть отделить предлог от слова, то нарушается ритм, мелодика речи, прерывается мысль. «И» может звучать как [И] только в том случае, если между словами возникает пауза. Упражнение 38 Произнесите слова без предлогов – слова с предлогами; слова без предлогов – словосочетания. Следите, как изменяется «И» после твёрдого согласного на стыке двух слов или на стыке предлога и слова.
Упражнение 39 Произнесите слова с предлогами, сочетания слов и фразы. Следить за тем, чтобы «И» после твердого согласного на стыке слов звучал как [Ы].
Задание. Прочитайте специально составленные предложения. Придумайте ещё 5 своих предложений.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.66 (0.011 с.) |