Произношение мягких согласных ТЬ и ДЬ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Произношение мягких согласных ТЬ и ДЬ



 

           В речи можно встретить неточность произнесения мягких согласных ТЬ, ДЬ. В русском языке наряду с твёрдыми согласными Т, Д существуют и соответствующие им мягкие согласные, которые имеют другую артикуляцию.

           Давайте проверим точность звучания согласных Т, Д и ТЬ, ДЬ.

           Звуки Т, Д – кончик языка прижимается к внутренней стороне верхних зубов, затем быстро отдёргивается.

           Звуки ТЬ, ДЬ – кончик языка упирается в нижние резцы, а передняя часть спинки языка прижимается к твёрдому нёбу.

           Авторы предлагают уточнить артикуляцию звуков ТЬ, ДЬ, которые образуются за счёт большего подъёма средней части спинки языка. При этом кончик языка упирается в корни нижних передних зубов, а передняя часть языка прижимается к верхним зубам.

           При некрепком, неполном смыкании передней части языка с передними нижними зубами образуется очень узкая щель, и к звукам ТЬ, ДЬ прибавляется СЬ, ЗЬ. Для устранения этого дефекта авторы предлагают специальные упражнения в качестве дикционного тренинга.

Упражнение 88

 

Произнесите медленно звукосочетания. Следите, чтобы смягчённые согласные Т, Д звучали без СЬ, ЗЬ.

 

ТЯ – ТЯ                          ДЯ – ДЯ                          Ити – итИ

ТЁ – ТЁ           ДЁ – ДЁ                          Ете – етЕ

ти – тэ – та – то – ту – ты

ди – дэ – да – до – ду – ды

ти – те – тя – тё – тю – ти

ди – де – дя – дё – дю – ди

 

ди – ти, дэ – тэ, да – та, до – то, ду – ту, ды – ты

три – трэ – тра – тро – тру – тры

тид – тэд – тад – тод – туд – тыд

ти – ти – ти – д + «твёрдая» таблица гласных звуков

ди – ди – ди – т + «твёрдая» таблица гласных звуков

кпти – кптэ – кпта – кпто – кпту – кпты

птки – пткэ – птка – птко – птку – пткы

т – т – т – т – т – т….

д – д – д – д – д – д….

тк – тк – тк – тк….

ТА – ТА – ТА – ТА – ТАТЬ                      ДА – ДА – ДА – ДА – ДАТЬ

ТО – ТО – ТО – ТО – ТОТЬ                      ДО – ДО – ДО – ДО – ДОТЬ

ТА – ТЯ                          ДА – ДЯ                          ТА – ДЯ                          ДА – ТЯ

ТО – ТЁ                           ДО – ДЁ                          ТО – ДЁ                          ДО – ТЁ

ТА – ТЯ – ТАТЬ                                            ДА – ДЯ – ДАТЬ

ТО – ТЁ – ТОТЬ                            ДО – ДЁ – ДОТЬ

 

Упражнение 89

Внимательно произнесите слова, обратите внимание на их окончания слов:

 

МАТ – МАТЬ                ПЛОД – ПЛОТЬ           ПЛЕД – ПЛЕТЬ

БРАТ – БРАТЬ              ЗАД – ЗЯТЬ                                  ПЛАСТ – КЛАСТЬ

ПУД – ПУТЬ                 РАД – РАТЬ                                  БРИТ – БРИТЬ

СУД – СУТЬ                 БИТ – БИТЬ                                  ГРОД – ГРОЗДЬ

ГРАД – ИГРАТЬ                          БЫТ – БЫТЬ                 ЕСТ – ЕСТЬ

 

Упражнение 90

Произнесите слова. Следите за произнесением твёрдых и мягких согласных Т, Д:

 

дом – ждём                    таскать – тискать

дым – дико                     коттедж – тема

дельта – дело мотать – котят

дача – дядя                    тормоз – тёзка

душ – дюны                   тундра – тюнинг

Упражнение 91

Произнесите слова и словосочетания. Внимательно следить за смягченными ТЬ и ДЬ.

утёс                                  утята

идите                               бордюр

телекс              тетива

дюшес             благодеяние

континент                      страстью

 

метели летели                             критика коллектива

запомните телефон                     тётя Катя с тюльпанами

храните терпение                                       поверьте вахтёру

театр теней                                                   телеграфист с телеграммой

тетерев с тетеревятами              возьмите тюфяк

тигр с тигрятами                                         месть котёнка

без десяти девять                                        тётя и дядя

тюремная теснота                                      день-деньской

детское платье                             лететь без предупреждения

истина и заблуждение               Федя и Петя – братья

Татьянина поделка                            тень от дерева

компетентный ветеран              для периодической печати

негативная статья                                       неисповедимые пути

 

Упражнение 92

Произнесите предложения для отработки звуков Т, ТЬ, Д, ДЬ.

 

1. Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

2. Есть-то есть, да не про вашу честь.

3. Тетерев сидел на дереве – тень от дерева.

4. Тётя ходит по палате от кровати до кровати.

5. Без дела жить – только небо коптить.

6. На улице медовик – мне не до медовика, на улице дёготник – мне не до дёготника, не до дёготниковой жены, не до дёготниковой тёщи.

7. Ткач ткёт ткани на платки Тане.

8. Тарелка с траулера «Тауэр» стоит талер.

9. Труд человека кормит, а лень портит.

10. Лучше вода у друга, чем мёд у врага.

11. В тесноте, да не в обиде.

12. Делу время – потехе час.

13. Держи ноги в тепле, а голову в холоде.

 

Задание.

Прочитайте специально составленные предложения. Придумайте свои варианты.

1. В торжественный день тбилисский оркестр был в полном составе.

2. Тимофей танцевал твист на таёжной станции.

3. Все увидели доблесть Титана и воздали ему дань.

4. Дворяне строили дворцы в долинах.

5. Это было истинное творение искусства.

6. Таня и Денис на десяти десятинах проводили своё детство.

7. В дождливый день дьякон довольствовался терпким тёрном и мадерой.

8. В древности греческая трагедия была эталоном эстетики.

9. Татары надевают на головы тюбетейки, а таджики – тюрбаны.

10.Табун лошадей стремительно двигался по дюнам.

 

СМЕШЕНИЕ Р и Л, РЬ и ЛЬ.

 

           Очень часто в русском слове встречаются два согласных звука Р и Л, и они заменяют друг друга. Эта ошибка связана с торопливостью речи, вялостью артикуляционного аппарата, а иногда неточным произнесением самих звуков.

           Давайте проверим точность звучания твёрдых и мягких согласных Р - РЬ и Л - ЛЬ:

           Звук Л – кончик языка прижимается к внутренней стороне верхних зубов. Звук проходит по бокам между языком и верхними коренными зубами.

           Звук ЛЬ – кончик языка упирается в верхнее нёбо.

           Звук Р – язык кончиком поднимается к нёбу, но не касается его. Края языка касаются верхних зубов. Кончик языка дрожит под напором выдыхаемого воздуха.

           Звук РЬ – кончик языка вибрирует, поднимаясь к твёрдому нёбу. Уголки рта растянуты в стороны.

Начните работу над исправлением звуков с артикуляционной гимнастики.

Упражнение 93

 

Произнесите звуки и звукосочетания. Следите за точным звучанием Р, РЬ, Л, ЛЬ.

р – р – р – р – р

р – рь, р – рь, р – рь

ри – рэ – ра – ро – ру – ры

ри – ре – ря – рё – рю – ри

ври – врэ – вра – вро – вру – вры

при – прэ – пра – про – пру – пры

ли – лэ – ла – ло – лу – лы

ли – ле – ля – лё – лю – ли

лри – лрэ – лра – лро – лру – лры

рли – рлэ – рла – рло – рлу – рлы

три – тре – тря – трё – трю – три

рир – рэр – рар – рор – рур – рыр

три – ри – ри, тре – ре – ре + «мягкая» таблица гласных звуков

три – ри – ри – рь + «мягкая» таблица гласных звуков

Упражнение 94

Произнесите пары слов, проверяя звучание согласных звуков Р и РЬ:

рад – ряд                                       ружья – рюшка

рак – ряса                                      роль – ребро

рок – изрёк                                    разность – ряженка

руки – рюмка                рысь – рис

рэкет – прореха                           радио – рябчик

рыба – ритор                рапорт – заряд

регби – резус                ров – рёв

реквием – рекрут               роль – хорёк

 

Упражнение 95

Сопоставьте звучание Р, РЬ, Л, ЛЬ:

рама - лама крошка - ложка
ром - лом ружья - лужа
враль - ларь крен - лень
кружит - Луша крона - лоно
криво - лира рань - лань
рампа - лампа рёв - клёв
роль - лор ров - лов
крик - лик ряса - лясы
Рим - налим руки – из лука
рей - лей рейка - лейка

 

Упражнение 96

Произнесите слова и словосочетания. Следите за звучанием мягкого РЬ.

редька             брюхо              варёная репа

трель                  горюет                      грецкие орехи

трещина                         бурьян             карельская берёза

древний                          трение             переправа у реки

варьете           риторика                        утренняя зарядка

скряга              рюмка              первая премия

порядок                          сирена             варю варенье

отряд                               берёза              перерезать дверь

трюмо             упрёк                               приём референта

мудрец            серьга                              переставить трюмо

 

Упражнение 97

Прочитайте предложения. Следите за тем, чтобы не происходило смешение звуков.

1. Через раму видно ламу.

2. Сделал криво струны лиры.

3. Вот вам роль, доктор лор.

4. За последней крошкой потянулась ложка.

5. Твой рёв спугнул клёв.

6. Увидев лик, издал он крик.

7. Для стрельбы из лука напрягите руки.

8. Мы руками ловили налима в реке.

9. Лара планировала мелирование.

10. Рисовальщик полировал, лакировал и ретушировал реликвию.

11. Лакеи в ливреях полировали пол и рояли.

12. Лавр и Лара, релаксируя, пили рислинг.

13. Враги урегулировали результаты рецидива.

14. Лирика и альтруизм – альтернатива корыстному разгильдяйству и ротозейству.

15. Рулевой лайнера лавировал сквозь рифы.

16. Легендарные римляне радостно пели рулады.

17. Ретивый рецензент лоббировал представителя Карелии.

18. Рулевой регулировал лавирование на роллодроме.

19. Легендарная Клетемнестра была убрана лаврами на корабле в лазурном море.

20. Порой кумиры в мире редкость.

21. Мавр в Лувре в лавровом венке.

22. Колибри и лилия – какая идиллия!

23. В кадиллаке разбросаны лаки.

24. Ливадийские лани пугливы, а ливни недолги.

25. Лидеры любят лесть.

26. Луиза из Бердянска совершенно мобильна, либеральна и толерантна.

27. Моряки маршируют по маршруту номер 333.

28. Лиловые линии лежат на залитых ласковым солнцем кленовых листьях.

29. Как играют на кларнете, увидал корнет в лорнете.

30. Тренер задел гантелей за галтель.

31. Камер-юнкер юркнул в бункер.

32. Кокер-спаниель резв, а ризеншнауцер ретив.

 

Задание.

Составьте рассказ, используя предложения из упражнения № 97.

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.156.35 (0.054 с.)