Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дофилософские формы мировоззрения (вопрос о духовных источниках философии)↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие мировоззрения
Мировоззрение — это система взглядов, норм, установок, оценок человеком мира в целом, своего места в мире и отношения к миру. Объект мировоззрения — мир в целом. Любое мировоззрение — представление о мире. Предмет мировоззрения (подход, срез, аспект изучения объекта) — взаимоотношение мира в целом и мира человека. Субъект (носитель) мировоззрения — индивидуально-личностный, социально-групповой, общесоциальный, общечеловеческий. Мировоззрение двойственно. Оно носит субъект-объектный характер: оно есть и представление о мире, человеке в нем и одновременно выражение отношения человека к миру и человеку.
Формы мировоззрения (различаются по основе): 1. Религиозное — основано на вере в реальность сверхъестественных сил. 2. Искусство — представление о прекрасном, выраженное в форме художественного образа. Основано на представлении о добре и зле, других нравственных нормах и принципах. 3. Политико-правовое. Основано на политико-правовых нормах, принципах, представлении о справедливости, равенстве, законе, неравенстве и т.д. 4. Научное. Основано на системе объективных (общих, доказанных, проверяемых) знаний о мире. 5. Философское.
Функции философии 1. Мировоззренческая. 2. Познавательная – познает мир в целом и создает общую теорию познания. 3. Методологическая – предоставляет методы для других областей познания. 4. Прогностическая – предлагает новые ориентиры и цели для развития. 5. Критическая – подвергает критике любые человеческие идеи, законы, нормы, чтобы обосновать их смысл или признать их бессмысленность. Учит свободомыслию без опоры на догмы, авторитеты, тем самым расширяя сознание, развивая его. 6. Гуманистически-воспитательная – ориентирует на положительные идеалы и ценности. 7. Этическая. 8. Эстетическая. 9. И т.д. Периодизация 1. Конец VII-VI вв. до нашей эры. Период возникновения. Ранняя философия. 1.1 Ионистская философия. 1.2 Италийская философия. 2. V-IV вв. до н.э. Философия расцвета. 2.1 Философия софистов и Сократа 2.2 Философия Демокрита. 2.3 Философия Платона. 2.4 Философия Аристотеля. 3. III-I вв. до н.э. Период заката (период эллинизма). 3.1 Философия эпикурейцев. 3.2 Философия киников. 3.3 Философия стоиков. 3.4 Философия скептиков. 4. I-V вв. н.э. Период упадка и гибели. 4.1 Философия римских стоиков. 4.2 Философия неоплатонизма. Основные мировоззренческие принципы классической античности 1. Космоцентризм – онтологический принцип, признающий в качестве субстанции Природу, Космос. Онтология – философское учении и бытии. Бытие – философская категория, обозначающая все, что существует, сам принцип существования. Субстанция – философская категория, обозначающая основу всего существующего. Космос (украшенный): 1) Свободная стихия. 2) Сам себя ограничивает, сам себе дает закон. 3) Прекрасный мир, он гармоничен, соразмерен. 2. Человек – микрокосм (малая часть космоса). Он находится в неразрывной связи с целым миром, а значит он столь же совершенен, как и целое. 3. Основа совершенства человека – его разум. Разумом он ограничивает природу, т.е. вносит порядок в свою жизнь. 4. Основные ценности античного образа жизни: 1) Мудрость – способность самостоятельно устанавливать меру. 2) Мера. 3) Мужество – воплощение меры, установление меры в своей жизни. 4) Справедливость. Ранняя античная (греческая) философия Главная философская проблема – постижение природы вещей, тема первоначала. 1. Ионийская философия (район малой Азии, область греческого мира). Это философия Милетской школы и Гераклита (Эфес). Милетская школа – система учений трех великих философов: Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Это была натурфилософия. Общие принципы Милетской школы: 1) Первоначало – природная стихия, вещество. a. Фалес – вода. Аргументы: из воды все возникает, водой все управляется, в воду все разлагается. Закон мироздания по Фалесу: вода – начало и конец всего. Вода – идея, с помощью которой он объясняет устройство мира, его единство, взаимосвязь. b. Анаксимандр – апейрон (беспредельное, безграничное вещество). Аналог – некое одно. Его аргументация: у него нет предела, поэтому он может порождать безграничное многообразие. Он не имеет формы, поэтому существует только в вещах и через вещи выражает себя. Бесконечен и вечен. c. Анаксимен – воздух. Аргументация: воздух не имеет формы в неподвижном состоянии, проявляет себя в движении. Воздух – мировая душа. Гераклит – огонь. Закон огня: все едино. Основа единства – противоположное. Борьба противоположностей - сила, рождающая все. Одно неизбежно превращается в противоположное. Закон мироздания: вражда – отец всего и царь всего. Движение - основа мира. Материализм – философское направление, признающее в качестве субстанции вещество (материю). Характеристики материализма: 1) Стихийный или наивный (не имеет обоснованного объяснения). 2) Диалектика – онтологический принцип, обосновывающий взаимосвязь и развитие мира. Первый диалектик – Гераклит. Общий принцип – единство мира. Аспекты единства: 1. Генетическое (по происхождению). 2. Структурное (по организации). 3. Функциональное (единство по взаимодействию). 4. Атрибутивное (по универсальным свойствам) 5. Познаваемость мира. Внешнюю природу мы постигаем с помощью чувств, внутреннюю – с помощью разума. Разделы философии софистов Онтология-учение о мире. Старшие софисты-Протагор,Горгий, Гиппий Крзис физики: софисты выелили человека из мира природы(фюзис-мир природы, естественный природный, номос-разумный, социальный мир). Человеческая жизнь строится на других началах, чем природная. В природе есть вечные законы. Законы социальной жизни устанавливают сами люди.В их создании они руководствуются тем, что им выгодно. Людьми движут их личные интересы. Мир человека-не мир вещей, а мир ценностей. Ценности выражают отношение к вещам, окружающим человека. Оно зависит от точки зрения человека, от его мнения. Софисты не отрицают физическую реальность, материя есть, было бы глупо в этом сомневаться.Какова материя во многом определяется состояние человека(болезнь, состояние органов чувств, возраст, опыт, настроение). Антропоцентризм -отнологический принцип, признающий в качестве субстанции мира человека. Появление софистов и Сократа показывает переход философиии к человеку как к центру мира. Субъективный идеализм -онтологическое направление, признающее в качестве субстанции человеческой жизни сознание человека. Релятивизм -онтологический принцип, признающий относительность всего существующего, изменчивсть.. Гносеология -учение о познании и знании.
Софисты отрицают обективность познания, объективную истину. Каждое мнение-истина. Главное-уметь ее доказать. Софизм (уловка, головоломка-буквальный перевод)-гносиологический принцип, представляющий собой способ рассуждения, сознательно вводящий в заблуждение, допускающий противоречия. Приемы: подменять начения понятий, (лучше потерять родину, чем жизнь, ведь теряя жизнь, мы вместе с ней теряем все, в том числе и родину). Абсолютно нарочито обсурдное утверждение, переход на личности, и т. д. Философия Демокрита Онтология Демокрита(последователь физиков) В основе его учения лежат 2 источника: учение ранних физиков, многократные путешествия. Идея- атомизм а.(его учитель-Левкипп) У материи есть предел деления-атом (перев.неделимый). Идея атомизма: первоначало или субстанция-атомы Атом -понятие, выражающее предел деления вещества. Атомов бесконнечное количество (плюрализм). Много материй. Они различаются по: • форме • строй, соприкосновение, поворот • атомы движутся (по прямой), сцепляются в силу необходимости Что бы атомам двигаться, нужна пустота. Существует пустота небытие. небытие существует относительно бытия. Мир по мирозданию-един и множественен, такова природа субстанции, она едина и множдественна, мир конечен и бесконечен в пространстве и времени, в мире есть бытие и небытие, атомы и понятие(идеальная реальность), и единица вещества. Противоречия: атомы движутся в мире, но они не способны к самоизменению, значит в мире нет развитию, так как не могут меня свою природу. В мире нет свободы, в мире нет случайности, все закономерно, все причинно обусловленно. Отождествлял необходимость и причинность. Выделял только ОДНОЗНАЧНУЮ причинно-слудственную связь. Детерменизм -(определять), действовать необходимостью. Онтологический прицнип, признающий универсальность и однозначность причинно-следственных связей. Человек тоже состоит из атомов, он тоже тело среди других тел. Душа состоит из атомов, она материальна. Она создана из атомов, более тонких по своей природе. Она источник действия всех тел, она побуждает к активности. Гносиология Демокрита-мир познаваем. Ознание-физический процесс, источник познания-чувства. Ощущение -материальный след, оставленный атомами на органах чувств человека. Разум выделяет объективную основу ощущений и формулирует ее с помощью понятий. Ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты. Истина-Соответствие мысли о предмете предмету мысли Сенсуализм -гносеологический принцип, признающий в качестве источника знаний о мире ощущения, чувства. Человек смертен, время жизни ограничено, есть начало и конец. Душа тоже смертна и распадается на атомы. Цель человеческой жизни-счастье, невозможно без самопознания, философии. Тогда жизнь будет доставлять удовольствие. Удовольствия понимались как телесные и душевные. Удовольствие возможно без ограничений. Эвдемонизм (от гр.счастье)-аксиологический принцип, признающий в качестве естественного стремления человека к сачстью, гармонии тела и души. Гедонизм (гр.удовольствие, наслаждение)-аксилогический принцип, признающий в качестве естественного стремления человека, стремление к удовольствию. Онтологический принцип-материализм, имеет особенности 1. плюралистический 2. механистический(призается только механическое движение атомов, но отрицает их внутреннее развитие) познаваемость мира в форме сенсуализма среди высших ценносей целовеческой жизни выделяются счастье и удовольствие, эвдемонизм и гедонизм.
Философия Платона Антология: был учеником сократа. Человеком управляет душа. Объяснял откуда берутся в человеческой душе. Демиург создает материю и идею, соверешнные ценности, всеобщие понятия, категории, являющиеся образцом всех вещей в мире, тогда эти идеи всматриваясь в вещество, запечателвают свой образ и облик в мире вещей, в мире природы. Платон критиковал физиков: материальные вещи непрочны, значит непрочно и их физическое основание. Материальные вещи являются лишь копиями идей
Платон говорит: идеи нуждаются в вещах, им нужны вещи, для своего воплощения, для полноты бытия, а вещи нуждаются в идеях для своего оформления, определения. Физическая реальность-выражение духовной. Идеи существуетю вне вещей. Объективный идеализм. Познание мира-духовный процесс, вещи, воспринимаемые с помощью чувств, могут лишь пробуждать этот процесс, поэтому чувства не пригодны для познания, только разумом можно познать невидимую сущность вещей. Процесс познания-припоминание душой мира идей. Сознание развивается от конкретного к асбтрактному, от вещей к идеям. Истина-достижение соответствие знания идеи. Рационазизм-гносиологический принцип, признающий основной познания и источником знания, деятельность разума, абстрактного мышления. Человек должен быть устремлен к духовному совершенствованию, цель человеческой жизни-духовное развитие,самосовершенствование. Человек должен подняться над своей природой, быть выше своих физических потребностей, руководствоваться духовными потребностями. Высшая духовная ценность- благо. Синтез всех духовных ценностей. Душа, познавшая высшее благо, бессмертна. Учение об идеальном государстве-(«Государство»). Подверг критике все существующие государственные устройства, не занимался вопросом происхождения государства, нет определения государства. Говорит, что это совместное поселение людей, где каждый проявляет свои естественные склонности, занимается близким ему делом. В любом государстве существует 2 государства (бедных и богатых). Из всех форм наихудшей писал демократию. «На словах, это призыв к свободе, а на деле отказ подчинению закону», причина нарушений, произвола в обществе «насмехаются над теми, кто послушен закону, говорят, что они добровольные рабы». Идеальное государство-государство будущего, единое, неделимое, граждане которого движимы идеей патриотизма, в нем не будет бедных и богатых, бедность рождает зависить, богатство-жадность, они являются источниками порока. Но будет духовное неравенство, ибо оно существует по природе. Выделяет 3 сословия(душа с развитым разумом, ее добродетель-мудрость, философы; душа с развитой волей, добродеятель-мужество, душа воина; развиты чувства, умеренность, крестьянин, торговец, ремесленник). Идеальное государство то, где каждый занимается тем, к чему расположен душой. Идея государства-общее благо. Основа личного блага-благо государства, каждый должен заботиться о его процветании. Каждый должен добровольно жертвовать своим личным благом во имя блага общества. Женщины и дети распределяются государством. Утопичное государство. Подчиняет личную свободу общему благу, государственным интересам. Познаваемость мира в форме рационализма Этизм,признание асболютного значения духовных ценностей, главные из которых-нравственные. Связанно с наукой о морали.
Философия киников. Если бы мы могли перенестись в Афины V в. до Р. Хр., то среди великолепных храмов и городских построек, среди нарядных в красивых людей мы бы увидели толпу нищенски одетых, крайне неопрятных юношей. Вначале нам бы показалось, что это просто бродяги без рода и племени. Но, подойдя ближе и всмотревшись в их лица, мы были бы поражены контрастом нищенского облаченья с несомненной аристократичностью их лиц. Теперь мы бы пришли, вероятно, к выводу, что это дети разорившихся аристократов, выброшенные роком из богатых домов и вынужденные вести бродячий образ жизни. Но и тут бы мы вновь ошиблись, ибо эти совсем еще юные люди принадлежали к древнегреческой философской школе циников (или киников, как их еще называли). По своему образу жизни, происхождению и проповедуемым идеям сегодня бы мы их назвали «хиппи». Итак, что же это была за философская школа, идеи которой возобновились и нашли отражение в массовом движении молодежи из зажиточных семейств Запада в 60-х годах XX столетия? Основателем школы циников (киников) был философ Антисфен, родившийся в 444 г. до Р. Хр. в семье афинянина и фракийской рабыни. Увлекшись с молодости философией, он был сначала учеником Горгия, затем Сократа, а потом основал свою собственную философскую школу. Беседы со своими учениками он проводил в гимназии Киносарге (в переводе с греческого — белая собака). Именно от этого слова и происходило название его последователей — киники, позже трансформировавшееся в циники. Сам себя Антисфен называл «непородистым псом». Его последователи носили короткий плащ, одетый на голое тело, нищенскую суму и посох. В основе его философии лежал девиз: «Жить согласно природе». В контексте этого все достояния цивилизации рассматривались как противоречащие природе. Поэтому, по их мнению, счастьем является возвращение в мир природы. Философские идеи Антисфена продолжил его ученик, знаменитый Диоген Синопский (400—323 гг. до Р. Хр.). Для характеристики этой личности приведем такой пример: в конце своих дней он встретился случайно с Александром Македонским, который предложил ему выполнить любое его желание, на что философ попросил царя не загораживать от него солнце. Услышав такой ответ, полководец воскликнул: «Не будь я Александром, я хотел бы быть Диогеном!» Взгляды философа с каждым годом приобретали все более причудливые и вызывающие формы: Диоген стал ходить почти голым, отправляя естественные надобности на глазах у всех, пил воду из луж, ел сырое мясо. Местом его обитания становится большая глиняная амфора, вошедшая в историю под названием «Диогеновой бочки». Острый ум Диогена в сочетании с экстравагантным поведением привлекал к нему тысячи людей. Особую популярность его идеи нашли в среде «золотой» молодежи того времени. Окруженные с детства роскошью, но не находя удовлетворения духовным запросам, молодежь из аристократических семейств увлекалась идеями циников, которые, как им казалось, делали их свободными. Прекрасно известно, что именно эти причины стали основополагающими в появлении движения «хиппи», основными представителями которого были дети семейств Европы и Америки. Постепенно учение циников превратилось в настоящий цинизм, где даже смерть близких воспринималась как ничего не значащее событие. Ведя бродяжнический образ жизни, циники жили за счет общества, ровным счетом ничего не делая и считая всех остальных намного ниже себя. Однако удовлетворенности и счастья в единении с природой последователи этого учения не нашли. Чувство неудовлетворенности, а порой полной депрессии наполняли жизнь этих людей. Видимо этим и объясняется то, что современные «хиппи», проведя несколько лет в подобном состоянии, возвращались в общество, занимая впоследствии места своих родителей в управлении заводами, фабриками, банками. Они возвращаются в жизнь, против которой совсем недавно протестовали, а потом их дети повторяли их жизненный путь, пытаясь безуспешно избавиться от грубого материализма в жизни, найти что-то светлое, духовное. Говорят, что Диоген мог часами бродить днем по городу с зажженным фонарем и на вопросы удивленных горожан отвечать: «Я ищу человека». Пытаясь найти человека, Диоген и его последователи не нашли Бога, для поисков которого не нужно было зажигать фонарь или долго философствовать. Школа циников вскоре прекратила свое существование, однако ее идеи, как мы видим, дожили до нашего времени, принося все ту же опустошенность, неудовлетворенность, разочарование в жизни. Философия стоиков. Самой популярной философской школой Древней Греции, а затем и Рима была школа стоиков. Свое название она ведет от Стоа Пойкиле — расписного портика, крытой колоннады, располагавшейся вблизи рыночной площади Афин, где собирались последователи этой школы послушать своих учителей. Основателем этого направления был Зенон (346-264 гг. до Р. Хр.). Родившись в городе Китии (остров Кипр) в семье купца, он с ранних лет начал заниматься торговлей. Однажды одна из очередных сделок оказалась неудачной, и Зенон остался в Афинах. Именно там он впервые близко познакомился с философами и их трудами. Пытаясь найти себя, он примыкает вначале к циникам, а затем в 300 г. создает свое направление в философии. Идеалом для стоиков становится сверхчеловек — мудрец, который сам в себе содержит божественное, слившись с космическим Логосом. В понятии стоиков бог — это как бы космический творческий огонь, содержащий в себе все образовательные начала, из которых создается весь окружающий мир. Космос при этом представляется как бы одушевленным. Цель человека — освободиться от всех привязанностей, отказаться от семьи, друзей, желаний. У него должны отсутствовать радости, переживания, страх и любовь. «Ваше счастье — не нуждаться в счастье», — провозглашают стоики. Философская концепция стоиков, построенная на собственном Я, привлекала гордых греков и амбициозных римлян. Идеи философов XX в., проповедующих о коммунистическом рае, заимствованы у стоиков. Впервые подобная утопия была выдвинута Зеноном, который говорил, что союз людей должен быть подобен «пасущемуся на общем пастбище стаду, согласно общему закону». При этом стоит отметить, что стоиков отличала высокая нравственность и образованность, ибо без этого не мог состояться мудрец. Их идеи, как уже отмечалось, живут и сегодня, ибо любой человек, возвышающий себя, вне зависимости от занимаемого положения — будь-то император или бедняк-гордец, презирающий других, есть стоик. Большую распространенность стоицизм получил в религиозных кругах. Именно стоики становились инквизиторами и основателями монашеских орденов, именно они являли пример религиозного фанатизма (самого страшного из всех существующих!), именно стоики отправлялись в крестовые походы, истребляя инакомыслящих, и, наконец, именно они выдвинули догмат о спасении с помощью собственных добрых дел. Спасение своими силами, в конечном счете, собственной святостью, посредством своего Я — высшая степень гордыни, отвергающая заслуги распятого Спасителя, отвергающая главный догмат Евангелия «…праведный верою жив будет!» (Римл. 1:17). Для гордого сердца неприемлемо принять спасение и прощение даром, так как его обещает и дает Христос, по вере, для них важно спасение заработать, заслужить своими собственными силами, посредством добрых дел, иными словами, посредством собственных заслуг. Находясь всю жизнь в церкви, полагая, что они служат Богу, эти люди не подозревают, что служат самим себе, и фимиам воскуряют опять-таки самим себе, не подозревая, что в основе их жизни лежит языческая философия! Как важно вовремя задуматься об этом, самим себе задать вопрос и искренно на него ответить: «А кому служу я? Не расходятся ли мои убеждения и представления с тем, что написано в Библии?» Сегодня Христос ждет каждого из нас такими, какими мы есть. Он предлагает спасение даром! Первым шагом к спасению является осознание своей зависимости от Бога, своей нужды в Спасителе и полное искреннее раскаяние. А всего этого не может быть без осознания собственного недостоинства, собственной греховности и того, что сами себя спасти мы не можем! Ибо наши самые прекрасные добрые дела так же несовершенны в глазах Бога, как и мы сами. Вот когда мы это осознаем, тогда можем быть уверены, что Христос живет в нашем сердце и ведет нас по пути спасения, помогая жить жизнью веры и послушания Закону Божьему, десяти заповедям, исполнение которых сделает нашу жизнь содержательной и счастливой. Философия скептиков. Сегодня появляется все большее количество людей, к которым можно применить слово «скептик». Безнравственность общества, преступность, рост эпидемий, войны, экономический кризис, пренебрежение духовными ценностями побуждают многих стать на путь скептицизма. Эти люди считают, что таким образом они ограждают себя от неуютной и неприглядной действительности. Подобными же вопросами мучились и древние греки, одна из знаменитых философских школ которых носила название «скептики». Основателем ее был житель города Элиды в Пелопоннесе Пиррон (365-275 гг. до Р. Хр.). Толчком, побудившим философа начать поиск истины, стало его участие в походе Александра Македонского в Индию. Как-то он стал свидетелем разговора царя с индийскими мудрецами, которых греки именовали гимнософистами (в переводе с греческого — «нагие мудрецы»). Пиррона поразило их спокойное отношение к жизни. Вернувшись в свой родной город, философ создает учение, в основе которого лежит основополагающий принцип скептицизма (в переводе с греческого — «исследую, сомневаюсь»). Именно сомнение во всем, по мнению Пиррона, должно было избавить людей от ненужных забот, тревог и заблуждений. Ибо, по его мнению, человека, во всем сомневающегося, ничто в этом мире не может взволновать или огорчить. Ничего в этом мире не может быть ни прекрасного, ни ужасного, не может быть ни правды, ни лжи. Рассказывают, что на вопрос, обращенный к Пиррону: «А не умер ли ты, Пиррон?», философ спокойно ответил: «Не знаю». И в одном этом ответе заключена вся его философская концепция. Как-то раз Пиррон шел мимо болот со своим учителем Анаксархом, как вдруг тот провалился в трясину. Увидев барахтающегося учителя, Пиррон спокойно продолжал свой путь, ибо, по его мнению, зачем что-либо предпринимать, если все в этом мире относительно. Пиррон и его школа давно ушли в прошлое, но их идеи живут и сегодня. Философия безрадостности земного существования, отсутствие привязанностей — любви, дружбы продолжает разъедать, подобно червю, человеческий разум. Зачем что-либо желать, к чему-то стремиться, кого-то любить, кому-либо помогать, если все так относительно в жизни? Зачем искать Бога? Зачем вообще жить? Все относительно! Многие люди, вынашивая подобные мысли, кончали жизнь самоубийством, другие — сходили с ума. Идеи этой философии поистине разрушительны! Но скептики могут встречаться не тольков миру, но и в церкви. Они могут принять крещение, участвовать в богослужениях, но сердца этих людей остаются закрытыми для Христа. Их религия представляет собой полосу без взлетов и падений. Они сомневаются, слышит ли Бог их молитвы, они не имеют живой веры, живой связи с Иисусом Христом. Про них Священное Писание говорит: «Но да просят с верою, ни мало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой: да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих». Разделы философии софистов Онтология-учение о мире. Старшие софисты-Протагор,Горгий, Гиппий Крзис физики: софисты выелили человека из мира природы(фюзис-мир природы, естественный природный, номос-разумный, социальный мир). Человеческая жизнь строится на других началах, чем природная. В природе есть вечные законы. Законы социальной жизни устанавливают сами люди.В их создании они руководствуются тем, что им выгодно. Людьми движут их личные интересы. Мир человека-не мир вещей, а мир ценностей. Ценности выражают отношение к вещам, окружающим человека. Оно зависит от точки зрения человека, от его мнения. Софисты не отрицают физическую реальность, материя есть, было бы глупо в этом сомневаться.Какова материя во многом определяется состояние человека(болезнь, состояние органов чувств, возраст, опыт, настроение). Антропоцентризм -отнологический принцип, признающий в качестве субстанции мира человека. Появление софистов и Сократа показывает переход философиии к человеку как к центру мира. Субъективный идеализм -онтологическое направление, признающее в качестве субстанции человеческой жизни сознание человека. Релятивизм -онтологический принцип, признающий относительность всего существующего, изменчивсть.. Гносеология -учение о познании и знании.
Софисты отрицают обективность познания, объективную истину. Каждое мнение-истина. Главное-уметь ее доказать. Софизм (уловка, головоломка-буквальный перевод)-гносиологический принцип, представляющий собой способ рассуждения, сознательно вводящий в заблуждение, допускающий противоречия. Приемы: подменять начения понятий, (лучше потерять родину, чем жизнь, ведь теряя жизнь, мы вместе с ней теряем все, в том числе и родину). Абсолютно нарочито обсурдное утверждение, переход на личности, и т. д. Понятие мировоззрения
Мировоззрение — это система взглядов, норм, установок, оценок человеком мира в целом, своего места в мире и отношения к миру. Объект мировоззрения — мир в целом. Любое мировоззрение — представление о мире. Предмет мировоззрения (подход, срез, аспект изучения объекта) — взаимоотношение мира в целом и мира человека. Субъект (носитель) мировоззрения — индивидуально-личностный, социально-групповой, общесоциальный, общечеловеческий. Мировоззрение двойственно. Оно носит субъект-объектный характер: оно есть и представление о мире, человеке в нем и одновременно выражение отношения человека к миру и человеку.
Формы мировоззрения (различаются по основе): 1. Религиозное — основано на вере в реальность сверхъестественных сил. 2. Искусство — представление о прекрасном, выраженное в форме художественного образа. Основано на представлении о добре и зле, других нравственных нормах и принципах. 3. Политико-правовое. Основано на политико-правовых нормах, принципах, представлении о справедливости, равенстве, законе, неравенстве и т.д. 4. Научное. Основано на системе объективных (общих, доказанных, проверяемых) знаний о мире. 5. Философское.
Дофилософские формы мировоззрения (вопрос о духовных источниках философии) Мифология — религиозно-художественное мировоззрение, возникшее в ранних классовых обществах, обожествляющее природу, наделяющее ее сверхъестественными силами. Общие характеристики мифологии: 1. Коллективное мировоззрение. У него нет автора, творца, - это весь социальный коллектив. 2. Эмоционально-образное мировоззрение. Оно складывается на основе эмоционально-чувственного отношения к миру. Оно приспосабливает человека к внешнему миру и одновременно, благодаря этому, человек постигает свой внутренний мир. 3. Мифологическое мировоззрение синкретично (едино, целостно) — в нем слиты воедино легенда, вымысел, предание, фантазия. Внешняя норма, управляющая поведением извне.
Философия возникает в конце VII-VI вв. до нашей эры в трех регионах мира почти одновременно: в Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции. Термин философии впервые был введен Пифагором. Он назвал философию «любовью к мудрости». Первые философы называли себя физиками, познающими природу, мироздание, мир в целом.
Причины возникновения: 1. Социально-экономические и политические. 2. Духовно-нравственные.
Варварство: 1) Естественное разделение труда (половые, возрастные признаки и т.д.) 2) Общественная собственность. 3) Род. 4) Натуральный обмен. 5) Социальное равенство. 6) Общественное самоуправление. 7) Обычаи и традиции. 8) Религия. 9) Образование только для узкой группы людей.
Цивилизация: 1) Общественное разделение труда — по социальным функциям, отраслям производства. 2) Частная собственность 3) Семья. 4) Товарно-денежный обмен. 5) Появляются классы (неравенство по соц признаку). 6) Государство. 7) Право. 8) Религия + философия. 9) Общественный институт.
Вывод: философия возникает тогда, когда личная свобода человека становится социально значимой ценностью. Объективные гаранты личной свободы — социальные институты частной собственности (экономическая независимость), государство и право (политическая независимость) и образование.
Философия имеет собственные методы получения истины: 1. Умозрение – способ рассуждения, заключающийся в непосредственном постижении сущности вещей без опоры на опыт. 2. Рефлексия – способ рассуждения, заключающийся в критическом осознании оснований, познания и знания. 3. Философская вера – способ рассуждения, заключающийся в теоретическом обосновании общезначимости идеалов, ценностей, норм. 3 отличие – по способам проверки. У философии нет эмпирических способов проверки истин. Во-первых, в силу универсальности философского знания, которая рождает сверхчувственный (теоретический) характер, но есть теоретические способы проверки философского знания. 1. Мысленный эксперимент – гипотетическая ситуация, в которой прослеживается логика идеи. 2. Логика – теоретическое доказательство. 3. Интерпретация (смысловая) текста. 3 черта философского мировоззрения – плюралистический характер. Означает, что в философии существует множество учений, школ и направлений. Философское учение – система взглядов на мир, место человека в мире, отношение к миру, строящееся (основанное) на общих философско-мировоззренческих принципах. Философская школа – система учений. Философское направление – система школ. Многообразие связано: 1. Природу философской истины. 2. Универсальность философских обобщений. 4 черта – гипотетический характер (гипотеза, предположение). Философия существует на границе сущего и должного. Философия – не только знание, но и образ жизни. Она предлагает возможные способы жизни, которые могли бы реализовать назревшие мировоззренческие потребности, дать ориентиры для саморазвития. Предмет философии – исторически развивающаяся, универсальная система человек-мир, теоретическое объяснение которой формирует личностное отношение человека к миру. Философия – система общетеоретических взглядов на мир в целом, место человека в мире и отношение человека к миру. Функции философии 1. Мировоззренческая. 2. Познавательная – познает мир в целом и создает общую теорию познания. 3. Методологическая – предоставляет методы для других областей познания. 4. Прогностическая – предлагает новые ориентиры и цели для развития. 5. Критическая – подвергает критике любые человеческие идеи, законы, нормы, чтобы обосновать их смысл или признать их бессмысленность. Учит свободомыслию без опоры на догмы, авторитеты, тем самым расширяя сознание, развивая его. 6. Гуманистически-воспитательная – ориентирует на положительные идеалы и ценности. 7. Этическая. 8. Эстетическая. 9. И т.д. Периодизация 1. Конец VII-VI вв. до нашей эры. Период возникновения. Ранняя философия. 1.1 Ионистская философия. 1.2 Италийская философия. 2. V-IV вв. до н.э. Философия расцвета. 2.1 Философия софистов и Сократа 2.2 Философия Демокрита. 2.3 Философия Платона. 2.4 Философия Аристотеля. 3. III-I вв. до н.э. Период заката (период эллинизма). 3.1 Философия эпикурейцев. 3.2 Философия киников. 3.3 Философия стоиков. 3.4 Философия скептиков. 4. I-V вв. н.э. Период упадка и гибели. 4.1 Философия римских стоиков. 4.2 Философия неоплатонизма. Основные мировоззренческие принципы классической античности 1. Космоцентризм – онтологический принцип, признающий в качестве субстанции Природу, Космос. Онтология – философское учении и бытии. Бытие – философская категория, обозначающая все, что существует, сам принцип существования. Субстанция – философская категория, обозначающая основу всего существующего. Космос (украшенный): 1) Свободная стихия. 2) Сам себя ограничивает, сам себе дает закон. 3) Прекрасный мир, он гармоничен, соразмерен. 2. Человек – микрокосм (малая часть космоса). Он находится в неразрывной связи с целым миром, а значит он столь же совершенен, как и целое. 3. Основа совершенства человека – его разум. Разумом он ограничивает природу, т.е. вносит порядок в свою жизнь. 4. Основные ценности античного образа жизни: 1) Мудрость – способность самостоятельно устанавливать меру. 2) Мера. 3) Мужество – воплощение меры, установление меры в своей жизни. 4) Справедливость. Ранняя античная (греческая) философия Главная философская проблема – постижение природы веще
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.108.134 (0.02 с.) |