Откровение. Развивающиеся откровение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Откровение. Развивающиеся откровение.



Открове́ние, в религии и теологии — разнообразное открытие Богом себя самого и своей воли людям. Откровение может исходить как непосредственно от Бога, так и через посредников. В некоторых религиях существуют священные тексты, которые рассматриваются в качестве богооткровенных. Обычно к религиям откровения относят три авраамические религии — иудаизм, христианство и ислам. Однако, близкое понятие откровения присутствует и в других религиях (в частности, в индуизме).

Типы откровений:

Сверхъестественное откровение - Наиболее распространённое представление об откровении состоит в воздействиях сверхъестественного характера свыше на людей.

Универсальное откровение - В христианском богословии различают универсальное или всеобщее (в значении предназначения для всех) сверхъестественное откровение, к которому относят Священное Писание (Библия) и (в католичестве и православии) Священное Предание. В церковной традиции считается, что этот тип откровения дан Богом для спасения людей.

Священные писания вне христианства:

В иудаизме сверхъестественное откровение признаётся особенным образом в Торе, а затем — в других книгах Танах. Однако, иудеи считают, что это особенное Откровение впервые было даровано именно им, и соблюдение многих возложенных на них Богом обязательств не распространяется на нееврейские народы.

В исламе откровение посредством священной книги признаётся за Кораном.
В индуизме также имеются книги, почитаемые богооткровенными — Веды и Смрити, включая, в частности, Бхагавад-гиту, где Бог, подобно монотеистическим религиям, открывается в качестве верховной личности.

Частное откровение - В религиозных традициях присутствуют предания и свидетельства о сверхъестественных переживаниях и явлениях верующим, чаще всего — признанным святыми. Такие переживания и явления, ниспосланные определённым лицам, в христианском богословии называют частными откровения. Частные откровения помогают верующим в их духовной жизни, однако, в христианстве вера в них не рассматривается необходимой для спасения.

Продолжающееся откровение - В некоторых религиозных конфессиях существует вера в непрерывно продолжающееся откровение Бога, которое не ограничено религиозной традицией. К числу таких конфессий относятся, к примеру, квакеры, пятидесятники и харизматические христиане, мормоны, бахаи.

Естественное откровение - В христианской традиции (преимущественно — католической и православной) существует понятие естественного откровения, называемого также повсеместным, общим (в значении всеобщего обладания). Под этим понятием понимается открытие Богом самого себя посредством сотворённого мира, природы, и открытие Богом нравственных законов людям внутри их совести. Отличительная особенность этого типа откровения заключается в том, что для постижения его не требуется никакого сверхъестественного вмешательства, но достаточно способностей разума человека.

Экзистенциональная теология - Некоторые теологи предприняли попытки переосмыслить традиционные представления об откровении при помощи философии экзистенциализма. Они отошли от богословских концепций, в которых центром откровения представлено послание священных текстов, которые люди обязаны принять и исполнять. Так, Мартин Бубер понимает откровение как диалог между человеком и Богом. В его концепции откровение — это не просто принятие книг и заповедей Бога, но встреча человека с Божественным присутствием, которая стимулирует ответ со стороны человека. Франц Розенцвейг в той же концепции откровения как диалога подчеркивает зависимость откровения от воли Бога, который открывается по своему усмотрению в различные эпохи и различным людям. Через откровение Бог устанавливает отношения Завета с людьми, которые отвечают на это конкретными поступками. Пауль Тиллих утверждает, что Бога нельзя искать как некую «небесную личность». Бог — это подлинные основы существования. Грех есть не просто нарушение внешних законов и заповедей, а потеря самого себя. Иисус Христос преодолевает социальное и личное отчуждение.

 

Черты религиозного опыта.

Религиозный опыт – субъективный жизненный опыт встреч с Высшей реальностью, чувство присутствия безграничной тайны в жизни человека, ощущение зависимости от божественной силы или от невидимого порядка вещей, чувство вины и страха перед божьим судом или внутреннее умиротворение в надежде на божественное всепрощение. Объективное изучение религиозного опыта представляет собой сложную задачу из-за субъективности данного феномена. Однако выявление учёными сходств и различий между различными проявлениями религиозного опыта сделало возможным академические исследования этого предмета.

Многие религиозные и мистические традиции рассматривают религиозный опыт как действительные встречи с Богом или богами, либо действительный контакт с иными реальностями, другая точка зрения состоит в том, что религиозный опыт является функцией человеческого мозга и поддаётся научному изучению.

В различных религиозных традициях существует множество названий и описаний религиозного опыта:

• Преодоление ограниченности собственного бытия и слияние с Божественным светом (хасидизм).

• Полное разъединение с миром в некоторых течениях индуизма, включая санкхью и йогу).

• Освобождение от оков кармы (мокша в сикхизме, джайнизме и индуизме, нирвана в буддизме).

• Постижение истинной природы человека (сатори в дзэн-буддизме, дэ в даосизме).

• Единение с Богом в неоплатонизме и обожение в христианстве, брахманирвана в индуизме).

• Постижение внутреннего естества (фитра в исламе).

• Блаженное переживание подлинной внутренней сути (самадхи или сварупа-авирбхава в индуизме).

• Снятие социальных запретов и возвращение в естественное состояние.

Психолог и философ Уильям Джеймс в книге «Многообразие религиозного опыта» описал четыре основные характеристики религиозного/мистического опыта:

 Неизречённость (Ineffable). Самый лучший критерий для распознавания мистических состояний сознания – невозможность со стороны пережившего их подобрать слова для их описания из-за отсутствия слов, способных в полной мере выразить сущность этого рода переживаний.

Интуитивность (Noetic). Мистические состояния для переживающего их являются особой формой познавания. При помощи этих состояний человек проникает в глубину истин, закрытую для трезвого рассудка. Они являются откровениями, моментами внутреннего просветления, неизмеримо важными для того, кто их пережил, и над чьей жизнью власть их остается незыблемой до конца.

Кратковременность (Transient). За редкими исключениями, они длятся от получаса до двух часов, после чего исчезают, уступив место обыденному сознанию. После их исчезновения трудно воспроизвести в памяти их свойства, однако когда они вновь посещают человека, он узнает их.

Бездеятельность воли (Passive). Хотя мистические состояния можно вызвать произвольно, например, сосредоточением внимания, ритмическими телодвижениями или другим каким-нибудь способом, как только состояние сознания приобрело характерные для данного переживания признаки, мистик начинает ощущать свою волю как бы парализованной или даже находящейся во власти какой-то высшей силы.

Нуминозный — германский мыслитель Рудольф Отто (1869–1937) утверждал, что всем разновидностям религиозного опыта вне зависимости от культурной среды присущ один общий фактор, который он определяет как «нуминозный». «Нуминозный» опыт включает два аспекта: «mysterium tremendum» – тенденцию вызывать страх и трепет, – и «mysterium fascinas» – тенденцию притягивать, очаровывать и покорять.

Экстаз — при экстатических переживаниях человек ощущает, что его Душа или дух покидает тело. Содержание экстатических переживаний состоит в путешествиях по иным мирам, в которых приобретается знание о высших реальностях, в том числе и о загробном мире. Этот тип религиозного опыта характерен для шаманов.

Исступление — при исступлении (одержимости) Бог является верующему извне. Святая сила, существо или воля входит в тело или сознание индивида и овладевает им. Людей, восприимчивых к одержимости, иногда называют медиумами. Божество, дух или сверхъестественное существо использует такого индивида для связи симманентным миром. Льюис утверждает, что экстаз и одержимость по существу представляют собой одно и то же переживание, и экстаз является лишь одной из форм одержимости. Внешнее проявление данного феномена подтверждает эту точку зрения, поскольку шаманы выглядят как одержимые духами медиумы, и хотя они претендуют на способность управлять духами, в ряде случаев шаманы теряют контроль.

Мистический — мистический опыт во многом противоположен нуминозному опыту. При мистическом опыте все различия для адепта исчезают, и он сливается с космосом, божеством или иной трансцендентной реальностью. Британский востоковед Роберт Чарльз Зэнер выделил две разновидности мистического опыта: естественный мистический опыт и религиозный мистический опыт. К естественному мистическому опыту относится, например, слияние со своим глубинным «Я» или переживание единства с природой. Естественный мистический опыт коренным образом отличен от религиозного, поскольку он не привязан к какой-либо традиции, однако он представляет собой духовный опыт, способный оказать глубочайшее воздействие на индивида.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.007 с.)