Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика средств обучения

Поиск

Общая характеристика средств обучения

Все средства представляют единую систему, звенья которой взаимосвязаны. Эти связи "определяются содержанием, методикой преподавания, особенностями усвоения предмета, а также функциональными свойствами отдельных средств обучения. Такие связи порождают целостность, структурность и относительность автономной системы". При использовании средств обучения необходимо учитывать связи, существующие между компонентами системы и специфические особенности каждого компонента. Рассмотрим различные средства обучения.

При изучении естествознания учащиеся знакомятся с разнообразными природными объектами и процессами, многие из которых школьники не могут наблюдать в окружающей природе. Для формирования полных и правильных представлений и понятий об этих объектах необходимо использовать различные средства обучения, например коллекции, гербарий, таблицы, карты.

О важности применения наглядных средств обучения в учебном процессе по естествознанию писал ещё в XVIII веке В.Ф. Зуев: "При рассуждении о какой-либо вещи учитель показывает оную в самой натуре или по крайней мере по картинке".

Наличие разнообразных средств обучения требует их классификации. В методике разработано их несколько. На сегодняшний день придерживаются следующей классификации средств обучения:

Вербальные (учебники, учебные пособия для учащихся)

Натуральные (коллекции, гербарии, живые объекты, изображения предметов и явлений природы)

Плоскостные (таблицы, картины, карты)

Объемные (модели, муляжи)

Аудиовизуальные (диапозитивы, диафильмы, транспаранты, кинофильмы, видеофильмы, звукозаписи)

I. Вербальные средства обучения

Новое поколение учебников природоведения и естествознания помогает учителю организовать разнообразную познавательную деятельность школьников, стимулирует у учащихся желание самостоятельно "добывать" знания. Способствует развитию творчества, интереса к предмету, нацеливает школьников на практическое применение полученных знаний и умений. Содержание современных учебников направлено на создание у учащихся яркой, запоминающейся научной картины мира.

Учебник разрабатывается в соответствии с программой.

Его содержание раскрывает вопросы программы, а структура отражает последовательность тем в изучении материала. Трактовка научных данных о природе дается адаптированным и логичным изложением современных достижений в познании природы. Научный материал излагается с учетом принципов дидактики, возрастных особенностей.

Каждый учебник естествознания имеет определенную структуру, которая представлена структурными компонентами.

В учебниках выделяют 2 основных блока структурных компонентов: тексты и внетекстовые компоненты. Тексты разделяют на:

основные (передают главную информацию. В них излагаются факты, даются описания и определения понятий, раскрываются взаимосвязи и закономерности. В учебниках представлены рассказами и деловыми статьями)

дополнительные (по своему содержанию близки к основным. Их содержание может иметь конкретизирующий, комментирующий, описательный характер, но может быть и более сложным по сравнению с основным текстом. В качестве дополнительных текстов используются рассказы, пословицы, поговорки, сказки, научно-популярная информация. В учебниках даются в виде отдельных сообщений под различными рубриками: "Это интересно", "Полезно знать" и "для самых любознательных". Иногда включаются в основной текст как абзацы)

Пояснительные (к пояснительным текстам относятся "словарики", справочные сведения, примечания и т.д.)

В конце темы/урока учащимся предлагаются небольшие по объему тексты, цель которых - обобщение материала. Внетекстовые компоненты тоже разнообразны. Аппарат организации усвоения знаний представлен в учебниках системой вопросов и заданий.

Вопросы и задания, включаемые в школьные учебники, можно распределить в группы:

1. Вопросы и задания, требующие практического применения полученных знаний

2. Вопросы и задания, направленные на воспроизведение знаний, типа "расскажите...". Эта группа способствует выявлению и закреплению знаний.

3. Вопросы и задания, требующие логического осмысления знаний: задания на сравнение, сопоставление, обобщение, исследование объектов с помощью наблюдений и опытов.

Особое место в учебниках естествознания и природоведения занимают задания для проведения самостоятельных наблюдений в природе. Роль этих заданий велика, т.к. они способствуют формированию правильных и чётких представлений об объектах окружающей природы.

Даже если ребенок имеет представление о каком-либо объекте, сравнение с иллюстрациями учебника поможет уточнить, конкретизировать это представление и сделает его более полным. Иллюстрации помогают активизировать мыслительную деятельность школьников, развивают чувство прекрасного. Иллюстрации должны составлять не менее половины объема книги, а в учебниках для 1 и 2 классов ещё больше.

В учебниках последних лет появились иллюстрации, на которых изображения объектов природы сгруппированы в коллажи. Это помогает формировать представления о связях, существующих в природе, в биоценозах. В современных учебниках широко используются мультипликационные рисунки, которые выполняют определенные функции: передают мысль урока, делают процесс познания более увлекательным. В некоторых учебниках имеются юмористические рисунки (их функции сходны с функциями мультипликационных).

Карты

Оглавление (с его помощью школьник находит нужный ему текст)

2. Сигналы-символы (помогают ученику ориентироваться в материале урока)

3. Разные шрифтовые выделения (направляют внимание ученика на главные положения, правила, термины, выводы etc.)

Нумерацию страниц

Приемы работы с учебником

Структурные компоненты учебника имеют существенные различия. Каждый из них выполняет свою, свойственную лишь ему, дидактическую функцию. Структурные компоненты дополняют друг друга, тесно связаны между собой, что обеспечивает целонастность учебника.

Вопросы и задания

Вопросы и задания применяют для организации практической работы на уроке.

Тексты небольшого объема можно читать полностью, не разделяя их на части. Большие статьи разделены на логически законченные части. Их можно читать последовательно, по частям с последующим обсуждением.

Фрагменты текста можно использовать в качестве иллюстрации к рассказу учителя; для сравнения с результатами наблюдений в природе, что позволяет их уточнить и сделать выводы; для установления причинно-следственных связей на основе анализа фактов, с которыми школьники познакомились на уроке или в природе.

В работе с изображениями широко используется прием сравнения. Изображения сравниваются с тем, что дети наблюдали в природе; сравниваются иллюстрации между собой. Сравнение иллюстраций и содержания статьи помогает конкретизировать текст, сформировать полные и четкие представления о тех объектах, о которых идет речь в учебнике.

По своему значению в процессе обучения естествознанию ведущее место среди средств обучения принадлежит натуральным - коллекциям, гербариям, живым объектам, т.к. они являются частицами самой природы, принесенными в класс. Это дает возможность учащимся непосредственно воспринимать изучаемый предмет, что стимулирует познавательную активность, интерес к предмету, делает процесс обучения эффективным

Коллекции

Для изучения естествознания разработаны коллекции полезных ископаемых, почв и коллекции насекомых. В коллекции "Полезные ископаемые" представлены наиболее распространенные минералы и горные породы. Они отобраны по генетическому признаку. Коллекция включает образцы крупных размеров для демонстрации и мелкие, используемые в качестве раздаточного материала. Коллекции "Почвы" представлены образцы различных видов почв России. Обе коллекции - фабричного изготовления. Наряду с ними широко применяются самодельные коллекции полезных ископаемых и почв, составленные на краеведческой основе, из сборов учащихся. Объекты живой природы для начальных классов представлены в коллекциях насекомых, которые составлены из наиболее характерных обитателей биоценоза

Гербарии

Для начальных классов созданы учебные гербарии культурных и дикорастущих растений нашей страны. К гербариям прилагаются коллекции плодов и семян. Кроме гербариев фабричного производства, в школах имеются самодельные, в которых собраны растения своей местности.

Живые объекты природы

Это комнатные растения, которые подбираются с учетом программы и требований к условиям жизни, а также животные, которых можно содержать в уголках живой природы или в кабинете природоведения.

Разнообразие натуральных средств обучения предполагает использование различных методов и приемов в работе с ними. Но вместе с тем есть и общий подход в определении методики работы, который исходит из самой сущности средств обучения - это практическая деятельность детей, во время которой школьники тщательно рассматривают природные объекты, определяют их цвет, форму, размеры, запах и т.д.. В этом случае в получении учебной информации задействованы различные органы чувств, что делает обучение более убедительным и достоверным.

Работу с коллекционным материалом (например, "Полезные ископаемые") можно организовать по-разному. Крупные образцы используются для демонстрации с целью формирования общего представления о предмете. Раздаточный материал применяется для уточнения и конкретизации представлений о нем, выявления его скрытых свойств. В этом случае учащиеся выполняют опыты.

 

Общая характеристика средств обучения

Все средства представляют единую систему, звенья которой взаимосвязаны. Эти связи "определяются содержанием, методикой преподавания, особенностями усвоения предмета, а также функциональными свойствами отдельных средств обучения. Такие связи порождают целостность, структурность и относительность автономной системы". При использовании средств обучения необходимо учитывать связи, существующие между компонентами системы и специфические особенности каждого компонента. Рассмотрим различные средства обучения.

При изучении естествознания учащиеся знакомятся с разнообразными природными объектами и процессами, многие из которых школьники не могут наблюдать в окружающей природе. Для формирования полных и правильных представлений и понятий об этих объектах необходимо использовать различные средства обучения, например коллекции, гербарий, таблицы, карты.

О важности применения наглядных средств обучения в учебном процессе по естествознанию писал ещё в XVIII веке В.Ф. Зуев: "При рассуждении о какой-либо вещи учитель показывает оную в самой натуре или по крайней мере по картинке".

Наличие разнообразных средств обучения требует их классификации. В методике разработано их несколько. На сегодняшний день придерживаются следующей классификации средств обучения:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.4.50 (0.007 с.)