Шаг первый: говорите и слушайте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шаг первый: говорите и слушайте



 

В ходе сеанса вы можете несколько раз меняться ролями (рассказчик – слушатель), изучая конфликт с разных сторон. Когда вам дается слово, говорите столько времени, сколько необходимо, чтобы выразить все свои чувства и взгляды на дальнейшее развитие ситуации. Ваша задача – не только убедить партнера в своей правоте и предложить немедленно пойти на компромисс. Да, трудно удержаться и не попытаться убедить другого в том, что правда именно на вашей стороне. Но на данном этапе это не принесет никакой пользы.

Ниже приведены ключевые моменты, которых вы оба должны придерживаться (по три для каждого). Я определил их, анализируя результаты метаэмоционального взаимодействия в моей лаборатории супружеских пар с высоким уровнем доверия. Тому, как эти супруги естественно и непроизвольно предотвращают выплески эмоций в случае возникновения разногласий, пары с другими типами взаимоотношений могут научиться.

Счастливая случайность помогла мне подобрать шесть пунктов, формирующих слово ВЗАИМОПОНИМАНИЕ – взаимность, на которую надеется рассказчик, и понимание, которое проявляет слушатель, позволяющие применять полученные ранее навыки с большей легкостью (некоторые из этих советов вам уже знакомы, поскольку являются частью искусства доверительной беседы).

Задачи рассказчика

• Осознанность.

• Терпимость.

• Превращение критических высказываний о партнере в пожелания и положительные требования.

Задачи слушателя

• Понимание, а не решение проблемы.

• Отказ от обороны.

• Эмпатия.

 

Задачи рассказчика

 

 

Осознанность  

Тщательно выбирайте слова и манеру поведения для разговора, чтобы партнер не чувствовал себя загнанным в угол и не прибегнул к самозащите. Помните: цель разговора – обсудить проблему так, чтобы она не спровоцировала эмоциональный выплеск  у партнера. Любые критические замечания и тем более обвинения вызовут обратную реакцию. Вот три подсказки, которые помогут вам придерживаться нужного стиля общения.

1. Максимально часто используйте в своей речи слова «я» или «мне».  Этот совет дают настолько часто, что он стал клише для семейных психологов, но для этого есть веская причина. Иногда во время сеанса терапии я показываю на кого-нибудь пальцем и выкрикиваю: «Ты!» Затем спрашиваю этого человека, как он себя чувствует, и всегда наблюдаю скачкообразный рост числа сердечных сокращений или какое-нибудь другое физическое проявление отрицательной реакции на данный опыт. Слово «ты» имеет очень сильное действие во время обсуждения конфликтов, и эта сила далеко не всегда благотворна.

Первым, кто обнаружил различие между претензиями, начинающимися с «ты», и претензиями, начинающимися с «я», был Томас Гордон. Главная особенность утверждений, начинающихся с «я», заключается в том, что они отражают только чувства говорящего, избегая критики партнера. Когда вы говорите «я бы хотела, чтобы ты пришел в ресторан вовремя, а то мне не очень удобно сидеть в одиночестве и ждать», акцент делается на том, что именно вы  чувствовали и думали в том момент. Такой деликатный подход увеличивает вероятность того, что в ответе вашего партнера не будет ни критики, ни самозащиты. Возможно, он даже извинится за опоздание. Утверждения, начинающиеся с «ты», наоборот, направлены на личность, чувства, поведение или причины, по которым партнер поступил именно так, как поступил. «Тебе с твоим эгоизмом, конечно, не понять, каково мне было сидеть там одной!» – это не утверждение, а обвинение, которое повлечет за собой уход вашего собеседника в глухую оборону, что ухудшит положение. Некоторые утверждения, начинающиеся с «ты», могут быть весьма коварными и принимать форму вопросов: «Зачем ты это сделал?», «Почему ты так поступил?» или моего любимого: «С тобой все в порядке?» Интересно, а есть ли среди задающих подобные вопросы кто-нибудь, ожидающий, что их партнер скажет в ответ: «Какой великолепный вопрос! Подожди, я сейчас найду ответ, который тебя устроит».

Если вы хотите, чтобы ваш партнер изменил свое поведение, не начинайте свою речь со слов: «Ты всегда дразнишься, когда я ем сладкое, хотя знаешь, что я терпеть этого не могу!» Попробуйте сказать иначе: «Чем дразниться, что я – сладкоежка, лучше бы хвалил меня, когда я не ем сладкого. Так мне было бы намного легче соблюдать диету». Наиглавнейшую роль здесь, конечно, играют не местоимения, с которых вы начинаете разговор, а отсутствие критики, в чем бы она ни проявлялась.

2. Не отклоняйтесь от темы.  Строго определите круг ваших претензий и детально их изложите. В таких случаях возникает большой соблазн высказать не только то, что вы думаете по этому поводу, но и все мысли о своем партнере. Не поддавайтесь искушению припомнить каждую глупость или раздражающий вас поступок, совершенный им со времени последнего сеанса психотерапии или даже первого свидания. Более того, надеюсь, что вы понимаете, насколько непродуктивно использовать предложенное вами «экспертное заключение» изменений личности партнера или его проблем с поведением. Опишите ситуацию, не заходя в Комнату Гнева, как это сделал бы, например, журналист: «Мусор не вынесен», «Ноутбук не заряжен», «Детей не забрали из школы вовремя».

3. Будьте восприимчивы к болевым точкам психики партнера.  Любой человек переживает в детстве психологические травмы (кто-то больше, кто-то меньше), последствия которых в старшем возрасте могут обострять имеющиеся конфликты. Для обозначения психологической чувствительности подобного рода психолог из Калифорнийского университета Том Брэдбери придумал термин «несокрушимая уязвимость». Когда вы выступаете в роли рассказчика, важно помнить о слабостях своего партнера. Я в таких случаях прошу супругов представить, что любой человек (не только их вторая половина) намертво запечатан в футболку, на лицевой стороне которой красуется надпись, обозначающая тот или иной вид уязвимости (у каждого человека свой). Вот примеры надписей, которые мне нравятся больше всего: «НЕ ПЫТАЙСЯ сделать меня лучше своей конструктивной критикой», «Хочешь увидеть самозащиту? Упрекни меня в чем-нибудь», «Не учи меня жить!» и «Не указывай мне, что делать!».

Если вы знаете, что ваша подруга сильно переживает, когда чувствует себя брошеной, проявите максимум такта, предлагая ей остаться дома, когда вы сами собираетесь на встречу одноклассников и хотите провести вечер в окружении школьных друзей. Например, так: «Обожаю ходить с тобой на вечеринки, но сегодня я бы хотел потусоваться с людьми, которых сто лет не видел. Хорошо? Ты не рассердишься?» Более того, если установленные у вас дома порядки достаточно строгие, что вызывает в памяти мужа нерадостные воспоминания детства, прошедшего под неусыпным родительским контролем, высока вероятность того, что он по достоинству оценит предоставленную ему возможность сменить привычную обстановку. Я называю это упреждающей коррекцией. Она позволяет избежать ненужных трений, не начиная их.

Психологический багаж вашего партнера может быть источником величайшего раздражения, но ждать, что он избавится от своих проблем по вашему первому требованию, нереалистично. Конечно, этого не произойдет, если вы будете принуждать или настаивать на том, чтобы он «изменился». И все-таки можно предотвратить разногласия, если вы знаете, на что именно ваш партнер реагирует максимально болезненно и, относясь к этому с сочувствием, стараетесь обходить острые углы. Более успешно процесс проходит, когда вы знаете, что партнер учится поступать так же по отношению к вам.

Как и другие навыки достижения взаимопонимания плана Готтмана – Рапопорта, осознанность – нечто большее, чем просто инструмент для разрешения конфликта. Если включать ее в свои повседневные разговоры, через некоторое время станет заметно легче открывать друг другу свои чувства. Дайте партнеру знать, что вы находитесь на одной волне с ним – понимаете, что он чувствует. Простое «милая, что случилось?» может разрядить обстановку и предотвратить грандиозный скандал. Но резкие слова и фразы типа «ну, сейчас-то  что случилось?» или «да с тобой вечно что-то происходит, не правда ли?» вызовут потоки нелестных слов в ваш адрес.

 

Терпимость  

Даже если вы целиком и полностью уверены, что правда на вашей стороне, признайте, что точка зрения партнера имеет право на существование. Вам не нужно с ней соглашаться, но следует принять тот факт, что могут быть разные, не менее ценные и достойные уважения способы восприятия  тех или иных явлений.

На эту тему есть старый еврейский анекдот. К раввину, известному своей способностью улаживать семейные проблемы, пришла супружеская пара. При разговоре присутствовал его ученик. В течение двадцати минут миссис Голдстайн горько жаловалась на своего мужа. Выслушав ее, раввин промолвил: «Вы абсолютно правы. Просто невероятно, сколько всего вам приходится терпеть от этого ужасного человека. Я искренне восхищен вами». «Благодарю вас, ребе, – ответила миссис Голдстайн. – Наконец-то с моим мнением согласился такой влиятельный человек, как вы!» В течение следующих двадцати минут раввин выслушивал мистера Голдстайна, который тоже горько жаловался на свою жену. Ему раввин сказал: «Вы абсолютно правы. Просто удивительно, сколько вам приходится терпеть от этой ужасной женщины. Я искренне восхищен вами». «Благодарю вас, ребе, – ответил мистер Голдстайн. – Наконец-то мое мнение поддержал такой влиятельный человек, как вы!» Когда супруги ушли, к раввину подошел его ученик и удивленно сказал: «Я, наверное, ничего не понял, ребе, но они оба не могут быть одинаково правы». «Ты абсолютно прав», – последовал ответ. Ребе знал, что в каждом более или менее серьезном споре существует больше одной точки зрения, и все они правильные. Чтобы обсудить со своим партнером достойный сожаления инцидент, вам следует осознать и показать, что вы уважаете его мнение, хоть и не поддерживаете. Единой точки зрения на факты не существует. Возможно, у Бога и есть что-нибудь типа DVD с записью истины в последней инстанции, но он, как и старина ребе, не стремится ее обнародовать.

Если вам трудно согласиться с тем, что точка зрения партнера достойна уважения не менее, чем ваша собственная, применение одной из находок Рапопорта может стать выигрышным вариантом. Он обратил внимание, что во время конфликта мы склонны видеть противника полной своей противоположностью: если мы –  ангелы во плоти, то противник – настоящее исчадие ада. Это проявление того, что другой социальный психолог, Фриц Хайдер, назвал функциональной ошибкой атрибуции, смысл которой в упрощенном виде сводится к утверждению: «Я нормальный, а ты – нет».

Люди с функциональной ошибкой атрибуции считают себя центром Вселенной, все остальные играют в их Великом Спектакле под названием Жизнь второстепенные роли либо оказываются в массовке. Им абсолютно чужд комплекс вины и самокритика. В результате они прощают ошибки себе, но не другим. Понятно, что такой взгляд на жизнь препятствует разрешению семейных конфликтов. Поэтому, если вы понимаете, что обладаете определенным набором положительных качеств, используйте функциональную ошибку атрибуции Хайдера и примите тот факт, что этими же качествами может обладать и ваш партнер. Более того, если вы обнаруживаете в своем спутнике жизни неприятные черты, попытайтесь разглядеть их и в себе. Это занятие обычно порождает мысли вроде: «Когда мне было плохо, он тоже проявил ко мне внимание и старался помочь» или: «Да, сейчас она ведет себя, как настоящая эгоистка, но ведь и я таков. Возможно, нам следует иногда позволять друг другу быть слегка эгоистичными, чтобы это придавало новизну отношениям».

Даже когда вы не «зачитываете послание конгрессу», проявление терпимости показывает, что вы уважаете мнение партнера и понимаете, что он чувствует в данный момент. Возвращаясь с ужина по случаю Дня благодарения, Вине кипит от злости: он убежден, что отец его друга Фреда нарочно весь день говорил о политике, чтобы ему, Винсу, было неловко. Фред же более чем уверен, что отец просто был самим собой – старик никогда не скрывал своих взглядов и не стеснялся в выражениях. Он не согласен с тем, как понимает ситуацию Вине, и не видит повода для недовольства. Но он знает и то, что бесполезно уговаривать Винса не кипятиться. Мы не выбираем эмоции, но можем принимать или не принимать чувства близких людей.

 

Превращение критики в пожелания  

В разгар ссоры мы, как правило, говорим о том, что нас не устраивает, а не о том, чего нам хотелось бы. Например, «прекрати дуться» вместо «скажи, что тебя расстраивает?». Или «прекрати меня игнорировать!» вместо «мне нужно твое внимание». Проблема заключается в том, что, когда пожелания окрашены негативными эмоциями, они приобретают вид критики. Здесь я вынужден заявить, что, несмотря на мнение бесчисленного множества людей, не существует такого понятия, как конструктивная критика.  Если критики не добиваются намеренно, она заставляет человека принимать оборонительную позицию, что не способствует разрешению конфликта. Неважно, насколько вы доверяете друг другу, – никто не будет просто так терпеть выпады в свой адрес. В подтверждение приведу такой факт. Когда мы просматривали записи споров между супругами, сделанные в ходе одного из экспериментов, то обнаружили, что даже среди пар, которые оценивали свои отношения достаточно высоко, оборонительная позиция не была большой редкостью. Обычно если один из супругов делал выпад в адрес другого, за ним следовал адекватный ответ.

Таким образом, чтобы успешно разрешить конфликт, надо выражать свои чувства максимально нейтральным образом, а затем превратить претензии, предъявляемые партнеру, в пожелания. Ваша цель – дать близкому человеку план для установления успешных отношений с вами. Подумайте о том, что отрицательные эмоции, которые вы испытываете, – ключ к скрытым желаниям, и прямо скажите, что вам нужно. За злостью, скорее всего, обнаружится растерянность от того, что цель, к которой вы стремились, не была достигнута («я хотел попасть на вечеринку вовремя»), за грустью – стремление к чему-либо («я хотела, чтобы ты был дома и мы бы вместе поужинали»), а за разочарованием часто скрыты надежда и ожидания («если бы ты помог мне убрать на кухне, это заняло бы вполовину меньше времени, и я смогла бы отдохнуть»).

Во время своего первого «послания конгрессу» Грете и Эдди было трудно сфокусироваться на пожеланиях, скрытых за плотной завесой критики. Основной причиной разногласий был вопрос, пора ли им обзавестись общим домом после трех лет свиданий. Если Грета выступала за это, Эдди проявлял известную осторожность. Они ссорились и по этому поводу, и из-за других постоянных разногласий (к сожалению, во время «посланий конгрессу» метассоры – явление распространенное). При этом Грета, как правило, выбегала из комнаты с полными слез глазами, что сильно раздражало Эдди. Когда приходила его очередь выступать в роли рассказчика, он еле сдерживался, чтобы не сказать что-нибудь вроде: «Ты ведешь себя как ребенок – перебиваешь меня, а потом уходишь, и я чувствую себя негодяем. Поэтому я и не хочу жить с тобой!» Ему потребовалось некоторое время, чтобы сделать записи, после чего он придал своей жалобе вид пожелания: «Я хочу, чтобы ты дала мне возможность сказать, что я думаю по поводу нашей совместной жизни, не расстраиваясь и не уходя, пока я не закончу». Когда пришла очередь Греты говорить, она тоже «отредактировала» свою речь и вместо «Ты совершенно не способен держать себя в руках. Стоит нам поспорить, сразу становишься невыносим. От этого любой расстроится, встанет и уйдет» сказала так: «Я хочу, чтобы мы обсуждали все щекотливые темы в спокойном тоне. Тогда я останусь и выслушаю все, что ты скажешь». Пара обрисовала друг другу, что могло бы предотвратить достойный сожаления инцидент.

Пожалуйста, не ждите начала конфликта, чтобы выразить свои пожелания в доброжелательной манере. Следует подумать и о том, как его предотвратить. Самый простой пример – предотвращение классической ссоры из тех, что то и дело происходят за рулем машины. Согласитесь, гораздо приятнее услышать «Ты не мог бы ехать чуть медленнее – я до смерти боюсь, когда ты так гонишь», чем «Сбавь скорость и не гони, как идиот!»

 

Задачи слушателя

 

Каждое «послание конгрессу» – своеобразный танец. Если вы выступаете в роли рассказчика, ваша задача – быть терпимым и восприимчивым к слабостям партнера, не осуждать его. Так постепенно вы приблизитесь к тому, чтобы научиться подавлять напряжение и не дать беспокойству и гневу овладеть вами. Если же вы выступаете в роли слушателя, надо сопротивляться сильному желанию поспорить с рассказчиком или защищаться. Хранить молчание легче, если иметь в виду, что, когда рассказчиком будете вы, по отношению к вам будут не менее вежливы. Цель слушателя – в том числе, оценить эмоции своего партнера, понять, что они значат, как появились, что обострило конфликт или ранило чувства.

 

Понимание, а не решение проблемы  

Последуйте примеру родителей, воспитывающих детей с помощью эмоционального коучинга, который я приводил в одном из своих более ранних исследований, и старайтесь избегать домыслов о причинах гнева, грусти или страха у вашего партнера. Не говорите «приободрись!», «ты все принимаешь слишком близко к сердцу» или «не все так плохо!». Все эмоции и желания можно понять и принять – в отличие от поведения. Эмоции имеют свою цель и логику. Ваш партнер не может выбрать, что ему чувствовать. Если вам не избавиться от ощущения, что отрицательные эмоции – пустая и даже опасная трата времени, будет невозможно достичь полного взаимопонимания с партнером. Фразы «тут не о чем плакать» или «улыбнись» помогают редко. Вместо них попробуйте что-нибудь вроде «пожалуйста, помоги мне понять причину этих слез».

В заключение – еще один совет, как лучше понимать друг друга. Во время сеансов психотерапии избегайте даже попыток решить проблемы партнера или брать на себя ответственность за то, чтобы он почувствовал себя лучше. Я работал со многими супружескими парами, столкнувшимися с данной проблемой. Некоторые считают своей обязанностью избавление партнера от депрессии. А когда их благородные намерения наталкиваются на сопротивление, они растеряны и обижены.

На протяжении двенадцати лет брака Билл буквально на цыпочках ходит вокруг жены Дениз. Он так боится очередного приступа ее гнева или меланхолии, что, когда начинается курс терапии, хочет, чтобы я выяснил, не страдает ли она каким-нибудь психическим заболеванием. Понятно, что Дениз адекватна. Другое дело, что она происходит из семьи, где было не принято скрывать свои чувства, поэтому, бурно выражая отрицательные эмоции, не испытывает ни малейшего дискомфорта – в отличие от Билла, воспитанного в противоположной по темпераменту семье. Все, что отличается от веселья и оптимизма, его настораживает. Сожаление, гнев, страх, нерешительность вызывают у него одинаково сильное беспокойство. С точки зрения Дениз, Билл болезненно раздражителен. Она рассказывает, что, когда бы она ни вошла в комнату, муж словно отгораживается от нее.

Хотя Дениз и настаивает на том, что Билл никогда ее не слушает, на самом деле это не так. Он обращает внимание и проявляет эмпатию. Анализируя их данные, полученные в «Лаборатории Любви», я пришел к выводу, что Билл действительно воспринимает  большинство запросов, сделанных Дениз, но не так, как было бы понятно ей. Его уверенность в том, что он обязан избавлять Дениз от любых проявлений дурного настроения, препятствует взаимопониманию. Как только она начинает хмуриться, он предлагает поступить так, как уже поступал в подобной ситуации, или изменить к отношение к происходящему. Проблема в том, что для Дениз это не работает. Один из его любимых советов: «Если с тобой обходятся плохо – извлеки из этого выгоду». Билла раздражает, когда на подобные сентенции Дениз отвечает: «Да, но…» (обычно так и происходит). Несмотря на то что у Билла самые добрые намерения, Дениз от его советов не испытывает ничего, кроме унижения, связанного еще и с тем, что муж не принимает ее эмоциональности. От этого ей становится хуже.

Я помогал этим супругам наладить отношения, уча Билла «не прикладывать столько усилий» и не пытаться решать возникающие, на его взгляд, проблемы, когда Дениз нужен эмоциональный контакт во время их «послания конгрессу». Со временем Билл начал понимать, что с его женой не случится ничего страшного, если он ограничится тем, что просто выслушает ее, не давая ценных указаний, что ей делать и как себя вести. Он пришел к пониманию и того факта, что невозможно контролировать ее чувства. Веселить, успокаивать или развивать чувство юмора у жены также не является его работой, а все, что нужно от него Дениз, – понимание и забота.

Чтобы убедиться в том, что вы понимаете чувства партнера, не спешите входить в роль слушателя. Задайте вопросы, которые помогут прояснить ситуацию, а партнера поддержат в его желании высказаться: «А что ты еще чувствуешь?», «Ты хочешь что-то добавить?» Часто, когда человек расстроен, его отрицательные эмоции работают по принципу домино. Первой, вероятно, «выпадает» злость, демонстрирующая страх, а после этого становится очевидной грусть. Если разговор заканчивается до того, как партнер продемонстрировал всю гамму чувств, его будут терзать невысказанные отрицательные эмоции.

 

Отказ от обороны  

Супругам часто дают совет: чтобы разрешить разногласия, они должны выслушивать мнения друг друга, не испытывая при этом ощущения, что на них нападают. Но, как я говорил ранее, если партнер делает выпады в ваш адрес, нереально представить, что вы будете демонстрировать терпимость и понимание. Да, рассказчик обязан не допустить у вас выплеска отрицательных эмоций, но и вам необходимо сохранять спокойствие. Умение слушать – для многих самая трудная задача.

Рассмотрим ситуацию. Итан боится ссор со своей женой Пенни, потому что слыша, как она выражает свой гнев, не может удержаться от эмоционального выплеска. Он сильно волнуется в начале их первого «послания конгрессу». Пенни хочет обсудить ссору, произошедшую на неделе. Итан забыл, что у них билеты на концерт, и планировал встретиться с друзьями. Его забывчивость, когда дело касается устраиваемых женой мероприятий, – вечная проблема Пенни. Ее беспокоит, что совместная жизнь не является для мужа приоритетом. Но Итан настаивает, что просто очень рассеянный и в детстве ему частенько за это доставалось (одна из «несокрушимых уязвимостей»). Последняя попытка пары обсудить этот вопрос как обычно провалилась; в основном из-за того, что Итан занял оборонительную позицию. Выглядело это примерно так:

 

Итан.  Почему ты не напомнила, что мы идем на концерт?

Пенни.  Я – не твоя мамаша, чтобы обо всем напоминать!

Итан.  Ну тогда и веди себя по-другому!

 

И так еще пару раз. В конце концов, у Итана случился эмоциональный выплеск, после которого они несколько часов не разговаривали. Потом он был вынужден признать свою неправоту, после чего снова почувствовал себя обиженным и униженным.

При одной мысли о том, что Пенни вернется к этой ссоре во время «послания конгрессу», у Итана резко учащается пульс. К его облегчению, когда Пенни выступает в роли рассказчика, она выражает свои претензии, но не критикует его: «Когда я напомнила тебе о концерте, ты засмеялся и пожал плечами. Это было очень обидно, потому что мне казалось, что, подведя меня, ты не придал этому большого значения, типа: "Извини, так получилось!" Да, ты согласился отменить встречу с Нилом и пойти со мной. Я, конечно, оценила твой поступок, но он выглядел так, будто ты делаешь мне большое одолжение». Внимание Пенни сфокусировано на ее собственном опыте, но Итану все равно трудно это выслушивать. Он почти уверен, что за «новой» Пенни скрывается прежняя, полная обличительных мыслей.

Больше всего ему хотелось бы сейчас сказать: «Ладно, извини!» и положить конец суровому испытанию. Но Итан знает, что одного извинения недостаточно. Как объяснить жене, что он просто забыл про концерт? С другой стороны, разве справедливо, что она все время требует от него не встречаться с друзьями и принимает решения, не советуясь с ним? В том, что случилось, есть и доля ее вины. Но пока он – не рассказчик, ему не полагается упоминать ни одно из этих чувств. А затем ему нужно выразить их так, чтобы не довести Пенни до слез. Кажется, задача сформулировать сколько-нибудь эффективный ответ, находясь в столь смятенных чувствах, чересчур сложна.

Таким клиентам, как Итан, я предлагаю использовать следующие приемы, чтобы не уходить в оборону и сохранить конструктивный характер сеанса психотерапии.

Сделайте паузу и выдохните.  Если вы позволите себе сделать короткий перерыв перед тем, как реагировать на словесные выпады в свой адрес, у вас появится больше шансов сохранить спокойствие. Дышите глубже, расслабьте мышцы, можете что-то чиркать в своем блокноте, но не отвлекайтесь и не переставайте слушать. Помните, что означает быть слушателем. Вы не реагируете на то, что слышите, и, отложив собственные планы, концентрируетесь на том, что говорит партнер.

Записывайте то, что говорит партнер, и любые причины, побуждающие вас занимать оборонительную позицию.  Этим приемом небезуспешно пользуюсь я сам: когда чувствую, что занимаю оборонительную позицию, стараюсь записать все, что говорит жена. Я напоминаю себе о том, что мне отнюдь не безразлично, что она испытывает дискомфорт, грусть или боль. Я занимаю оборонительную позицию, но все-таки скажу то, что должен сказать.  Иногда мне помогает собраться перед разговором очень подробная запись слов жены или осознание причин моей оборонительной позиции.

Помните, что вы любите и уважаете этого человека.  Мобилизуйте все эмоции, которые обычно скрываете, и желание защитить партнера. Скажите себе: «В наших отношениях мы не проходим мимо боли друг друга. Я должен ее понять». Постарайтесь абстрагироваться от гнева и обиды, оценить отношения в целом. Итан сделал это, вспомнив день, когда познакомился с Пенни в колледже. Он был студентом, совмещающим учебу и стажировку. В тот день он дежурил по кафетерию. Наливая куриный суп, он взглянул в ее сверкающие глаза и почувствовал, как у него перехватило дыхание. Теперь он вспоминает, как она показывает, что любит его, смешит и поддерживает в трудные минуты, в частности когда умер его отец. Все это кажется намного важнее, чем последнее недоразумение с билетами.

Тем временем Пенни выжидающе смотрит на Итана прежними глазами, ожидая, что он подтвердит, что понимает, принимает и уважает ее чувства. Он делает глубокий вдох и говорит: «Ну да, когда я забыл про концерт, ты обиделась. То, как я себя при этом повел, смеясь и пожимая плечами, дало тебе повод думать, что мне безразлично твое мнение, что я расстроил твои планы. Логично, что ты после этого обиделась. Я прав?» Пенни кивает и начинает плакать. Слова Итана – большой прорыв в их отношениях.

 

Эмпатия  

В самом первом сериале Star Trek  гуманоид с планеты Вулкан мистер Спок практикует телепатическую технику «Комбинация разума» для обмена опытом с другими разумными существами. Для этого ему приходится на некоторое время отключать свой собственный разум. Это очень близко к тому, что я понимаю под эмпатией, в частности когда партнер выражает боль, гнев или печаль. Гармонические отношения подразумевают «комбинацию разума» такой мощности, что вы испытываете те же чувства, что и ваш партнер, причем до такой степени, что сами почти становитесь им. Мы все обладаем такой способностью, но чтобы использовать ее, нужно на время отключать собственные убеждения и эмоции.

Максимально ясно эта идея изложена в последней работе Роберта Левенсона и его ученицы Анны Руэф. В проведенной ими серии исследований супругам предложили дважды просмотреть видеозапись обсуждений их конфликтов; оба раза с использованием шкалы доверия. Во время первого просмотра партнеры оценивали свои выигрыши по степени значимости. Во время второго – им нужно было угадать, как оценил видео партнер.  В этот момент исследователи замеряли физиологические реакции обоих супругов и выяснили, что те из них, кто наиболее точно определил реакции партнеров по шкале доверия, выдали почти идентичные показатели. Супруги переживали друг за друга как за самих себя. Это открытие несет глубокий смысл в определении доверия. Чтобы ваши выигрыши совпали, эмпатия должна быть настолько полной, что вы могли бы ощущать ее на физическом уровне.

Данный тип «комбинации души и тела» является решающим во время конфликта, когда сделать это труднее всего. Но чем больше вы и ваш партнер прилагаете усилий к тому, чтобы не занять оборонительную позицию, будучи слушателями, тем легче вы достигнете поставленной цели. Помните: когда говорит ваш партнер, нужно обращать внимание не на факты, а на его чувства. Когда подойдет ваша очередь обобщить все, что вы услышали, старайтесь сделать свою речь полной эмпатии, нежели беспристрастной. Вместо «ты хочешь, чтобы я пришел вовремя, потому что, когда я опаздываю, ты начинаешь думать, что я пренебрегаю тобой», начните с чего-нибудь вроде «для меня очень важно,  что ты нуждаешься в моем своевременном приходе». Такой подход позволяет партнеру думать, что вы считаетесь с его мнением и что ваши чувства неподдельны, совершенно оправданны. Это не значит, что вы должны отказаться от своего мнения. Однако, принимая опыт партнера, вы понимаете, почему он испытывает именно такие чувства и потребности. Способность принять точку зрения партнера – одна из главных составляющих гармоничных отношений. Если вы услышали, но не приняли ее, это подобно сексу без любви.

Большинство супружеских пар интуитивно понимают, что эмпатия – опора гармонии, но во время «послания конгрессу» она не обязательна. Когда у Ли болит спина, он злится и слышать не хочет о наставлении своего врача смотреть на вещи проще, прекращает заниматься лечебной физкультурой. Его ребяческое отношение раздражало и беспокоило жену Сьюзен, пока она не поняла, что полученная мужем травма вызвала к жизни одну из его несокрушимых уязвимостей: он боится, что слабее других, потому что его родители умерли молодыми. Чтобы компенсировать страх, он склонен отрицать, что с ним не все в порядке. Поэтому, вместо того чтобы напоминать Ли, как важна для него лечебная физкультура, Сьюзен обычно говорит ему что-то вроде: «Я понимаю, почему ты не хочешь возобновить занятия физкультурой – тебе ненавистна сама мысль о том, что ты, возможно, слабее других. Но, дорогой, ты не слабый. Ты сильный и здоровый человек, у которого в данный момент просто болит спина». Способность Сьюзен понимать мужа и подтверждать его чувства не избавит его от боли и не обязательно сделает «хорошим пациентом», но усилит их привязанность, поскольку Ли чувствует, что Сьюзен его поддерживает.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.135.23 (0.131 с.)