Русское искусство на рубеже XIX-XX вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русское искусство на рубеже XIX-XX вв.



Основные стилевые тенденции и стиль модерн в русском искусстве и архитектуре рубежа веков. Новые приемы композиции зданий, элементы декорации фасадов. Поиски синтеза в искусстве.

Неорусский стиль.
В.М. Васнецов, В.Д. Поленов:
Церковь в Абрамцево,
В.М. Васнецов
: проект фасада Третьяковской галереи.

Модерн.
В.Ф. Валькотт
. Гостиница «Метрополь» в Москве.

Ф.О. Шехтель и московский модерн: Особняк 3.Г. Морозовой, Особняк А.Н. Рябушинского, здание Ярославского вокзала, Банк Рябушинских, Типография газеты «Утро России», Дом московскою купеческого общества.

Неоклассицизм.
И.А. Фомин. Дом Половцева на Каменном острове в Санкт-Петербурге.

Творчество В. Серова, К. Коровина, М. Врубеля, В. Борисова-Мусатова, М. Нестерова. Художественные объединения рубежа XIX-XX вв. «Мир искусства», «Союз русских художников». Импрессионизм и символизм в русском искусстве.

Творчество В.А. Серова. Импрессионизм в творчестве В. Серова: «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем». Портреты В. Серова. Обращение к образу творческой личности: портреты К. Коровина, И. Левитана, М. Горького, М. Ермоловой, Ф. Шаляпина, Мики Морозова. Парадный портрет: портреты Николая II и других представителей императорской фамилии, портрет графини Орловой, портрет княгини Юсуповой. Исторические композиции в творчестве В. Серова: серия «царских охот», картина «Петр I». Интерес к античной мифологии: «Похищение Европы» и «Одиссей и Навзикая». Рисунки Серова.

Импрессионизм в творчестве К.А. Коровина: «Зимой», «Северная идиллия», «Париж», «Париж. Бульвар Капуцинок». Обращение к натюрморту: «Рыбы, вино и фрукты». Портрет: портрет Ф.И. Шаляпина.

Символизм. Творчество М.А. Врубеля. Реставрация фресок Кирилловской церкви и ряд самостоятельных работ в ней, эскизы росписей Владимирского собора: «Надгробный плач», «Воскресение». Формирование индивидуального стиля. «Тема Демона» в творчестве Врубеля. Картины «Демон (сидящий)», «Демон летящий» и «Демон поверженный». Иллюстрации к поэме М. Лермонтова «Демон». Фантазийные образы Врубеля в станковых картинах: «Сирень», «К ночи», «Пан», «Богатырь», «Царевна-лебедь», «Снегурочка», «Жемчужина». Портрет в творчестве М. Врубеля. Портреты С.И. Мамонтова и В.Я. Брюсова, «Автопортрет с раковиной». Монументально-декоративные работы. Панно «Венеция», «Испания», «Принцесса Греза», «Микула Селянинович». Скульптурные работы Врубеля. Керамика. «Царь Берендей», «Мизгирь», «Египтянка», «Волхова».

Творчество В.Э. Борисова-Мусатова — воплощение идей символизма. «Водоем», «Гобелен», «Призраки», «Реквием», «Автопортрет с сестрой»; «Прогулка»; «Осенний мотив», «Мотив без слов».

Ретроспективный пейзаж и отношение к русской истории М.В. Нестерова: «Пустынник», «Видение отроку Варфоломею».

«Мир искусства» — художественное объединение нового типа. «Мир искусства» в конце 1890-х — начале 1900-х гг. Возрождение «Мира искусства» в 1910-е гг. Основные направления деятельности. Многообразие тематики и жанровой ориентации художников этого круга. Художественный ретроспективизм. Стиль и стилизация.
А. Бенуа
— художник, историк искусства, критик, теоретик («Прогулка короля», «Парад при Павле I». Графика Бенуа. Иллюстрации к «Медному всаднику» А.С. Пушкина, эскизы декораций и костюмов к балету И. Стравинского «Петрушка»: эскиз декорации к балету «Пир Артемиды»);
К.А. Сомов
(«Дама в голубом», «Дама у пруда», «Осмеянный поцелуй», графические портреты поэтов А. Блока и М. Кузмина, художников Е. Лансере и М. Добужинского);
Е.Е. Лансере
(«Императрица Елизавета Петровна в Царском селе», «Петербург в начале XVIII столетия»);
М.В. Добужинский
(«Человек в очках», театрально-декорационные работы);
Л. Бакст
(«Античный ужас», живописный портрет С. Дягилева, графические портреты А. Белого и З. Гиппиус, театрально-декорационные работы: Эскизы костюмов к балету «Клеопатра» и «Пери»);
Б.М. Кустодиев
(«Купчихи», «Групповой портрет мирискусников», «Купчиха за чаем», «Масленица»); сатирическая графика и карикатура «мирискусников» 1905–1907 гг. — работы В. Серова, Е. Лансере. М. Добужинского. Б. Кустодиева и др.

«Союз русских художников»: работы И.Э. Грабаря («Февральская лазурь», «Мартовский снег», «Неприбранный стол»); К.Ф. Юона «Мартовское солнце», Ф.А. Малявина «Вихрь», А.А. Рылова «Зеленый шум».

Развитие скульптуры на рубеже XIX–XX вв. Поиск новых средств художественной выразительности, стилистические особенности. Путь от импрессионизма к символизму. Творчество П. Трубецкого, А. Матвеева, С. Коненкова, А. Голубкиной. Памятник Н.В. Гоголю в Москве скульптора Н. Андреева.

П.П. Трубецкой: скульптурные портреты Л.Н. Толстого, С. Ю. Витте, Ф.И. Шаляпина, памятник Александру III в Санкт-Петербурге.
А.С. Голубкина: «Старость», «Идущий человек», «Солдат», «Спящие».
С.Т. Коненков:
«Самсон, разрывающий цепи», «Лесовик», «Нищая братия», «Камнебоец», «А.П. Чехов».
А.Т. Матвеев
: «Сидящий мальчик», «Спящие мальчики», «Юноша», надгробие В.Э. Борисова-Мусатова в Тарусе («Спящий мальчик»).

Русское искусство XX в.

Новые течения в русском искусстве начала XX в. Художественные объединения «Голубая роза» и «Бубновый валет».

Объединение «Голубая роза» — молодое поколение русских символистов. Выставка 1907 г. Творчество основных представителей объединения. П.В. Кузнецов: «Голубой фонтан», «Мираж в степи», «Стрижка овец», «Спящая в кошаре» и другие картины «киргизской серии». М.С. Сарьян: «Улица. Константинополь», «Финиковая пальма». Н.П. Крымов: «Желтый сарай», «Московский пейзаж. Радуга». Н.Н. Сапунов: «Голубые гортензии», «Карусель», «Мистическое собрание» (на сюжет «Балаганчика» А. Блока). С.Ю. Судейкин: «Балет». К.С. Петров-Водкин: отражение символистских идей, близких «Голубой розе». Картина «Купание красного коня».

Объединение «Бубновый валет». Выставка 1910 г. Творчество основных представителей объединения. Влияние на формирование художников французского искусства: постимпрессионизм, фовизм, кубизм. Интерес к пейзажу и натюрморту. Портреты и автопортреты художников.
Работы П.П. Кончаловского «Сухие краски», «Агава», «Красный поднос», «Портрет Г. Якулова», «Семейный портрет»;
И.И. Машкова
«Синие сливы», «Натюрморт с тыквой», «Натюрморт с самоваром», «Автопортрет и портрет П. Кончаловского», «Автопортрет»;
А.В. Лентулова
«Москва», «Иван Великий. Звон», «У Иверской», «Автопортрет»;
Р.Р. Фалька
«Портрет Мидхата Рефатова», «Натюрморт на белой скатерти», «Натюрморт со столиком из красного дерева», «Бутылки у окна»;
А.В. Куприна
: «Синий поднос», «Натюрморт с кактусом и конским черепом». Примитивистское начало в ранних произведениях мастеров «Бубнового валета», их соприкосновение с крестьянским и городским фольклором.
Крестьянский цикл Н.С. Гончаровой (« Сбор урожая», «Жатва», «Мытье холста» и др. ),
«Провинциальная» и «Солдатская» серии М.Ф. Ларионова («Офицерский парикмахер», «Отдыхающий солдат» и др.).

Размежевание путей художников объединения «Бубновый валет» и участников первой выставки М. Ларионова и Н. Гончаровой. Выставки «Ослиный хвост» и «Мишень». Формирование новых творческих концепций. «Лучизм» М. Ларионова: «Петух (лучистский этюд)». Кубофутуризм Н. Гончаровой: «Аэроплан над поездом», «Вилосипедист».

Искусство русского авангарда.
Абстрактный экспрессионизм В.В. Кандинского: «импровизации» и «композиции». «Композиция № 6», «Доминирующая кривая», «Нежное напряжение № 85», «Несколько кругов», «Импрессия 3. Концерт», «Импровизация 26», «Импровизация 209». Теоретические труды художника.
«Супрематизм» К.С. Малевича — система геометрической абстракции. «Черный квадрат». «Цветочница», «Косарь», «Лицо крестьянской девушки», «Уборка ржи», «Плотник», «Жница», «Красный квадрат», «Белый квадрат», «Белое на белом», «Крестьянка». Теоретическое наследие художника.
«Скульптоживопись» В.Е. Татлина: «рельефы» и «контррельефы».
«Аналитическое искусство» П.Н. Филонова. «Пир королей», «Крестьянская семья (Святое семейство)», «Формула империализма», «Формула петроградского пролетариата», «Формула весны».
Творчество М.З. Шагала. «Над городом», «Я и деревня».

Искусство и Октябрьская революция. Развитие политического плаката. В. Дени: «Банда»; Д. Моор: «Ты записался добровольцем?», «Помоги». «Окна РОСТА». Агитационные тенденции в монументальной скульптуре. Т.С. Коненков: Мемориальная доска «Павшим в борьбе за мир и братство народов». Живопись. К. Петров-Водкин: «1918 год в Петрограде»; Б. Кустодиев: «Большевик». Оформление массовых празднеств.

Поиски нового в искусстве 1920-х годов. Художественные объединения 1920-х годов, творчество основных представителей.

АХРР (Ассоциация художников революционной России). С.В. Малютин: «Портрет писателя Дмитрия Фурманова»; Г.Г. Ряжский: «Делегатка», «Председательница»; М.Б. Греков: «Тачанка»; И.И. Бродский: «В.И. Ленин на фоне Кремля»; Б.В. Иогансон: «Рабфак идет»; Е.А. Кацман: «Калязинские кружевницы»; Е.М. Чепцов: «Заседание сельской ячейки».

ОСТ (Общество станковистов). А.А. Дейнека: «На стройке новых цехов», «Текстильщицы», «Оборона Петрограда»; Ю.И. Пименов: «Даешь тяжелую индустрию!»; П.В. Вильямс: Портрет В.Э. Мейерхольда; А. Тышлер: «Спортивный парад»; Д.П. Штеренберг: «Аниська».

«4 искусства». Творчество П.В. Кузнецова, М.С. Сарьяна, В.А. Фаворского, К.С. Петрова-Водкина. Иллюстрации В.А. Фаворского: «Книга Руфь», «Слово о полку Игореве», сочинения А.С. Пушкина, Ч. Диккенса, Р. Бернса. Картина К.С. Петрова-Водкина «Смерть комиссара».

ОМХ (Общество московских художников).
П.П. Кончаловский
: «Автопортрет с женой»;
И.И. Машков
: Снедь московская; Р.Р. Фальк: «Красная мебель», «Автопортрет»;
произведения А.В. Лентулова, А.В. Куприна, С.В. Герасимова.

ОРС (Общество русских скульпторов).
И.Д. Шадр
: «Рабочий», «Сеятель», «Крестьянин», «Красноармеец», «Булыжник — орудие пролетариата. 1905 год»;
А.Т. Матвеев: «Октябрь»,
В.И. Мухина
: «Пламя революции» (Проект памятника Я.М. Свердлову), «Крестьянка».

Конструктивизм.
Творчество В.Е. Татлина, А.М. Родченко, В.Ф. Степановой, Л.С. Поповой. «Башня III Интернационала» В. Татлина.

Архитектура. Объединения ОСА (Объединение советских архитекторов) и АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов). Клуб им. И. Русакова, Дом-мастерская К. Мельникова (К.С. Мельников). Планетарий (М.О. Барщ). Жилой комплекс ВЦИК (Б.М. Иофан). Дом-коммуна Наркомфина (М.Я. Гинзбург). Здание газеты «Правда», Клуб им. С.М. Зуева (П.А. Голосов). Центральный телеграф (И.И. Рерберг). Дворец культуры Пролетарского района — ныне Дворец культуры ЗИЛа (братья В.А. и Л.А. Веснины). Мавзолей В.И. Ленина (А.В. Щусев). Здание государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина (В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх). Архитектурные проекты И.И. Леонидова.

Основные художественные проблемы и тенденции русского искусства в 1930–1950-е годы. Идеология и сложение доктрины единого творческого метода советского искусства — «социалистического реализма». Утопическая символика советского искусства.

Б.В. Иогансон: «Допрос коммунистов», «На старом уральском заводе»;
С.В. Герасимов
: «Клятва сибирских партизан»;
А.М. Герасимов
: «Сталин и Ворошилов на прогулке в Кремле»;
Ю.И. Пименов
: «Новая Москва»;
А.А. Пластов
: «Колхозный праздник».

А. Самохвалов: «Девушка в футболке», «Осоавиахимовка»;
С.Я. Адливанкин: «Состязание юных авиамоделистов»;
Ф.С. Богородский
: «Снимаются у фотографа»;
А.А. Дейнека
: «Раздолье».

Портретный жанр в искусство 1930-х гг.
М.В. Нестеров
: «Портрет братьев Кориных»; «Портрет скульптора Шадра»; «Портрет хирурга Юдина»; «Портрет И.П. Павлова»; «Портрет скульптора Мухиной».
П.П. Кончаловский
: Портрет Прокофьева, Портрет Мейерхольда.
С.Д. Лебедева
: «Портрет летчика Валерия Чкалова».

Советский павильон на Всемирной выставке в Париже (арх. Б.М. Иофан, скульптура В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница»), 1937.

Искусство Великой отечественной войны.

Плакат. «Окна ТАСС». Творчество Кукрыниксов. В. Корецкий. Плакат «Солдат Красной Армии, спаси!»; И. Тоидзе: «Родина-Мать зовет!».

Графика. А.Ф. Пахомов: серия автолитографий «Ленинград в дни блокады»; Д.А. Шмаринов: серия рисунков «Не забудем не простим»».

Живопись. А.А. Дейнека: «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года»; «Оборона Севастополя»; А.А. Пластов: «Фашист пролетел»; П.Д. Корин: «Александр Невский»; С.В. Герасимов: «Мать партизана».

Скульптура. В.И. Мухина: «Партизанка», «Портрет полковника В.А. Юсупова», «Портрет полковника И.Л. Хижняка».

Живопись послевоенного времени.Т.Н. Яблонская: «Хлеб»; А.И. Лактионов: «Письмо с фронта»; А.А. Пластов: «Сенокос».

Архитектура Москвы 1930-1950-х гг. Жилой дом на ул. Моховой, 13 (И.В. Жолтовский), Гостиница Моссовета — «Москва» (Л. Савельев, О. Стапран, А.В. Щусев), Проект реконструкции ул. Горького (А.Г. Мордвинов). Конкурс на строительство Дворца Советов (проекты Б.М. Иофана (скульптор С.Д. Меркуров), К.С. Мельникова, А.В. Щусева, братьев А.А. и В.А. Весниных, Ле Корбюзье). Станции метро «Дворец Советов» (арх. А.Н. Душкин) и «Маяковская» (арх. А.Н. Душкин, мозаики А.А. Дейнеки); «Красные ворота» и «Площадь Революции» (М.А. Фомин). Театр Красной Армии (К.С. Алабян, В.Н. Симбирцев). Жилой дом на Яузском б-ре 2/16 (И.А. Голосов). Северный речной вокзал на канале «Москва — Волга» (А.М. Рухлядев). Генеральный план строительства Москвы 1935 г. (Г.К. Олтаржевский, С.Е. Чернышев и др.); ВСХВ (Всесоюзная сельско-хозяйственная выставка). Советский павильон на выставке в Париже, Клуб им. Русакова, Клуб им. М.В. Фрунзе, Завод «Каучук», фабрики «Буревестник» и «Свобода» (К.А. Мельников); Крымский мост через Москва-реку (Б.П. Константинов, А.В. Власов, К.К. Якобсон). Московские высотки (А.Н. Душкин, А.Г. Мордвинов, М.В. Посохин, В.К. Олтаржевский, Д.Н. Чечулин). Здание МГУ (Л.В. Руднев). Детский мир (А.Н. Душкин соавторы с Г.Г. Аквилев, И.М. Потрубач, при консультациях А.В. Щусева).

Мемориальные комплексы и монументы в память о Великой Отечественной войне: «Трептов парк» (Берлин), «Мамаев курган» (Волгоград), «Брестская крепость», «Хатынь».

Новые процессы и новые поколения в искусстве 1960–1980-х годов.

Искусство 1960-х гг. Эпоха «Оттепели». «Суровый стиль»: картины Н.И. Андронова «Плотогоны», П.Ф. Никонова «Наши будни», братьев А.А. и П.А. Смолиных «Полярники», В.Е. Попкова «Строители Братска». Творчество Д.Д. Жилинского: «Воскресный день», «Под старой яблоней».

«Другое искусство»: «Белютинская студия» (Э. Белютин), «кинетисты» (Л. Нусберг, Ф. Инфантэ, В. Колейчук), «Лианозовская группа» (Е. Кропивницкий, О. Рабин, Л. Кропивницкий, В. Немухин, Н. Вечтомов и др.). Творчество художников В. Вейсберга, Д. Краснопевцева, Э. Штейнберга, Д. Плавинского, А. Зверева, скульпторов В. Сидура, Э. Неизвестного и др.

Искусство 1970–1980-х гг. Творчество Т. Назаренко, Н. Нестеровой и др. Фотореализм. Творчество С. Шерстюка и др. «Соц-арт» и «Концептуализм». И. Кабаков, Э. Булатов, Д. Пригов, В. Комар, А. Меламид, Г. Брускин и др.

 

Часть II



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.018 с.)