Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Природа философского знания

Поиск

Иметь представление:

о своеобразии философии, ее месте в культуре;

о сущности, назначении и смысле жизни человека;

о многообразии форм человеческого знания;

о соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности;

 понимать:

- роль нравственных обязанностей по отношению к другим и самому себе

-всеобщую обусловленность и взаимосвязь форм и процессов действительности;

- смысл и значение объективного и субъективного в природе человеческой личности;

знать:

- структуру, формы и методы научного познания;                         

 - категории и законы диалектики

- научные, философские и религиозные картины мироздания.

 

Форма итоговой аттестации по курсу – зачет по итогам курса складывается из следующих результатов:

-активная работа на занятиях;

-участие в школьных, городских и региональных мероприятиях и конкурсах по обществознанию;

-решение практических учебных задач;

-успешное написание итогового эссе.

В основу курса положен ряд принципов:

Гуманистический принцип - ориентация философского знания на человека, попытка дать ответы на коренные вопросы личного существования (смысл жизни, счастье, идеалы, свобода, ответственность)

Принцип диалогизма - раскрытие различных подходов к решению рассматриваемых проблем. Это даёт возможность учащимся формировать свою собственную позицию.

Проблемное изложение – содержания курса.

Комплексный подход – философское объединение естественнонаучных и гуманитарных знаний.

Принцип ценности – выработка жизненной ориентации.

Принцип историзма – историко-философский материал выстроен в хронологическом порядке: от философских идей Древней Индии до современных направлений философской мысли, освещение философских вопросов соотносится с изученным материалом по истории, праву, обществознанию.

В структуру курса входят теоретические и практические занятия.
Курс предполагает использование технологий развивающего, личностно-ориентированного обучения с применением разнообразныхактивных и интерактивных методов и форм обучения: практические занятия, диспуты, ролевые игры, исследовательские проекты.      

 

Учебно-тематический план.

Название темы

Количество часов.

Всего часов по теме

теория практика
1 Введение. 3 1 4
2 История философии 11 6 16
3. Основные проблемы философии 9 5 14

 

 

Содержание программы.

Название темы

Количество часов.

теория практика
1 Введение.    
  1.1. Природа философского знания. Предмет и формы философского знания. Значение философии. 2 -  
  1.2. Глобальные объяснения мира. 1  
  1.3. Семинар. Философия: её место в культуре и роль в жизни человека и общества.   1
2 История философии    
  1. Философия Древнего Востока.    
  1.1. Древний Восток - колыбель философской мысли. 1  
  1.2. Философия Древней Индии и Китае. 2  
  1.3. Возникновение и основные этапы развития античной философии (архаический, классический, эллинистический). Философия Рима. 2  
  1.4. Семинар. Особенности античной философии.   1
  2. От теоцентризма средневековья к антропоцентризму возрождения. 1  
  2.1. Семинар. Философия - служанка религии.   1
  3. Философия Нового времени.    
  Немецкая классическая философия и философия марксизма. 2  
  3.1. Семинар. Пафос разума и науки.   1
  4. Русская философия. 2  
  5. Развитие философии в XX веке. 1  
  5.1. Семинар. Философ в России не только философ. Иррациональное направление в философии.   2
3 Основные проблемы философии    
  1. Учение о бытии (онтология)    
  1.1. Бытие: понятие, формы, свойства. Категория материи и её роль в философии. 2  
  1.2. Семинар. Жизнь как звено в бытии мира.   1
  2. Человек и его свойства как предмет философии.    
  2.1. Специфические особенности человека и их формирование в антропосоциогинезе. 1  
  2.2. Сознательное и бессознательное в природе человека. 1  
  2.3. Теория познания 1  
  2.4. Семинар. Бытие человека в мире как философская проблема.   2
  3. Философия общества.    
  3.1. Структура общества.   1  
  3.2. Философия истории.   1  
  3.3. Понятие культуры.   1  
  3.4. Глобальные проблемы современности. 1  
  3.5. Семинар. Философские аспекты будущего цивилизации.   2

 

Введение

История философии

Тема 4. Русская философия

Специфические особенности русской духовности: исторические и социальные усло­вия ее формирования. Периодизация развития философской мысли в России. Органиче­ская связь русской философской мысли с наукой, религией, искусством, моралью.

М.В. Ломоносов - первый русский ученый, мыслитель, просветитель.

Западники и славянофилы в русской философии.

Русская религиозная идеалистическая философия (Владимир Соловьев, братья С.Н. и Е.Н. Трубецкие, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев и др.). Философия все­единства. Идея богочеловечества.

Этическая и социальная проблематика в произведениях русских писателей (Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и др.).

Становление и развитие отечественной диалектической мысли (Г.В. Плеханов, В.И.Ленин. Философская мысль выдающихся русских ученых материалистов:Д.И. Менделеев, Сеченов, В.И.. Вернадский, И.И.. Мечников, М..Я. Мудров, И.П. Павлов. Русский космизм - оригинальное направление в философии (Н.Ф. Федоров, К.Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л.Чижевский). Судьба русской философии в XX веке.

Основные проблемы философии

Тема 1. Учение о бытии

      Понятие бытия. Признаки бытия. Основные формы бытия: природа (вещи, процессы) духовное(индивидуальное и объективное); общественное. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия. Идея Бога в религии и философии.

Фундаментальные свойства бытия: единство многого и единого; системность. Прин­цип системности. Основные атрибуты системы: элементы, связи, структура. Понятие инобытия. Соотношение бытия и инобытия и его выражение в категории развития. Диалекти­ческий характер бытия. Свойства бытия и их отражение в философских категориях. Поня­тие диалектики. Категории и законы диалектики. Непосредственное и опосредованное. Качество, количество, мера, общее, особенное, единичное. Причина, следствие, условие, повод. Содержание и форма. Сущность и явление. Вещь, свойство и отношение. Закон и закономерность. Различие и тождество. Единство и симметрия. Понятие диалектического противоречия и диалектического отрицания. Законы диалектики.Диалектика и научная методология.

Материальное единство мира. Основные атрибуты материи (пространство, время) и их свойства. Формы движения материи. Концепции пространства и времени в философии и физике,

Уровни организации материи и их диалектическая взаимосвязь. Современные естественнонаучные представления о строении материи и роль философии в их интерпретации. Единства микромира и «большой»Вселенной - доказательство принципа материального единства мира.

Литература

Для обучающихся:

  1. Гусев Д.А. Введение в философию: учеб. Пособие для старших классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение. 2001.
  2. Малышевский А.Ф. Введение в философию.10-11кл.М.:Дрофа,1999.
  3. Гуревич И. С. Введение в философию. М., 1997.
  4. Гуревич И. С. Философский словарь. М., 1997.
  5. Зима В. Н. Основы философских знаний. Курс лекций. М.: ВУНМЦ, 2000.
  6. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для ВУЗов. 2-е изд., перераб. доп. М.: Издательская корпорация «Логос». Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, международная академическая издательская компания «Наука»,1997
  7. Букин В.Р. Школьникам о философии. М.: Просвещение,1992.
  8. Горбунова Т.В. Школьный философский словарь. М.: Просвещение,1995.
  9. Радугин А.А. Философия. М., 1996.
  10. Рычков А. К., Яшин Б.Л. Философия: 100 вопросов – 100 ответов. М.: Гуманит. Изд. Центр.ВЛАДОС,2202.
  11. Философы Русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука,1990.
  12. Спиркин А. Г. Философия. Учебник. М.: Гардарика, 1998
  13. Третьяков И. Д. Философия человека и общества. Омск, 1997
  14. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия.М.,1992.
  15. Философия. Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс,1997
  16. Философия. Учебное пособие под ред. В.Н. Лавриненко. М., 1996
  17. Человек и общество. Современный мир. М.,1994

 18.Доброхотов А.Л.Введение в философию: рабочая тетрадь для 10 кл. М.,1995.

 

Для учителя:

  1. Гуревич П.С. Методическое пособие по философии. 10-11 кл. М.,1997.
  2. Шубинский В.С. Философское образование в средней школе. М.,1991.
  3. Дягилев В.В. Занимательная философия. М., 1995.
  4. Кравченко В.В. Тесты по философии. М: Экзамен,2003.
  5. Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: ТЕРРА – Книжный клуб, Республика, 1998.
  6. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1995
  7. Введение в философию. Учебник для ВУЗов. М.,199
  8. Жизнь после смерти. – М.: Пресс,198.
  9. Ильенков Э. В. Что же такое личность? М.,1997
  10. История философии в кратком издании. М., 1994.
  11. История философии под. ред. В. Мопельман. М.,1997
  12. Козлова О. Н. Участь и участие человека в духовной жизни общества // Социально-Гуманитарные знания, 2001, №5. стр. 116-129.
  13. Краткая история философии. М., 1999.

14. Кьеркегор С. Страх и трепет / Пер. с дат. Н. Исаевой, С. Исаева – М.: ТЕРРА – Книжный луб, республика. 1998

  1.  Лосский Н. О. История Руссой философии. М.,1994
  2. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция / Сост. А. Поляков. М.: ТЕРРА – Книжный клуб, Республика, 1999.
  3. Марков Б.В., Солонин Ю. М., Идея бога в жизни человека // Социально- политический журнал, 1997, №1, стр. 77-96.
  4. Миголатьев. А. Русская философия 19 века // Социально – гумантираные знания, 2001, №5, стр. 80-99.
  5. Моуди Р. Жизнь после смерти. М..1991
  6. Наука в зеркале философии XX века. М., 1992.
  7. Проблема сознания в современной западной философии. М., 189
  8. Раих В. Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков / Перевод., обж. ред. И вступ. ст. А.В. Россохина. – М.: ТЕРР – Книжный клуб, Республика, 1999
  9. Современная теория познания. М.,1992
  10. Сумерки богов, 1989
  11. Феномен человека. Антология..,1993
  12. Хрусталев Ю. Введение в философию. Ростов-на-Дону,1999
  13. Алексеев П.В. Панин А.В. Философия. Учебник для ВУЗов – М.: ТЕИС, 1996
  14.  Билялова Э. Р., Гайнуллин Р. И. Смысл жизни. Жизнь и смерть в духовном опыте человека. Учебное пособие. М.: ВУНМЦ, 2000.
  15.  Зима В. Н. Михайличенко Н. Ф. Основы философских знаний. Методические рекомендации к изучению курса. М.:ВУНМЦ, 2000

Контрольно-измерительные материалы.

Критерии оценивания эссе. (тематику учащимся предлагается выбрать самим в ходе изучения работ философов)

Критерий 1. Понимание темы и соответствие ей содержания работы (12 баллов):

адекватность понимания темы (0—2 балла)

грамотная постановка основной проблемы, умение отделять главное от второстепенного (0—3 балла)

соответствие содержания работы заявленной теме (0—2 балла)

полнота раскрытия темы (0—3 балла)

выделение проблем, связанных с основной темой, и адекватность из раскрытия (0—2 балла).


Данный критерий, на мой взгляд, определяет умение ученика, во-первых, грамотно определить базовую науку (или науки), в рамках проблематики которой он будет раскрывать тему; во-вторых, соотнести содержание и структуру цитаты с конкретным фрагментом обществоведческого знания (перевести цитату с авторского языка на язык обществоведческого курса, найти ту тему, в рамках которой существует проблема, поднятая автором высказывания); в-третьих, умение перейти от общего (наука, проблема) к частному (составные части проблемы); наконец, в-четвёртых, умение ничего не оставить без внимания, раскрыв все заявленные позиции.


Критерий 2. Владение теоретическим и фактическим материалом по теме (12 баллов):

владение концептуальным аппаратом (использование обществоведческих понятий, терминов, классификаций, относящихся к теме) (0—2 балла)

знание основных теоретических подходов к решению обсуждаемой проблемы и их представителей, наличие ссылок на мнения известных исследователей по данной теме (0—2 балла)

использование системного подхода: выделение основных аспектов и уровней проблемы, понимание их взаимосвязей (0—2 балла)

аргументация на теоретическом, а не на обыденном уровне (0—2 балла)

аргументация на эмпирическом уровне (приведение конкретных примеров, отсылка к фактам, и т.п.) (0—2 балла)

выявление широких взаимосвязей, в том числе междисциплинарного характера (0—2 балла).

Ученик должен знать историю общественной мысли: в эссе он должен продемонстрировать, как данная проблема решалась на разных этапах развития науки. А взаимосвязь сфер общественной жизни позволяет "закрыть" последний аспект критерия: одна и та же проблема может по-разному раскрываться в разных общественных науках — ученику достаточно обозначить, что он понимает разницу в предметах и методах исследования социологии и философии, политологии и экономики и т. п.

 

Критерий 3. Логичность авторского текста (10 баллов):

ясность и четкость формулировок, отсутствие путаницы, связанной с двусмысленностью и неопределенностью выражений (0—3 балла)

обоснованность, непротиворечивость рассуждений, отсутствие пробелов в аргументации (0—3 балла)

грамотность определения понятий и грамотность классификаций с

осуществление выводов, основанных на структурных взаимосвязях между используемыми понятиями: генерализация, аналогия, анализ, синтез и т. п. (0—2 балла).

Критерий 4. Общая гуманитарная эрудиция (10 баллов):

знание социальных фактов и их уместное использование (0—2 балла)

использование примеров из всемирной и отечественной истории (0—3 балла)

знания в области истории мировой культуры (использование образов, символов, метафор из художественной литературы, живописи, музыки и др.) (0—3 балла)

творческий подход к ответу на вопросы, оригинальность мышления (0—2 балла).

Данный критерий оценивает разнообразие фактической аргументации, используемой в эссе. Социальные факты — это как примеры из современной социальной реальности, так и модели социальных ситуаций, основанные на обобщении личного опыта автора эссе. При использовании примеров из художественной литературы, следует помнить, что это — эссе по обществознанию, а не по русскому языку или литературе. Литературные сюжеты, образы должны быть иллюстрацией обществоведческих понятий, процессов, явлений. Последний элемент критерия может показаться спорным, однако, если мы обратимся к понятию творчества, как к деятельности, предполагающей создание чего-то нового, ранее не существовавшего (помня о том, что творчество может заключаться не только в результате, но и в процессе), то станет ясно, что от автора эссе требуется не репродукция теоретических знаний и фактических примеров, а самостоятельность, свобода выражения мыслей.

Критерий 5. Навык организации академического текста, связность, системность, последовательность изложения, культура письма (6 баллов):

связность, системность, последовательность текста (0—2 балла)

четкая структурированность текста (0—1 балл)

соблюдение базовых стандартов академического цитирования (0—1 балл)

единство стиля, точность и выразительность языка (0—1 балл)

грамотность письменной речи (0—1 балл).

Этот критерий носит метапредметный характер. Поскольку он не имеет прямой связи со знанием обществоведческого курса, его вес относительно других критериев самый маленький. Хотя нередко бывают ситуации, когда речевая ошибка приводит к смысловой.

Единых требований к структуре эссе нет, всё же это свободный жанр. Однако есть понимание того, что любая работа должна иметь введение, основную часть и заключение, однако, подходов к последовательности изложения существует много.

 

Общие требования к написанию эссе на заданную тему

1. Эссе должно демонстрировать содержательно-теоретический уровень владения обществоведческой тематикой (проблематикой).

2. Эссе должно отражать личное мнение автора по излагаемому вопросу (т. е. оценочные суждения - мнения, основанные на авторских убеждениях или взглядах).

3. Текст эссе должен быть сбалансирован. Если высказывается одна точка зрения, то желательно, чтобы в тексте присутствовала и была проанализирована и противоположная ей.

4. Содержание эссе должно быть продуманным, логически правильно выстроенным и структурированным (оно должно включать в себя введение, основную часть, заключение).

5. Необходимо указать источники информации, фактов, цифр, на которые ссылается автор эссе.

6. В эссе должно присутствовать творческое начало.

Структура эссе

Эссе должно иметь следующую структуру:

1. Вступление (введение) - это отправная идея (проблема), связанная с конкретной темой. Введение определяет тему эссе и содержит определения основных встречающихся понятий.

2. Содержание (основная часть) - аргументированное изложение основных тезисов. Основная часть строится на основе аналитической работы, в том числе - на основе анализа фактов.

Наиболее важные понятия, входящие в эссе, систематизируются, иллюстрируются примерами. Суждения, приведенные в эссе, должны быть доказательны. Доказательство - совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо положения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Структура любого доказательства включает в себя:

тезис - суждение, которое надо доказать; аргументы - суждения, опирающиеся на категории, которые используются при доказательстве истинности тезиса; вывод - суждение, логически вытекающее из приводимых автором аргументов.

3. Заключение - это окончательные выводы по теме, то, к чему пришел автор в результате рассуждений. Заключение суммирует основные идеи. Заключение может быть представлено в виде суммы суждений, которые оставляют поле для дальнейшей дискуссии.

 

Примерная тематика эссе.

1.Ключ к успеху бизнеса – в инновациях, которые, в свою очередь, рождаются креативностью. (Д.Гуднайт)

2. Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены её избиратели (Б.Шоу)

3. Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера (Г. Фрейтаг)

4. Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны. (Вольтер)

5. Свобода сопряжена с ответственностью. Поэтому то многие и боятся её. (Б.Шоу)

6. Партия есть организованное общественное мнение. (Б. Дизраэли).

7. Многие люди, слабые от природы, делаются совершенной дрянью от того, что не умеют быть самими собою и ни в чём не могут отделиться от общего хора, поющего с чужого голоса. (Д. Писарев).

8. Становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации. (Г. Лебон)

9. Демократия всегда есть распутье….система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны. (П. Новгородцев).

10. Природу побеждают, только повинуясь её законам. (Ф. Бэкон)

11. Цель творчества – самоотдача. (Б. Пастернак)

12. Совесть – это память общества, усвоенная отдельным лицом. (Л. Толстой)

13. Религии подобны светлячкам: для того, чтобы светить, им нужна темнота (А. Шопенгауэр).

14. У Бога нет религии. (М. Ганди).

15. Алкоголизм даёт больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятых: голод, чума и война. (У. Гладстон).

16. Богатые вредны не тем, что они богаты, а тем, что заставляют бедных чувствовать свою бедность (В. Ключевский)

17. Самый заклятый враг права – привилегии. (М. Эшенбах)

18. Права влекут за собой обязанности. (латинское изречение)

19. Человек, властвуя над другими, утрачивает свою собственную свободу. (Ф. Бэкон)

20. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник. (И. Тургенев)

21. Современные СМИ хороши тем, что дают нам ворчать в глобальном масштабе (Л. Питер).

22. Бедность – источник возмущений и преступлений. (Аристотель).

23. Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов. (Вольтер).

24. Свобода одного имеет свои логическим пределом свободу другого. (Жан Карр).

25. Образование создаёт разницу между людьми (Д. Локк).

26. Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать своё образование незаконченным. (К. Симонов).

27. Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию. (У. Годвин).

28. В группах происходит процесс социализации, в результате которого человек превращается в члена общества. (В. Касьянов).

29. В известном смысле каждый человек есть то, что он о себе думает (Б. Герберт).

30. Если верить своему отражению в луже, ты мелок и грязен. (Кнышев)

31. Выбор партнёра отражает нашу самооценку. Мы притягиваем к себе тех людей, которых достойны.

32. Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к людям. (Конфуций)

33. Сострадание – основа всей морали. (А. Шопенгауэр).

34. Всё можно просить, но не извращение тех высших истин, до которых с таким трудом дошло человечество. (Л. Толстой)

35. Инфляция – единственная форма наказания без законного основания (М. Фридман).

36. Не нужна революция, чтобы прийти к демократии. Нужна демократия, чтобы могла произойти революция. (Г. Честертон).

37. Центробанк – это банк, при помощи которого государство вмешивается в дела частных банков и который, в отличие от них, сам может печатать нужные ему деньги. (К. Пат)

38. Свобода – это, в первую очередь, не привилегии, а обязанности. (А. Камю).

40. Работа отгоняет от нас три великих зла: скуку, порок и нужду. (Вольтер).

41. Цель наказания не мщение, а исправление. (А. Радищев)

42. Брак без детей, что день без солнца.

43. жена и дети учат человечности, холостяки же мрачны и суровы. (Ф. Бэкон).

44. В брачной жизни соединённая пара должна образовать как бы единую моральную личность. (И. Кант).

 

 

Иметь представление:

о своеобразии философии, ее месте в культуре;

о сущности, назначении и смысле жизни человека;

о многообразии форм человеческого знания;

о соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности;

 понимать:

- роль нравственных обязанностей по отношению к другим и самому себе

-всеобщую обусловленность и взаимосвязь форм и процессов действительности;

- смысл и значение объективного и субъективного в природе человеческой личности;

знать:

- структуру, формы и методы научного познания;                         

 - категории и законы диалектики

- научные, философские и религиозные картины мироздания.

 

Форма итоговой аттестации по курсу – зачет по итогам курса складывается из следующих результатов:

-активная работа на занятиях;

-участие в школьных, городских и региональных мероприятиях и конкурсах по обществознанию;

-решение практических учебных задач;

-успешное написание итогового эссе.

В основу курса положен ряд принципов:

Гуманистический принцип - ориентация философского знания на человека, попытка дать ответы на коренные вопросы личного существования (смысл жизни, счастье, идеалы, свобода, ответственность)

Принцип диалогизма - раскрытие различных подходов к решению рассматриваемых проблем. Это даёт возможность учащимся формировать свою собственную позицию.

Проблемное изложение – содержания курса.

Комплексный подход – философское объединение естественнонаучных и гуманитарных знаний.

Принцип ценности – выработка жизненной ориентации.

Принцип историзма – историко-философский материал выстроен в хронологическом порядке: от философских идей Древней Индии до современных направлений философской мысли, освещение философских вопросов соотносится с изученным материалом по истории, праву, обществознанию.

В структуру курса входят теоретические и практические занятия.
Курс предполагает использование технологий развивающего, личностно-ориентированного обучения с применением разнообразныхактивных и интерактивных методов и форм обучения: практические занятия, диспуты, ролевые игры, исследовательские проекты.      

 

Учебно-тематический план.

Название темы

Количество часов.

Всего часов по теме

теория практика
1 Введение. 3 1 4
2 История философии 11 6 16
3. Основные проблемы философии 9 5 14

 

 

Содержание программы.

Название темы

Количество часов.

теория практика
1 Введение.    
  1.1. Природа философского знания. Предмет и формы философского знания. Значение философии. 2 -  
  1.2. Глобальные объяснения мира. 1  
  1.3. Семинар. Философия: её место в культуре и роль в жизни человека и общества.   1
2 История философии    
  1. Философия Древнего Востока.    
  1.1. Древний Восток - колыбель философской мысли. 1  
  1.2. Философия Древней Индии и Китае. 2  
  1.3. Возникновение и основные этапы развития античной философии (архаический, классический, эллинистический). Философия Рима. 2  
  1.4. Семинар. Особенности античной философии.   1
  2. От теоцентризма средневековья к антропоцентризму возрождения. 1  
  2.1. Семинар. Философия - служанка религии.   1
  3. Философия Нового времени.    
  Немецкая классическая философия и философия марксизма. 2  
  3.1. Семинар. Пафос разума и науки.   1
  4. Русская философия. 2  
  5. Развитие философии в XX веке. 1  
  5.1. Семинар. Философ в России не только философ. Иррациональное направление в философии.   2
3 Основные проблемы философии    
  1. Учение о бытии (онтология)    
  1.1. Бытие: понятие, формы, свойства. Категория материи и её роль в философии. 2  
  1.2. Семинар. Жизнь как звено в бытии мира.   1
  2. Человек и его свойства как предмет философии.    
  2.1. Специфические особенности человека и их формирование в антропосоциогинезе. 1  
  2.2. Сознательное и бессознательное в природе человека. 1  
  2.3. Теория познания 1  
  2.4. Семинар. Бытие человека в мире как философская проблема.   2
  3. Философия общества.    
  3.1. Структура общества.   1  
  3.2. Философия истории.   1  
  3.3. Понятие культуры.   1  
  3.4. Глобальные проблемы современности. 1  
  3.5. Семинар. Философские аспекты будущего цивилизации.   2

 

Введение

Тема 1. Природа философского знания

Мудрость и знание в духовном освоении действительности. Искусство, религия, фи­лософия, наука - формы духовного освоения действительности и самовыражения человека. Вечные вопросы как предпосылка философского освоения действительности. Философия как выражение мудрости в рациональных формах. Категории как предмет философского знания и как результат его развития. Мировоззрение и его структура. Мифология, религия и философия - исторические формы мировоззрения. Понятийный характер зрело­го философского мышления. Человек и его бытие как центральная проблема философии. Философия как внутреннее единство объективно-теоретического, культурно-смыслового и экзистенциально-личностного начала.

           Предмет и формы философского знания. Значение философии.

Предмет иформы философского знания. Понятие объективного и субъективного.  Понимание природы бытия в материализме и идеализме. Основной вопрос фило­софии. Неотделимость проблемы познания от проблемы бытия. Рациональное и внерациональное; рациональное и эмпирическое в философском знании. Онтологичность субъек­тивного и проблема человека, его свободы как предмет философии. Спе­цифика категорий, законов, принципов и методов философии. Формы философской ра­циональности: диалектика, метафизика, герменевика. Основные разделы философии: он­тология, гносеология, социальная философия, философская антропология. История философии как источник философских идей, школа мысли. Соотношение философ­ского и научного знания. Философия как источник полноты человеческой духовности. Методологическая роль философии.

История философии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.214 (0.017 с.)