Сила образной выразительности костюма достигается при помощи определенного его построения, то есть при помощи композиции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сила образной выразительности костюма достигается при помощи определенного его построения, то есть при помощи композиции.



В то же время костюм, как произведение искусства, ближе всего находится к произведениям скульптуры. Костюм – та же скульптура, ибо одежда как оболочка того или иного материала, оформляющая человека, создает вместе с ним новое качество – художественный образ, и человек в костюме– это движущаяся скульптура. В этом случае костюм играет немаловажную, если не решающую роль в формировании внешнего облика человека, отражении его духовного облика, в создании образа конкретного человека.

Образность в костюме проявляется в основном в двух видах: когда костюм, выражая конкретный художественный образ, является самостоятельным объектом и его форма и содержание довлеют над человеком; когда костюм связан с конкретным человеком и подчиняется человеку, составляет с ним одно целое, раскрывая и подчеркивая внешний и внутренний облик конкретного человека.

Продумывая будущую модель, художник на подготовительном этапе своего творчества должен решить следующие вопросы: 1) для кого создается модель одежды; 2) каково ее назначение; 3) какая форма наиболее точно будет отвечать назначению одежды; 4) какое цветовое и фактурное решение следует принять для осуществления художественного замысла; 5) какие материалы следует использовать для выполнения композиции; 6) каков будет технологический процесс изготовления одежды.

Мотивом в декоративно-прикладном искусстве называют декоративный элемент, который закладывают в основу композиции и используют как побудитель творческого воображения. Характер мотива, его истоки нередко определяют стиль художественного решения костюма.

Чтобы замысел, сложившийся в сознании художника-модельера, получил конкретное детальное развитие, ему нужно продумать пластическую проработку формы, то есть выявить характер формы и силуэта, выбрать материал определенных пластических свойств и фактуры, определить колористическую организацию формы и наиболее важный участок формы, и способы его акцентирования.

В своей работе над композицией художник-модельер пользуется такой категорией творчества, как гармония, связывая свое представление о ней с такими понятиями и категориями эстетики, как прекрасное, пропорция, симметрия, ритм, мера, грация, целостность, единство в многообразии, соответствие формы ее содержанию и др.

Назначение одежды определяет композиционное решение, так как одним из главных требований одежды является ее функциональность, то есть соответствие назначению. В зависимости от назначения одежду подразделяют на повседневную, праздничную, производственную, профессиональную, спецодежду, форменную, зрелищную, спортивную и домашнюю. Каждый из этих видов одежды предъявляет определенные требования к разработке формы, композиции, подбору материала и т. д.

Основу композиции костюма составляет совокупность основных образующих костюм объемов (частей или форм), соотношения этих объемов, общие пропорции костюма, его силуэт. Формообразование частей костюма осуществляется главным образом конструкцией. В каждом виде одежды различают два вида форм: 1) формы, которые составляют основу одежды, например лиф, юбка, рукава; 2) формы, которые служат для внешнего обогащения модели: декоративные элементы (кружево, банты, рюши, мех), а также детали одежды – воротники, клапаны, хлястики, погоны и др.

Формы первого вида называют главными, формы второго вида – декоративно-костюмными. Особенностью декоративно-костюмных форм является то, что они не могут существовать самостоятельно, вне главных, образующих одежду форм (объемов). Поэтому такие формы, являясь компонентами, или элементами, композиции костюма, должны подчиняться главным формам. Включенные в основные формы костюма декоративные элементы и различные детали становятся естественно необходимыми, если они способствуют художественной выразительности, развивают и дополняют художественный образ костюма.

В структурной организации костюма центральным элементом формы будет часть костюма, предназначенная для торса. Часто она называется станом. Стан – основная часть одежды, с которой соединяются все детали-элементы, образующие костюм. Любая композиция должна рассматриваться как система соподчинения главных и соподчиненных элементов: однако структурно главный элемент в костюме – стан, будучи функционально главным, не всегда бывает главным в художественном смысле. Скорее он всегда будет главным в структурной организации костюма.

С точки зрения геометрии, человеческая фигура – сложное образование. В ее строении и в форме ее отдельных частей невозможно обнаружить ни одной прямой и ни одной правильной линии. При проектировании любой части фигуры на плоскость получают контур, состоящий из лекальных кривых, все участки которых имеют свой собственный радиус. Однако для простоты абстрагирования от частностей визуального восприятия оперируют сходными по очертаниям с реальными формами геометрическими аналогами. Так, при рассмотрении форм человеческой фигуры употребляют такие выражения, как трапециевидная форма торса, бедер и др., а при рассмотрении форм костюма закономерны выражения трапециевидная форма рукава, прямой рукав, прямая юбка и т.д.

Поверхности форм по геометрическому характеру могут быть прямолинейными или криволинейными плоскостями, выпуклыми или вогнутыми. Эти поверхности могут быть гладкими, но могут быть и ломаными. Ломаную поверхность образуют, например, различные драпировки, складки, плиссе, гофре, рюши, часто встречающиеся в одежде.

Контуры одежды, ее отдельных частей, или объемов (форм), деталей можно рассматривать как линии. Композиция формы одежды может строиться на линиях разного вида: силуэтных, конструктивных, конструктивно- декоративных, декоративных.

Силуэтные линии – это контуры плоскостного зрительного восприятия объемных форм одежды.

Конструктивные линии одежды – это, во-первых, видимые линии соединения составных частей и деталей формы (швы), во-вторых, видимые линии, создаваемые вытачками, складками, строчками, которые также участвуют в формообразовании, в-третьих, контурные линии формы одежды в целом и ее деталей. Все конструктивные линии еще называют рабочими. В большинстве случаев, участвуя в решении формы, они малозаметны в готовом изделии, так как глаз вообще привыкает к конструктивным швам и вытачкам, поскольку они повторяются в большинстве композиционных разработок, и воспринимает их не как линии фасона, а как неизбежную закономерность построения формы.

Конструктивно-декоративные линии несут двойную нагрузку: с одной стороны, они дополняют конструктивное построение внутри самой формы, с другой – обогащают форму, участвуют в решении фасона.

Декоративные линии – линии, образуемые различными элементами отделок: отделочными, или декоративными, швами, мережкой, бейкой, вышивкой, кружевом, защипами, рельефами и т. д. Декоративными можно считать и контурные линии деталей: воротника, лацкана, манжеты, кармана, хлястиков, поясов и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.114.142 (0.005 с.)