Вопрос:  Формы собственности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос:  Формы собственности.



       Многообразие потребностей общества может достаточно эффективно удовлетворяться лишь на основе равноправного сосуществования разных форм собственности. В зависимости от субъекта отношений собственности выделяют два типа – частную и общественную.

       Частная собственность предполагает присвоение благ (или прав собственника) частью общества (отдельным лицом или группой лиц).

       Частная собственность порождает экономическую активность и предприимчивость, без нее невозможно товарное производство, товарный обмен, рынок, она стимулирует эффективное, рациональное ведение хозяйства, но порождает неравенство, стремление к выгоде в ущерб интересов других членов общества, ведет к расслоению общества.

       Частная собственность имеет свои формы: индивидуальная частная собственность и групповая (акционерная, коллективная, кооперативная) собственность.

       Наряду с частной, господствующей в условиях рыночной экономики, существует общественная собственность – собственность общества (народа) в целом.

       Политической организацией современного общества является государство, то и общественная собственность выступает в форме государственной.

       Формы общественной собственности зависят от государственного устройства общества и выступать в форме собственности государства в целом или того или иного национального или административно-территориального образования.  В России существует федеральная собственность, собственность субъектов Федерации (региональная) и муниципальная (собственность органов местного самоуправления – районов, городов, сел, поселков и т.п.).

       Государственная собственность преобладает в отраслях, имеющих общеэкономическое значение, то есть в отраслях, которые необходимы обществу в целом, но малоэффективны и невыгодны частному бизнесу:

- производственная инфраструктура – передача электроэнергии, железные и автомобильные дороги, средства связи, порты, водоснабжение и т.п.;

- непроизводственная инфраструктура – школы, больницы, жилищно-коммунальное хозяйство и т.п.;

- новейшие наукоемкие отрасли –атомная, аэрокосмическая промышленность и т.п.

 

 

Самостоятельная работа по теме 1.5 Собственность и конкуренция.

Дать ответ на вопросы:

1. Охарактеризовать положительные и отрицательные стороны частной собственности.

2. В результате чего может возникнуть гос. собственность – национализация, строительство новых объектов за счет бюджета, выкупа контрольного пакета акций у частной компании.

3. Распределение по формам собственности в России на 1 января 2015 года.

Вопрос:  Конкуренция.

       Каждый вправе свободно производить и продавать свой продукт, но на рынке оказывается множество производителей (продавцов) и между ними возникает состязание, соревнование – конкуренция.

       Конкуренциялатинское слово – «конкурере» - столкновение – это борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли, а по существу – это борьба за достижение лучших условий доступа к ограниченным ресурсам общества.

 

       Конкуренция выполняет стимулирующую функцию – улучшение качества продукции или/и снижение издержек производства.

       Методы конкурентной борьбы:

- ценовая конкуренция – снижение цены, уменьшение издержек производства, установление монопольно низкой цены;

- неценовая конкуренция – повышение технического уровня, качества продукции, выпуск новой продукции, создание товаров – заменителей, послепродажное обслуживание, реклама.

Ценовая и неценовая конкуренция – это добросовестная, честная конкуренция.

       Недобросовестная, нечестная конкуренция

- продажа по цене ниже себестоимости;

- установление дискриминационных цен или коммерческих условий;

- ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение;

- недобросовестное копирование товаров конкурентов;

- нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров;

- промышленный шпионаж и др.

 

Вопрос: Монополия.

       Монополия – итальянское – «моно» - один и «полео» - продаю.

Понятие монополия имеет двоякий смысл:

- во - первых, под монополией понимается предприятие, которое занимает ведущее положение в определенной отрасли – Кока-кола, Ксерокс, Форд и др.;

- во – вторых, под монополией понимается положение фирмы на рынке, позволяющей ей контролировать последний.

       Различают несколько типов монополий:

- искусственная монополия – слиянием фирм, заключением явных и тайных соглашений об объемах производства, рынках сбыта, уровне цен, предприниматели монополизируют рынки;

- государственная (легальная) монополия – исключительные права государства на производство денег, наркотических средств, ядерного вооружения, водки и т.п.;

- временная монополия – порождается научно-техническим прогрессом;

- случайная монополия – результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением;

- естественная монополия – состояние рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее при отсутствии конкуренции (водо, газо, электроснабжение, телефонная связь и т.п.)

-По Российскому законодательству к естественной монополии можно отнести:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- транспортировка газа по трубопроводам;

- услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

- железнодорожные перевозки;

- услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов;

- услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

 

Вопрос: Олигополия.

       Олигополия – греческое – олиго – немногие, полео – продаю – это рынок на котором доминируют несколько крупных фирм, имеющих контроль над ценами

       Четкого количественного критерия олигополии в виде числа фирм нет, но может колебаться от 3 до 10 – 3 – 4 – называется жесткой, а 4 – 10 – аморфной. Олигополия может существовать на рынке стандартизированной продукции (нефть, цемент) или на рынке дифференцированной продукции (автомобили, бытовая техника).

       Различают сбалансированную (несколько фирм одинакового размера) и асимметричную (один продавец-лидер и ряд небольших продавцов).

       Особенность олигополистического рынка – это взаимозависимость продавцов (если Кока-кола снизит цену на свою продукцию, то Пепси-кола будет вынуждена также снизить цену на свою продукцию).

                    Характеристика рыночных структур

 

Структура рынка Количество продавцов и покупателей Характер продукции Условия входа/выхода на рынок Информация и мобильность
Совершенная конкуренция Множество мелких продавцов и покупателей однородная Просто. Никаких затруднений Равный доступ ко всем видам информации
Несовершенная конкуренция Множество мелких продавцов и покупателей однородная Барьеры на входе Полная информация и мобильность
Монополия Одна фирма-продавец и множество покупателей разнородная Отдельные препятствия на входе Полная информация и мобильность
Монополистическая конкуренция Множество покупателей, но ограниченное число продавцов разнородная Отдельные препятствия на входе Полная информация и мобильность
Олигополия Ограниченное число продавцов и множество покупателей Разнородная и однородная Возможны отдельные препятствия на входе Некоторые ограничения по поводу информации и мобильности

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.01 с.)