Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. 1 «потребности. Свободные и экономические блага. Основные экономические проблемы. Ограниченность ресурсов».
Студент должен: уметь: - различать свободные и экономические блага; - знать экономические ресурсы.
Вопрос: Потребности. Потребности – это выражение надобности в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности и общества в целом. Именно потребности побуждают людей к производству, к экономической деятельности. На потребности влияют: - биологическая природа человека, - его духовный мир, - социально-экономические условия его жизни, - научно-технический прогресс, - природно-климатическая среда и т.д. Потребности можно разделить на: - первичные – потребность в средствах существования, которые не могут быть ничем заменены (еда, жилье, одежда и т.п.); - вторичные – потребности выбора (автомобили, развлечения, путешествия и т.п.); - материальные (голод, жажда и т.п.); - личные – образование; - общественные – обороноспособность страны, охрана окружающей среды и т.п. Широко известна классификация потребностей, разработанная американским ученым А. Маслоу, представленная им в виде пирамиды в основании которой лежат физиологические потребности. Две нижние группы потребностей – это потребности низшего порядка, и пока они не удовлетворены, потребности высшего порядка (три верхние группы) неактуальны. (далее пирамида) Модель иерархии потребностей по Маслоу
Потребности в самоутверждении Потребности в уважении Социальные потребности Потребности в самосохранении Физиологические потребности
Потребность – это нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности человека, социальной группы или общества в целом. В основании пирамиды лежат наиболее важные для поддержания жизнедеятельности людей материальные потребности: - физиологические потребности - это потребности в средствах существования, ориентированные на жизненно важные нужды людей в еде, одежде, жилье и т. д. - потребности самосохранения – безопасность, защищенность;
- социальные потребности – духовная близость, любовь; - потребности в уважении – самоуважение, признание, статус; - потребности в самоутверждении – саморазвитие, самореализация. Кроме выше перечисленных потребностей выделяют еще и: - потребности в средствах деятельности – средства труда, предметы труда; - социально-культурные потребности – образование, культура, досуг и т.д.; - потребности в социально престижных благ – туризм, приобретение предметов роскоши и т.д. Потребности человека не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации, включают в себя не только индивидуальные нужды, но и потребности социальных групп, трудовых коллективов работников, населения, и наконец, государства в целом. При этом производство не только удовлетворяет растущие потребности населения, но на основе развития науки и техники, предлагает новые, ранее неизвестные виды материальных благ.
Вопрос: Свободные и экономические блага. Благо – это все то, что удовлетворяет естественные потребности людей. Наука выработала множество различных критериев, по которым можно классифицировать блага: - созданы они человеком или природой; - могут быть замещены в потреблении другими благами или нет; - являются главными или второстепенными. Все блага, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности подразделяются на: - безграничные – даровые блага природы (воздух); - ограниченные (экономические), которые подразделяются на: а) потребительские блага, непосредственно удовлетворяют потребности людей (пища, одежда, жилье и т.п.); б) средства производства – блага производственного характера, удовлетворяющие потребности людей опосредованно (станки, машины, оборудование, полезные ископаемые и т.п.). Созданные блага люди первоначально использовали для своих нужд. Такая система экономики называется натуральным хозяйством. Постепенно на смену ей пришло товарное хозяйство, когда в ходе разделения и специализации труда люди стали обмениваться благами, причем не только излишками, но и специально изготовленными на продажу. Возникает специфическая разновидность благ – товар. При товарном хозяйстве обмен благами происходит на рынке. Обмен выгоден и продавцам и покупателям, следовательно, блага надо соизмерять. Люди научились это делать с помощью денег.
Экономические блага связаны между собой: они могут либо замещать друг друга (взаимозаменяемые – нефть – газ; маргарин – масло; дерево – кирпич и т.п.); либо комплиментарные (взаимодополняющие – автомобиль – бензин; фотоаппарат – пленка; кофе – сахар; рубашка – галстук). Особой разновидностью благ являются услуги, которые формируют отдельный экономический сектор – сферу услуг. Услуги – вид человеческой деятельности, не имеющий вещественной формы, но удовлетворяющий потребности человека. Современный мир имеет тенденцию к переходу от экономики, производящей товары, к экономике, оказывающей услуги.
Вопрос:Основные экономические проблемы. Для того, чтобы осуществить свой выбор в мире ограниченных ресурсов, хозяйственные субъекты должны располагать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить. В условиях рыночной экономики производитель ставит перед собой цель получения максимально возможного дохода, отбирая для производства наиболее подходящие для этой цели материальные блага. Это ответ на вопрос – что производить. Определившись с кругом выпускаемых товаров, фирмы в рыночной экономики выбирают те технологии, которые обеспечивают наименьшие затраты на производство. Это ответ на вопрос – как производить. Население, обладая денежным доходом, который также является ограниченным потребительским ресурсом, сравнивая цены разных товаров и примеривая их к собственным возможностям, выбирает, что и по какой цене покупать. Это ответ на вопрос – для кого производить.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.007 с.) |