Смерть, воскресение и вознесение Иисуса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Смерть, воскресение и вознесение Иисуса



Евангелисты, описывая и толкуя смерть Иисуса, используют символические элементы апокалипсической литературы. Иисуса распяли в шестом часу (то есть в полдень, в 12 часов), и сразу же наступила тьма. В апокалипсических картинах тьма является предвестником конца света, наступления страшного суда. Тьма стояла до девятого часа (до трех часов пополудни), когда Иисус умер (смерть Иисуса победила зло, спасла мир от страшного суда). В девятом часу Иисус громко воскликнул: "Или, или! лама савахфани?", то есть "Боже мой, боже мой! для чего ты меня оставил?" Многие видят в этих строках достоверное свидетельство о распятии Иисуса. Здесь выражается безграничное отчаяние разочарованного человека, вдруг посчитавшего свою жизнь и деятельность лишенными смысла, что противоречит позднейшим толкованиям смерти Иисуса. Некоторые, стоявшие вблизи распятого Иисуса, полагали, что он зовет пророка Илию, и смотрели, придет ли Илия освободить его.

Спустя некоторое время Иисус сказал: "Жажду". Кто-то обмакнул губку в уксус и поднес ее к устам Иисуса. Мессия вкусил уксуса и сказал: "Свершилось". Потом громко воскликнул: "Отче! в руки твои предаю дух мой". Громкий крик являлся выражением победы в апокалипсической литературе, - так подчеркивалось, что своей смертью Иисус искупил грехи людей, выполнил свою миссию. Затем голова его упала, и он испустил дух. "И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись, и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли". Здесь опять присутствуют апокалипсические мотивы. Сотник, стерегущий Христа, увидев происходящее, воскликнул: "Воистину он был сын божий!" Многие присутствующие при распятии вернулись в город, поверив в то что распятый и есть мессия (Мф. 27:45-56; Мк. 15: 33-41; Лк. 23:44-49; Ин. 19:25-47).

Все это случилось накануне праздника пасхи, то есть в пятницу, поэтому первосвященники и фарисеи обратились к Пилату с просьбой перебить голени распятых и снять тела с крестов, чтобы они не оставались на них в субботу. Воины правителя перебили голени у разбойников, но, подойдя к Иисусу, увидели, что он уже мертв. Они не стали трогать его ноги, а один из воинов пронзил копьем ребра Иисуса, "и тотчас истекла кровь и вода" (Ин. 19:31-37).

Вечером Иосиф из Аримафеи, член совета, тайный ученик Иисуса, пришел к Пилату с просьбой отдать ему тело Иисуса. Иосиф купил плащаницу, снял тело Иисуса, обвил его пеленами с благовониями, положил в гроб, который высек в скале, и прикрыл вход камнем. В погребении участвовал еще один тайный ученик Иисуса - Никодим. Женщины, сопровождавшие Христа на казнь, тоже были при этом. Затем, возвратившись домой, они купили благовония и масла, чтобы после праздника, во время которого должен был соблюдаться покой, по обычаю умастить тело.

На другой день первосвященники и фарисеи пошли к Пилату и упросили его поставить стражу к гробу "до третьего дня" (Христос сказал: "После трех дней воскресну"), иначе ученики украдут тело и скажут народу, что Иисус "воскрес из мертвых". У гроба поставили стражу и "приложили к камню печать" (Мф. 27:57-66; Мк. 15:42-47; Лк. 23:50-56; Ин. 19:38-42).

Такое подробное описание погребения использовалось евангелистами для доказательства смерти Иисуса, в противовес учению определенного раннехристианского направления, считавшего, что Иисус имел лишь внешнюю человеческую оболочку и, таким образом, его смерть могла быть только видимостью смерти.

Согласно евангелистам, вся история рождения, жизни и смерти Иисуса - сбывшиеся пророчества Ветхого завета. Мессия принес себя в жертву, как пасхального агнца, чтобы спасти погрязшее в грехе человечество и тем самым восстановить нарушенный завет между богом и людьми.

Согласно верованиям христиан, смерть Иисуса является не печальным концом неудавшейся жизни, а искуплением за грехи. Она знаменует собой начало новой жизни, спасения. Все евангелисты подробно рассказывают эпизод с воскресением Христа, но в евангелиях, как обычно, наблюдаются разночтения.

Во всех четырех евангелиях повествование начинается с сообщения о том, как после праздника пасхи женщины отправились к гробу Иисуса. Цель их прихода евангелисты толкуют по-разному: Матфей и Иоанн считают, что они пришли поклониться гробу, а Марк и Лука - что женщины собирались умастить тело умершего благовониями (Мф. 28:1; Мк. 16:1; Лк. 24:1; Ин. 20:1).

В Евангелии от Марка рассказывается следующее: когда женщины подошли к пещере, то с удивлением увидели, что камень отодвинут и вход открыт. Вместо тела Иисуса там находился юноша, облеченный в белую одежду, который сказал: "Иисуса ищете... распятого; он воскрес, его здесь нет". Затем ангел (а это был он) велел передать ученикам Христа, что тот будет ждать их в Галилее, но женщины испугались, бросились бежать прочь и никому не сказали о случившемся (Мк. 16:1-8).

Матфей повествует о том, что когда женщины подошли к гробу, то началось великое землетрясение, так как с небес спустился ангел господень, который отвалил камень от гробницы. "Вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые". Ангел обратился к женщинам и приказал им нести весть о воскресении Иисуса его ученикам (Мф. 28:1-10). Лука упоминает, что женщины встретили у гроба двух мужей "в одеждах блистающих". Они напомнили женщинам слова Иисуса о воскресении, а женщины "возвестили все это одиннадцати и всем прочим" (Лк. 24:1-12). Если евангелист Марк утверждает, что женщины никому не сказали о случившемся, то Матфей и Лука сообщают, что они поведали о воскресении апостолам.

В Евангелии от Иоанна к гробу Иисуса пришла одна Мария Магдалина и, увидев, что камень отвален от гроба, побежала к Петру и другим ученикам Иисуса, сообщив им, что Христа унесли и неизвестно, где положили (Ин. 20:1-3).

В Евангелии от Матфея говорится о том, как женщины, спешившие к апостолам, встретились с Иисусом. Они упали перед ним на колени и обняли его ноги. Иисус сказал им: "Пойдите, возвестите братьям моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят меня". Лука рассказывает, что ученики не поверили словам женщин. Петр отправился к гробу, но нашел лишь погребальные пелены и "пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему". Иоанн повествует, как к гробу прибежали Петр и еще один ученик Иисуса. Увидев пустой гроб, они уверовали в слова писания, что он должен воскреснуть.

Матфей упоминает, что стражники донесли о случившемся первосвященникам. Первосвященники собрались со старейшинами на совет и решили дать денег воинам, чтобы те распустили слух о том, что тело Иисуса было украдено учениками ночью, когда стража спала. Воины взяли деньги и поступили так, как их научили (Мф. 28:11-15).

Противоречия в описании событий отражают неисторический характер повествования, они являются закономерным следствием веры в воскресение после смерти. Пустой гроб Иисуса, по евангелиям, одно из доказательств воскресения.

Евангелисты пытались углубить и мотивировать веру в воскресение не только рассказами об опустевшем гробе, но и описанием посмертных явлений Иисуса. Пустой гроб не может сам по себе быть доказательством воскресения: тело действительно могли выкрасть или перенести из пещеры для окончательного погребения. Поэтому для доказательства евангелисты приводят имена тех лиц, которые встретились с воскресшим Иисусом.

В евангелиях рассказывается о восьми явлениях Иисуса в период от воскресения до вознесения (в посланиях апостола Павла упоминаются еще два явления до вознесения, а после вознесения Иисус предстал перед самим Павлом). Евангелисты передают эти эпизоды по-разному. Они пишут, что Иисус показался женщинам, идущим от его гроба, Марии Магдалине, которая приняла его за садовника, апостолам на пути в Эммаус, Петру, всем ученикам (за исключением Фомы), всем ученикам в доме, всем ученикам в момент вознесения, пяти апостолам и двум ученикам возле моря Тивериадского (Генисаретского озера).

Ученикам, идущим в селение Эммаус, Иисус явился в день воскресения, но они не узнали его, а догадались только вечером, когда сели к столу и Иисус преломил с ними хлеб (Лк. 24:13-35). Фома не поверил их рассказам. Он сказал им: "Если не увижу на руках его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра его, не поверю". Через восемь дней. Иисус вновь появился перед учениками, на этот раз среди них был и "неверующий" Фома. Иисус обратился к нему: "Подай руку твою и вложи в ребра мои". Фома наконец поверил: "Господь мой и бог мой!" Иисус же ответил: "Ты поверил, потому что увидел меня; блаженны невидевшие и уверовавшие" (Ин. 20:19-31). Намерение евангелиста здесь совершенно очевидно: "Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, сын божий, и, веруя, имели жизнь во имя его" (Ин. 20:31).

Остальные сообщения о явлениях Иисуса призваны не только укрепить веру в воскресение, но и подчеркнуть миссию раннего христианства, начавшего организацию церкви. Собственно, по мнению евангелистов, эту миссию определил сам Иисус: "Идите по всему миру и проповедуйте евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет" (Мк. 16:15-16). Отцом зарождающейся церкви становится Петр, трижды отрекшийся от Иисуса, но трижды признававшийся в своей любви к нему. Иисус поручает ему "пасти овец его" (Ин. 21:15-17).

Сорок дней после воскресения Иисус находился на земле. На сороковой день появился в Иерусалиме перед апостолами. Иисус призвал их проповедовать евангелие, приказал быть вместе в Иерусалиме и пообещал в скором времени крещение духом святым. Потом он на глазах учеников вознесся на небо, "и облако взяло его из вида их" (Деян. 1:4-9).

Уже в Ветхом завете можно найти рассказы о вознесении на небо (например, случай с Илией). И все же воскресение и вознесение в Новом завете скорее связаны с эллинистическими верованиями, с восточными мифами об умирающих и воскресающих богах: египетском Осирисе, фригийском Аттисе, сирийском Адонисе, месопотамском Таммузе. Влияние иудаизма придало Иисусу мессианские черты, в то время как христианские проповедники (миссионеры среди язычников) показывали спасителя Иисуса как близкого для людей эллинистического мира умирающего и воскресающего бога.

Деяния святых апостолов

Ранее к числу так называемых исторических сочинений Нового завета относили пять канонических книг: четыре евангелия и Деяния святых апостолов. Мы не рассматриваем евангелия как исторические произведения, поэтому, собственно, речь идет об одной исторической книге. Правда, ранними христианами был создан не один рассказ о деяниях апостолов. Сохранились и другие книги на эту тему. Наиболее известны две из них: Деяния апостола Петра и Деяния апостола Павла.

В Деяниях апостола Петра рассказывается о том, как во времена гонений на христиан в период правления императора Нерона Петр собрался уйти из Рима, но по пути встретился с Иисусом, который на вопрос: "Куда идешь, господи?" - ответил: "Иду в Рим, чтобы меня снова распяли". Петру стало стыдно, он вернулся в Рим, чтобы принять мученическую смерть. Единственная его просьба заключалась в том, чтобы его распяли вниз головой, поскольку не счел себя достойным погибнуть на кресте так, как его учитель.

В Деяниях апостола Павла, состоящих из нескольких глав, рассказывается о мученичестве Павла. Павел был свободным римским гражданином, поэтому его нельзя было распять на кресте как раба, ему отрубили голову. Отрубленная голова апостола трижды подпрыгнула, и там, где она коснулась земли, забил целебный источник.

Упомянутые Деяния и некоторые другие повествования не попали в число канонических книг, а посему мы не будем рассматривать их здесь.

Евангелия посвящены жизни Иисуса, а в Деяниях святых апостолов рассказывается о том, как распространялось евангелие (благая весть) в Палестине и во всем эллинистическом мире. Сюжеты, описанные в Деяниях, не являются достоверными историческими сообщениями, в них отражаются те представления, которые были характерны для конца I в., то есть для времени создания книги.

Автор книги не излагает деяний всех апостолов, в основном здесь рассказывается о двух: Петре и Павле. Отбор материала раскрывает цель автора: в его задачу не входит изложение истории церкви, он хочет лишь подтвердить, что сбывается пророчество Иисуса о миссии апостолов. "И проповедану быть во имя его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима" (Лк. 24:47). Автор показывает, как Петр принес "благую весть" в Иерусалим, то есть к иудеям, а с помощью Павла ее получили и другие народы.

Примерно в то самое время, когда создавались Деяния святых апостолов, обострились отношения между иудаистами и христианами. Христиане решительно порвали с иудаизмом. Следует отметить, что им удалось найти последователей и среди иудеев, но большая их часть отвернулась от христиан. Апостолы начали проповедовать иудеям "благую весть", но, убедившись, что они не верят в Иисуса, вполне закономерно обратились к язычникам, которые восприняли новое учение.

Все деяния апостолов продиктованы указаниями бога. Таким образом, то, что христиане перенесли "центр тяжести" миссионерской деятельности в языческий мир (деятельность апостола Павла), вполне соответствует согласованной воле бога-отца и Иисуса.

Автор книги Деяния святых апостолов прилагает усилия для того, чтобы полностью обеспечить успех христианскому учению. Поэтому он рисует фигуру Павла, апостола язычников, с теми же атрибутами власти и авторитета, которыми обладал Петр, миссионер среди иудеев. Если Петр воскресил Тавифу (9:36-42), то Павлу пришлось воскресить Евтиха (20:9-12); если Петр исцелил хромого (3:2-10), то лечением занимался и Павел (14:8-11); если Петр чудом вышел из темницы (12:7-10), то чудом спасся и Павел (16:26); если тень Петра могла исцелять больных (5:15), то Павел использовал для этой же цели край своего платья (19:12).

Из вышесказанного не вытекает, что в книге мы не найдем достоверных данных о жизни ранних христиан, о деятельности апостолов. Стоит лишь отметить, что все это играет второстепенную роль в повествовании, поскольку автор рассматривал события с точки зрения своего времени, перенося современные ему представления на более ранний исторический период.

Весьма трудно установить место, а тем более время создания Деяний святых апостолов. Раньше предполагали, что книга была написана до разрушения Иерусалима, то есть после первого ареста Павла или его смерти (65-70 гг.). Но Деяния были задуманы как продолжение Евангелия от Луки, которое датируется периодом после 70-х годов. Часть исследователей полагает, что книга была написана между 90-100 гг. Допускается, что автор работал с различными по ценности источниками, которые он свободно группировал или перерабатывал в зависимости от стоящей перед ним цели. Возможно, что книга была создана в Риме.

По традиции, восходящей к истокам раннего христианства, считалось, что автором Деяний апостолов является евангелист Лука. Богословы полагают это на том основании, что Деяния, как и Евангелие от Луки, посвящены некоему Феофилу. Традиция также считает Луку спутником апостола Павла и как на доказательство ссылается на те места в Деяниях, которые написаны от первого лица множественного числа (16:10-17; 20:5-15; 21:1-18; 27:1-28, 16). Однако этого недостаточно, чтобы сделать вывод об авторстве. Возможно, что автор Деяний апостолов при составлении книги использовал рассказы, записанные со слов спутника апостола Павла - Луки.

Текст книги Деяний сохранился в нескольких весьма различных вариантах. Наиболее древним считается самый короткий ("александрийский") текст, в других источниках называемый западным; он и берется за основу для переводов, хотя учитываются и более поздние дополнения.

После вознесения на небо Иисуса свидетели чуда сошли с Елеонской горы и вернулись в Иерусалим. Петр сказал им, что предатель Иуда мертв и "достоинство его да приимет другой". Жребий пал на давнего ученика Иисуса, по имени Матфий.

На десятый день после вознесения Иисуса (в день пятидесятницы) его ученики собрались вместе и молились. Вдруг раздался шум с неба, словно от приближающегося сильного ветра, затем показались "разделяющиеся языки огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все духа святаго и начали говорить на иных языках". Набожные иудеи с удивлением прислушивались к шуму, иные, усмехаясь, говорили: "Они напились сладкого вина" (Деян. 2:1-13).

Это описание напоминает те богослужения ранних христиан, когда выступали проповедники, которые приводили себя в экстаз и начинали издавать нечленораздельные звуки, что воспринималось большей частью слушателей как "вещаемое свыше" устами пророков.

Перед собравшимися заговорил Петр. В пламенной речи он представил распятого на кресте Иисуса как бога, как мессию. Под воздействием его слов три тысячи иудеев "умилились сердцем" и поспешили креститься. Так возникла первая церковь в Иерусалиме, численность которой постоянно увеличивалась: "И много чудес и знамений совершились через апостолов в Иерусалиме... Господь же ежедневно прилагал спасаемых к церкви" (Деян. 2:43, 47).

Члены церкви жили одной семьей. Все было общим, "и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого... принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля бога и находясь в любви у всего народа" (2:45-47).

В Деяниях упоминается случай, когда человек, по имени Анания, и его жена "продали имение", утаив часть денег от общины. Петр упрекнул Ананию в том, что он солгал не людям, а богу. Услышав эти слова, Анания упал бездыханным. Спустя некоторое время появилась жена Анании Сапфира. На вопрос Петра она, как и муж, дала заведомо ложный ответ, за что тоже поплатилась жизнью. "И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это".

Укрепление христианства вызвало недовольство синедриона. Апостолов схватили и бросили в темницу, из которой они чудом спаслись. Первосвященники вновь потребовали привести апостолов и приказали им прекратить проповедническую деятельность. Петр в ответ заявил, что "должно повиноваться больше богу, нежели человекам". Синедрион собрался приговорить апостолов к смерти. Но тогда заговорил всеми уважаемый законоучитель, по имени Гамалиил, взявший апостолов под защиту. Он высказал мысль о том, что если христианское движение исходит от людей, то оно само по себе прекратится, а если действительно от бога, то его не "разрушить". Члены синедриона, избив апостолов, все же отпустили их.

Численность последователей христианства росла, и апостолам для выполнения их обязанностей стали необходимы помощники - диаконы, которых избирали сами верующие. Наиболее популярным был диакон Стефан. Он "совершал великие чудеса и знамения в народе". Недовольные растущим влиянием Стефана, "некоторые из... синагоги" подговорили лжесвидетелей выступить в синедрионе и обвинить его в "хульных словах" против синагоги и законов Моисея. Стефана вывели за город и забили камнями. При этом присутствовал юноша, по имени Савл (позднее апостол Павел), одобривший избиение Стефана.

После смерти Стефана началось гонение на все иерусалимские общины. Особенно здесь отличался Савл, который "терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу". Христиане, спасаясь от преследований, покинули город и расселились в разных местах. Апостолы остались в Иерусалиме.

Сообщение о первых гонениях на христиан восходит к тем временам, когда произошел окончательный разрыв между иудеями и христианами, когда имевшиеся противоречия выросли до непримиримой вражды. Автор же Деяний считает, что вражда началась с момента возникновения христианства, причем зачинщиками, по его мнению, были иудеи. Но иудеи во времена римского господства вряд ли могли выражать свое отношение к христианам в такой форме. Тем более трудно представить казни по распоряжению синедриона, без разрешения римского наместника.

Спасаясь от гонений, члены новой церкви расселились по всей Палестине, повсюду они несли христианское учение. Палестинскую миссию возглавил Петр, который совершил немало путешествий в те края, где ждали "благой вести". В Деяниях с его именем связаны наиболее значительные чудеса. Ему приписываются не только исцеления больных, но и воскрешение мертвой (христианки Тавифы из Иопии).

Проповедники христианства добирались и до тех районов страны, где жили иноземцы. Диакон Филипп вел миссионерскую работу среди самаритян, презираемых иудеями. Он творил чудеса и тем самым завоевал симпатию жителей Самарии. В этом городе жил волхв Симон, который, увидев, как апостолы возложением руки передают уверовавшим "дух святой", предложил им деньги, чтобы они дали ему ту же власть. Петр ответил ему: "Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар божий получить за деньги" (8:20. Позднее людей, которые пытались купить или продать духовные ценности церкви, стали называть симонитами).

Филипп удачно проповедовал не только среди самаритян, ему удалось обратить в христианство хранителя сокровищ эфиопской царицы. Таким образом, внимание христиан было обращено не только на иудеев, но и на "чужеземцев". Поскольку первоначально считалось, что учение Иисуса должно проповедоваться исключительно среди иудеев, то новые шаги миссий нужно было подкрепить "божественным указом".

Когда Петр находился в Иопии, он поднялся на крышу дома помолиться. Во время молитвы он почувствовал голод. Пока ему готовили еду, Петр "пришел в исступление". Ему привиделось, как с неба спускается сосуд, "как бы большое полотно, привязанное за четыре угла", в котором находились различные звери, пресмыкающиеся, птицы. Петр услышал глас: "Встань... заколи и ешь". Но Петр воспротивился: "Нет, господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого" (16:14). И тогда снова "был глас к нему: "Что бог очистил, того ты не почитай нечистым" (10:15). Видение повторилось трижды.

Пока Петр размышлял над тем, что же значило это видение, перед домом появились люди. Они заявили, что пришли за Петром по приказу сотника Корнилия. Корнилий же получил повеление позвать Петра в свой дом от святого ангела. Тогда Петр понял значение своего видения. Он отправился в дом язычника Корнилия, куда ему, как иудею, нельзя было входить. Петр "вошел в дом и нашел многих собравшихся. И сказал им:...мне бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым" (10:28). Он обратился с проповедью к гостям Корнилия и пока говорил, "дух святый сошел на всех, слушающих слово... И верующие из обрезанных... изумились, что дар святаго духа излился и на язычников..." После этого Петр окрестил всех "во имя Иисуса Христа".

Когда апостолы и христиане-иудеи узнали о случившемся, то начали упрекать Петра: "Ты ходил к людям необрезанным и ел с ними" (11:2). Петр пересказал им по порядку, как все случилось. Он успокоил апостолов, которые прониклись мыслью, что "и язычникам дал бог покаяние в жизнь" (11:18). После этого они начали подвергать обряду крещения язычников вне Палестины - в Финикии, на Кипре и в Антиохии Сирийской.

В это же время началось новое гонение на христиан. Внук Ирода Великого Ирод Агриппа I (37-44 гг.) повелел убить апостола Иакова, брата Иоанна, затем взял под стражу самого Петра. Петр бежал из тюрьмы с помощью ангела и нашел приют в "другом месте" (12:17). В Деяниях святых апостолов не указывается, где было это "другое место". По традиции предполагается - хотя этому нет никаких доказательств, - что он пошел в Антиохию, затем в Рим. Автор Деяний, вводя рассказ о втором гонении на христиан, пытается объяснить, почему христианская миссия обратилась к иудеям, живущим вне пределов Палестины, и к язычникам.

Сам Павел рассказывает о себе следующее: он родился в семье иудея в Тарсе Киликийском (22:3). Родители дали ему имя Савл, но поскольку был рожден римским гражданином, то носил еще одно имя: Павел. Родители воспитали его "в отеческом законе". Савл был "ревнителем по боге", ненавидевшим распространявшееся христианство, фанатическим преследователем этого учения. Он считал, что "должно много действовать против имени Иисуса Назорея" (26:9), "дыша угрозами и убийством на учеников господа" (9:1).

Савл выпросил у первосвященника разрешение на розыск христиан в Дамаске, чтобы передавать их на расправу синедриону. Когда же он приближался к Дамаску, то его внезапно озарил свет. Савл упал на землю и услышал голос: "Савл, Савл! что ты гонишь меня?" Тогда он спросил: "Кто ты, господи?" - и получил ответ: "Я Иисус, которого ты гонишь" (9:4-5). Люди, сопровождавшие Савла, оцепенели, "слыша голос, а никого не видя".

Савл поднялся, но, поскольку он потерял зрение, его пришлось вести в Дамаск под руки. В Дамаске его принял христианин, по имени Анания, который вылечил Савла, возложив на него руки. После всего случившегося Савл крестился под именем Павла. Видение на пути в Дамаск оказало решающее воздействие на убеждения Павла: из ярого гонителя христиан он превратился в верного ученика Иисуса.

Верующие причисляют явление Иисуса Савлу к чудесам, действительно происшедшим с Савлом. Возможно, что по пути в Дамаск его застала гроза, а может быть, с ним приключился солнечный удар. Некоторые критики Библии считают, что Савл был нервнобольным и у него бывали галлюцинации. Может быть, галлюцинации и породили в нем убеждение, что он встретился с самим Христом. Видение на пути в Дамаск имеет три варианта в книге Деяния святых апостолов (9:1-19; 22:3-21; 26:12-20), сам Павел часто вспоминает об этом событии, которое превратило его из преследователя учения Христа в апостола христиан.

Обращенный Павел начал проповедовать в синагогах Дамаска, но иудеи замыслили покушение на него. Христиане спасли ему жизнь, спустив по стене в корзине, - тем самым ему удалось избежать встречи с иудеями, день и ночь поджидавшими его у ворот. Павел поспешил в Иерусалим, где был весьма недоверчиво встречен учениками Иисуса. Ему помог Варнава, который убедил апостолов в искренности новообращенного. Однако Павлу не пришлось задержаться в Иерусалиме, поскольку иудеи и здесь покушались на его жизнь. Павел вернулся в свой родной город Таре. Затем вместе с Варнавой он отправился в Антиохию, чтобы принять участие в обращении язычников. В течение года они проповедовали евангелие, "и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами" (11:26).

Учителя антиохийской церкви отправили Варнаву и Павла по языческим городам, чтобы они обратили людей в истинную веру. Таким образом, основной для Павла оказалась миссионерская деятельность среди язычников. Он совершил три путешествия, причем каждый раз создавал в языческих городах христианские общины.

Первое путешествие Павел совершил по острову Кипр, где ему удалось окрестить даже римского проконсула. Покинув Кипр, Павел и "бывшие при нем" отправились в Антиохию Писидийскую. Вначале Павел пытался проповедовать в синагогах, но, поскольку иудеи встретили его с недоверием, более того, враждебно, он обратился к язычникам, которые охотно слушали его. Но иудеи обратились с протестом к "набожным и почетным женщинам и первым в городе людям", и те повелели Павлу и его спутникам покинуть город. Тогда апостол с учениками отправился в Иконию, откуда их также изгнали. Им пришлось уйти в Листру.

В Листре Павел исцелил парализованного от рождения человека, и люди решили, что в лице Павла и Варнавы на землю явились греческие боги в образе человеческом. Но появившиеся в городе иудеи восстановили народ против апостола и его учеников. Павла побили камнями и выбросили за стены города, сочтя его мертвым. Но Павел пришел в себя и вместе с Варнавой отправился в Дервию, а потом - в Антиохию Сирийскую. Здесь они "собрали церковь" и рассказали о том, что случилось с ними у язычников.

"Некоторые, пришедшие из Иудеи" внесли раздор в ряды христиан, они утверждали, что необходимо быть обрезанным по иудейскому обряду, прежде чем стать христианином. Павел и Варнава возражали против этого, но им не удалось договориться с иудеями. Тогда они пошли в Иерусалим, чтобы апостолы и пресвитеры разрешили их спор. Но и в Иерусалиме этот вопрос не был окончательно решен до выступления Петра, который поддержал позицию Павла: будущие христиане не должны подвергаться обрезанию. Но зато они должны воздерживаться от "идоложертвенного и крови, и удавлетины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотят". Соборное решение было записано на бумаге и отправлено в Антиохию с Павлом и его сопровождающими.

Этот рассказ можно считать основанием для доказательства распространения христианства среди язычников, окончательного его разрыва с иудаизмом.

Во время своего второго миссионерского путешествия Павел побывал в ранее посещенных им местах, а потом с учениками отправился в Македонию через Троаду. Первым городом, где они провели несколько дней, был город Филиппы. Здесь они нашли немало последователей, но нашлись и противники. Павел изгнал из некой женщины, бывшей в услужении, "духа прорицания", который приносил большой доход ее хозяевам. Они пожаловались на апостола отцам города, и те приказали высечь Павла и его учеников и бросить их в темницу. Они чудом освободились из тюрьмы (началось землетрясение), причем попутно обратили в христианство темничного стража и его семью. Воеводы, не зная о случившемся, хотели тайно отпустить узников, но Павел потребовал, чтобы им принесли извинения за то, что их, римских граждан, публично били и посадили в тюрьму без суда. Испуганным отцам города пришлось просить прощения.

Павел проповедовал евангелие в Фессалониках и в Верни, но был вынужден покинуть и эти города.

В конце концов он попал в столицу Греции - Афины, центр культурной жизни государства, где получил возможность выступить с проповедью на главной площади города. Проповедь слушали многие, но лишь некоторые присоединились к апостолу и его ученикам.

Павел побывал в Коринфе и провел там "довольно дней". Ему удалось обратить немало язычников, среди них был и начальник синагоги. Но иудеи выступили против апостола и привели его "пред судилище". Однако проконсул Галлион даже не выслушал их, сказав, что в религиозных вопросах они должны разбираться сами. Павел оставался еще некоторое время в Коринфе, а затем вернулся в Антиохию.

Во время своего третьего миссионерского путешествия Павел побывал в Малой Азии, в городе Эфесе, где вел успешную миссионерскую деятельность среди последователей Иоанна Крестителя и в синагоге. Он сотворил несколько чудес. Если больные касались его платка или пояса, то "у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них". Среди серебряников, "делавших серебряные храмы Артемиды", начался мятеж, они боялись, что из-за успешных выступлений Павла они потеряют работу (Эфес славился своим храмом Артемиды, куда стекались толпы паломников со всего эллинистического мира).

Итак, Павлу пришлось покинуть и Эфес. Три месяца он пробыл в Элладе. "Когда же, по случаю возмущения, сделанного против него иудеями, он хотел отправиться в Сирию, то пришло ему на мысль возвратиться через Македонию". В Троаде он до полуночи беседовал с учениками. Во время его долгой речи юноша, по имени Евтих, погрузился в глубокий сон, выпал из окна третьего этажа и умер. Павел, сойдя вниз, обнял тело юноши и воскресил его.

Павел посетил те общины, которые создал во время своего второго миссионерского путешествия, потом вместе с учениками пошел в Иерусалим. В храме иудеи узнали его и взяли под стражу с намерением убить апостола. Самосуд остановил тысяченачальник римского гарнизона, по имени Лисий. Он разрешил Павлу произнести речь со ступеней храма. Но толпа не пожелала выслушать апостола, она требовала его смерти. Тогда Лисий велел отвести Павла в крепость, чтобы узнать, "по какой причине так кричали на него". Когда же Лисий узнал, что Павел - римский гражданин, которого запрещается наказывать без суда, он повелел отвести апостола в синедрион. Но поскольку в синедрионе заседали саддукеи и фарисеи, которые никак не могли договориться между собой, то "произошла распря и собрание разделилось". Лисий, опасаясь, как бы Павла не растерзали, опять отвел апостола в крепость.

"Более сорока" иудеев поклялись, что не станут пить и есть до тех пор, пока не убьют Павла. Узнав об этом, Лисий отправил Павла под охраной римских воинов к проконсулу Иудеи Феликсу. И хотя Павлу удалось доказать свою невиновность, Феликс два года держал его под стражей, надеясь на значительный выкуп.

Когда же на место Феликса был назначен проконсул Порций Фест, к нему явился первосвященник, потребовавший выдачи Павла. Проконсул был склонен выполнить просьбу иудеев, но Павел, будучи римским гражданином, потребовал императорского суда. Фест, прежде чем отослать Павла в Рим, представил его царю Ироду Агриппе II, правящему всеми землями Иудеи. Агриппа разрешил Павлу произнести речь в свое оправдание и, выслушав его, сказал: "Можно было бы освободить этого человека, если бы он не потребовал суда у кесаря" (26:32).

Павла и других заключенных отправили на корабле в Италию. Сначала продвижению вперед мешал слабый ветер, затем разразился шторм. У острова Мелит корабль потерпел крушение, но люди вплавь добрались до берега. Жители острова, увидев, как Павла, собирающего хворост для костра, ужалила змея, подумали, что это какой-то преступник спасся от гибели в море, но на суше его настиг суд божий. Когда же с Павлом "не случилось никакой беды", они "говорили, что он бог". Их уважение еще более возросло, когда Павел исцелил несколько больных островитян.

Спустя три месяца потерпевшие кораблекрушение вновь отправились в путь на другом корабле. В Риме Павел получил разрешение жить отдельно от других узников, но под стражей. При этом он имел возможность встречаться с христианами и проповедовать евангелие.

* * *

Здесь обрывается повествование о деяниях святых апостолов. По традиции считается, что Павел был освобожден из-под стражи и отправился в очередное миссионерское путешествие - в Испанию. Он посетил и города, где ранее создал христианские общины, в том числе Рим, здесь его снова схватили, и на этот раз арест Павла завершился мученической смертью апостола.

Послания

Уже в Ветхом завете мы встречаемся с посланиями, например двумя посланиями Иеремии, посланием Варуха*, но все же они являются характерным жанром именно Нового завета, ведь более двух третей писаний - по количеству, а не по объему - приходится на послания.

* (В католической Библии. - Ред.)

С ростом общин ранних христиан появлялось все больше проблем, нуждающихся в решении руководителей общин или же проповедников евангелия, то есть апостолов. Во многих случаях необходимы были письменные рекомендации и распоряжения для решения различных вопросов, частных и общих, поэтому появлялись как послания, обращенные к отдельным лицам или общинам, так и соборные послания ко всем общинам.

Значение этих посланий велико, ведь они помогут установить тот круг проблем, которые имели место в жизни ранних христиан, и направления их решений. В известном смысле послания помогают осветить важнейшие вехи истории развития раннего христианства, формирование церкви, приспособление христианского учения к светской жизни, важнейшие этапы миссионерской деятельности апостолов.

В каноне содержится двадцать одно апостольское послание, из них четырнадцать традиция приписывает апостолу Павлу, а семь - другим апостолам. Известны послания, не вошедшие в канон, например Послание Иисуса к эдесскому царю Авгару, восходящее к IV в., а также шесть писем апостола Павла Сенеке, датируемых III в.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.069 с.)