Культура России ХХ в. в музейной практике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура России ХХ в. в музейной практике



Министерство просвещения Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Московский педагогический государственный университет»

 

Кафедра новейшей отечественной истории

 

 

                                                                                   Утверждаю:

 

                                                                        Заведующий кафедрой            А.Б. Ананченко

 

                                                                                      Протокол № 5 заседания кафедры

                                                                                        от 28 января 2019 г.

                                                                                    

                                                                                 Обновлено:

                                                                                     Протокол №1 заседания кафедры                                                                                                                                                                            

                                                                                          от 28 августа 2020 г.

                                                                                          

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Культура России ХХ в. в музейной практике

44.04.01 Педагогическое образование

 

Магистерская программа ""Музейная педагогика и историческое регионоведение""

 

 

Уровень образования:

магистратура

 

 

Формы обучения:

очная

 

 

Год приема – 2019

 

Москва, 2020 год

ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 Целью освоения дисциплины «Культура России ХХ в. в музейной практике»являетсяосвоение магистрантами понятийного аппарата, системы знаний и представлений, раскрывающих способы и формы сохранения культурного наследия России ХХ века в практике работы музеев.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

Дисциплина «Культура России ХХ в. в музейной практике» относится к дисциплинам части, формируемой участниками образовательных отношений, блока 1 «Дисциплины (модули)» программы магистратуры.

Дисциплина «Культура России ХХ в. в музейной практике»» изучается в 4 семестре 2 курса.

Для освоения дисциплины «Культура России ХХ в. в музейной практике» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе предшествующего изучения дисциплин «Введение в регионоведение», «Новая локальная история», «Основы исторического регионоведения», «Историческое краеведение».

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего прохождения производственной (педагогической) практики, подготовки к государственной итоговой аттестации.

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника:

УК-5. Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия;

ОПК-4. Способен создавать и реализовывать условия и принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей;

ПК-2. Способен применять результаты научных исследований при решении профессиональных задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование;

ПК-4. Способен разрабатывать стратегии культурно-просветительской деятельности;

ПК-5. Способен формировать художественно-культурную среду;

ПК-6. Способен к проектированию основных направлений музейной деятельности;

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

Шифр компетенции  
УК-5. Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия знать: - содержание историософских и научных концепций, школ и направлений, сложившихся в процессе изучения истории культур и межкультурного взаимодействия; уметь: - соотносить собственные аксиологические установки и использовать приобретенные знания для формирования собственного взгляда на социокультурные процессы в российском обществе с точки зрения историзма, объективности и комплексного подхода; - проявлять политкорректность и толерантное отношение к иным мировоззренческим основам изучаемых явлений в сфере культуры; - оценить место культуры России в системе мировой культуры; ориентироваться в культурной среде современного общества. владеть: - способностью использовать полученные знания и умения для прогнозирования развития социальной структуры и социальных конфликтов в регионах Российской Федерации с учетом историко-культурных, политико-событийных, этнических и конфессиональных особенностях регионального развития. - методами и приемами ведения продуктивного диалога с представителями различных культур;
ОПК-4. Способен создавать и реализовывать условия и принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей знать:   - Основные подходы к определению принципов духовно-нравственного воспитания в отечественной культурной традиции; уметь: - прибегать к конструктивному критическому анализу теорий и концепций в области изучения отечественной культуры; - интерпретировать и систематизировать научную информацию по проблемам изучения истории культуры России ХХ века и ее музеефикации; владеть: - приемами отбора и обработки информации о формах культуры, способах порождения культурных норм, ценностей, механизмах со­хранения и передачи их в качестве социокультурного опыта; - навыками развернутого обоснования и доказательства суждений с использованием вербальных и невербальных средств передачи информации;  
ПК-2. Способен применять результаты научных исследований при решении профессиональных задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование Знать - Определение основных понятий «памятник истории и культуры», «историко-культурное наследие», «культурный ландшафт» и др.; - Междисциплинарные научные подходы к определению категорий: семиотический («памятник как культурный текст», «памятник внутри нас»); экологический (наследие как основа культурного генофонда Земли); аксиологический; познавательный. Уметь - применять результаты научных исследований в области изучения культуры России ХХ века при проектировании музейно-просветительских программ; Владеть - навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности, необходимыми для выполнения творческих исследовательских заданий.
ПК-4. Способен разрабатывать стратегии культурно-просветительской деятельности; Знать - содержание исторических и современных трактовок предмета науки о культуре, роли ценностей в жизни человека и общества; Уметь - Использовать о пыт музеефикации и типология музеефицированных объектов историко-культурного наследия в России при разработке стратегий культурно-просветительской деятельности; Владеть - способностью ориентироваться в современных тенденциях динамики культуры и основных достижениях в различных областях культурной практики.
ПК-5. Способен формировать художественно-культурную среду; Знать: - теоретические основы классификации памятников истории и культуры; - особенности взаимосвязи материальной и духовной культуры; Уметь: - охарактеризовать сущность культуры, её место и роль в жизни человека и общества; понимать и использовать языки культуры; понимать ценность различных культур и уметь ориентироваться в их многообразии; - характеризовать роль современных российских музеев в сохранении, изучении и популяризации культурного наследия. Владеть: - приемами отбора и обработки информации о формах культуры, способах порождения культурных норм, ценностей, механизмах со­хранения и передачи их в качестве социокультурного опыта.
ПК-6. Способен к проектированию основных направлений музейной деятельности Знать - Основные этапы процесса формирования отечественной законодательной базы музейной деятельности в конце ХХ – XXI вв., в том числе содержание федерального закона «О Музейном фонде и музеях в РФ» (1996). - основные функции и юридические основы комплектования музейных коллекций. - содержание основных направлений музейной педагогики на современном этапе. Уметь - анализировать ведущие принципы научной организации фондов; - учитывать особенности организации хранения различных видов музейных предметов при работе с наследием культуры России ХХ века; - ориентироваться в актуальных проблемах научного проектирования музейной экспозиции. - охарактеризовать основные типы музейных экскурсий; Владеть - научно-обоснованными приемами изучения музейной аудитории в России; - способностью включать материал по истории культуры России в конкретную культурно-образовательную деятельность музея;  

 

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 ЗЕ (180 академических часов).

 

  Количество академических часов
4.1. Объем контактной работы обучающихся с преподавателем 42
4.1.1. аудиторная работа  
в том числе:  
Лекции 18
практические занятия, семинары 24
4.1.2. внеаудиторная работа -
в том числе:  
индивидуальная работа обучающихся с преподавателем -
курсовое проектирование -
групповые, индивидуальные консультации и иные виды учебной деятельности, предусматривающие групповую или индивидуальную работу обучающихся с преподавателем -
4.2. Объем самостоятельной работы обучающихся 111
в том числе аудиторных часов, выделенных на подготовку к экзамену -

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п

Наименование темы (раздела)

дисциплины

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

№ п/п Наименование темы (раздела) дисциплины Вид самостоятельной работы
1 Теоретические основы музеефикации памятников культуры. Классификация и функции памятников истории и культуры. Основные этапы и особенности музеефикации различных видов памятников культуры. Выполнение заданий для подготовки к практическим занятиям: Задание № 1. Теоретические основы музеефикации памятников культуры. Задание № 2. Основные методы и методологические подходы к изучению истории культуры России в ХХ веке.
2 История становления музеев в России как социокультурного института.История музейного дела в России. Протомузейный этап отечественной культуры. Развитие музейного дела как особой сферы культурной деятельности в России XIX в. Формирование государственной музейной сети в ХХ веке. Музеи советской эпохи. Новые тенденции музейной практики начала XXI в. Выполнение заданий для подготовки к практическим занятиям: Задание № 3. Формирование государственной музейной сети в ХХ веке. Задание №4. Новые тенденции музейной практики начала XXI в.
3 Культура России ХХ века в научно-исследовательской и фондовой работе музеев. Современная организация и комплектование музейных фондов. Учет музейных фондов. Хранение музейных предметов. Выполнение заданий для подготовки к практическим занятиям: Задание № 5. Современная организация и комплектование музейных фондов материалами по истории культуры России ХХ века. Задание № 6. Актуальные проблемы научного проектирования музейной экспозиции по истории Культуры России ХХ века.  
4 Культура России ХХ в. в экспозиционной и культурно-образовательной работе музеев. Музейная социология и педагогика в контексте освоения культурного наследия ХХ века. Экскурсионная работа и другие формы культурно-образовательной работы в музеях.  Выполнение заданий для подготовки к практическим занятиям: Задание № 7. Методы и способы музейных социологических исследований.   Задание № VIII. Экскурсионная работа и другие формы культурно-образовательной работы в музеях – на материале истории культуры России ХХ века

ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

2.

Перечислите формы культурно-образовательной деятельности музея

- Экскурсия, лекция, консультация, научные чтения (конференции, сессии; заседания), клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс), праздник, историческая игра.

 

 

 

Критерии

Оценка

Требование не выполнено Есть существенные недостатки Есть резервы или некоторые недостатки Требование выполнено на оптимальном уровне
Не зачтено

Зачтено

Правильное выполнение заданий типа 1, 3, 4, 5 (задания закрытой формы) оценивается в 0,5 балла. Всего заданий – 24. 0 - - 12
Правильное выполнение задания типа 2 (должно быть изложено три верных тезиса) 0 1 2 3
Максимальный балл:

15 баллов

Максимальное количество баллов, предусмотренное за выполнение задания (16 баллов) принимается за 100%. Набранное каждым обучающимся количество баллов переводится методом составления пропорции в процент выполнения.

Например, студент набрал 10 баллов. Следовательно, процент выполнения составляет:                                   
                                               16 баллов – 100%

                                   10 баллов – Q %.

                                    Q = (10 х 100%) / 16 = 62%

Итоговая оценка выставляется в соответствии со следующей шкалой:

 (%) Оценка Оценка
85–100 Отлично

зачтено

66-84 Хорошо
50-65 Удовлетворительно
0-49 Неудовлетворительно не зачтено

 

Написание эссе по проблематике дисциплины

 

Задача эссе в представлении авторской позиции по проблеме в свободной, но доказательной форме. Эссе должно иметь чёткую структуру, состоящую из введения (постановки проблемы), основной части и заключения. Эссе направлено на постановку и авторское раскрытие проблемы, поэтому важно делить смысловую структуру абзацами, связывая их друг с другом логическими переходными предложениями. Логика рассуждений должна разворачиваться последовательно, вплоть до вывода, что делает последний очевидно вытекающим из текста. Поставленная во введении проблема должна трактоваться в заключении на изученном материале. Эссе – авторская работа, поэтому при его написании надлежит строго придерживаться существующих правил оформления справочно-библиографического аппарата. Использование источников без ссылок на них считается плагиатом. Объём эссе от 6 до 10 страниц.

Критерии

Оценка

Требование не выполнено Есть существенные недостатки Есть резервы или некоторые недостатки Требование выполнено на оптимальном уровне
Не зачтено

Зачтено

содержательная полнота представления исторического/обществоведческого/правового понятия (явления) 0 1 2 3
логика развертывания содержания 0 1 2 3
разнообразие, целесообразность и качество использованных информационных объектов 0 1 2 3
оформление текста, информационных объектов и презентации в целом (дизайн слайдов) в соответствии с нормами русского языка и типовыми требованиями 0 1 2 3
Максимальный балл:

12 баллов

 

Максимальное количество баллов, предусмотренное за выполнение задания (12 баллов) принимается за 100%. Набранное каждым обучающимся количество баллов переводится методом составления пропорции в процент выполнения.

Например, студент набрал 10 баллов. Следовательно, процент выполнения составляет:                                   
                                               12 баллов – 100%

                                   10 баллов – Q %.

                                    Q = (10 х 100%) / 12 = 83%

Итоговая оценка выставляется в соответствии со следующей шкалой:

 (%) Оценка Оценка
85–100 Отлично

зачтено

66-84 Хорошо
50-65 Удовлетворительно
0-49 Неудовлетворительно не зачтено

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для осуществления образовательного процесса по дисциплине необходима следующая материально-техническая база:

1. Мультимедийный компьютерный класс с персональными компьютерами, локальным сетевым оборудованием и выходом в сеть Интернет;

2. Мультимедийный проектор и экран (интерактивная доска), сканер, принтер, оборудование для воспроизведения аудио- и видеоинформации.

Автор рабочей программы дисциплины:

Никифоров Ю.А., кандидат исторических наук, доцент кафедры новейшей отечественной истории

 

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий отделом учебной литературы библиотеки КГФ _______________Е.В.Червякова

6и.1455.19.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

"Культура России ХХ в. в музейной практике"

Год набора - 2019

Форма проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине – экзамен.

 

 

Критерии

Оценка

Требование не выполнено Есть существенные недостатки Есть резервы или некоторые недостатки Требование выполнено на оптимальном уровне
Не зачтено

Зачтено

содержательная полнота представления исторического/обществоведческого/правового понятия (явления) 0 1 2 3
логика развертывания содержания 0 1 2 3
разнообразие, целесообразность и качество использованных информационных объектов 0 1 2 3
оформление текста, информационных объектов и презентации в целом (дизайн слайдов) в соответствии с нормами русского языка и типовыми требованиями 0 1 2 3
Максимальный балл:

12 баллов

 

Максимальное количество баллов, предусмотренное за ответ (12 баллов) принимается за 100%. Набранное каждым обучающимся количество баллов переводится методом составления пропорции в процент выполнения.

Например, студент набрал 10 баллов. Следовательно, процент выполнения составляет:                                   
                                                  12 баллов – 100%

                                   10 баллов – Q %.

                                    Q = (10 х 100%) / 12 = 83%

 

Итоговая оценка выставляется в соответствии со следующей шкалой:

 (%) Оценка
85–100 Отлично
66-84 Хорошо
50-65 Удовлетворительно
0-49 Неудовлетворительно

 

Министерство просвещения Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Московский педагогический государственный университет»

 

Кафедра новейшей отечественной истории

 

 

                                                                                   Утверждаю:

 

                                                                        Заведующий кафедрой            А.Б. Ананченко

 

                                                                                      Протокол № 5 заседания кафедры

                                                                                        от 28 января 2019 г.

                                                                                    

                                                                                 Обновлено:

                                                                                     Протокол №1 заседания кафедры                                                                                                                                                                            

                                                                                          от 28 августа 2020 г.

                                                                                          

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Культура России ХХ в. в музейной практике

44.04.01 Педагогическое образование

 

Магистерская программа ""Музейная педагогика и историческое регионоведение""

 

 

Уровень образования:

магистратура

 

 

Формы обучения:

очная

 

 

Год приема – 2019

 

Москва, 2020 год

ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 Целью освоения дисциплины «Культура России ХХ в. в музейной практике»являетсяосвоение магистрантами понятийного аппарата, системы знаний и представлений, раскрывающих способы и формы сохранения культурного наследия России ХХ века в практике работы музеев.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

Дисциплина «Культура России ХХ в. в музейной практике» относится к дисциплинам части, формируемой участниками образовательных отношений, блока 1 «Дисциплины (модули)» программы магистратуры.

Дисциплина «Культура России ХХ в. в музейной практике»» изучается в 4 семестре 2 курса.

Для освоения дисциплины «Культура России ХХ в. в музейной практике» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе предшествующего изучения дисциплин «Введение в регионоведение», «Новая локальная история», «Основы исторического регионоведения», «Историческое краеведение».

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего прохождения производственной (педагогической) практики, подготовки к государственной итоговой аттестации.

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника:

УК-5. Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия;

ОПК-4. Способен создавать и реализовывать условия и принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей;

ПК-2. Способен применять результаты научных исследований при решении профессиональных задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование;

ПК-4. Способен разрабатывать стратегии культурно-просветительской деятельности;

ПК-5. Способен формировать художественно-культурную среду;

ПК-6. Способен к проектированию основных направлений музейной деятельности;

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

Шифр компетенции  
УК-5. Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия знать: - содержание историософских и научных концепций, школ и направлений, сложившихся в процессе изучения истории культур и межкультурного взаимодействия; уметь: - соотносить собственные аксиологические установки и использовать приобретенные знания для формирования собственного взгляда на социокультурные процессы в российском обществе с точки зрения историзма, объективности и комплексного подхода; - проявлять политкорректность и толерантное отношение к иным мировоззренческим основам изучаемых явлений в сфере культуры; - оценить место культуры России в системе мировой культуры; ориентироваться в культурной среде современного общества. владеть: - способностью использовать полученные знания и умения для прогнозирования развития социальной структуры и социальных конфликтов в регионах Российской Федерации с учетом историко-культурных, политико-событийных, этнических и конфессиональных особенностях регионального развития. - методами и приемами ведения продуктивного диалога с представителями различных культур;
ОПК-4. Способен создавать и реализовывать условия и принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей знать:   - Основные подходы к определению принципов духовно-нравственного воспитания в отечественной культурной традиции; уметь: - прибегать к конструктивному критическому анализу теорий и концепций в области изучения отечественной культуры; - интерпретировать и систематизировать научную информацию по проблемам изучения истории культуры России ХХ века и ее музеефикации; владеть: - приемами отбора и обработки информации о формах культуры, способах порождения культурных норм, ценностей, механизмах со­хранения и передачи их в качестве социокультурного опыта; - навыками развернутого обоснования и доказательства суждений с использованием вербальных и невербальных средств передачи информации;  
ПК-2. Способен применять результаты научных исследований при решении профессиональных задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование Знать - Определение основных понятий «памятник истории и культуры», «историко-культурное наследие», «культурный ландшафт» и др.; - Междисциплинарные научные подходы к определению категорий: семиотический («памятник как культурный текст», «памятник внутри нас»); экологический (наследие как основа культурного генофонда Земли); аксиологический; познавательный. Уметь - применять результаты научных исследований в области изучения культуры России ХХ века при проектировании музейно-просветительских программ; Владеть - навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности, необходимыми для выполнения творческих исследовательских заданий.
ПК-4. Способен разрабатывать стратегии культурно-просветительской деятельности; Знать - содержание исторических и современных трактовок предмета науки о культуре, роли ценностей в жизни человека и общества; Уметь - Использовать о пыт музеефикации и типология музеефицированных объектов историко-культурного наследия в России при разработке стратегий культурно-просветительской деятельности; Владеть - способностью ориентироваться в современных тенденциях динамики культуры и основных достижениях в различных областях культурной практики.
ПК-5. Способен формировать художественно-культурную среду; Знать: - теоретические основы классификации памятников истории и культуры; - особенности взаимосвязи материальной и духовной культуры; Уметь: - охарактеризовать сущность культуры, её место и роль в жизни человека и общества; понимать и использовать языки культуры; понимать ценность различных культур и уметь ориентироваться в их многообразии; - характеризовать роль современных российских музеев в сохранении, изучении и популяризации культурного наследия. Владеть: - приемами отбора и обработки информации о формах культуры, способах порождения культурных норм, ценностей, механизмах со­хранения и передачи их в качестве социокультурного опыта.
ПК-6. Способен к проектированию основных направлений музейной деятельности Знать - Основные этапы процесса формирования отечественной законодательной базы музейной деятельности в конце ХХ – XXI вв., в том числе содержание федерального закона «О Музейном фонде и музеях в РФ» (1996). - основные функции и юридические основы комплектования музейных коллекций. - содержание основных направлений музейной педагогики на современном этапе. Уметь - анализировать ведущие принципы научной организации фондов; - учитывать особенности организации хранения различных видов музейных предметов при работе с наследием культуры России ХХ века; - ориентироваться в актуальных проблемах научного проектирования музейной экспозиции. - охарактеризовать основные типы музейных экскурсий; Владеть - научно-обоснованными приемами изучения музейной аудитории в России; - способностью включать материал по истории культуры России в конкретную культурно-образовательную деятельность музея;  

 

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 ЗЕ (180 академических часов).

 

  Количество академических часов
4.1. Объем контактной работы обучающихся с преподавателем 42
4.1.1. аудиторная работа  
в том числе:  
Лекции 18
практические занятия, семинары 24
4.1.2. внеаудиторная работа -
в том числе:  
индивидуальная работа обучающихся с преподавателем -
курсовое проектирование -
групповые, индивидуальные консультации и иные виды учебной деятельности, предусматривающие групповую или индивидуальную работу обучающихся с преподавателем -
4.2. Объем самостоятельной работы обучающихся 111
в том числе аудиторных часов, выделенных на подготовку к экзамену -

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п

Наименование темы (раздела)

дисциплины



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.097 с.)