Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Половые железы, строение, развитие. Мужские и женские половые гормоны. Стадии полового созревания.
Половые железы (яичко и яичник) вырабатывают половые гормоны, которые выбрасываются в кровь. Мужские половые гормоны андрогены (тестостерон) влияют на развитие половых органов, вторичных половых признаков, опорно-двигательного аппарата. В яичках синтезируется и небольшое количество эстрогенов. Женские половые гормоны продуцируются в яичнике. Клетки фолликулярного эпителия вырабатывают эстрогены. Клетки желтого тела — лютеоциты — секретируют прогестерон. Кроме того, в яичниках образуется небольшое число андрогенов. Эстрогены обеспечивают развитие организма по женскому типу. Прогестерон влияет на слизистую оболочку матки, подготавливая ее к имплантации оплодотворенной яйцеклетки.
Половые железы развиваются из единого эмбрионального зачатка. Половая дифференцировка происходит на 7-8-й неделе внутриутроб-ного развития. На 11-17-й неделе уровень андрогенов у плода мужско-го пола достигает значений, характерных для взрослого организма, благодаря чему развитие происходит по мужскому типу. Гормональ-ная активность яичек усиливается с 12— 13 лет и к 16— 17 годам дости-гает уровня взрослых. Подъем ее вызывает пубертатный скачок роста, развитие вторичных половых признаков, а после 15 лет — активацию сперматогенеза. Главная функция андрогенов заключается в стимуля-ции синтеза белка. Именно поэтому мужчины крупнее женщин и имеют большую мышечную массу. Все анаболики, используемые в спорте, являются производными андрогенов. иперфункция семенников в раннем возрасте ведет к ускоренному половому созреванию, росту тела и преждевременному появлению вторичных половых признаков. Удаление семенников (кастрация) в раннем возрасте приводит к недоразвитию половых органов и вто-ричных половых признаков. В норме семенники функционируют в те-чение всей жизни мужчины. С возрастом секреция тестостерона сни-жается, но нормальный сперматогенез сохраняется до старости.
Начиная с 20-й недели внутриутробного периода в яичнике обра-зуются фолликулы. На всех этапах развития фолликулярные клетки продуцируют эстрогены в разных количествах. Низкий уровень эст-рогенов сохраняется до 8 лет. Постоянный рост их продукции приво-дит к менархе и становлению регулярного менструального цикла.
Гиперфункция яичников вызывает раннее половое созревание с выраженными вторичными признаками и ранним началом менст-руаций (4-5 лет). С возрастом у женщин наступает менопауза (прекращение менструаций), вызванная тем, что все фолликулы израсхо-дованы. Секреция эстрогенов при этом прекращается, в результате чего андрогены надпочечников начинают проявлять свою активность. Это приводит к изменениям во внешнем облике женщины после ме-нопаузы. Несмотря на уменьшение секреции яичников, гипоталамус и гипофиз продолжают ритмично вырабатывать гормоны, что ведет к неприятным ощущениям («приливам»).
Половое созревание девушек начинается и заканчивается раньше, чем юношей (10—15 лет и 12-19 лет соответственно). Параллельно с ускорением темпов общего физического развития (акселерация) в современном мире наблюдается замедление темпов полового созре-вания. Первичные половые признаки закладываются во внутриут-робном периоде, имеются у новорожденного и зависят от генетиче-ского пола. Наружные и внутренние половые органы сохраняются у человека на протяжении всей жизни. Вторичные половые признаки (хорошо развитые молочные железы, оволосение лобка и подмышек, у мужчин — лица, груди, ног; изменения голоса, скелета, формы тела, распределения жировой и мышечной ткани, менструации у девушек и семяизвержения у юношей и др.) появляются в периоде полового созревания, изменяются после климактерического периода, что обу-словлено гормональным фоном. В детстве и старости у человека есть только первичные половые признаки, поддерживаемые минималь-ным уровнем половых гормонов надпочечников. 12. Нервная система, ее значение. Общий план строения нервной системы. Нейрон – структурно-функциональная единица нервной системы. Строение нейрона. Нервная система координирует деятельность всех органов и сис-тем, обеспечивает эффективное приспособление организма к изме-нениям окружающей среды, формирует целенаправленное поведе-ние. Нервная система обеспечивает связь частей организма в единое целое. Она осуществляет координацию всех висцеральных процес-сов, протекающих в организме, которые, в свою очередь, влияют на деятельность нервной системы.
Функционально нервная система подразделяется на соматическую и вегетативную. Соматическая нервная система иннервирует скелет-ную мускулатуру, обеспечивая связь организма с окружающей средой и быструю реакцию на ее изменение. Вегетативная нервная система иннервирует гладкую мускулатуру внутренних органов, сосудов, кожи, сердце и железы; обеспечивает процессы питания, дыхания, выделе-ния, циркуляцию жидкостей и адаптирует работу органов к потребно-стям организма и условиям внешней среды.
Анатомически нервная система имеет центральный и перифери-ческий отделы. Центральный отдел представлен спинным и голов-ным мозгом. Периферический состоит из парных спинномозговых и черепномозговых нервов, нервных окончаний и ганглиев (нервных узлов), образованных телами нейронов.
Нервная ткань состоит из нейронов и нейроглии. Число клеток нейроглии примерно в 10 раз превышает число нейронов.
Нейроглия имеет вспомогательное значение и подразделяется на макроглию и микроглию. Клетки макроглии выполняют опорно-тро-фическую функцию: служат опорой для нервных клеток; входят в со-став оболочек нейронов; участвуют в обмене веществ и синаптической передаче. Микроглия представлена мелкими клетками, способными к амебоидному движению, она выполняет защитные функции в нерв-ной системе, осуществляя фагоцитоз.
Нейрон представляет собой одноядерную клетку (диаметр ядра со-ставляет 18 мкм) размером от 4—5 до 140 мкм, длина отростков может достигать 1—1,5 м. Основной особенностью строения нейронов явля-ется наличие большого количества нейрофибрилл, которые форми-руют в клетке густую сеть, а также пронизывают отростки. Основной функцией нейрона является получение, переработка, проведение и передача информации, которая закодирована в виде электрических или химических сигналов. В связи с необходимостью проведения ин-формации каждый нейрон имеет отростки (рис. 8). Один или не-сколько отростков, по которым нервный импульс поступает к телу нейрона, называется дендритом. Единственный отросток, по которо-му нервный импульс направляется от клетки, называется аксоном. Нервная клетка пропускает импульс только в одном направлении, от дендрита к телу клетки и далее к аксону. В зависимости от количества отростков различают: униполярные (одноотростчатые), биполярные (двухотростчатые) и мультиполярные (многоотростчатые) нервные клетки.
В клетке нейрона и во внеклеточной жидкости концентрации по-ложительно заряженных ионов — катионов (натрий, калий, кальций, магний) и отрицательно заряженных ионов — анионов (хлор, фосфа-ты, карбонаты) различны. Во внеклеточной жидкости положитель-ные и отрицательные ионы находятся в равных соотношениях. Внутри клетки преобладают отрицательные ионы. Калий — внутриклеточный катион, его концентрация в нервных и мышечных клетках в 20-100 раз выше, чем вне клетки. Натрий — внеклеточный ион, концентрация его в клетке в 5-15 раз ниже внеклеточной. Внутриклеточная концен-трация хлора в 20-100 раз ниже внеклеточной. Плазматическая мем-брана нейрона обладает избирательной проницаемостью для различ-ных ионов. Калий легко диффундирует через мембрану и в связи с его высоким содержанием в клетке выходит из нее, вынося положитель-ный заряд и заряжая внешнюю сторону мембраны положительно. Внутренняя сторона мембраны нейрона становится отрицательно заряженной и вследствие этого возникает разность потенциалов (80 мВ), получившая название мембранного потенциала, или потен-циала покоя.
При активации нервной или мышечной клетки в ней возникает потенциал действия — быстрый сдвиг мембранного потенциала в по-ложительную сторону. При раздражении в определенном участке из-меняется проницаемость мембраны для натрия и он устремляется в клетку. В результате внутренняя сторона мембраны заряжается по-ложительно, а внешняя отрицательно. На этом участке возникает де-поляризация и потенциал действия, или нервный импульс. Движение ионов, возникающее вблизи деполяризованного участка, приводит к деполяризации следующего участка мембраны, поэтому нервный импульс распространяется по нейрону.
Нервные импульсы передаются от одного нейрона к другому по-средством межклеточных контактов — синапсов, образованных отро-стками нейронов. Передача возбуждения осуществляется с помощью биологически активных веществ. Такие синапсы называются химическими, а вещества, передающие возбуждение, нейромедиаторами. Роль медиаторов выполняют норадреналин, ацетилхолин, серотонин и др. Синапс состоит из пресинаптической мембраны, которой ограничено пресинаптическое окончание, постсинаптической мембраны и синап-тической щели. В пресинаптическом окончании находится множест-во митохондрий и пресинаптических пузырьков (везикул), содержа-щих медиатор. Нервный импульс, поступающий в пресинаптическое окончание, вызывает освобождение в синаптическую щель медиатора, который в свою очередь действует на постсинаптическую мембрану, вызывая образование нервного импульса в постсинаптической части.
В нервной системе существует два вида синапсов: возбуждающие и тормозящие. В возбуждающих синапсах одна клетка вызывает акти-вацию другой. При этом возбуждающий медиатор вызывает деполя-ризацию — поток ионов натрия устремляется в клетку. В тормозящих синапсах одна клетка тормозит активацию другой — тормозящий ме-диатор вызывает поток отрицательных ионов в клетки и деполяриза-ции не происходит.
Все аксоны и дендриты нейронов на расстоянии от тела клетки по-крыты оболочками и называются нервными волокнами. В центре нерв-ного волокна лежит осевой цилиндр. Различают безмякотные и мякот-ные нервные волокна. Безмякотные (безмиелиновые) нервные во-локна тонкие, а осевой цилиндр покрыт одним слоем глиальных клеток. Мякотные (миелиновые) нервные волокна имеют осевой цилиндр, покрытый кроме глиальных клеток еще и миелиновой оболочкой. Эта оболочка выполняет роль электрического изолятора, обусловли-вая быстрое проведение нервного импульса. Миелиновый слой пред-ставляет собой многократно спирально закрученную вокруг своего цилиндра шванновскую клетку. Скорость проведения импульса по безмиелиновому волокну менее 1 м/с, по миелиновому — 70-100 м/с.
Миелинизация нервных волокон у ребенка завершается к 9 годам. Число отростков нерва с возрастом не меняется, но скорость проведе-ния возбуждения повышается. Возбудимость нервных волокон у плода и новорожденного значительно ниже, чем у взрослого, но с 3-месяч-ного возраста она начинает повышаться. У детей также значительно ниже величина потенциала покоя. У новорожденных скорость прове-дения возбуждения по нервным волокнам не превышает 50 % скорости у взрослых. Скорость распространения возбуждения по нервным во-локнам у детей становится такой же, как у взрослых, только к 5-9 го-дам. Число потенциалов действия, которое способно воспроизвести волокно в 1 с, у новорожденных составляет 4—10, а у детей 5-9 лет приближается к норме взрослых (300—1000 импульсов).
В зависимости от функций различают чувствительные, вставоч-ные и двигательные нейроны. Афферентные (чувствительные, рецеп-торные) нейроны являются биполярными клетками, их тела лежат вне центральной нервной системы. Один отросток нервной клетки (денд-рит) следует на периферию и заканчивается рецептором, а второй (ак-сон) направляется в спинной или головной мозг. В зависимости от лока-лизации различают несколько типов рецепторов. Экстерорецепторы воспринимают раздражение внешней среды и расположены в коже, слизистых оболочках и органах чувств. Интерорецепторы получают раздражения при изменении химического состава внутренней среды и давления, расположены они в сосудах, тканях и органах. Проприо-рецепторы находятся в мышцах, сухожилиях, связках, суставах и пере-дают импульсы о растяжении и движении. Вставочные нейроны осуще-ствляют передачу нервного импульса с чувствительного центростре-мительного нейрона на двигательный центробежный и лежат в пределах центральной нервной системы. Эфферентные нейроны (двигательные, секреторные) находятся в центральной нервной системе, симпатиче-ских и парасимпатических узлах, аксоны их идут к рабочим органам (мышцам, железам). Различают два вида рабочих органов: анималь-ные (скелетные мышцы) и вегетативные (гладкие мышцы и железы).
Нервная, мышечная и железистая ткани относятся к возбудимым, которые в ответ на воздействие раздражителя переходят из состояния покоя в состояние возбуждения. Последнее, возникнув в одном уча-стке мышечного или нервного волокна, быстро передается на сосед-ние, а также на рабочий орган или железу. Таким образом, для этих тканей характерны раздражимость (способность клеток восприни-мать раздражение) и возбудимость (способность клеток отвечать на изменение внешней среды реакцией возбуждения), а для мышечной ткани также и сократимость (способность клеток отвечать сокраще-нием на раздражение).
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.015 с.) |