Интервал. Две величины интервала (качественная и количественная). Мелодические и гармонические интервалы. Простые и составные интервалы. Консонансы и диссонансы. Обращение интервалов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интервал. Две величины интервала (качественная и количественная). Мелодические и гармонические интервалы. Простые и составные интервалы. Консонансы и диссонансы. Обращение интервалов.



Интервал. Две величины интервала (качественная и количественная). Мелодические и гармонические интервалы. Простые и составные интервалы. Консонансы и диссонансы. Обращение интервалов.

Интервал -это расстояние между двумя звуками. Нижний звук интервала - основание, верхний - вершина.

Звуки, взятые вместе, называются гармоническим интервалом, а звуки, взятые раздельно – мелодическим интервалом.

 У любого интервала есть 2 величины: качественная и количественная. Количественная -  означает количество ступеней, которые охватывает интервал (обозначается цифрой), а качественная – количество тонов в интервале (обозначается буквой).

Интервалы бывают простые и составные. Простые – это интервалы в пределах октавы. К ним относятся:  прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава.

  Составные интервалы – это те, которые больше октавы на какой-то простой интервал. К ним относятся: Нона (9) – секунда через октаву, децима (10) – терция через октаву, ундецима (11) – кварта через октаву, дуодецима (12) – квинта через октаву, терцдецима (13) – секста через октаву, квартдецима (14) – септима через октаву, квинтдецима (15) – двойная октава.

По степени слитности интервалы делятся на консонансы и диссонансы.

Консонансы – звучат слитно, мягко, звуки их не противоречат друг другу. К ним относятся: весьма совершенные – ч1 и ч8, совершенные – ч4 и ч5, несовершенные – м3,б3 и м6, б6.

  Диссонансы – звучат не слитно, жестко, звуки их  противоречат друг другу. К ним относятся: м2,б2, м7,б7 и тритон.

Обращение интервалов – это перенесение верхнего звука интервала на октаву вниз, или нижнего – на октаву вверх.  При этом,  все чистые интервалы обращаются в чистые, малые -  в большие и большие - в малые, увеличенные -  в уменьшенные и наоборот. Сумма цифр взаимообратимых интервалов равна 9. Например, взаимообратимыми интервалами являются: 1 – 8, 2 – 7, 3 – 6, 4 – 5.

Простые интервалы

             интервал название кол-во ступеней кол-во тонов
Ч1 Чистая прима 1 ступень 0 тонов
М2 Малая секунда 2 ступени полутон
Б2 Большая секунда 2 ступени 1 тон
М3 Малая терция 3 ступени полтора тона
Б3 Большая терция 3 ступени 2 тона
Ч4 Чистая кварта 4 ступени 2,5 тона
Ч5 Чистая квинта 5 ступеней 3,5 тона
Тритон     3 тона
М6 Малая секста 6 ступеней 4 тона
Б6 Большая секста 6 ступеней 4,5 тона
М7 Малая септима 7 ступеней 5 тонов
Б7 Большая септима 7 ступеней 5,5 тонов
Ч8 Чистая октава 8 ступеней 6 тонов

Тритоны. Характерные интервалы

Тритоны – это интервалы, в которых 3 тона. К ним относятся  увеличенная кварта – ув4 и уменьшенная квинта – ум5.

  Увеличенная кварта (ув4) - строится на 4 ступени в мажоре натуральном и миноре гармоническом; и на 6 ступени в миноре натуральном и мажоре гармоническом.

Разрешается ув4 -  в малую или большую сексту (м6 или б6).

Уменьшенная квинта (ум5) - строится на 7 ступени в мажоре натуральном и миноре гармоническом и на 2 ступени в миноре натуральном и мажоре гармоническом.

Разрешается ум5 – в малую или большую терцию (м3 или б3).

Тритоны

вид тритона мажор натуральный –(разрешение) минор гармонический –(разрешение) минор натуральный –(разрешение) мажор гармонический –(разрешение)
ув4 IV - (м6) IV– (б6) VI - (м6) VI ь (г) – (б6)
ум5 VII – (б3) VII#(г) – (м3) II – (б3) II – (м3)

Характерные интервалы – это интервалы, которые характерны для гармонического мажора и минора.

К ним относятся 2 пары взаимообратимых интервалов: первая пара - ув2 и ум7, вторая пара – ув5 и ум4.

Все увеличенные характерные интервалы строятся в мажоре на 6 низкой (гармонической) ступени, а все уменьшенные - строятся в миноре на 7 высокой (гармонической) ступени.

Строение характерных интервалов в мажоре и миноре гармоническом

интервал мажор минор разрешение
Ув2 VI (г) VI ч4
Ум7 VII VII (г) ч5
Ув5 VI (г) III б6
Ум4 III VII (г) м3

 

Д7 с обращениями

аккорд ступень формула строения разрешение пример в до мажоре
Д7 5 б3+м3+м3 в неполное тоническое трезвучие с утроенной тоникой «соль-си-ре-фа»,  разрешение: «до-до-до-ми»
Д65 7 м3+м3+б2 в полное тоническое трезвучие с удвоенной тоникой «си-ре-фа-соль»,   разрешение:«до-до–ми-соль»
Д43 2 м3+б2+б3 в развернутое тоническое трезвучие «ре-фа-соль-си»,   разрешение:до–ми-соль-до»
Д2 4 б2+б3+м3 в тонический секстаккорд                       с удвоенной тоникой вверху «фа-соль-си-ре», разрешение: «ми-соль-до-до

Вводные септаккорды

вид вводного септаккорда где встречается ступень формула строения разрешение
м VII7 натуральный мажор VII м3+м3+б3

в тоническое трезвучие

с удвоенным

терцовым тоном

Ум VII7

гармонический мажор VII м3+м3+м3
гармонический минор VII#(г) м3+м3+м3

 

Три вида мажора и минора

мажор  вид минор
нет изменений натуральный нет изменений
Ь 6 ступень гармонический # 7 ступень
вверх – как натуральный, вниз – Ь6 и Ь7 ступени мелодический вверх – #6 и #7 ступени, вниз – как натуральный

C dur -

a moll - (параллельная тональность) F dur - (тональность субдоминанты) d moll - (тональность параллельная субдоминанте) G dur - (тональность доминанты) e moll - (тональность параллельная доминанте) f moll - (тональность минорной субдоминанты)

A moll-

C dur - (параллельная тональность) d moll - (тональность субдоминанты) F dur - (тональность параллельная субдоминанте) e moll - (тональность доминанты) G dur - (тональность параллельная доминанте) E dur - (тональность мажорной доминанты)
  1. Монодические лады (7 и 5 ступенные). Дважды гармонические мажор и минор

 

Монодические лады – это лады, которые возникли в Древней Греции, а затем получили распространение в средние века в церковной и народной музыке. Поэтому их еще по-другому называют средневековые лады или лады народной музыки.

Монодические лады бывают 7 и 5 ступенные. Мажорного и минорного наклонения.

 

7 – ступенные лады мажорного наклонения:

Ионийский (звучит как натуральный мажор),

Лидийский  (мажор с высокой 4 ступенью),

Миксолидийский (мажор с низкой 7 ступенью),

7 – ступенные лады минорного наклонения:

Эолийский (звучит как натуральный минор),

Фригийский (минор с низкой 2 ступенью),

Дорийский (минор с высокой 6 ступенью),

Локрийский (минор с низкими 2 и 5 ступенями),

 

5 – ступенные лады называются пентатоникой. Она бывает мажорной и минорной.

Мажорная пентатоника – это мажор без 4 и 7 ступеней.

Минорная пентатоника – это минор без 2 и 6 ступеней.

 

В музыке также часто встречаются дважды гармонические мажор и минор (или лады с двумя увеличенными секундами).

В дважды гармоническом мажоре (dur2г) – низкие 2 и 6 ступени. 

В дважды гармоническом миноре (moll2г) – высокие 4 и 7 ступени.

Кварто-квинтовый круг

0 знаков 1 # 2 # 3 # 4 # 5 # 6 # 7 #
C-dur G-dur D-dur A-dur E-dur H-dur Fis-dur Cis-dur
a-moll e- moll h-moll fis-moll cis-moll gis-moll dis-moll ais-moll
               
0 знаков 1 b 2 b 3 b 4 b 5 b 6 b 7 b
C-dur F-dur B-dur Es-dur As-dur Des-dur Ges-dur Ces-dur
a-moll d-moll g-moll c-moll f-moll b-moll es-moll as-moll

 

Кругом он называется потому, что если продолжать строить квинты или кварты в одном направлении, то круг замыкается на том же самом звуке. Но при этом увеличивается количество ключевых знаков. В музыке получили распространение тональности до семи знаков. Тональности с большим количеством знаков заменяются на энгармонически равные. Энгармонически равные тональности – это такие, которые звучат одинаково по высоте, но различны по названию и написанию. В квинтовом круге есть 3 пары энгармонически равных тональностей: 1)тональности с 7# До#-мажор и ля#-минор энгармонически равны тональностям с5ь Реь-мажор и сиь-минор.2)тональности с 6# Фа#-мажор и ре#-минор энгармонически равны тональностям с 6ь Сольь-мажор и миь-минор. 3)тональности с 5# Си-мажор и соль#-минор энгармонически равны тональностям с 7ь Доь-мажор и ляь-минор.

Умеренные темпы

Moderato (модерато) – умеренно

Andantino (андантино) – быстрее чем andante

Allegretto (аллегрэтто) – оживленно, медленнее чем allegro

Быстрые темпы                                            Очень быстрые темпы

Allegro (аллегро) – быстро, скоро          Presto (прэсто) – очень быстро

Vivo (виво) – живо                                          Prestissimo (прэстиссимо) – быстро,

                                                                                                как только возможно

Vivace (виваче) - оживленно

Интервал. Две величины интервала (качественная и количественная). Мелодические и гармонические интервалы. Простые и составные интервалы. Консонансы и диссонансы. Обращение интервалов.

Интервал -это расстояние между двумя звуками. Нижний звук интервала - основание, верхний - вершина.

Звуки, взятые вместе, называются гармоническим интервалом, а звуки, взятые раздельно – мелодическим интервалом.

 У любого интервала есть 2 величины: качественная и количественная. Количественная -  означает количество ступеней, которые охватывает интервал (обозначается цифрой), а качественная – количество тонов в интервале (обозначается буквой).

Интервалы бывают простые и составные. Простые – это интервалы в пределах октавы. К ним относятся:  прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава.

  Составные интервалы – это те, которые больше октавы на какой-то простой интервал. К ним относятся: Нона (9) – секунда через октаву, децима (10) – терция через октаву, ундецима (11) – кварта через октаву, дуодецима (12) – квинта через октаву, терцдецима (13) – секста через октаву, квартдецима (14) – септима через октаву, квинтдецима (15) – двойная октава.

По степени слитности интервалы делятся на консонансы и диссонансы.

Консонансы – звучат слитно, мягко, звуки их не противоречат друг другу. К ним относятся: весьма совершенные – ч1 и ч8, совершенные – ч4 и ч5, несовершенные – м3,б3 и м6, б6.

  Диссонансы – звучат не слитно, жестко, звуки их  противоречат друг другу. К ним относятся: м2,б2, м7,б7 и тритон.

Обращение интервалов – это перенесение верхнего звука интервала на октаву вниз, или нижнего – на октаву вверх.  При этом,  все чистые интервалы обращаются в чистые, малые -  в большие и большие - в малые, увеличенные -  в уменьшенные и наоборот. Сумма цифр взаимообратимых интервалов равна 9. Например, взаимообратимыми интервалами являются: 1 – 8, 2 – 7, 3 – 6, 4 – 5.

Простые интервалы



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 645; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.024 с.)