Глава II. Организация и методы исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава II. Организация и методы исследования.



Организация исследования

Чтобы посмотреть, как методика развития специальной выносливости борцов греко-римского стиля 15-17 лет влияет на борцов, было проведено исследование.

Исследование проводилось на базе детско - юношеской спортивной школы Искитимского района Новосибирской области (с. Легостаево), опираясь на методики развития специальной выносливости у борцов СДЮШОР «Первомаец» г. Новосибирск.

Исследуемая группа – воспитанники секции греко-римской борьбы, юноши 15-17 лет в количестве 32 человек, занимающиеся в                   учебно-тренировочной группе. Практически все прошли спортивно-оздоровительные группы и группы начальной подготовки. Минимальный стаж занятий в отделении греко-римской борьбы составил пять лет, максимальный десять. Практически все имеют спортивные разряды.  После проведения тестирования борцы были разделены на две группы (контрольную и экспериментальную) по 16 человек в каждой. Так же мы постарались разделить ребят так, чтоб у каждого в своей группе был напарник одной весовой категории. Вышло по восемь пар в каждой группе.

Период проведения исследования – с сентября 2019 г. по март 2020 г.

 

Участники нашего эксперимента были разделены на две равные группы (I и II) по 16 человек. Весовые категории подобраны так, чтобы получилось по восемь пар в каждой группе. С участниками экспериментальной и контрольной групп были организованы и проведены специальные занятия, направленные на развитие специальной выносливости. Но экспериментальная группа выполняла упражнения, которые были предложены нами, а контрольная работала по стандартной программе ДЮСШ Искитимского района (с. Легостаево). В ней отличались упражнения и порядок их выполнения. Занятия по данной методике проходили два раза в неделю, все остальные дни экспериментальная группа работала так же по стандартной программе.

Специальная тренировка длилась два часа.

Как уже отмечалось выше, критериями для измерения уровня развития специальной выносливости борцов послужили показатели компонентов выносливости:

- аэробный компонент выносливости – способность к длительной работе;

- гликолитический анаэробный компонент выносливости – способность к работе с интенсивностью, близкой к предельной на протяжении до 60 секунд;

- анаэробный компонент специальной выносливости – способность к работе с максимальной интенсивностью при продолжительности не более 15 секунд.

Все спортсмены вели дневник по своей спортивной активности, регулярно записывали всю полученную нагрузку, количество подходов, количество выполненных упражнений и т.п. Регулярно перед тренировочным процессом проходило взвешивание группы, все результаты фиксировались в тетрадях.

Проанализировав литературу по данной теме, следует отметить, что классификации физических упражнений по методики развития специальной выносливости у борцов, полностью разработанной и удовлетворяющей всем требованиям, пока не создано. По мнению большинства авторов, главными разделами классификации являются общеразвивающие, специальные и соревновательные упражнения. Что же касается содержания этих разделов, то здесь мнения авторов расходятся.

В связи с этим в качестве основного классификационного признака нами была выбрана форма упражнений (со снарядами, на тренажерах, с партнером и т.д.), которая обусловливает методику проведения занятий для развития специальной выносливости борцов греко-римского стиля 15-17 лет на базе спортивной школы с. Легостаево.

Тренировки на развитие общей выносливости делились на подготовительный период и непосредственно на развитие специальной выносливости.

Основными средствами развития специальной выносливости являлись: приемы, выполняемые с борцовским манекеном (мешком) и с партнером, схватки (со сменой партнеров), насыщенные тактико-техническими действиями, особенно такие, в которых борцы попадают в различные сложные положения и стараются выйти из них.

Работа над развитием специальной выносливости проходила систематически в определенной методической последовательности. Для развития выносливости использовались следующие основные методы: увеличения времени, нарастающего темпа (плотности занятий), переменный, интервальный, переменно-интервальный, повторный, соревновательный.

Метод увеличения времени заключался в том, что постепенно от занятия к занятию увеличивать время выполнения физических упражнений (ведения схватки). Этот же метод предполагает увеличение числа занятий. Разумеется, время выполнения работы и, в частности, время схватки может возрастать до определенного предела (15-17мин).

Метод нарастающего темпа предполагал постепенное, от занятия к занятию, увеличение темпа (интенсивности) выполнения физических упражнений (схваток), а также плотности занятий в целом.

В процессе тренировки выносливости использовались все методы в различных сочетаниях. Учитывая, что темп схватки зависит не от одного, а от двух борцов, учитывается сочетаемость физических качеств борцов.

Далее приведём упражнения на развитие выносливости.

Специально-подготовительные упражнения:

1. Многократное выполнение в среднем и высоком темпе различных специально-подготовительных и имитационных упражнений для развития силы, быстроты, ловкости.

2. Выполнение бросков поочередно то с одним, то с другим манекеном в максимально высоком темпе с помощью двух партнеров, которые стоят друг против друга примерно на расстоянии 5-6 метров и подготавливают (поднимая с ковра) манекен.

Соревновательные упражнения:

1. Многократное выполнение различных действий, приемов, контрприемов, комбинаций в стойке и партере с партнером.

2. Учебно-тренировочные, тренировочные и соревновательные схватки в высоком темпе, с партнерами, обладающими хорошей выносливостью, со сменой партнеров в схватках.

Методика, которая была выбрана для внедрения в тренировочный процесс экспериментальной группы борцов, включала следующий комплекс упражнений для развития скоростной, силовой, скоростно-силовой, статической, специальной выносливости:

1. Упражнения для развития скоростной выносливости:

- Броски манекена на скорость 15 с. (через спину, вертушкой).

- Прыжки через скакалку 10–15 с.

- Прыжки через партнера, стоящего в положении высокого партера, на скорость 20 раз.

- Ускорение 30 метров, из различных исходных положений.

2.Упражнения для развития скоростно-силовой выносливости:

- Выпрыгивание из низкого седа с продвижением вперед, 20 раз.

- Выпрыгивание из низкого седа вверх, руки за головой, 20 раз.

- Эстафета, переноска партнера, бегом.

- Сгибание, разгибание рук, в упоре лежа, на скорость, 30 раз.

- Эстафета, прыжки на руках, партнер удерживает ноги.

- Сгибание, разгибание туловища, в положении лежа, на скорость, 30 раз.

3.Упражнения для развития силовой выносливости:

- Подъем из низкого партера (задний пояс, обратный пояс) 15–20 раз.

- Приседания с партнером 15–20 раз.

- Повороты в левую, правую стороны удерживая партнера на плечах 20 раз.

- Подбрасывание партнера перед собой 15–20 раз.

- Сгибание, разгибание рук в стойке на руках 10–15 раз.

4. Упражнения для развития статической выносливости.

- При подъеме из низкого партера (в захвате обратного или заднего пояса) фиксация положения в стойке 20 с.

- В стойке в захвате за туловище удержание партнера 20 с.

- Сгибание, разгибание рук в упоре лежа, далее 15 с. удержания положения, при котором угол в локтевом суставе должен составлять 90 градусов и 15 с. сгибание, разгибание рук в упоре лежа.

- Сгибание, разгибание туловища, в положении лежа, руки за головой, далее 15 с. удержания туловища под углом 45 градусов и 15 с. сгибание, разгибание туловища.

- Приседания с партнером, далее 10 с. удержание положения полуприседа и 10 с. приседания с партнером.

5. Упражнения для развития специальной выносливости: схватка по заданию. Проводится в три периода по три минуты с двумя 30-секундными перерывами.

Первый период:

1 мин. – борьба за активный захват рук;

30 сек. – борьба в партере, борцу находящемуся сверху провести переворот накатом;

30 сек. – поменявшись, борьба в партере, борцу находящемуся сверху провести переворот накатом;

1 мин. – демонстрация активности посредством теснения и швунгов;

30 сек. перерыв.

Второй период:

1 мин – борьба в крестовом захвате (захват за туловище с одной рукой);

30 сек. борьба в партере, борцу находящемуся сверху провести бросок обратным или задним поясом;

30 сек. – то же самое поменявшись.

1 мин – борьба за захват и проведение коронного приема.

30 сек. перерыв.

Третий период:

3 мин. – соревновательная схватка.

На учебно-тренировочных занятиях использовался метод круговой тренировки. Упражнения проводились в заданной последовательности:

- упражнения для развития скоростной выносливости;

- упражнения для развития скоростно-силовой выносливости;

- упражнения для развития силовой выносливости;

- упражнения для развития статической выносливости;

- упражнения для развития специальной выносливости.

В течение учебно-тренировочного занятия исследуемые проходили 3 круга, выполняя вышеуказанные упражнения.

Отличительной особенностью данной методики является то, что при ее использовании можно дифференцированно развивать все виды выносливости, а включенные в состав методики средства в виде специальных и соревновательных упражнений оказывают влияние на развитие скоростных, скоростно-силовых, силовых физических качеств и способствуют росту технического мастерства спортсменов.

Критериями для измерения уровня развития специальной выносливости борцов послужили показатели компонентов выносливости:

- аэробный компонент выносливости – способность к длительной работе;

- гликолитический анаэробный компонент выносливости – способность к работе с интенсивностью, близкой к предельной на протяжении до 60 секунд;

- анаэробный компонент специальной выносливости – способность к работе с максимальной интенсивностью при продолжительности не более 15 секунд.

В тренировочном процессе мы использовали волнообразный принцип подготовки, нагрузка постепенно возрастала, затем понижалась, с каждым этапом пиковые значения нагрузки увеличивалась, за счет интенсивности, количества кругов и времени.

 

Методы исследования

Для исследования методик развития специальной выносливости борцов греко-римского стиля были использованы следующие методы:

- анализ литературных источников;

- педагогическое наблюдение;

- педагогический эксперимент;

- диагностические контрольные испытания;

- методы математической обработки данных.

    Анализ литературных источников. Этот метод был использован для изучения состояния вопроса в отечественной и зарубежной литературе. Анализ был направлен на изучение и сопоставление материалов по исследуемому вопросу.

Наблюдение. В методике проведения педа­гогических исследований могут использоваться различные виды наблюдений. В нашей работе было задействовано непосредственное наблюдение. Непосредственнымсчитается такое наблюдение, когда исследо­ватель сам выступает наблюдателем происходящего педагогического явления.

Педагогический эксперимент – основной метод изучения эффективности того или иного метода в педагогике. Как правило, педагогический эксперимент базируется на сравнении результатов деятельности двух групп испытуемых – экспериментальной и контрольной. В занятия с экспериментальной группой внедряется методика, эффективность которой необходимо исследовать, а показатели контрольной группы служат отправной точкой для осуществления сравнений и анализа.

Диагностика – это неотъемлемая часть исследования. Для диагностики избирается ряд критериев, которые служат показателями эффективности применения той или иной методики, и проводятся диагностические срезы. Для диагностики развития специальной выносливости борцов были применены следующие контрольные упражнения:

1. Броски через спину за 15 секунд. Испытуемые разбиваются по парам, таким образом, чтобы их весовые категории были примерно равными, выполняют броски через спину с захватом руки и шеи (бедро) в течение 15 секунд в максимально быстром темпе. Учитывается количество раз выполненных бросков;(приложение 1)

2. Броски обратным поясом за 20 секунд. Испытуемые разбиваются по парам аналогичным образом, выполняют броски обратным поясом в течение 20 секунд в максимально быстром темпе. Учитывается количество раз выполненных бросков; (приложение 2)

3. Наклоны вперед с партнером, в захвате за туловище. Испытуемые разбиваются по парам аналогичным образом. Далее, один из них встает на гимнастические скамейки (расположенные параллельно), стойка врозь с захватом за туловище партнера, совершает наклоны вперед до положения, когда его туловище становится параллельно полу. После чего возвращается в исходное положение. В упражнении учитывается выполненное количество раз; (приложение 3)

4. Вис на перекладине с согнутыми руками. Испытуемый удерживает вис на согнутых руках таким образом, чтобы угол в локтевом суставе составлял 90 градусов. Учитывается максимальное время удержания вышеуказанного положения; (приложение 4)

5. Соревновательная схватка. Борцы разбиваются по парам таким образом, чтобы их весовые категории были примерно равными. После чего проводится схватка, соответствующая правилам греко-римской борьбы. Схватка проводится в течение трех периодов по 3 минуты каждый, с 30-ти-секундным перерывом. Учитывается количество успешно проведенных технических действий в партере и в стойке. (приложение 5)

Тестирование проводили по понедельникам.

 

Метод математической обработки данных -

В качестве метода математической обработки результатов был выбран t-критерий Стьюдента, статистическая обработка данных заключалась в вычислении следующих показателей:

средней арифметической величины (х):                                                          

    

где, Σ – знак суммирования;  

xi – полученные в исследовании значения (варианты);                                               

n – число вариант.                                                                                                                            

среднего квадратического отклонения ():

 

средней ошибки среднего арифметического n<20 (m):

   

число степеней свободы (k):

k = n1 + n2 – 2

сравнение данных осуществляли по t-критерию Стьюдента:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.3.154 (0.053 с.)