Характеристика греко-римской борьбы как вида спорта 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика греко-римской борьбы как вида спорта



ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ            СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ ГРЕКО-РИМСКОГО СТИЛЯ

Исследование методик развития специальной выносливости борцов

Греко-римского стиля.

Мы выяснили, что все физические качества – сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость – проявляются в движениях, и характер их проявления зависит от структуры движений. Например, перевороты могут выполняться за счет силы сравнительно медленно, а проведение бросков возможно только в скоростно-силовом режиме.

Воспитание физических качеств в греко-римской борьбе осуществляется во всех формах занятий. В качестве средств воспитания необходимых физических качеств, прежде всего, необходимо выделить упражнения, связанные непосредственно с борьбой (учебные, учебно-тренировочные, тренировочные и соревновательные схватки) [24].

Индивидуальная особенность спортивной подготовленности борцов характеризуется наличием «коронных» приемов техники, тактики и выносливости при выполнении отдельных действий в борьбе. Борец, обладающий выносливостью к физическим напряжениям, может длительное время стоять на мосту в опасном положении; борец, обладающий силовой выносливостью, может длительное время держать в захвате противника; борец, обладающий специальной выносливостью, может проводить все схватки с любым противником в высоком темпе.

В связи с тем, что проведение приемов борьбы в ходе тренировочной схватки не зависит от желания самого борца, а обусловлено трудно предсказуемым возникновением «пусковых» ситуаций, в тренировочном процессе трудно запланировать число необходимых повторений приема. Поэтому для борцов греко-римского стиля целесообразно развивать все виды специальной выносливости, которые задействованы при борьбе.

Ряд авторов придерживаются мнения, что для развития выносливости применяются разнообразные методы тренировки, которые можно разделить на несколько групп: непрерывные, интервальные и контрольный методы тренировки. Каждый из методов имеет свои особенности и используется для совершенствования тех или иных компонентов выносливости в зависимости от параметров применяемых упражнений [8]. С.М. Вайцеховский пишет, что в спортивной практике повышение выносливости, достигаемое в результате систематической тренировки, связано с очень сложными морфологическими, биохимическими и физиологическими изменениями в организме человека. В конечном счете, выносливость спортсмена определяется уровнем технического мастерства и подготовленностью всех его органов и систем (особенно сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервных систем) [17].

На данный момент разработано достаточное количество методик построения тренировочного процесса, которые позволяют развивать специальную выносливость борцов греко-римского стиля.

Н.Н. Сорокин рекомендовал при развитии специальной выносливости борцов применять методы переменной, повторной, прогрессивной тренировки и интервальный метод. При этом метод переменной тренировки основан на проведении тренировочных схваток с изменением темпа борьбы; метод повторной тренировки – на проведении серии схваток в условиях, близких к соревновательным, с продолжительными паузами для отдыха; метод прогрессивной тренировки – на увеличении времени схватки от занятия к занятию; интервальный метод – на выполнении специальной работы с перерывами для отдыха, которые могут быть весьма непродолжительными и сокращаться по мере совершенствования тренированности борца.[8]

В работах А.Н. Ленца широко освещена методика развития специальной выносливости борцов, основанная на применении специфических средств, разнообразных приемов с манекенами и партнерами, различным образом регламентированных схваток со сменой интенсивности работы и ее продолжительности, режима работы и отдыха, со сменой партнеров, с изменением характера технических приемов и тактических действий. Решению этих задач способствует широкая вариативность методов (интервальный, повторный, переменный, метод увеличения времени, метод нарастания темпа).[8]

А.Г. Мазур для развития специальной выносливости борцов предложил использовать схватки продолжительностью 9-12 мин, выполняемые в таком режиме: 30 с – в максимальном темпе, 30 с – в среднем или низком темпе. Эти комплексы выполняются 3-4 раза с минутными перерывами. По мере повышения специальной выносливости борца упомянутый автор рекомендовал усложнять тренировочную программу за счет увеличения длительности работы, выполняемой в максимальном темпе, и уменьшения продолжительности работы, выполняемой в среднем или низком темпе [8].

В соответствии с результатами исследований В.Ф. Бойко, уровень специальной выносливости борцов обусловливается такими факторами, как выносливость при работе статического характера, эргоэнергетические показатели выносливости при аэробной работе, эргоэнергетические показатели выносливости при анаэробной работе, интенсивность протекания процессов восстановления после специфической нагрузки, способность к проявлению силы, быстроты, умение ориентироваться в условиях утомления.[8]

Для развития выносливости при работе статического характера применяются разнообразные общеподготовительные, специально-подготовительные и соревновательные упражнения статического характера. Подбирая упражнения, необходимо следить за тем, чтобы они вовлекали в работу мышечные группы, несущие основную нагрузку в соревнованиях борцов.

Эффективно участие в различных соревнованиях. Развитию выносливости при работе статического характера способствует также выполнение в очень медленном темпе упражнений в изокинетическом режиме, которые повышают способность к проявлению силовой выносливости по всему диапазону движения. Продолжительность упражнений колеблется в большом диапазоне (от 10-20 с до нескольких минут) и обусловливается их характером, количеством и порядком регламентации с отдыхом.

При серийном выполнении кратковременных упражнений, когда ставится задача достижения кумулятивного эффекта всего комплекса упражнений, интервалы должны быть непродолжительными. Таким образом, последующие упражнения выполняются на фоне прогрессирующего утомления.

При длительных упражнениях, продолжительность которых достигает 1-3 мин, паузы отдыха могут быть увеличены, т. е. очередное упражнение может выполняться при восстановившейся работоспособности. Это обусловлено тем, что продолжительная работа в отдельных упражнениях предъявляет достаточные требования к протеканию процессов адаптации к длительному выполнению напряженной работы статического характера.

Усилия в ходе развития выносливости борцов при работе статического характера могут колебаться в пределах 50-60 % максимальных. Столь широкий диапазон позволяет обеспечить проявление силовой выносливости в разнообразных условиях, возникающих в процессе соревнований. Максимальные или близкие к ним усилия применяются, в основном, в непродолжительных (до 15-30 с) упражнениях. Уменьшение усилий связано с увеличением длительности упражнений или с установлением между непродолжительными упражнениями коротких пауз отдыха.

Длительные упражнения, значительная часть которых осуществляется в условиях нарастающего утомления, могут выполняться с продолжительными (до 1-3 мин) интервалами, позволяющими организму борца восстановить работоспособность.

В занятиях комплексной направленности, в которых развитие выносливости при работе статического характера является лишь одной из задач, объем упражнений обычно невелик. В занятиях, направленных преимущественно на повышение различных сторон силовой подготовленности, упражнения, способствующие повышению выносливости борцов при работе статического характера, могут занимать значительную часть занятия.

Для развития выносливости борцов при работе аэробного характера применяются разнообразные общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения. В качестве общеподготовительных упражнений используются кроссовый бег, плавание, гребля, ходьба на лыжах. К специфическим средствам совершенствования аэробных возможностей борцов относятся различные подвижные и спортивные игры на борцовском ковре с использованием приемов борьбы, командные игры типа регби с набивным мячом, продолжительные схватки невысокой интенсивности, многократное выполнение технических приемов с вовлечением в работу значительных мышечных групп и др. При выполнении технических приемов, а также в процессе схваток желательно выполнять работу только в динамическом режиме, избегать задержек дыхания и натуживания.

Продолжительность упражнений, используемых в процессе развития выносливости при работе аэробного характера от десятков секунд до десятков минут. Это обусловлено как характером самих упражнений, так и методикой их применения. Продолжительность относительно высокоинтенсивных упражнений, как правило, невелика, а малоинтенсивные упражнения могут выполняться в течение 30-40 мин и более.

Применение интервального метода целесообразно тогда, когда интенсивность работы достаточно велика, а в ее энергообеспечении преобладает анаэробный механизм обмена. В этом случае при выполнении отдельных упражнений ЧСС обычно достигает 170-180 уд\мин [25]. При интервальной работе паузы для отдыха планируются значительно более четко. За основу берутся данные ЧСС: очередное повторение упражнения осуществляется тогда, когда частота сокращений сердца снижается со 175-180 до 130-140 уд\мин.

При развитии выносливости борцов к выполнению работы анаэробного (гликолитического) характера основное внимание следует уделять применению разнообразных специально-подготовительных и соревновательных упражнений, требующих функционирования значительной части мышечного аппарата. Особенно широко используются разнообразные приемы с манекеном и партнером, различным образом регламентированные схватки со сменой характера работы, ее продолжительности, партнеров и изменением характера технических приемов. Достаточно широко применяются и упражнения общеподготовительного характера с различными отягощениями, сопротивлением партнера и т.п.

В ходе развития выносливости борцов к выполнению работы анаэробного (гликолитического) характера используются упражнения, продолжительность которых обычно составляет 1-3 мин. Развитию упомянутого качества в определенной мере способствуют и более длительные упражнения - до 5-10 мин. Однако следует учитывать, что с повышением длительности упражнений аэробный механизм энергообеспечения работы постепенно подавляет анаэробный.

Р. М. Кадыров предлагает развивать специальную выносливость путём совершенствования механизмов, ответственных за энергообеспечение мышечной деятельности. Особенности методики проявляются в преимущественном воздействии на фосфатную, лактатную или кислородную системы[25].

Упражнения, направленные на совершенствование фосфатного механизма, имеют следующие характеристики:

- продолжительность выполнения циклических упражнений не превышает 8-10 с, что можно сравнить с пробеганием отрезков в 20-70 м с максимальной скоростью;

- интенсивность выполнения упражнений соответствует субмаксимальной (длительность 20-30 с) и максимальной мощности (6-8 с).

В. Ф. Бойко и Г. Ф. Данько отмечают, что методика развития такого комплексного и многофакторного качества, как специальная выносливость, зависит от рационального сочетания в тренировочном процессе аналитического и синтетического подходов. При этом аналитический подход предусматривает избирательное совершенствование отдельных компонентов специальной выносливости, а синтетический – интегральное совершенствование специальной выносливости, обеспечивающее, в конечном счете, увязывание всех локальных составляющих в целостную систему [8].

Е.М. Чумаков констатирует, что немаловажный фактор, определяющий выносливость борца – это экономизация его деятельности, т. е. большее снижение уровня утомления при сохранении нужного уровня работоспособности. Ведь борец, затрачивающий при выполнении приемов, защит и других действий меньше усилий, чем его соперник, может в течение более длительного времени переносить те нагрузки, которые возникают во время схватки, и дольше противостоять утомлению. В связи с этим он приводит ряд методов, рекомендуемых для совершенствования способности борца выполнять работу более экономно [54].

Один из них – метод длительных схваток, проводимых со средней интенсивностью или с интенсивностью ниже средней. При этом в тренировке спортсменам предлагается проведение схваток: продолжительностью, в 2-6 раз превышающей время схватки в соревнованиях, причем борец сам должен распределить свои силы на время, отведенное на такую длительную схватку. Борец в подобных схватках направляет внимание на то, чтобы сохранить силы до конца установленного срока, и, следовательно, старается по возможности не применять действий, требующих очень больших затрат энергии.

Разновидностью предыдущего является метод борьбы уставшего борца с неуставшим соперником. Борец должен – как правило, без перерыва – бороться с несколькими соперниками подряд, причем партнеров можно менять довольно часто (скажем, каждую минуту), ставя перед ними задачу – свести к минимуму силы борца.

Е.М. Чумаков предлагает также использовать схватки, в которых ставится задание – утомить соперника до такой степени, чтобы тот не смог продолжать борьбу, и одновременно сохранить как можно большие силу и работоспособность. При этом упомянутая задача может решаться не только в отдельной схватке, но и в схватках с несколькими соперниками подряд [54].

Может использоваться и такой метод, как проведение схваток за возможно более короткое время до достижения чистой победы. В подобных схватках у борца вырабатывается умение добиваться победы в кратчайшее время и благодаря этому сохранять энергию для последующих поединков в соревнованиях [54].

В.В. Нелюбиным было установлено, что высокую значимость имеет статический компонент в двигательной деятельности борцов, который преобладает над динамическим компонентом и составляет 62 % общего времени ведения схватки [12]. Наличие высоких статических напряжений в борьбе обуславливает широкое использование в тренировочном процессе специальных статических напряжений, сходных по структуре с техникой борьбы во всех основных положениях – в стойке, в партере и на «мосту».

На сегодняшний день существует множество различных комплексов упражнений, направленных на развитие специальной выносливости борцов, однако ряд авторов отмечает, что лучше всего для этой цели применять упражнения, которые по своему характеру и структуре будут сходными с движениями, выполняемыми в борьбе [18].

Все упражнения, направленные на развитие специальной выносливости, характеризуются многократными повторениями. Количество повторений упражнения может уменьшаться, если отягощение или противодействие достаточно велико. Если упражнения выполняются с небольшими отягощениями, то нужно проделывать их с максимальной быстротой и многократно [25]. В этом случае наряду с развитием силовой выносливости развивается и быстрота движений.

Способность к длительным силовым усилиям вырабатывается при повторениях упражнений с небольшими или средними отягощениями до появления усталости, не позволяющей производить дальнейшую работу (до отказа). Нужно неоднократно повторять эти упражнения.

Если упражнения не вызывают мощных напряжений мышц и усталости, то эффект от их выполнения будет незначительным. С ростом силы и тренированности спортсмена выполняемые ранее с большими усилиями упражнения окажутся легкими и не будут вызывать прежних напряжений. Эффект воздействия таких упражнений снижается. Необходимо усложнять их: увеличивать отягощение, количество повторений, скорость выполнения и т. д [16].

Совершенствование алактатного механизма специальной выносливости происходит за счёт бросков манекена, партнера, во время тренировочной схватки. Возможный режим тренировочной схватки: борьба в максимальном темпе 15 секунд, затем 1,5-2 минуты в невысоком темпе – 6 таких серий. Тот же режим можно использовать при набрасывании манекена или партнера. В периоды активности ЧСС должна превышать 180 ударов в минуту, в остальное время – 150-160 ударов в минуту. Это обеспечит необходимый тренировочный эффект [44].

Совершенствование лактатного механизма специальной выносливости требует проявления значительных волевых усилий. В качестве основных средств используются тренировочные схватки (либо серии специальных упражнений). Рекомендуются два режима работы:

1. Преимущественная направленность на повышение емкости гликолиза. Продолжительность упражнений 1,5-2 минуты, количество повторений в серии - 3. Интенсивность работы близка к максимальной. Интервал отдыха после первого повторения – 2 минуты, после второго – 1 минута. Интервалы отдыха между сериями 15-17минут в зависимости от весовой категории борца. С ростом веса время должно увеличиваться. Кроме того, в последних повторениях серий можно использовать затруднение дыхания (специальные маски) вплоть до его задержки.

2. Преимущественная направленность на повышение мощности гликолиза. Время одного повторения – 30-50 секунд, количество повторений в серии - 3, время отдыха между повторениями – 1,5-2 минуты. Число серий - не более 4-х. Интервалы отдыха между сериями – 15-17минут, в зависимости от весовой категории борца. С ростом веса время должно увеличиваться.

В обоих случаях ЧСС достигает максимума, в интервалах отдыха применяются спокойная ходьба и дыхательные упражнения.

Средствами совершенствования аэробного компонента специальной выносливости также являются тренировочные схватки, но с интенсивностью 70-80% (ЧСС при этом должна быть на уровне 170-180 ударов в минуту). Продолжительность упражнения - 1,5 минуты. Количество повторений - 8-9 (для тяжеловесов - 5-8). Интервалы отдыха определяются по ЧСС (как правило, это 1,5-2 минуты). К началу следующего повторения ЧСС не должна быть ниже 130-140 ударов в минуту. При проведении тренировочной нагрузки в две серии пауза между ними должна быть 15-17минут.

Работоспособность спортсменов обеспечивается с помощью увеличения количества и повышения качества тренировочных занятий, на которых создается определенная нагрузка. В практике борьбы для воспитания выносливости используются общепринятые методы воспитания физических качеств - такие, как равномерный, переменный, повторный, интервальный, соревновательный, игровой и круговой методы.

Известно, что все качества спортсмена органически взаимосвязаны между собой: совершенствование одних способствует лучшему проявлению других. Нельзя, например, успешно развивать быстроту, не работая одновременно над увеличением силы. Один и тот же борец, при прочих равных условиях, быстрей выполнить бросок с противником, меньшим по весу, чем с более тяжелым спортсменом, потребуется и большая затрата физической силы. Чем сильнее будет борец, тем он сможет лучше проявить качество быстроты. Ловкий борец, хорошо координируя свои действия, проявляет физические усилия в нужный момент и в нужном направлении, благодаря чему увеличивается силовое воздействие на противника, и, при прочих равных условиях он более продолжительное время действует в схватке, не снижая уровня своих физических качеств. В борьбе все физические качества проявляются комплексно (скоростная выносливость, скоростные проявления силы и т.д.)

Поэтому необходимо постоянно стремиться к развитию всех физических качеств, к повышению функциональных возможностей организма, и уделять в процессе совершенствования особое внимание качеству, которое у борцов развито слабее. Тренер может разработать большое количество подобных комплексов с широкой вариативностью программ как скоростно-силовых, так и направленных на развитие специальной выносливости. При этом необходимо учитывать, что в разработанном комплексе первая часть задания должна быть направлена на повышение максимального уровня соответствующего качества (силы, быстроты, точности, технико-тактических действий и т.д.), заключительная – на развитие способности к проявлению этих качеств в условиях утомления, промежуточная – специальной выносливости борцов.

Организация исследования

Чтобы посмотреть, как методика развития специальной выносливости борцов греко-римского стиля 15-17 лет влияет на борцов, было проведено исследование.

Исследование проводилось на базе детско - юношеской спортивной школы Искитимского района Новосибирской области (с. Легостаево), опираясь на методики развития специальной выносливости у борцов СДЮШОР «Первомаец» г. Новосибирск.

Исследуемая группа – воспитанники секции греко-римской борьбы, юноши 15-17 лет в количестве 32 человек, занимающиеся в                   учебно-тренировочной группе. Практически все прошли спортивно-оздоровительные группы и группы начальной подготовки. Минимальный стаж занятий в отделении греко-римской борьбы составил пять лет, максимальный десять. Практически все имеют спортивные разряды.  После проведения тестирования борцы были разделены на две группы (контрольную и экспериментальную) по 16 человек в каждой. Так же мы постарались разделить ребят так, чтоб у каждого в своей группе был напарник одной весовой категории. Вышло по восемь пар в каждой группе.

Период проведения исследования – с сентября 2019 г. по март 2020 г.

 

Участники нашего эксперимента были разделены на две равные группы (I и II) по 16 человек. Весовые категории подобраны так, чтобы получилось по восемь пар в каждой группе. С участниками экспериментальной и контрольной групп были организованы и проведены специальные занятия, направленные на развитие специальной выносливости. Но экспериментальная группа выполняла упражнения, которые были предложены нами, а контрольная работала по стандартной программе ДЮСШ Искитимского района (с. Легостаево). В ней отличались упражнения и порядок их выполнения. Занятия по данной методике проходили два раза в неделю, все остальные дни экспериментальная группа работала так же по стандартной программе.

Специальная тренировка длилась два часа.

Как уже отмечалось выше, критериями для измерения уровня развития специальной выносливости борцов послужили показатели компонентов выносливости:

- аэробный компонент выносливости – способность к длительной работе;

- гликолитический анаэробный компонент выносливости – способность к работе с интенсивностью, близкой к предельной на протяжении до 60 секунд;

- анаэробный компонент специальной выносливости – способность к работе с максимальной интенсивностью при продолжительности не более 15 секунд.

Все спортсмены вели дневник по своей спортивной активности, регулярно записывали всю полученную нагрузку, количество подходов, количество выполненных упражнений и т.п. Регулярно перед тренировочным процессом проходило взвешивание группы, все результаты фиксировались в тетрадях.

Проанализировав литературу по данной теме, следует отметить, что классификации физических упражнений по методики развития специальной выносливости у борцов, полностью разработанной и удовлетворяющей всем требованиям, пока не создано. По мнению большинства авторов, главными разделами классификации являются общеразвивающие, специальные и соревновательные упражнения. Что же касается содержания этих разделов, то здесь мнения авторов расходятся.

В связи с этим в качестве основного классификационного признака нами была выбрана форма упражнений (со снарядами, на тренажерах, с партнером и т.д.), которая обусловливает методику проведения занятий для развития специальной выносливости борцов греко-римского стиля 15-17 лет на базе спортивной школы с. Легостаево.

Тренировки на развитие общей выносливости делились на подготовительный период и непосредственно на развитие специальной выносливости.

Основными средствами развития специальной выносливости являлись: приемы, выполняемые с борцовским манекеном (мешком) и с партнером, схватки (со сменой партнеров), насыщенные тактико-техническими действиями, особенно такие, в которых борцы попадают в различные сложные положения и стараются выйти из них.

Работа над развитием специальной выносливости проходила систематически в определенной методической последовательности. Для развития выносливости использовались следующие основные методы: увеличения времени, нарастающего темпа (плотности занятий), переменный, интервальный, переменно-интервальный, повторный, соревновательный.

Метод увеличения времени заключался в том, что постепенно от занятия к занятию увеличивать время выполнения физических упражнений (ведения схватки). Этот же метод предполагает увеличение числа занятий. Разумеется, время выполнения работы и, в частности, время схватки может возрастать до определенного предела (15-17мин).

Метод нарастающего темпа предполагал постепенное, от занятия к занятию, увеличение темпа (интенсивности) выполнения физических упражнений (схваток), а также плотности занятий в целом.

В процессе тренировки выносливости использовались все методы в различных сочетаниях. Учитывая, что темп схватки зависит не от одного, а от двух борцов, учитывается сочетаемость физических качеств борцов.

Далее приведём упражнения на развитие выносливости.

Специально-подготовительные упражнения:

1. Многократное выполнение в среднем и высоком темпе различных специально-подготовительных и имитационных упражнений для развития силы, быстроты, ловкости.

2. Выполнение бросков поочередно то с одним, то с другим манекеном в максимально высоком темпе с помощью двух партнеров, которые стоят друг против друга примерно на расстоянии 5-6 метров и подготавливают (поднимая с ковра) манекен.

Соревновательные упражнения:

1. Многократное выполнение различных действий, приемов, контрприемов, комбинаций в стойке и партере с партнером.

2. Учебно-тренировочные, тренировочные и соревновательные схватки в высоком темпе, с партнерами, обладающими хорошей выносливостью, со сменой партнеров в схватках.

Методика, которая была выбрана для внедрения в тренировочный процесс экспериментальной группы борцов, включала следующий комплекс упражнений для развития скоростной, силовой, скоростно-силовой, статической, специальной выносливости:

1. Упражнения для развития скоростной выносливости:

- Броски манекена на скорость 15 с. (через спину, вертушкой).

- Прыжки через скакалку 10–15 с.

- Прыжки через партнера, стоящего в положении высокого партера, на скорость 20 раз.

- Ускорение 30 метров, из различных исходных положений.

2.Упражнения для развития скоростно-силовой выносливости:

- Выпрыгивание из низкого седа с продвижением вперед, 20 раз.

- Выпрыгивание из низкого седа вверх, руки за головой, 20 раз.

- Эстафета, переноска партнера, бегом.

- Сгибание, разгибание рук, в упоре лежа, на скорость, 30 раз.

- Эстафета, прыжки на руках, партнер удерживает ноги.

- Сгибание, разгибание туловища, в положении лежа, на скорость, 30 раз.

3.Упражнения для развития силовой выносливости:

- Подъем из низкого партера (задний пояс, обратный пояс) 15–20 раз.

- Приседания с партнером 15–20 раз.

- Повороты в левую, правую стороны удерживая партнера на плечах 20 раз.

- Подбрасывание партнера перед собой 15–20 раз.

- Сгибание, разгибание рук в стойке на руках 10–15 раз.

4. Упражнения для развития статической выносливости.

- При подъеме из низкого партера (в захвате обратного или заднего пояса) фиксация положения в стойке 20 с.

- В стойке в захвате за туловище удержание партнера 20 с.

- Сгибание, разгибание рук в упоре лежа, далее 15 с. удержания положения, при котором угол в локтевом суставе должен составлять 90 градусов и 15 с. сгибание, разгибание рук в упоре лежа.

- Сгибание, разгибание туловища, в положении лежа, руки за головой, далее 15 с. удержания туловища под углом 45 градусов и 15 с. сгибание, разгибание туловища.

- Приседания с партнером, далее 10 с. удержание положения полуприседа и 10 с. приседания с партнером.

5. Упражнения для развития специальной выносливости: схватка по заданию. Проводится в три периода по три минуты с двумя 30-секундными перерывами.

Первый период:

1 мин. – борьба за активный захват рук;

30 сек. – борьба в партере, борцу находящемуся сверху провести переворот накатом;

30 сек. – поменявшись, борьба в партере, борцу находящемуся сверху провести переворот накатом;

1 мин. – демонстрация активности посредством теснения и швунгов;

30 сек. перерыв.

Второй период:

1 мин – борьба в крестовом захвате (захват за туловище с одной рукой);

30 сек. борьба в партере, борцу находящемуся сверху провести бросок обратным или задним поясом;

30 сек. – то же самое поменявшись.

1 мин – борьба за захват и проведение коронного приема.

30 сек. перерыв.

Третий период:

3 мин. – соревновательная схватка.

На учебно-тренировочных занятиях использовался метод круговой тренировки. Упражнения проводились в заданной последовательности:

- упражнения для развития скоростной выносливости;

- упражнения для развития скоростно-силовой выносливости;

- упражнения для развития силовой выносливости;

- упражнения для развития статической выносливости;

- упражнения для развития специальной выносливости.

В течение учебно-тренировочного занятия исследуемые проходили 3 круга, выполняя вышеуказанные упражнения.

Отличительной особенностью данной методики является то, что при ее использовании можно дифференцированно развивать все виды выносливости, а включенные в состав методики средства в виде специальных и соревновательных упражнений оказывают влияние на развитие скоростных, скоростно-силовых, силовых физических качеств и способствуют росту технического мастерства спортсменов.

Критериями для измерения уровня развития специальной выносливости борцов послужили показатели компонентов выносливости:

- аэробный компонент выносливости – способность к длительной работе;

- гликолитический анаэробный компонент выносливости – способность к работе с интенсивностью, близкой к предельной на протяжении до 60 секунд;

- анаэробный компонент специальной выносливости – способность к работе с максимальной интенсивностью при продолжительности не более 15 секунд.

В тренировочном процессе мы использовали волнообразный принцип подготовки, нагрузка постепенно возрастала, затем понижалась, с каждым этапом пиковые значения нагрузки увеличивалась, за счет интенсивности, количества кругов и времени.

 

Методы исследования

Для исследования методик развития специальной выносливости борцов греко-римского стиля были использованы следующие методы:

- анализ литературных источников;

- педагогическое наблюдение;

- педагогический эксперимент;

- диагностические контрольные испытания;

- методы математической обработки данных.

    Анализ литературных источников. Этот метод был использован для изучения состояния вопроса в отечественной и зарубежной литературе. Анализ был направлен на изучение и сопоставление материалов по исследуемому вопросу.

Наблюдение. В методике проведения педа­гогических исследований могут использоваться различные виды наблюдений. В нашей работе было задействовано непосредственное наблюдение. Непосредственнымсчитается такое наблюдение, когда исследо­ватель сам выступает наблюдателем происходящего педагогического явления.

Педагогический эксперимент – основной метод изучения эффективности того или иного метода в педагогике. Как правило, педагогический эксперимент базируется на сравнении результатов деятельности двух групп испытуемых – экспериментальной и контрольной. В занятия с экспериментальной группой внедряется методика, эффективность которой необходимо исследовать, а показатели контрольной группы служат отправной точкой для осуществления сравнений и анализа.

Диагностика – это неотъемлемая часть исследования. Для диагностики избирается ряд критериев, которые служат показателями эффективности применения той или иной методики, и проводятся диагностические срезы. Для диагностики развития специальной выносливости борцов были применены следующие контрольные упражнения:

1. Броски через спину за 15 секунд. Испытуемые разбиваются по парам, таким образом, чтобы их весовые категории были примерно равными, выполняют броски через спину с захватом руки и шеи (бедро) в течение 15 секунд в максимально быстром темпе. Учитывается количество раз выполненных бросков;(приложение 1)

2. Броски обратным поясом за 20 секунд. Испытуемые разбиваются по парам аналогичным образом, выполняют броски обратным поясом в течение 20 секунд в максимально быстром темпе. Учитывается количество раз выполненных бросков; (приложение 2)

3. Наклоны вперед с партнером, в захвате за туловище. Испытуемые разбиваются по парам аналогичным образом. Далее, один из них встает на гимнастические скамейки (расположенные параллельно), стойка врозь с захватом за туловище партнера, совершает наклоны вперед до положения, когда его туловище становится параллельно полу. После чего возвращается в исходное положение. В упражнении учитывается выполненное количество раз; (приложение 3)

4. Вис на перекладине с согнутыми руками. Испытуемый удерживает вис на согнутых руках таким образом, чтобы угол в локтевом суставе составлял 90 градусов. Учитывается максимальное время удержания вышеуказанного положения; (приложение 4)

5. Соревновательная схватка. Борцы разбиваются по парам таким образом, чтобы их весовые категории были примерно равными. После чего проводится схватка, соответствующая правилам греко-римской борьбы. Схватка проводится в течение трех периодов по 3 минуты каждый, с 30-ти-секундным перерывом. Учитывается количество успешно проведенных технических действий в партере и в стойке. (приложение 5)

Тестирование проводили по понедельникам.

 

Метод математической обработки данных -

В качестве метода математической обработки результатов был выбран t-критерий Стьюдента, статистическая обработка данных заключалась в вычислении следующих показателей:

средней арифметической величины (х):                                                          

    

где, Σ – знак суммирования;  

xi – полученные в исследовании значения (варианты);                                               

n – число вариант.                                                                                                                            

среднего квадратического отклонения ():

 

средней ошибки среднего арифметического n<20 (m):

   

число степеней свободы (k):

k = n1 + n2 – 2

сравнение данных осуществляли по t-критерию Стьюдента:

Чтобы получить результаты динамики развития специальной выносливости борцов греко-римского стиля 15-17 лет был использован метод математической обработки данных-этап анализа динамики полученных показателей в числовом выражении с помощью математической статистики.

В качестве метода математической обработки результатов был выбран t-критерий Стьюдента, статис



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.143.31 (0.006 с.)