Вклад в победу деятелей науки и культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вклад в победу деятелей науки и культуры



Суровые реалии войны внесли существенные изменения в характер деятельности работников науки и культуры. Часть из них ушла на фронт, оставшиеся перестраивали свою работу в интересах сражающейся Родины. Свыше 2 тыс. сотрудников Академии наук СССР сражались в действующей армии, народном ополчении и партизанских отрядах. Большое количество добровольцев дали столичные университеты. Так, на фронт отправились свыше 2500 представителей Ленинградского университета, в том числе восемь профессоров, 69 доцентов, 47 старших преподавателей, 109 ассистентов. Уходили в армию и деятели культуры. В качестве командиров, политработников и военных корреспондентов в Красной Армии служили М.А. Шолохов, А.А. Фадеев, К.М. Симонов, А.Т. Твардовский, Б.Л. Горбатов, II.С. Тихонов, В.В. Вишневский, А.А. Сурков и другие известные писатели. Всего на фронте в период войны находилась четвертая часть состава Союза советских писателей, 417 из них погибли, защищая Родину. Среди них сражавшийся в партизанском отряде известный детский писатель А.П. Гайдар, а также один из авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка» Евгений Петров, который трагически погиб в июле 1942 г., возвращаясь на самолете из осажденного Севастополя. За годы войны около 500 писателей были награждены орденами и медалями, 10 человек удостоены звания Героя Советского Союза.

С первых дней Великой Отечественной войны стали комплектоваться художественные фронтовые бригады работников сцены, выезжавшие на передовые и дававшие концерты в госпиталях, на заводах. В Москве было создано 700 художественных бригад, в Ленинграде — 508, на Украине — 108, в Грузии — 102. Всего за время войны на фронтах побывали около 4 тыс. артистических бригад (впоследствии они часто преобразовывались во фронтовые театры). В 1942—1945 гг. они дали на фронте 441 тыс. спектаклей и концертов и свыше 532 тыс. выступлений в госпиталях. Любовью солдат и тружеников тыла пользовались фронтовые театры Всесоюзного театрального общества, а также деятели искусства Л.А. Русланова, К.И. Шульженко, Л.О. Утесов, знаменитый тенор С.Я. Лемешев, пианист Э.Г. Гилельс, скрипач Д.Ф. Ойстрах. Не меньшим был вклад, деятелей науки и культуры, остававшихся на рабочих местах. «Участие в разгроме фашизма — самая благородная и великая задача, которая когда-либо стояла перед наукой, и этой задаче посвящены знания, силы и сама жизнь советских ученных», — писал президент АН СССР академик В.Л. Комаров. 29 августа 1941 г. была создана специальная комиссия (председатель академик В.Л. Комаров), ставившая своей целью выявление и использование ресурсов Урала, Западной Сибири, Казахстана и других регионов на нужды обороны. В результате открытия месторождений газа снабжалась саратовская промышленность, позднее Москва. Обнаруженные в Среднем Поволжье (Башкирия) нефтяные месторождения по праву получили название «второго Баку». Джезказганский марганец (Казахстан) заменил на заводах Урала никопольский металл, месторождения нефти на Эмбе восполнили перебои с поставками закавказской нефти. На восточных территориях СССР были обнаружены и другие крупные месторождения полезных ископаемых, позволившие снабдить военную промышленность необходимым сырьем даже в условиях потери западных территорий страны.

Весомым был вклад деятелей науки и в разработку военно-прикладных научных знаний. Советские физики разрабатывали новые методы радиолокации (группа академика А.Ф. Иоффе), уточняли баллистику снарядов (группа академика В.А. Фока), создавали новые оптические приборы (группа академика С.И. Вавилова), разрабатывали методы защиты советских кораблей от мин (И.В. Курчатов, И.Е. Тамм, А.П. Александров и др.). Интенсивным было развитие ядерной физики (Ю.Б. Харитон) и ракетной техники.

Под руководством академика Н.Н. Бурденко советские медики на фронтах внедрили единые принципы лечения огнестрельных ранений, ими создавались новые препараты для раненых (А.В. Вишневский, Сталинская премия 1942 г. за так называемую мазь Вишневского).

Неоценим вклад советских конструкторов в разработку и модификацию военной техники. Внедрялись в массовое производство образцы, разработанные еще до войны (самолеты Ил-2, Як-1, ЛАГГ-3, МиГ-3, Пе-2; танки Т-34, КВ; реактивная артиллерийская установка БМ-13 «Катюша» и др.). Штурмовик Ил-2, созданный С.В. Ильюшиным, стал самым массовым самолетом, выпускавшимся во время войны (более 41 тыс. единиц). Создавались новые образцы военной техники: противотанковые ружья В.А. Дегтярева (ПТРД), С.Г. Симонова (ПТРС), модификации самолетов Ильюшина — Ил-4, Ил-10, Петлякова — Пе-3, Пе-8, Яковлева — Як-3. Последний стал самым легким (2650 кг) и маневренным истребителем на Восточном фронте, достигавшим за 4,1 мин высоты в 5 тыс. км, превосходя в этом модифицированные немецкие истребители «Мссссршмитт-109» и «Фокке-Вульф-190». Создавались и новые типы самолетов. В мае 1942 г. в СССР впервые в мире успешно прошли испытания реактивного самолета.

С момента начала войны тема борьбы с немецкими захватчиками, тема подвига советского народа, его исторического прошлого была ключевой в творчестве писателей, поэтов, музыкантов, художников и режиссеров. Символом борьбы с агрессором стала песня «Священная война» (слова В.И. Лебедева-Кумача на музыку А.А. Александрова). Появилось большое количество патриотических и лирических песен: «Ой туманы мои, растуманы» В.Г. Захарова па слова М.В. Исаковского; «В землянке» Н.В. Богословского на слова М.В. Исаковского; «Соловьи» В.П. Соловьева-Седого на слова А.И. Фатьянова; «Вечер на рейде» В.П. Соловьсва-Седого на слова АД. Чуркина; «Смуглянка» А.Г. Новикова на слова Я.3. Шведова; «Темная ночь» Н.В. Богословского на слова В.Г. Агатова; «Шумел сурово Брянский лес» С.А. Каца на слова А.В. Софронова и многие другие.

Советские писатели создали многочисленные образцы патриотической публицистики, произведений, освещающих героическую борьбу против фашистских захватчиков. 22 июня 1942 г., в годовщину нападения Германии, М.А. Шолохов опубликовал свой рассказ «Наука ненависти», а вскоре увидели свет и главы из нового романа «Они сражались за Родину». О героической битве на берегах Волги рассказал в своей повести «Дни и ночи» К.М. Симонов. Знаменитой стала и повесть А.А. Бека «Волоколамское шоссе». Замечательны образцы поэзии военного времени: «Жди меня» К.М. Симонова, «Февральский дневник» О.Ф. Бергольц, поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин», стихи А.А. Суркова и многих других поэтов.

В годы войны широкое распространение получил исторический жанр. Появились такие произведения, как романы С.Н. Голубева «Багратион», Л.И. Раковского «Генералиссимус Суворов», В.Я. Шишкова «Емельян Пугачев», был переработан роман-эпопея А.Н. Степанова «Порт-Артур».

Самыми известными музыкальными произведениями стали Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича, увертюра «1941» и опера «Война и мир» С.С. Прокофьева, патриотическая оратория «Сказание о битве за Русскую землю» Ю.В. Шапорина, балет «Гаянэ» А.И. Хачатуряна.

Немалый вклад в победу внесли художники. На борьбу с врагом звали плакаты И.М. Тоидзе «Родина-мать зовет!», Д. Моора (Д.С. Орлова) «Чем ты помог фронту?», В.С. Иванова и О.К. Буровой «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!», В.Б. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», В.А. Серова «Наше дело правое, победа будет за нами» и многие другие. Только в Москве и Ленинграде было выпущено около 1500 плакатов. Замечательные картины создали художники К.Ф. Юон «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года», И.А. Серебряный «Портрет партизана», С.В. Герасимова «Мать партизана», А.А. Дейнека «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» и «Оборона Севастополя», А.А. Пластов «Фашист пролетел», Кукрыниксы (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов) «Таня» и «Бегство фашистов из Новгорода». Широкое распространение получили картины на исторические темы: П.Д. Корин триптих «Александр 11евский», А.П. Бубнов «Утро на Куликовском поле», М.И. Авилов «Поединок Псресвста с Челубеем», Н.П. Ульянов «Лористон в ставке Кутузова», иллюстрации Е.А. Кибрика к «Тарасу Бульбе».

Работники киноискусства отсняли за годы войны около 5 млн метров фронтовой кинохроники. 11аряду с художественными фильмами она стала вкладом в победу деятелей киноискусства. В годы войны были созданы такие фильмы, как «Секретарь райкома» и «В шесть часов вечера после войны» (реж. И.А. Пырьев), «Она защищает Родину» (реж. Ф.М. Эрмлер), «Радуга» (реж. М.С. Донской), «Два бойца» (реж. Л.Д. Луков), «Валерий Чкалов» (реж. М.К. Калатозов). Экранизировалась классика: «Дело Артамоновых» по роману М. Горького (реж. Г.Л. Рошаль), «Маскарад» по драме М. Лермонтова (реж. С.А. Герасимов), «Как закалялась сталь» по одноименному роману Н.А. Островского (реж. М.С. Донской). Широкое признание получили исторические фильмы: «Богдан Хмельницкий» (реж. И. А. Савченко), «Кутузов» (реж. В.М. Петров), «Лермонтов» (реж. А.А. Гендель- штейн), 1-я серия «Ивана Грозного» (реж. С.М. Эйзенштейн), «Оборона Царицына» (реж. С. и Г. Васильевы), «Александр Пархоменко» (реж. Л.Д. Луков), «Котовский» (реж. А.М. Файнциммер). Всего в годы войны в СССР было выпущено 102 художественных фильма.

В годы Великой Отечественной войны советские люди защитили от фашизма нс только свою Родину и национальную культуру. Красная Армия спасла духовные богатства целого ряда стран Восточной Европы.

Рассматривая основные тенденции развития быта в 1941 — 1945 гг., следует отметить, что он делился на быт военнослужащих, находившихся в действующей армии, быт на временно оккупированных территориях и на быт в советском тылу. Именно здесь наиболее отчетливо видна взаимосвязь повседневной, обыденной жизни и властных инициатив, продиктованных военным временем.

2. Советский тыл в годы войны



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 1862; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.007 с.)