Функционирование фирмы и отрасли в условиях несовершенной конкуренции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функционирование фирмы и отрасли в условиях несовершенной конкуренции



 

К несовершенной конкуренции относятся следующие модели рынка: чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.

Характеристики чистой монополии:

1. Единственный продавец данного продукта, то есть фирма является отраслью. Эта модель носит условный характер, так как в чистом виде почти не встречается.

2. У продукта нет заменителя, он уникален. Поэтому отсутствует необходимость рекламы. Монополия рекламирует отсутствие злоупотреблений, связь с общественностью (типа «Газпром – народное достояние!»).

3. Монополия «диктует цену». При нисходящей кривой спроса монополия может устанавливать цену меняя объём.

4. Заблокированное вступление из-за значительных барьеров:

– многие отрасли имеют минимальные издержки только при очень крупных масштабах предприятия. То есть требуются очень большие капитальные вложения;

– предприятия общего пользования или естественные монополии. Это сферы, где конкуренция вообще невозможна (водопровод). Государство в этой отрасли представляет фирме исключительные привилегии, но оставляет за собой право регулирования деятельности;

– патенты и лицензии;

– собственность на важнейшие виды сырья;

– нечестная конкуренция.

Однако барьеры редко бывают абсолютно непреодолимы, особенно при научно-техническом прогрессе.

Кривая спроса монополии как отрасли имеет нисходящий характер. В отличие от конкурентной фирмы, где кривая спроса абсолютно эластична. Как и в конкуренции кривая спроса монополии является кривой среднего дохода AR = P.

Вследствие этого монополия должна снизить цену (Р), чтобы увеличить продажи (Q). Тогда предельный доход (MR) становится меньше, чем цена для каждой последующей единицы товара кроме первой. Дело в том, что снижение цены относится не только к дополнительной единице, но и ко всем предыдущим единицам. То есть кривая предельного дохода MR лежит ниже кривой спроса D: P = AR.

P
Q
D: P = AR
MR
TR
TRmax
Q
Рисунок 8.1 – Спрос и доход монополии
Валовой доход TR монополии рассчитывается для каждого конкретного объёма по формуле TR= P×Q и имеет вид обратной параболы (рисунок 8.1).

Важнейшее свойство монополии – возможность определять цену изменяя объёмы. Однако монополия не способна произвольно выбирать комбинацию «цена – объём». Это можно делать только в соответствии с кривой спроса (D: P = AR) на продукт монополии. То есть, если растёт цена, то объём продаж уменьшается.

Поэтому цена, выбранная монополией, не самая высокая, поскольку валовой доход (TR) с ростом цены и сокращением объёма может снижаться, соответственно, и прибыль при высокой цене вовсе не максимальна.

Представленные графики показывают:

TR растёт, пока MR > 0, TRmax когда MR = 0, TR уменьшается, когда MR < 0.

Вывод: Монополия никогда не выберет такой комбинации P и Q, где валовой доход уменьшается.

R C
Рисунок 8.2 – Максимизация прибыли монополии
TC
TR
a
b
Q1
Q0
Q2
Q
 
 
 
Максимизация прибыли. Определение объёма и цены. Издержки монополии принимаются равными издержкам конкурентной фирмы, так как ресурсы приобретаются на конкурентном рынке. Определение цены и объёма производства в целях максимизации прибыли методом сравнения валового дохода (TR) и валовых издержек (TC) производится аналогично конкурентному рынку рисунок 8.2.

При определении этих параметров по правилу MR = MC, накладываем друг на друга графики среднего и предельного дохода (AP = P и MR) на графики средних и предельных издержек (ATC и МС).

Q1
Q2
Qm
Pm
ATCm
MR
MC
ATC
B
C
A
R C
D: P = AR
Рисунок 2.4.3 – Максимизация прибыли монополии по правилу MR = MC
 
На первый вопрос:  «Надо ли производить?» – Отвечаем: «Надо». Поскольку есть диапазон объёмов Q1 – Q2, где кривая среднего дохода AR лежит выше кривой средних издержек ATC, или AR > ATC, то есть будет прибыль, а это главный стимул производства.

Оптимальный объём Qm, который принесёт максимум прибыли, определяется по правилу        MR = MC (рисунок 8.3): здесь это точка А. Дело в том, что при объёме, к примеру, Q1, меньше (левее) Qm, предельный доход MR больше предельных издержек МС, то есть эта единица прибыльна и её надо производить. При любом объёме правее Qm MR < MC каждая следующая единица убыточна и от неё надо отказаться.

Для определения цены Pm  объёма Qm проведём вертикаль через точку А до кривой спроса и получим точку В, по которой и определяется оптимальная цена Pm. Величина валовой экономической прибыли PEm = АРЕm×Qm, где средняя экономическая прибыль APEm = ARm – ATCm или отрезок ВС.

Графически валовая прибыль PEm определяется площадью прямоугольника  (рисунок 8.4).

Монополия не гарантирует прибыль. Возможны случаи минимизации убытков путём производства и закрытия.

R C
Pm
Q
Qm
Qc
Qk
Pc
PK
D: P = AR
L(ATCmin)
MC
ATC
C
M
B
A
K
 
 
 
 
 
Рисунок 8.5 – Регулирование монополии
Q
Qm
Qk
B
A
K
MR
MC
ATC
Pm
PK
R C
D: P = AR
Рисунок 8.4 – Эффективность монополии
Для определения эффективности монополии наложим на график монополии условия равновесия конкурентной фирмы в долговременном периоде, когда цена PK и объём QK устанавливается по точке K, соответствующей минимуму АТС. Тогда чётко видно, что Pm > PK и Qm < QК. То есть монополия всегда устанавливает цену выше, а объём меньше, чем конкурентный рынок.

Для повышения размера прибыли (PEm) монополия может применять ценовую дискриминацию: установление разных цен для разных групп покупателей.

Поскольку многие монополии являются естественными с государственными привилегиями, то они подлежат государственному регулированию. Особенностью естественных монополий являются очень большие постоянные издержки (ТFC), не зависящие от объёма производства. Поэтому кривая спроса D: P = AR пересекает кривую средних издержек АТС в точке, где АТС ещё снижается. Или минимум АТС, где АТС = МС (точка L) лежит правее кривой спроса. Нерегулируемая монополия устанавливает Pm  и Qm по правилу MR = MC через точки А и В (рисунок 8.5).

Государству целесообразно установить общественно оптимальную цену из условия Р = МС и оптимальный объём QK (это точка К). При этой цене достигается оптимальное распределение ресурсов между отраслями и продуктами, ассортимент товаров полностью соответствует спросу покупателей. Однако издержки АТС в этом случае при объёме QK оказывается выше установленной цены РК (точка М), то есть убытки.

Тогда, чтобы не привести монополию к банкротству, государство должно компенсировать убытки в размере отрезка М – К или установить другую цену. И государство устанавливает цену из условия Pс = ATC (цена равна издержкам – ни прибыли, ни убытков). Здесь это соответствует точке С с параметрами Pc и Qc. В итоге эти параметры хуже общественно оптимальных, но обеспечивают безубыточность, и значительно лучше Pm и Qm нерегулируемой монополии.

Эта модель рынка характеризуется следующими параметрами:

– Относительно большое число фирм (30 ÷ 70). Доля каждой из них невелика и контроль над ценой весьма ограничен. Тайный сговор почти невозможен, и реакцию конкурентов можно не учитывать.

R
D: P = AR
MR
QMK
Рисунок 8.6 – Спрос и доход монополистической конкуренции
– Продукт дифференцирован и по назначению, и качеству обслуживания.

– Стимулирование сбыта. Широкое использование рекламы как средства информации, но часто освещение мнимых различий.

– Неценовая конкуренция. Соперничество не только по цене, но и по неценовым факторам: качество, реклама, условия продажи, упаковка, торговая марка.

– Лёгкое вступление в отрасль. Барьеры незначительны.

Монополистическая конкуренция (МК) занимает промежуточное положение между чистой конкуренцией и монополией. Поэтому её кривые спроса (D) и предельного дохода (MR) являются нисходящими линиями, но имеют меньший наклон, чем при монополии (рисунок 8.6), то есть ближе к горизонтали как у конкурентной фирмы (менее эластично).

R C
Q
QMK
В
АТС
РМК
АТСМК
МС
Рисунок 8.7 – Максимизация прибыли монополистической конкуренции
А
 
D: P = AR
C
 
 
Равновесие монопольно конкурентной фирмы определяется по общему правилу   MR = MC (точка А). По этой точке определяется оптимальный объём QMK и по кривой спроса D: P = AR для данного объёма QMK через точку В находится цена РМК. Величина экономической прибыли равна PEMK = APEMK×QMK, где средняя прибыль APEMK = PMK(ARMK) – ATCMK или отрезок ВС. Графически валовая прибыль РЕМК =  (рисунок 8.7).

Кроме рассмотренного случая максимизации прибыли при ухудшении конъюнктуры рынка и снижения спроса на данный товар возможны варианты минимизации убытков путём производства или путём закрытия.

В долговременном периоде у монополистической фирмы цена устанавливается соответственно в точке В, для которой РМК = АТС, а объём QMK.     То есть обеспечивается безубыточность: цена равна издержкам, ни прибыли ни убытков (рисунок 8.8).

Q
QMK
QK
R C
PMK PK
B
A
C
ATC
MC
Рисунок 8.8 – Равновесие монополистической конкуренции в долгосрочном периоде
Это происходит из-за входа новых фирм в отрасль при наличии прибыли и выхода фирм при убытках.

Если нанести на данный график условия долгосрочного равновесия конкурентной фирмы по условию Р = АТСmin (точка С), то видно, что монопольно конкурентная фирма менее эффективна, чем конкурентная: PK < PMK, а  QK > QMK. Однако этот недостаток вполне покрывается наличием дифференцированного продукта, а не стандартного, как в чистой конкуренции (.

Кроме дифференциации, которая приспосабливает продукт к спросу в функционировании этой группы фирм, огромную роль играет реклама, которая приспосабливает спрос к продукту. Цель рекламы: привлечь спрос к этому продукту, увеличить долю рынка и величину прибыли.

Положительные стороны рекламы:

 

– предоставление информации;

ATC1 АТС2
Q
Q1
Q2
a
b
ATC2(с рекламой)
ATC1 (без рекламы)
АТС
Рисунок 8.9 – Эффективность рекламы
– поддерживает средства массовой информации, которые финансируются за счёт рекламы;

– стимулирует изменения продукта;

– возможность увеличить продажи и даже при более высокой кривой издержек АТС, обеспечить более низкую величину издержек (АТС2 < FNC1), а стало быть и цену (Рс рекл. < Рбез рекл.). Хотя издержки на рекламу велики (отрезок аb) (рисунок 8.9):

– реклама поддерживает конкуренцию;

– реклама как бы создаёт дополнительные рабочие места, стимулируя большие потребительские расходы.

Отрицательные стороны рекламы:

– основная цель рекламы не информировать, а убеждать; реклама часто вводит в заблуждение;

– расходы на рекламу в большей степени непроизводительны и ничего не добавляют к реальному богатству;

– велики внешние издержки: СМИ всегда поддерживают тех, кто финансирует рекламу;

– реклама всех фирм нейтрализует воздействия;

– реклама не влияет на уровень производства, который зависит от других факторов.

Характеристики:

– немногочисленность: 3 ÷ 5 фирм, может быть и 10;

– однородный (сталь, медь) и дифференцированный продукт (автомобили, бытовые приборы…);

– концентрация продаж (в США 4 фирмы выпускают более 90 процентов автомобилей и мотоциклов, бытовых приборов, сигарет…). Здесь надо учитывать не только национальную, но и региональную долю рынка. Кроме того, сильна конкуренция между продуктами разных отраслей (стеклянная, бумажная, пластиковая тара), а также конкуренция иностранцев;

– всеобщая взаимозависимость. В связи с большими размерами если одна фирма увеличивает свою долю продаж, то у других эта доля снижается. Они начинают реагировать, и начинается ценовая война (снижение цен для вытеснения конкурентов). То есть каждая фирма (проводит свою ценовую политику обычно с учётом реакции конкурентов;

– высокие барьеры для вступления в отрасль;

– высокая капиталоёмкость, то есть выгодно иметь только несколько фирм;

– владение сырьём или патентами;

– высокий стимул к слиянию: увеличивается доля рынка, а стало быть, рыночная власть и способность контролировать объём и цену и др.

Варианты поведения олигополистов могут быть разными: дуополия (модель Курно), ломаная кривая спроса, тайный сговор, лидерство в ценах, ценообразование по принципу «издержки плюс».

I. Дуополия – самый простой частный случай олигополии. Ценовая война снижает цену обоих конкурентов только до уровня средних издержек, поскольку далее следуют убытки. Ни одна фирма от этого не выигрывает, а только проигрывает, так как экономическая прибыль равна нулю. Но покупатели в этом случае выигрывают. Чаще всего ценовые войны заканчиваются соглашением (или тайным сговором).

Модель Курно предполагает, что две фирмы производят стандартизированный товар, действуют одновременно и независимо друг от друга. Кривая рыночного спроса им известна.

На рисунке 8.10 представлены кривые реакции фирм А и В в зависимости от поведения конкурента: Если фирме А известно, что В выпустит ноль единиц продукции, то А по своей кривой реакции QA(QB) выпустит 30 единиц (точка D),если А выпустит 0 единиц, то В – 30 ед. (точка М).

Е
L
C
K
QВ
QА
60   50   40   30   20   10
 10  20  30  40  50    60
Кривая реакции фирмы В: QB(QA)
Равновесие Курно
Кривая реакции фирмы А: QA(QB)
Рисунок 8.10 – Дуополия: модель Курно
F
M
D
 Если фирма В решила выпустить 40 ед., то по кривой QA(QB) фирме А (через точку К) достанется 10 единиц. Однако если А действительно произведёт 10 единиц, то фирма В по своей кривой реакции QВ(QА) должна выпустить только 25 (точка С), а не 40. И далее: если В выпустит 25 единиц, то уже А по кривой QA(QB) останется только 17,5 (точка L). Если А действительно выпустит 17,5, то В выпустит уже не 25, а только 22 (через точку F). Таким образом, подстройка А к уровню производства В и наоборот создаёт постоянный пересмотр объёмов, неустойчивость, неравновесность.

Однако есть и точка устойчивого равновесия. Пересечение двух кривых реакции (точка Е) даёт равновесие Курно. Здесь фирма чётко угадываетповедение конкурента и ни у одной фирмы нет стимула изменять объёмы выпуска, то есть равновесие устойчиво.

II. В модели поведения «ломанная кривая спроса» отрасль состоит из трёх фирм А, В и С, имеющих по 1 трети рынка. Они тайно не сговариваются. Рассмотрим три варианта поведения олигополистов.

1. В и С следуют за любым изменением цены со стороны А. Если А повышает цену, а В и С следуют за ней, доли рынка не изменяются. Однако общий спрос на продукцию отрасли уменьшается. Так как цена данного продукта станет относительно выше продукции других отраслей. Если А понижает цену, а В и С следуют за ней, доли рынка 1/3 также не изменится, но общий спрос на товар отрасли возрастёт.

2. В и С игнорируют действия А. Тогда, если А поднимет цену, а В и С оставляют прежнюю, то доля А снижается, а В и С растёт. Если А снижает цену, а В и С игнорируют, то А увеличивает долю рынка, а В и С снижают.

3. Реальный. Если А повышает цену, то В и С игнорируют и их доля рынка растёт. Если А понижает цену, то В и С следуют за ней, доли рынка не изменяются, но общий спрос на продукцию отрасли растёт и она занимает большую долю в народном хозяйстве.

Q
Q
P R C
P1
D1
D2
MR1
MR2
MC1
MC2
a
b
c
Рисунок 8.11 – Ломанная кривая спроса
D2
D1
MR1
MR2
В и С не следуют за А (при повышении цены)
В и С следует за А (при понижении цен)
Графически это отражается «ломанной кривой спроса» (рисунок 8.11). Наложим друг на друга кривые спроса D и предельного дохода MR фирм А и объединённых В и С.

Когда В и С игнорируют действия А, кривые спроса и предельного дохода из изложения D1 – a – D1 и MR1 – b – MR1 перейдут в положение D2 – a – D2 и MR2 – b – MR2, то есть станут более эластичными. С учётом реальных действий В и С при росте цены А кривая спроса займёт положение D2 – a, а при снижении цена а – D1. То есть кривая спроса А с учётом реакции В и С примет вид ломанной кривой D2 – a – D1. А кривая предельного дохода получает разрыв и занимает положение MR2 – b – c – MR1. Эта модель поведения таит в себе опасность ценовой войны.

III. Тайный сговор. Это прямое формальное или неформальное соглашение о цене и объёмах, то есть долях рынка. В этом случае формируется чистая монополия, которая оптимизирует цену и объём по правилу MR = MC.

Однако для тайного сговора всегда имеются барьеры. Среди них различия в издержках, число фирм, недобросовестное поведение (скидки и др.), фаза экономического цикла, возможное вступление в отрасль новых фирм из-за чрезмерной прибыли, антимонопольное законодательство.

IV. Лидерство в ценах. Более изощрённый способ координации ценовой политики без прямого сговора, без формальных договоров и тайных встреч. Здесь лидирующая фирма изменяет цену, а остальные просто устанавливают аналогичную цену. В результате, та же монополия. Эти действия осуществляются не часто из-за опасения, что конкуренты не присоединяются к лидеру.

V. Ценообразование по принципу «издержки плюс». Здесь определяются издержки и при существующих ценах на ресурсы добавляется надбавка в виде процента. Обычно целью является долговременная прибыль. Поэтому процент не слишком высокий, чтобы не привлечь в отрасль из-за очень высокой прибыли фирмы из других отраслей.

При этой модели цена устанавливается относительно стабильной и не изменяется вслед за изменением спроса – поскольку спрос формируется самим производителем.

В целом по степени эффективности олигополия близка к монополии и значительно уступает конкурентной модели по цене и объёмам.

 

Рынки факторов производства

Вступая в процесс производства экономические ресурсы: рабочая сила, капитал, земля и предпринимательство становятся факторами производства.

Спрос на ресурсыесть спрос производный от готовых товаров, которые производятся с помощью этих ресурсов. Ресурсы удовлетворяют потребности людей не прямо, а через производство товаров. Таким образом, цена ресурса есть производная от цены товара. При анализе спроса и предложения ресурсов используются следующие показатели:

МР – предельная производительность ресурсов, то есть прирост объёма производства при присоединении каждой дополнительной единицы ресурса;

MRP – предельный продукт ресурса в денежном выражении – прирост общего дохода при применении каждой дополнительной единицы ресурса. Иначе, это доход от каждой последующей единицы ресурса:

                               MRP(руб.) = Ртовара(руб.)×МРресурса(шт.);                  (9.1)

MRC – предельные издержки на ресурс, то есть прирост общих издержек при применении каждой дополнительной единицы ресурса.

Итак, спрос на ресурс зависит от спроса на товар, произведённый с помощью этого ресурса и соответственно цены товара, а также производительности самого ресурса. На высокопроизводительный ресурс и спрос будет больше, но если производительность высокая, а спрос на товар отсутствует, то и сам ресурс бесполезен – спроса на него не будет.

А
D: MRP
Ррес
РА
QA
Qрес
Рисунок 9.1 – Спрос на ресурсы
Именно эти характеристики учитывает показатель предельной производительности ресурса в денежном выражении MRP = Pтовара×МР. И графиком спроса на ресурс (рисунок 9.1) является нисходящий участок кривой MRP.

Точка А на кривой спроса на ресурс (MRP) означает, что при цене ресурса РА, объём спроса на него составит QA.

В условиях несовершенной конкуренции спрос на ресурс будет менее эластичен, а кривая более крутой, чем на конкурентном рынке.

Рыночный спрос на ресурс равен сумме спроса отдельных фирм.

Цена ресурса является главным фактором величины спроса на него. Однако есть и неценовые факторы: они сдвигают не точку по кривой, а саму кривую. Среди них:

 
D1тов = 2 руб)
 
Ррес
Р1
Q1
Q2
Qрес
Рисунок 9.2 – Изменение спроса на товар
D2 (Ртов = 3 руб)
1. Изменения спроса на товар. Если спрос на товар и его цена растут, то растёт и спрос на ресурс (кривая смещается вправо из D1 в D2). И при той же цене ресурса Р1 величина спроса растёт от Q1 до Q2. И наоборот (рисунок 9.2).

2. Рост производительности ресурса увеличивает спрос на него. Кривая – вправо. Способы:

а) чем больше капитала, тем больше MRP;

б) чем лучше технологии, тем выше MRP;

в) чем выше качество самого ресурса (квалификация, здоровье и т. п.), тем больше MRP.

3. Цены на другие ресурсы:

а) ресурсы (труд и капитал) взаимозаменяемые. Тогда снижение цены капитала вызовет снижение спроса на труд, и результат будет зависеть от 2 эффектов:

· труд заменяется машинами: спрос на труд падает – эффект замещения;

· издержки становятся меньше, тогда повысится спрос на товар, а стало быть, и на труд;

б) при дополняемых ресурсах рост спроса на капитал увеличивает спрос на труд.

В целом для рынка ресурсов предложение зависит от предельных издержек MRC. Здесь кривая имеет восходящий характер, то есть, чтобы привлечь дополнительную единицу ресурса, необходимо увеличить его цену (рисунок 9.3).         

На конкурентном рынке данной фирме может быть предложено количество ресурса значительно меньше его общего количества по народному хозяйству. Поэтому цена ресурса Ррес не зависит от числа привлекаемых единиц, то есть фирма не влияет на цену и кривая предложения абсолютно эластична (рисунок 9.4). Каждая дополнительная единица добавляет к общим издержкам величину равную цене ресурса – Ррес и Ррес = MRC, ARC = ТС/Qрес – средние издержки на ресурс.

W
W1
SL
L
L1
Рисунок 9.5 – Индивидуальное предложение труда
РР
QP
S: Ppec = MRC = ARC
Рисунок 9.4 – Предложение труда конкурентной фирмы
РР
S: MRC
Q
Рисунок 9.3 – Предложение ресурсов

 

 

Предложение труда индивида имеет особенность: при достижении какого-то уровня зарплаты (w1) количество предлагаемого рабочего времени начинает снижаться (рисунок 9.5).

Равновесие – это ситуация, когда при равновесной цене Р0 величина спроса на ресурс равна его предложению. Графически это точка А (рисунок 9.6), где пересекаются кривые спроса и предложения.

Правило MRP = MRC: чтобы получить максимальную прибыль фирма должна использовать дополнительную единицу любого ресурса, пока каждая последующая присоединяемая единица ресурса даёт больше дохода, чем издержек. Максимизация прибыли будет при условии MRP = MRC. Так, 3-я единица даёт больше дохода MRP3, чем издержек MRC3. Значит, эта единица прибыльна, и её надо привлекать. 

9-я единица даёт больше издержек, чем дохода, она убыточна, и от неё надо отказаться. А оптимум сложится в точке А, где MRP = MRC.

Равновесие для конкурентной фирмы примет вид по рисунку 9.7.

 

РР
 
D: MRP
S: MRC
A
Qp0 = QD = QS
QP
PP
PP0
 
A
S: P = MRC
3             6            9
QP
Рисунок 9.6 – Равновесие на рынке труда отрасли
Рисунок 9.7 – Равновесие конкурентной фирмы

 

 

Сдвиги равновесия происходят под влиянием сдвигов кривых D и S из-за неценовых факторов. К примеру, введение новых технологий (рисунок 9.8) сдвигает кривую D1: MRP1 вправо в положение D2: MRP2: цена ресурса не изменяется, а величина привлечения ресурса растёт с Q1 до Q2.

РР2
S1: Р1 = MRC1
D: MRP
Q1
Q2
QP
S2: Р2 = MRC2
РР1
РР
Рисунок 9.9 – Сдвиг кривой предложения ресурса
Рр
Р0
S: PP = MRC
D2: MRP2
D1: MRP1
Q1
Q2
QP
Рисунок 9.8 – Сдвиг кривой спроса на ресурс

 

 

Или работники угрозой забастовки добились повышения зарплаты от Р1 до Р2, кривая MRC сдвинулась вверх и занятость сократилась с Q1 до Q2 (рисунок 9.9).

Равновесие для 2 переменных ресурсов (К – капитал и L – труд) в долговременном периоде, когда можно изменить оба ресурса, отражается следующими математическими равенствами:

1. Минимизация издержек для фиксированного объёма продукции:   

                                             .                                                                                                                                                                                                                               (2.5.2)

2. Максимизация прибыли для разных объёмов:               

                  или MRPK = PK и MRPL = PL.                                    (9.3)

Заработная плата или ставка зарплаты – это цена, выплачиваемая за привлечение ресурса «рабочая сила».

По К. Марксу, зарплата – это превращённая форма стоимости рабочей силы и предназначена для восстановления способности наёмного рабочего к труду. По «Экономикс» зарплата – это плата за весь труд. Зарплату получают наёмные рабочие, специалисты и служащие, работающие владельцы фирм. Применяются различные формы зарплаты. Сдельная – зависит от количества выпущенной продукции. Повременная – определяется количеством отработанного времени. Оклады для служащих. Гонорары творческим работникам. Все формы комбинируются с премиальной системой.

Номинальная заработная плата – это количество денег за год, день…

Реальная – количество товаров, которые можно купить за эти деньги.

, где π – темп инфляции.                              (9.4)

В данном курсе рассматривается средняя зарплата, которая равна общему фонду заработной платы по стране, делённому на численность работающих. В Хабаровском крае в 2012 году средняя зарплата в месяц составила 29 тысяч рублей, или примерно 1 тыс. долларов.

Заработная плата работников значительно дифференцирована по индивидам, странам, регионам, отраслям и специальностям, по полу и расе. Основными факторами различий зарплаты являются:

– качество рабочей силы: способности, образование, опыт, здоровье, отношение к работе;

– применяемые средства производства на 1 работника;

– технологии;

– природные ресурсы страны;

– экономические условия, система стимулов, эффективность управления;

– распределение финансовых потоков;

– размер внутреннего рынка, степень монополизации отрасли;

– привлекательность вида работ, различие неденежных аспектов.

Но прежде всего и зарплата, и уровень жизни зависят от производительности труда.

Формирование зарплаты и занятости существенно зависит от типа рынка труда: конкурентный, монопсония, с учётом профсоюзов и двухсторонняя монополия. Зарплата для конкурентной фирмы определяется соотношением спроса и предложения труда в отрасли или в целом по народному хозяйству аналогично рынку ресурсов (рисунки 9.6 и 9.7).

Монопсония – единственный покупатель. Может быть и 3 – 5, но они ведут себя как монопсонисты.

Характеристики модели

1. Количество занятых на данной фирме составляет основную часть рабочих конкретного вида труда.

2. Этот вид труда является относительно немобильным или географически с переездом или по приобретению новой специальности.

3. Фирма диктует зарплату, то есть ставка зарплаты Wm находится в прямой зависимости от числа нанимаемых рабочих Lm.

Здесь фирма вынуждена платить более высокую зарплату, чтобы получить больше труда, то есть кривая предложения труда (SL) плавно поднимается. Но более высокая зарплата для привлечения дополнительных рабочих должна выплачиваться всем рабочим, ранее нанятым по более низкой ставке. То есть предельные издержки на 1 дополнительного рабочего MRCL окажутся выше, чем прирост заработной платы на величину необходимого для роста зарплаты «старым» рабочим. Графически кривая MRC будет лежать выше кривой предложения SL (рисунок 9.10).

W
MRCL
SL: WL = ARCL
L
W
WK
Wm
L
Lm
LK
S: W = ARC
B
C
A
D: MRP
MRC
 
Рисунок 9.10 – Предложение труда при монопсонии
Рисунок 9.11 – Равновесие монопсонии

 

Равновесие на монопсоническом рынке установится по правилу MRPm = MRCm в точке В, по которой определяется занятость Lm. При занятости Lm по кривой предложения S через точку С определяется зарплата при монопсонии Wm (рисунок 9.11).

Конкурентный рынок труда определяется точкой А с параметрами WK и LK. Здесь видно, что Wm < WK, а Lm < LK.

Вывод: Для максимизации прибыли монопсонист нанимает меньше рабочих и устанавливает меньшую зарплату, чем при конкуренции.

Обычно рабочие продают свой труд не конкурируя, а коллективно, через профсоюз



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.103 с.)