Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функция мотивации. Процессуальные теории мотивации

Поиск

Задание 10 Менеджмент

Функция мотивации. Процессуальные теории мотивации

Еще одна группа теорий, изучающих факторы влияющие на действия человека для достижения собственных целей и целей организации – это процессуальные теории мотивации. В отличие от содержательных мотивационных теорий, они рассматривают вопрос с иной точки зрения. Если содержательные теории основное внимание уделяют анализу потребностей, лежащих в основе мотивации, то процессуальные теории описывают то, что направляет поведение на достижение той или иной цели и как человек выбирает ту или иную модель поведения.

Эти теории не оспаривают существования потребностей, но утверждают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно этим теориям оно зависит также от условия удовлетворения потребностей: ожидаемого вознаграждения и справедливой оценки результата проделанной работы.

К процессуальным теориям мотивации относятся: теория ожиданий В.Врума; теория справедливости Дж.Адамса; комплексная теория мотивации Портера-Лоулера.

Теория ожиданий В. Врума (слайд 29)

Американский ученый Виктор Врум впервые изложил свою теорию в книге «Труд и мотивация» (1964). Теория ожиданий (Expectancy Theory)- говорит о том, что наличие у человека потребности не является единственным условием для возникновения у него мотивации к достижению цели, обусловленной этой потребностью.

Важным условием является ожидание человеком того, что выбранный им тип поведения и предпринимаемые действия действительно приведут к получению желаемого. То есть недостаточно наличие у человека потребности, надо чтобы он ожидал, что затраченные им усилия, в самом деле, помогут ему ее удовлетворить. В.Врум выделяет три составных части этого ожидания, три ключевых фактора влияющих на мотивацию:

• Ожидание того, что затраченные усилия приведут к желаемому результату (цели);

• Ожидание того, что достижение результата будет вознаграждено (то есть достижение результата  гарантирует получение вознаграждения);

• Ожидание того, что вознаграждение будет ценным (валентным).

Например, школьник хочет получить высокий балл по ЕГЭ, чтобы поступить в престижный ВУЗ. Три составляющие, которые определят, стоит ли прилагать усилия, чтобы добиваться получения высокой оценки по ЕГЭ:

ожидание, что если он будет очень стараться и приложит максимум усилий, у него получится сдать ЕГЭ на высокую оценку;

ожидание, что высокая оценка по ЕГЭ обеспечит поступление в выбранный ВУЗ;

ожидание, что обучение в этом ВУЗе – это действительно то, что ему нужно.

Или: менеджерам отдела продаж в качестве награды за выполнение очень напряженного плана продаж руководство пообещало коллективную поездку на выходные в аквапарк в Финляндии. Чтобы решить для себя, целесообразно ли очень напрягаться, надо понять:

Удастся ли вообще выполнить этот план, возможно ли это?

Правда организуют тур в Финляндию или «спустят на тормозах»?

А хорошо ли в этом аквапарке, сколько там народу и хочется ли мне брызгаться в воде вместе с коллегами?

Мотивация по Вруму представляет собой произведение 3-х факторов; если хотя бы один из факторов отсутствует (равен нулю), то и общее произведение (мотивация) будет равно нулю. Чем сильнее каждый из этих трех факторов, тем выше мотивация работника.

Функция контроля

Знакомство с функцией контроля обычно не вызывает трудностей у студентов, поэтому я приведу дополнительную информацию к презентации только по пунктам, которые на очных занятиях мы обсуждаем более подробно.

Главный смысл контроля заключается в создании гарантий выполнения планов и в повышении эффективности управленческого процесса.

Таким образом, контрольэто процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Рассмотрим подробнее назначение функции контроля (слайд 35)

▪ Устранение внешней и внутренней неопределенности. Планы не всегда выполняются так, как было задумано. Люди не всегда принимают делегированные им права и обязанности. Руководству не всегда удается должным образом мотивировать людей на достижение поставленных целей. Меняются условия окружающей среды, и организация должна соответственно к ним адаптироваться. В этих условиях неопределенности надо все время проверять достигла ли организация, или конкретные управленческие решения поставленных целей. Иными словами, менеджеры с помощью контроля постоянно проверяют, насколько то, что происходит в действительности, соответствует тому, что должно быть.

▪ Предупреждение возникновения кризисных ситуаций. Ошибки и проблемы, возникающие при анализе ситуации внутри организации» переплетаются, если их вовремя не исправить, с ошибками в оценке будущих условий окружающей среды и поведения людей. Вероятность такого переплетения ошибок в организации весьма велика из-за высокой степени взаимозависимости видов деятельности. Контроль позволяет выявить проблемы и скорректировать соответственно деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис.

▪ Поддержание успеха. Отвечая на вопрос: «Насколько мы продвинулись к поставленным целям?», руководство организации получает возможность определить, где организация добилась успехов, а где потерпела неудачу. Другими словами, один из важных аспектов контроля состоит в том, чтобы определить, какие именно направления деятельности организации наиболее эффективно способствовали достижению ее общих целей.

Можно добавить к перечисленным еще одно назначение контроля:

▪ Укрепление дисциплины и соблюдению законности.

На 37 слайде приведены виды контроля. Эти виды отличаются друг от друга временем осуществления.

Текущий и заключительный контроль обычно не вызывает вопросов, а что такое предварительный контроль, поясним.

Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ. Его задача -  проверка готовности предприятия к началу последующей стадии деятельности (начало активной работы дальнейшего этапа в процессе развития компании).

Предварительный контроль в области человеческих ресурсов предусматривает анализ деловых и профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения тех или иных должностных обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных кадров.

Контроль материальных ресурсов заключается в выработке стандартов минимально допустимых уровней качества и количества (норм), проверки соответствия поступающих ресурсов этим требованиям. Сюда же относится выбор поставщиков, обеспечение запасов и др. Проверяются необходимые условия при осуществлении работ (проверка технологических инструкций, учредительного договора и др.).

Задание 10

Приложение 1

Решите задачу, используя знания процессуальных теорий мотивации.

Условие задачи: «Вы – начальник отдела маркетинга компании, занимающейся производством и поставкой антисептических средств. В отделе работают два дизайнера – Елена и Сергей, оба – хорошие профессионалы, между ними распределена работа по разработке рекламных материалов.

Елена работает увлеченно, качество ее разработок очень хорошее, она всегда укладывается в сроки. Раньше и про Сергея можно было сказать то же самое, однако с некоторых пор он стал затягивать выполнение заданий, да и качество его разработок заметно упало – рекламные материалы стали скучноватыми, неоригинальными.

Вы решили поговорить с Сергеем, но до этого хотите продумать возможные причины изменения отношения Сергея к работе и возможные решения, которые могли бы исправить положение».

Составьте список предполагаемых причин снижения мотивации Сергея, опираясь на процессуальные теории мотивации, используйте модель Портера-Лоулера.

Что можно было бы сделать (изменить) для того, чтобы исправить ситуацию?

В ответе приведите список возможных причин и соответствующих решений.

Подсказка: при анализе причин обратите внимание на каждый элемент схемы модели Портера - Лоулера– на переменные, которые оказывают влияние на прилагаемые усилия, достигнутый результ и степень удовлетворения.

Задание 10 Менеджмент

Функция мотивации. Процессуальные теории мотивации

Еще одна группа теорий, изучающих факторы влияющие на действия человека для достижения собственных целей и целей организации – это процессуальные теории мотивации. В отличие от содержательных мотивационных теорий, они рассматривают вопрос с иной точки зрения. Если содержательные теории основное внимание уделяют анализу потребностей, лежащих в основе мотивации, то процессуальные теории описывают то, что направляет поведение на достижение той или иной цели и как человек выбирает ту или иную модель поведения.

Эти теории не оспаривают существования потребностей, но утверждают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно этим теориям оно зависит также от условия удовлетворения потребностей: ожидаемого вознаграждения и справедливой оценки результата проделанной работы.

К процессуальным теориям мотивации относятся: теория ожиданий В.Врума; теория справедливости Дж.Адамса; комплексная теория мотивации Портера-Лоулера.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.203 (0.006 с.)