Характеристика рабочих групп. Групповое лидерство на основе консенсуса. Консенсусная стратегия и конкретизация целей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика рабочих групп. Групповое лидерство на основе консенсуса. Консенсусная стратегия и конкретизация целей.



Современная наука подходит к лидерству как явлению скорее групповому, организационному, общественному, чем личностному, индивидуальному. Каждый человек, являясь членом какой-либо группы, участвует в решении проблем, которые в ней возникают. Повышенное внимание к организации групповой работы в практическом менеджменте и хозяйственном лидерстве вызвано потребностями бизнеса и особенностями выживания предпринимательских структур.

В групповой работе, как и всякой другой, заключена целесообразно затраченная энергия (рабочая сила, усилия и способности последователей и лидеров как членов группы). Единство их работы дает так называемый синергетический эффект, когда силы группы больше суммы сил ее членов. Это объясняет повышенный интерес к групповым процессам, командной работе и корпоративным отношениям. Стремление получить синергетический эффект, а затем его повысить составляет основу группового лидерства. Для усиления эффекта требуется включение элементов лидерства, а также самого группового лидерства.

Структура группы определяется ее границами. Основные границы формируют главную групповую структуру. Внутренних границ может быть несколько, главная из них делит групповое пространство на области (зоны, регионы) членства и лидерства. Внешняя граница представляет собой совокупность критериев, по которым отличают членов от нечленов.

Внутри границ группа имеет своеобразный скелет — организационную структуру.

Индивидуальная структура определяется людьми, составляющими группу. На предприятиях она представлена штатными расписаниями ее подразделений, которые обусловливают состав и взаимосвязи сотрудников.

Лидерство ассоциируется с частью организационной либо индивидуальной структуры.

Характеристика рабочих групп

Рабочие группы формируются одновременно с созданием самой организации. Внутри них возникают образования, предназначенные для решения новых, чаще всего творческих, задач (проектные группы, временные творческие коллективы, команды), а также складываются неформальные малые группы на основе неофициальных межличностных отношений между сотрудниками из различных структурных образований.

Малые группы имеют следующие особенности:

численность до 25 человек (чаще 3—10); общность интересов, совпадение характеров и ценностных ориентации членов группы; наличие неофициального лидера, традиций и правил по-ведения, обязательных для всей группы.

Итак, малая группа — это немногочисленное образование людей, которых объединяет общая деятельность и которые находятся в непосредственном личном контакте, содействующем развитию групповых интересов. Нижний численный предел малой группы составляет три человека. Успешнее функционируют группы с нечетным количеством людей. Замечено, что четное количество членов в группе располагает к образованию двух враждующих половин. Коллектив эффективнее функционирует, если в нем работают люди разного возраста и пола.

Зависимость размера малой группы (Рмг) от ряда факторов отражает равенство

Рмг = /(3, С, П, О, X), где 3 — задачи, которые решает группа; С — стиль лидерства в группе; П — интеллектуальный потенциал группы; О — организация, в которой работает группа; X — факторы внешней среды.

размер малой группы взаимосвязан со следующими характеристиками:

· пространственно-временные границы единства людей;

· частота и длительность межличностных коммуникаций внутри группы и за ее границами;

· индивидуальность членов группы;

· умение общаться с людьми для достижения своих целей;

· активность каждого участника и умение взаимодействовать с другими;

· общее видение будущего, одинаковые ценностные ориентации и постоянные цели совместных усилий;

· организующее начало группы и т.д.

Случайная группа включает людей, принимающих решения самостоятельно, ее члены относительно независимы, каждый решает собственную задачу, но есть что-то, что их объединяет.

Такие группы встречаются в творческих коллективах, новых коммерческих структурах. Для них благотворна ситуация рыночной неопределенности.

Открытая группа признает право каждого на инициативу, здесь открыто и сообща обсуждаются насущные вопросы. Главное для всех — общее дело. Смена ролей происходит свободно.

Группа синхронного типа объединяет единомышленников, которым не обязательно быть рядом, чтобы двигаться в одном направлении.

В любом трудовом коллективе должны выполняться восемь социально-психологических ролей:

1. координатор — умеет работать с людьми, пользуется уважением;

2. генератор идей — стремится докопаться до истины, но воплотить свои идеи на практике самостоятельно чаще всего не в состоянии;

3. энтузиаст — берется за новое дело, воодушевляет других;

4. контролер-аналитик — способен трезво оценить выдвинутую идею, исполнителен, но часто нелюдим;

5. искатель выгоды — интересуется внешней стороной дела, исполнителен, может быть посредником между людьми, поскольку обычно является самым популярным членом коллектива;

6. исполнитель — умеет воплотить чужую идею в жизнь, способен к кропотливой работе, но часто «тонет» в мелочах;

7. работяга — не стремится занять чье-нибудь место, но на своем месте упорно выполняет функциональные обязанности;

8. шлифовщик — необходим для согласования точек зрения и позиций, чтобы отношения не перешли в конфликтные.

Групповое лидерство на основе консенсуса.

Формирование эффективной группы как предпринимательской единицы организации невозможно представить без достижения консенсуса в этой группе. Сущность группы, миссия, взгляды и образ мыслей ее членов, их ценностные ориентации, приобретаемый опыт и групповые знания выражаются в общей системе представлений, лежащей в основе консенсуса данной группы, позволяющего коллективно принимать решения и одобрять их.

Цикл адаптации группы включает выработку коллективных (групповых) представлений:

• о стратегии — главные задачи и функции, включая неформальные;

• целях — конкретные желаемые результаты работы;

• средствах — организационная структура, оплата труда, стиль лидерства, разделение труда;

• оценках — критерии оценки работы всей группы (индивидуальные критерии отсутствуют, если достигается коллективное представление о критериях работы группы);

• контроле — коррекции целей, стратегии исправления при отклонениях от целей, которые не подлежат коррекции.

Консенсусная стратегия. Ее цель — достижение группой общего понимания своего назначения, смысла существования и путей развития. Она составляет часть миссии организации, в которую входит группа. Коллективные представления о стратегии означают единодушное признание лидером того, кто преобразовал данную стратегию в виды деятельности группы, и принятие всеобщего приоритета развития.

Без консенсуса по содержанию ключевых задач высшему руководству трудно ставить четкие цели. Функции группового лидерства содействуют выработке коллективной общности в понимании целей и принятию решения на условиях демократического стиля управления.

Без консенсуса периодически возникают локальные конфликты, которые не позволяют группе адекватно реагировать на колебания внешней среды.

Групповое лидерство на основе консенсуса отражает стремление группы к самовыживанию и развитию, установлению благоприятных отношений между ее членами, обеспечивающих внутреннюю интеграцию группы. Управление интеграцией является особой функцией группового лидерства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.009 с.)