Обязанности медицинской сестры и младшего медицинского персонала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обязанности медицинской сестры и младшего медицинского персонала



Уход за больными осуществляет средний и младший медицинский персонал.

Средний медицинский персонал

Медицинская сестра – специалист со средним медицинским образованием (оканчивает медицинский колледж). Медицинскую сестру относят к среднему медицинскому персоналу, она выступает помощником врача в лечебно-профилактических учреждениях, выполняет врачебные назначения и осуществляет сестринский процесс. По определению ВОЗ, суть сестринского процесса заключается именно в осуществлении ухода за больными.

Обязанности медицинской сестры зависят от типа и профиля лечебного учреждения, гдеона работает, её должности и характера выполняемой работы. Существуют следующие должности медсестёр.

 • Главная медицинская сестра. В настоящее время это специалист с высшим медицинским образованием, оканчивающий факультет высшего сестринского образования медицинского университета. Она занимается вопросами рациональной организации труда, повышением квалификации среднего и младшего медицинского персонала больницы и осуществляет контроль за его работой.

• Старшая медицинская сестра оказывает помощь заведующему отделением больницы (поликлиники) в административно-хозяйственных вопросах, организует и контролирует работу палатных медицинских сестёр и младшего медицинского персонала.

• Палатная медицинская сестра выполняет врачебные назначения больным в закреплённых за ней палатах, наблюдает за состоянием пациентов, осуществляет уход за ними и организует их питание.

• Процедурная медицинская сестра выполняет врачебные назначения (внутривенные инъекции и вливания), помогает при проведении манипуляций, которые имеет право выполнять только врач, проводит взятие крови из вены для биохимических исследований.

• Операционная медицинская сестра помогает хирургу при хирургических вмешательствах, подготавливает к операции хирургический инструментарий, шовный и перевязочный материал, бельё.

• Участковая медицинская сестра помогает участковому врачу на приёме больных, проживающих на закреплённом за ним участке, выполняет по назначению врача лечебные процедуры на дому и участвует в проведении профилактических мероприятий.

• Медицинские сестры, работающие на приёме больных с врачами узких специальностей (окулистом, оториноларингологом, невропатологом и др.).

• Диетическая медицинская сестра (диетсестра) под руководством врача-диетолога отвечает за организацию и качество лечебного питания, составляет меню, контролирует кулинарную обработку и раздачу пищи, а также санитарное состояние кухни и столовой для больных.

Несмотря на определённое разделение функций медицинских сестёр, существует круг обязанностей, принятый для среднего медицинского звена в целом.

1. Выполнение врачебных назначений: инъекции, раздача лекарств, постановка горчичников, клизм и пр.

2. Осуществление сестринского процесса, в том числе:

• сестринский осмотр – первичный осмотр больного, измерение температуры тела, подсчёт часто-

ты дыхательных движений (ЧДЦ) и пульса, измерение АД, контроль суточного диуреза и пр.;

• правильный сбор материала для анализов (крови, мокроты, мочи и кала);

• обеспечение ухода за больными – уход за кожными покровами, глазами, ушами, полостью рта;

контроль за сменой постельного и нательного белья; организация правильного и своевременного

питания больных.

3. Оказание первой доврачебной помощи.

4. Обеспечение транспортировки больных.

5. Приём поступивших больных и организация выписки больных.

6. Осуществление контроля за санитарным состоянием отделений.

7. Осуществление контроля за соблюдением больными правил внутреннего распорядка

лечебных учреждений и выполнением ими правил личной гигиены.

8. Ведение медицинской документации.

Младший медицинский персонал

К младшему медицинскому персоналу относят младших медицинских сестёр, сестёрхозяек и санитарок.

• Младшая медицинская сестра (сестра по уходу за больными) помогает палатной медицинской сестре в уходе за больными, про-1 водит смену белья, обеспечивает содержание в чистоте и опрятности самих больных и больничных помещений, участвует в транспортировке больных, следит за соблюдением пациентами больничного режима.

• Сестра-хозяйка занимается хозяйственными вопросами, получает и выдаёт бельё, моющие средства и уборочный инвентарь и непосредственно контролирует работу санитарок.

• Санитарки: круг их обязанностей определяется их категорией (санитарка отделения, санитарка-буфетчица, санитарка-уборщица и пр.).

Общие обязанности младшего медицинского персонала следующие.

1. Регулярная влажная уборка помещений: палат, коридоров, мест общего пользования и др.

2. Оказание помощи медицинской сестре в осуществлении ухода за больными: смена белья, кормление тяжелобольных, гигиеническое обеспечение физиологических отправлений тяжелобольных – подача, уборка и мытьё суден и мочеприёмников и пр.

3. Санитарно-гигиеническая обработка больных.

4. Сопровождение больных на диагностические и лечебные процедуры.

5. Транспортировка больных.

4.

 Соблюдение клинической гигиены медицинским персоналом в хирургии позволяет защитить больного от переноса ему госпитальной инфекции медицинским персоналом; защитить медработника от инфицирования его пациентами (госпитальная инфекция, сывороточный гепатит, сифилис, ВИЧ-инфекция); защитить людей, контактирующих с медработниками вне лечебного учреждения, от госпитальной инфекции; предотвратить развитие у медперсонала профессиональных заболеваний (дерматит, аллергия).

Клиническая гигиена медперсонала включает:

Содержание в чистоте тела — регулярное применение гигиенического душа, периодическое мытьё отдельных частей тела, в том числе естественных отверстий.

Ношение опрятной одежды и нижнего белья.

Занятия физической культурой и закаливание своего организма.

Периодическая стрижка волос и ногтей.

Ежедневная чистка зубов и полоскание ротовой полости.

Обработка рук (трёхуровневая): не реже 1 раза в неделю, а при выраженной потливости и чаще, принимать гигиенический душ или ванну;

хирургам принимать душ как до-, так и после операции;

на лице не должно быть жирной косметики;

после посещения туалета руки тщательно моются с мылом и обрабатываются антисептиком, что является профилактикой заражения кишечной микрофлорой пищи, лекарственных препаратов, медицинских приборов, предметов ухода за больными;

часы, кольца и др. украшения должны легко сниматься и, при необходимости, дезинфицироваться; во время проведения манипуляций, требующих строгого соблюдения правил асептики (пункции, катетеризации и пр.), часы и кольца следует снимать, т.к. они препятствуют эффективной дезинфекции кожи рук.

Медперсоналу запрещается:

садиться на кровать больного; пользоваться посудой, находящейся в использовании больных; пользоваться туалетом для больных; принимать пищу в палатах, коридорах, лабораториях, асептических блоках; наклоняться близко к больному.

Правила ухода за руками

оберегать руки от загрязнений и повреждений при выполнении домашних работ, особенно в саду и огороде, для этого необходимо работать в резиновых или матерчатых перчатках; не прикасаться руками без перчаток к гнойным повязкам; не производить перевязки гнойных ран без перчаток;

ногти должны быть коротко обрезаны, ногти нельзя покрывать лаком, поскольку под ним на ногтевых пластинках будет находиться микрофлора, которая может быть перенесена больному при повреждении лакового покрытия; заусеницы должны быть удалены или подстрижены продезинфицированными инструментами, при уходе за ногтями не следует обрезать кожицу ногтевого валика, т.к. после этого открывается щель между ногтевым валиком и ногтем, где скапливаются микроорганизмы, что может привести к инфицированию ногтевого ложа; микроповреждения кожи следует закрывать клеящими пластырями.

 Выделяют несколько уровней обработки рук.

I уровень — бытовой (социальный) — моют руки с двукратным намыливанием:

— перед и после каждой манипуляцией;— перед и после контакта с пациентом;— после посещения туалетной комнаты.Используют только индивидуальное полотенце, которое меняют не реже одного раза в смену или по мере загрязнения. Можно также использовать одноразовые салфетки, бумажные полотенца и электросушилку.

 II уровень — гигиенический (дезинфекция) — после выполнения первого уровня, для обработки рук используют 2,4% первомура (1 мин), 70° спирт или 0,5% спиртовой раствор хлоргексидина в течение 3 мин. Используют данный метод перед выполнением инвазивных процедур, перед надеванием и после снятия перчаток.

ЦІ уровень — хирургический (стерилизация)— проводится после первого и второго уровней (только при этом используют локтевой кран) с последующим надеванием стерильных перчаток. Применяют данный метод перед хирургической операцией. Необходимо строго оберегать свои руки от загрязнений и повреждений, хозяйственные работы по дому и в саду следует выполнять в перчатках. Частое мытьё рук приводит к сухости кожи, поэтому её нужно постоянно смягчать питательными кремами.

5. Медицинская помощь может осуществляться на различных этапах:

• амбулаторная (внебольничная) помощь – поликлиники, поликлинические отделения больниц и диспансеров, амбулатории, медсанчасти и здравпункты, станции скорой медицинской помощи, женские консультации;

• стационарная медицинская помощь (её оказывают больным, которым необходимы систематическое наблюдение, сложные методы обследования и лечения) – больницы, госпитали, санатории и др.

Амбулаторная помощь:

Поликлиника – самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение городского типа, также она может входить в состав медсанчасти или объединённой больницы. В поликлинике проводят приём больных врачи всех специальностей. Имеются лабораторные, диагностические и лечебные кабинеты. Больные, которые не могут прийти в поликлинику, вызывают врача и дома получают квалифицированную помощь, а в случае необходимости их госпитализируют.

Амбулатория – лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания внебольничной медицинской помощи населению небольшого посёлка городского типа, небольшого промышленного предприятия или сельского участка. В сельской местности амбулаторную помощь могут оказывать фельдшерско-акушерские пункты, которые выступают основной структурной единицей сельского здравоохранения. Амбулатория отличается от поликлиники определённой ограниченностью оказываемой медицинской помощи и небольшой численностью персонала

Медсанчасти оказывают медицинскую помощь на крупных промышленных предприятиях. В их состав могут входить стационар, поликлиника, здравпункт и профилакторий.

Здравпункт – подразделение медсанчасти или поликлиники, организуемое на промышленных предприятиях, стройках, в высших и средних учебных заведениях, училищах. Наряду с оказанием первой медицинской помощи при травмах, внезапных заболеваниях и отравлениях здравпункт осуществляет плановые санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия для предупреждения и снижения заболеваемости.

Женская консультация – лечебно-профилактическое учреждение, в котором осуществляют лечение и профилактику гинекологических заболеваний, а также наблюдение за беременными. Средний медицинский работник – акушерка – оказывает помощь врачу при приёме, ведёт патронаж беременных, обучает их уходу за новорождёнными и личной гигиене

Станции скорой медицинской помощи обеспечивают население медицинской помощью в неотложных ситуациях, работая круглосуточно. Бригаду может возглавлять фельдшер, который самостоятельно выезжает на вызовы, оказывает первую помощь и госпитализирует больных. Специализированную медицинскую помощь, требующую более высокой квалификации, оказывает бригада, возглавляемая врачом, а фельдшер помогает ему в оказании помощи и транспортировке больных. Многие станции скорой медицинской помощи имеют автомашины с современной аппаратурой, что позволяет оказывать экстренную высококвалифицированную и специализированную помощь и проводить реанимационные мероприятия на дому и по пути в стационар

Стационарная помощь:

Дневной стационар – промежуточное звено между амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощью. Это стационарозамещающая форма организации медицинской помощи населению, структурное подразделение амбулаторно-поликлинического или больничного учреждения, предназначенное для проведения пациентам, не требующим круглосуточного медицинского наблюдения, лечебных, реабилитационных, диагностических и профилактических мероприятий в дневное время.

Диспансер – самостоятельное специализированное лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания лечебно-профилактической помощи определённому контингенту больных. В настоящее время в системе отечественного здравоохранения предусмотрены следующие виды диспансеров: кардиологический, противотуберкулёзный, онкологический, кожно-венерологический, психоневрологический, наркологический, противозобный, эндокринологический, врачебно-физкультурный.

Целями и задачами диспансера выступают следующие:

• Активное раннее выявление больных соответствующего профиля.• Наблюдение за выявленными больными (патронаж).• Специализированная врачебная помощь.• Реабилитация больных.• Профилактика заболевания.• Изучение заболеваемости и условий развития и распространения заболевания.

 Больница – лечебно-профилактическое учреждение, обеспечивающее высококвалифицированное обслуживание населения на основе достижений медицинской науки и техники в стационарных условиях.

Городская больница может быть:

- многопрофильной – для лечения больных с различными заболеваниями;

- специализированной – для лечения определённой категории больных (туберкулёзных, инфекционных, психических и др.).

Областная или республиканская больница обеспечивает сельских жителей высококвалифицированной специализированной, консультативной, поликлинической и стационарной медицинской помощью.

Клиника – больничное учреждение, где не только осуществляется стационарное лечение больных, но и проводится научно-исследовательская работа, происходит обучение студентов, врачей, среднего медицинского персонала.

Госпиталь – больница для лечения военнослужащих и инвалидов войны.

Санаторий – стационарное учреждение, где проводят долечивание больных. Обычно санаторий располагается в местности (курорте) с благоприятным климатом, а также там, где есть минеральные воды и лечебные грязи.

6. Обслуживание пациентов в стационаре начинается в приёмном отделении. Приёмный покой – важное лечебно-диагностическое отделение, предназначенное для регистрации, приёма, первичного осмотра, антропометрии (греч. anthropos – человек, metreo – измерять), санитарно-гигиенической обработки поступивших больных и оказания квалифицированной (неотложной) медицинской помощи.

Устройство приёмного отделения больницы

Работа приёмного отделения протекает в строгой последовательности:

1) регистрация больных; 2) врачебный осмотр; 3) санитарно-гигиеническая обработка.

В такой же последовательности расположены и помещения приемного отделения. Устройство приёмного отделения больницы зависит от профиля стационара; оно включает в себя, как правило, следующие кабинеты:

• Зал ожидания: в нём находятся больные, не нуждающиеся в постельном режиме, и сопровождающие пациентов лица. Здесь должны стоять стол и достаточное количество стульев. На стенах вывешивают сведения о режиме работы лечебных отделений, часах беседы с лечащим врачом, перечне продуктов, разрешённых для передачи больным.

• Регистратура: в этом помещении проводят регистрацию поступающих больных и оформление необходимой документации.

• Смотровой кабинет (один или несколько): предназначен для врачебного осмотра больных с постановкой предварительного диагноза и определением вида санитарно-гигиенической обработки, антропометрии, термометрии и при необходимости других исследований, например, электрокардиографии (ЭКГ).

• Санпропускник с душевой (ванной), комнатой для переодевания. • Диагностический кабинет – для больных с неустановленным диагнозом.• Изолятор – для больных, у которых подозревается инфекционное заболевание.• Процедурный кабинет – для оказания экстренной помощи.• Операционная (перевязочная) – для оказания экстренной помощи.• Рентгенологический кабинет.• Лаборатория.• Кабинет дежурного врача.• Кабинет заведующего приёмным отделением.• Туалетная комната• Помещение для хранения одежды поступивших больных.

В многопрофильных стационарах в приёмном отделении могут быть также и другие кабинеты, например травматологическая, реанимационная, кардиологическая (для больных с инфарктом миокарда) и др.

Приём и регистрация больных. В приёмное отделение больные могут быть доставлены следующими способами.

• Машиной скорой медицинской помощи: при несчастных случаях, травмах, острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний.• По направлению участкового врача в случае неэффективное лечения в амбулаторных условиях, перед проведением экспертизы медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК), а так же по направлению военкомата.• Переводом из других лечебно-профилактических учреждений (по договорённости с администрацией).• «Самотёком»: при самостоятельном обращении больного в случае ухудшения его самочувствия на улице недалеко от больницы.

В зависимости от способа доставки больного в больницу и его состояния различают три вида госпитализации пациентов: 1) плановая госпитализация;2) экстренная госпитализация;3) госпитализация «самотёком».

Если больного доставляют в приёмное отделение в состоянии средней тяжести и тем более в тяжёлом состоянии, то ещё до регистрации медицинская сестра обязана оказать больному первую (врачебную) медицинскую помощь, срочно пригласить к больному врача и быстро выполнить все врачебные назначения.

Если больной доставлен в приёмное отделение с улицы в бессознательном состоянии и без документов, то медицинская сестра после осмотра его врачом оказывает экстренную медицинскую помощь и заполняет необходимую документацию. После этого она обязана дать телефонограмму в отделение милиции и бюро несчастных случаев. В телефонограмме указывают приметы поступившего (пол, приблизительно возраст, рост, телосложение), перечисляет, во что был одет больной. Во всех документах до выяснения; личности больной должен числиться как «неизвестный».

Основная медицинская документация приёмного отделения

• «Журнал учёта приёма больных и отказов в госпитализации» (форма № 001/у).- В журнале медицинская сестра фиксирует: фамилию, имя, отчество больного, год рождения, данные паспорта и страхового полиса, домашний адрес, место работы и должность, телефоны, дату и время поступления, откуда и кем он доставлен, характер госпитализации (плановый, экстренный, «самотёк»), диагноз приёмного отделения, в какое отделение направлен больной.

• «Медицинская карта стационарного больного» (традиционно называемая историей болезни; Медицинская сестра оформляет титульный лист истории болезни, а также заполняет паспортную часть и левую половину «Статистической карты выбывшего из стационара» «Журнал осмотра на педикулёз»: заполняется при выявлении у больного педикулёза; дополнительно в истории болезни делают пометку «Р» (pediculosis).

• Экстренное извещение в санитарно-эпидемиологическую станцию (для направления в санитарно-эпидемиологическую станцию по месту выявления): заполняют при наличии у больного инфекционного заболевания, пищевого отравления, педикулёза.

• «Журнал телефонограмм». Медицинская сестра фиксирует в журнале текст телефонограммы, дату, время её передачи, кем она принята.

• Алфавитный журнал поступивших больных (для справочной службы).

  Антропометрия

Если больной находится в удовлетворительном состоянии, проводят антропометрию. Антропометрия – оценка телосложения человека путём измерения ряда параметров, из которых основными (обязательными) выступают рост, масса тела и окружность грудной клетки. Медицинская сестра регистрирует необходимые антропометрические показатели на титульном листе медицинской карты стационарного больного.

Определение массы тела (веса) больного

Измерять массу тела (вес) больного следует утром, после посещения им туалета (после освобождения кишечника и опорожнения мочевого пузыря) и до завтрака.Порядок выполнения процедуры: 1. Подложить на площадку весов (под ноги пациента) сменную салфетку. 2. Открыть затвор весов и отрегулировать их: уровень коромысла весов, на котором все гири находятся в «нулевом положении», должен совпадать с контрольной отметкой – «носиком»

весов в правой части весов. 3. Закрыть затвор весов и предложить больному встать (без обуви) в центр площадки весов. 4. Открыть затвор и определить массу больного, передвигая гири на двух планках коромысла до тех пор, пока коромысло не встанет вровень с контрольной отметкой медицинских весов. 5. Закрыть затвор. 6. Помочь больному сойти с весов и убрать салфетку.7. Записать данные измерения.

Сегодня в клинической практике широко применяют расчёт так называемого индекса массы тела (ИМТ), или индекса Кетле, который в определённом смысле можно считать весоростовым показателем. ИМТ вычисляется по формуле: ИМТ = масса тела (кг) / рост (м) х рост (м).Идеальный ИМТ – 24 кг/м2. При таком ИМТ показатель смертности человека минимален. ИМТ более 30 кг/м2 свидетельствует об ожирении, менее 18 кг/м2– о недостаточной массе тела.

7. Санитарную обработку проводят при обнаружении педикулёза и др инфекционных заболеваний

Частичная обработка заключается в мытье больного с мылом и мочалкой в ванне или под душем, дезинфекции его одежды и обуви(бак с хлорной известью или хлорамином б на 2 ч и направляют в спец прачечную.

Полная обработка заключается не только мытьё и дезинфекция, а так же и обработку постельных принадлежностей и жилых помещений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.035 с.)