Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бюджетные правоотношения и бюджетно-правовые нормы ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Бюджетные правоотношения - это урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в связи с формированием, распределением и использованием средств государственных и местных бюджетов.
Бюджетные правоотношения как вид финансово-правовых отношений, характеризуются собственными признаками, которыми являются: - имеют денежный характер; - одна сторона отношений имеет властные полномочия по отношению к другой стороны, какое бы место в системе органов государства она не занимала; - бюджетные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются только на основании закона и других нормативно-правовых актов.
Как специфический вид финансовых правоотношений, бюджетные правоотношения имеют свои специфические особенности, которые присущи именно бюджетным правоотношениям. Такими особенностями являются: - возникновение, изменение и прекращение бюджетных правоотношений осуществляется только путем законодательного утверждения; - бюджетные правоотношения носят периодический характер; - субъектами бюджетных правоотношений являются только юридические лица, участвующие в распределении доходов и расходов между различными видами бюджетов, получающие из государственного или местных бюджетов средства в различных формах, или участвующие хотя бы в одной стадии бюджетного процесса; - отдельные граждане, предприятия и организации негосударственной формы собственности не могут быть субъектами бюджетных правоотношений - их отношения в бюджетных правоотношениях опосредуются через налоговые, кредитные, трудовые, гражданские и иные правоотношения.
В зависимости от направлений правового регулирования бюджетной деятельности, бюджетные правоотношения можно сгруппировать в следующие группы: бюджетные правоотношения в сфере установления видов бюджетов, входящих в бюджетную систему, и принципы их связи; бюджетные правоотношения в сфере определения структуры доходов и расходов как бюджетной системы в целом, так и каждого вида бюджетов, и принципов распределения доходов и расходов между бюджетами; бюджетные правоотношения в сфере определения и осуществления полномочий государства и органов местного самоуправления в области бюджетной деятельности.
Норма бюджетного права - это установленное государством общеобязательное правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений, связанных с бюджетом и внебюджетными фондами, закрепляющее права и обязанности субъектов соответствующих бюджетных правоотношений.
Нормы бюджетного права являются разновидностью финансово-правовых норм. В связи с этим, для них характерны все признаки и особенности финансово-правовых норм. Все нормы бюджетного права имеют категорический характер. С труктура нормы бюджетного права включает в себя три элемента - гипотезу; диспозицию; санкцию. Гипотеза – содержит самого правила поведения; фактические условия реализации нормы; обстоятельства, при наличии которых надо или можно действовать оп ределенным образом. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы права, являются юридическими фактами, порождающими, изменяющими или прекращающими бюджетные правоотношения. Диспозиция - центральная часть бюджетно-правовой нормы. Она формулирует содержание самого предписанного, дозволенного или рекомендуемого данной нормой права правила поведения. Санкция – часть нормы бюджетного права, в которой указывается на правовые последствия: поощрительные (благоприятные последствия) или карательные (неблагоприятные последствия) меры, наступающие в случае ненадлежащего соблюдения либо нарушения установленного данной нормой правила.
Бюджетные нормативы – устанавливаемые органами власти размеры привлечения средств в бюджет, финансирования расходов и межбюджетного перераспределения ресурсов. Бюджетные нормативы являются расчетными величинами, устанавливаемыми либо в процентах к базе расчета, либо в денежном выражении на единицу планирования. Классификация бюджетно-правовых норм:
1. В зависимости от функций, выполняемых бюджетным правом выдеяют: а) регулятивные – нормы, которые непосредственно направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей;
б) охранительные – нормы, устанавливающие бюджетно-правовую ответственность, устанавливают ответственность за нарушение обязанностей, предусмотренных регулятивными нормами. 2. От характера воздействия на участников финансовых отношений выделяют: а) обязывающие нормы права – регулируют активное поведение субъектов и предписывают в категорической форме совершать определенные действия, например, встать на учет в налоговых органах. За неисполнение либо несвоевременное исполнение субъектами финансового права возложенных на них обязанностей со стороны государства применяются различные меры принуждения; б) запрещающие финансово-правовые нормы – регулируют пассивное поведение субъектов финансовых отношений и предписывают не совершать действий, нарушающих финансовую дисциплину и законность. Этот вид финансово-правовых норм нацеливает субъектов финансового права на пассивное поведение в виде отказа от совершения запрещенных государством деяний. Например, на совершение кредитных операций коммерческим банкам требуется получение лицензии центрального банка; в) уполномочивающие нормы – наделяют правом совершать определенные юридически значимые действия, например, уполномочивают налоговые органы контролировать соблюдение налогового законодательства гражданами и юридическими лицами. 3. По содержанию юридических прав и обязанностей субъектов правоотношений выделяют: а) материальные финансово-правовые нормы - закрепляют структуру бюджетной системы государства, перечень доходов и расходов, порядок их распределения между бюджетами, а также полномочия субъектов правоотношений в области бюджетов; б) процессуальные нормы - устанавливают порядок прохождения бюджета - составление и рассмотрение проекта бюджета, утверждение и исполнение бюджета, а также составление, рассмотрение и утверждения отчета об исполнении бюджета.
4. По территории действия выделяют: а) бюджетно-правовые нормы, действующие на всей территории государства. Содержатся в правовых актах представительных и исполнительных органов власти общегосударственного уровня; б) бюджетно-правовые нормы, действующие на определенной территории. Содержатся в правовых актах органов местного самоуправления.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.006 с.) |