Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ii основные элементы содержанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Характеристика этапов урока «открытия» нового знания
Цель урока |
Деятельность учителя Содержание учебного материала(задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов) |
Деятельность Учащихся |
Планируемые результаты | ||||
Предметные | Метапредметные | |||||||
I этап. Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность; выработка внутренней готовности к реализации требований учебной деятельности; мотивирование к учебной деятельности. | Включение в деловой ритм; настраивает учащихся на продуктивную деятельность. 1. Приветствует учеников. Проверяет готовность учащихся к уроку. 2. Создает эмоциональный настрой на работу на уроке. 3. Настраивает учащихся на продуктивную деятельность: предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; предлагает эпиграф; видеоролик. 4. Учитель должен затронуть все три пласта мотивации: • «хочу» — вызываем интерес к уроку, к деятельности; потребность учащегося в новом знании или способе действия; • «надо» — подводим ученика к осознанию важности и необходимости нового знания; • «могу» — определяем тематические рамки познания, демонстрируем, что непосильных и сверхсложных задач не предвидится. 5. самопроверка домашнего задания по образцу. | 1.Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку; - настраиваются на предстоящую работу в классе; 2. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке; - выбирают из цветового спектра, соответствующий настроению на начала занятия, цвет; выбирают из предложенных картинок ту, что соответствует настроению на начало урока. 3. Определяют личностный смысл учения; высказывают мнение о понимании эпиграфа; просматривают видеофрагмент; 4. Принимают условия работы с оценочным листом. 5. Проверяют правильность выполнения домашнего задания; определяют пробелы и пути их коррекции; | Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с педагогом и со сверстниками. Личностные: действие смыслообразования. - самоопределение; - смыслообразование; - внутренняя позиция школьника - учебно-познавательная мотивация. Обеспечение мотивации и актуализация субъектного опыта | |||||
II этап. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Создает условия для формулирования целей урока; подготавливает к изучению нового материала; работает над развитием внимания, памяти; тренинг мыслительных операций. 1.Организует повторение изученного материала; Что мы уже знаем по теме? 2. Предлагает задания, необходимые для построения нового знания (способа); организует повторение контролируемых способов действий, понятий, алгоритмов и др. необходимых для выполнения задания; 3. Моделирует проблемную ситуацию, затруднение: предлагает самостоятельно выполнить пробное действие: предъявляет одинаковое для всех учащихся индивидуальное задание - диктант, задание для самостоятельного выполнения и т.д. (задание не должно быть большим) 4. Создаёт точку удивления: предлагает проанализировать задание для пробного действия с целью выявления нового учебного содержания (Что нового в этом задании?); 5. Организует рефлексию пробного действия. - Значит, что нам надо сделать? Мотивирует на преодоление возникшего затруднения. | 1, 2; вспоминают, что они уже умеют и знают по данной теме; закрепляют мыслительные операции, которые понадобятся для усвоения нового знания: анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обобщение; отвечают на вопросы учителя; - самостоятельно работают с места; - работают в группе; демонстрируют знания, умения по теме; делают выводы, вспоминают и обобщают учебный материал; 3. Пытаются самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания; 4. Выполняют пробное действие и сопоставляют полученные варианты; отличают известную информацию от неизвестной; выясняю, что: 1) либо варианты разные, и среди актуализированных способов нет способа, подходящего для выбора правильного решения; 2) либо варианты одинаковые, тогда проблема в том, что нет способа, подходящего для обоснования правильности решения; т.е. фиксируют возникшее затруднение; 5. - Надо подумать. | Регулятивные: контроль, коррекция; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; использование знаково-символических средств; логические: анализ, синтез, сериация, классификация, обобщение, аналогия; - построение логической цепи, выбор оснований для сравнения. Коммуникативные - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений. | |||||
III этап. Выявление места и причины затруднения Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения Результативность В итоге на данном шаге учащиеся должны понять, «чего они не знают», какого знания им не хватает. Осознание каждым учащимся причины своего затруднения. | Анализирует причины затруднений и помогает в выборе знания, которого недостает. Организует обсуждение с учащимися возникшего затруднения; даёт возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания; использует приемы и средства для включения учащихся в процесс целеполагания. Чтобы помочь учащимся восстановить ход своих рассуждений и выявить место затруднения, можно задать им вопросы: - Какое задание вы выполняли? - Каким способом? - Что сделали сначала, потом? - Где возникло затруднение? Для выявления причины затруднения задаются вопросы типа: - Почему здесь возникло затруднение? - Чем это задание отличается от предыдущих? | • Ученики анализируют свои попытки выполнить пробное задание, проговаривают вслух: что и как они делали. • В ходе анализа каждый фиксирует для себя тот шаг, тот момент в решении, на котором они «споткнулись» — это место затруднения. • Завершается этот этап работы тем, что ученики вспоминают, как они решали подобные задачи ранее, и фиксируют, что сейчас этого знания им недостаточно. Важно выделить — какого именно знания или умения не хватает — это причина затруднений. (не знаю правила, определения, алгоритма решения). Составляют план достижения цели | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. | |||||
IV этап. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации. Результативность План действий выхода из затруднения. | Консультирует, проверяет, согласовывает, уточняет тему урока. Этим процессом руководит учитель: организует работу учащихся по уточнению темы урока, постановке цели урока и путей её достижения. На первых порах используется подводящий к теме диалог. - Какую же цель нам надо поставить? - Как бы вы предложили сформулировать тему урока? - Какой выберем способ действий: уточнение, дополнение?. Что сначала делаем, а потом…?. По мере освоения метода проектирования, подводящие вопросы снимаются - используется побуждающий от проблемной ситуации диалог: - Как вы будете строить новое правило? Вариант плана построения нового знания 1.Воспользоваться выбранным средством. 2. Построить новый способ. 3.Проверить правильность полученного результата. | Ученики в коммуникативной форме проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение. • На основе этих предположений формулируют основная цель урока (целью всегда является устранение возникшего затруднения), и ее тема (учитель может подкорректировать тему и цели урока). • Выбирают способ, (как?) который позволит получить новое знание: o Способ уточнения (если способ можно сконструировать из того, что ученики уже знают) o Способ дополнения — требует введения новых практик и умений. • Выбираются средства, с помощью которых будет изучаться новая тема (с помощью чего?): формулы, уже изученные правила, понятия, алгоритмы, модели и пр. | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи. Познавательные: общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий; Регулятивные: планирование, прогнозирование. | |||||
V этап. Реализация построенного проекта. Цель: построение и фиксация нового знания Результативность Понимание нового знания большинством класса. | Создаёт условия для реализации построенного проекта. Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала: организует самостоятельную работу по поиску ответов на вопросы/ решение проблемы; работу с текстами (составление вопросов, плана, тезисов, разбивка на части); составление логических схем; самостоятельную деятельность учащихся по освоению новых знаний; поисковую, исследовательскую работу учащихся. Организует фронтальную и групповую работу; обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися. Консультирует. Содействует усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору. Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. | Самостоятельное исследование. Применяют новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение и фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. На основе выбранного метода выдвигают и обосновывают гипотезы; анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы; отвечают на вопросы; перерабатывают, преобразуют, трансформируют, используют информацию для решения учебных задач; работают с моделями, заполняют таблицы, схему, кластер; анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата, оформляют результат своей деятельности с помощью ИКТ. Делятся на группы, распределяют роли; изучают задания в маршрутных листах и выполняют; самостоятельно работают по алгоритму, ориентированы на получение конкретного результата; Устанавливают закономерности; делают выводы; формулируют правило (эталон), фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения; работают с раздаточным материалом. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение разрешать конфликты; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение; умение осознанно строить речевое высказывание; моделирование; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование; УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. | |||||
VI этап. Первичное закрепление во внешней речи. Цель: реализация и фиксация нового знания Результат: Усвоение построенного способа действий. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция | Организует решение типовых заданий (фронтально, в группах, в парах). Помогает, советует, консультирует. | Закрепляют новый способ. 1. решают (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия; 2. при этом постоянно проговаривают вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д.; (запись в виде опорного сигнала); 3. объясняют и аргументируют свои действия; Запись нового алгоритма, понятия, правила, факта. Структурное оформление новой информации (рисунки, схемы, записи, тексты – должны сопоставляться между собой и их выражением в громкой речи) | Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли; адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач; формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; использование критериев для обоснования своего суждения; достижение договоренностей и согласование общего решения. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация; моделирование и преобразование моделей разных типов; использование знаково-символических средств; подведение под понятие; установление причинно-следственных связей; выполнение действий по алгоритму; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательство. Личностные: осознание ответственности за общее дело. | |||||
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях. Результат: индивидуальная рефлексия. Адекватная самооценка. Закрепление новых знаний, способов действий и их применение | Организует индивидуальную форму работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Создаёт ситуацию успеха для каждого учащегося. В завершение проводит рефлексию усвоения нового способа. По результатам выполнения самостоятельной работы организует выявление и исправление допущенных ошибок. Можно задать вопросы: - У кого возникли трудности? С чем они связаны? - Что удалось? - У кого все получилось? Молодцы! Поставьте себе плюсы (или другие поощрительные знаки, принятые в классе: улыбающуюся рожицу, солнышко и т.д.). | Выполняют письменно небольшие по объему самостоятельные работы, задания на применение нового способа действий; осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, сначала сами, затем друг у друга; сами оценивают её; выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. Делают вывод, что уже имеют. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция в ситуации затруднения Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация; использование знаково-символических средств; подведение под понятие; выполнение действий по алгоритму; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; доказательство. | |||||
VIII. Включение в систему знаний и повторение. Цель: включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление. Результат: Целостное представление знаний по теме | Формирование целостного представления знаний по теме. Организует выполнение заданий, в которых новое знание связывается с ранее изученным: сначала предлагает задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие; затем задание, в котором новое знание используется вместе с изученным ранее. Организует тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка; При необходимости организует подготовку к изучению следующих разделов курса. | Выполняют тренировочные упражнения; задания практико-ориентированного, познавательного и компетентностного характера. | Регулятивные: прогнозирование. контроль, коррекция, оценка. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация; понимание текстов, извлечение необходимой информации; подведение под понятие; моделирование, преобразование модели; использование знаково-символических средств; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; выведение следствий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; выполнение действий по алгоритму; доказательство; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания | |||||
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка на уроке, осознание метода построения нового знания. Результат: знание нового алгоритма, определение понятия; метода построения и применения. | Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке; домашнее задание с элементами выбора, творчества. Возможные вопросы: - Чему научились? - Где эти знания можно применить? - Каким способом вы учились? (называют этапы учебной деятельности: выполняли пробное действие; выяснили, что не получается; поставили цель и т.д. Если названы не все этапы, можно спросить: - Какие еще этапы учебной деятельности были на уроке? Когда этапы учебной деятельности будут отработаны в достаточной степени, можно перейти к вопросам более высокого уровня обобщения. Возможные вопросы: _ Какую задачу ставили? - Удалось ли решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать еще? - Где можем применить новое знание? - Что на уроке получилось хорошо? - Над чем ещё надо поработать? | Осознание своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и класса. Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия, намечают цели последующей деятельности. Обсуждают и записывают домашнее задание. | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. рефлексия способов и условий действия Коммуникативные: умение выражать свои мысли. формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения; Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование. Личностные самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
(Приложение №2 Образцы технологической карты уроков разных типов)
Заключение
Использование технологической карты помогает целостно и системно спроектировать процесс обучения, максимально детально проработать все этапы урока, конкретизировать, варьировать и согласовывать действия всех субъектов образовательного процесса, организовывать самостоятельную деятельность, соотносить результат с целью обучения.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.
Технологическая карта позволит педагогу:
- реализовать планируемые результаты, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений;
- системно формировать у учащихся компетенции;
- на практике реализовать межпредметные связи;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
С помощью технологической карты можно провести анализ и самоанализ занятия (как системный, так и аспектный). Такая форма проектирования занятия дает педагогу возможность оценить каждый этап занятия, правильность отбора содержания, адекватность применяемых методов и форм работы. Процесс формирования УУД становится прозрачным.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на занятии, согласовывать действия педагога и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как: учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; используются эффективные методы работы с информацией; организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников; обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Действительно, технологическая карта является универсальным и гибким инструментом проектирования процесса обучения. Структурную форму технологической карты каждый учитель выбирает сам, исходя из своих педагогических предпочтений.
Список источников:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://graph-kremlin.consultant.ru/page.aspx?1646176
2. Громова, В.И. Основные принципы составления технологической карты урока [Электронный ресурс] / В.И. Громова - Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/364582
3. Зайцева, И.И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации [Электронный ресурс] / И.И. 3. Зайцева - Режим доступа: http://www.eosnova.ru/PDF/osnova_14_7_656.pdf
4. Логвинова, И.М. Проектирование деятельностной модели урока на основе технологической карты [Электронный ресурс] / И.М. Логвинова, Г.Л. Копотева - Режим доступа: http://iyazyki.ru/2013/06/design-modellesson/
5. Логвинова, И.М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС / И.М. Логвинова, Г.Л. Копотева. - Управление начальной школой. – 2011. – №12. – С. 12-18.
6. Мороз, Н.Я. Конструирование технологической карты урока. Научно-методическое пособие. / Н.Я. Мороз – Витебск, 2006.- 96 с.
7. Принципы и положения для работы с технологическими картами [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=2007
8. [Электронный ресурс Интернет ресурс.Технологическая карта урока, как современная форма...ped-kopilka.ru› Современный урок›…-karta-uroka-kak… Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=2007
Использованы материалы Интернет в свободном доступе
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.147 (0.011 с.)