Кого не уловило тщеславие, тот не впадет в безумную гордость, враждующую на Бога. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кого не уловило тщеславие, тот не впадет в безумную гордость, враждующую на Бога.



*** *** ***

· Для очищения вашей души могут посылаться оскорбления, поношения и клевета, а так же скорби и искушения. Об этом много найдёте у святых отцов, а также в книге  «Основы искусства святости» Епископ Варнава (Беляев) Глава 5. § 6 Очистительное действие страданий:

Страдания и искушения человеку посылаются (сокращено):

1) В наказание за грехи (Ин. 5, 14; Втор. 32, 24; Иер. 2, 30). «Отними грех, и болезней не будет, ибо они бывают в нас от греха», - говорил преп. Серафим Саровский, ссылаясь на св. Василия Великого.

2) Для устрашения живущих. В этих целях за малые проступки полагается часто большое наказание, чтобы «всякий, впоследствии покусившийся на то же, знал уже, что и он, подобно тем людям, осужден будет и что если отлагается в настоящее время его накзание, то оно постигнет его в день будущего судного испытания» (преп. Иоанн Кассиан). Из библейских примеров можно указать: Лк. 13, 1-5; Деян. 5, 10; Числ. 15, 35.

3) Для усовершения человека, приведения его в смиренное состояние, а чрез то и в совершенный покой душевный. «Как лекарства истребляют нечистоту худых соков в теле, - говорит св. Исаак Сирин, - так и жестокость скорбей очищает сердце от лукавых страстей».

4) Еще скорби посылаются Богом для очищения невольных погрешностей, от которых, «яко человеки», не свободны и сами святые. Этот случай надо отличать от первого. Грешники страдают за свои собственные грехи, они несут наказание. А праведники уже очистились от грехов или имеют малейшие и легкие. Потому Бог скорбями очищает в них эти недостатки, «яко злато в горниле» - по любимому выражению святых отцов (Прем. 3. 6; Ис. 1, 25). Иногда же великие святые просто подвергаются наказаниям и искушениям затем, чтобы не думали много о своей сверхъестественной чистоте сердца (Откр. 3, 19; Пс. 25, 2; Евр. 12, 5-9). Таким образом, они не наказание терпят, а наоборот, страданиями увеличивают и без того великие дарования свои.

Вот как Исаак Сирин описывает, каким целям служат искушения, испытываемые различными типами людей. «Подвижники бывают искушаемы, чтобы присовокупить им к богатству своему; расслабленные — чтобы охранять им себя от вредного; погруженные в сон (разумеется духовный, в сон нерадения. - Еп. Варнава) — чтобы приготовиться им к пробуждению; далеко отстоящие (от спасения. - Еп. Варнава) — чтобы приблизиться им к Богу; свои Богу (то есть святые. - Еп. Варнава) — чтобы веселиться им с дерзновением».

5) Для испытания человека. Так искушаема была вера Авраама, Иова и других (Быт. 22, 12; Иов. 40, 3; Втор. 8, 2; Пс. 80, 8). Благодаря этому добродетели святых выходят наружу и доставляют многим большую пользу.

6) Для обнаружения славы Божией. Об этом говорится в святом Евангелии: Ин. 9, 3; 11, 4 (исцеление слепорожденного и воскрешение Лазаря).

*** *** ***

Искушения

Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мк. 14, 38). Что такое искушение? Во-первых, искушением называют все тяжелые для души переживания, приходящие к человеку извне по Божию попустительству в наказание для исправления, для испытания в вере и так далее.

Сюда будут относиться болезни, нужды, несправедливости от людей, обиды.

Во-вторых, искушением называется состояние души, когда ей темной силой навязываются мысли, а сердцу — чувства, нарушающие душевный мир или влекущие к нарушению Божественных заповедей, требований совести и разума.

Подобное искушение неизбежно для каждого человека, пока он живет на земле. Сам Господь в пустыне был искушен от диавола.

Отец Иоанн С. говорит: «В жизни христианской необходимы искушения — пробы или испытания нашего духовного состояния...» Как для пробы серебра нужны инструменты, так для испытания души нужны люди.

Сатана и его воинство в течение тысячелетий не устают изощряться в искушении людей — каждой человеческой души.

Одним из типичных видов мысленных искушений является беспокойство за обеспечение себя и своих ближних, недовольство своим материальным положением; одним из мысленных искушений является сожаление: «Как жаль. Что так получилось». Также ловит нас лукавый бесплодными самоукорениями: «Зачем я сделал так?» В житейских делах самоукорение вредно. Если мы ошиблись, то и это, надо думать, случилось не без Промысла Божия, чтобы смирить нас.

Даже премудрый Соломон не считал, что способности человека могут влиять на житейские дела. Он пишет: Обратился я и видел под солнцем, что не проворным достигается успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб, и не у разумных — богатство, и не искусным — благорасположение, но время и случаи для всех их (Еккл. 9, 11).

Итак, всё зависит от Бога. А мы забываем в делах сначала внимательно помолиться Богу.

Есть и еще случай, когда мы искушаемся и когда надо быть очень внимательным к себе. Это совершение какого-либо доброго дела. Диавол в этих случаях более, чем обычно, злобится на нас и старается на нет свести результаты нашего дела, испортить его каким-нибудь проступком невоздержания. Иногда мы желаем потщеславиться, а иногда осуждаем того, кому даем.

Игуменья Арсения (Себрякова) говорит: «Ко всякому доброму чувству враг примешивает свою отраву. Так, к сокрушению о грехах — отчаяние, к любви — сладострастие, к отречению от мира — холодность к людям. Только при молитве именем Господа Иисуса Христа, произносимым с верою, этот яд отделяется».

Одним из наиболее тяжелых искушений является искушение против любви — вражда и неприязнь к кому-либо их окружающих, часто близких и ранее любимых.

Нужно делиться с опытными в духовной жизни людьми. Уже один рассказ о своем состоянии является часто достаточным, чтобы искушение прошло. Духи тьмы боятся своего обнаружения и уходят.

Если ясны причины нашего искушения, то нужно молиться Господу Иисусу: «Господи, я вижу себя в искушении, помоги преодолеть его. И если я не в состоянии это сделать, то Сам изгони борющего меня злого духа, как некогда Ты победил его в пустыне и изгонял из людей, одержимых им».

Если искушение связано с осуждением ближнего, то надо горячо молиться за него. И помощь Господня не замедлит. В недоумении душа себя потом спрашивает: «И чего было бояться? Чему было завидовать?»

Следует отметить, что в некоторых случаях Господь попускает длительные искушения и медлит со Своею помощью, чтобы более закалить душу в борьбе или предохранить душу от гордости.

Старец Силуан Афонский пишет: «Господь воспитывает душу человека, не отстраняя его от встречи со злом, а давая силу на преодоление всякого зла».

Испытания

Бывают в жизни христианина часы безотрадной скорби и болезни, в которые так и кажется, что Господь совершенно покинул тебя, ибо нет в душе ни малейшего чувства присутствия Божия. Это часы испытания веры, надежды, любви и терпения христианина. Скоро придут для него опять времена благоприятные от лица Господня, скоро Господь опять возрадует, чтобы не впал он в искушение.

- Источник: Схиигумен Савва (Остапенко) «Согрей свою душу Христовой любовью» Азбука духовного утешения. - М.: ООО «Духовное преображение», 2017. - 128 с. - (Серия «Духовные зерна»), стр. 66.

*** *** ***

… нельзя … самому искать искушений и схватки с бесами. Чтобы погубить такого тщеславного человека, те нередко употребляют следующий прием: делают вид, что он их гонит и поражает, а отступают притворно (например, молодую девушку иной захочет умственно «развить», открыть сомневающейся «путь спасения» и, занимаясь, не чувствует сперва никаких блудных вожделений; сами же демоны, находясь здесь же, вокруг парочки, зорко за ней наблюдают), потом вдруг внезапно восхищают эту несчастную душу (а иногда и другую в придачу), низвергают в грязь и погибель «и до такой степени приучают ее к порокам, что она после того уже сама себе наветует» («Лествица»). Так что уж приходится только сказать с пророком Исаией: како бысть блудница град верный Сион... (Ис. 1, 21).

Ø Всякая душа, потерявшая мир, должна покаяться – и Господь простит, и будет тогда радость и мир на душе. (преподобный Силуан Афонский)

*** *** ***

Святые отцы об обидах

Терпя обиды, неприятности, несправедливости, не дерзай по гордости винить в них своего ближнего. Поверь, вина лежит не на нем, а на тебе: Господь желает очистить грехи твои, вот и посылает тебе как бы незаслуженную скорбь и обиду, но опять напоминаю тебе: она заслужена тобою, твоими грехами разными, прежними; прими скорбь с радостью, как лекарство очистительное от Самого Господа, а обидчика считай небесным другом, целителем твоей души; тогда никакая обида не потревожит тебя, а только будет звать тебя к покаянию, будет увеличивать здравие твоей души и делать тебя любезным Богу.

Бойся судить обидчика, укорять его, ведь он — твой благодетель, допущен Богом для очищения твоих грехов, для твоего смирения и терпения.

Если грехов у тебя мало, а обид много, то опять не беспокойся: за все получишь богатые возмездия от Бога; сказано: «Блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради: Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» (Евангелие от Матфея 5, 11-12).

Будь покоен за обидчика, и над ним есть строгий Судия — Господь, Который будет судить и его, и тебя нелицемерно. Но ты не радуйся, если обидчик впадет в беду: все же он твой целитель был, допущенный или прямо посланный Богом. Осуждая его или злорадствуя его беде, ты сам становишься другом демонов, поэтому по истине поступишь, если о всех будешь мнить только доброе, за всех молиться и всем благотворить, особенно обидчикам: они твои целители и духовные друзья.

Но скажешь: «Как мне стерпеть, когда близкий обижает меня, поступает несправедливо?» Хорошо, а сам ты не оскорбляешь ежеминутно Бога, не хулишь Его Всесвятое имя твоими беззакониями всяческими и маловерием? А Он вместо казни тебя щадит, о тебе заботится и необходимое посылает тебе в жизни, а за покаяние поставляет тебя в число Своих друзей; разве не должен поэтому и ты прощать ближнему от всего сердца все обиды? Если не прощаешь — и тебе Господь не простит. Аминь.

- Источник: Схиигумен Савва. В дополнение к общему молитвослову. - М.: Неугасимая лампада, 2013. - 224 с..

*** *** ***

«Часто мы сами напрашиваемся на скорби. Лучше в простоте сердца предаваться воле Божией, а напрошенный крест трудно нести».

«Господь посылает скорби за наши грехи и тотчас милует душу в ее раскаянии».

«Через скорби Господь воспитывает человека для вечной жизни».

«Когда Господь не наказывает за грехи — это страшное состояние: «Ревность бо Моя отступила от тебя».

«Когда кругом тебя бури и непорядки, то не ужасайся, а радуйся благоприятному моменту в короткое время получить много венцов за терпение и за помощь всем окружающим по своей силе и умению, забывая себя и свой покой».

«Если есть у тебя недоумение, то сделай три поклона и скажи: «Господи! Ты видишь, Милостивый, что душа моя в недоумении и я боюсь погрешить, вразуми меня, Господи!» И первое, что родится в душе после молитвы, принимай за указание свыше».

«Часто за одно приветствие ближнему душа чувствует в себе добрую перемену; и напротив, за один косой взгляд на ближнего теряется благодать и любовь Божия. Опыт показал, что не надо плохо мыслить о человеке, потому что за это теряешь благодать Святого Духа. Для мира душевного надо душу свою приучить, чтобы она любила оскорбившего и молилась за него. Мы страдаем до тех пор, пока не смиримся. Если кто тебя обидел, молись за него Богу и тогда сохранишь мир в душе».

( Афонский старец Силуан )

«Не на ум рассчитывай и не на здоровье, а на благодать».

«Всегда прибегайте за помощью к Божией Матери. Она, Владычица, - язва для бесов и первая нам Помощница!»

Владычеце неба! О, Матерь Святая,

Услыши моленье и вопли земли,

Покровом Твоим всех людей покрывая,

Предвечного Бога о падших моли!

«Цель жизни нашей христианскойесть стяжание Духа Святаго Божия, и притча о десяти девах говорит о том, что елей в сосудах дев есть благодать Святаго Духа, необходимая для спасения, ибо добрые дела еще не составляют цели жизни христианина. А цель жизни иная — приобретение благодати Святаго Духа, или, яснее, приобретение состояния умиленного единения с Духом Святым, чтобы быть под Его водительством, ибо это состояние души выше и ценнее самых добрых дел».

«Родители не только за грехи свои будут наказаны, но и за детей своих, если не воспитали их в благочестии».

( Прп. Серафим Саровский )

«Плотские грехи больше всего очищаются постом и смирением».

«Милосердие выше поста и девства».

«Если зло думаешь о людях, то, значит, злой дух живет в тебе и это он внушает злые мысли на людей. Зло — от себя. Слепнем от зла, виним виновных и правых, только не себя. В смиренном сердце нет места злобе, а раз она гнездится, значит, больна душа — чем-то отогнали Ангела Хранителя, сорвали с себя покров милости Божией, открыли двери врагу...

Забываем, что Бог всех нас любит и велит нам друг друга любить.

Гордость делает то, что мы удаляемся от Божией помощи, надеемся на себя и превозносимся пред людьми.

Две вещи врачуют нас от гордости, и не пользующемуся ими дано будет третье, гораздо горчайшее.

Гордость истребляет молитва со слезами о том, чтобы никого не уничижать, и невольные злоключения.

Начало жизни деятельной есть вера во Христа, конец же ея — любовь ко Христу».

( схиигумен Савва )

- Источник: Схиигумен Савва. В дополнение к общему молитвослову. - М.: Неугасимая лампада, 2013. - 224 с.С.104-110.

*** *** ***



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.224 (0.018 с.)