Протоиерей Валериан Кречетов: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Протоиерей Валериан Кречетов:



Один из главных пороков нашего времени — неблагодарность Богу. Она проистекает от отсутствия веры и любви. А в основе всего этого лежит колеблющаяся вера. Даже в бытие Бога у некоторых вера колеблется. Но колебание в вере в Бога — это уже на грани безумия, то есть, если такие мысли приходят в голову и человек на них останавливается, у него ум на грани безумия, потому что рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 13, 1; 52, 1).

В свое время замечательно сказал митрополит Платон (Левшин) — был у нас такой известный церковный деятель, можно даже сказать святитель. Тогда принимали при царском дворе всяких так называемых «просветителей», вернее, «темнил», и кто-то из этих французских безбожников, приехав, кажется при императрице Екатерине, самодовольно заявил: «А вот Дидро говорит, что Бога нет». Это он так решил похвастаться своими «прогрессивными» знаниями. А митрополит Антон спокойно так отвечает: «Да он ничего нового не придумал, потому что уже несколько тысяч лет назад было сказано: рече безумен в сердце своем: несть Бог. Это сказал еще Давид. Так что о них уже давно предсказано».

Почему сейчас какое-то всеобщее помрачение разума? Потому, что все время забывают о Боге. А все разумения только от Бога. Господь есть Высший Разум. Высший Разум! Поэтому если человек отрывается от Высшего Разумения, то есть от Бога, он теряет рассудок, он становится безумным и мгновенно попадает во власть диавола. Конечно, Господь старается сохранить человека, но если человек не осознает этой опасности, то полностью попадает во власть диавола, и то, что он творит, - например пьянство, наркомания, одержимость всеми страстями, - и есть свидетельство диавольского насилия над человеком.

Человек думает, что это он сам делает, а на самом деле он уже живет как марионетка, кукла, которую дергают за ниточки, и она делает то, что ей приказывают. Также и язык человека, ушедшего от Бога, произносит всякие безумные фразы, как в Евангелие сказано — прочие безумные глаголы. Отсюда всевозможные проклятия, сквернословие — все это воздействие диавольское. Человек, потерявший веру, отступивший от веры, дальше уже не ведает, что творит. Поэтому цель всего диавольского ухищрения — поколебать веру, и именно с этой целью стали развращать людей, отвращать от Церкви, от веры в Бога.

Или как у нас в свое время, помню, писали: «Я — атеист». Но это все равно что заявить: «Я — слепой» или: «Я — глухой». Ну и что же, бедненький, что ты слепой или глухой? Значит, ты не видишь и не слышишь, это твоя беда. Но хвастаться-то этим зачем? Об этом можно только сожалеть.

… Человеку не свойственно думать о смерти, потому что душа у него бессмертная, потому что если ты родился — то все: ты есть и уже никуда не денешься. Другое дело, что тебе придется за все отвечать — вот об этом думать не хотят. Хотят жить для плоти, и получается, что люди так грешат, что совсем перестали различать, где душа, а где тело.

Помните, как в Евангелии человек, которому привалил хороший урожай, решил: «Все, на много лет у меня теперь запас, реку души моей: душе, имаши много блага... почивай, яждь, пий, веселися» (Лк. 12, 19). А Господь ему говорит: Безумец — безумец прежде всего потому, что душа не ест и не пьет, ей ничего этого не нужно, а он говорит: реку души моей, - то есть люди на место души ставят тело, и, как говорят святые отцы, душа попадает в рабство телу и мучается от этого. Почему и говорит Пророк: изведи из темницы душу мою (Пс. 141, 7). То есть душа мечется, душе тяжело. И что дальше? Получил человек то, что хотел, наслаждается этим, наслаждается. Вот еда — съел, еще поел — все, больше некуда, тело не пускает в себя больше еды. И все? Дальше-то что? Сладко поспать? Когда устанешь, это хорошо, но потом уже надоедает, от безделья человек тоже мучается. Иногда не хочется человеку работать, бросает работу, а потом мучается от безделья.

Все это плоды греха — греховное состояние человека, забвение веры, забвение того, что Господь сотворил человека, поселил его на этой земле и благословил ему на ней трудиться, трудиться во славу Божию. И таланты Господь дает с избытком для того, чтобы мы могли друг другу оказывать милостыню. Почему Господь дает не одинаково: одному дает, а другому не дает? Чтобы тот, у кого больше, мог поделиться с тем, у кого меньше. Если у всех было бы в избытке, тогда бы мы в такие грехи впадали — что дальше некуда, и нам никто бы не был нужен. Когда же человек нуждается, он должен смиряться, а кто не нуждается — имеет возможность проявлять любовь. Поэтому, когда говорят, что должно быть равенство — это не так. Святые отцы говорят, что неравенство лучше, чем равенство, потому что при неравенстве один смиряется, а другой может ему помочь, один любовь проявляет, другой — смирение. А при равенстве все гордыню проявляют: «У меня все есть, мне ничего не нужно, я ни в ком не нуждаюсь». Надо нам всем трудится над своей душой. Прости нас, Господи!

… Согрешаем своеволием, упрямством, нежеланием уступить ближнему. Сейчас с детства — особенно хорошо это заметно, когда в семье несколько детей, - каждый борется за свое. Никто не уступит! Каждый кричит: «Отдай мне, отдай мне!» Я сам, грешный, маленький был, но сейчас посмотришь на своих детей — они с утра до вечера дерутся. Один схватил какую-то игрушку — сразу же она становится нужна и другому. Вот только что она лежала и никому не была нужна, а как только кто-то взял — всем стала нужна. Что это значит? Получается, прямо-таки потребность какая-то у человека отнять у другого. Обязательно отнять! Сила есть, можно отнять, а чтобы уступить — для этого нужно смирение. Пусть у него будет, не у тебя, а у него. Двое дерутся, один у другого игрушку отнимает, а третий подходит и говорит: «Да отдай ты ему, она ему не нужна, ему просто нужно у тебя отнять». Я даже поразился, насколько дети правильно все понимают, ребенок сказал совершенно точно.

Что такое зависть? Это когда у другого есть, а у тебя нет. Ну вот, захватишь ты себе, теперь у тебя будет — дальше что? И оказывается, что на этом все и кончается. Святитель Николай Сербский говорил, что свобода, как и хлеб: у одного много хлеба — у другого нет, у одного много свободы — у другого несвобода. Так и есть. Возьмите семью. Один полностью свободен — когда хочет уходит, когда хочет приходит, а все остальные вокруг него «пляшут», в рабстве у него находятся. Если есть пьяница в семье, то все вокруг него, все несвободны, только он один «свободен». А свободой назвали произвол, распущенность в грехе. Прости нас, Господи!

Согрешаем очень много в мыслях. Согрешаем с детства — всевозможные мечтаниями, планами. Намечтает себе человек, вообразит что-то необыкновенное, и если в жизни это не получится, то он считает себя несчастным. Никакой ты не несчастный! Ты придумал себе то, что тебе не принадлежит, а когда это не получилось, потому что не твое, ты еще ропщешь. Человек по-настоящему не знает даже самого себя и чего он достоин.

Вот, например, в каждой стране должен быть один царь, весь народ царем быть не может, а мечтают об этом все. Помните: «Каждая кухарка может управлять государством?» Один сказал с дуру, и все остальные сдуру стали повторять. Каждый мнит себя кем-то, сидит перед телевизором и думает, что управляет государством. Дурь, конечно, никто ничем не управляет, кто сидит перед телевизором, а тем более на кухне. Куда там управлять государством — в своей семье не можешь ничего управить! Вот и заварили кашу, потому что кухарки стали государством управлять.

Все это от чего? Потому что человек живет призрачной жизнью, мечтает, воображает себе что-то: «Я бы ему сказал так... я бы сделал вот это и вот это...» Поругаются двое, а потом еще днями, а то и неделями, иногда даже годами перемалывают в себе все это. Грешит, грешит человек, а зачем? Забудь. Согрешил — скажи: «Прости, Господи, если в чем виноват». Нужно прекратить перемалывание, все это пустое. В мыслях, в воображении человек очень много грешит.

А всевозможные грешные мечтания! Кто-то понравился — и начинает человек себе воображать что-то. Грешить уже не может, так начинает воображать себе, всякие ненормальные извращения начинаются. Почему? Потому что намечтал себе всякое. Некоторые с ума сходят от таких вещей, чего только не творят. И все это от воображения.

Святые отцы говорили, что диавол уводит человека от истинной духовной жизни, зацикливая его на земной временной жизни. А сейчас еще более безумно поступает человек: он и от этой-то земной жизни уходит — в воображаемую. Телесериалы смотрят, глупость всякую. Это же выдумки, а люди сидят переживают. О чем там переживать?! Там нет ничего! Выключи — и все темно. И так человек, обманутый диаволом, всю жизнь и проживает. Насмотрится этих фильмов, вообразит себе так называемую «красивую жизнь», а этой воображаемой красивой жизни не получает и считает себя несчастным. Да ты благодари Бога за то, что есть! Люди, которые испытали нужду, голод, беду, - они понимают цену всему и благодарны: «Слава Тебе, Господи, - есть кров, есть во что одеться, есть что поесть, и то хорошо». А нам все мало. Как Пушкин написал: была у рыбака старуха жена — все ей было мало. Разве удовлетворишь чем-то человека, если жадность у него безмерна и всему он завидует, лишь бы только завидовать.

Мир сам над собой смеется. Был такой анекдот. По зависти человек пишет на кого-то донос: «Сосед ест икру». Потом проходит время, икры уже не достать, пишет «Сосед ест колбасу», потом: «Сосед ест белый хлеб», потом: «Ест черный хлеб», а потом уже: «Сосед что-то там ест, по-моему». То есть человек доходит до того, что лишь бы только доносить. Такая зависть! Чему мы завидуем? Всему этому мирскому тлену? Подобна горькому смеху жизнь наша. А ад — всесмехливый, так ад называют святые отцы, потому что диавол надо всем смеется.

Вот, например, один человек сначала выигрывал, выигрывал, потому что он спиритизмом занимался и диавол ему все подсказывал. Наконец он утвердился в мысли, что выиграет столько-то. Он поставил все — и все проиграл. Приходит домой и слышит: «Ха-ха-ха». То есть диавол смеется над человеком, насмехается над творением, над образом Божиим, а человек, вместо того чтобы Богу поклоняться, гоняется за призраками, как кошка иногда за солнечным зайчиком бегает.

Одно время нам «призрак коммунизма» устроили, теперь другие призраки — призраки этой призрачной жизни. И это вместо того, чтобы жить в добрых отношениях друг с другом, в любви, в мире, в храме Божием, в духовной жизни, в молитве, - вместо этого человек превращается неизвестно во что. Гоняют людей, как скотину, стадами на всякие представления, на показы мод всевозможные — все с ума посходили. Вот это безумие — оно как раз и есть то рабство, от которого только Господь может освободить. Прости нас, Господи! Мы не слушаем ни заповедей Божиих, ни закона Божия, ни наставлений духовных. Не живем по этим законам. Даже стыдимся — прости, Господи! - стыдимся веры, стыдимся исповедать веру. А Господь сказал: кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк. 8, 38).

Согрешаем леностью, прости нас, Господи! С детства лень: уроки не делают, трудно утром вставать, трудно что-то сделать, и везде все — лень, лень, лень. И усилия над собой не делаем.

Согрешаем леностью к молитве, неделанием добрых дел к исправлению своей души. Вокруг себя все можем с ног на голову поставить, но только не в себе, в себе — все ни с места. Прости нас, Господи!

Нет у нас терпения, нет смирения, поэтому полная расслабленность в мыслях, все как попало. Прости, Господи! Поддаемся двум опасностям, о которых иногда люди говорят не задумываясь и которые очень распространены в нашей жизни. Первая — это когда говорят: «О, мне в голову пришла мысль!» Приходят в нашу голову мысли, множество мыслей — но они не наши. Нужно твердо помнить, если мысли неверия, сомнения, хулы всякие — это все бесовское. Сразу отбрасывай! Иногда бывают помыслы более тонкие — чтобы отвести от молитвы.

И вторая опасность — это когда говорят: «Я не в духе». С этим нужно бороться. Это не оправдание: «У меня такое настроение, я сегодня что-то не в духе». Мало ли что «не в духе», нужно над собой трудиться. Дух-то нужно мирен стяжать! И какое бы дело ни было, если начинаешь возмущаться, если начинает что-то внутри «вскипать» - это плохо. Нужно скорее стараться умиротвориться, утишиться, что бы это ни было. Само дело — это уже неважно, вернее, не настолько важно, по сравнению с тем, что с тобой происходит.

Нужно все время стараться быть внимательным, внутренне собранным. Это не значит быть напряженным, наоборот — надо быть спокойным. Спокойно созерцать, что происходит. Когда, по милости Божией, приучаешься к этому, тогда уже начинаешь понимать: например, вещь какая-то упала или что-то опрокинулось, зацепилось, ты начинаешь «вспыхивать» - ясно, это уже враг начинает «работать»: старается, чтобы ты раздражился. А ты, зная это, не раздражайся и не ропщи — а молись и смиряйся. Прости нас, Господи!

- Источник: ''О самом важном''. Протоиерей Валериан Кречетов. Издание Данилова мужского монастыря. - М.: Даниловский благовестник, 2011. - 176 с. С. 69-79.

*** *** ***

Давать ласку другому

Источник: О самом важном. Протоиерей Валериан Кречетов. Данилов монастырь, 2011.

Для человека естественно находиться в общении. Общение с Богом, с Высшим, у человека было изначально. Но это иерархическое общение, ведь Бог — Творец, Бог — Отец, от Него бытие. И общение с Богом для человека заключается в том, что человек должен уподобляться своему Творцу и находиться в беспрестанном умственном движении, стремлении к Богу. Беспрестанном, потому что познание Бога — бесконечно.

В то же время человеку необходимо иметь общение с таким же, как он. Когда люди общаются между собой, они тоже находятся в духовном общении и проникают во внутренний мир друг друга. И поэтому, когда человек был сотворен, он имел потребность общаться с кем-то, подобным себе, и из всего творения ничего, подобного ему, не было. Ангелы — это духи, остальные существа — животные, а человек соединяет в себе оба мира — и животный, и духовный.

Общение — это особое состояние, в котором человек испытывает потребность. Как пища необходима для тела, так и общение для души. Как сказано у Апостола: Благотворения же и общения не забывайте, таковыми бо жертвами благоугождается Бог (Библия. Евр. 13, 16). Духовное общение между людьми — это проникновение в сущность друг друга. Сказано: любовь не есть соприкосновение с чем-то, а любовь, духовная любовь есть вхождение в сущность другого. В раю Адам и Ева находились в духовном общении, они проникали в сущность друг друга. Познание — прежде всего духовное, а уж потом его земная, плотская сторона. Так что духовный брак был еще в раю. И как воспоминание об этом состоянии в чине Венчания, в конце его, есть молитва на восьмой день — на снятие венцов. В Требнике об этом не упоминается, но была такая традиция, что первые семь дней муж и жена, уже венчанные, живут как Адам и Ева в раю — то есть как жених с невестой. И только на восьмой день они могут вступать в плотское общение. Теперь эта традиция, в основном, утрачена, но так было, и в некоторых христианских семьях сохраняется из поколения в поколение.

Поэтому когда человек выбирает семейную жизнь, то главным для него должна быть именно эта сторона семьи — райская, то есть духовное единство и духовное общение. С этого должно начинаться общение — с духовной стороны, а всё остальное уж идет за этим. А поскольку человек сейчас часто и сам-то себя не знает, а другого тем более, то нужно обязательно молиться и просить, чтобы Господь указал, правильный ли выбор ты сделал. Потому что браки, как сказано, заключаются на Небесах, а человек на земле должен почувствовать, какова воля Божия о нем.

- Как понять, какую выбрать жизнь — семейную или несемейную?

- Это сейчас очень трудно. Вначале в основу всей жизни была положена, как правило, семейная жизнь, да и до сих пор, в основном, так, поскольку было сказано: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Библия. Быт. 1, 28). И, кроме того, было дано обетование, что семя жены сотрет главу змия, то есть что должен родиться Искупитель. И смысл семьи был прежде всего в том, что должен родиться Искупитель, и можно сподобиться быть в Его родословной. Потом, когда это уже совершилось, Искупитель родился, все больше и больше стало расти другое направление — монашеское.

Семейная жизнь в наше время — особый подвиг, даже, может быть, в каком-то смысле выше монашеского, настолько трудно сейчас детей воспитывать и всю семью держать в страхе Божием и вере. Поэтому вопрос «Семейную или несемейную жизнь выбрать?» должен стать для каждого человека вопросом, на который он должен получить ответ от Бога.

В частности, я вспоминаю всегда своего отца, который нам не раз рассказывал, как ему, тогда молодому человеку, нравилась девушка, и он спросил своего духовного отца, можно ли ему с ней общаться. А в то время молодым людям давалась такая заповедь: не ходи в тот дом, где есть девушка, на которой ты не собираешься жениться. Поэтому он и спросил у своего духовного отца, а тот ему ответил: «Выкинь ее из головы, она тебе не пара». Мой отец говорит: «Она же хорошая девушка!» - «Да, она кристальной души человек, но она тебе не пара». Прошло три года, и она умерла. Может духовник что-то знал о её здоровье, но, так или иначе, раз она умерла девушкой — значит, ей семейная жизнь не была благословлена.

Или вот другой случай, когда одна девушка молилась, просила, чтобы именно выбранный ею человек был ее суженым. И он обратил на нее внимание. Он был верующий человек, семинарист. Он сделал ей предложение, они поженились. Потом он стал священником, у них родились двое детей, а потом — сначала трагически погиб он, а через некоторое время и она. И остались двое детей сиротами. Значит, тоже не было воли Божией на их семейную жизнь.

Отец Сергий Орлов — он был настоятелем храма, в котором я служу уже 38 лет, - в свое время женился, и его сестра вышла замуж. Но они оба довольно рано овдовели. А когда они были у схимонахини Рахили, кажется, в Бородинском монастыре, она им сказала: «Ваш путь был несемейный». И они так и остались вдовцами, больше не создавали семей. Потом отец Сергий принял сан.

Эти примеры говорят о том, что в жизни бывает по-всякому, и человеку нужно выбирать свой путь очень внимательно, стараясь понять волю Божию о себе. Бывает и так, что человек даже не то чтобы дает обет Богу о безбрачии, а просто сначала имеет такое желание — послужить Господу, а потом создает семью, то тоже может все очень тяжело сложиться.

Тяжелые искушения бывают даже тогда, когда человек уже определился в своем выборе будущего супруга или супруги — дело уже идет к свадьбе, и вдруг может появиться кто-то третий, и начинаются сомнения в выборе, и даже может всё расстроиться, а потом люди могут всю жизнь расплачиваться за неправильный выбор. Тут очень аккуратно нужно поступать, потому что враг часто пытается запутать человека, чтобы он сделал какой-нибудь неправильный шаг. И это тоже часто является причиной неудачной семейной жизни в будущем, потому что человек может кого-то обидеть.

Я слышал такой рассказ старца на Афоне. У одного человека не было детей. Он молился и много жертвовал на храмы, а детей Господь не давал. Тогда он обратился к одному старцу, и тот его спросил: «А может, ты кого-нибудь обидел?» И оказалось, что когда-то у этого человека была невеста, и он даже настоял, чтобы она еще до брака вступила с ним в связь, можно сказать — совершил в некоторой степени насилие. А потом его родственники ему отсоветовали на ней жениться: она, мол, тебе не подходит — он был состоятельным человеком, а она нет. И он женился на другой, а та, первая, осталась ни при чем. И Господь лишил его детей. У нее жизнь устроилась, а у него — нет. Он потом начал вымаливать у нее прощение, и до тех пор, пока она его не простила, у него в жизни ничего не ладилось. То есть часто причина неурядиц в семейной жизни заключается в том, что в свое время кем-то пренебрег.

Или же бывает, что человек не внял голосу предупреждения Божия. Господь часто показывает нам что-то сокровенное в другом человеке — например, склонность к пьянству или еще к чему-нибудь нехорошему. Человек может не обратить на это внимания. А когда уже в брак вступили, всё это начинает проявляться в полной мере. Вот тогда-то вспоминают про предупреждение, но уже поздно. Вся беда в том, что мы часто не задумываемся и не имеем, можно сказать, навыка чувствовать волю Божию на себе. Нужно молиться и просить, чтобы Господь открыл Свою святую волю. Это то, что касается первого шага — нашего вступления в брак.

Когда человек собирается вступать в брак, он должен ясно осознавать, что это раз и навсегда, и никаких рассуждений и размышлений потом уже быть не должно. Раз вступили в брак — все, ты уже «отрезанный ломоть», «взялся за гуж — не говори, что не дюж». Эти поговорки именно об этом. А когда уже вступил в брак, тут уж нужно помнить, что, прежде всего, семейная жизнь — это подвиг. Это не развлечение, не удобства какие-то получить — например, кухарку и прачку для себя. Нет, это совсем не так. Больше того: настоящий мужчина должен уметь делать всё. Это не значит, что он должен этим постоянно заниматься, но уметь должен делать все. А те, кто не может без прислуги, находятся в зависимости.

Прежде всего, конечно, нужно помнить, что человек должен над собой трудиться. Не поступать по принципу «как я хочу». Ведь сказано: «муж собой не распоряжается, а распоряжается жена; жена собой не распоряжается, а распоряжается муж» (см. Библия. 1Кор. 7, 4). Как же это? Каждый будет в свою сторону тянуть? Нет. Должны жить по воле Божией. Это значит, что чье желание больше согласуется с волей Божией, ту сторону и надо принимать. А не потому, что «я так желаю». В основе должны быть не свое желание и свои соображения, а истина. Поэтому жить уже необходимо по принципу: живи не как хочется, а как Бог велит. И здесь опять же нужно молиться и просить, чтобы Господь указал и помог. А когда Небо молчит, не надо ничего предпринимать.

В основе семьи должны лежать глубокие внутренние отношения супругов. Но при этом не следует забывать, что любовь, как любое чувство, требует, прежде всего, труда. Это очень важно. Потому что часто люди оставляют это чувство без поддержки, как бы само по себе. Да, вроде бы чувство есть, но дело всё в том, что всякое чувство, как и всякий дар, требует, прежде всего, труда, поддержки его. Поэтому апостолы все время просили: «Господи, укрепи в нас веру!» Ведь все наши трудности по маловерию нашему. О последних временах сказано: «во многих оскудеет любовь» (см. Евангелие от Матфея 24, 12). То есть любовь может оскудевать. Как источник может оскудевать, а потом и совсем засохнуть, так и любовь. Поэтому семейная жизнь требует постоянного подвига самопожертвования, а иначе любовь будет глохнуть. Или один человек будет все в одну сторону тянуть, а другая сторона будет только мучиться. Поэтому здесь, в первую очередь, должно быть христианское отношение друг к другу. И, конечно, молиться нужно, потому что ничего человек не сделает, если Господь не поможет.

- Батюшка, как и где Вы бы посоветовали выбирать супруга или супругу?

- Выбирать себе мужа или жену нужно, во-первых, среди верующих, то есть среди тех, кто един по духу. Ведь брак имеет три необходимые стороны: первая — духовное единство, вторая — душевное единство и третья сторона — телесное общение, которое происходит от полноты чувств и для продления рода. Поэтому нужно выбирать, прежде всего, человека по-настоящему верующего. Когда мой отец делал этот выбор и спросил своего духовника: «Какую мне жену брать?» - ему духовник сказал: «Бери такую, чтобы христианка была — как кремень». И муж должен быть тоже христианином — как кремень. Чтобы семья по-настоящему христианской была, то есть чтобы прежде всего была ответственность. У нас обычно требуют: «Она должна то, она должна это» - нет, муж тоже должен, да еще и побольше, чем жена. Потому что, как говорится, в любом инциденте доля своей вины всегда есть, а больше вины того, кто умнее. Поэтому, если начинаются всякие разборки, это всегда надо иметь в виду.

Это касается взаимных отношений между супругами. А ведь еще и перед Богом отвечать! Ведь вы же желали семью, просили, еще и обещание давали на венчании. А ведь если ты обещал, а начинаешь вести себя по-другому — значит, ты солгал перед Богом!

- А если начинает казаться, что ты всем жертвуешь ради другого, а другой не очень-то собой жертвует, а уже привык к твоему самопожертвованию и даже им пользуется? Как тут устоять, чтобы не пытаться его исправить?

- Нужно помнить одну простую библейскую истину: «аще добр будешь — себе и ближним твоим, а аще зол будешь — сие и пожнеши» (см.: Притч. 9, 12). То есть смысл очень прост: всякое доброе дело, особенно если оно ради Бога, как жертва, - оно у Бога не пропадает.

- То есть другой человек со временем все-таки не сможет быть эгоистичным...

- Если в нем есть что-то, то — да. Поэтому сказал один афонский подвижник, монах Климис: «Придут времена, когда только любовь спасет нас».

Отец Алексий Мечев, теперь праведный Алексий Московский, говорил: «Лучше ошибиться в милости, чем в жестокости».

- Какие чувства надо испытывать к человеку, чтобы смело вступать с ним в брак? Можно ли вступать в брак, если чувств никаких не испытываешь, но понимаешь, что человек хороший, православный, церковный? На какие компромиссы можно идти, а на какие не стоит?

- В основе всего лежит духовная сторона общения. И потом — если человек совершенно вам безразличен, то лучше не надо. А вот если небезразличен, то насколько — это уже второй вопрос.

Есть такой очень интересный рассказ. В свое время одна раба Божия за советом о замужестве обратилась к своему духовнику из Данилова монастыря и спросила, как ей быть: «За мной ухаживает один раб Божий, но я его не люблю». Духовник спросил ее: «А ты знаешь, что такое любовь?» Она ответила: «Как же — я читала!» «Всё, что ты читала, это не любовь, это страсть — отпылала, и остался холодный пепел. А любовь — это нужно молиться, просить, чтобы Господь указал. А потом, когда уже получишь какое-то внутреннее удостоверение, что это тот человек, - тут уж нужно положиться на волю Божию и не сомневаться». Так вот, эта девушка потом все-таки вышла замуж за этого человека и была счастлива, несмотря на то, что ей казалось вначале, что она его не любит.

Я думаю, что христианская любовь, если ты человек православный, она может быть — как к человеку, к душе — почти к любому человеку. Другое дело, что ты с этим человеком должен будешь прожить всю жизнь. И вот тут, конечно, нужно идти на какие-то жертвы, даже на подвиг.

Любовь — это самоотдача, это желание другому человеку принести тепло, радость. Любовь... не ищет своего (Библия. 1 Кор. 13, 4-5) — имеется в виду в духовном смысле. Преподобный Серафим всех встречал словами: «Радость моя». Любовь у него такая была. А старцы? Они всех любят. Я застал еще духовных чад известного нам всем отца Алексия Мечева, и они мне рассказывали, что у него такая любовь была, что каждому из них казалось, что именно его батюшка любит больше всех. Вот это любовь!

В супружеской жизни присутствует земная сторона, но она временная, приходящая и уходящая. А любовь — она постоянная, это состояние души.

- То есть когда хочешь человеку делать добро, помогать во всем, стараться, чтобы он был счастлив?

- Конечно.

- Если есть такое отношение к человеку, то на этом уже можно строить семью?

- Дело всё в том, что любовь, если она есть — она есть. Она может проявляться по-разному, может быть к людям, а может — даже к животным. Вся беда в том, что у нас сейчас как раз любви-то и нет. А есть то, о чем сказал святитель Сербский Иустин (Попович): «Любовь к человеку без любви Божией — самолюбие». То, что сейчас между людьми чаще всего существует, - это самолюбие. То есть человек вроде бы любит, но на самом деле только потому, что ему это приятно. И поэтому когда что-то случается неприятное, то часто возникает раздражение до ненависти. Это бывает часто сейчас в супружеских отношениях. Муж любит, но он любит жену как свою вещь, и если вдруг эта «вещь» не по его начинает себя вести, тогда он начинает на нее раздражаться, а потом и ненавидеть. Потому что любви-то не было, а была только страсть. Или может быть, какая-то любовь когда-то и была, но без подкрепления исчезла.

- Сколько времени Вы бы посоветовали молодым людям быть знакомыми до свадьбы, чтобы разобраться в своих чувствах?

- Это очень непросто. Это как Господь судит. Иногда Господь сразу открывает Свою волю, а иногда долго ждет. Это бывает, видимо, потому, что человек пока не понимает, что ему делать, время идет, но нужно, чтобы он сам дозрел до решения. Господь может не открывать свою волю быстро, чтобы отвести человека от чего-то, потому что если показать ему сейчас, что это не то, что нужно, то он может начать метаться в разные стороны.

- Что может быть указанием на волю Божию?

- Это мир в душе, согласие, тишина душевная, потому что в расстроенных чувствах принимать решения очень опасно. И волю Божию можно почувствовать большей частью только тогда, когда ты сам умиротворен. Если ты мечешься, то ты неизвестно за что зацепишься.

- В сказках всё кончается свадьбой — вроде как самое главное свершилось, а дальше уже всё покатится само собой. А на самом деле тут-то всё и начинается. Как сразу правильно начать строить семейные отношения?

- Отношения должны сразу строиться на любви и уважении друг к другу и, конечно, опять же на самопожертвовании. Каждый должен над собой трудиться, а не требовать от другого. Если начнутся сразу отношения формального характера, если сразу будут одни только требования, то ничего хорошего из этого не получится. Это уже будет не совсем то или совсем не то. Необходимо друг к другу приспосабливаться, приноравливаться. Ведь все разные: муж в одной семье вырос, жена — в другой. Часто бывает, что даже распорядок дня не совпадает: кто-то встает раньше, кто-то позже. Значит, нужно подтягиваться, чтобы пораньше вставать. И для православных людей — это, прежде всего, посещение храма Божия, совместная молитва. Это обязательно должно быть. И необходимо следить за тем, чтобы ни по какому поводу не раздражаться, какой бы повод ни был.

- Допустимо ли православному человеку связывать свою жизнь, например, с нецерковным? Или даже с иноверным?

- С иноверными — нельзя, даже запрещено.

- А если есть надежда, что может быть, когда-нибудь человек станет православным? Или на это не стоит рассчитывать?

- На это нужно особое благословение. Но надеяться на то, что ты исправишь человека, не стоит.

- Если, например, человек некрещеный, Церковь для него что-то непонятное и чужое, но человек хороший.

- Понятие «хороший» - относительное, потому что если человек со слабой верой и далекий от Церкви, то вся его «хорошесть» часто бывает очень непрочной. Как все добродетели — без поддержки, без помощи Божией они несовершенны.

- Значит, надеяться на то, что человек постепенно воцерковится, не стоит?

- Это может быть, но может и не быть. Всякие обстоятельства бывают, тут рецепты трудно давать. Но лучше не рисковать, слишком риск большой. Еще в Ветхом Завете вступать в брак с иноверным не рекомендовалось. Конечно, исключения бывают, но правила не должно быть.

- Если, например, девушка ходит в храм, а юноша не ходит, но его это, по крайней мере, не раздражает. Можно ли думать о вступлении в брак при таких условиях?

- Трудно сказать, всё очень индивидуально, тут опять же необходимо почувствовать волю Божию. Я знаю такие примеры, когда люди вступают в брак с почти неверующим человеком, а через некоторое время он или она приходит к вере и даже становится более верующим человеком, чем тот, через кого пришел.

- Обязательно ли все-таки первенство мужа в наше время, когда часто женщины по многим своим качествам более способны быть главой семьи?

- Правил без исключения почти не бывает. Невозможное для человека возможно у Бога. Но во всех случаях нужно молиться, и что Господь сотворит и как Он развернет человека — это один Бог знает.

Отец Василий Серебренников — он был настоятелем Иерусалимского подворья — как-то сказал замечательную такую вещь: «Мне больше всего нравится в духовных вопросах, когда ничего не поймешь. Вот мы рассуждаем: это может быть так, может — так, а может быть всё не так».

Когда я некоторые вещи спрашивал у отца Сергия Орлова — тоже старца, очень образованного человека, он имел два высших дореволюционных образования: Варшавский университет и Киевский политехнический, да еще семинария и Московская Духовная Академия, тоже дореволюционные, - так вот, бывало, я спрошу что-нибудь такое сложное, духовное, а он мне: «Да это как сказать, всякое бывает», - и так толком ничего и не ответит. Я думаю: «Что же это такое?» А, видимо, сейчас жизнь настолько сложна, что давать какие-то точные рецепты и прогнозы очень сложно. Хотя основные положения-то, конечно, есть, но каждый раз всё очень сложно и индивидуально.

- Может ли сейчас современная православная семья хоть как-то пытаться регулировать количество детей в семье?

- Может! Если будут жить как брат с сестрой. Других способов нет.

- То есть духовный брак — разумеется, по совместной договоренности — возможен в наше время?

- Сейчас в обществе очень большая распущенность и разврат, это очень сложно. Трудно себе это представить. Но это возможно с помощью Божией.

- Можно ли создавать семью в зрелом возрасте, без супружеских отношений, если люди близки по духу?

- Если есть такая потребность, то в принципе, конечно, это возможно. И были такие семьи, и есть. Такой брак был у известного философа Лосева, он даже был монах, в тайном постриге.

- Кто все-таки главный в семье — дети или родители? Должна ли православная семья строиться на том, что главное — это дети?

- Главным должен быть отец, потом мать, а дети должны быть в послушании. Вопрос воспитания детей очень важный, и он требует не просто, так сказать, каких-то инструкций, каких-то указаний и распоряжений. Воспитание детей, прежде всего, требует примера родителей. Всё должно строиться на принципе «делай, как я». То есть дети должны видеть, что родители как говорят, так и делают.

Это я однажды услышал в разговоре такое высказывание: две сестры делились между собой какими-то семейными проблемами, и одна говорит другой: «Ты у мамы спроси», - а другая отвечает: «С мамой невозможно говорить, потому что всё, что она говорит, она делает!» А то мы все себе обычно ищем, чтобы нам сказали что-то, для нас подходящее, а не то, что надо.

- До революции, в Православной России, путь девушки был, в основном, или замуж, или в монастырь. Сейчас очень много девушек, женщин не замужем. Естественна ли такая одинокая жизнь?

- Вполне естественна. Только нужно быть в Церкви. Если человек в Церкви, то он одиноким никогда не бывает. Есть девушки, которые живут одни, но они все в служении Церкви, участвуют в приходской жизни, в сестричествах каких-либо. То есть, в сущности, ведь главное — это чтобы человек что-то делал, какое-то нес послушание. Есть семейное послушание, есть монашеское послушание и есть послушание общецерковное.

- То есть у церковной девушки не должно быть страха, что если не выйдешь замуж, то останешься одинокой?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.068 с.)