Радиограмма в фбр о высадках в некочеа, полученная в августе 1945 года и подтвержденная документами аргентинской полиции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Радиограмма в фбр о высадках в некочеа, полученная в августе 1945 года и подтвержденная документами аргентинской полиции.



 

Об этой высадке сохранились воспоминания и еще одного моряка с крейсера «Адмирал граф Шпее» – унтер-офицера Генриха Бете, чья роль в дальнейшей жизни Гитлера описана в главе 23. Капитан Мануэль Монастерьо разговаривал с ним в 1977 году, когда Бете жил в Патагонии в приморском городе Калета-Оливия под псевдонимом Пабло Глокник (также его знали как Хуана Павловски). Однажды Бете всего за день починил машину Монастерьо. Капитан и бывший унтер-офицер кригсмарине быстро нашли общий язык, [152] и впоследствии бывший моряк за бутылкой вина под закуску из местных морепродуктов неоднократно вспоминал о времени, когда он сопровождал Гитлера в изгнании. Бете рассказывал, что после смерти Гитлера в Аргентине ему удалось вырваться из лап организации Бормана. Позже он жил в безвестности на побережье, периодически подрабатывая механиком, – именно эту должность он занимал на борту крейсера «Адмирал граф Шпее».

Рассказы унтер-офицера Бете о прибытии подлодок в целом совпадают с историями Шульца, Деттельмана и Бреннеке, однако в его описании места высадки есть существенные отличия. Бете говорил о районе высадки «в нескольких часах» езды по плохой дороге от города Пуэрто-Мадрин, который расположен гораздо южнее Некочеа. Он вспоминал, что вечером 28 июля он сопровождал грузовики до определенной точки на побережье, где ему затем пришлось перетаскивать и грузить в машины много тяжелых ящиков, которые доставляли на резиновых лодках с двух субмарин. На грузовиках же ящики доставили к двум большим тайникам, где их выгрузили. Позже с подводной лодки сошло на берег около 70 человек. По мнению Бете, «груз был очень ценным, а прибывшие люди были не обычными моряками [как он сам], а, по-видимому, принадлежали к верхушке Третьего рейха».

Может показаться, что в двух историях описывается одно и то же событие, но на самом деле миссий было две: одна – в Некочеа, куда доставили Гитлера, другая – значительно южнее, где выгружали награбленные нацистами ценности, которые должны были обеспечить его будущее. Когда в 2008 году Ингеборг Шеффер, жену обер-лейтенанта цур зее Хайнца Шеффера, капитана подлодки «U-977», сдавшейся в Мар-дель-Плата 17 августа 1945 г., спросили, перевозил ли ее муж Гитлера в Аргентину, она ответила: «Если и не он привез его, то были еще две подлодки, которые могли привезти его, а [мой муж] мог привозить для них еду и тому подобное, потому что другие шли в Пуэрто-Мадрин». Хотя в комментариях супруги капитана есть темные места, она явно знала о пребывании в аргентинских водах одновременно с «U-977» других подлодок нацистов, и эту информацию она могла получить только от мужа. Подлодка Шеффера «U-977» относилась к типу VIIC и находилась в составе 31-й подводной флотилии. Союзники были уверены, что Аргентина находится вне пределов досягаемости для малых субмарин этого класса, однако факт остается фактом: Шеффер прибыл в Мар-дель-Плата. Впрочем, Пуэрто-Мадрин действительно был для него недосягаемой целью – если только лодка не останавливалась для дозаправки, – поскольку до этого города было 800 км по прямой и гораздо больше, если следовать вдоль береговой линии. Признания Ингеборг Шеффер и свидетельства, содержащиеся в документах ВМС Аргентины, ясно указывают на две группы подлодок.

Одну группу составляли две субмарины: «U-530», которая, скорее всего, 23 июля высадила Фегелейна на буксир вблизи Мар-дель-Плата, и «U-518», с борта которой, как мы полагаем, 28 июля на берег в районе Некочеа сошел Гитлер. Обе лодки относились к типу IXC, входили в 33-ю подводную флотилию и были достаточно большими, чтобы перевезти пассажиров и груз (как и подводные лодки U-«530» и «U-1235»).

В другую группу входила подводная лодка «U-530» обер-лейтенанта цур зее Отто Вермута, сдавшаяся 10 июля у Мар-дель-Плата, за две с половиной недели до прибытия Гитлера. Эта лодка находилась в ужасном состоянии и не имела на борту ничего ценного; возможно, к тому времени она уже оставила в Некочеа свой груз, предназначавшийся для эстансии Моромар. В докладе о допросе Вермута, [153] переведенном с немецкого на испанский и затем на английский специалистами ВМС США, говорится о том, что перед тем, как сдаться в Мар-дель-Плата, он рассматривал возможность причалить к берегу «в Миромаре» (так в оригинале). Вермут рассказал, что вышел из Кристиансанна 4 марта 1945 г. и направился в Хортен в норвежском Осло-фьорде. Там он оставался два дня «по неуказанным причинам», вероятно – чтобы принять груз. На борту у подлодки «U-530» не было ни торпед, ни оружия, ни боеприпасов. Напротив, когда 17 августа сдалась подводная лодка «U-977» (на целых пять недель позже, чем «U-530»), она все еще несла полный комплект боеприпасов. Упоминание Вермута о «Миромаре» и тот факт, что избавившись от торпед, можно было освободить место для тайного груза, заставляют предположить: ему было что скрывать от следователей. Он отказался уточнять, действовала ли подлодка «U-530» в одиночку или нет, однако сказал, что она действовала согласно прямым приказам Берлина, и что последний сеанс связи состоялся 26 апреля. Он также сказал, что не слышал, чтобы еще какая-либо субмарина направлялась в Аргентину, и что в этом случае разница между прибытием такой лодки и его собственным составляла бы не больше недели.

Показания Ингеборг Шеффер позволяют предположить, что полностью вооруженная подводная лодка «U-977» под командованием ее мужа сопровождала вторую группу лодок, прибывшую в район Пуэрто-Мадрин, где и произошла высадка на берег, о которой рассказал Генрих Бете. «U-977» покинула Кристиансанн 2 мая 1945 г., за день до отплытия «U-530». Обе подводные лодки – и «U-530», и «U-1235» – входили в группу «Морской волк» и обладали достаточным запасом хода, чтобы добраться до самой южной из перечисленных выше точек высадки. Существование второй группы из трех подлодок также вытекает из материалов двух телеинтервью, взятых в Буэнос-Айресе у Вильфреда фон Овена. В период между 1943 и 1945 гг. Овен был личным пресс-адъютантом рейхсминистра пропаганды Йозефа Геббельса. Он сопровождал легион «Кондор» в качестве военного корреспондента в Испании и был лично знаком с Вильгельмом фон Фаупелем из Иберо-американского института. В 1945 году Овен ударился в бега под вымышленным именем и с надежными документами, и в 1951 году перебрался в Аргентину; посольство ФРГ в Буэнос-Айресе объявило его «персоной нон грата» как убежденного нациста. Овен умер в 2008 году, однако при жизни его не раз спрашивали о «флотилии» подводных лодок нацистов, прибывшей в Аргентину в 1945 году. Дважды – в интервью британскому телевидению и в беседе с аргентинским автором – он ответил, и его ответ выглядел почти как оговорка: «Нет, их было только три, всего три». В целом он отвечал довольно пространно и уклончиво, и складывалось впечатление, что он знал больше, чем хотел рассказать, однако говоря о трех подводных лодках он, казалось, выразился вполне определенно.

 

Радиограмма в ФБР из Буэнос-Айреса о прибытии подводной лодки в Аргентину, полученная в августе 1945 года. Текст радиограммы: Рапорт Гитлер в Аргентине. (…) В сообщении специального агента [имя вымарано] от 18 июля озаглавленного Сдача немецкой подводной лодки U-530 в Мар-дель-Плата, относительно слухов о высадке в Сан-Хулиан, Аргентина, (…) теперь сообщает, что он обнаружил две группы следов ног, ведущих в одном направлении от отметки прилива далее пересекающих отмели и ведущих к строениям на берегу близ Сан-Хулиан. В месте, где заканчиваются следы ног, найдены следы шин, показывающие, что [оставивший их] автомобиль повернул под прямым углом к береговой линии. Следы ног, вероятно, оставлены около 25 июня (…)

 

В докладе правительству Аргентины от 14 октября 1942 г. говорится:

 

Довожу до вашего сведения, что наши агенты [имена удалены] обнаружили близ города Аскочинга в гористой части провинции Кордова ферму в местечке Серро-Негро, которую приобрел бывший офицер, сошедший на берег с [подводной лодки] U-235 [так в оригинале] на военно-морской базе в Мар-дель-Плата. Эта лодка вместе с другими немецкими субмаринами прибыла в Патагонию из Германии после окончания военных действий.

 

Канадский автор Уильям Стивенсон также упоминает о подлодке U-235:

 

Сообщалось, что в 1960-х гг. между членами братства начались споры из-за денег, и это похоже на правду. Предводитель мятежа против Бормана описывается как капитан U-235. Говорили, что он привел свою лодку в аргентинские воды, перевез на берег груз наворованных нацистами ценностей, затопил подлодку, обменял груз на деньги и купил большое поместье.

 

Довольно очевидно, что в источниках имеет место смешение номеров «U-235» и «U-1235», которое требует пояснения. Точно установлено, что подводная лодка «U-235» типа VIIC погибла со всем экипажем [154] в проливе Каттегат у берегов Дании 14 апреля 1945 г., когда ее по ошибке атаковал глубинными бомбами немецкий торпедный катер «Т-17». Официальных записей о том, что помимо подлодок «U-530» и «U-977» в районе Мар-дель-Плата аргентинским властям сдавалось еще какое-либо третье судно – которое могло бы быть субмариной «U-1235», – не существует. Впрочем, 19 июля 1945 г. в ежедневной газете Буэнос-Айреса «Critica» появилось сообщение о том, что еще одна подлодка «была окружена судами аргентинских ВМС в районе Мар-дель-Ахо в 48 км от побережья» – это лишь немного севернее Мар-дель-Плата. Больше об этой лодке не появлялось никакой информации.

Возникает естественный вопрос: что стало с сошедшими на берег экипажами подлодок «U-518», «U-880» и «U-1235» – тех, что не сдались, а были затоплены? Помимо истории о том, что командир некоего судна – предположительно, субмарины «U-1235» (капитан-лейтенант Франц Барш) – сумел обзавестись фермой в Кордове, где еще жил в 1952 году, не существует никаких сообщений о других немецких подводниках, «всплывших» в Аргентине после войны. Команды трех подлодок вместе насчитывали 152 человека. Простейший ответ: этих моряков можно было легко расселить по немецким общинам, сотнями разбросанным по всей Патагонии. Вполне вероятно, что многие из них предпочли эту альтернативу возвращению в разрушенную и голодающую оккупированную Германию, особенно если их близкие погибли под бомбами или были потеряны где-то в советской зоне. Возможен и более мрачный вариант развития событий: вскоре после прибытия всех моряков могли просто убить. Никто не искал их в Аргентине, точно так же как не искали здесь Гитлера, Еву Браун, Германа Фегелейна или организаторов всего побега – Мартина Бормана и Генриха Мюллера. В абсолютной безжалостности Бормана и Мюллера сомневаться не приходится, а Фегелейн во время войны командовал соединениями СС, боровшимися с партизанами на оккупированной территории Советского Союза.

 

 

* * *

 

В 1945 году ни у кого не возникало сомнений в том, что германские подводные лодки тайно маневрируют вдоль побережья Аргентины. Капитан цур зее Дитрих Нибур, военно-морской атташе посольства Германии в Буэнос-Айресе в письме от 7 августа 1939 г. к своему берлинскому начальнику генералу фон Фаупелю уже подчеркивал такую возможность:

 

Стратегическая ситуация у берегов Патагонии и Тьерра-дель-Фуэго [Огненная Земля] чудесным образом располагает к организации баз снабжения для [надводных] рейдеров [155] и подводных лодок.

 

Сильвано Сантандер, член аргентинского Конгресса, посвятивший себя охоте за нацистами, не сомневался, что подобные планы были реализованы:

 

Они [точки контакта и пункты обеспечения] были построены и служили для снабжения топливом немецких субмарин и рейдеров. Терпимость к этому правительства Аргентины вызвала многочисленные протесты со стороны правительств Союзников. Позднее, после поражения нацистов, эти базы также использовались, так что таинственные субмарины могли прибывать именно сюда, привозя людей и многочисленные ценности.

 

 Разведывательные службы Союзников были в курсе такой возможности, по крайней мере, с 1943 года, когда американцы стали активно разыскивать секретные базы снабжения и заправки подлодок в районе маяка Сан-Антонио.

22 мая 1945 г., после окончания войны с Германией, Министерство иностранных дел Аргентины сообщило руководству ВМС о «присутствии в водах Южной Атлантики немецких подводных военных кораблей, направляющихся в японские воды». 29 мая аргентинские ВМС развернули противолодочную операцию в Магеллановом проливе с целью воспрепятствовать прохождению субмарин из Атлантического океана в Тихий. Желаемого результата операция не принесла. Федеральная полиция докладывала, что 1 июля 1945 г. два человека высадились с подводной лодки в районе бухты Сан-Хулиан на атлантическом побережье Аргентины ближе к южной оконечности страны и Магелланову проливу. Двое немцев подошли к берегу на резиновой лодке, где их встретил «владелец парусной шлюпки». Далее, по словам полиции, была произведена дозаправка подлодки из «цистерн, спрятанных вдоль побережья». В таких историях не было ничего нового. В январе 1945 года Стэнли Росс, корреспондент новостного агентства «Overseas News Agency» в Буэнос-Айресе, сообщал, что субмарины нацистов усилили свою активность, перевозя «немецкие военные трофеи на миллионы долларов в это полушарие, чтобы спрятать их здесь до того времени, пока они не потребуются нацистским лидерам». Росс также писал:

 

Немецкая субмарина всплыла у берегов Аргентины в районе Мар-дель-Плата. По свидетельствам очевидцев, с нее на буксир принадлежащей нацистам транспортной компании «Delfino», располагающейся в Буэнос-Айресе, было перегружено около 40 ящиков. С этой же субмарины на берег сошел некто Вилли Кён – руководитель латиноамериканского отделения Рейхминистерства иностранных дел Германии и бывший глава нацистской партии в Чили. В Буэнос-Айресе он встречался с ключевыми агентами и пособниками нацистов; в это время подлодка ожидала его возвращения.

 

В июле 1945 года Кён уже снова находился в Аргентине – в последнем походе субмарины «U-880» с острова Фуэртевентура он сопровождал Фегелейна.

 

* * *

 

Зимой 1945 года (зимой в терминах южного полушария; в западном в это время было лето) полковник Ромуло Бустос командовал дислоцированным в районе Мар-дель-Плата подразделением войск аргентинской береговой противовоздушной обороны (ПВО). В начале июня он получил приказ взять под контроль обширный участок побережья между Мар-дель-Плата и Мар-Чикита, чтобы пресечь любые попытки причалить и разгрузиться со стороны немецких подлодок; в случае, если кому-либо удалось бы высадиться на берег, полковнику надлежало захватить как можно больше пленных.

 

Моя группа должна была держать под прицелом площадь поблизости от лагуны Мар-Чикита в нескольких километрах к северу от военно-морской базы. У нас было девять орудий и мы были готовы открыть огонь. В одну из темных ночей я увидел вспышки света со стороны моря, [направленные] на точку на берегу неподалеку от нас. Я связался с командиром нашей части. Когда он прибыл на нашу позицию, вспышки прекратились.

 

Однако когда командир собрался уезжать, вспышки начались снова.

Поскольку в следующие ночи световые сигналы не возобновлялись, вся операция свелась к наблюдению, а командующему ВМС был направлен пакет документов под грифом «секретно» с описанием событий. Бустос вспоминал и о втором подобном инциденте в конце июня:

 

Один из моих солдат нашел пещеру глубиной почти три метра. Мы обнаружили, что внутри кто-то установил три деревянные полки на высоте 10–12 см выше уровня прилива. На полках стояли бочки размером с пивную, без каких-либо обозначений кроме одной буквы. В первой, которую мы открыли, был хлеб, в следующей – плитки шоколада. Я решил, что и в остальных будут еда и напитки. Затем я подумал, что это место предназначалось для пополнения запасов – либо подводников, либо членов экипажей, которые тайно сошли на берег. Мы сделали фотографии и написали подробный отчет. Мы также забрали все бочки и полки. Я не знаю, что потом случилось с этими уликами.

 

Оглядываясь назад, отставной полковник нашел странным, что местная пресса не упоминала о случившемся, хотя по его словам, «все в окру́ге говорили об этом».

Через несколько недель, когда 10 июля 1945 г. в Мар-дель-Плата прибыла субмарина «U-530», полковник Бустос присутствовал при ее осмотре. «Когда я поднялся на борт, меня поразили две вещи: отвратительный запах на лодке (хотя все люки были открыты) и бочки на ее борту – такие же, как те, что мы видели на берегу», – вспоминал он.

 

* * *

 

Германия, безусловно, даже в последние недели войны имела возможность отправлять морем личный состав и грузы – отправлять в значительных количествах и на большие расстояния. Любопытным тому подтверждением стала подлодка «U-234», вышедшая из Киля 25 марта 1945 г. Она принадлежала к серии из 8 минных заградителей типа ХВ, самых крупных из когда-либо построенных Германией подводных лодок, и обладала полным водоизмещением в 2710 тонн. После взрыва на ее борту во время сборочных работ было решено переоборудовать лодку в дальнемагистральный транспорт. В этом качестве ее первой и последней миссией стал поход в Японию, и перевозила она не мины, а 12 важных пассажиров и 240 тонн особых грузов, а также дизельное топливо и провизию, которых бы хватило на поход продолжительностью 6–9 месяцев. В груз входил разобранный и упакованный в ящики реактивный истребитель «Мессершмитт» Ме-262, управляемая авиационная бомба «Henschel Hs-293» («планирующая бомба»), образцы новейших систем электрического управления торпедами, множество технических чертежей и более полутоны окиси урана. Пассажирами были генерал авиации люфтваффе Ульрих Кесслер, двое офицеров японских ВМС, а также гражданские инженеры и ученые; среди последних находились доктор Хайнц Шлике, специалист по радарам и средствам радиолокационного подавления, который руководил испытательным полигоном кригсмарине в Киле (позднее он был завербован Соединенными Штатами в рамках операции «Скрепка»), и Август Брингевальде, руководивший производством самолетов «Мессершмитт» Ме-292.

Судьба подлодки «U-234» решится в ходе одной из сделок Мартина Бормана с разведкой США, заключенных с использованием метода кнута и пряника.

 

1 мая 1945 г. капитан-лейтенант Йохан-Генрих Фелер вскрыл конверт с секретным приказом, который предписывал ему направляться к Восточному побережью Соединенных Штатов. Он должен был передать свой груз ВМС США, однако некоторые предметы не должны были попасть в руки американцев.  

 

Борману еще была нужна его защищенная система связи, поэтому капитан подлодки получил инструкции выбросить за борт шифровальное оборудование «Kurier» и «Т43», а также уничтожить всю документацию, связанную с «Энигмой».

14 мая корабль ВМС США «Sutton» принял подводную лодку «U-234» под командование и отконвоировал ее на военно-морскую верфь в Портсмуте.

 

* * *

 

В документах полиции и ВМС Аргентины добросовестно зафиксированы десятки случаев появления немецких подводных лодок у побережья страны. Многие из них имели место в важный для нас период между 10 июля 1945 г., когда подлодка «U-530» типа IXC сдалась у военно-морской базы Мар-дель-Плата, и 17 августа, когда там же сдалась подлодка «U-977» типа VIIC. (Подводной лодке U-530 потребовалось 66 дней, чтобы ни разу не всплывая пересечь Атлантику, «U-977» проделала тот же путь за 63 дня).

21 июля, всего за неделю до высадки Гитлера возле Некочеа, начальник штаба ВМС Аргентины адмирал Гектор Лима издал приказ «отозвать все береговые патрули». Это указание, исходящее из высших эшелонов военного правительства, полностью открывало побережье страны для высадок, описанных членами экипажа крейсера «Адмирал граф Шпее». Но, несмотря на то, что ВМС прекратило охоту за подлодками, сообщения об их появлении у берегов Аргентины продолжали поступать. Высокопоставленные члены военного правительства страны сознательно и упорно замалчивали факты, чтобы убедить всех в том, что «U-530» и «U-977» были единственными «настоящими» подводными лодками нацистов, которые на самом деле смогли пересечь Атлантику. 24 июля 1945 г. журналист Дрю Пирсон из информационного агентства «Bell Syndicate» писал:

 

Многие немцы, живущие на побережье Патагонии, владеют землями с гаванями, достаточно глубокими для прохода туда подводных лодок. А если подлодки могли добираться до аргентинско-уругвайских вод из Германии, что они, несомненно, и делали, ничто не мешало им пройти еще чуть дальше на юг, в Патагонию. Также нет никаких причин полагать, что Гитлер не мог находиться на одной из них.

 

В октябре 1945 г. Рауль Дамонте Таборда, бывший председатель комитета Конгресса Аргентины по расследованию деятельности нацистов и близкий товарищ Сильвано Сантандера, говорил, находясь в изгнании в Рио-де-Жанейро, что считает пребывание Гитлера в Аргентине вполне вероятным. По словам Дамонте, были «некоторые указания» на то, что подводные лодки (не «U-530» и не «U-977») были затоплены их экипажами по достижении берегов Аргентины; среди экипажей «несомненно» находились политики и технические специалисты, и «возможно, Адольф Гитлер».

Отец Че Гевары Эрнесто Гевара Линч в 1930-х и 1940-х гг. был активным борцом аргентинского антифашистского движения и также был уверен:

 

После того как немецкая армия потерпела поражение в Европе, многие нацистские лидеры прибыли в нашу страну через морской курорт Вилья-Хесель, расположенный южнее Буэнос-Айреса. Они прибыли на нескольких немецких подводных лодках.

 

Когда совсем недавно – в 2008 году – авторы этой книги спросили о немецких подводных лодках министра юстиции Аргентины Анибала Фернандеса, тот ответил просто: «В 1945 году в Аргентине было возможно все».

 

 

Статья корреспондента информационного агентства «Associated Press», опубликованная в газете «Lewiston Daily Sun» 18 июля 1945 г., одно из множества принятых властями США всерьез газетных сообщений о том, что Гитлер и Ева Браун прибыли в Аргентину на подводной лодке и живут в глуши Патагонии. Заголовок статьи гласит: «Правительство проверяет слухи о нахождении Гитлера в Аргентине». Текст статьи: Вашингтон, 17 июля. Государственный департамент собирается проверить сообщение о том, что Адольф Гитлер и Ева Браун скрываются в Аргентине.

Посольство США в Буэнос-Айресе получило указания проверить статью из Монтевидео, появившуюся в газете «Chicago Times», утверждавшую, что Гитлер и его жена нашли пристанище в Патагонии.

Аргентина заверила правительства стран Союзников, что не будет предоставлять убежище военным преступникам из стран Оси. Статья в «Chicago Times» была написана корреспондентом Винсентом де Паскалем. Он заявил, что практически уверен в том, что Гитлер и женщина, на которой он предположительно женился в Берлине, в последние дни «находятся на территории огромного поместья в Патагонии, принадлежащего немцам».

«Как сообщают, пара сошла на берег с германской подводной лодки, которая, предположительно, вернулась, чтобы сдаться союзникам», – пишет де Паскаль.

По другим сообщениям, Гитлер был убит по его собственному приказу. Некоторые немцы утверждают, что видели сожженные тела Гитлера и Евы Браун в Берлине. Источники Союзников не могут определенно утверждать, что именно произошло с ними.

 

 

Глава 19

В ПАТАГОНИЮ

 

На эстансии Моромар изгнанники оставались всего одну ночь. Скорее всего, первым делом супруги решили принять ванную, чтобы смыть с себя стойкое зловоние подводной лодки. Фегелейн раздобыл все необходимое для жизни в дороге, а старые вещи распорядился сжечь. Гитлер и Ева заняли разные комнаты. На туалетном столике в спальне Евы стояли ее любимые духи «Шанель № 5», бутылка виски «Canadian Club», ведерко со льдом и стакан; здесь же лежали пачка сигарет «Lucky Srtike», серебряный портсигар – у Фегелейна не было времени организовать его гравировку для нанесения монограммы «EB» – и золотая зажигалка «Unique от Dunhill».

 

Грунтовый аэродром на территории поместья был оборудован в 1933 году, вскоре после того, как Карлос Идао Хесель купил эту землю.

 

На следующее утро, 30 июля 1945 г., Гитлер, Ева Браун и Фегелейн, взяв с собой Блонди, сели в тот же биплан «Curtiss» аргентинских ВВС, что подобрал Фегелейна у Мар-дель-Плата. Им оставалось проделать последний отрезок их долгого пути, в котором за несколько месяцев они обогнули почти треть земного шара – от руин Берлина до страны бескрайних и спокойных горизонтов.

Хотя Гитлеру достаточно много рассказывали об обширных просторах Патагонии, это его знание было теоретическим, и во время дневного перелета на запад он был поражен панорамой, которая разворачивалась внизу. После трех с половиной часов полета самолет «Curtiss Condor» приземлился на другом грунтовом аэродроме, совсем близко от города Неукен в Северной Патагонии. Никто из пассажиров не потрудился сойти на землю, когда к самолету подъехал маленький заправщик, а пилот руководил работой мужчин в летной форме, заправлявших самолет. Вскоре «Condor» снова поднялся в воздух с полными баками и направился на юго-запад. В иллюминаторах по правому борту перед тремя пассажирами проплывали величественные заснеженные вершины Анд, освещенные послеполуденным солнцем. Два часа спустя, вечером 30 июля, когда в сумерках внизу заблестели воды озера Науэль-Уапи, биплан вновь пошел на посадку, коснулся травы колесами и прокатился по летному полю эстансии Сан-Рамон.

 

В этом регионе ранчо Сан-Рамон стало первым поместьем с официально установленными границами, которые были полностью обнесены изгородью. В это уединенное место вела лишь грунтовая дорога от первого аэродрома в Сан-Карлос-де-Барилоче. Семья князя Штефана цу Шаумбург-Липпе [156] купила это поместье еще в 1910 году и спустя 35 лет все еще владела им. Вместе с княгиней, пылкой патриоткой, князь был завсегдатаем покерных вечеринок в немецком посольстве в Буэнос-Айресе. В 1943 году князь Штефан и Вильгельм фон Щён – немецкие консул и посол в Чили соответственно – были отозваны в Германию в интересах операции «Огненная Земля». Они покинули Южную Америку через Буэнос-Айрес, где перед отбытием у них состоялись длительные беседы с Людвигом Фройде, местным миллионером и фактическим послом нацистского правительства.

 

* * *

 

Наиболее уязвимым местом всей операции было то обстоятельство, что эстансию Сан-Рамон первым приметил Вильгельм Канарис, впоследствии ставший адмиралом и главой абвера, когда в 1915 году нашел здесь убежище на пути своего побега в Германию через Патагонию. В 1944 году, когда Борман подготавливал окончательный вариант плана исчезновения фюрера, знание Канариса об этом поместье, а также о вилле «Винтер» на острове Фуэртевентура, которой занимался агент абвера Густав Винтер, стало более чем просто опасным. Как уже говорилось в главе 2, Канарис был давним участником заговоров против Гитлера и, хотя ему многие годы удавалось заметать следы, он по-прежнему находился под подозрением у Гиммлера и высших чинов СС, которые давно желали подчинить сеть военной разведки Канариса Главному управлению имперской безопасности (РСХА). В конце концов, он перестал оказываться «на шаг впереди» СС и гестапо, когда в феврале 1944 года двое агентов абвера в Турции сдались британцам прямо перед тем, как гестапо собиралась схватить их за связь с группой антифашистов. Канарису не удалось представить Гитлеру деятельность абвера в выгодном свете; фюрер, к тому времени сытый по горло самоуправством нацистской верхушки, приказал группенфюреру СС Фегелейну обеспечить переход абвера под контроль РСХА. Адмирал был уволен со своего поста и назначен на ничего не значащую должность начальника штаба по вопросам торговой и экономической войны.

Участие сотрудников абвера в покушении на Гитлера 20 июля 1944 г., когда в «Вольфшанце» была взорвана бомба, в итоге привело к помещению Канариса под домашний арест; петля вокруг его шеи медленно затягивалась, и в конце концов адмирала заковали в цепи и поместили в камеру в подвале штаб-квартиры гестапо на улице принца Альбрехта в Берлине. 7 февраля 1945 г. его отправили в концлагерь Флоссенбюрг, однако и там ему некоторое время сохраняли жизнь – выдвигались предположения, что даже на этом этапе Гиммлер намеревался использовать Канариса в качестве посредника на переговорах с Союзниками.

Борман не мог идти на столь высокий риск, чтобы дать Канарису – который знал и об убежище в Аргентине, и о перевалочной базе на пути между Европой и Южной Америкой, – попасть живым в руки Союзников: его вполне могли признать свидетелем, заслуживающим доверия. 5 апреля 1945 г. в бункере фюрера союзник Бормана обергруппенфюрер СС Кальтенбруннер представил Гитлеру «доказательства» вины Вильгельма Канариса – предположительно, сфабрикованные «дневники» адмирала. Прочитав несколько страниц, специально отмеченных Кальтенбруннером, фюрер пришел в ярость и подписал тут же представленный ему смертный приговор.

По прямому приказу Генриха Мюллера во Флоссенбюрг отправились оберштурмбаннфюрер СС Вальтер Хуппенкотен и штурмбаннфюрер СС Отто Торбек – бросить концы в воду. Утром 9 апреля адмирала Канариса раздели догола, чтобы унизить в последний раз, и повесили на деревянной балке. Хотя между сообщениями о его смерти есть несоответствия, ясно, что его смерть не была быстрой. В 16:33 того же дня Хуппенкотен отослал Мюллеру секретное, кодированное шифром «Энигмы» сообщение через одного из подчиненных Мюллера, Рихарда Глюкса. Глюкса «попросили немедленно поставить в известность» группенфюрера СС Мюллера любым доступным способом – по телефону, телеграфу или через связного, – о том, что задание Хуппенкотена было выполнено в соответствии с приказом. Теперь единственный человек, который мог сложить воедино все кусочки мозаики и таким образом раскрыть план побега Гитлера и подготовку его убежища в Аргентине, был мертв.

 

* * *

 

В 1945 году немцы полностью контролировали все подступы к городу Сан-Карлос-де-Барилоче и эстансии Сан-Рамон. Никто не мог попасть на эту территорию или покинуть ее без официального разрешения местных нацистских руководителей. 24 июля в газетах появилась колонка Дрю Пирсона с такими словами:

 

Возможно, пройдет много времени, прежде чем мы выясним, действительно ли Гитлер со своей невестой Евой Браун бежал в Патагонию. Эта страна представляет собой череду обширных ранчо, принадлежащих нацистам, где немецкий – практически единственный разговорный язык, и где Гитлер смог бы легко и надежно скрыться на долгие годы. Здесь, на юге Аргентины, ранчо простираются на тысячи гектаров и управляются нацистами на протяжении многих поколений. [157] Для любого не-немца было бы невозможно внедриться сюда и провести тщательное расследование, связанное с местонахождением Гитлера.

 

Персонал изолированного поместья Сан-Рамон был занят денно и нощно с того момента, как пришло уведомление о скором приезде важных гостей. За неделю до их прибытия появилась группа охранников из числа моряков с крейсера «Адмирал граф Шпее», и теперь в еженедельной поездке за покупками в Сан-Карлос-де-Барилоче участвовало два новых лица – чтобы убедиться, что никакие слухи не выдадут высочайшего посещения. Кармен Торрентуихи, [158] повар на ранчо Сан-Рамон, получила подробные указания относительно гастрономических привычек ее гостей. Ее знаменитое блюдо, «кордеро патагонико» (ягненок по-патагонски), пришлось на время исключить из меню, как и многие другие аргентинские блюда из жареного мяса – «асадо». Рацион становился преимущественно овощным, но в нем должны были присутствовать и классические немецкие блюда вроде печеночных тефтелей и птенцов голубя. Позже Кармен узнала, что это было одно любимых кушаний Гитлера среди множества тех, что она готовила для него и для женщины, ставшей его женой. Немцы на ранчо восприняли официальное сообщение о смерти фюрера с молчаливым недоверием; напротив, никто не удивился, когда Кармен, в белом накрахмаленном фартуке поверх домотканой одежды, вскоре была представлена гостям перед ужином.

Гитлер и Ева Браун прожили в главном доме эстансии Сан-Рамон девять месяцев. [159] Контакты с Мартином Борманом, который все еще перемещался по Европе, были нечастыми, зато «Организация» Бормана в Аргентине дорабатывала планы по обеспечению безопасности постоянной резиденции супругов. Это более уединенное и надежное убежище было почти готово; оно называлось «Иналько» и находилось в 90 км от Сан-Рамон, на границе с Чили неподалеку от деревни Вилья-Ангостура.

 

* * *

 

Урсула, дочь Евы и Гитлера, прибыла на эстансию Сан-Рамон в сентябре 1945 года. Шестилетняя девочка, которую все называли Уши, приплыла из Испании первым классом; Фегелейн, ее дядя, встретил ее на пристани в Буэнос-Айресе и отвез к родителям. Тот же самолет «Curtiss Condor», которым они пользовались прежде, приземлился на той же грунтовой летной полосе недалеко от ранчо.  

 

Само существование Уши тщательно скрывали от немецкого народа, как и отношения между ее родителями, хотя весь остальной мир узнал об отношениях Гитлера и Евы Браун еще 15 мая 1939 г. Журнал «Time» тогда в подробностях описал, как…

 

 …за квартиру темноволосой пышной Евы Браун 28 лет, как обычно, заплатил ее старый друг из Берлина… Своим друзьям Ева призналась, что ожидает предложения от своего друга [Адольфа Гитлера] в течение года.

 

Этого не произошло. Гитлер полагал, что для сохранения своей власти над людьми он должен поддерживать в общественном сознании представление о себе как о человеке, полностью посвятившем себя Германии. Говорили, что ребенок родился в канун нового, 1938-го года в Сан-Ремо [160] в Италии. Родители Уши не видели ее с 11 апреля 1945 г. – это был последний день их тайной трехдневной поездки в Баварию, [161] куда они приехали специально для того, чтобы повидать дочь – возможно, в последний раз; в это время двойник Гитлера, Густав Вебер, должен был «замещать» фюрера. Маленькая белокурая девочка, чьим воспитанием занимались в основном дальние родственники матери Евы, провела много счастливых часов [162] в Берхтесгадене, играя с Гиттой, дочерью Герты Шнайдер, подруги детства Евы; девочку часто фотографировали и снимали на кинопленку. После войны ее выдавали то за сестру Гитты Шнайдер, то за дочку Германа Фегелейна и Гретель Браун-Фегелейн (хотя их собственная дочь, Ева, родилась уже после войны), но Уши не была ни той, ни другой. В 1945 году она, возможно, уже немного говорила по-испански; в 1943 году Борман снабдил Уши и ее «семью» (ее опекунов) испанскими документами, и по указанию Бормана они потратили бо́льшую часть 1944 года на изучение испанского языка.

Когда в сентябре 1945 г. Уши оказалась в Аргентине, Ева Браун была снова беременна ребенком, которого они зачали в Мюнхене в мае 1945 г. – это была ее «последняя миссия для Гитлера». Пара по-прежнему была не жената и слухи о беременности Евы ходили среди персонала бункера. (На самом деле, это был ее третий ребенок; второй родился мертвым в 1943 году. Роды принимал Август Шультен, гинеколог и главный врач больницы Линкс в Мюнхене; в том же году он погиб в автокатастрофе.) Теперь семья воссоединилась в Аргентине, и рядом с Евой был ее свояк Герман Фегелейн, который мог стать посажённым отцом и повести невесту к жениху на свадьбе. Частная церковь на ранчо Сан-Рамон подходила для свадьбы как нельзя лучше. (Утверждают, что двойники Гитлера и Евы Браун «поженились» в бункере 29 апреля 1945 г., через сутки после побега настоящей пары из Берлина. Кроме Бормана, живых свидетелей этой церемонии не осталось.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.075 с.)