Памяти журналиста и писателя Геннадия Николаевича Солодникова. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Памяти журналиста и писателя Геннадия Николаевича Солодникова.



 

Молодому поколению чайковцев Геннадий Николаевич Солодников скорее всего неизвестен, да и старшее поколение успело его подзабыть. А между тем, - это первый профессиональный писатель, член Союза писателей СССР с 1966 года, который поселился в нашем городе в 1971 году и прожил и проработал в нем 32 года до отъезда в город Пермь в 2003 году. В городе Чайковском писатель создал многие свои очерки, рассказы и повести, которые вошли в сборники «На перекатах» (1975), «Колоколец давних звук» (1979), повесть «Чёт или нечет». В газете «Огни Камы» он возглавлял отдел писем, публиковал свои очерки и рассказы, руководил литературным объединением с 1972 по 1982 год. Вклад Г.Н.Солодникова в культурную, литературную и духовную жизнь города трудно переоценить. Он, несомненно, велик.

Родился будущий писатель 19 января 1933 года в посёлке Павловский Очёрского района Пермской области, где располагается знаменитый, основанный ещё Строгановыми в 19 веке, машиностроительный завод. Но Геннадий выбрал себе иную стезю. В 1952 году он окончил Пермское речное училище. Стажировку проходил на гидрографическом судне Балтийского Военно – Морского Флота, затем работал на Каме в изыскательской партии и заведовал гидротехническим кабинетом в родном речном училище. Первая, речная профессия – гидротехник, оказала большое влияние на творчество будущего писателя. Благодаря ей 4 из 12 его книг посвящены труду речников Камы: «Ледовый рейс» (1965), «На перекатах» (1975), «Капитанская вахта» (1975), «В речном дальнем плавании» (1975). Это особенно актуально было для нашего молодого города на Каме – города строителей, текстильщиков, химиков и речников. И не случайно, что среди наших признанных литераторов – 2 речных капитана-поэта: Евгений Петрович Орловский и Александр Васильевич Бузмаков, - которые также были героями книг и очерков Г.Солодникова.

Работая 2-м секретарем Дзержинского райкома комсомола г.Перми в 50-е гг., Геннадий Николаевич поступил на заочное отделение редакторского факультета Московского полиграфического института, который окончил в 1961 году. А с 1957 года он уже пробовал свои силы в качестве журналиста в газетах «Лесник Прикамья», «Молодая гвардия», «Звезда», затем был редактором в Пермском книжном издательстве.

Журналистская профессия подтолкнула Геннадия Николаевича к писательству. Позднее он вспоминал: «Я изъездил всю область вдоль и поперёк, был в шахтах, в колхозах и на фермах, плавал, жил у лесорубов. Но газета для журналиста – это отдача деловой информации. А какая-то часть материалов, более глубокая, человеческая, чувственная, остаётся за бортом. И копится день за днем у тебя в голове и в блокноте. С этого, наверное, и начинается писатель, когда ему мало газетных страниц, а хочется рассказать о жизни, которую он познал, в которую окунулся, более нежным, человеческим языком».

  Своими учителями в жизни и в писательском ремесле Г.Солодников считал известных пермских писателей О.К.Селянкина, Л.И.Давыдычева и В.П.Астафьева. Олег Селянкин был заместителем начальника по военно-морской подготовке Пермского речного училища. Лев Давыдычев, который возглавлял пермскую писательскую организацию, дал ему личное благословение: «Генка! Пиши. Тебе Бог дал.» А Виктор Астафьев лично безжалостно правил его рассказ «Падает снег».

Будучи уже опытным журналистом газеты «Молодая гвардия», Геннадий Николаевич стал писать маленькие рассказы о своём военном детстве и публиковать их в газете. Когда они скопились, выпустил в 1966 году книжку «Рябина, ягода горькая». Но до этого, в 1965 году, начинающий писатель уже опубликовал 2 книги: «Ледовый рейс» - повесть о «северном завозе» на Каме, и сборник лирических рассказов «Лебединый клик». Высшее редакторское образование и три выпущенных книги, которые положительно рецензировали известные писатели Леонид Соболев и Франц Таурин, позволили Геннадию Солодникову вступить в Союз писателей СССР в 1966 году.

В 1971 году писатель переехал на постоянное жительство в наш город. Причина переезда была бытовая: развод с женой и утрата права на совместную жилплощадь. Знакомые посоветовали поехать в молодой, быстростроящийся город Чайковский. Руководство города заботилось о развитии культуры, поэтому с радостью встретило известного пермского писателя и обеспечило его квартирой. Геннадий Николаевич стал работать в газете «Огни Камы» и продолжил заниматься писательским трудом. В эти годы отдельные его рассказы выходят в коллективных сборниках пермских писателей, таких как «Пермский рассказ» (1971), «Молодой человек» (1972, 1978). Самыми плодотворными в творчестве писателя стали 70-е годы – годы проживания в нашем городе. В московских и пермском издательствах вышли сборники его рассказов, повестей и очерков «На перекатах» (1975), «Капитанская вахта» (1975), «В речном дальнем плавании» (1975), «Колоколец давних звук» (1979). Все эти книги имеются в фондах чайковских библиотек.

Об истории написания книги очерков «В речном дальнем плавании» писатель вспоминал так: «Я моряк, душа моя всегда тянулась в плавание. И в 1972 году, получив от начальника Камского речного пароходства «охранную грамоту»…, я на судне типа «Волго-Дон» отправился в замечательный рейс Чайковский-Березники-Ленинград-Питкеранта (на Ладожском озере)-Москва-Чайковский. Рейс длился больше месяца. У меня была отдельная каюта, меня кормили как члена команды. И я вместе с матросами нес вахту, спускался в машинное отделение, дежурил в рубке. А потом записывал, записывал, записывал…»

Творчество Г.Солодникова неразрывно было связано с жизнью, с людьми труда. Любой из его положительных героев может сказать может сказать словами старого шкипера: «Вот говорят: работа, работа, будь она неладна! А что без неё человек? Нуль.» (повесть «Страда речная»). Человек-работник, каким его любит автор, через труд обретает душевную широту и щедрость, осваивает и сливается с земными просторами, с сутью самой жизни. Писатель поэтизирует не столько работу как некий производственный процесс, сколько работника, его отношение к труду. Герои его книг, часто совсем молодые люди, как практикант-рулевой Саня из повести «Ледовый рейс» или Виктор Старцев, техник изыскательской партии из повести «На перекатах», открывают для себя мир человеческих отношений через постижение своей профессии.

И город Чайковский стал дорог писателю, как город-труженик. В газете «Огни Камы» от 16 июня 1973 года появляется статья Г.Солодникова «Город мой в голубой оправе» - настоящее объяснение в любви городу, ставшему родным: «И сейчас, когда приезжает кто-нибудь из моих знакомых, обязательно веду их на свою любимую гору, чтобы показать город во всей красе. Его силуэт постоянно изменяется, и мне очень приятно говорить и показывать всё новое, что появилось в нём за два года. А появилось здесь очень многое. Первый девятиэтажный дом, он поднялся летом семьдесят первого. Следом встал неподалёку другой. А сейчас ещё три подряд украсили панораму улицы Карла Маркса…»

 ? марта 2014 года ушёл из жизни Геннадий Николаевич Солодников – человек, писатель, журналист, составивший целую эпоху (32 года из 58 лет) в культурной жизни нашего города. Светлая ему память!

 

«Муки творчества – сладкие муки…»

(О чайковской писательнице и журналистке Наталье Столяровой-Тихоновец)

 

Плоти слова не коснется тленье,

Никаким не сжечь его огнем.

В нем – твое спасенье,

Воскресенье

И твое бессмертье –

Тоже в нем.

Н.Браун

Даже в кошмарном сне не могло присниться, что мне придется писать посмертную статью о моей университетской подруге, писательнице и журналистке Наталье Столяровой-Тихоновец. 23 августа 2014 года ей бы исполнилось 55 лет, а погибла она от стихии 17 августа. Ушла из жизни талантливейшая женщина, которая согревала своим теплом всех, кто с ней соприкасался: супруга, детей, родственников, друзей. Остались неповторимые, проникнутые светом ее личности произведения в Интернете, на сайте «ПРОЗА.РУ».

Наташа с 1965 года жила в городе Чайковский, куда вместе с родителями приехала из Забайкалья к родственникам в гости, да так и осталась насовсем. Родителям очень понравился молодой город и климат Среднего Урала. В 1966 году Наташа пошла в первый класс средней школы №4, которую окончила в 1976 году. Училась хорошо, была в школе пионерской и комсомольской активисткой, занималась бальными танцами, участвовала в конкурсах и побеждала. Школа воспитала в ней активную жизненную позицию, которую она пронесла через годы; подарила верных друзей и супруга – партнера по бальным танцам. Под сильным влиянием учительницы литературы Елизаветы Тимофеевны Корякиной Наташа выбрала свою будущую профессию: в 1978 году поступила на филологический факультет Пермского государственного университета. Мы были с ней однокурсницами, и наша дружба продолжалась более 35 лет. Наташа вообще обладала талантом друга: все, кто сталкивался с ней в течение жизни, становились ее друзьями, и она умела поддерживать эту дружбу. Несмотря на то, что на втором курсе она перевелась на заочное отделение в связи с замужеством и рождением сына, нас прочно объединило пережитое вместе начало студенческойжизни. Это было веселое и счастливое время: месяц на просушке зерна в колхозе Осинского района, шумная жизнь в общежитии университета с коллективным бытом, с вечерними посиделками однокурсников и пением под гитару песен Б.Окуджавы и при этом усердная учеба на лекциях и семинарах, а также в библиотеке.

Наталья вместе с мужем (он был геологом) уехала в город Нерюнгри – угольную столицу Якутии, где прожила 23 года. Работала учителем русского языка и литературы, 13 лет возглавляла Дом детского творчества, который в 2003 году признали лучшим в Якутии. «Потолок» в педагогической деятельности был достигнут, и Наталья решила резко поменять свою судьбу: ушла в журналистику. Работала во вновь организованной газете «Час досуга», в пресс-службе корпорации «Якут-уголь», в республиканской газете «Неделя Якутии». К этому времени относится начало ее писательской деятельности: она писала небольшие рассказы и публиковала их в газетах, с которыми сотрудничала.

В 2006 году Наталья решила вернуться в город Чайковский, так как жить на севере ей стало тяжело. Как известно, именно в Якутии находится полюс холода (-40—60), и она славится своим суровым климатом. В родном городе Наталья некоторое время работала пресс-секретарем главы города, а затем – собственным корреспондентом краевой газеты «Звезда». В 2006 году, к 50-летию города, был создан журнал «Мой город – моя судьба», где впервые были опубликованы два рассказа Н.Столяровой («Сусальный ангел», «Никто и никогда») и отрывок из повести «Пассажир «Окрыленного» («Волчья охота») ее супруга В.Тихоновца, тоже писателя.

Выйдя на «северную» пенсию, которая, как известно, наступает раньше обычной, Наталья полностью отдаласьлитературному творчеству. С 2007 года ее рассказы стали появляться на страницах пермской газеты «Звезда», чайковских газет «Прикам-контакт», «Новой газеты». С этого же времени свои произведения Наталья стала размещать в Интернете и активно общаться там со своими читателями и писательским Интернет-сообществом. В местных СМИ благодаря этому общению были напечатаны лучшие рассказы писателей разных стран в Интернет-проекте «Прорыв». В 2008 году местную интеллигенцию потряс сборник «Рассказы о любви»Н.Столяровой и В.Тихоновца, выпущенный, к сожалению, в самиздатовском варианте. Эту прозу можно назвать исповедальной, проникающей в самые глубины и тайники человеческой психологии. Моя рецензия на сборник была помещена в газете «Огни Камы» от 21 ноября 2009 года.   

 Чтобы издать книгу в наше время, нужны немалые средства. Один из источников этих средств – участие в литературных конкурсах. В 2010 году в короткие сроки Наталья пишет роман для подростков «Дмитрий Русский» и отправляет его в Москву на конкурс имени С.Михалкова. Там она оказывается в числе 15-ти дипломантов конкурса. Но издать роман не удается. С этого времени писательница больше не предпринимает таких попыток, размещая все свои произведения в Интернете. На 1 октября 2014 года на сайте «ПРОЗА.РУ» находится 238 произведений Натальи Столяровой, которые прочли 83714 человек. Читатели оставили 7434 рецензии, сама Наташа написала 5267 рецензий на произведения других авторов. Как видите, цифры впечатляющие. Наталья работала в разных жанрах прозы: миниатюра (46), рассказ (16+13+13?), роман (4?), публицистические жанры, рецензии и другие. Ее незаурядное литературное творчество ждет своего читателя и исследователя.

3 марта 2013 года, во Всемирный день писателя, в родной школе №4 состоялась единственная творческая встреча писательницы с восьмиклассниками, организованная Центральной библиотекой. Я вела эту встречу и видела, насколько она важна для Натальи по ее артистичному и эмоциональному выступлению. Она с воодушевлением рассказывала ребятам о романе «Дмитрий Русский», сумев вызвать у них интерес к Интернет-литературе. Казалось, что это не последняя ее встреча с читателями, впереди долгая творческая жизнь и новые встречи. Но судьба распорядилась по-иному, и от этого невыносимо горько.

Сегодня мы публикуем две миниатюры и рассказ чайковской писательницы Натальи Петровны Столяровой. Читайте и наслаждайтесь.

 

«Как нелегко любить!»

(О творчестве чайковской поэтессы Валентины Шарко)

 

Может быть, сродни геройству,

Чтобы жизнь свою прожить,

Не утратив эти свойства –

Быть любимой и любить.

                                                                      1.

                                                              Биография.

     Валентина Николаевна Шарко родилась 6 мая 1943 года в селе Никольское Торбеевского района республики Мордовия. Отец её был сельским учителем, мама – колхозницей.

    В 1959 году она окончила 10 классов районной школы, а в 1966 году – химический факультет Мордовского госуниверситета в городе Саранске. Работала в Башкирии на нефтехимическом заводе города Стерлитамак. В город Чайковский приехала с семьей в 1979 году. Работала на винзаводе заведующей лабораторией, с 1985 по 2005 годы трудилась на предприятиях, связанных с машиностроением (НПО «Точмаш» и др.). В настоящее время на пенсии.

Стихи пишет с 16 лет. Печаталась в саранских, стерлитамакских многотиражках, в газете «Огни Камы», в коллективных сборниках «С тобою без тебя», «Дикий мед», «Вперед, славяне!», «Чайка», «Этюды с Чайковским» и др.

В.Шарко выпустила три авторских сборника: «Постижение дороги» (2000), «Мое наследство» (2006), «Земля – имя женское» (2013), с которыми можно ознакомиться в библиотеках г.Чайковского.

                                                                                  2.

                                             Гражданская лирика В.Шарко.

Не секрет, что поэт творит из себя: из своей личности и мировоззрения, из своих духовных, нравственных и эстетических ценностей. У Валентины Николаевны Шарко эти ценности были сформированы советской трудовой семьей. Отец– Смирнов Николай Васильевич работал сельским учителем, ушедшим в августе 1943 года на фронт и, к счастью, вернувшимся с войны живым и здоровым. Мама – Смирнова Александра Андреевна – всю трудовую жизнь проработала в колхозе и воспитала двух достойных дочерей: старшую Галю, которая пошла по стопам отца и стала учителем математики, и младшую Валю, выучившуюся на химика-органика в Мордовском государственном университете.

1.    Родители – это первая любовь, исток гражданственности и патриотизма для поэтессы В.Шарко. Об этом она говорит во многих своих стихах: «Мое наследство», «Шрамы», «Деревня», «Помнить…»:

 

И помнить нам страницы эти,

Покуда будет с жизнью связь.

Отца призвали в сорок третьем,

Когда я только родилась.

 

Был людям чужд уют домашний,

Все думы только о войне,

И вырастала я на пашне,

Где мать растила хлеб стране.

О письмах с фронта мы не знали,

(Чтобы о них поведать тут)…

Теперь с сестрой храним медали

Отца и матери – за труд.

 

Еще – трофеи уцелели:

Пластинки, патефон храню,

И фото, где отец в шинели

С плеча погибшего в бою.

 

2.    Когда читаешь стихи из авторских сборников Валентины Николаевны «Постижение дороги»(2000), «Мое наследство»(2006), «Земля – имя женское»(2013), то возникает ощущение, что беседуешь с близким по духу и мировоззрению человеком. Ведь мы, представители старшего и среднего поколений, сформировались как личности в большой трудовой стране – Советском Союзе. А поскольку новая Россия долго не предлагала нам достойной внимания идеологии, то остались по сути советской интеллигенцией, сохраняющей и проповедующей лучшие советские духовно-нравственные ценности: патриотизм, интернационализм, гуманизм и трудолюбие. Кстати, новая Россия в последние годы благодаря президенту В.В.Путину вновь возвращается к этим ценностям.

Самыми интересными людьми на свете Валентина Николаевна считает своих коллег-поэтов, несмотря на все сложности взаимоотношений с ними. Поэтому заветные мысли о жизни и творчестве она высказывает в стихах, посвященных их творчеству. В дружеском шарже на подборку стихотворений Евгения Мезрина «Девятый вал» поэтесса пишет: «Любовь к Отчизне, долг и труд хандрить Вам долго не дадут.» Несмотря на иронию, которой пронизано все стихотворение, в нем, как отмечает В.Бедерман, «кредо автора, его программа, стержень его поэтического творчества. Родина – великая и малая, дочерний долг перед ней и самоотверженный труд – центральные темы поэзии Валентины Шарко». В этих строчках поэтессы заложено и пушкинское: «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!» и песенноеИ.Шаферана: «Прежде думай о Родине, а потом о себе.»

В.Бедерман отмечает: «При раскрытии этих тем поэтесса обнаруживает самые высокие вершины своего поэтического дарования, которые измеряются гражданственностью и хорошей публицистичностью.» Картины совсем недавнего прошлого страны мастерски отражены в стихотворении «Эх, Россия…». Мы уже начали помаленьку забывать обвал страны в 90-е годы. Историческая память о нем сохранится в том числе и благодаря наблюдательному и сочувственному взгляду поэтессы В.Шарко:

Эх, Россия, куда же ты катишься,

С кем ты в новый вливаешься век?

Нас волнуют «ворсинки» и «катышки»

Много больше, чем сам человек.

За разгулом рекламы потерянный,

От нее униженья терпя,

Он, сегодня ни в чем не уверенный,

Лихорадочно ищет себя.

3.    Но самые большие потери Россия понесла все же не в материальной, а

в нравственной сфере, что особенно волнует Валентину Николаевну:

Мы теперь потихоньку меняемся,

Отходя от духовных начал.

Понемножечку все превращаемся

В продавцов или просто менял. – пишет она в стихотворении «Аукцион».

Худо бедному люду

От реформ и систем.

Хоть бы русская удаль

Не пропала совсем! – тревожится она в стихотворении «Коробушка».

Хорошо в этой жизни не быть никем:

Ни поэтом, ни прозаиком, ни гением.

Живешь и не держишь связи ни с кем –

Ни с прошлым, ни с нынешним поколением.

Свободным идешь по любой из дорог,

Как на душу бог положит.

Лежишь, разглядывая потолок,

Не думая, как день прожит. – Апатия и равнодушие претят поэтессе.

Русь, когда возродишься ты снова,

За большие возьмешься дела,

Станет признаком тона дурного

Быть на сцене в чем мать родила. – Вседозволенность и безнравственность вызывает у поэтессы гнев и сарказм.

В.Шарко противопоставляет беспринципности и вопиющей бездуховности нового времени человека труда: «Моей привязанностью прочной давно стал человек труда.» - пишет она в стихотворении «Мои герои». Если в ранней лирике ее героем мог стать добросовестный дворник («Дворник») или работницы цеха покрытий («Героини»), то в поздней – она восхищается трудом людей творческих профессий. Это может быть юная певица с верхнего этажа или Алла Пугачева, суть жизни которых одинакова:

И прежде чем пришло признанье

И торжества желанный срок,

Был тяжкий труд, непониманье,

А после – целый мир у ног!

Поэтесса ценит любой труд во благо человека: труд фермера, который

Бездельникам многим укором.

В помощниках – зять, сын и дочь.

С делами управятся споро,

Другим успевают помочь. – или труд журналиста местной газеты:

Затихает шум городской.

День свои завершил дела,

Но сидит журналист над строкой,

Чтобы вовремя в жизнь пошла. («Газеты пульс»)

4.    Да и город Чайковский, с которым поэтесса сроднилась с 1979 года, она любит за его трудовой ритм:

Просыпаются улицы,

Новый день настаёт.

Город строится, трудится,

Хорошеет, растёт. («Чайковский вальс»)

Тема родного города занимает в гражданской лирике Валентины Николаевны значительное место. Это и знаменитый «Чайковский вальс», положенный на музыку тремя чайковскими композиторами, и «Имена», и «Юбилейное».

Поэтесса ценит свой город за талантливых и трудолюбивых людей, которые в нем проживают:

Не причудливостью зданий,

Не размахом площадей,

Город славен именами

Замечательных людей.

Тех, кто строит, учит, лечит,

Чудо-ткани создает,

Кто берет себе на плечи

Сотни судеб и забот. («Имена»)

 

5.    Вот уже более 30-ти лет, с 1982 года, когда состоялась ее первая публикация в газете «Огни Камы», Валентина Николаевна с ней тесно связана. Она состояла и в первом литературном объединении под руководством Г.Н.Солодникова и во втором – во главе с В.Н.Дворником. Она, как никто, ценит и поддерживает своим бескорыстным трудом эту городскую, такую важную для его культурной жизни, традицию. Валентина Николаевна формирует тематические и юбилейные подборки стихотворений чайковских авторов, пишет репортажи о жизни литературного объединения при редакции газеты «Огни Камы». Журналистам газеты она посвятила два прекрасных стихотворения: «Газеты пульс» и «Журналисты».

 

                         3.

                               Интимная лирика В.Шарко.

 Обратимся к интимной лирике поэтессы. Лирическая героиня ее прошла большой жизненный путь от хрупкой, нежной, ранимой девушки «открытой солнцу, ветрам и взглядам» с «доброй, чистой и светлой душой», живущей в ожидании счастья («Счастье») до бабушки, беззаветно любящей своих внуков. В стихотворении «Встреча с подругой» Валентина Николаевна пишет:

 

Для России-матушки

Потрудились вволю.

А теперь мы – бабушки,

Тещи и свекрови.

Хлопоты о ближних –

Нам за всех тревожно,

Мы еще не лишние

В этой жизни сложной.

 

Женская судьба лирической героини складывается по-разному:

 

Как трудно спорить нам с судьбой,

Как нелегко любить!

И даже день один порой

Непросто пережить.

Лишь ждать в обманчивой тиши,

Неведеньем томясь,

И каждой клеточкой души

К любимому стремясь. («Как трудно спорить нам с судьбой»)

 

 Любовная лирика В.Шарко великолепно передает тончайшие оттенки чувств и взаимоотношений мужчины и женщины в таких стихах, как «Твои ладони», «В любви мы чувствуем сильнее…», «Взвешу без досады…» и др. Не менее искусна поэтесса в передаче других человеческих чувств, грусти, например:

Грусти, моя душа, грусти. Тебе не внове

Нести нелегкий этот груз.

Быть может, оптимизм полезней для здоровья,

Но душу очищает грусть. («Грусть»)

  Но самая большая любовь В.Шарко – это ее поэзия («Следы», «Мои стихи», «Когда-нибудь, когда я повзрослею…»):

 

Гармония и красота

Идут всегда вдвоем.

Когда-то в плен была взята

Я чарами ее.

 

Любое чудо сотворит

И ей неведом страх.

Поведать может о любви

И яростных боях.

 

То легкой дымкою скользит                   

Над лугомпоутру.

То горной речкой прозвенит,

То стынет на ветру…

 

Меня оставить не спешит –

Ей будто жаль меня,

Коснется струн моей души,

И… оживаю я. («Поэзия»)

 

 

                         4.

  Пейзажная лирика В.Шарко

Пейзажная лирика в творчестве В.Шарко представлена небольшим количеством стихотворений, но каких! Образы в них свежи, необычны, красочны и, как предписывает народная традиция, соотнесены с душевным состоянием человека:

Рябина без листьев –

Давно облетели.

Багряные кисти,

Как раны на теле.            _____________

 

В том я ль виновата,

Что так получилось,

Что ран многовато

В душе накопилось? («Рябина»)

 

Лес в оранжевых блестках –

Золотое руно!

Золотая березка

Смотрит прямо в окно…

Скоро выбелит дали

Зимней стужи приход

Запуржит, закуржавит,

Листья с веток сорвет.

Но под вьюгою хлесткой,

Как судьбы благодать,

Золотую березку

Буду я вспоминать. («Лес в оранжевых блестках»)

 

Живописуя пейзажи Родины, поэтесса В.Шарко вновь и вновь восхищается ее красотой и признается ей в непреходящей любви:

О, Родина моя родная,

Твои ветра, дожди, снега,

Просторы без конца и края…

Как все ж ты сердцу дорога! («Пейзаж») – и в этом суть и смысл всей ее поэзии.

 

 

Летописец Прикамья

 

9 июня 2013 года произошло скорбное событие, большая утрата для нашего города: ушёл из жизни замечательный человек Виктор Иванович Якунцов. Он – кандидат исторических наук, член Союза журналистов России с 1979 года, - опубликовал более 300 статей на исторические темы в различных изданиях и выпустил 6 книг об истории нашего города и района.

Трудно в городе Чайковский найти человека, который, не обладая реальной властью, оказывал бы такое мощное влияние на его интеллектуальную и духовную жизнь, как Виктор Иванович Якунцов, - историк и краевед. Он был в нашем городе самым авторитетным исследователем истории Пермского края, Чайковского района и г. Чайковского. Сам Виктор Иванович утверждал: «…краеведение – это не профессиональная принадлежность, краеведение – это состояние души». И определял себя так: «Я – искатель достоверных фактов, может быть, это и истина». Любимым занятием краеведа была работа с документами в архивах, любимым жанром публикаций – хроника, то есть краткое и последовательное изложение событий по годам. На вопрос корреспондента газеты «Третий день»(2004,№2) Елены Романовой: «Что для Вас история?» Виктор Иванович ответил: «Это моя работа, вот и всё. У меня две истории. Одна по обязанности – ведь я преподаю в институте, а это – учебные пособия, экзамены, ведение определённого количества часов, методработа и т.п. А другая история – для души: тут я ищу литературу в Перми, заказываю в Москве, работаю в архивах, читаю журналы, публикую материалы и прочее».

Вспомним смутные 90-е годы, когда всех нас пытались превратить в «Иванов, не помнящих родства». Именно в это время, в 1995 году, по инициативе Виктора Ивановича было создано Чайковское городское общество краеведения, которое просуществовало до 2000 года. Председателем правления всё время его работы являлся В. И. Якунцов, заместителем Р. М. Романова.

За 5 лет своей работы общество краеведения заложило такие важнейшие городские традиции, которым мы будем следовать ещё многие и многие годы. Эти традиции объединяют и вдохновляют горожан, делают их единомышленниками и патриотами своего города. А именно:

1.    ГОК стало инициатором проведения городских краеведческих конференций (чтений) и сделало их традиционными. По итогам чтений издаются сборники материалов под названием «Город Чайковский: от древности до наших дней». К 2014 году прошли уже 5 краеведческих чтений и издано 4 сборника, содержащих ценнейшие краеведческие материалы, полученные от очевидцев и участников событий (первостроителей, руководителей города, промышленных предприятий и учреждений, представителей интеллигенции и др.). Виктор Иванович был не только инициатором, но и участником этих краеведческих чтений.

2.    Вторым постоянным направлением краеведческой деятельности В. И. Якунцова является забота о сохранении памяти о наших земляках-участниках Великой Отечественной войны и других войн XX-XXIвеков. Виктор Иванович является автором-составителем «Книги памяти и подвигаФокинского (Чайковского) района», вышедшей в 2001 году, и участником Всероссийских и региональных научных конференций, посвященных юбилеям Великой Победы, где он выступал со своими сообщениями о наших земляках. Кстати, и первые городские краеведческие чтения «Труженики тыла – фронту» были посвящены самоотверженному труду наших земляков в тылу в годы Великой Отечественной войны и их вкладу в общую Победу над врагом.

3.    Третье направление краеведческих интересов Виктора Ивановича сформировалось на городских краеведческих чтениях. На 2-й конференции в 1996 году было 2 сообщения об истории села Завод Михйловский и рода художников Сведомских. Эта тема, видимо, так заинтересовала и увлекла Виктора Ивановича, что уже в 1999 году он выпустил свою книгу «Сведомские, Завод Михайловский: хроника событий и фактов». Презентация этой книги прошла в Центральной библиотеке. А общественный интерес и социальный заказ предпринимателей Сбоевых, возродивших усадьбу художников Сведомских, оформили эту тему в новую краеведческую конференцию, так называемые «Сведомские чтения», которые проходят в усадьбе «Славянский двор». Прошло уже 5 таких конференций, которые становились выдающимися событиями в культурной жизни города. Их материалы опубликованы в сборниках «Сведомские чтения», одним из редакторов которых являлся В.И.Якунцов.

4.    В нашем городе живет много людей, влюблённых в свой город, но Виктор Иванович – среди тех немногих, кто деятельно доказывает свою любовь. К 45-летию города в 2001-2002 годах стал выпускаться журнал «Человек», в котором Виктор Иванович поместил хронику развития нашего района и строительства города с 1953 по 2001 год и несколько краеведческих статей. Журнал «Человек» стал заметным краеведческим изданием в городе и подготовил почву для появления главной книги о нашем городе - «Чайковский – город нашей мечты», вышедшей к его 50-летию.

 

В заключение хочу сказать, что краеведческие интересы Виктора Ивановича Якунцова были настолько разнообразны и обширны, что их невозможно охватить и даже просто перечислить в одной статье. Мы должны гордиться тем, что среди нас жил и работал такой человек, который делал всё, чтобы «не прерывалась связь времён и поколений» в нашем крае. Спасибо Вам, Виктор Иванович, за это!

 

Хранители памяти и духовности.

Только интересен   

Прежде нам поэт.

А до человека

Нам и дела нет…

Н.Бурашников

20 марта в читальном зале Центральной библиотеки состоялась презентация нового сборника стихов и прозы литературного объединения при редакции газеты «Огни Камы» «Пусть будет света торжество». Литературно-художественное издание посвящено 50-летнему юбилею газеты и литературного объединения и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Составителями сборника выступили самые преданные и активные члены литературного объединения поэтессы Валентина Шарко и Валентина Пустовалова, а также – заведующая Центральной библиотекой Марина Бодрова. Красочную обложку оформил поэт и график Виктор Маньков, иллюстрации – поэт и художник Валерий Злобин.

Книга издана ПКОО «Пермский писатель» (директор - С.Неведомская) тиражом 1000 экземпляров на средства как индивидуальных, так и коллективных спонсоров: депутатов Земского собрания, Администрации Чайковского городского поселения, председателя Чайковского отделения Пермского регионального отделения организации «Опора России» Евгения Мартюшева, филиала ОАО «РусГидро» - «Воткинская ГЭС», филиала ОАО «Газмаш» - Чайковский завод газовой аппаратуры, ООО «Чайковский текстиль», ООО «СтройТекс – ОГМ», ООО «ПрофЭксперт», В.А. Мущинкина, П.А Пашина, В.Н. Бусаргина, В.Д.Черепанова, В.Ф. Санникова, членов литобъединения и их близких. Таким образом, выпуск юбилейного сборника чайковских авторов стал делом поистине коллективным и показал, что в городе Чайковский живут патриоты, не равнодушные к культуре родного города. Благодаря им библиотеки города и района пополнились новым высокохудожественным изданием, отразившим большой и важный этап в развитии духовной культуры нашей территории.

Это становится продолжением той культурной традиции, которая заложена еще первостроителямиВоткинской ГЭС и нашего города: самим писать свою историю и создавать свою культуру. Литературное объединение при редакции газеты «Огни Камы» возникло в 1965 году, но до него была «Литературная страница» в газете «Камский гидростроитель» с 1956 года, которая давала возможность владеющим пером строителям публиковать свои литературные опыты. Лучшие из них вошли в публицистический сборник 1961 года «Мы строим Воткинскую ГЭС». Литературное объединение при редакции газеты «Огни Камы» начало выпускать коллективные сборникичайковских авторов в виде скромных брошюр с 1992 года. Всего увидело свет 33 брошюры – приложения к газете - под редакцией Виктора Дворника и Вадима Бедермана. Настоящий прорыв произошел в 2007 году, когда при содействии и финансовой поддержке городской администрации в ижевском издательстве «Бон Анца» вышел коллективный сборник в виде красочно оформленной книги под названием «Этюды с Чайковским». Его редакторами-составителями были В. Сергеев и А. Абдулаев. В книгу вошли произведения 32-х авторов. Прошло 8 лет, и вот новое свершение чайковских литераторов – коллективный сборник «Пусть будет света торжество». В нем приняли участие уже 73 автора, краткие сведения о которых помещены в конце книги. И эти данные читать не менее интересно, чем их произведения. Среди авторов и опытные литераторы, отдавшие своему увлечению не один десяток лет, и начинающие, поместившие в сборник свои немногочисленные опусы. Преобладают, конечно, люди старшего поколения, которые до выхода на пенсию имели самые разные профессии: химик В.Шарко, военный инженер Н.Башмаков, педагог А.Кузин, строитель В.Пустовалова, тракторист А.Саранов, ткачиха Т. Непряхина, агроном Г.Коробейников, библиотекарь М. Беланина, капитаны А. Бузмаков и Е.Орловский, крановщик А. Зашихин, музыкант И. Васильев, художники В. Злобин и В. Маньков и т. д. Именно они создавали историю нашего города и района, работая на различных его предприятиях десятками лет, и параллельно отражали памятные события в его и своей собственной жизни в стихах и в прозе. Это литературное движение не иссякало в городе никогда, и подтверждением является 50-летняя история литературного объединения при редакции газеты «Огни Камы». Сейчас в объединение входит несколько молодых авторов: Е. Габдулханева, Т. Казанцева, Д. Кощеев, Д. Мерзляков, В. Федотова, Е. Харюшин, - это дает надежду, что важнейшая городская традиция не исчезнет.

Почетные гости презентации нового сборника «Пусть будет света торжество» оценили его высоко. Вот лишь некоторые их высказывания.

Тюкалова Н.В., председатель Земского Собрания: «Наши поэты создали себе «памятник нерукотворный». В их стихах – отношение к истории нашего города, к природе, к людям. Прекрасные строки неравнодушных людей.»

Смирнова М.А., корректор газеты «Огни Камы»: «Поэты – хранители истории и памяти. 50 лет истории города в их стихах.»

Башмаков Н.Б., писатель, член Союза писателей РФ: «Пермский Союз писателей взял нас под свое крыло. Издание сборников станет для нас на 30% дешевле.

Предложение ЦБ – составить план выступлений авторов сборника в школах и других учреждениях. Это необходимо для повышения духовности горожан.»

Долбилов Н.В., заместитель председателя районного Совета ветеранов: «Поэты и писатели сохраняют память народа. Главные их темы: любовь к Родине, доброта, взаимопомощь, совесть. Новых творческих находок!»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.155 с.)