П.Чайковский. Детский альбом. Вальс. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

П.Чайковский. Детский альбом. Вальс.



 

Пьер сначала был очень оживлен и весел, но к концу вечера так утомился, что ушел наверх раньше обыкновенного. Когда я через несколько времени пришла в детскую, он еще не спал и с блестящими глазами, возбужденный, плакал. На вопрос, что с ним, он отвечал: «О эта музыка, музыка!». Но музыки никакой не было в эту минуту слышно. «Избавьте меня от нее! Она у меня здесь, здесь, - рыдая и указывая на голову, говорил мальчик, - она не дает мне покоя!» Конечно, не музыка сама по себе явилась причиной столь большого возбуждения. Скорее, разыгралась вызванная звуками фортепиано творческая фантазия, заставила напрячься до предела психику мальчика и вылилась сильным эмоциональным всплеском. Может быть, это и была одна из первых интуитивных попыток сочинения? Во всяком случае, впоследствии на вопрос, когда он начал сочинять, композитор отвечал: «С тех пор, как узнал музыку».

Фанни, как бы предвидя великое будущее своего воспитанника, стала собирать исписанные Пьером клочки бумаги, его старые тетрадки, какие-то залитые чернилами черновики: она думала,что все это может когда-нибудь пригодиться.

С сентябре 1848 года воткинской жизни пришел конец. Илья Петрович, получив очень выгодное предложение, подал в отставку. Ему был пожалован чин генерал-майора и пенсион. Служба на казенных заводах кончилась. Теперь отцу восьмилетнего Пети предстояло ехать в Москву для встречи с руководством заводами наследников Яковлева в Алапаевске, на Урале.

Родители по приезде в столицу намеревались отдать уже подросшую Лидию в институт, а старших сыновей, Николая и Петра, - в учебные заведения.

Двадцатишестилетняя Фанни, не собираясь пока возвращаться на родину, приняла очень выгодное предложение помещиков Нератовых. Так завершился самый счастливый период Петиного детства, который и Фанни считала «счастливейшей эпохой своей жизни».

О том, как в дальнейшем сложилась судьба семьи Чайковских, Петр Ильич писал: «Отец мой служил очень долго в горных инженерах и управлял, между прочим, очень долго Камско-Воткинским заводом Вятской губернии, где я и родился. В 1848 году он вышел в отставку… В 1858 году он снова поступил на службу и был четыре года директором Технологического института. В 1862 он вышел в отставку и теперь живет пенсией в Петербурге. Мать моя скончалась в 1854 от холеры. Она была превосходная, умная и страстно любившая своих детей женщина».

Следующая встреча с Фанни произошла лишь через сорок четыре года. Семидесятилетняя Фанни написала письмо своему пятидесятидвухлетнему воспитаннику, прослышав о его славе. И Петр Ильич навестил ее во Франции, в маленьком городке Монбелиар, и они вспомнили все, что их связывало.

За три месяца до смерти композитора, 24 июля 1893 года, Фанни прислала ему письмо, в котором снова вспоминала незабвенные воткинские годы: «Я никогда не видела такого красивого захода солнца, как в России, когда небеса покрывались такими изумительно яркими красками; я особенно любила тихие, мягкие вечера в конце лета. Челны рыбаков качались на пруду, гладком, как зеркало, в котором отражалось солнце. С балкона мы слушали нежные и грустные песни – только они одни нарушали тишину этих чудных ночей. Вы должны помнить их, никто из вас тогда не хотел ложиться спать. Если Вы запомнили эти мелодии, положите их на музыку, Вы очаруете тех, кто не может слушать их в Вашей стране».

Как же часто мы не ценим то, что имеем. И лишь взгляд из-за бугра заставляет нас поверить в своюсамоценность. Надеюсь, что современное общество оценит вновь все богатства русского народного песенного творчества.

 

Музыка, навеянная детством

(к 175-летию со дня рождения П.И.Чайковского)

 

30 марта 2015 года состоялось долгожданное событие в городе Воткинске: после капитального ремонта и реконструкции был торжественно вновь открыт Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И.Чайковского». С октября 2013 года в рамках подготовки к 175-летию со дня рождения композитора он был закрыт на реставрацию. С октября 2014 года специалисты ООО «Уральский региональный институт музейных проектов» (г.Екатеринбург) работали над реэкспозицией мемориального дома. На этот проект Удмуртская республика потратила, по данным Главы республики, 170 миллионов рублей. У всех ценителей музыки П.И. Чайковского появилась возможность увидеть в расширенном экспозиционном пространстве уникальные материалы из запасников музея, многие из которых представлены впервые.

Значимость этого мероприятия для Удмуртской республики, ее культурной и духовной жизни, была подчеркнута присутствием на открытии первых лиц республики: Главы УР А.В. Соловьева, министра культуры УР В.М. Соловьева, Главы города Воткинска В.М. Перевозчикова и др.; потомков- родственников П.И. Чайковского - Г.Е. и Л.Е. Давыдовых и др.; директоров и заведующих других музеев П.И. Чайковского. Не обошли организаторы вниманием и наш город, пригласив на праздник Главу города А.В. Третьякова, зав. отдела культуры Е.А. Имайкину, директора краеведческого музея Р.М. Романову. Культурный обмен между нашими городами происходит в рамках проекта «Галактика городов Чайковского».

После торжественного перерезания красной ленты и поздравительных речей почетных гостей в музыкальном салоне, директор «Музея-усадьбы П.И. Чайковского» Татьяна Николаевна Неганова пригласила всех на театрализованную экскурсию. Мемориальный дом поразил свежестью и чистотой, а также – присутствием его живых обитателей. Коллектив авторов ставил перед собой задачи: на основе переписки и воспоминаний домочадцев максимально приблизить интерьер ко времени проживания семьи Чайковских в Воткинске, создать ощущение «живого» дома. Что превосходно удалось сотрудникам и их детям, актерам-волонтерам, которые оживили обитателей дома. Обновленная экспозиция привлекает внимание к эмоциональной стороне жизни семьи Чайковских. Дом счастливого детства композитора (1840-1848) вновь наполнился голосами домочадцев, мелодиями романсов, звучанием рояля и оркестрины. Вернулось ощущение теплоты и уюта дома, в котором часто звучала музыка, были разные музыкальные инструменты.

Сотрудникам музея удалось воочию показать гостям, что великого композитора формировала сама дружелюбная, духовная атмосфера родительского дома, постоянное общение с разнообразной музыкой, прекрасная уральская природа. Музыка П.И. Чайковского, навеянная воспоминаниями детства, звучала в течение всего торжественного мероприятия и театрализованной экскурсии, рождая восторг и гордость за свою малую родину.

 

 «Город славен именами замечательных людей»

(о творчестве чайковского писателя Александра Абдулаева)

 

Новая книга чайковского писателя Александра Абдулаева «Городские зарисовки»(2013) - художественно-документальная. В нее вошли очерки и рассказы о выдающихся жителях города Чайковского: руководителях города и его учреждений,первостроителях, ветеранах Великой Отечественной войны, воинах-афганцах, творческих людях. Обо всех этих чайковцах можно сказать строчками из стихотворения Валентины Шарко «Имена»:

Не причудливостью зданий,

Не размахом площадей,

Город славен именами

Замечательных людей.

Тех, кто строит, учит, лечит,

Чудо-ткани создает,

Кто берет себе на плечи

Сотни судеб и забот.

Первоначальный период возникновения и строительства города Чайковского, проблемы его роста и развития, судьбы первостроителей в 50-70-е годы хорошо представлены в документально-публицистических книгах и книгах воспоминаний первых руководителейВоткинской ГЭС, города и его предприятий и учреждений: «Мы строим Воткинскую ГЭС» (1962), «Наш город – Чайковский» (1967), «Дорога света» В.Э.Гергерта (1981), «Это в сердце было моем» М.Н.Назарова (1989), «Чайковский – город нашей мечты» (2005), «Жил по совести и чести» В.А.Шипкова (2010) и др. Первостроители не только построили город и все его предприятия, но и в своих воспоминаниях написали его историю. Это стало устойчивой традицией культурной жизни города. И книга А.Абдулаева «Городские зарисовки» вполне вписывается в эту традицию, продолжая историческое городское летописание 70-90-х годов. Его героями стали выдающиеся личности, определявшие облик и развитие города Чайковского в 70-90-е годы 20 века: Косованов Евгений Николаевич, Паздерин Юрий Григорьевич, Волк Давид Фроимович, Данилов Анатолий Александрович и др.

1.

 

Сам автор книги Александр ШарифовичАбдулаев по масштабу личности и вкладу в развитие города может быть поставлен в один ряд с его героями-современниками старшего поколения. Он из этой крепкой породы людей – патриотов и созидателей. Это сейчас Александр Шарифович – писатель, член Союза писателей России и Удмуртии, автор двенадцати книг. А в 80-е годы 20 века он работал мастером СУ-2 «Воткинскгэсстроя», строил жилье и социально-культурные учреждения города Чайковского.

26 апреля 1986 года произошла авария на 4-ом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции – крупнейшая техногенная катастрофа 20 века. Александр Шарифович добровольно поехал на ликвидацию ее последствий и проработал в радиоактивной зоне три месяца в сентябре-ноябре 1986 года. Трагедия гражданского населения тридцатикилометровой зараженной радиацией зоны, которому пришлось навсегда покинуть родные места; героизм ликвидаторов катастрофы – военных и гражданских, сознательно рисковавших своей жизнью и здоровьем; экономические последствия для Советского Союза разорительной ликвидации этой аварии, – все это до основания потрясло сознание молодого, тридцатиоднолетнего тогда, Александра. Ему захотелось рассказать об увиденном и пережитом людям. Так он стал писателем. Тема Чернобыля была главной в первых его книгах. Это были документально-публицистические книги, написанные на основе воспоминаний чайковских ликвидаторов не только чернобыльской катастрофы 1986 года, но и аварии на химобъединении «Маяк» в Челябинской области в 1957 году, а также воспоминания участников ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в 1949 году и Тоцком полигоне в 1953 году. Всего в нашем небольшом городе и районе таких людей проживало 270 человек (данные на 1998 год). В 1992-98 годах Александр Шарифович работал председателем городского комитета Союза «Чернобыль» и занимался вопросами социальной защиты ликвидаторов. В 1994 году он награжден орденом «За личное мужество», проявленное при ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. Благодаря Александру Абдулаеву память о чайковских ликвидаторах осталась в его книгах «Имя сей звезды – Горькая полынь» (1999), «Атомные солдаты» (2000), «Чернобыльские рассказы» (2001), «Мы помним тебя, Чернобыль» (2012).

С начала 2000-х годов А.Абдулаев обратился к художественной прозе. В его творчестве появились новые темы и герои. Это наши земляки – участники Великой Отечественной войны и войны в Афганистане в книгах «Перевернутое небо» (2003), «Горький вермут 86 года» (2009), «Манящая пустота» (2012). В своих повестях и рассказах автор анализирует и пытается осмыслить те причины, которые привели к распаду великой страны – Советского Союза – и смене общественного строя. И видит эти причины в нравственном упадке советского общества: пьянстве, рвачестве, маргинализации немалой части населения. Но кроме нравственных причин, были еще и экономические. Автор считает, что экономика Советского Союза была подорвана 9-летней войной в Афганистане (декабрь 1979 – февраль 1989), а также Чернобыльской катастрофой, на ликвидацию последствий которой государство потратило и до сих пор тратит многие миллиарды рублей.

 

2.

В

 своих книгах «Перекрестки судеб» (2011) и «Городские зарисовки» (2013)А.Абдулаев вновь обращается к документальной публицистике. Он написал очерки о выдающихся людях нашего города, внесших колоссальный вклад в его развитие. Сам писатель так определил ту особенность, которая отличает всех его героев: «Чем бы ни занимались мои герои в жизни, их главным принципом всегда была ответственность перед людьми и делом.»И работу они выполняли ответственную, беззаветно служа своей Родине и нашему городу.

Евгений Николаевич Косованов – герой очерка «Дело всей жизни» - инженер-гидростроитель, «Заслуженный строитель РСФСР», «Почетный строитель РСФСР». 

1963 – 1971 (8 лет) – занимался строительством города Чайковского в должности главного инженера и начальника СМУ «Воткинскгэсстроя;

1975 – 1980 (5 лет) – был избран и работал на посту председателя Чайковского городского исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся (по-современному, мэром города);

1980 – 1986 (6 лет) – был начальником управления строительства «Воткинскгэсстрой».

За вклад в строительство города Чайковского и других объектов на территории Пермской области награжден орденами Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени. В 2006 году ему присвоено звание «Почетный гражданин Чайковского муниципального района».

Юрий Григорьевич Паздерин («Сыновья любовь») большую часть жизни проработал сельским строителем, возглавляя Фокинскую ПМК. За успехи в сельском строительстве его наградили медалью «За освоение Нечерноземья», а в 1985 году присвоили звание «Заслуженный строитель РСФСР». В 1990 году Юрия Григорьевича избирают на должность председателя Фокинского райисполкома, чуть позднее – депутатом Законодательного собрания Пермской области. В 1991 году город и район были объединены, и Юрий Григорьевич становится первым главой администрации города Чайковского с прилегающей территорией. Он избирался на эту должность два раза. Это было тяжелое время, когда советская экономика под воздействием реформ разрушалась, а новая рыночная – находилась в зачаточном состоянии. Юрию Григорьевичу и его администрации стоило колоссальных усилий поддерживать город и район на плаву и осуществлять программы их развития до 2000 года.

За заслуги перед государством и многолетний труд Юрий Григорьевич награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» 2 степени, медалью «За трудовое отличие». Он является Почетным гражданином города Чайковского.

Давид Фроимович Волк («Живая память»), обучаясь в Пермском речном училище, был избран секретарем комсомольской организации курса. Здесь он приобрел лидерские качества и организаторский опыт. Это во многом и определило его дальнейшую жизнь. В 1962 году он был распределен на Чайковскую Базу флота и стал ходить механиком на разных судах. В 1963 году по рекомендации М.Н.Назарова его избирают вторым секретарем Чайковского горкома ВЛКСМ. Как комсомольский вожак, Давид Фроимович всегда был в гуще событий:

- навещал трудовые коллективы,

- организовывал комсомольско-молодежные бригады,

- внедрял новшества,

- способствовал тому, чтобы каждый комсомолец занимался общественной работой, всесторонне развивался,

- руководил пионерской работой.

Опыт комсомольской работы с людьми пригодился, когда он стал партийным, а затем профсоюзным лидером в «Воткинскгэсстрое», заместителем председателя горисполкома по вопросам образования, здравоохранения и культуры в 70-е годы. В 1978 году по итогам пятилетки ДавидаФроимовича награждают орденом Трудового Красного Знамени.

В 80-е годы – новый поворот в судьбе: по заданию партии он надевает погоны и служит замполитом в Чайковском ОВД; в 90-е годы – заместителем председателя райисполкома, затем длительное время – заместителем директора по социальным вопросам в Чайковском промышленно-гуманитарном колледже.

За преданность и любовь к городу и его жителям в 2008 году Д.Ф.Волку присвоено звание «Почетный гражданин города Чайковского».

Анатолий Александрович Данилов («Уральский характер») прибыл в город Чайковский в 1980 году по приглашению М.Н.Назарова, чтобы возглавить Чайковский филиал Челябинского института физкультуры, создать его учебную базу. Приехал на 1 год, а остался насовсем. За прошедшие годы Анатолий Александрович:

- собрал сильный коллектив профессоров и преподавателей,

- были построены комплексы трамплинов для прыжков,

- создан лыжный стадион и биатлонное стрельбище,

- введен в строй спортивный комплекс с 4-мя залами ибассейном,

- в 1995 году филиал преобразован вЧайковский государственный институт физической культуры,

- в 1998 году А.А.Данилову присваивается звание профессора,

- но самое главное – институт готовит для страны успешных спортсменов по зимним видам спорта.

Книги А.Абдулаева «Перекрестки судеб» и «Городские зарисовки» знакомят читателей с судьбами наших незаурядных земляков, живущих рядом с нами в одном городе. Именно благодаря их самоотверженному служению нашей Родине и нашему народу, мы с вами живём в экономически и социально развитом городе. Так будем же им благодарны за это!

 

«Листая памяти страницы…»

(о поэзии Александра Бузмакова)

 

Александр Васильевич Бузмаков – тот человек, без которого трудно представить литературную и политическую жизнь нашего города. Цельность личности Александра Васильевича поражает. Вот лишь несколько фактов из его биографии.

Выбрав в юности профессию речника и закончив Пермское речное училище в 1956 году в звании 2-го штурмана, Александр Васильевич в течение сорока лет, вплоть до 1995 года, работал в Камском речном пароходстве на судах грузового и скоростного пассажирского флота в должности штурмана и капитана. После выхода на пенсию с гордостью и достоинством носит звание и форму капитана. И как личную трагедию он воспринял банкротство и распад Камского речного пароходства в 90-е годы, что нашло отражение в его стихотворении «Камское пароходство»:

Был с тобой и в радости и в горе.

От твоей судьбы не отделим.

Корабли на реках и на море

Я водил под вымпелом твоим…

 

Плавсостав на флоте были боги,

Все умели делать и могли.

Уводили в дальние дороги

От твоих причалов корабли.

 

Но на флоте ходят разговоры:

Создается компрадорский класс.

И тебя Чубайсовские воры

Из-под носа выкрали у нас.

Эти строки полны горечи и публицистического гнева, так как за одно десятилетие на Каме был уничтожен речной флот, который создавался несколькими поколениями прикамцев и был смыслом их жизни и труда. Публицистические и обличительные интонации появились в поэзии Александра Бузмакова лишь в 90-е годы. Тогда его стихи стали похожи на выступления оратора на митинге. И это понятно, ведь многое тогда возмущало всю страну, но немногие могли выразить свой протест в четкой и краткой форме стиха, как это делал Александр Васильевич:

Нет прощенья стоящим у власти

Всем, отныне во веки веков.

Разорвали Отчизну на части,

Превращают народ в дураков.

Став коммунистом по убеждениям еще в советское время, он в «смутные» 90-е годы не предал своих взглядов, не перекрасился в «демократа», как это сделали многие бывшие его единомышленники, а остался в рядах КПРФ и в меру своих сил защищает интересы трудящихся нашего города. С 1990 по 1996 год Александр Васильевич был депутатом городской Думы. Является активным пропагандистом своих взглядов в городе через прессу и личные выступления перед слушателями:

С той поры прошло немало лет.

Помню, без помпезности и грома

Мне вручал когда-то партбилет

Секретарь Чайковского горкома.

 

Секретарь горкома, а не князь.

Не имел ни дачи, ни машины.

Жизнь ему дарила, не скупясь,

Седину да первые морщины.

 

Жил не для себя, а для людей.

Не было зазнайства и в помине.

Был сторонник Ленинских идей,

Им он остается и поныне.

 

Слава богу, что в России есть,

Кто не куплен прелестью Канаров.

Гордость нашей партии и честь,

Наша совесть коммунист Назаров.

Это лишь одна грань творчества А.Бузмакова. Преобладает же в его поэзии лирическое направление. Общение с Камой и другими речными дорогами нашей страны делало речников романтиками, влюбленными в красоту реки и окружающей ее природы, в непрерывное движение и смену впечатлений:

Люблю я ширь рабочую реки,

Моей реки далекие просторы

И маяков горящих огоньки

Люблю сильней, чем горец любит горы.

 

Она бывает ласковой, как мать,

И грозной в штормовую непогоду.

Ее мы научились понимать,

Прокладывая курсы теплоходу.

 

И как мне не любить тебя, река?

Ты жизнь моя, любовь моя, забота.

Мы с честью носим имя речника –

Романтика и труженика флота.

Встретив в 1955 году на теплоходе, на котором возвращался с первой морской практики, милую девушку Лиду, он влюбился в нее раз и на всю жизнь. В 1957 году они поженились и вот уже 57 лет живут в счастливом браке. Имеют двух взрослых детей: сына Василия, который пошел по стопам отца и стал капитаном загранплавания, и дочь Галину – завуча музыкальной школы в городе Тюмени, а также двух любимых внучек – Сашу и Женю. Своей семье Александр Васильевич посвятил несколько нежных и трепетных стихотворений:

(супруге Лидии Владимировне)

Чаще с морем, чем с тобой, бываю.

Но в каком бы не ходил краю,

Никогда тебя не забываю,

Зореньку уральскую мою.

(сыну Василию)

Речной причал. Я мокну здесь

Под дождиком косым.

Бурлит вода. Уходит в рейс,

В свой первый рейс мой сын.

 

Чуть-чуть робеет, не беда,

И я таким же был.

Но не вода и не года

Не гасят сердца пыл.

 

Не бойся трудностей, родной.

Держи штурвал, сынок.

Пусть будут ласковы с тобой

Ветра больших дорог.

 

Наследство – дальние края –

Тебе лишь одному.

Так будь же ты, река моя,

Не мачехой ему.

Таким же цельным и активным является Александр Васильевич Бузмаков и в своей поэзии. Он начал писать стихи в 60-е годы и первоначально публиковал их в профессиональных многотиражках, таких, как «Большая Кама», «Камский водник», «Бельский речник» и др. В 1965 году стал членом литературного объединения при редакции городской газеты «Огни Камы». Участвовал в конкурсах, часто выступал в различных аудиториях. Вошел со своими стихами в коллективные сборники чайковских поэтов: «С тобою, без тебя» (1993), «Вперед, славяне!» (2000), «Чайка» (2003), «Этюды с Чайковским» (2007). Издал три авторских сборника стихотворений: «Капитанская вахта» (1995), «После диких штормов» (2003), «Страницы флотской жизни» (2009). На его тексты чайковскими композиторами написано пятнадцать песен, таких, как «Дорога домой» и «Дорогой человек» Н. Барябина, «Ранняя осень» и «После диких штормов» И.Трапезникова, «Ночная вахта», «У чайковских причалов» и «Чайковский вальс»В.Кучкина и др. За «Чайковский вальс» поэт в 2008 году совместно с певицей Евгенией Орловской получил городскую премию «Глория» за создание музыкального бренда города:

Много есть городов на планете

И у каждого доля своя,

Но, как наш, не найдете на свете,

Он, Россия, частица твоя.

ПРИПЕВ:

И наш голос живой

Повторяет прибой,

Тихо шепчет волна на рассвете:

«Наш Чайковский родной,

Мы навеки с тобой,

Наш единственный город на свете».

В своих стихах Александр Васильевич проявляет себя как тонкий лирик, любящий людей, своих коллег-речников, Каму и другие реки нашей страны, по которым водил суда; уральскую природу, свою малую и большую Родину, наш город Чайковский:

После диких штормов, после палубы зыбкой

И бессонных ночей и глухой тишины

Кама встретит меня доброй женской улыбкой,

Мягким шумом лесов, тихим плеском волны.

 

Здесь мой первый причал, моей юности крылья.

Здесь впервые увидел живой пароход

И влюбился в нее, а потом уже были

Мили дальних дорог, ветры разных широт.

 

Сколько камской воды с той поры убежало!

Белый иней давно у меня на висках,

Но забыть не могу золотое начало

Моей флотской судьбы на ее берегах.

В заключение можно сказать, что городЧайковский за пятьдесят девять лет своей жизни создал свою, оригинальную культуру высшего качества, к чему изначально стремились первые руководители города и его создатели. Эта культура связана с географическими, историческими, экономическими и человеческими особенностями нашего города, носящего имя русского музыкального гения. Что само по себе обязывало иметь высокий уровень культуры и искусства. На это были направлены усилия руководства города и простых горожан во все, даже самые тяжелые времена. Не будем говорить обо всей культуре, так как это понятие сложное. Но чайковская литература может гордиться такими именами: Е.Орловский, А.Бузмаков, А.Зашихин, С.Маричева, М.Мухаметкулов,Л.Пастухова, В.Шарко, В.Пустовалова, Н.Бурашников, А.Саранов, В.Чухланцев - в поэзии; П.Куляшов, Г.Солодников, А.Кузин, А.Абдулаев – в прозе. Александр Васильевич Бузмаковвоплощает в своей жизни и поэзии тот идеал, к которому должны стремиться все культурные люди.

 

«И надежда быть вечным жива…»

(чайковский поэт Анатолий Зашихин)

 

    В нашем городе есть творческие династии, которые обогащают духовную его жизнь в течение нескольких десятилетий. Среди них династия Зашихиных – Злобиных, которых природа щедро одарила поэтическим и художественным талантами. Это – чайковские литераторы Леонид Зашихин, автор книг поэзии и прозы «Сполохи» и «Полюс добра», и его сын Анатолий Зашихин, автор трёх сборников стихотворений – «Страна Души», «Грань» и «Танец с глухонемой» (посмертный), а также – троюродный брат и друг Анатолия – Валерий Злобин, известный чайковский художник и начинающий поэт.

      К несчастью, Анатолий Зашихин ушёл от нас в 2008 году, в возрасте 46-ти лет, но осталась его талантливая поэзия, которая может порадовать и заставит размышлять любого ценителя искусства слова.

      Родился поэт 24 февраля 1962 года в деревне МельничатаСелтинского района Удмуртской АССР в семье шофёра Леонида Петровича и бухгалтера Марии Васильевны Зашихиных. В 1966 году, в возрасте 4-х лет, переехал с отцом и братом Андреем на постоянное жительство в город Чайковский. Семья отца к тому времени распалась, и эта детская психологическая травма оставила свой след в поэзии Анатолия. К счастью, в городе его отец удачно женился на доброй женщине, которая заменила малолетним братьям мать. В 1977 году Анатолий окончил 8-й класс СОШ № 4 и художественное отделение Детской школы искусств. Молодой город активно развивал свою культуру.

        Первые стихи и поэму «Гладиатор» написал в 1975 году (в 13 лет) под влиянием отца, который увлекался литературным творчеством, писал стихи и публиковал их в газете «Огни Камы», и учительницы литературы Евгении Николаевны Водокшановой.

         В 1978 году Анатолий поступил в Свердловское художественное училище им. И.Д.Шадра, выдержав большой конкурс, но, проучившись 2 года, решительно сказал: «Не моё!» - и оставил училище в 1980 году.

       Учась в Свердловске, он посещал поэтический клуб при редакции газеты «На смену!», был участником совещания молодых писателей при Свердловском отделении Союза писателей СССР в 1980 году. А ранее, в 1979 году, стихи 17-летнего А.Зашихина были опубликованы в коллективном сборнике «Ранний рассвет» издательства «Молодая гвардия» в Москве. Это и определило жизненный выбор молодого человека: отныне поэзия становится главным делом его души. В жизни же всё было сложнее.

     В 1980 году, вернувшись вЧайковский, он поступил учеником шлихтовальщика на КШТ и в школу рабочей молодёжи, которую успешно закончил. Отныне он зарабатывает на жизнь только рабочими профессиями: до призыва в армию в октябре 1981 года – шлихтовальщиком на КШТ, после армии – аппаратчиком перегонки на заводе СК, с 1987 по 2007гг. – рабочим, грузчиком, стропальщиком, машинистом козлового крана в различных подразделениях «Пермтрансгаза». Но это была лишь внешняя жизнь Анатолия Зашихина, никак не связанная с его внутренней жизнью поэта. О чём только ни писал он в своих стихах, а о работе – никогда. Для него это была только жизненная необходимость и не более. Своё истинное предназначение – БЫТЬ ПОЭТОМ – он осознал ещё в юности, но также рано понял, что поэзией не прокормиться.     

В самый плодотворный период своей творческой жизни осенью 1981 года 19-летний поэт записал в своём дневнике в ночь с 21 на 22 сентября: «Поэзия – звезда моя! Моя вершина, моё величие. Как возвышен и счастлив я, когда ты со мной! Жить – жить! Писать – писать!

Быть всегда таким же великим и счастливым, как сейчас. Да, я велик! Да, во мне есть силы, есть божество. Я – ПОЭТ!».

И в этом же дневнике он формулирует своё кредо – Символ веры Поэта: «Мне надо работать, чтобы достойно оправдать свои 19-20 лет. Нужно быть до конца верным Времени, Поэзии, Душе и главному – Цели, ради которой ты живёшь. Правда и ещё раз правда. Правда перед временем и перед собой. Ни капли лжи!".

       И поэт на протяжении всей творческой жизни оставался верен этому правилу, выстраданному ещё в юности. Юношеский дневник позволяет заглянуть в мастерскую поэта. Он пишет, что с осени 1981 по осень 1983гг. создал около 400 заготовок стихов, разрабатывал около 200 заготовок, в итоге остались доработанными лишь 100 стихотворений. Самым удивительным является то, что происходило всё это во время службы в армии, которую Анатолий проходил в группировке советских войск в ГДР писарем.Даже его дневник и сборник стихотворных заготовок напечатаны на раздолбанной штабной пишущей машинке. При сравнении первоначального варианта стиха и того стихотворения, которое вошло в первый печатный сборник поэта – «Страна Души» (1994) – поражает коллосальная работа над словом, образами, формой и смыслом, в которой воочию виден рост поэтического мастерства.

Этому росту, несомненно, способствовало знакомство в 1983 году (вскоре после армии) с чайковскими журналистами и поэтами Виктором Николаевичем Дворником и Вадимом Григорьевичем Бедерманом. Дворник В.Н. возглавлял литературное объединение при редакции газеты «Огни Камы», в занятиях и мероприятиях которого А.Зашихин стал активно участвовать с 1984 года. Эти два человека были духовными наставниками и друзьями поэта до конца его жизни.

       Произведения молодого поэта после обсуждения и доработки первоначально публиковались на литературной странице городской газеты «Огни Камы» и в коллективных сборниках литобъединения.

       Поэзия стала для Анатолия «Страной его души», в которой он проживал как свою внутреннюю, так и внешнюю жизнь. Она стала его лирическим дневником, в котором он говорил с читателем так же искренне и открыто обо всём, как с самим собою в своём личном дневнике. Эту поэзию без преувеличения можно назвать философской, так глубоко и разносторонне поэт постигает в своих стихах 7 основных тем:

1.    Становление личности человека и поэта, воплощённое в категории «Душа».

2.    Поэзия.

3.    Семья.

4.    Любовь.

5.    Родина.

6.    Природа.

7.    Смысл жизни.

Это не значит, что этими темами ограничивается поэзия А.Зашихина, но они – основные.

 

«Страна Души» (1994)

«И символ счастья – солнце в небесах!"

Это был первый авторский сборник чайковского поэта. В своей статье в журнале «Человек» критик Вадим Бедерман назвал Анатолия Зашихина «чуть ли не самым солнечным чайковским поэтом». И это противопоставление:

•     Солнце – счастье

•     Дождь – беда – будет наиболее устойчивым образом его поэзии.

В сборник «Страна Души» вошли юношеские стихи поэта, в которых его лирический герой предстаёт перед нами, как романтик, философ, безмерно одарённый человек, постоянно осмысляющий свою жизнь и жизнь своей страны в поэтических образах. Обращают на себя внимание стихи короткие, почти афористичные: «Я по – прежнему молчалив», «Так хочется знать, что потом», «Я помню жизнь», «Душа – собор» и др. Именно в них поэт чётко обозначает свою жизненную позицию, нравственные ценности своей жизни и поэзии. Умение кратко выразить смысл – это признак мастерства и таланта, а также огромной работы поэта над словом, образом, рифмой и ритмом стиха.

Кратко пройдёмся по обозначенным 7 - ми темам сборника «Страна Души», чтобы почувствовать его атмосферу:

1.    Я помню жизнь!

Она мне долго снилась,

В ней было много песен и чудес:

И солнце пело, и река искрилась,

И свет струился с поля до небес!

Всё было так, как только в сказках было,

Всё было так, как думала Душа:

И солнце пело, и река искрилась,

И тишина ходила не спеша!..

2.    Я – голос, идущего в тьме, полусвета,

Я – голос, изрытого листьями, ветра,

На белой бумаге я – красная мета,

Я – голос поэта!..

3.    Отец и сын – два кровных звука,

Один исток, одна печаль,

Одна любовь, одна разлука,

Одной судьбы святая даль!

 

Я – за тобой! И выше, глубже.

Я – за тобой! И нет конца

Любови нашей, нашей дружбе,

Я – сын, я – дерево отца!..

4.    Я часто спрашивал себя

О смысле жизни…

Моя простейшая тропа

В саду Отчизны.

Осенняя не тронет медь

Сад несказанный,

Я перед ним благоговеть

Благоуханным не устаю.

Как терпка речь

Листвы метельной…

В конце тропы устать и лечь,

Ждать час смертельный.

Огромный свет и лёгкий свист,

Обрывки жизни…

И ясно мне, мой главный смысл

Ты – сад Отчизны!..

5.    О, бабье лето, как закат малинов,

Как леденящ рассветный первый луч,

Как ослепителен – и нестерпимо –

Осенний день без облаков и туч!

6.    Не мечтал я славу заслужить,

А мечтал я – женщину любить!

Хоть одну со всей её красой,

Без косы иль с пышною косой,

Все постигнуть таинства её –

Бело-голубое бытиё!..

7.    Жизнь – идущая к небу дорога!

       Ясно мне:

Я иду, я иду от порога

        К вышине!

Я иду. Никуда мне не деться,

        Это – власть.

Мне дано лишь звездой загореться

        И – упасть!

 

         Начало 90-х годов принесло новые, трагические темы в поэзию А. Зашихина:

4. Высокие стяги, святые скрижали

  Как быстро мы по ветру их разбросали!

   Отчизна и радостей наших и тризн

   Распадается на два десятка отчизн.

   Каждый задумал свой выстроить кров,

   От крови чужой отделив свою кровь.

   Хочется верить, что можно…

   Не верится.

   Течёт наша кровь,

   Хлещет кровь,

  Но – не делится!..

4. Нещадные дожди! Какая же досада!

   Что остается мне? Лишь руки развести.

   И солнце умолять, чтоб кончилась осада:

   Ты, тучи разгони, разбей их, осади!

    От них уже устал, мне их уже не надо.

    Всё, всё уж сотни раз залито вкривь и               

                                                                     вкось!

    И жалко мне до слёз

                                       простуженного сада,

    В котором я теперь, увы, нечастый гость…

А может, всё не так? А может, это богу

И этим небесам нас жалко, нас, до слёз,

Нас – маленьких людей, не видящих дорогу,

Идущих кто-куда, бредущих вкривь и вкось!.

 

        Поэт своим гениальным прозрением выразил в своих стихах состояние духа всего народа, потерявшего в 90-е годы политические и нравственные ориентиры.

 

Сборник А.Зашихина «Страна Души» издан Воткинской типографией тиражом 2000 экземпляров. Вступительная статья «С верой в добро» написана В.Дворником. Художник – В.Злобин. Спонсоры – предприятие «Пермтрансгаз» и ТОО «Коммерческо – лизинговая фирма «Феникс».

 

«Грань»(1998)

«И давно – давно мне снится: я – другой!»

          В 1998 году к 20-летию творческой деятельности А.Зашихина «Издательский дом «Регион» выпустил в свет 2 –ой его поэтический сборник – «Грань», в который вошли стихи, написанные им в период с 1977 по 1997 годы. Ранние стихи значительно переработаны. Иллюстрировал сборник В.Злобин, подготовив для него 25 великолепных графических работ, которые не только украсили, но и углубили его содержание.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.20 (0.227 с.)