Детско-юношеский спортивный коллектив 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детско-юношеский спортивный коллектив



Одной из разновидностей детского воспитательного коллектива является детско-юношеский спортивный коллектив – это объединение юных спортсменов, проявляющих устойчивый интерес к избранному виду спортивной деятельности, стремящихся достичь высот спортивного мастерства и разносторонне развить свои способности.

Спортивный коллектив решает широкий спектр воспитательных задач:

· Вырабатывает общественно значимые цели и перспективы совместной деятельности.

· Обеспечивает каждому члену возможность проявить активность в организации жизнедеятельности.

· Формирует ценностные ориентации.

· Создает возможности самоактуализации для каждого члена коллектива.

· Реализует идеи защищенности в комфортном психологическом климате детско-взрослого содружества.

Функции руководителя спортивной группы в управлении коллективом:

Функция целеполагания ( диагностика тренера, моделирование воспитательных целей и задач, организация коллективного целеполагания, уточнение целей).

Функция планирования (планы по охвату содержания: комплексные, тематические, предметные; по длительности планируемого периода: долгосрочные, этапные, краткосрочные, оперативные; в зависимости от субъекта планирования: индивидуальные, коллективные).

Организационная функция (Принципы организации деятельности спортивного коллектива:

· П. суверенитета спортивного коллектива.

· П. наличия для воспитуемых одного основного спортивного коллектива.

· П. диалектического равновесия управления и самоуправления.

· П. движения коллектива.

· П. наличия в спортивном коллективе положительных традиций.

· П. преобладания «мажорного тона».

· П. эстетической выразительности спортивного коллектива.

Спортивный коллектив отличается от учебного добровольностью, изменчивостью состава, физическими напряжениями, повышенными требованиями к эмоционально-волевой сфере занимающихся.

Добровольность вступления в секцию и прекращение занятий выбранным видом спорта является особенностью спортивного коллектива. В спортивные секции приходят по собственному желанию, руководствуясь индивидуальными интересами, склонностями и способностями к спортивным занятиям. Это создает благоприятные предпосылки для успешной спортивно-педагогической работы по сплочению коллектива, так как воспитательная ценность любой деятельности зависитот увлеченности участников. Принцип добровольности налагает на тренера дополнительную ответственность – если занимающиеся не удовлетворены, они могут прекратить посещение занятий.

Изменчивость состава занимающихся – другая особенность педагогической работы со спортивными коллективами.

За три года занятий группа обновляется на 70 %. Этот факт объясняется многими причинами: сменой места жительства, призывом на военную службу, потерей интереса, болезнью. Иногда уход из коллектива вызван взаимоотношениями спортсмена с тренером, неудовлетворенностью положением в группе или по причинам спортивного отбора. Отсутствие стабильности списочного состава группы усложняет работу тренера по формированию коллектива. Это положение компенсируется высокой мотивацией, традициями и лидерством способных спортсменов.

Физические напряжения, их повышенный фон – одна из особенностей общения членов спортивного коллектива. Спорт связан с регулярными тренировками. Они требуют от спортсменов дополнительных физических сил и времени. На фоне физического утомления и дефицита свободного времени спортсменам приходится отказываться от удовольствий, которые доступны сверстникам.

Участие в соревнованиях требует от спортсменов высоких эмоционально-волевых напряжений. Экстремальность деятельности – это одна из особенностей занятий спортом. Его воздействие на эмоционально-волевую сферу человека является условием формирования определенных характерологических качеств личности: целеустремленности, активности, инициативы, мужества, смелости, стойкости, дисциплинированности, самообладания. Важно, чтобы положительные качества, выработанные спортивными занятиями, превратились в устойчивые черты характера, проявляющиеся во всех сферах деятельности человека.

Однако при помощи спорта могут успешно формироваться и отрицательные нравственные качества. Система поощрений, индивидуализация тренировки, изоляция от семьи, частые переезды и многое другое создают предпосылки для формирования зазнайства, тщеславия, высокомерия, эгоизма. В этих случаях спортсмену на помощь может прийти тренер, использующий коллектив в качестве инструмента воспитания личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.004 с.)