Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Использование фондов ГербарияСодержание книги Поиск на нашем сайте
Работа в фондах Гербария допускается только с целью выполнения научных и учебных исследований либо подготовки учебных изданий. Выдача Гербарных экземпляров для научных исследований, демонстрации при проведении учебных занятий, временного хранения или передача материалов из коллекции юридическим или физическим лицам осуществляется с разрешения зав. гербарием соответствующих систематических групп Гербария при соответствующей регистрации их в специальной книге. Пользование материалами, хранящимися в фондах Гербария, работниками Университета осуществляется на основании устного распоряжения зав. гербарием. Использование материалов Гербария работниками сторонних учреждений и организаций или обучающимися в них может осуществляться только на основании действующего договора между университетом и соответствующим учреждением или организацией либо на основании официального отношения, выполненного на бланке стороннего учреждения или организации. При использовании материалов из фондов Гербария работниками сторонних учреждений и организаций или обучающимися в них при подготовке публикаций или выступлений ссылка на использование материалов из фондов Гербария является обязательной. Решение о допуске работников сторонних учреждений и организаций или обучающихся в них к работе в фондах Гербария принимает зав. гербарием.
1.5. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В ГЕРБАРИИ При работе в гербариях следует соблюдать простейшие правила техники безопасности. Поскольку для борьбы с насекомыми нередко используются ядовитые вещества, после работы необходимо тщательно вымыть руки. В помещениях с гербарными коллекциями нельзя принимать пищу в связи с тем что для борьбы с насекомыми в старых сборах начала XX века использовали сулему и нафталин. Нельзя без особой необходимости держать открытыми дверцы гербарных шкафов в связи проникновением к гербарным листам насекомых-вредителей. Поскольку гербарий представляет собой скопление большого объема сухой бумаги, его помещения исключительно пожароопасны. Поэтому при работе в гербарии крайне важно неукоснительно выполнять требования пожарной безопасности. В гербариях категорически запрещается курить и пользоваться открытым огнем, а используемые нагревательные и другие электробытовые приборы должны быть исправными и не оставаться включенными без присмотра. Помните, на создание гербария уходят десятилетия и столетия, а сгореть дотла он может за считанные часы! При использовании лестниц для доступа к верхним ячейкам высоких шкафов или к высоким полкам необходимо предварительно убедиться в их устойчивости и прочности. Глава 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ
На основании поставленной ранее цели и задач можно сформулировать особенности деятельности и структуры научного гербария. 1. Научный гербарий является структурным подразделением Астраханского государственного университета и его фонды (гербарные коллекции, литература, фотоматериалы) широко используются в учебном и научно-исследовательском процессе ВУЗа. 2. В лаборатории "Биотехнология" АГУ широко используются свежесобранные и гербаризированные растения. Для химического анализа с целью выявления ферментного состава, антиоксидантов, фитонцидной активности и т.д. используются гербарные образцы растений не прошедшие термической или криообработки. Нами было изучено выделение фитонцидов из почек Тополя черного (Populus nigra L.). При попадании в естественные водоемы почки тополя уничтожают болезнетворные бактерии, окрашивая воду в темно-бурый или коричневый цвет. Опыт проводили в реке Болда и в лаборатории Биотехнологии (кабинет 408 Технопарка) (см. Прил. 1). 2. В лабораториях активно используют растения для выделения эфирных масел (Технопарк АГУ). Гербарий АГУ является донором эфиромасличных растений из семейств Губоцветные (Lamiaceae). 3. Для проведения молекулярно-генетических исследований используется растительное сырье Гербария, в виде частей растений. Чаше всего это апикальная часть меристемы растений (подсчет хромосом) или часть листовой пластинки (для выделения ДНК). При этом материал, используемый для ПЦР, секвенирования и т.д. не должен быть обработан термически. Гербарные образцы не желательно защищать от насекомых в термошкафах. Гербарные образцы желательно промораживать в морозильной горизонтальной камере (криообработка). В этом случае сохраняется ДНК растений. Молекулярно-генетические исследования необходимы для определения видоспецифичности таксонов. Так по результатам совместной работы Института молекулярной биологии РАН (Москва) и гербария АГУ были описаны ряд новых для науки видов (Elytrigia fursaevii, Rorippa volgensis, Poacynum sarmatiense, Astragalus baerii, Poacynum kazakevichii и т.д.). 4. Гербарий является источником растений для многочисленных исследований лекарственного и гомеопатического сырья. Он позволяет оценить биомассу лекарственных растений и их распределение по территории Астраханской области с целью сбора лекарственного сырья. 5. Часть гербарного фонда научного гербария выделяется для использования и для изготовления наглядных пособий, а также учитывается при составлении УМК программ по ботанике (систематика, анатомия и морфология растений), физиологии растений, экологии, экологии растений. 6. Гербарий является хранилищем исторически и научно ценных гербарных образцов. Так в нем хранятся лекто- и паратипы (locus classicus) новых для науки видов растений. В гербарии хранятся "первые образцы" 13 новых для науки видов растений, описанных с территории Астраханской области (Прил. 2). 7. Гербарий частично служит целям контроля за состоянием популяций и распространением вредных и опасных для здоровья человека, сельского хозяйства растений (адвентивные, сорно-рудеральные, растения, вызывающие аллергию).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ходе производственной практики мы узнали о большой роли научного гербария в деятельности ряда лабораторий и учебных подразделений Астраханского государственного университета. Как выяснилось, без гербария и знания растений невозможна деятельность по изучению растительного сырья, выделению и типификации новых для науки таксонов растений. Гербарные образцы используются в пищевой и лекарственной промышленности. Сотрудники гербария первыми обнаруживают карантинные и вредные для сельского хозяйства растения и ведут мониторинг за распространением как в Астраханской области, так и всего Нижнего Поволжья. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Долгачева В.С., Алексахина Е.М. Ботаника. - М.: Академия, 2007, 416 с. 2. Дорохина Л.Н., Нехлюдова А.С. Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии растений. М.: Просвещение, 1986, 96 с. 3. Калашникова Л.М. Методические указания, программа и контрольные задания по курсу «Ботаника с основами экологии растений», Нальчик, 1987. 16 с. 4. Калашникова Л.М. Лабораторный практикум по курсу»Ботаника с основами экологии растений». Нальчик, 1999,33 с. 5. Кожоков М.Х., Шхагапсоев С.Х. Определение и гербаризация растений. Нальчик. 2000. 6. Кудряшов Л.В. и др. Ботаника с основами экологии. М.:1979. 7. Тихомиров Ф.К. Ботаника. М.: Высшая школа, 1978. 8. Хржановский В.Г. Курс общей ботаники. М.: Высшая школа,1976. 9. 272 с. 10. Скворцов А.К. Гербарий. Пособие по методике и технике. М.: Наука. 1977. 11. Шхагапсоев С.Х. Методические указания к летней учебной практике по систематике высших растений. Нальчик. 1987.
Приложение 1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.205.149 (0.006 с.) |