Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональные компетенции (ПК) :↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ОП.04 ГЕОЛОГИЯ
Методические указания для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения специальности
21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений
(базовая подготовка)
Пермь 2017
Методическое указания разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) для среднего профессионального образования (далее – СПО) для специальности: 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений; и рабочей программой дисциплины.
Организация-разработчик: ЧОУ ПО «Западно – Уральский горный техникум»
Разработчик: Габдуразакова Э.Ф. – преподаватель ЧОУ ПО «ЗУГТ»
Методическое пособие рассмотрено и утверждено методическим советом ЧОУ ПО «ЗУГТ» Протокол № 1 от 25.10. 2017 г.
Методические указания содержат теоретический материал по дисциплине, содержание практических занятий, задания для самостоятельной работы студентов и методические указания по выполнению контрольных работ.
ВВЕДЕНИЕ
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников по учебной дисциплине ОП.04 Геология составлены в соответствии с ФГОС СПО для специальностей технического профиля и рабочей программой дисциплины. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - вести полевые наблюдения и документацию геологических объектов, работать с горным компасом, описывать образцы горных пород, определять происхождение форм рельефа и отложений в различных породах по структуре обломков; - читать и составлять по картам схематические геологические разрезы и стратиграфические колонки; - определять по геологическим, геоморфологическим, физико-графическим картам формы и элементы форм рельефа, относительный возраст пород; - определять физические свойства минералов, структуру и текстуру горных пород; - определять формы залегания горных пород и виды разрывных нарушений; - определять физические свойства и геофизические поля; - классифицировать континентальные отложения по типам; - обобщать фациально-генетические признаки; - определять элементы геологического строения месторождения; - выделять промышленные типы месторождений полезных ископаемых; - определять величину водопритоков в горные выработки и к различным водозаборным сооружениям. знать: - физические свойства и характеристику оболочек Земли, вещественный состав земной коры, общие закономерности строения и истории развития земной коры и размещения в ней полезных ископаемых; - классификацию и свойства тектонических движений; - генетические типы, возраст и соотношение с формами рельефа четвертичных отложений; - эндогенные и экзогенные геологические процессы; - геологическую и техногенную деятельность человека; - строение подземной гидросферы; - структуру и текстуру горных пород; - физико-химические свойства горных пород; - основы геологии нефти и газа; - физические свойства и геофизические поля; - особенности гидрогеологических и инженерно-геологических условий месторождений полезных ископаемых; - основные минералы и горные породы; - основные типы месторождений полезных ископаемых; - основы гидрогеологии: круговорот воды в природе; происхождение подземных вод и их физические свойства; газовый и бактериальный состав подземных вод; воды зоны аэрации; грунтовые и артезианские воды; подземные воды в трещиноватых и закарстоватых породах; подземные воды в области развития многолетнемерзлых пород; минеральные, промышленные и термальные воды; условия обводненности месторождений полезных ископаемых; основы динамики подземных вод; - основы инженерной геологии: горные породы как группы и их физико-механические свойства; - основы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых; - основы фациального анализа; - способы и средства изучения и съемки объектов горного производства; - методы геоморфологических исследований и методы изучения стратиграфического расчленения; - методы определения возраста геологических тел и восстановления геологических событий прошлого. В результате изучения дисциплины «Геология» формируются компетенции (из перечня компетенций по специальности: 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений) такие как:
общие компетенции (частично) (ОК), включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Введение
Содержание учебной дисциплины «Геология», ее место ироль в системе получаемых знаний по специальности, связь с другими учебными дисциплинами. Разделы геологии. Роль геологии в развитии нефтяной и газовой промышленности страны. Научно-технические проблемы иперспективы развития геологоразведочных работ на нефть и газ. Методические указания
Геология, как наука и ее связи с другими науками. Роль геологии в области геологоразведочных работ и перспектив развития нефтяной промышленности России и своего региона.
Вопросы для самоконтроля
1. Расскажите, как связана геология с другими науками и в чем эта связь выражается? 2. Какова роль геологии при проектировании буровых работ и в процессе бурения скважин? 3. Какова роль геологии в процессе разработки месторождения? 4. Какова перспектива нефтегазоносности Вашего региона? Тема 1.1. Земля и Вселенная Студент должен: знать: строение Солнечной системы, положение Земли в космическом пространстве.
Общие сведения о Солнечной системе. Краткая характеристика Солнца, планет и малых тел Солнечной системы. Общие сведения о галактиках. Строение Вселенной. Понятия о расширении Вселенной и ее бесконечности. Методы изучения Вселенной. Методические указания
При изучении настоящей темы необходимо обратить внимание на положение Земли в Солнечной системе, хорошо уяснить строение Вселенной, а также познакомиться с методами изучения Вселенной. Практическое значение космической геологии. Вопросы для самоконтроля
1. Месторождения каких полезных ископаемых были открыты из космоса? 2. Какое место занимает космическая съемка при поисковых работах на нефть и газ? 3. Чем объясняется существующее строение Солнечной системы? 4. Чем отличается гипотеза образования Солнечной системы Шмидта от гипотез Канта-Лапласа? 5. Какие новые направления появились в исследовании космоса?
Тема 1.3. Строение Земли Студент должен: знать: геосферы Земли, их общую характеристику; зональность, химический состав и физические параметры земной коры.
Внешние оболочки Земли. Атмосфера, ее деление на зоны: ионосферу, стратосферу и тропосферу. Изменение химического состава и температуры в атмосфере. Гидросфера, ее площадь и средняя глубина. Физико-химическая характеристика морской воды. Биосфера, ее распространение и значение. Внутренние оболочки и ядро Земли. Земная кора. Континентальный и океанический типы земной коры. Осадочный, гранитный и базальтовый слои. Мантия Земли. Химический состав и плотность вещества. Ядро Земли. Химический состав и плотность.
Методические указания
При изучении темы обратите внимание на газовую оболочку-атмосферу, которая имеет в свою очередь сложное строение. Слои выделяются по изменению газового состава с высотой. Надо обратить внимание на роль гидросферы в образовании осадочных пород. При изучении внутренних оболочек земли надо хорошо уяснить, по каким признакам выделяются земная кора, мантия и ядро, изучить их химический состав, физическое состояние, роль в формировании глубинного строения недр и месторождений полезных ископаемых.
Вопросы для самоконтроля
1. Какова роль атмосферы в геологических процессах, протекающих на поверхности Земли? 2. Почему гидросфера является основным аккумулятором осадков? 3. Чем объясняется многообразие осадочных горных пород морского происхождения? 4. Какие основные признаки, отличающие земную кору, мантию и ядро? 5. Роль мантии в изменении строения земной коры.
Студент должен: иметь представление: об основных понятиях структурной геологии, геологических картах и разрезах; знать: формы залегания горных пород, складки и разрывные нарушения.
Основные понятия структурной геологии: пласты, складки, разрывные нарушения. Понятие о пликативных и дизъюнктивных нарушениях. Элементы залегания наклонного слоя. Согласное и несогласное залегание слоев. Основные тектонические структуры литосферы.
Практическая работа: Построение структурной карты по данным бурения методом треугольника.
Методические указания
Очень важными являются вопросы движения земной коры, в результате которых изменяется строение недр, а также согласного и несогласного залегания слоев, и складкообразования. Необходимо хорошо представлять строение складчатых областей и платформ. Следует изучить элементы складки, формы и типы складок, знать отличие складок геосинклинальных областей от платформенных. Следует также хорошо разобраться в дизъюнктивных дислокациях и знать основные их виды и формы, различие между ними.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите и нарисуйте типы складок. 2. Нарисовать и объяснить элементы складки. 3. В чем различие между угловым и стратиграфическим несогласиями? 4. Назвать основные отличия платформ от геосинклиналей. 5. В чем различие между взбросом и надвигом? Раздел 4. ОСНОВЫ ГИДРОГЕОЛОГИИ *
Тема 4.1. Подземные воды Студент должен: иметь представление: об основах динамики подземных вод, гидрогеологической характеристике месторождения; знать: классификацию, физические свойства и химический состав подземных вод.
Подземные воды, их происхождение и классификация. Физические свойства и химический состав подземных вод. Основные законы динамики подземных вод. Гидрогеологическая характеристика месторождения.
Методические указания
Подземные воды всегда содержат растворимые и взвешенные в них вещества. Наличие в воде тех или иных веществ определяет ее физические свойства и химический состав. При изучении темы следует особое внимание сосредоточить на часто встречаемые в воде растворимые вещества и обуславливаемые ими свойства, что особенно важно учитывать при строительстве и эксплуатации газонефтепроводов и газонефтехранилищ, вследствие высокой агрессивности вод по отношению к различным сооружениям. Следует хорошо разобраться в вопросах происхождения подземных вод и их классификацией. Цель этой темы также дать представление студентам о законах движения подземных вод. Уяснить характер ламинарного и турбулентного движения, законы, описывающие эти движения. Иметь четкое представление о коэффициенте фильтрации и методах его определения. Особое внимание следует обратить на определение направления и скорости движения подземных вод. Гидрогеологическая характеристика месторождений является одним из важнейших вопросов, которые решаются в процессе разведки. Наиболее подробной является классификация месторождений по степени обводненности Г.Н. Каменского, поэтому ее надо хорошо знать.
Вопросы для самоконтроля
1. Классификации подземных вод по происхождению. 2. Какая существует связь между химическим составом подземных вод и физическими свойствами. 3. Какие ионы обусловливают агрессивные свойства подземных вод? Виды агрессии. 4. Классификация подземных вод по химическому составу. 5. При каких условиях возможно существование ламинарного движения или возникновение турбулентного потока. 6. Виды передвижения воды в горных породах. 7. Что такое напорный градиент? 8. Что характеризует коэффициент фильтрации и как он определяется? 9. Как определяется направление движения подземных вод? 10. Охарактеризуйте основные положения классификации месторождений полезных ископаемых по степени обводненности. ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Необходимым этапом самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения над программным материалом является выполнение одной контрольной работы по предложенному варианту. Зачётная контрольная работа предъявляется до экзамена. Контрольная работа - это самостоятельная работа студента с литературой, ответы на поставленные вопросы и выполнение конкретных заданий, она должна показать умение студента кратко и четко отвечать на поставленные в теме вопросы, подбирать и использовать необходимые для ответа материалы. Цель конкретной работы - привить навыки самостоятельного изучения учебного материала, закрепление знаний по изучаемой дисциплине. Контрольная работа должна быть выполнена в установленные учебным графиком сроки, по правильному варианту и выполнена в соответствии с требованиями. К выполнению работы следует приступить только после тщательного изучения теоретического материала согласно содержанию программы. Ответы на вопросы нужно начинать с новой страницы. Вопросы необходимо переписывать полностью. Ответы на них должны быть четкими и конкретными, содержать необходимые иллюстрации (схемы, графики, таблицы), ссылки на литературу. Получив контрольную работу после проверки, студент должен ознакомиться с рецензией и с учетом замечаний доработать отдельные вопросы. Незачтенная контрольная работа возвращается студенту, выполняется новая контрольная работа по указанному преподавателем варианту и сдается этому же преподавателю на проверку с незачтенной контрольной работой. Контрольная работа, выполненная не по своему варианту, возвращается без проверки и зачета. Студенты, не выполнившие контрольные работы или получившие за них отрицательную оценку (незачет), к сдаче экзамена не допускаются. При написании и оформлении контрольных работ необходимо соблюдать следующие правила: 1. Текст печатается на стандартных листах формата А4 с одной стороны шрифтом TimesNewRoman размером 14 кеглей (через 1,5 интервала), сноски, таблицы (шрифт – 12, через 1 интервал), с оставлением полей: слева – 30 мм, сверху – 25 мм, справа – 10 мм, снизу – 25 мм. Расстановка переносов – автоматически, абзац – 1,25, выравнивание – по ширине без отступов. 2. В работе используется сквозная нумерация страниц, включая библиографию и приложения. На первой странице (титульном листе) номер не ставится, оглавление работы нумеруется цифрой 2. Номер страницы проставляется арабскими цифрами в правом верхнем углу страницы. Каждая часть, библиография, приложения начинаются с новой страницы. 3. Для контрольной работы используется титульный лист установленной формы (форма утвержденного титульного листа общая для всех контрольных работ находится на сайте техникума) 4. Таблицы, рисунки должны иметь порядковый номер и название; 5. Приложения должны иметь порядковый номер (Приложение 1 и т.д.)…, 6. Объем работы от 5 до 10 страниц без приложений. 7. Завершает работу список использованных источников, который должен быть оформлен строго в соответствии с установленными правилами. 8. В конце контрольной работы следует поставить дату выполнения контрольной работы и свою подпись. 9. Выбор варианта. Контрольная работ содержит 24 варианта. Вариант контрольной работы соответствует порядковому номеру в Журнале теоретического обучения. Задание содержит 6 теоретических вопросов.
Вариант 1 1. Характеристика землетрясений. 2. Нефть - источник загрязнения природной среды. 3. Химический состав подземных вод. 4. Характеристика Северо-Кавказской нефтегазоносной области. 5. Промышленная оценка открытых месторождений нефти и газа. 6. Методы изучения технического состояния скважин.
Вариант 2 1. Понятие о процессе метаморфизма, типы метаморфизма. 2. Гипотеза неорганического происхождения нефти. 3. Давление в нефтяных и газовых залежах. 4. Характеристика Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. 5. Особенности разведки газовых и газоконденсатных месторождений. 6. Анализ состояния разработки залежей нефти и газа. Вариант 3 1. Вулканизм, типы вулканов, продукты извержения. 2. Гипотезы органического происхождения нефти. 3. Характеристика Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. 4. Методика разведки пластовых залежей. 5. Основные источники энергии в пластах. 6. Методы геолого-промыслового контроля за разработкой, решаемые задачи.
Вариант 4 1. Охарактеризуйте основные виды интрузии. 2. Физические свойства нефти. 3. Условия залегания нефти, газа и воды в ловушках, понятие ВНК, ГНК и ГВК, методы их определения. 4. Методика разведки многопластовых месторождений. 5. Построение карт эффективной толщины, ее практическое применение. 6. Стадии разработки нефтяных залежей.
Вариант 5 1. Характеристика интрузивного магматизма. 2. Химический состав и свойства нефти. 3. Характеристика Волго-Уральской нефтегазоносной провинции. 4. Разведка литологически-ограниченных залежей, охрана недр и природы при разведке. 5. Построение структурных карт, методы их построения, практическое применение. 6. Охрана недр и окружающей среды при разработке месторождений нефти и газа.
Вариант 6 1. Основные виды и формы разрывных нарушений. 2. Развитие тектонических движений земной коры. 3. Миграция нефти и газа в земной коре, факторы миграции, аккумуляция нефти и газа. 4. Разведочное бурение, его задачи, охрана недр и природы при разведке. 5. Построение геологических профилей по данным бурения, практическое применение. 6. Методы интенсификации добычи, геологические условия их применения.
Вариант 7 1. Основные тектонические структуры литосферы. 2. Развитие органического мира. 3. Понятие о залежах, их типы. 4. Оценка результатов поискового бурения. 5. Составление типового и сводного разрезов. 6. Геологические основы проектирования системы разработки.
Вариант 8 1. Угловые несогласия и условия их возникновения. 2. Методы исторической геологии, их задачи. 3. Типы ловушек нефти и газа. 4. Поисковое бурение, его задачи и методика. 5. Построение корреляционных схем по данным бурения. 6. Системы разработки залежей с поддержанием пластового давления.
Вариант 9 1. Характеристика согласного залегания горных пород. 2. Основные задачи исторической геологии. 3. Понятие о природных резервуарах нефти и газа. 4. Подготовка структур к глубокому поисковому бурению. 5. Понятие о корреляции разрезов скважин, виды корреляции, ее задачи, практическое использование корреляционных схем. 6. Система разработки отдельных залежей.
Вариант 10 1. Значение геологии в развитии нефтяной и газовой промышленности страны. 2. Геологическая деятельность подземных вод, результаты деятельности. 3. Хемогенные горные породы. 4. Особенности поисков и разведки нефтяных и газовых месторождений. 5. Характеристика Восточно-Сибирской нефтегазоносной провинции. 6. Характеристика водонапорного режима работы залежей.
Вариант 11 1. Характеристика ядра Земли - состав, плотность, физические свойства. 2. Характеристика магматических горных пород. 3. Нефтегазо- и водонасыщенность пород-коллекторов. 4. Глубокое бурение, его задачи, категории глубоких скважин. 5. Основные типы конструкции низа колонн, их выбор в зависимости от геологических условий. 6. Понятие о рациональной системе разработки залежей нефти и газа.
Вариант 12 1. Перспективы развития нефтяной и газовой промышленности в России. 2. Геологическая деятельность поверхностных текучих вод, результаты деятельности. 3. Обломочные горные породы. 4. Задачи геологической и структурно-геологической съемки, методы проведения. 5. Геофизические методы изучения разрезов скважин, решаемые задачи. 6. Характеристика упруговодонапорного режима работы залежей. Вариант 13 1. Методы изучения Вселенной. 2. Геологическая деятельность морей и океанов, результаты деятельности. 3. Метаморфические горные породы. 4. Задачи структурного бурения, методы. 5. Геохимические методы изучения разрезов скважин, решаемые задачи. 6. Характеристика газонапорного режима газа, его эффективность.
Вариант 14 1. Характеристика магнитного поля Земли. 2. Выветривание горных пород - физическое, химическое, органическое. 3. Относительная геохронология. 4. Гравиметрическая разведка, ее задачи и методика проведения. 5. Методы изучения технического состояния скважин. 6. Понятие о режимах работы залежей, оценка эффективности режима.
Вариант 15 1. Теплота Земли, что понимается под геотермическим градиентом и геотермической ступенью. 2. Основные формы тектонических движений земной коры. 3. Классификация осадочных горных пород. 4. Магнитометрическая разведка, ее задачи и методика проведения. 5. Геологические методы изучения разрезов скважин, решаемые задачи. 6. Классификация запасов нефти и газа по хозяйственному значению.
Вариант 16 1. Формы, размеры, масса и плотность Земли. 2. Основные складки земной коры (антиклинали и синклинали). 3. Органогенные горные породы. 4. Электроразведка, задачи и методики проведения. 5. Построение геолого-геофизического разреза скважины. 6. Объемный метод подсчета запасов нефти.
Вариант 17 1. Характеристика мантии Земли - состав, плотность. 2. Понятие о минералах земной коры. 3. Промысловая классификация подземных вод. 4. Сейсмические методы исследований, их задачи. 5. Вскрытие продуктивных пластов, влияние условий вскрытия на продуктивность скважин. 6. Методы геофизических исследований при поисках нефти и газа.
Вариант 18 1. Характеристика атмосферы и гидросферы, строение дна мирового океана. 2. Физические свойства минералов. 3. Характеристика пород-коллекторов, их литологические типы. 4. Радиометрические исследования, их задачи. 5. Испытание скважин, задачи и применяемое оборудование 6. Шахтный способ добычи нефти. Вариант 19 1. Земная кора, ее строение и состав. 2. Классификация минералов по химическому составу. 3. Пористость горных пород, методы ее определения. 4. Геохимические методы поисков залежей нефти и газа. 5. Доразведка месторождений нефти и газа в процессе разработки. 6. Подсчет запасов газа по падению давления. Вариант 20 1. Характеристика геологических процессов, их классификация. 2. Структуры горных пород. 3. Характеристика пород-покрышек, их литологические типы. 4. Региональные работы, их цели, задачи и методы проведения. 5. Геолого-технический наряд, его характеристика. 6. Система разработки месторождения в целом.
Вариант 21 1. Физические свойства подземных вод, факторы их обуславливающие. 2. Методика разведки массивных залежей. 3. Зависимость коллекторских свойств от различных геологических факторов. 4. Анализ состояния разработки залежей нефти и газа. 5. Задача геолого-промыслового контроля за разработкой НГМ. 6. Категории запасов нефти и газа.
Вариант 22 1. Физические свойства природного углеводородного газа. 2. Понятие о месторождениях нефти и газа, их типы. 3. Проницаемость горных пород, методы ее определения. 4. Методы геолого-промыслового контроля. 5. Особенности разработки газовых и газоконденсатных месторождений. 6. Какие качества нефти оказывают вредное влияние на окружающую среду?
Вариант 23 1. Химический состав природного газа. 2. Характеристика несогласного залегания пластов, виды несогласий. 3. Характеристика нефтегазоносности местного региона. 4. Построение карт эффективной мощности пласта, ее практическое применение. 5. Геологическая неоднородность продуктивных пластов, методы ее изучения. 6. Определение режимов работы залежей в процессе опытно-промышленной эксплуатации.
Вариант 24 1. Карты изобар, их практическое применение. 2. Характеристика режима растворенного газа, его эффективность. 3. Текстуры горных пород. 4. Составление типового и сводного разрезов отложений. 5. Геолого-промысловые условия применения методов увеличения нефтеотдачи пластов. 6. Регулирование процесса разработки.
Перечень практических работ Практическая работа №1 Расположите геологические периоды в хронологическом порядке и напишите их условные обозначения. Между породами какого возраста имеется стратиграфический перерыв?
Практическая работа №2 Покажите схематически синклинальную и антиклинальную складки. На схеме укажите элементы складки: крылья, замок, ядро, угол складки (при вершине), осевую плоскость. Практическая работа №3 Изучив геологический разрез, представленный на рис 1, назовите относительный возраст горных пород, слагающих рассматриваемую территорию. Между какими геологическими периодами произошла тектоническая деформация и как называется изображенная дислокация? Какие слои залегают между собой согласно и какие несогласно? Наблюдается ли в разрезе стратиграфический перерыв. Пример ответа (а). Территория сложена породами каменноуголоного, пермского, триасого, неогенового, палеогенового и четвертичного возрастов, тектоническая деформация произошла в триасовый период или в послетриасовое время (до палеогена), о чем свидетельствуют смятые в антиклинальную складку породы триаса, перми и карбона, залегающие между собой согласно. Стратиграфический перерыв наблюдается между триасом и палеогеном. В это время происходило разрушение верхней части антиклинали. В кайнозойское время произошло накопление палеогеновых, неогеновых и четвертичных отложений, залегающих между собой согласно. Толща же кайнозойских отложений залегает несогласно по отношению к отложениям более древним. Рис. 1. Схематические геологические разрезы Практическая работа №4 Построение структурных карт методом треугольников и геологического профиля. Порядок выполнения работы 1. Определить абсолютные отметки изучаемой геологической поверхности в каждой скважине. Для этого из альтитуды устья скважины вычесть глубину залегания подошвы пласта определенной системы. Результат записать в виде дроби, где числитель - номер скважины, а знаменатель - абсолютная отметка маркирующей поверхности. Значения могут быть как положительными, так и отрицательными. 2. Выбрать сечение стратоизогипс, то есть вертикальное расстояние между линиями простирания. Для того, чтобы охарактеризовать Вашу структурную форму, достаточно 8-12 изогипс – число изогипс соразмерно числу скважин, по которым они построены. Примем для определенности число 10. Чтобы определить амплитуду структуры, необходимо вычислить разность между максимальной и минимальной абсолютными отметками структуры (с учетом знаков), Полученное число разделить на 10 и округлить. Обычно сечение изогипс округляется до 5, 10, 15, 20 и т. д. Чаще всего это числа, кратные 5, 10, 25, 50, 100 и т. д. 3. Проанализировав абсолютные отметки опорного горизонта, установить примерную форму структуры, наметить ее ось и простирание. 4. Соединить между собой точки расположения смежных скважин, в результате чего получить систему треугольников. Соединять можно только те скважины, между которыми пласт залегает моноклинально. Стороны треугольников не должны пересекаться друг с другом и не должны пересекать ось структуры, а треугольники должны быть как можно более равносторонними. 5. Провести линейную интерполяцию, надписав карандашом на сторонах треугольников их значения. 6. Одноименные значения стратоизогипс соединить плавными линиями, начиная от максимальных, или минимальных значений. Стратоизогипсы никогда не пересекаются. 7. Значения стратоизгипс подписать в их “разрыве” (основание цифр должно быть направлено вниз по наклону структурной формы. Оформить чертеж в соответствии с принятыми правилами (ориентировка, название, масштаб, условные обозначения автор).
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5
Рис.2. Расположение скважин Практическая работа №5 1. Построить схему и определить единичный расход грунтового потока по результатам замеров, выполненных в двух скважинах, расположенных на расстоянии 200 м по направлению течения, если коэффициент фильтрации однородных водовмещающих пород равен 5,2 м/сут. Данные для расчета
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.96 (0.011 с.) |