Возникновение феодальных отношений в VIII В. Основные пути феодализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение феодальных отношений в VIII В. Основные пути феодализации



 

Синтез позднеантичного и варварского обществ. Компоненты должны уравновешивать друг друга (С-В Галлия), а если один из них заметно преобладает, процесс становления феодализма замедляется, осложняясь при этом многоукладностью. Первоначально варварское общество обнаруживало меньше феодальных потенций, чем античное. Однако впоследствии остающими оказались именно те области, где античный элемент преобладал над варварским.

Факторы:

· Численное соотношение римлян и германцев (должно сложиться соответствующим образом, не в виде явного преобладания);

· Характер расселения варваров (не должны быть отгорожены);

· Сравнительный культурный уровень местного и пришлого населения (не везде римляне успели развить свою культуру);

· Культурные и правовые факторы (принятие франками христианства католического обряда; запрет браков с римлянами у вестготов и лангобардов).

 

В римских крупных поместьях протофеодальные явления были налицо с 4 в. (ослабление центральной власти, натурализация хозяйства, прежде свободные арендаторы становятся всё более зависимыми, различные категории зависимого населения сливаются). Римское поместье превращается в феодальную вотчину.

В варварских сообществах формируется государственность, знать становится слоем крупных землевладельцев, германская и римская знать смыкаются. Германские общинники постепенно превращаются в зависимых крестьян.

Галло-римская крупная собственность служила образцом для складывающейся германской.

«Салическая правда» как исторический источник

 

 

Сали́ческий зако́н, или Сали́ческая пра́вда (лат. lex Salica) — правовой кодекс салических франков. (Прим. - франки, что жили в устье Рейна, у моря, в дальнейшем именовались “салическими” (от герм, sala — “берег моря”).

Главным источником сведений о социально-экономических и правовых отношениях у франков яв-

ляется Lex Salica — “Салический закон”, представляющий запись их древних обычаев; в отечественной историографии он традиционно именуется “Салической правдой”. Она дошла до нас в поздних списках (не ранее IX в.), поэтому вопрос о времени ее создания и последовательности редакций остается спорным. Преобладает мнение, что она была записана в начале VI в., в последние годы правления Хлодвига. Согласно другой точке зрения, независимо от времени первоначальной записи мы можем судить лишь о редакции рубежа VIII—IX вв. Наконец, недавно было высказано предположение, что речь идет о памятнике конца IV в. Проблема усугубляется тем, что время записи обычаев не совпадает со временем их возникновения; общепризнано, что мы имеем дело с

наслоениями разных эпох. Как и другие варварские “правды” (алеманов, бургундов и т.д.),

“Салическая правда” записана на латыни с вкраплением отдельных германских терминов, но в отличие от них она почти не испытала влияния римских законов и очень мало сообщает о самих римлянах. Последние существуют как бы на периферии того мира, в котором живет законодатель, и не играют в нем сколь-нибудь важной роли. Источник запечатлел архаические порядки, существовавшие у франков до того, как они покорили Галлию и оказались в регулярном контакте с ее жителями. Но поскольку

в момент записи обычаев происходит отбор тех норм, которые законодатель считает наиболее важными и адекватными, а иногда и их модификация, “Салическая правда” зафиксировала также

некоторые новые общественные реалии. Значение этого текста трудно переоценить, важно лишь не забывать, что он отражает жизнь не всего франкского государства, а одних лишь франков, но никак не галло-римлян.

 

Тематика:

Хозяйство и общинная огранизация франков.

Плуг, двуполье, заимствование более совершенных методов ведения с/х у римлян.

Вполне развитая частная, свободно-отчуждаемая собственность на движимое имущество, но не на землю. Основной земельный фонд деревни принадлежит коллективу её жителей – свободных мелких земледельцев, составляющих общину. Только мужское наследование земли внутри общины. Община – переходная форма от большой патриархальной к соседской общине-марке, в которой господствует индивидуальная собственность малых семей на надельную пахотную землю при сохранении общинной собственности на основной фонд лесов, лугов, пастбищ, пустошей итд.

 

Показывает процесс разложения и упадка родовых отношений. Возникает имущественная дифференциация (разный размер вергельда, распространение займов и долговых обязательств). Постепенно глава «об аллодах» изменяется, и земля становится объектом дарения, купли-продажи, наследования дочерьми, сёстрами и так далее.

 

Меняется и община. К концу 7 века из объединения больших семей она превращается в коллектив малых семей, владеющих аллодами – в общину-марку. В этой форме община и включается в процесс зарождения феодальных отношений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.157.45 (0.014 с.)