Раздел 3. Логопедический массаж. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3. Логопедический массаж.



Тема 3.1. Понятие логопедического массажа. Подготовка к массажу. Положения тела при массаже.

Логопедический массаж — это один из методов коррекционно-педагогического воздействия, используемых при коррекции тяжелых речевых нарушений. Это нетрадиционный и эффективный метод коррекции звукопроизношения, т.к. логопедический массаж способствует нормализации произносительной стороны речи, улучшает состояние голоса, речевого дыхания, нормализует эмоциональное состояние человека, страдающего речевыми нарушениями. Логопедический массаж является составной частью комплексной медико-педагогической системы реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностируются такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе и ее стертые формы, ринолалия, нарушения голоса, а также заикание.

Логопедический массаж – метод активного механического воздействия, который изменяет состояние мышечной, кровеносной и лимфатической системы; оживляет кинестезии; активизирует трофику тканей. Как одна из важных логопедических техник, массаж способствует нормализации мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры, что в конечном итоге приводит к улучшению произносительной стороны речи и уменьшению эмоционального напряжения.

Логопедический массаж как один из методов коррекционно-педагогического воздействия при ряде тяжелых речевых нарушений используется достаточно давно. Теоретической предпосылкой для его приме­нения служат работы М.Б. Эйдиновой, О. В. Правдиной, К. А. Семеновой, С. А. Бортфельд и др. Тем не менее, приемы дифференцированного массажа, применяемого при разных формах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недостаточно внедрены в широкую логопедическую практику. Однако целесообразность использования массажа в логопедической практике ни у кого из специалистов не вызывает сомнения, особенно при таких тяжелых нарушениях речи после перенесенных инсультов и черепно-мозговых травм.

Многие логопеды используют приемы логопедического массажа в своей работе и стремятся получить квалифицированные знания в этой области. Однако до последнего времени обучение специализированному массажу не носило целенаправленного, систематизированного характера, с учетом этиопатогенетических механизмов тех речевых расстройств, при которых целесообразно его использование. В настоящее время курс «Логопедический массаж» включен в систему подготовки логопедов в Московском городском педагогическом университете и проводится в виде специального семинара, в соответствии с разработанной учебной программой.

Основная цель логопедического массажа – устранение патологической симптоматики в мышечной системе периферического отдела речевого аппарата.

Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностируются экспрессивные речевые расстройства. Логопедический массаж может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его применение на начальных этапах работы. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия (Дьякова, 2006).

Логопедический массаж осуществляется логопедом в области лица, головы, шеи и верхнего плечевого пояса (воротниковой зоны). В силу этого, логопедический массаж

обязательно должен включать все мышцы артикуляционного аппарата (языка, губ, щек, мягкого неба), даже в тех случаях, когда диагностируется поражение мышц лишь на локальном участке. 

На основании результатов предварительной диагностики логопед определяет вид массажа, необходимого для данного пациента; составляет комплекс массажных приемов, определяет последовательность массажных движений, методику их проведения и ориентировочную нагрузку.

В логопедической практике могут быть использованы несколько видов массажа:

· дифференцированный (активизирующий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа;

· точечный массаж, т.е. массаж по биологически активным точкам (активизирующий или расслабляющий);

· массаж с применением специальных приспособлений (шпатели, зондозаменители) или зондовый массаж;

· элементы самомассажа.

Выбор последовательности массажных движений и приемов их выполнения в логопедическом массаже определяются состоянием тонуса пораженных мышц. При повышенном тонусе мышц периферического речевого аппарата (гипертонусе) используется расслабляющий массаж, который включает следующие приемы классического массажа: легкие поглаживания, похлопывания, пощипывания; легкую вибрацию и точечный расслабляющий массаж. Все движения проводятся по направлению от периферии к центру. При пониженном тонусе мышц периферического речевого аппарата (гипотонусе) используется активизирующий массаж, который включает следующие приемы классического массажа: поглаживание в сочетании с приемами растирания и разминания; усиленную вибрацию, пощипывания и постукивания, а также точечный активизирующий массаж. Последовательность массажных движений в данном случае рекомендуется иная: от центра к периферии.

Логопедический массаж необходимо начинать как можно раньше с целью профилактики негативных последствий.

Техника массажа улучшает показатели организма и решает сразу несколько задач, а именно:

1. Приводит в норму кровоснабжение, усиление оттока венозной крови способствует выведению токсинов из организма, уменьшает отеки.

2. Облегчает поступление питательных веществ к тканям и кожным покровам.

3. Восстанавливает упругость мышц, снимает тонус. Восстанавливается физиологическая природа движений и правильность их выполнения.

4. Снижает болевой синдром и улучшает состояние больного, способствует выздоровлению в более короткий период.

Подготовка к массажу

Для проведения массажа логопед должен иметь следующие материалы:

1) медицинский спирт (для дезинфицирования зондов, шпателей и т.п.),

2) стерильные салфетки 30 х 30 см (для обследования состояния тонуса мышц артикуляционного аппарата),

3) гексорал (после массажа мышц полости рта пациент может в целях гигиены прополоскать раствором рот),

4) стерильные медицинские резиновые перчатки (могут использоваться при проведении массажа в полости рта),

5) нашатырный спирт и 3-процентная перекись водорода (могут использоваться при необходимости оказать неотложную помощь),

6) защитную маску (применение ее желательно во избежание попадания капельной инфекции).

Кожа массируемого должна быть чистой, руки логопеда — чистыми и теплыми, без ссадин и царапин или каких-либо очагов воспаления, с коротко остриженными ногтями, без украшений, мешающих проведению массажа. Перед массажем лица или шеи руки можно слегка смазать детским маслом или использовать детскую присыпку. При массаже мышц полости рта рекомендуется применять стерильные медицинские резиновые перчатки или стерильные салфетки.

Положения тела при массаже. Перед началом процедуры пациент должен принять правильную позу — позу покоя. Принятие правильной позы способствует расслаблению мышц, делает свободным дыхание, а также обеспечивает удобную позу логопеда при проведении массажа.

Оптимальны следующие положения тела при логопедическом массаже:

1. Массируемый лежит на спине, руки вытянуты вдоль тела, ноги лежат свободно, носки несколько разведены. Под головой — небольшая плоская подушка, которая доходит до верхнего края лопаток. Логопед занимает положение за головой пациента.

2. Поза — полусидя в кресле с высоким подголовником. Логопед занимает положение за головой пациента.

Тема 3.2. Основные принципы процедуры логопедического массажа.

Чем раньше назначены реабилитационные мероприятия по восстановлению после инсульта головы, тем более результативны будут итоги.

Если лечащий врач не видит препятствий к назначению массажа и противопоказаний, то его начинают в условиях стационара с третьего дня пребывания.

Алгоритм массажа и его последовательность зависит от степени тяжести перенесенного инсульта, общего состояния больного. Проведение логопедического массажа способствует восстановлению мышечного тонуса речевого аппарата, уменьшение слюнотечения, активизация определенных центров головного мозга. Хорошо помогает точечный массаж лица. Посредством их раздражения и стимуляции врач помогает больному не только не утратить навык, но и сохранить способность к речи. Проводить логопедический массаж способен специалист, знающий все точки для массажа. Эта манипуляция позволяет сохранить нормальное функционирование кровеносных сосудов и мышц речевого аппарата.

Эффективный логопедический массаж проводится курсом-10 или 12 сеансов (дней) ПОДРЯД, затем перерыв 1-3 месяца и повтор. Если нет возможности ездить каждый день, то допускается массаж через день, но не реже.

Если предлагают логопедический массаж 1-2 раза в неделю или ежедневно более 15-20 сеансов и несколько месяцев подряд-это непрофессионально и нерезультативно, т.к. логопедический массаж-это сильная стимуляция, которая проводится курсом с обязательным перерывом (не менее месяца)!

Логопед в ходе курса должен определить количество сеансов от 10 до 12, в редких случаях - до 15 сеансов. Логопедический массаж выполняется с помощью массажных зондов. Все массажные зонды для логопедического массажа стерилизуются. Пациенты с ранками, язвами во рту, стоматитом, кровоточивостью дёсен, герпесом на губах или языке на логопедический зондовый массаж не принимаются.

В логопедический массаж входит:

· Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры

· Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры

· Задачи, показания, противопоказания и условия проведения логопедического массажа

· Массаж язычной мускулатуры

В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц. Нередко, массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

Практический опыт коррекционно-педагогической работы с лицами, страдающими речевыми расстройствами показывает, что применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи. Благодаря использованию логопедического массажа, который приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата, формирование нормативного произнесения звуков может происходить в ряде случаев спонтанно. В том случае, если обучаемый имеет выраженную неврологическую симптоматику, только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить положительный эффект.

Существуют различные методики проведения логопедического массажа. Наиболее популярные – зондовый массаж Новиковой Е.В. и массаж Дьяковой Е.А.

Цель зондового массажа — нормализация речевой моторики, значит и произношения при инсультах и черепно-мозговых травмах. В основе метода лежит особый массаж мышц языка, губ, щек, скул, мягкого неба с помощью комплекта специальных зондов. Сроки преодоления недостатков произношения зависят от тяжести речевого дефекта, возраста и индивидуальных особенностей пациента. Важное значение имеют такие факторы, как регулярность занятий и участие в коррекционной работе близких родственников.

Тема 3.3. Предварительная диагностика при назначении логопедического массажа. Осмотр пациента и пальпация.

Назначению логопедического массажа должна предшествовать медицинская диагностика, проводимая врачом. Медицинское заключение содержит указание на наличие неврологической симптоматики, в том числе указание на форму пареза (или паралича), локальные нарушения иннервации мышц и пр. Как правило, логопедический массаж рекомендуется проводить только по рекомендации врача.

Прежде чем приступить к коррекционной работе, логопед должен определить форму и структуру речевого дефекта, руководствуясь клиникой классификацией, после чего ставить вопрос о необходимости проведения массажа. Как правило, основным показанием к проведению массажа является изменение мышечного тонуса, которое может отмечаться как в общей мускулатуре, так и в органах речевого аппарата. Однако даже при наличии медицинского заключения логопед должен самостоятельно провести диагностику состояния мышц. Это поможет ему определить тактику массажа в каждом конкретном случае.

Логопеду следует определить состояние мышц: верхней половины туловища, шеи, мимических, артикуляционных. Это устанавливается путем осмотра, пальпации, наблюдения при выполнении динамических и статических упражнений.

Осмотр. При осмотре пациента следует обратить внимание на положение головы по отношению к туловищу, отметить, нет ли привычных асимметричных поз. При осмотре лица надо помнить о возможной асимметрии в виде сглаженности носогубной складки, опущенного уголка рта, расширенной или суженной глазной щели, а также наличии постоянно приоткрытого рта, слюнотечения.

Далее необходимо провести осмотр кожных покровов. Массаж в первую очередь оказывает воздействие на кожу, поэтому от ее состояния в определенной степени будет зависеть выбор и особенно дозировка массажных приемов. Представление о характере кожных изменений дают следующие показатели.

Окраска кожи. В норме у здорового человека кожа имеет светло-розо­вую окраску, причем у брюнетов она может быть чуть темнее. Выраженная бледность слизистых оболочек, бледность кожи может наблюдаться при плохом наполнении сосудов кожи, что часто сочетается с пониженным тонусом мышц. Покраснение кожи может свидетельствовать о местном воспалении, а также о нарушении сосудистого тонуса капилляров. Временное покраснение кожи на лице, шее может быть проявлением волнения. Синюшность кожных покровов губ, кончика носа, кончиков пальцев рук указывает на выраженную недостаточность кровообращения.

Кожные высыпания. Они могут быть вызваны различными причинами. Наличие у пациента сыпи на коже, диатеза, герпеса является противопоказанием к проведению массажа.

Кожные кровоизлияния. Кровоизлияния в кожу могут возникать при передозировке массажа, особенно если отмечается повышенная ранимость капилляров. При повышенной ранимости капилляров из массажных приемов можно использовать только легкое поглаживание.

Пальпация. Пальпация мышц, участвующих в артикуляции, дает возможность логопеду точнее определить характер нарушений мышечного тонуса. Применение пальпаторной диагностики предполагает наличие у логопеда выработанной «тактильной памяти». «Тактильная память» — запоминание ощущений, возникающих при пальпации мышц и кожных покровов. Эти ощущения приобретаются только практическим путем, при многократной пальпации различных частей шеи, головы и лица (губ, щек, языка и т.п.). Важно при этом получить представления о нормальном тонусе мышц и тургоре кожных покровов. Путем пальпации определяются следующие характеристики.

Эластичность кожи. В норме кожа гладкая, плотная, упругая, легко захватывается в складку, которая потом разглаживается. Нарушение эластичности кожи приводит к ее дряблости, что может наблюдаться, например, при недостаточности кровообращения.

Отечность кожи. Отечность кожи лица может быть вызвана различными заболеваниями внутренних органов. При воспалительном отеке наблюдается повышение температуры и возникают болезненные ощущения при пальпации. Во всех этих случаях массаж проводить не рекомендуется. Необходима консультация врача.

Состояние лимфатических узлов. В норме лимфатические узлы не пальпируются. Если они видны и хорошо прощупываются, это свидетельствует о наличии инфекции в организме, что является противопоказанием для проведения массажа. Усиление лимфотока может способствовать распространению инфекции.

Состояние мышц. При массировании мышц, обеспечивающих работу периферического речевого аппарата, логопед должен знать состояние их тонуса, который может быть повышен (гипертонус), понижен (гипотонус). Определение тонуса мускулатуры лучше всего проводить в положении лежа, при этом исследуемые мышцы должны быть максимально расслаблены. Логопед должен при этом иметь представление о нормальном тонусе мышц. Только при сравнении с нормой можно путем пальпации определять состояние мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре. В норме мышцы находятся в состоянии некоторого напряжения (оптимального то­нуса). Консистенция здоровой мышцы мягкая, упругая и эластичная, а ощупывание ее безболезненно. При повышении тонуса мышцы более плотные, могут быть ригидными, пассивные движения совершаются с трудом. При понижении мышечного тонуса мышцы на ощупь вялые и дряблые.

Пальпация мышц проводится в два этапа. Вначале кончиками слегка согнутых пальцев ощупывают поверхностный слой мышцы, а затем, не отрывая пальцев, проникают постепенно все глубже и глубже, исследуя состояние ее среднего и глубокого слоев.

Повышенный тонус мышц гортани определяется, как правило, путем прикладывания ладони к передней части шеи. При этом ощущаются плотные и напряженные мышцы, и при глотании не возникает смещения гортани вверх.

Выпуклости. Путем осмотра и пальпации также выявляется ряд выпуклостей, которые имеют значение для определения направления массажных движений и места биологически активных точек. В области лица легко прощупываются лобные бугры, под ними надбровные дуги, верхний и нижний края глазницы. Спереди от наружного слухового прохода прощупывается скуловой отросток височной кости и скуловая кость на всем ее протяжении. Сзади от наружного слухового прохода имеется сосцевидный отросток височной кости. Со скуловой костью сочленяется парная верхнечелюстная кость, в теле которой имеется гайморова полость. Нижняя челюсть имеет правую и левую части. У заднего края нижней челюсти есть два отростка, задний из них заканчивается суставной головкой, которая хорошо прощупывается впереди козелка ушной раковины при открывании и закрывании рта. В положении, когда рот закрыт, в этой области прощупывается углубление — это область височно-нижнечелюстного сустава. От состояния его функций зависят акты открывания — закрывания рта, жевания, артикуляции.

Особенности состояния движений (общих и артикуляционных) оцениваются при выполнении двигательных проб, используемых в традиционных логопедических методиках. Оцениваются: объем, скорость, динамика, истощаемость, сила и координация движений.

При обследовании состояния артикуляционного аппарата, как в покое, так и при двигательной нагрузке следует обратить внимание на ряд диагностических критериев (см. таблицу «Характеристика состояния мышечного тонуса в артикуляционном аппарате»).

Патологическое состояние тонуса мышц артикуляционной мускулату­ры, как правило, сочетается с нарушениями подвижности артикуляционных мышц (парезы, параличи), что выражается в нарушениях звукопроизношения.

При поражении круговой мышцы рта нарушается правильное произнесение тех звуков, при артикуляции которых необходимо участие губ. Это в первую очередь губно-губные и смычные согласные звуки п, б, м и их мягкие варианты. Также может нарушаться произнесение лабиализованных гласных о, у, произнесение которых требует активных движений губ.

При парезах мышц языка, а также шейных мышц, особенно группы над-подъязычных (двубрюшной, шило-подъязычной, челюстно-подъязычной, подбородочно-подъязычной и др.), нарушаются движения языка, способность изменять его конфигурацию, выдвигать вперед, оттягивать назад, совершать боковые движения. Это приводит к нарушению произношения большинства согласных звуков, особенно группы переднеязычных, требующих активного движения кончика языка.

При поражении шилоязьгчной, шило-подъязычной, двубрюшной и других мышц, обеспечиваюших движения корня языка назад и вверх, нарушается артикуляция заднеязычных звуков г, к, х, а также четкость произнесения гласных среднего и нижнего подъема э, о, а.

При поражении мышц языка с одной стороны характерно боковое произнесение ряда согласных. При поражении мышц мягкого нёба (нёбно-язычной, нёбно-глоточной дуг и др.) голос приобретает носовой оттенок.
На основании результатов предварительной диагностики логопед должен составить комплекс массажных приемов, наметить последовательность, методику их проведения и ориентировочно дозировку и только после этого приступать к логопедическому массажу.

Тема 3.4. Зондовый массаж Новиковой Е.В. Массажные логопедические зонды (автор Новикова Е. В.)

Полный комплект включает в себя 12 зондов. Первые 8 зондов – это «основной комплект», зонды с 9 по 11 – это дополнительный комплект, 12 зонд – «скользящий». Зонды используются для массажа мышц языка, губ, щек, скул, мягкого неба, предплечья. Цель зондового массажа – нормализация речевой моторики. Применяя зондовый массаж, можно целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляторных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность, вследствие чего значительно ускорится процесс исправления звукопроизношения. Зонды могут быть использованы для массажа мышц правого (у правшей) и левого (у левшей) предплечья. Массаж мышц предплечья восстанавливает ослабленные мышцы, улучшает координацию движений рабочей руки. В результате возрастает темп письма и нормализуется почерк. Методика проведения зондового массажа подробно описана в книгах Е. В. Новиковой «Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения» часть 1 и «Зондовый массаж: коррекция тонкой моторики руки» часть 2. Подробное описание массажных упражнений в этих книгах сопровождается детальными рисунками. Но при этом логопеду следует быть последовательным и методичным. Работа с зондами требует не только желания, знаний, опыта, но огромных сил и терпения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.03 с.)