Создание общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (сбсе) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (сбсе)



 

На сегодняшний день ОБСЕ является крупнейшей организацией, которая занимается вопросами безопасности в мире. Она объединяет 57 стран, расположенных в Северной Америке и Центральной Азии.???(А причем здесь Европа тогда? Выразите мысль правильно)

В 20 веке данная организация носила несколько иную аббревиатуру – «Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» (СБСЕ). Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе было созвано как постоянно действующий международный форум для выработки мер по уменьшение военного противостояния и укрепления безопасности в Европе.

После Второй мировой войны рядом государств, в первую очередь СССР, активно выдвигались предложения по практической реализации декларируемых в рамках ООН намерений. Так, на Берлинском совещании министров иностранных дел СССР, США, Англии и Франции (25 января – 18 февраля 1954 года) советской стороной был предложен проект договора о коллективной безопасности в Европе сроком на 50 лет, который был бы подписан всеми европейскими государствами и опирался бы на постоянно действующую организационную структуру. Однако западный блок, в лице прежде всего США, счел его неприемлемым[17].

В начале 1970-х годов было подписано четырехстороннее соглашение по Берлину, договор об отказе от применения силы и признании нерушимости границ между ФРГ, ГДР, Польшей, Чехословакией и Советским Союзом.

В контексте этих позитивных перемен, стало возможным начать процесс многосторонних консультаций в Хельсинки, имевших целью "содействие улучшению отношений между государствами-участниками и обеспечение условий, в которых их народы могут жить в мире…".

Предварительные переговоры начались 22 ноября 1972 года в пригороде Хельсинки (Диполи) и завершились 8 июня 1973 года принятием Заключительных рекомендаций консультаций в Хельсинки. Заключительные рекомендации закрепили принцип консенсуса, как способа принятия решений на Совещании. Они гласили: "Консенсус определяется как отсутствие какого бы то ни было возражения, высказанного каким-либо представителем и выдвигаемого им представляющего препятствие принятия решения по рассматриваемому вопросу"[18].

На первом этапе переговоров СБСЕ в Хельсинки с 3 по 9 июля 1973 года, министры иностранных дел 35 государств, в число которых входили все страны Европы (кроме Албании), Соединенные Штаты Америки и Канада, утвердили "Голубую книгу" и изложили позиции своих правительств по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе. В пункте 1 Правил процедуры было оговорено: "Все государства, принимающие участие в Совещании, участвуют в нем как суверенные и независимые государства и в условиях полного равенства".

Второй этап, проходивший в Женеве с 18 сентября 1973 г. по 21 июля 1975 г., был посвящен работе над заключительным документом Совещания.

Третий этап переговоров СБСЕ увенчался выработкой и подписанием 1 августа 1975 года Заключительного акта, который стал "важным вкладом в дело развития сотрудничества между государствами и упрочения разрядки международной напряженности". Таким образом, было положено начало "Хельсинкскому процессу", ставшему первой попыткой обозначить контуры модели безопасности для Европы в целом.

Подписание в 1975 году Заключительного акта СБСЕ закрепило политические и территориальные итоги второй мировой войны, явилось ответом на ситуацию, сложившуюся в результате достижения Востоком и Западом ядерного равновесия. В Европе, разделенной тогда "железным занавесом" на враждебные военные блоки, "любая крупномасштабная проба сил грозила привести человечество к коллективному самоубийству".

Хельсинкский Заключительный акт утвердил десять принципов (так называемый "хельсинкский декалог"), которые государства-участники обязались "уважать и применять в отношениях каждого из них со всеми другими государствами-участниками, независимо от их политических, экономических и социальных систем, их размера, географического положения и уровня экономического развития"[19]. "Хельсинкский декалог" включает следующие принципы:

1) суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету;

2) неприменение силы или угрозы силой;

3) нерушимость границ;

4) территориальная целостность государств;

5) мирное урегулирование споров;

6) невмешательство во внутренние дела;

7) уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений;

8) равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой;

9) сотрудничество между государствами;

10) добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

В Заключительном акте закреплены рабочие области СБСЕ, охватывающие все сферы межгосударственных отношений - хельсинкских "корзин" ("измерений"). К первой корзине - военно-политическому измерению - относятся вопросы политической безопасности и контроля над вооружениями, предупреждение и разрешение конфликтов. Вторая корзина - экономико-экологическое измерение - охватывает проблемы сотрудничества в области экономики, науки, техники и окружающей среды. К третьей корзине - человеческому измерению - относится сотрудничество в гуманитарных и других областях (информация, культура, образование), а также права человека.

Со ссылкой на Заключительный акт подписывались многие двусторонние договоры и соглашения между европейскими государствами, создавались двусторонние комиссии по сотрудничеству, проводились общеевропейские совещания экспертов по разным направлениям. Главным недостатком документа стало то, что он был всего лишь политическим обязательством и не предусматривал механизма принуждения для тех, кто его не выполнял или нарушал.

На протяжении большей части рассматриваемого периода, работа СБСЕ шла, в целом, невысокими темпами и была недостаточно эффективной. Совещание зачастую служило более инструментом публичной дипломатии, нежели активно действовавшим компонентом политики европейской безопасности.

Причиной тому были многочисленные противоречия, сохранявшиеся между СССР и его западными партнерами, связанные, с различным пониманием роли и задач Совещания в деле поддержания безопасности. Нельзя забывать о том, что зарождение и первый этап деятельности СБСЕ проходил в условиях биполярной системы мира и у каждого из блоков было свое видение предназначения СБСЕ[20].

Так руководство СССР добивалось политического и юридического закрепления итогов Второй мировой войны, фиксации сложившихся в Европе границ. Основной интерес западных держав был связан с человеческим измерением, с обеспечением прав человека. Отсюда следовала и заинтересованность советской стороны, прежде всего, в первой корзине Заключительного акта - принципах межгосударственных отношений, а западной - в третьей, посвященной гуманитарным проблемам и контактам между людьми.

По-разному воспринимались и итоги Совещания. В Москве подписание Заключительного акта было расценены как триумф советской дипломатии. На Западе достижением американской дипломатии считалось включение в Заключительный акт третьей корзины. " Конференция выдвинула наши стандарты человеческого поведения, которые были и остаются маяком надежды для миллионов" - писал известный американский дипломат Г. Киссинджер.

Выше обозначенные противоречия тормозили работу в рамках Совещания, поэтому уже на начальном этапе она не была успешной. В конце 70-х - начале 80-х годов Хельсинкский процесс, не успев начаться, казалось, исчерпал свои возможности. Причин тому было немало. Предварительные уведомления о крупных военных учениях и обмен наблюдателями в рамках мер по укреплению доверия практиковались не столь эффективно. Москва стала объектом международной критики за невыполнение решений СБСЕ, прежде всего, в области прав человека[21].

В некоторых странах НАТО участились нападки на политику разрядки, как на сам этот термин, так и на весь процесс СБСЕ.

В это время с октября 1977 по март 1978 года состоялась Белградская конференция представителей участников Совещания. В итоговом документе встречи представители стран-участниц в декларативной форме "подчеркнули политическое значение Совещания по безопасности и сотрудничества в Европе и подтвердили решимость своих правительств выполнять…все положения Заключительного акта". В то же время не было достигнуто согласия ни относительно оценки результатов процесса СБСЕ, ни предложений о дальнейшем развитии.

Мадридская конференция представителей государств-участников СБСЕ проходила с ноября 1980 по сентябрь 1983 года. Она считается самой конфронтационной за всю историю Хельсинкского процесса. Вторжение войск СССР в Афганистан, введение военного положения в Польше, история с южнокорейским "Боингом", сбитым над нашим Дальним Востоком, значительно осложнили отношения по линии Восток-Запад. Все это накаляло атмосферу в залах СБСЕ.

Встреча завершилась принятием итогового документа, в начале которого констатировалось "ухудшение международной обстановки" за период после Белградской встречи. Далее говорилось о "противоречащих друг другу взглядах", об "обеспокоенности серьезными недостатками в выполнении" и "критических оценках... в отношении применения и уважения" принципов Заключительного акта, о "серьезных нарушениях ряда этих принципов", об "озабоченности по поводу сохраняющегося недоверия между государствами-участниками".

Первые признаки позитивных изменений проявились на втором этапе Стокгольмской конференции, проходившей в 1984-1986 годах и завершившейся принятием Стокгольмского документа по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению в Европе - первого крупного достижения политики в области контроля над вооружениями в Европе[22].

Новые позитивные тенденции в политике предотвращения конфликтов проявились на Венской встрече представителей государств - участников СБСЕ с 1986 по 1989 год. В итоговом документе Венской встречи государства-участники констатировали "благоприятное развитие международной обстановки с момента завершения Мадридской встречи" и подтвердили "приверженность продолжению процесса СБСЕ."

Первый переговорный механизм - по мерам укрепления доверия и безопасности - должен был функционировать в соответствии с мандатом, согласованным на Мадридской встрече государств-участников СБСЕ. Второй переговорный механизм - по сокращению обычных вооруженных сил в Европе - был создан на Венской встрече в соответствии с новым венским мандатом.

Одним из главных достижений Венской конференции было приятие обязательства всеми государствами-участниками СБСЕ соблюдать принцип примата международного права[23].

Подводя итоги первого этапа деятельности СБСЕ, следует отметить следующее. Принципы Заключительного акта выдержали испытание холодной войной, несмотря на все сложности, с которыми пришлось столкнуться государствам-участникам в первое десятилетие деятельности Совещания. По словам бывшего Генерального секретаря ОБСЕ В. Хойнка, "Совещание сыграло ключевую роль в происходящих позитивных изменениях в Европе". Благодаря Хельсинкскому процессу у государств-участников появился постоянный канал взаимного общения, кодекс норм поведения, а также долгосрочная программа сотрудничества.

В заслугу СБСЕ можно поставить также снижение военной напряженности за счет мер укрепления доверия, позволивших проводить в Европе инспекции вооружений и военной деятельности в период, когда именно недоверие было во многих случаях источником угрозы безопасности. Это в определенной мере снизило угрозу возникновения конфликтов. СБСЕ остался, форумом для диалога по выработке новой системы безопасности в Европе, однако без определения ее международно-правового статуса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.012 с.)