Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Создание общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (сбсе)
На сегодняшний день ОБСЕ является крупнейшей организацией, которая занимается вопросами безопасности в мире. Она объединяет 57 стран, расположенных в Северной Америке и Центральной Азии.???(А причем здесь Европа тогда? Выразите мысль правильно) В 20 веке данная организация носила несколько иную аббревиатуру – «Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» (СБСЕ). Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе было созвано как постоянно действующий международный форум для выработки мер по уменьшение военного противостояния и укрепления безопасности в Европе. После Второй мировой войны рядом государств, в первую очередь СССР, активно выдвигались предложения по практической реализации декларируемых в рамках ООН намерений. Так, на Берлинском совещании министров иностранных дел СССР, США, Англии и Франции (25 января – 18 февраля 1954 года) советской стороной был предложен проект договора о коллективной безопасности в Европе сроком на 50 лет, который был бы подписан всеми европейскими государствами и опирался бы на постоянно действующую организационную структуру. Однако западный блок, в лице прежде всего США, счел его неприемлемым[17]. В начале 1970-х годов было подписано четырехстороннее соглашение по Берлину, договор об отказе от применения силы и признании нерушимости границ между ФРГ, ГДР, Польшей, Чехословакией и Советским Союзом. В контексте этих позитивных перемен, стало возможным начать процесс многосторонних консультаций в Хельсинки, имевших целью "содействие улучшению отношений между государствами-участниками и обеспечение условий, в которых их народы могут жить в мире…". Предварительные переговоры начались 22 ноября 1972 года в пригороде Хельсинки (Диполи) и завершились 8 июня 1973 года принятием Заключительных рекомендаций консультаций в Хельсинки. Заключительные рекомендации закрепили принцип консенсуса, как способа принятия решений на Совещании. Они гласили: "Консенсус определяется как отсутствие какого бы то ни было возражения, высказанного каким-либо представителем и выдвигаемого им представляющего препятствие принятия решения по рассматриваемому вопросу"[18]. На первом этапе переговоров СБСЕ в Хельсинки с 3 по 9 июля 1973 года, министры иностранных дел 35 государств, в число которых входили все страны Европы (кроме Албании), Соединенные Штаты Америки и Канада, утвердили "Голубую книгу" и изложили позиции своих правительств по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе. В пункте 1 Правил процедуры было оговорено: "Все государства, принимающие участие в Совещании, участвуют в нем как суверенные и независимые государства и в условиях полного равенства".
Второй этап, проходивший в Женеве с 18 сентября 1973 г. по 21 июля 1975 г., был посвящен работе над заключительным документом Совещания. Третий этап переговоров СБСЕ увенчался выработкой и подписанием 1 августа 1975 года Заключительного акта, который стал "важным вкладом в дело развития сотрудничества между государствами и упрочения разрядки международной напряженности". Таким образом, было положено начало "Хельсинкскому процессу", ставшему первой попыткой обозначить контуры модели безопасности для Европы в целом. Подписание в 1975 году Заключительного акта СБСЕ закрепило политические и территориальные итоги второй мировой войны, явилось ответом на ситуацию, сложившуюся в результате достижения Востоком и Западом ядерного равновесия. В Европе, разделенной тогда "железным занавесом" на враждебные военные блоки, "любая крупномасштабная проба сил грозила привести человечество к коллективному самоубийству". Хельсинкский Заключительный акт утвердил десять принципов (так называемый "хельсинкский декалог"), которые государства-участники обязались "уважать и применять в отношениях каждого из них со всеми другими государствами-участниками, независимо от их политических, экономических и социальных систем, их размера, географического положения и уровня экономического развития"[19]. "Хельсинкский декалог" включает следующие принципы: 1) суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; 2) неприменение силы или угрозы силой; 3) нерушимость границ; 4) территориальная целостность государств; 5) мирное урегулирование споров; 6) невмешательство во внутренние дела; 7) уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений;
8) равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; 9) сотрудничество между государствами; 10) добросовестное выполнение обязательств по международному праву. В Заключительном акте закреплены рабочие области СБСЕ, охватывающие все сферы межгосударственных отношений - хельсинкских "корзин" ("измерений"). К первой корзине - военно-политическому измерению - относятся вопросы политической безопасности и контроля над вооружениями, предупреждение и разрешение конфликтов. Вторая корзина - экономико-экологическое измерение - охватывает проблемы сотрудничества в области экономики, науки, техники и окружающей среды. К третьей корзине - человеческому измерению - относится сотрудничество в гуманитарных и других областях (информация, культура, образование), а также права человека. Со ссылкой на Заключительный акт подписывались многие двусторонние договоры и соглашения между европейскими государствами, создавались двусторонние комиссии по сотрудничеству, проводились общеевропейские совещания экспертов по разным направлениям. Главным недостатком документа стало то, что он был всего лишь политическим обязательством и не предусматривал механизма принуждения для тех, кто его не выполнял или нарушал. На протяжении большей части рассматриваемого периода, работа СБСЕ шла, в целом, невысокими темпами и была недостаточно эффективной. Совещание зачастую служило более инструментом публичной дипломатии, нежели активно действовавшим компонентом политики европейской безопасности. Причиной тому были многочисленные противоречия, сохранявшиеся между СССР и его западными партнерами, связанные, с различным пониманием роли и задач Совещания в деле поддержания безопасности. Нельзя забывать о том, что зарождение и первый этап деятельности СБСЕ проходил в условиях биполярной системы мира и у каждого из блоков было свое видение предназначения СБСЕ[20]. Так руководство СССР добивалось политического и юридического закрепления итогов Второй мировой войны, фиксации сложившихся в Европе границ. Основной интерес западных держав был связан с человеческим измерением, с обеспечением прав человека. Отсюда следовала и заинтересованность советской стороны, прежде всего, в первой корзине Заключительного акта - принципах межгосударственных отношений, а западной - в третьей, посвященной гуманитарным проблемам и контактам между людьми. По-разному воспринимались и итоги Совещания. В Москве подписание Заключительного акта было расценены как триумф советской дипломатии. На Западе достижением американской дипломатии считалось включение в Заключительный акт третьей корзины. " Конференция выдвинула наши стандарты человеческого поведения, которые были и остаются маяком надежды для миллионов" - писал известный американский дипломат Г. Киссинджер. Выше обозначенные противоречия тормозили работу в рамках Совещания, поэтому уже на начальном этапе она не была успешной. В конце 70-х - начале 80-х годов Хельсинкский процесс, не успев начаться, казалось, исчерпал свои возможности. Причин тому было немало. Предварительные уведомления о крупных военных учениях и обмен наблюдателями в рамках мер по укреплению доверия практиковались не столь эффективно. Москва стала объектом международной критики за невыполнение решений СБСЕ, прежде всего, в области прав человека[21].
В некоторых странах НАТО участились нападки на политику разрядки, как на сам этот термин, так и на весь процесс СБСЕ. В это время с октября 1977 по март 1978 года состоялась Белградская конференция представителей участников Совещания. В итоговом документе встречи представители стран-участниц в декларативной форме "подчеркнули политическое значение Совещания по безопасности и сотрудничества в Европе и подтвердили решимость своих правительств выполнять…все положения Заключительного акта". В то же время не было достигнуто согласия ни относительно оценки результатов процесса СБСЕ, ни предложений о дальнейшем развитии. Мадридская конференция представителей государств-участников СБСЕ проходила с ноября 1980 по сентябрь 1983 года. Она считается самой конфронтационной за всю историю Хельсинкского процесса. Вторжение войск СССР в Афганистан, введение военного положения в Польше, история с южнокорейским "Боингом", сбитым над нашим Дальним Востоком, значительно осложнили отношения по линии Восток-Запад. Все это накаляло атмосферу в залах СБСЕ. Встреча завершилась принятием итогового документа, в начале которого констатировалось "ухудшение международной обстановки" за период после Белградской встречи. Далее говорилось о "противоречащих друг другу взглядах", об "обеспокоенности серьезными недостатками в выполнении" и "критических оценках... в отношении применения и уважения" принципов Заключительного акта, о "серьезных нарушениях ряда этих принципов", об "озабоченности по поводу сохраняющегося недоверия между государствами-участниками". Первые признаки позитивных изменений проявились на втором этапе Стокгольмской конференции, проходившей в 1984-1986 годах и завершившейся принятием Стокгольмского документа по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению в Европе - первого крупного достижения политики в области контроля над вооружениями в Европе[22]. Новые позитивные тенденции в политике предотвращения конфликтов проявились на Венской встрече представителей государств - участников СБСЕ с 1986 по 1989 год. В итоговом документе Венской встречи государства-участники констатировали "благоприятное развитие международной обстановки с момента завершения Мадридской встречи" и подтвердили "приверженность продолжению процесса СБСЕ."
Первый переговорный механизм - по мерам укрепления доверия и безопасности - должен был функционировать в соответствии с мандатом, согласованным на Мадридской встрече государств-участников СБСЕ. Второй переговорный механизм - по сокращению обычных вооруженных сил в Европе - был создан на Венской встрече в соответствии с новым венским мандатом. Одним из главных достижений Венской конференции было приятие обязательства всеми государствами-участниками СБСЕ соблюдать принцип примата международного права[23]. Подводя итоги первого этапа деятельности СБСЕ, следует отметить следующее. Принципы Заключительного акта выдержали испытание холодной войной, несмотря на все сложности, с которыми пришлось столкнуться государствам-участникам в первое десятилетие деятельности Совещания. По словам бывшего Генерального секретаря ОБСЕ В. Хойнка, "Совещание сыграло ключевую роль в происходящих позитивных изменениях в Европе". Благодаря Хельсинкскому процессу у государств-участников появился постоянный канал взаимного общения, кодекс норм поведения, а также долгосрочная программа сотрудничества. В заслугу СБСЕ можно поставить также снижение военной напряженности за счет мер укрепления доверия, позволивших проводить в Европе инспекции вооружений и военной деятельности в период, когда именно недоверие было во многих случаях источником угрозы безопасности. Это в определенной мере снизило угрозу возникновения конфликтов. СБСЕ остался, форумом для диалога по выработке новой системы безопасности в Европе, однако без определения ее международно-правового статуса.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.012 с.) |