Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
СССР и страны социалистического лагеря
В 1970-1980-е года Советское государство выстраивало взаимоотношения не только со странами НАТО, но и со странами социалистического лагеря. В отношении социалистических стран Восточной Европы политика советского руководства была направлена на предоставление большей политической и экономической свободы, чем это было раньше. Во многих странах, к власти стали приходить более либерально настроенные коммунистические лидеры, проводились экономические реформы. Результатом деятельности советского правительство стало стабилизация ситуации и ликвидирование последствий венгерских событий 1956 года. Беспрецедентным примером гибкого наведения порядка стала «кадаризация» в Венгрии: несмотря на то что политическая жизнь продолжала находиться под партийным контролем, в сфере экономической политики и культуры была допущена значительная либерализация, что обеспечило почти исключительные для всей Восточной Европы условия жизни в Венгрии. Зарождение отношений между СССР и странами Восточной Европы произошло еще 14 мая 1965 года. Именно в этот год Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия заключили Варшавский договор. Организация Варшавского договора (ОВД) возникла в ответ на присоединение ФРГ к НАТО. Государства - участники Варшавского договора обязывались «воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения, а в случае вооруженного нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооруженных сил». Но внутри лагеря социализма было не спокойно. Ухудшение отношений с некоторыми странами социалистического лагеря, а именно с Албанией и Китаем, начались в 1960-х годах. Советско-албанские отношения, к сожалению, были разорваны в 1961 году. Отношения с Китаем также ухудшились. В 1969 году на советско-китайской границе произошли вооруженные столкновения в районе острова Даманский и Семипалатинский[24]. Именно из-за данных событий, советскому руководству становилось очевидно, что нужно продумывать способы по удержанию «мировой системы социализма». «Мировая система социализма» держалась на «доктрине ограниченного суверенитета», суть которой в праве остальных стран Варшавского договора вмешиваться во внутренние дела каждой из них, вплоть до акций устрашения и военного вторжения в страны, которые попытаются проводить независимую от СССР внутреннюю и внешнюю политику. В результате в разных странах Восточной Европы установился весьма разный режим. В Польше было крестьянское землевладение, мелкая частная собственность, поляки свободно ездили по всему миру. В Чехословакии не было крестьянского землевладения, но можно было свободно слушать вражеские радио голоса и читать прессу из ФРГ и Франции. А в ГДР режим по жесткости превосходил и советский. Поляки были от него в ужасе. А при всех этих различиях в рамках Совета Экономической Взаимопомощи велись политические консультации, и организовывалось экономическое сотрудничество.
В 1968г. правительство Дубчека в Чехословакии попыталось уменьшить зависимость от СССР и создать более эффективную экономику. Оно начало широкие демократические преобразования, критику не только сталинизма, но и социализма вообще. С января и по август 1968 года была сильно ослаблена цензура, допускались свободные дискуссии, началось создание многопартийной системы. Правительство заявило о стремлении обеспечить полную свободу слова, собраний и передвижений, установить жесткий контроль над деятельностью органов безопасности, допустить расширение числа частных предприятий, вообще снизить государственный контроль во всех сферах жизни[25]. Л. И. Брежнев жестко критиковал положение в ЧССР на встрече с делегацией ЧССР 4 мая в Москве. 17 августа Янош Кадар в беседе с чехами назвал ситуацию в Чехословакии критической. Чехословакия находилась в самом центре оборонительной линии организации Варшавского договора. Ее возможный выход из ОВД был совершенно неприемлем и для СССР, и для всех стран -участниц Варшавского договора. Брежнев пошел на интервенцию. В ночь с 20 на 21 августа 1968 года в Чехословакию вошли более 300 тысяч солдат и офицеров, и порядка 7 тысяч танков. С разных сторон двигались венгерские, польские, болгарские войска. Только Румыния старалась дистанцироваться от СССР и занять некую независимую позицию. Она войск не вводила.
Накануне ввода войск Маршал Советского Союза Гречко проинформировал министра обороны ЧССР Мартина Дзура о готовящейся акции. Он предостерег чехов от того, чтобы они оказали сопротивление силами своей армии. Чехословацкая армия «послушалась» и не оказала сопротивления. Возможно, это и к лучшему: не вспыхнула война Чехословакии с остальными социалистическими странами. А это было вполне возможно. Мятежного Дубчека заменили послушным Гусаком, фактически сменили правительство, и Чехословакия опять стала обычной страной «народной демократии». При оккупации 72 гражданина Чехословакии погибли, сотни были ранены. Из Чехословакии выехало на Запад около 300 000 человек (6% населения). В Европе ввод войск стал переломным моментом: до этого большая часть европейской интеллигенции болели социалистическими и коммунистическими идеями. После 1968 года эти люди начали массово выздоравливать[26]. Не менее значимы были события в Польше. С кризисом начала 70-х гг. польскому руководству удалось справиться самому. Однако в начале 80-х гг. антиправительственная борьба в стране развернулась с новой силой. Благодаря экономической, политической и военной помощи из СССР польскому руководству удалось продержаться до середины 80-х гг., при этом 13 декабря 1981 г. в стране было введено военное положение, во главе Польской объединённой рабочей партии встал генерал В. Ярузельский. Это прекратило забастовки и нарастание социальной нестабильности, а с другой стороны, предотвратило подготовленный уже ввод советских войск для, как утверждалось, «наведения порядка». Наряду с социалистическими странами, которые входили в ОВД и СЭВ, существовали социалистические государства, проводившие независимый внешнеполитический курс. С одними СССР поддерживал добрососедские отношения, с другими находился в конфронтации. Дружескими были связи с Югославией. На протяжении всех 60-80-х гг. югославские и советские правительства проводили в отношении друг друга политику сдержанного благожелательства, аналогичную взаимоотношениям СССР с капиталистическими странами. На фоне усиленных экономических связей политическое сотрудничество было крайне незначительно. Промежуточную позицию между Югославией и другими социалистическими странами занимала Румыния. Руководство страны во главе с Н. Чаушеску пыталось проводить независимый курс, однако в целом как внутренняя, так и внешняя политика государства соответствовала принципам социализма, поэтому советское руководство мирилось с румынской самостоятельностью[27]. В отношениях со странами Восточной Европы Советский Союз стал делать упор на укрепление экономического сотрудничества и взаимные политические консультации. Наиболее отчётливо это проявлялось в деятельности Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), основной задачей которого было дополнить политическое сотрудничество экономической интеграцией. Несмотря на незначительное увеличение политической и экономической самостоятельности, взаимоотношения между социалистическими странами были далеко не равноправными. СССР по-прежнему был «старшим братом», который определял основные направления деятельности своих союзников. Это находило выражение в общих коллективных декларациях по различным международным вопросам, в постоянных технических консультациях, в коллективных действиях, как, например, ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию в августе 1968г., а также в постоянных отчётах лидеров этих стран перед советским руководством, одной из форм которых в 70-е гг. было прибытие в Крым на отдых (так называемые «крымские встречи»). В то же время были достигнуты определённые успехи в сотрудничестве социалистических стран. В 1971 г. СЭВ принял комплексную программу углубления сотрудничества, рассчитанную на 15-20 лет. Реально она осуществлялась 10 лет, с 1976 по 1985 г., после чего было обеспечение восточноевропейских стран дешёвыми энергоносителями и сырьём. Крупными совместными экономическими проектами стали строительство нефтепровода «Дружба» и газопровода «Союз», космическая программа «Интеркосмос», строительство промышленных предприятий в разных странах.
Советский Союз поставил в восточноевропейские страны в 1965г. 8,3 млн. т. нефти, в 1975 г. - около 50 млн. т., а к началу 80-х гг. – 508 млн. т., причём цена на нефть была значительно ниже мировой. Советское руководство чётко ставило рамки, за которые внутриполитические проблемы в социалистических странах, несмотря на общий процесс либерализации, не должны были выходить. Если эти процессы перерастали установленные границы, следовали карательные меры[28]. Таким образом на протяжении 1970-1980-х годов СССР проводит политику «добрососедства» по отношению ко многим странам социалистического лагеря. Взаимоотношения между Советским Союзом и странами социалистического лагеря начали развиваться с 1965 года. Были, как и промахи, так и достижения в международной политике. Советский Союз выступал в роли «старшего брата» для стран Восточной Европы и помогал реализовывать свою внешнеполитическую и внутриполитическую деятельность, оказывая при этом масштабную экономическую и политическую помощь.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.005 с.) |