История развития и особенности организации этнографического туризма 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История развития и особенности организации этнографического туризма



Содержание

Введение

 
Глава 1. Характеристика и особенности современного состояния этнографического туризма

 

1.1.

История развития и особенности организации этнографического туризма

 
1.2.

Зарубежный и отечественный опыт развития этнографического туризма

 
1.3.

Современное состояние и перспективы развития этнографического туризма в России

 
Глава 2.

Влияние русских народных традиций на развитие этнографического туризма в Республике Чувашия

 
2.1.

Туристско-рекреационный потенциал Республики Чувашия для развития этнографического туризма

 
2.2.

Использование русских народных праздников как фактора развития туризма в Республике Чувашия

 
2.3.

Разработка этнографического тура «Своя земля» как элемента русских народных традиций

 
2.4.

Предложения по развитию и совершенствованию этнографического туризма в Нижегородской области

 

Заключение

 

Список литературы

 

Приложения

 
       

 

 


Глава 1. Характеристика и особенности современного состояния этнографического туризма

Глава 2. Влияние русских народных традиций на развитие этнографического туризма в Чувашии

Содержание

Введение

 
Глава 1. Характеристика и особенности современного состояния этнографического туризма

 

1.1.

История развития и особенности организации этнографического туризма

 
1.2.

Зарубежный и отечественный опыт развития этнографического туризма

 
1.3.

Современное состояние и перспективы развития этнографического туризма в России

 
Глава 2.

Влияние русских народных традиций на развитие этнографического туризма в Республике Чувашия

 
2.1.

Туристско-рекреационный потенциал Республики Чувашия для развития этнографического туризма

 
2.2.

Использование русских народных праздников как фактора развития туризма в Республике Чувашия

 
2.3.

Разработка этнографического тура «Своя земля» как элемента русских народных традиций

 
2.4.

Предложения по развитию и совершенствованию этнографического туризма в Нижегородской области

 

Заключение

 

Список литературы

 

Приложения

 
       

 

 


Глава 1. Характеристика и особенности современного состояния этнографического туризма

История развития и особенности организации этнографического туризма

Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания. [1]

Туризм считается отличным способом сохранения и восстановления здоровья, поддержания активности и работоспособности. Он становится для личности возможностью получить то, что невозможно в больших городах, где живет большинство населения стран, поставляющих туристов. Путешествия человек формируется и обогащается духовно и физически, становится лучше благодаря включению элементов практической походной деятельности, общению с природой. Можно согласиться с теми, кто называл туризм школой воспитания, формирования патриотических взглядов. Туризм еще совсем недавно выступал как один из методов совершенствования физических и духовных качеств, общего подъема культуры человека. [23]

Люди начинают путешествовать для того, чтобы испытать новые эмоции, расширить свои горизонты, познакомиться с новыми культурами, странами, увидеть, как живут в других местах.

Как известно, в истории развития туризма мы различает четыре этапа: до начала XIX века – предыстория туризма. Отличительными характерами путешествий до середины XIX века были: примитивизм средств передвижения; то, что путешествия было не самоцелью, а необходимым условием и средством к достижению собственно цели, как-то: торговые дела, расширение образовательного кругозора, лечение, паломничество. Всех путешественников объединяло то, что они относились к меньшинству, занимавшему привилегированное положение в обществе. “Маленький человек” оставался в стороне. начало XIX века – начало XX века – элитарный туризм, зарождение специализированных предприятий по производству туристических услуг. В начале ХIX века ряд таких факторов как: промышленная революция, развитие транспорта, увеличение свободного времени благоприятно повлияло на развитие туризма. [7]

Из-за увеличения количества путешественников стало необходимым строительство гостиниц, организация бюро путешествий, развиваются туристические услуги комплексного типа. начало XX века – до начала Второй мировой войны – начало становления социального туризма. В этот период развития туризм одиночек постепенно уступал место групповому туризму широких масс.

Рис.1.Туризм рубежа 19-20 веков

Источник: pantikapei.ru

Кроме того, изменился характер путешествий – уже преследовались не только развлекательные, но и познавательные цели. В маршруты все чаще включаются исторические места, памятники культуры. после второй мировой войны – современный этап – массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма. Важнейшим показателем завершения процесса формирования массового туризма можно считать интенсивность туризма в той или иной стране. Массовый спрос на туристические услуги породил массовое туристическое производство: тур продукт был стандартизирован, а производство услуг и товаров поставлено “на конвейер”. [23]

Возникли разнообразные предприятия и общественные институты, производящие различные компоненты и виды турпродукта и составляющие в совокупности индустрию туризма (туриндустрию).

Сегодня мировой туризм, безусловно, зарекомендовал себя как феномен 21 века. На фоне быстрого развития таких отраслей как наукоемкая, легкая и тяжелая промышленности, медицина, спорт, шоу бизнес и др., современный туризм считается не только автономной индустрией, но и зачастую основной составляющей всех вышеперечисленных субъектов народного хозяйства. За послевоенные годы международный туризм приобрел, широкие масштабы и играет все более заметную роль в мировой экономике. В условиях растущего единства и взаимозависимости мира, расширения межнациональных контактов в сфере экономики усиливается инвестиционный аспект туризма. Статистика свидетельствует об устойчивых темпах его развития. [8]

Таблица 1. Классификация видов туризма

Вид туризма Характеристика
  Рис.2.Рекреационный туризм Источник: iliketravel.kz Это передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для восстановления физических и душевных сил человека.    

Продолжение таблицы 1

  Рис.3.Спортивный туризм Источник: sport.ch-lib.ru/turizm.html Вид спорта, имеющий целью спортивное совершенствование человека в преодолении естественных препятствий. Спортивность туризма заключается в преодолении естественных препятствий, в применении различной тактики и техники преодоления препятствий.
  Рис.4.Экологический туризм Источник: ecofriendly.ru Вид туризма, основанный на туристском спросе, связанный с туристскими потребностями и познанием природы, а также внесение вклад в сохранение экосистем.
  Рис.5.Культурно-познавательный туризм Источник: astrobl.ru Вид туризма, главная цель которого осмотр достопримечательностей, а главной особенностью - насыщенность поездки экскурсионной программой.

Продолжение таблицы 1

  Рис.6.Экстремальный туризм Источник: investgo24.com Вид туризма, который объединяет все путешествия, связанные с активными способами передвижения и отдыха на природе, имеющие целью получение новых ощущений, впечатлений, улучшение туристом физической формы и достижение спортивных результатов, так или иначе связанные с риском.  
  Рис.7.Деловой туризм Источник: tavrika. pro   Вид туризма, совершаемый представителями компаний/организаций с деловыми (коммерческими) целями, либо организация корпоративных мероприятий.
  Рис.8.Религиозный туризм Источник: biznestoday.ru   Один из самых старых видов туризма и представляет собой передвижения людей к святым местам с целью посещения храмов и монастырей в дни религиозных праздников или для замаливания грехов.

Продолжение таблицы 1

  Рис.9.Лечебно-оздоровительный туризм Источник: aaykltgddcl. xn   Осуществляется с целью укрепления здоровья и предусматривает пребывания в санаторно-курортных учреждениях.    
  Рис.10.Образовательный туризм Источник: my-traveling.ru   Поездки с целью получения или улучшения своих знаний. Наиболее распространенные - изучение иностранного языка, так называемое «погружение» и непосредственное общение с носителями языка
  Рис.11.Сельский туризм Источник: prokhab.ru   Сектор туристской индустрии, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и других ресурсов сельской местности и её особенностей для создания комплексного туристского продукта.

Продолжение таблицы 1

  Рис.12. Гастрономический туризм Источник: topgente.com Вид туризма, основная цель которого знакомство с той или иной страной через призму национальной гастрономии.
  Рис.13.Этнографический туризм Источник: activeland.ru   Вид познавательных путешествий, основная цель которых посещение какого-либо объекта для исследования архитектуры, культуры, традиций и быта народа, этноса, когда-либо проживающего на данной территории.

Этнографический туризм — одно из направлений культурно-познавательного туризма, имеющее ярко выраженные этнические, языковые и культурные составляющие.

Мировая практика доказывает, что подобный вид туризма способен удовлетворить целый ряд духовных потребностей человека. Наиболее важным в организации этнографического туризма – это ознакомление участников с традициями и культурой различных этносов. [21]

Этнический туризм может быть представлен двумя основными видами. Во-первых, это посещение существующих поселений, сохранивших особенности традиционной культуры и быта определенных народов.

Указанные поселения можно назвать демонстрационными или показательными, и они бывают как постоянные, так и временные (например, стоянки кочевников-скотоводов или бродячих охотников и собирателей). [28]

Рис.14. Праздник Ивана Купала

Источник: depositphotos.com

Туристические маршруты, проходящие через такие поселения, существуют во многих странах. Так, популярным видом отдыха в Египте считается сафари по пустыне на джипах, во время которого туристы посещают стоянки бедуинов и знакомятся с их кочевым укладом жизни. Одной из целей поездки в латиноамериканское государство Перу для многих туристов – это желание соприкоснуться с традиционным бытом коренных жителей страны — индейцев. Для этого туристы отправляются в глубинные районы страны — в частности, в джунгли бассейна Амазонки. В данном случае четко прослеживается сочетание этнического туризма с экологическим. [7]

Итак, благодаря этническому туризму человек получает возможность увидеть традиционные жилищные и хозяйственные постройки, местных жителей в национальной одежде, а также принять участие в традиционных праздниках, попробовать блюда национальной кухни и купить в качестве сувениров предметы традиционного быта.

В силу утвердившейся в западной общественной мысли и системе образования еще в Новое время идее мессианства европейцев, их естественного превосходства над остальными народами и «ответственности» за судьбу всего человечества изучение европейского прошлого стало парадигмой развития мировой исторической науки. По этой причине история большинства из ныне существующих и исчезнувших народов представляла для обывателя в Европе или Америке определенную ценность, если рассматривалась в контексте принятой модели восприятия истории; истории, творцом которой по праву считались европейцы. [10]

Ускорение процессов интернационализации и глобализации создает предпосылки не только для расширения правовых и технических возможностей дальних путешествий, но и для усиления тяги широких слоев населения к познанию иных, в особенности заметно отличающихся культур.

Этнографическое наследие включает системы природопользования, жизненные уклады, обычаи, язык, кухню, планировку и вид поселений и строений, формы народного творчества, религиозные и прочие явления духовной культуры. [12]

Рис.15. Кухня разных народов

Источник: maxmediadv.ru

К категории этнографических ресурсов формально не относят все богатство и разнообразие культур доиндустриальной эпохи, связанных с городской средой или несельским по своей сути укладом жизни, а также культурные феномены, возникшие или получившие распространение в сельских сообществах начиная со времен промышленного переворота. Такой подход не позволяет относить к ресурсной базе этнографического туризма ряд важных элементов ушедшей сельской культуры, включая те, что воспринимаются российским массовым сознанием в качестве традиционно знаковых и которые уже давно обрели в глазах иностранцев глубокий символический смысл. В частности, появление матрешки и популяризация ее образа – едва ли не самого узнаваемого атрибута русской народной культуры – датируется началом ХХ в., т.е. драматическим периодом трансформации самих основ типичного сельского уклада жизни русского и шире – российского крестьянства. [8]

Этнографическое наследие требует постоянного внимания, опеки со стороны официальных организаций, неформальных объединений – любителей фольклора, танцевальных коллективов, горячих поборников краеведческой традиции.

                                                         Рис.16. Танцы народов мира

Источник: www.stihi.ru

 

Таблица 2. Народы и их традиционные наряды

Масаи Племя масаев предпочитает одежду ярких цветов: считается, что красный и синий цвет костюма олицетворяют силу и власть. Одежда для мужчин, напоминающая женское платье, называется «шука». Такой наряд — незаменимая вещь в африканском хозяйстве. В нем удобно охотиться, она не сковывает движений, защищает от солнца. К тому же, как полагают масаи, шука отлично подчеркивает воинственность своего владельца.    
Шотландия Самой любопытной частью национального шотландского костюма остается килт. Эту деталь гардероба шили из тартана — шерстяной клетчатой ткани. Каждый клан имел свой цвет и рисунок: по килту всегда можно было определить, из какого региона Шотландии человек. С шотландского килт обозначает «оборачивать вокруг тела». Это огромный кусок материи, который каждый уважающий себя шотландец оборачивает вокруг талии аккуратными складками, закрепляя конструкцию ремнями.    
Филиппины Главная особенность национальной одежды филиппинцев среди костюмов других народов — сочетание ярких цветов и полосатых тканей. Мужчины здесь одеваются в бронг тагалог — просторную яркую рубашку с брюками. Женщины носят блузы с саронгом — куском ткани, обмотанным вокруг бедер. Хотя некоторые филиппинцы вовсе ничего не надевают. В отдаленных горных районах страны мужчины до сих пор щеголяют в одних набедренных повязках.    
Швейцария Национальный костюм швейцарцев сильно отличался в зависимости от кантона. Однако общими оставались штаны чуть ниже колен, белая рубаха, жилет и куртка для мужчин. Что касается швейцарок, то они носили юбки, кофты, корсажи, фартуки. Голову чаще всего покрывали платками, в Аппенцелль‑Иннерродене — чепчиками с крыльями, а в романской части страны — соломенными шляпами.    

 

Продолжение таблицы 2

Мексика Многие привыкли считать, что национальная одежда мексиканцев — сомбреро, расклешенные брюки и короткие рубашки. Однако это не так: сомбреро больше уважают туристы, а ковбойский наряд используется чаще для танцев. В повседневной жизни мужчины носят простые хлопчатобумажные рубашки с брюками, на плечах — серапе, который ночью может служить одеялом. Женщины предпочитают однотонные блузы, длинные юбки. В их гардеробе обязательно будет и шаль‑ребосо, которая по обстоятельствам может стать головным убором или слингом для ребенка.  
Турция Главной особенностью, которая отличала традиционный турецкий женский и мужской костюм от костюмов других народов, считается то, что он состоял из одинаковых элементов: шаровар, рубахи, жилета и пояса. Правда, девушки поверх рубашки надевали платье до пят с рукавами, закрывающими кончики пальцев (энтари). К тому же поясом, длина которого достигала 3—4 метра, дамы украшали платья. Мужчины кушаком оборачивали жилет, чтобы хранить в своеобразном «портмоне» деньги, табак, спички и прочие мелочи.    
Болгария В Болгарии известны два вида национальных мужских костюмов. Здесь носили «чернодрешну» — рубаху и штаны с широким поясом темных оттенков или «белодрешну» — одежду светлых тонов. Рубашка и жилет были богато украшены вышивкой. Кстати, по одежде судили о благосостоянии хозяина: чем шире были штаны, тем зажиточнее считался болгарин. Болгарки чаще всего носили сарафан‑сукман вышитый в виде цветов и расписной передник.  
Грузия Грузинский национальный костюм отличается от костюмов других народов мира особое франтовство. Девушки носили длинные приталенные платья (картули), лиф которых был обильно украшен камнями и тесьмой. Непременным атрибутом оставался роскошный пояс из бархата с жемчугом или вышивкой. Мужчины носили ситцевую или хлопковую рубаху (перангу), нижние штаны (шеидиши) и широкие верхние штаны (шарвали). Сверху надевался короткий архалук и черкеска (чоха).  

 

Продолжение таблицы 2

Моравия Национальный костюм жительниц Моравии, что на востоке Чехии, отличается особой пышностью. Плиссированные юбки, белые блузки с пышными рукавами, темный вышитый передник, цветные ленты в волосах — даже последнюю дурнушку такой наряд делает настоящей звездой.    
Бурятия Национальный женский костюм в Бурятии зависел от возраста и положения в обществе. Так, девочки носили длинные тэрлиги (халаты без плечевого щва), с матерчатыми кушаками. В 14—15 лет платье становилось отрезным по талии с декоративным поясом. У замужних женщин в костюме появлялись пышные буфы‑рукава и меховая оторочка. Богатые бурятки предпочитали одежду из сукна или атласа, отделывали ее соболями или бобрами, тогда как бедняки довольствовались выделанной овчиной.    
Испания Испанцам было на чем остановить взгляд: женский национальный костюм в этой стране отличается от одежд других народов мира, тем, что здесь сплошь соблазн, загадка и откровенность. Девушки носили сарафаны, широкие юбки, корсеты, иногда полностью оголяя руки. Юбки шили из цветастых тканей, делали несколько слоев‑оборок. В итоге получался уникальный костюм «и в пир, и в мир». Самой популярной частью женского гардероба в Испании оставалась мантилья — кружевная накидка, которая надевалась поверх высокого гребня. В процессе эволюции мантилья превратилась в свадебную фату.  
Россия Русский национальный костюм имеет разделение по социальному статусу: крестьянский русский национальный костюм, и «городской» русский национальный костюм. Первый представляет собой вышитые крестьянские одежды, с народным орнаментом, лапти, головные уборы. Городской русский национальный костюм представлен в основном верхней одеждой — это длинные кожаные или шерстяные пальто, высокие черные кожаные сапоги, казачьи шляпы и пр.  

Необходимость продвижения и сохранение этнографического наследия диктует необходимость заботы о создании поддержания и постоянном воспроизводстве фондов Этнографических деревень. Это графических парков, А также проведение и продвижение фольклорных праздников, Исторических реконструкции и прочих событийных мероприятий, Так или иначе связанных с этнографическая тематикой. [21]

В отличие от деревень начала XX в., Неповторимый стиль жизни в которых знакомо многим нашим соотечественникам по рассказам Конана Дойля, современные исторические деревни где-нибудь в окрестностях Питерборо не только разительна отличается от посёлков для «среднего» класса в Бирмингемской субурбии. Тем не менее кажущейся многим россиянам не существенными, едва ли уловимыми социокультурными различия между жителями сельских и природных населённых пунктов во многих высоко развитых странах Европы привлекают немало туристов. Причём среди таких путешественников сельскую глубинку Великобритании, Германии, Бельгии, Нидерланды все больший процент составляет иностранные визитеры.

С учётом ранее сказанного возникает необходимость выяснение степени устойчивости различных объектов и феноменов этнической культуры к действию неблагоприятных факторов. [16]

Превышение сверх некого «порога» относительных величин притока новоселов в районы, где коренные жители сохраняют в быту немало архаичных элементов, способно в кратчайший срок привести к размыванию самобытного этнокультурного очага. Новейшая история России изобилует примерами подобного рода в связи с массовым домостроительством в сельских населённых пунктов или вблизи них дач, коттеджей, таунхаусов постоянными жителями Москвы, Санкт-Петербурга, городов-миллионеров. В частности, совершенно очевиден ответ на вопрос о перспективах сохранения уникального жизненного уклада во многих деревнях Русского Севера в случае начало массовой скупки земли жителями крупных городов. Вряд ли новоприбывшим дачникам придётся по нраву заведенный там веками порядок самоограничения, включая использование открытого огня летнюю пору, в сухую ветреную погоду. [25]

Вплоть до середины прошлого столетия в отечественной этнологической науке почти безраздельное господство взгляд о неприемлемости изучения городской среды для целей этнографического исследования. Это объяснялось императивом о якобы изначально высокой степени интернационализации городской культуры. Городская культура не заслуживала должного внимания исследователей, поскольку рассматривалась как исключительно инновационная, а стало быть, противопоставляющая традиционной, сельской (этнографической) культуре. [7]

Рис.17. Районный фестиваль «Народный травник»

Источник: cultinfo.ru

Но с 1960-х гг. в бывшем СССР появляются первые научные работы по этнографии городского населения. И лишь в следующем десятилетии этому аспекту исследований начинают уделять более пристальное внимание.

Но помимо сходства зарубежными странами отечественной этнографический туризм на современном этапе демонстрирует признаки, возможно, специфической в обозримом будущем мы национальной тенденции - активного обращения к научно-организационному потенциалу музеев различного профиля. [28]

По крайней мере в программу пребывания этнографических туристов в последние годы все чаще входит посещение музеев районного уровня. Но по-прежнему ахиллесовой пятой отечественного этнографического туризма остается слабое включение в наиболее популярные туры региональных этнографических и краеведческих музеев, обладающих самыми богатыми в соответствующих субъектах, а нередко и в национальном масштабе реконструкциями традиционных жилищ, коллекциями народных костюмов, музыкальных инструментов, утвари. [18]

Главное преимущество региональных музейных комплексов перед их филиалами в районных центрах заключается не только в полноте и выразительности экспозиций, а в наличии высококвалифицированных специалистов, готовых профессионально посвятить посетителей музеев в тонкости традиционной народной культуры. [11]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1037; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.29.209 (0.005 с.)