Раздел II. Моделируем слова и читаем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел II. Моделируем слова и читаем



К моменту перехода ко второму разделу пособия ребенок в результате освоения игр, данных в первой части, умеет выполнять звуковой анализ слова:

♦ выделять все звуки в слове;

♦ определять их последовательность;

♦ различать звуки по их качественным характеристикам:
гласные - согласные, мягкие - твердые;

♦ с помощью цветных фишек составлять звуковую модель
слова.

Когда ребенок хорошо определяет все звуки, легко их интонирует, различает согласные по твердости и мягкости, то звуковой анализ получается у него быстро и просто. Такие дети с большой охотой выкладывают слова фишками, просят все новые задания. Если же дошкольник занимается звуковым анализом с неохотой, то это означает, что какие-то игры из предыдущего раздела необходимо повторить, выяснив, что именно вызывает у ребенка затруднение.

Глава 1. УЧИМСЯ ВЫПОЛНЯТЬ

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА

Игра № 1. "ЧИТАЕМ ПО ФИШКАМ"

Игровой материал: фишки, карточки с изображением предмета и звуковой моделью слова, соответствующего предмету.

Правила игры: Для этой игры надо приготовить фишки синего, красного и зеленого цветов и карточки. Как сделать карточки?

На лист бумаги наклеивается изображение нужного предмета. А внизу начертим клеточки: сколько звуков в слове, столько и клеточек.

 

Так выглядит карточка со словом "ДОМ".

Ребенок последовательно протягивает каждый звук в слове и выставляет фишку. Гласные звуки обозначаются красным цветом. Твердые согласные - синим, а мягкие - зеленым.

Звуковая модель слова "дом" выложенная фишками выглядит так:

Вначале детям для анализа даем простые трехзвуковые слова: мак, дом, сыр, кит, луг, нос, мель, рак, соль и т.д.

Затем - четырехзвуковые, но такие, в которых нет рядом двух согласных или двух гласных: пила, луна, лиса, гуси, бусы, рыба и т.д. А потом более сложные слова: утки, паук, аист, лист, волк, сумка, тигр, парта и т.д.

Игра № 2. "ПОКАЖИ СЛОВО (звуковую модель) РУКАМИ"

Игровой материал: фишки красного, синего и зеленого цветов, карточки с клетками для звукового моделирования слов.

Правила игры: При описании игры "Тим и Том" рассказано, как вводить ручной показ твердых и мягких согласных звуков. Теперь мы с детьми договариваемся:

Все гласные звуки тоже будем показывать руками, изображая дудочку. У рта складываем пальцы неплотно в кулачок, а в дырочку произносим любой гласный, т.е. наша "дудочка " поёт.

После этого можно приступать к показу целых слов. Сначала коротких, а затем более сложных по звуковому составу. Условными движениями руки показываем характер звуков (гласный, согласный - твердый или мягкий), а дети по нашему ручному показу кладут фишки нужного цвета.

Потом произносим это слово, а дети по выложенной ими звуковой модели читают слово, четко называя и указывая пальчиком каждый звук по своей модели.

Варианты этой игры:

1. "Отгадай словечко"

Игра проводится в форме загадки. Говорим, например, что загадала какую-то профессию. По нашему ручному показу дети выкладывают звуковую модель, а затем отгадывают слово, т.е. какую профессию загадал ведущий.

2. "Узнай задуманное слово"

Проводится тоже в форме загадки. По ручному показу ребята выкладывают звуковую модель. Например:

Затем дети выясняют, к какой группе относится данное слово:

- Это живое или неживое?

- Живое.

- Это человек?
-Нет.

- Это летает?
-Да.

- Это птица?
-Нет.

- Это насекомое?
-Да.

- Муха!

3. "Отгадай загадку"

Загадываем загадку, а дети пишут отгадку фишками в виде звуковой модели.

Например:         Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита, Не человек, А рассказывает.

Ребенок пишет отгадку:

Игра № 3. "ЖИВАЯ МОДЕЛЬ"

Игровой материал: квадраты синего, зеленого и красного цветов.

Правила игры: Вызываем детей и говорим им, кто в какой звук превратится. Например:

- Артур, ты превращаешься в первый звук слова "бублик". (Мальчик берет квадрат синего цвета и выходит к доске.)

- Катя, ты становишься последним звуком слова "моль".

(Девочка с зеленым квадратом встает рядом с Артуром.)

- Оля, ты - гласный звук, который живёт в слове "рис".

(Оля выходит с красным квадратом.)

- Вера, ты второй звук слова "дно ". (Синий квадрат.)

Перед детьми "живая" модель слова: 1 синий | зеленый | красный | синий | БЛИН

Дети-звуки называют свой звук, а остальные догадываются, какое слово получилось.

В заключение игры "звукам" придумываем различные задания. Например, звук О должен покружиться, звуку Л' нужно отгадать загадку и т.д.

Игра № 4. "НАЗОВИ СЛОВО ПО МОДЕЛИ"

Игровой материал: доска, мелки, предметные картинки,

цветные схемы, листы бумаги с рисунками предметов, и звуковыми схемами слов.

Правила игры: Рисуем цветными мелками на доске схемы слов. Например:

| синий | красный ] синий |

Кто больше подберёт слов, которые подходят к этой схеме: нос, рот, сыр, мак и т.д.

Модели нужно брать разные:

1 синий | красный | зеленый | дочь, лось, моль и т.д. | зеленый | красный \ зеленый | мель, киль, сель. | красный ] синий | красный | ухо, оса, ура. \ красный | синий | синий | красный | утка, игла, арба.

Возможны и любые другие модели. Играть на победителя.

Варианты этой игры:

1. "Найди свою схему"

Трое детей превращаются в слова: кот, кит крот. Из трех моделей, изображенных на доске, каждый выбирает свою и доказывает, что это его схема.

2. "Угадай-ка"

На д оске прикрепляем картинки с изображениями предметов Цветными мелками рисуем модели слов. Просим детей соотнести название предмета со звуковой моделью. Играем в

доказываем правильность каждого ответа.

3. "Найди свою дорожку"

Каждый ребенок получает большой лист бумаги. Справа на нем рисунки с изображениями предметов, слева - в любом порядке даны звуковые схемы слов. Надо соединить дорожкои рисунок с нужной схемой.

Усложнение: звуковых схем на листочке может быть больше, чем картинок.

Иг ра № 5. "ШКОЛА"

Иг ровой материал: фишки.

Правила игры: Смысл этой игры в том, чтобы потренировать

ребенка в составлении звуковых моделей. В этой школе все

слова пишут не буквами, а фишками, т.е. в виде звуковых

моделей. Например:

написать три зимних слова;

написать названия времен года;

написать три названия ягод (птиц, рь0 и т.д.).

И другие похожие задания.

Глава 2. ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ С БУКВАМИ

Игра № 1. "ИСПРАВЬ БУКВУ"

Игровой материал: лист бумаги с буквами. Правила игры:

Жучок-буквоед прополз по листу и испортил буквы. Дога дайся, какие это были буквы и исправь их:

Игра № 2. "КАКИЕ ЭТО БУКВЫ?"

Игровой материал: буквы, вырезанные из картона.   *

Правила игры: Из плотного картона вырезаны буквы. Ребенку с завязанными глазами предлагается на ощупь определить буквы. (А кому-то из детей можно предложить определить слово, не открывая глаз.)

Игра № 3. "РАЗРЕЗНЫЕ БУКВЫ"

Игровой материал: листочки бумаги для цветных букв.

Правила игры: На отдельных листочках бумаги написано по одной букве. Каждая буква окрашена в свой цвет. Листочки разрезают на две-три части. Дети собирают буквы, а потом из них - слово.

Игра № 4. "КАК ВКЛЮЧАТЬ БУКВЫ В ЗВУКОВЫЕ МОДЕЛИ СЛОВ"

Игровой материал: фишки, буквы.

П равила игры: После того, как ребенок научился легко выкладывать фишками любое слово, можно начинать заменять фишки буквами. Начинать лучше с гласных.

У ребят фишками выложены слова: кран, марка, лампа. Какие здесь одинаковые звуки? Во всех словах красные фишки заменяем буквой А. Следующая буква, которую будем вводить в слова, - Я (а не У, как принято).

Разберём слово "Надя ". Ребенок выложит:

Получилось "Нала". Тогда вы ему говорите:

"Чтобы был звук Д', а не Д, надо ставить букву Я, а не А, потому что буква Я обозначает и звук А и мягкость Д'. "

Разбираем много таких слов: мята, мясо, мякоть, мяч, ня ня, дядя и другие, каждый раз обращая внимание: чтобы согласный звук произнести мягко, надо ставить букву Я.

Так же вводятся буквы:         О - Ё

У-Ю Э-Е Ы-И

Разбираем очень много примеров. Постепенно дошкольники усваивают, что Я, Ё, Ю, И, Е - сигналы того, что предшествующую им согласную букву надо прочитать мягко.

Игра № 5. "КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ? (окошки)"

Игровой материал: лист плотной бумаги, буквы.

Правила игры: На листе плотной бумаги сделать прорези. В одном окошке показываем буквы: Р, Л, М, Н, а в другом -поочередно гласные парами:

А-Я

У-Ю

О-Ё

Ы-И

Э-Е

Ребенок читает слоги:           РА - РЯ

РУ-РЮ РО-РЁ РЫ - РИ РЭ-РЕ

Следим, чтобы дети, читая, не называли буквы отдельно, а только слогами. Для этого по необходимости обсуждаем с каждым ребенком, как будет звучать слог: мягко или твердо.

И гра № 6. "АНАГРАММЫ"

П равила игры: Придумать новые слова, состоящие из этих же букв, но расположенных в другом порядке. Например:    атлас - салат

кулак - кукла

лиса - сила

камыш - мышка и т.д.


Использованная литература

1 Мир детства "Дошкольник".

2 Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. Чтение без принуждения. Пед.
факультет 3/1987 г. - М.: Знание, 1987.

3 Занимательное азбуковедение. /Сост. В.Волина - М.: Просвеще
ние, 1991.

4 Эльконин Д.Б. Как учить детей читать // Педагогика и психоло
гия. -М.: Знание, 1991.

5 Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. - М.: Педагогика,
1978.

 

6. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. - Минск: Народ
ная асвета, 1992.

7. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического
слуха у дошкольников. - М.: Акалис, 1996.

8. Жедек П.С., Левин. Умный магнитофон. - Томск: Пеленг,1992.

9. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. -
М.: Просвещение, 1996.

 

10. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.
- М.: Просвещение, 1966.

11. Методические рекомендации к программе воспитания и обуче
ния в детском саду. - М.: Просвещение, 1986.

12. Гербова В. Занятие по развитию речи с детьми 4-6 лет. - М.:
Просвещение, 1987.

13. Примерные конспекты занятий по развитию речи. /Ф.Сохин,
О.Ушакова //Дошкольное воспитание, 1990.

14. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специ
альном детском саду. - М.: 1994.

15. Швайка Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. -
М.: Просвещение, 1988.

16. Минский Е.. От игры к знанию.

17. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя.

 

18. Городилова В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи. -
М.: Учпедгиз, 1961.

19. Лопухина И. Логопедия. - М.: Аквариум, 1995.

20. Городилова В.И. Чтение и письмо. - М.: Аквариум, 1995.

21. Фесюкова Л.Б. От 3-х до 7-ми. - Харьков: Фолио, 1996.

22. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способ
ностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1989.

23 Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР. - Москва, Братислава: 1989.

24. Конспект комплексного занятия по развитию речи и физическому воспитанию с детьми старшей группы //Дошкольное воспитание. 1995. № 1.С.14.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.049 с.)