Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 4. Учимся слышать согласные мягкие и твердыеСодержание книги Поиск на нашем сайте
Игра № 1. "НАЙДИ СВОЙ ДОМИК" Игровой материал: два домика, предметные картинки. Правила игры: В разных концах комнаты крепятся два домика: синий и зеленый. У ребят карточки с изображениями предметов. Все дети изображают звуки, т.е. "летают" по комнате и напевают свой звук. Каждый ребенок становится первым звуком в названии предмета, изображенного на его карточке. Например, сыр (С), лист (Л '). Была хорошая погода, пошли звуки погулять. Вдруг небо потемнело, начался дождь, звуки по бежали прятаться в домик, но в синий пускают только твердые согласные, в зеленый - мягкие. Кто неправильно определил свой звук, того в домик не пустили. Этот "звук вымок под дождем. " Если дети легко определяют первый согласный звук по твердости - мягкости, то вводим "слова-ловушки", т.е. такие, которые начинаются с гласного звука: аист, ослик, игла и т.д. Для таких звуков нет "домика". Игра № 2. " МАМИНА СУМКА" Игровой материал: бумага и карандаши. Правила игры: Догадайтесь, какие продукты принесла мама из магазина, если она покупала только такие, в названиях ко торых есть звук М: масло, манка, маргарин, мороженое, молоко и т.д. Затем мама покупала продукты со звуком М': сметана, мя со, вермишель. Варианты этой игры: 1. "Мама варила обед" Какие блюда приготовила мама, если в их названии есть звук: Р - борщ, рыба, рагу, картошка. Р'- рис, курица, креветки, варенье. 2. "Машины" Ребенок рисует две машины. На одной ставит марку Л, а на другой Л' и "загружает" каждый грузовик, т.е. рисует предметы со звуком Л или Л*. Подобным образом загружаем любые виды транспорта разными парными согласными. Игра № 3. "УПРЯМЫЕ ЗВУКОВИЧКИ" (С мячом) Игровой материал: мяч. Правила игры: Называем твердый согласный звук и бросаем мяч ребенку. Поймав мяч, ребенок называет пару заданного звука (маленького "братца") и бросает мяч ведущему. Например: Б-Б' Н-Н' К-К'. Или, наоборот, называем мягкий согласный, а ребенок в ответ - большого "братца", т.е. твердую пару названного звука: Ф'-Ф З'-З. Ва рианты этой игры: 1. "Твердые- мягкие" Называем слово с твердым звуком и бросаем мяч ребенку, а ребенок возвращает мяч, изменив звук на мягкий: рука - река; лось - лента; молоток - мель. 2. "Измени слово" Бросаем мяч и говорим слово с твердым окончанием, а ребенок возвращает мяч, заменив твердое окончание на мягкое: дал - даль ел - ель был - быль мел - мель кон - конь жал - жаль стал - сталь угол - уголь шест - шесть пар - парь Игра № 4. "ПОСТРОИМ ДОМ" Игровой материал: лист бумаги, карандаши (фломастеры). Правила игры: На листе бумаги нарисована стена. Просим ребенка дорисовать дом. Но изображать можно только те детали, в которых есть звук Р - крыша, труба, крыльцо, рама, забор (вокруг дома) и т.д. Потом рисуем предметы только со звуком Р' - двери, козырёк (над дверью), деревья (рядом с домом) и т.д. Детям помогаем вопросами: * Из какого материала сделан дом: кирпичный, деревянный? * Какой краской покрасим: серой, розовой, коричневой? * Какие кустарники нарисуем возле дома: смородину, сирень? * Какие цветы посадим рядом с домом: астры, розы, ирисы? * Что будет расти в огороде: репа, укроп, горох? * Кто живет в пруду или озере: караси, карпы и т.д. Игра № 5. "НАЙДИ НУЖНЫЙ ЦВЕТ" Игровой материал: квадраты разных цветов. Правила игры: Показываем детям квадраты разных цветов: красные, фиолетовые, оранжевые и т.д. Предлагаем назвать квадраты лишь того цвета, в названии которых есть звук: Р- красный, оранжевый, розовый, серый и т.д.; Р'- коричневый, сиреневый; Л - голубой, белый, желтый; Л' - зеленый, фиолетовый и т.п. При повторении игры геометрические фигуры менять. Игра № 6. "ТИМ И ТОМ" Игровой материал: две фигурки гномиков, бумага, карандаши. Правила игры: Показываем детям фигурки Тима и Тома и рассказываем. Тим и Том - добрые гномики из Страны слов. Они Игры с гномиками строятся на противопоставлении. Какую мебель купил себе Тим? - Сервант, диван, секретер. А что купил Том? - Комод, буфет, кровать. Чем занимаются гномики на стадионе? Тим - бегом и гирями, а Том - штангой и прыжками. Рыбачат они тоже вместе: лещ, щука, пескарь - в ведерке у Тима, а Том хвалится карасём, сомом, налимом. Появляясь вместе в зоопарке, на птичьем дворе, в лесу, в магазине эти замечательные гномики помогают не только освоиться с твердыми и мягкими согласными, но и обучают классификации. Варианты эт ой игры: 1. "Подарки Тиму и Тому" Дети рисуют для гномиков подарки: Тиму - предметы, названия которых начинаются с мягких согласных, а Тому - с твердых. 2. "Покажи рукой" Называем, например, различные цветы: мальва, люпин, ро машка, незабудка, василёк и т.д., а дети рукой показывают, кто вырастил цветок Том или Тим. Твердый согласный звук (Том) изображаем показом ладони с широко расставленными напряженными (твердыми) пальцами. Мягкий согласный звук (Тим) - это ладонь, сложенная в мягкую щепотку. Таким образом, можно с детьми проанализировать большое количество названий предметов, определяя первый звук по мягкости - твердости. Игра № 7. "ВОЛК. СОБАКА И ОХОТНИК" Правила игры: Рассказываем. В лесу идёт большая охота, волки охотятся за зайцами, охотники с собаками за волками. Пусть волк будет звук Р, собака звук Р', остальные звуки - зайцы, а дети - охотниками. Говорим: "Теперь будьте внимательны, как услышите звук Р в словах, которые я произношу, стреляйте - хлопайте в ладоши, только не заденьте зайца или свою охотничью собаку. Внимание, начинаем охоту!". Примерный словарный материал: рука, лось, рыбка, ряб чик, река, леска, угорь, рысь, рябина, лес, груша, сыро ежка, лисички, опята, рыжики. Глава 5. НЕ ПУТАЕМ ЗВУКИ! Игра № 1. "МАГАЗИН" Игровой материал: предметные картинки, бумажные карточки со звуками, два рисунка, различные предметы. Правила игры: На картинках нарисованы предметы одежды и посуды. В названиях всех предметов есть звуки С, Ш, Р, Л. У детей деньги - бумажные карточки со значками звуков: С, Ш, Р, Л. На монету Ш можно купить: кувшин, шляпу, рубашку, а на монету С - стакан и миску. Побеждает тот ребенок, который сделал больше покупок. Товар отпускается, только если ребенок правильно "заплатит" деньги. Варианты этой игры: 1. "Шарик и комар" Перед началом игры напоминаем, что звук 3 - песенка комара, а звук С - так выходит воздух из воздушного шарика. Затем в разных концах стола помещаем два рисунка: на одном изображен комар, а на другом шарик. На столе разложены разные предметы, например: наперсток, салфетка, замок, игру шечный заяц, значок и другие. Ребенок берёт предмет, называет его, определяет, какой в нём звук: С или 3 и кладёт предмет к картинке с шариком или с комаром. Так же играем на различение звуков С - Ш; Ч - Щ; Ш - Ж; Щ-Ш. 2. "Закончи слово" Говорим, что если в конце слова звучит звук Ц, встают мальчики, а если звук С - девочки. Словарный материал: автобу(с) глобу(с) молоде(ц) колоде (ц) коло (с) страу(с) дворе(ц) ледене(ц) певе(ц) абрико(с) огуре(ц) анана(с) компа(с) матро(с) мизине(ц) Игра № 2. "КТО БЫСТРЕЕ СОБЕРЕТ ВЕЩИ" Различение звуков С -Ш Игровой материал: два больших листа бумаги с рисунками. Правила игры: Нарисованы два чемодана. На них значки С и Ш. Вокруг изображены предметы одежды, обуви, головные уборы. Надо "разложить" их по чемоданчикам: в один собрать все вещи, в названиях которых есть звук С, в другой со звуком Ш. Игра № 3. "РАССКАЖЕМ О КУКЛАХ" Различение звуков Г - К Игровой материал: две куклы. Правила игры: Показываем детям двух кукол, одна одета в красное платье - Катя. Другая одета в голубое - это Галя. Произнося имена кукол, выделяем голосом звуки К и Г. Предлагаем детям составить рассказ об этих куклах: что на них одето, какие у них игрушки, что любят есть, чем им нра вится заниматься. В ответах про Катю должен быть звук К, а про Галю - Г. Например: Катя одета в красное платье, любит какао с калачами, весь день скачет на скакалке и распевает куплеты. Её лю бимые игрушки - конь, Чебурашка и матрешка. Игра № 4. "ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА" Игровой материал: палочка. Правила игры: В стране звуков живет добрая Фея. У неё есть волшебная палочка, превращающая одни предметы в другие. Дотронулась Фея палочкой до вещи, в названии которой был звук С, она сразу превратилась в предмет со звуком Ц: (с)такан превращается в (ц)веток или в коль (ц)о, зер- каль(ц)е, (ц)епочку и т.д. Голосом очень хорошо выделяем "волшебные" превращения звуков. Аналогично проигрываем со всеми шипящими. Игра № 5. "КАКОЙ ЗВУК ЗАБЛУДИЛСЯ?" Правила игры: Задание: прослушать стихотворение и назвать слова, в которых перепутаны звуки. * * * Закричал охотник: "Ой! Посмотрите-ка, ребятки, Двери гонятся за мной." Реки выросли на грядке. Тает снег, течет ручей, На виду у детворы На ветвях полно врачей. Крысу красят маляры. Врач напомнил дяде Мите Сели в ложку и айда - - Не забудьте об одном: По реке - туда, сюда. Обязательно примите Жучка будку не доела: Десять цапель перед сном. Неохота, надоело. Мы собрали васильки, Мама с бочками пошла На головах у нас щенки. По дороге вдоль села. На болоте нет дорог, Миша дров не напилил, - Я по кошкам - скок да скок. Печку кепками топил.
Синеет море перед нами, Летают майки над волнами. Забодал меня котел, На него я очень зол. (По А. Шибаеву) * * * Расцвели на клумбе козы. Холодно. Надень ракетку. В огород забрались розы. Для мяча возьми жакетку. Я возьму от сыра кошку. У слона огромный робот. На конверт наклею маску. На лицо надену марку. (По И.Лопухиной.) Игра № 6. "ДОКТОР ЗВУКОВ" Правила игры: Игрушечный негритенок не умеет выговаривать какие-нибудь русские звуки: "У слона ф-ф-обот. Положи в чай са-ф-ф-ар ". Какой звук не выговаривает негритенок? Ребенок - доктор Звуков. Он прописывает негритенку необходимую скороговорку в качестве лекарства: вкусная халва - мастеру хвала. Примеры скороговорок У зайки Бубы заболели зубы. На горе Арарат Растет крупный виноград. Три корабля лавировали Да не вылавировали. Саша любит сушки, Соня- ватрушки. Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы три недели карамель на мели ели. Маленькая болтунья молоко болтала, Болтала да не выболтала. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Бублик, баранку, батон и буханку Пекарь из теста испек спозаранку.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.186.27 (0.007 с.) |