Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Учимся слышать согласные мягкие и твердые

Поиск

Игра № 1. "НАЙДИ СВОЙ ДОМИК"

Игровой материал: два домика, предметные картинки.

Правила игры: В разных концах комнаты крепятся два домика: синий и зеленый. У ребят карточки с изображениями предметов. Все дети изображают звуки, т.е. "летают" по комнате и напевают свой звук. Каждый ребенок становится первым звуком в названии предмета, изображенного на его карточке. Например, сыр (С), лист').

Была хорошая погода, пошли звуки погулять.

Вдруг небо потемнело, начался дождь, звуки по бежали прятаться в домик, но в синий пускают только твердые согласные, в зеленый - мягкие. Кто неправильно определил свой звук, того в домик не пустили. Этот "звук вымок под дождем. "

Если дети легко определяют первый согласный звук по твердости - мягкости, то вводим "слова-ловушки", т.е. такие, которые начинаются с гласного звука: аист, ослик, игла и т.д. Для таких звуков нет "домика".

Игра № 2. " МАМИНА СУМКА"

Игровой материал: бумага и карандаши.

Правила игры: Догадайтесь, какие продукты принесла мама из магазина, если она покупала только такие, в названиях ко торых есть звук М: масло, манка, маргарин, мороженое, молоко и т.д.

Затем мама покупала продукты со звуком М': сметана, мя со, вермишель.

Варианты этой игры:

1. "Мама варила обед"

Какие блюда приготовила мама, если в их названии есть

звук:

Р - борщ, рыба, рагу, картошка. Р'- рис, курица, креветки, варенье.

2. "Машины"

Ребенок рисует две машины. На одной ставит марку Л, а на другой Л' и "загружает" каждый грузовик, т.е. рисует предметы со звуком Л или Л*. Подобным образом загружаем любые виды транспорта разными парными согласными.

Игра № 3. "УПРЯМЫЕ ЗВУКОВИЧКИ"

(С мячом)                               

Игровой материал: мяч.

Правила игры: Называем твердый согласный звук и бросаем мяч ребенку. Поймав мяч, ребенок называет пару заданного звука (маленького "братца") и бросает мяч ведущему. Например:

Б-Б' Н-Н' К-К'.

Или, наоборот, называем мягкий согласный, а ребенок в ответ - большого "братца", т.е. твердую пару названного звука:

Ф'-Ф

З'-З.

Ва рианты этой игры:

1. "Твердые- мягкие"

Называем слово с твердым звуком и бросаем мяч ребенку, а ребенок возвращает мяч, изменив звук на мягкий:

рука - река; лось - лента; молоток - мель.

2. "Измени слово"

Бросаем мяч и говорим слово с твердым окончанием, а ребенок возвращает мяч, заменив твердое окончание на мягкое:

дал - даль                           ел - ель

был - быль                          мел - мель

кон - конь                           жал - жаль

стал - сталь                       угол - уголь

шест - шесть                      пар - парь

Игра № 4. "ПОСТРОИМ ДОМ"

Игровой материал: лист бумаги, карандаши (фломастеры).

Правила игры: На листе бумаги нарисована стена. Просим ребенка дорисовать дом. Но изображать можно только те детали, в которых есть звук Р - крыша, труба, крыльцо, рама, забор (вокруг дома) и т.д. Потом рисуем предметы только со звуком Р' - двери, козырёк (над дверью), деревья (рядом с домом) и т.д. Детям помогаем вопросами:

* Из какого материала сделан дом: кирпичный, деревянный?

* Какой краской покрасим: серой, розовой, коричневой?

* Какие кустарники нарисуем возле дома: смородину, сирень?

* Какие цветы посадим рядом с домом: астры, розы, ирисы?

* Что будет расти в огороде: репа, укроп, горох?

* Кто живет в пруду или озере: караси, карпы и т.д.

Игра № 5. "НАЙДИ НУЖНЫЙ ЦВЕТ"

Игровой материал: квадраты разных цветов.

Правила игры: Показываем детям квадраты разных цветов: красные, фиолетовые, оранжевые и т.д. Предлагаем назвать квадраты лишь того цвета, в названии которых есть звук:

Р- красный, оранжевый, розовый, серый и т.д.; Р'- коричневый, сиреневый; Л - голубой, белый, желтый; Л' - зеленый, фиолетовый и т.п.

При повторении игры геометрические фигуры менять.

Игра № 6. "ТИМ И ТОМ"

Игровой материал: две фигурки гномиков, бумага, карандаши.

Правила игры: Показываем детям фигурки Тима и Тома и рассказываем.

Тим и Том - добрые гномики из Страны слов. Они
очень не похожи друг на друга. Том
- угловатый, с твер
дым волевым характером, его имя начинается твердо:
Том. И он любит все то, что начинается с твердого зву
ка. Тим - кругленький, пухленький, с мягким характером,
и имя его начинается с мягкого звука Т'
. Он выбирает;
слова, начинающиеся с мягкого звука. Гномики очень
дружны и везде появляются вместе.                                
I

Игры с гномиками строятся на противопоставлении.

Какую мебель купил себе Тим? - Сервант, диван, секретер. А что купил Том? - Комод, буфет, кровать.

Чем занимаются гномики на стадионе? Тим - бегом и гирями, а Том - штангой и прыжками.

Рыбачат они тоже вместе: лещ, щука, пескарь - в ведерке у Тима, а Том хвалится карасём, сомом, налимом.

Появляясь вместе в зоопарке, на птичьем дворе, в лесу, в магазине эти замечательные гномики помогают не только освоиться с твердыми и мягкими согласными, но и обучают классификации.

Варианты эт ой игры:

1. "Подарки Тиму и Тому"

Дети рисуют для гномиков подарки: Тиму - предметы, названия которых начинаются с мягких согласных, а Тому - с твердых.

2. "Покажи рукой"

Называем, например, различные цветы: мальва, люпин, ро машка, незабудка, василёк и т.д., а дети рукой показывают, кто вырастил цветок Том или Тим.

Твердый согласный звук (Том) изображаем показом ладони с широко расставленными напряженными (твердыми) пальцами.

Мягкий согласный звук (Тим) - это ладонь, сложенная в мягкую щепотку.

Таким образом, можно с детьми проанализировать большое количество названий предметов, определяя первый звук по мягкости - твердости.

Игра № 7. "ВОЛК. СОБАКА И ОХОТНИК"

Правила игры: Рассказываем. В лесу идёт большая охота, волки охотятся за зайцами, охотники с собаками за волками.

Пусть волк будет звук Р, собака звук Р', остальные звуки - зайцы, а дети - охотниками. Говорим:

"Теперь будьте внимательны, как услышите звук Р в словах, которые я произношу, стреляйте - хлопайте в ладоши, только не заденьте зайца или свою охотничью собаку. Внимание, начинаем охоту!".

Примерный словарный материал: рука, лось, рыбка, ряб чик, река, леска, угорь, рысь, рябина, лес, груша, сыро ежка, лисички, опята, рыжики.

Глава 5.  НЕ ПУТАЕМ ЗВУКИ!

Игра № 1. "МАГАЗИН"

Игровой материал: предметные картинки, бумажные карточки со звуками, два рисунка, различные предметы.

Правила игры: На картинках нарисованы предметы одежды и посуды. В названиях всех предметов есть звуки С, Ш, Р, Л. У детей деньги - бумажные карточки со значками звуков: С, Ш, Р, Л. На монету Ш можно купить: кувшин, шляпу, рубашку, а на монету С - стакан и миску. Побеждает тот ребенок, который сделал больше покупок. Товар отпускается, только если ребенок правильно "заплатит" деньги.

Варианты этой игры:

1. "Шарик и комар"

Перед началом игры напоминаем, что звук 3 - песенка комара, а звук С - так выходит воздух из воздушного шарика. Затем в разных концах стола помещаем два рисунка: на одном изображен комар, а на другом шарик. На столе разложены разные предметы, например: наперсток, салфетка, замок, игру шечный заяц, значок и другие. Ребенок берёт предмет, называет его, определяет, какой в нём звук: С или 3 и кладёт предмет к картинке с шариком или с комаром.

Так же играем на различение звуков С - Ш; Ч - Щ; Ш - Ж; Щ-Ш.

2. "Закончи слово"

Говорим, что если в конце слова звучит звук Ц, встают мальчики, а если звук С - девочки.

Словарный материал:

автобу(с)                 глобу(с)             молоде(ц)

колоде (ц)                 коло (с)              страу(с)

дворе(ц)                    ледене(ц)           певе(ц)

абрико(с)                 огуре(ц)             анана(с)

компа(с)                   матро(с)           мизине(ц)

Игра № 2. "КТО БЫСТРЕЕ СОБЕРЕТ ВЕЩИ" Различение звуков С -Ш

Игровой материал: два больших листа бумаги с рисунками.

Правила игры: Нарисованы два чемодана. На них значки С и Ш. Вокруг изображены предметы одежды, обуви, головные уборы. Надо "разложить" их по чемоданчикам: в один собрать все вещи, в названиях которых есть звук С, в другой со звуком Ш.

Игра № 3. "РАССКАЖЕМ О КУКЛАХ"

Различение звуков Г - К

Игровой материал: две куклы.

Правила игры: Показываем детям двух кукол, одна одета в красное платье - Катя. Другая одета в голубое - это Галя. Произнося имена кукол, выделяем голосом звуки К и Г.

Предлагаем детям составить рассказ об этих куклах: что на них одето, какие у них игрушки, что любят есть, чем им нра вится заниматься. В ответах про Катю должен быть звук К, а про Галю - Г. Например:

Катя одета в красное платье, любит какао с калачами, весь день скачет на скакалке и распевает куплеты. Её лю бимые игрушки - конь, Чебурашка и матрешка.

Игра № 4. "ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА"

Игровой материал: палочка. Правила игры:

В стране звуков живет добрая Фея. У неё есть волшебная палочка, превращающая одни предметы в другие. Дотронулась Фея палочкой до вещи, в названии которой был звук С, она сразу превратилась в предмет со звуком Ц: (с)такан превращается в (ц)веток или в коль (ц)о, зер- каль(ц)е, (ц)епочку и т.д.

Голосом очень хорошо выделяем "волшебные" превращения звуков. Аналогично проигрываем со всеми шипящими.

Игра № 5. "КАКОЙ ЗВУК ЗАБЛУДИЛСЯ?"

Правила игры:                                                                

Задание: прослушать стихотворение и назвать слова, в которых перепутаны звуки.

* * *

Закричал охотник: "Ой!        Посмотрите-ка, ребятки,

Двери гонятся за мной."       Реки выросли на грядке.

Тает снег, течет ручей,          На виду у детворы

На ветвях полно врачей.       Крысу красят маляры.

Врач напомнил дяде Мите   Сели в ложку и айда -

- Не забудьте об одном:        По реке - туда, сюда.

Обязательно примите            Жучка будку не доела:

Десять цапель перед сном.   Неохота, надоело.

Мы собрали васильки,          Мама с бочками пошла

На головах у нас щенки.       По дороге вдоль села.

На болоте нет дорог,             Миша дров не напилил, -

Я по кошкам - скок да скок. Печку кепками топил.

 

Синеет море перед нами, Летают майки над волнами. Забодал меня котел, На него я очень зол.

(По А. Шибаеву)

* * *

Расцвели на клумбе козы.   Холодно. Надень ракетку. В огород забрались розы.   Для мяча возьми жакетку.

Я возьму от сыра кошку.    У слона огромный робот.
Угощу я нашу корку.                На заводе сделан хобот.

На конверт наклею маску. На лицо надену марку.

(По И.Лопухиной.)

Игра № 6. "ДОКТОР ЗВУКОВ"         

Правила игры: Игрушечный негритенок не умеет выговаривать какие-нибудь русские звуки:

слона ф-ф-обот. Положи в чай са-ф-ф-ар ". Какой звук не выговаривает негритенок?

Ребенок - доктор Звуков. Он прописывает негритенку необходимую скороговорку в качестве лекарства: вкусная халва - мастеру хвала.

Примеры скороговорок

У зайки Бубы заболели зубы.

На горе Арарат

Растет крупный виноград.

Три корабля лавировали Да не вылавировали.

Саша любит сушки, Соня- ватрушки.

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы три недели карамель на мели ели.

Маленькая болтунья молоко болтала, Болтала да не выболтала.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Бублик, баранку, батон и буханку Пекарь из теста испек спозаранку.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.186.27 (0.007 с.)