Тема : описание добродетелей как системы ценностей. Преодоление порочности. Цели : способствовать воспитанию нравственных качеств человека, формированию личной жизненной позиции. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема : описание добродетелей как системы ценностей. Преодоление порочности. Цели : способствовать воспитанию нравственных качеств человека, формированию личной жизненной позиции.



Реальное и формальное благочестие

Любая добродетель может быть настоящей, а может быть мнимой. К сожалению, лжи, лицемерия, обмана и предательств в мире очень много. Это все негативные качества, которые часто присущи людям, внешне вполне благочестивым. Очень трудно было бы обманывать, если бы внешность или поведение обманщика сразу бы его выдавали. Но нет, чаще всего лжецы — внешне просто идеальные люди, про которых и подумать сложно что-либо плохое.

Точно так же и с благочестием: даже в Церкви многие понимают его как исполнение внешних, формальных правил и норм. Принято считать, что благочестивая христианка всегда ходит в длинной юбке и платке, не пользуется косметикой, не красит ногти, а только постится, молится, и стоит на богослужениях. Конечно же, такой образ очень далек от реальной картины мира и совершенно не учитывает процессов, происходящих у человека в душе.

                          

Благочестие как истинное почитание Бога выражается в праведной жизни человека

Если мы вспомним Священное Писание, то поймем, что Господь очень резко осудил внешнее наносное благочестие. Им в совершенстве овладели книжники и фарисеи, и нет в Библии более осуждаемых Христом грешников, нежели они. Прекрасный пример внешнего благочестия мы видим в притче о мытаре и фарисее: фарисей гордился тем, что он и постится, и в храм ходит, и жертвует долю своего дохода — казалось бы, святой жизни человек! Но при этом он жестоко осудил несчастного мытаря, который боялся и глаза поднять в храме от осознания собственной греховности и ничтожности перед Богом.

Еще один библейский пример — жены Марфа и Мария, историю которых можно слышать в евангельском чтении на любом Богородичном богослужении в храме. Придя в их дом, Господь начал проповедовать, и реакция женщин была очень разная: Марфа хлопотала по хозяйству, желая устроить достойный прием почетному гостю, а Мария забросила все бытовые дела и только лишь внимала Господу. И Христос сказал Марфе — Зачем ты печешься о суетном? А Мария выбрала праведный путь.

На этом примере хорошо видно, что такое внутреннее и внешнее благочестие. Когда все наши мысли сосредоточены только лишь на форме, на том, чтобы мы выглядели как православные христиане или просто как хорошие, достойные люди — это пустой формализм, осуждаемый Христом. Истина же кроется всегда внутри, в сути. И все же взаимосвязь сути и формы существует, но в нормальной иерархии духовных ценностей она имеет последовательность от внутреннего к внешнему.

Важно! Наполняя свою душу Христом, человек постепенно и внешне меняется. Только тогда его поведение, облик и правильные слова имеют смысл, когда они идут от избытка любви в душе. Когда же мы видим одну только форму, не наполненную сутью — это только раздражает.

В повседневной жизни это может выражаться в таких странных перекосах поведения некоторых людей, когда, к примеру, придя из храма домой, человек начинает скандалить с ближними. Или когда внешне очень набожный человек ведет себя так, что с ним совершенно невозможно общаться и находиться рядом: такой человек постоянно поучает, уличает другого в грехах, при этом сам выглядит исключительным праведником.

Если бы мы могли заглянуть в души таких людей, мы бы не увидели там ничего, кроме злобы, зависти и ненависти к ближним. Поэтому перед тем, как надевать на себя маску христианского благочестия, надо хорошо подумать и задать себе вопрос: «А что при этом у меня внутри? А достоин ли я на самом деле такого облика?»

Почему форма заменяет суть

Почему же происходит так, что человек, который старается идти к Богу, ходит в храм, ставит свечи, выполняет молитвенное правило и совершает еще множество различных действий, превращается только лишь в пустую оболочку, не имеющую сути?

Дело в том, что внешнее и материальное намного проще понять и применять в жизни. Так, надеть длинную юбку и платок гораздо легче, чем не осуждать, не злословить, не завидовать. Вот и происходит подмена понятий там, где человек выбирает идти по более простому пути. Между тем в нашей Церкви нет строго догмата о внешности.

                    



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.170 (0.004 с.)