О бщее понятие и характерные черты китайской философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О бщее понятие и характерные черты китайской философии



Глухова О.Г.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

(учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов)

 

Донецк-2009

ЛЕКЦИЯ 1.

О БЩЕЕ ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

 

1) Основные этапы китайской философии

2)) Основные национальные философские учения Китая.

3) Характерные черты китайского мировоззрения, отразившиеся в китайской философии.

а) Основные этапы китайской философии.

Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа: VII в. до н.э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ; III - XIX вв. н. э. - проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы; XX в. н. э. - современный этап - постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.

б) Основные национальные философские учения Китая. Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись:

- даосизм;

- конфуцианство;

- легизм.

Меньшее распространение получили:

- монизм;

- натурфилософия;

- номинализм.

После проникновения в Китай буддизма (III в. н. э.) и до конца XIX в. (второй этап) основу китайской философии составляли: чань-буддизм (национальный китайский буддизм, возникший в результате влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем; неодаосизм; неоконфуцианство.

В XX в. национальная китайская философия обогатилась достижениями мировой философской мысли, в частности идеями: христианской религии; марксизма; ведущих европейских философов; американской философии прагматизма.

с) Характерные черты китайского мировоззрения, отразившиеся в китайской философии. Для китайского видения мира и окружающей действительности характерно: восприятие своей страны как центра существующего мира; понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса; осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов; восприятие человека, природы и космоса как единого целого; консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен; невыделение отдельной человеческой личности из коллектива; осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии; приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье каналов, борьба с наводнениями, ирригационное земледелие и др.); отсюда -уважение и трепет перед организующей силой - государством; восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных - связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (императора) высшей объединяющей силой государства, а государства - объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти; конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию; понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни и правильного отношения к окружающей действительности); восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших; уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов («шэнов»).

ЛЕКЦИЯ 2

П РОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА И ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ И МИФОЛОГИИ

Проблема человека в философии Китая.

Объяснение китайской мифологией и философией возникновения окружающего мира и человека.

ЛЕКЦИЯ 3

Д АОСИЗМ – ДРЕВНЕЙШЕЕ ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ

Общее понятие даосизма

Основные идеи даосизма

Общее понятие даосизма.

Даосизм - древнейшее философское учение Китая, Которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI - начале V вв. до и. э. Главные источники - философские трактаты «Даоцзин» и «Дэцзин», совместно именуемые «Даодэцзин».

2) Объяснение даосами образов-понятий «Дао»и «Дэ». Основными понятиями даосизма являются «Дао» и «Дэ». «Дао» имеет два значения:

- путь, по которому в своем развитии должны идти человек и
природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий
существование мира;

- субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало,
которое представляло собой энергетически емкую пустоту.

- «Дэ» - благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря
которой первоначало «Дао» преобразовалось в окружающий мир.

ЛЕКЦИЯ 4

Общее понятие легизма.

Основные постулаты легизма

Общее понятие легизма.

-Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя). Его основателями были Шан Ян (390 - 338 гг. до н.э.) и Хань Фэй (288 - 233 гг. до п. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н.э.) легизм стал официальной идеологией.

-Основной вопрос легизма (как и конфуцианства): как управлять обществом?

-   Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем
государственного насилия,,
опирающегося на законы. Таким
образом, легизм -философия сильной го сударственной власти.

5) Основные постулаты легизма. Основными постулатами легизма являются:

- человек обладает изначально злой природой;

- движущей силой человеческих поступков являются личные
эгоистические интересы;

- интересы отдельных индивидов (социальных групп)
взаимопротивоположны;

- государственное вмешательство в общественные отношения
необходимо чтобы избежать произвола и всеобщей вражды;

- государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять
законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;

- основным стимулом правомерного поведения большинства
людей является страх перед наказанием;

- основным разграничением правомерного и неправомерного
поведения и применения наказания должны являться законы;

- законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно
применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам
(независимо от звания), если они нарушили законы;

- государственный аппарат должен формироваться из
профессионалов (то есть чиновничьи должности должны
даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и
деловыми качествами, а не передаваться по наследству);

- государство - главный регулирующий механизм общества и,
следовательно, имеет право вмешиваться в общественные
отношения, экономику, личную жизнь граждан.

ЛЕКЦИЯ 5

И карме.

5) Общее понятие сансары, кармы, мокми и ахимсы. Сансара - учение о вечности и неуничтожимое души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни. Карма - предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы -провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.) Мокша - высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) - высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни. Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Махатмами - Великими Душами.

Ах u мса - единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.

ЛЕКЦИЯ 6

Общее понятие буддизма.

Буддой.

3) Этапы «Восьмиричного Пути Освобождения» (достижения Нирваны).

Общее понятие буддизма.

- Df: Буддизм - религиозно-философское учение, распростра­
нившееся в Индии (после V в. до н.э.), Китае, Юго-Восточной
Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах.

- Основатель учения Гаутама Будда (Сидхардха Ша-кьямуни)
(563 - 483 гг. до н.э.), родившийся в княжеской семье в Северной
Индии. Будда прошел сложный жизненный путь (наследник
престола, аскет-отшельник, мудрец), после чего «прозрел» (527
г. до н.э.) и передал свои духовные достижения людям.

- Главная идея буддизма - «Средний путь» жизни между
двумя крайними: «путем удовольствия» (развлечений,
праздности, лени, физического и морального разложения) и
«путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений,
страданий, физического и морального изнеможения).
«Средний путь» - путь знания, мудрости, разумного
ограничения, созерцания, просветления,
самосовершенствования, конечной целью которого является
Нирвана - высшая благодать.

Буддой.

Будда вывел четыре благородные (арийские) истины:

- земная жизнь полна страданий;

- страдания имеют свои причины - жажду наживы, славы,
удовольствия, жизни и т. д.;

- от страданий можно избавиться;

- существует путь, освобождающий от страданий, - отказ от
земных желаний, просветление, Нирвана.

3) Этапы «Восьмиричного Пути Освобождения» (достижения Нирваны).

Глухова О.Г.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

(учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов)

 

Донецк-2009

ЛЕКЦИЯ 1.

О БЩЕЕ ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

 

1) Основные этапы китайской философии

2)) Основные национальные философские учения Китая.

3) Характерные черты китайского мировоззрения, отразившиеся в китайской философии.

а) Основные этапы китайской философии.

Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа: VII в. до н.э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ; III - XIX вв. н. э. - проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы; XX в. н. э. - современный этап - постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.

б) Основные национальные философские учения Китая. Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись:

- даосизм;

- конфуцианство;

- легизм.

Меньшее распространение получили:

- монизм;

- натурфилософия;

- номинализм.

После проникновения в Китай буддизма (III в. н. э.) и до конца XIX в. (второй этап) основу китайской философии составляли: чань-буддизм (национальный китайский буддизм, возникший в результате влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем; неодаосизм; неоконфуцианство.

В XX в. национальная китайская философия обогатилась достижениями мировой философской мысли, в частности идеями: христианской религии; марксизма; ведущих европейских философов; американской философии прагматизма.

с) Характерные черты китайского мировоззрения, отразившиеся в китайской философии. Для китайского видения мира и окружающей действительности характерно: восприятие своей страны как центра существующего мира; понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса; осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов; восприятие человека, природы и космоса как единого целого; консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен; невыделение отдельной человеческой личности из коллектива; осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии; приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье каналов, борьба с наводнениями, ирригационное земледелие и др.); отсюда -уважение и трепет перед организующей силой - государством; восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных - связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (императора) высшей объединяющей силой государства, а государства - объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти; конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию; понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни и правильного отношения к окружающей действительности); восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших; уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов («шэнов»).

ЛЕКЦИЯ 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.110.119 (0.028 с.)