Единство эволюции и революции в развитии общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Единство эволюции и революции в развитии общества.



ЕДИНСТВО ЭВОЛЮЦИИ и РЕВОЛЮЦИИ в РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА.

ФИЛОСОФИЯ и ПОЛИТИКА.

Выпуск 7.

Рассказывает - доктор философских наук, профессор В.П.Огородников.

Опубликовано: 19 авг. 2012 г.

https://www.youtube.com/watch?v=D0Mkz_euEBM&list=PLA7fOvwFVwW4Ynmkx7Fs5NRng3wUn6iBM&index=7

http://www.youtube.com/watch?v=D0Mkz_euEBM&feature=player_embedded

************************************

Конспект лекции.

 

Здравствуйте, уважаемые товарищи!

Напомню Вам, что в предшествующей встрече мы рассмотрели в самых общих чертах

процесс социального развития, процесс политического действа с позиций:

объективно идеалистической,

субъективно идеалистической,

материалистической, но метафизической и, наконец,

с позиции диалектического материализма.

Это же мы рассмотрели и с позиции проблемы субъекта социального действия.

Рассмотрели, в самом основном, социальную систему, социальную структуру общества, взаимодействие элементов социальной структуры общества.

 

И вот сегодня мы перейдём к проблеме ХАРАКТЕРА РАЗВИТИЯ, тоже чрезвычайно важной и актуальной проблеме, то есть, к вопросу –

КАК РАЗВИВАЕТСЯ ОБЩЕСТВО?

По этому поводу существует целый спектр различных, подчас, противоположных мнений.

 

Рассмотрим этот вопрос, прежде всего, с позиции МЕТАФИЗИЧЕСКОЙ.

Итак, характер развития общества с точки зрения метафизики как анти-диалектики.

Напомню, что метафизика, как метод познания и преобразования действительности связана с тем, что метафизическое мышление отрывает от единого целого процесса отдельный момент, фрагмент, фактор и абсолютизирует его.

Как правило, абсолютизации подлежат отдельные стороны ЕДИНОГО ПРОТИВОРЕЧИВОГО ЦЕЛОГО, то есть разбивается единство противоположностей, рассматривается либо одна сторона противоречия в качестве момента единого целого - одна крайность, либо вторая крайность.

Если говорить о характере развития и, в особенности, характере социального развития, то метафизика в истории развития этой проблемы предпочитает

либо абсолютизировать чисто количественные изменения, и мы посмотрим, как это отражается в конкретных метафизических концепциях развития,

или  качественные изменения.

 

Абсолютизация чисто количественного процесса – метафизика,

О чём говорит ЗАКОН ЕДИНСТВА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ и КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ?

Он говорит о том, что всякая система развивается в рамках определённой количественной меры, и в этих рамках система претерпевает ряд этапов ЭВОЛЮЦИИ.

Эта количественная мера определяется каждый раз сущностью развивающейся системы, закономерностями, присущими именно этой системе.

Если мы будем говорить о развитии живого, то надо рассматривать конкретные системы живого, конкретные биоценозы, которые развиваются как сложные системы, конкретные биологические виды, представители которых обитают в данной экологической зоне.

То есть, нельзя эту меру определить как раз и навсегда данную для всего и вся, она определяется самих характером эволюционного процесса, который при переходе через границу меры даёт РЕВОЛЮЦИЮ.

Вспомним простейшие примеры единства количественных и качественных изменений, ведь это ЗАКОН ВСЕОБЩИЙ, он касается и механических изменений, и физических процессов, и химических, и биологических, и, конечно, социальных,

так же, как и ЗАКОН ЕДИНСТВА и БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ.

Скажем, если мы берём какую-то палочку, закрепляем её посередине большими пальцами, начинаем указательными пальцами давить на неё, вдавливая в основу, закреплённую нашими большими пальцами, то деревянная палочка выдерживает это наше воздействие до определённой границы меры, после чего происходит ДЕСТРУКЦИЯ системы.

Когда происходит деструкция – это переход, как говорил Гегель, в иное,

История всякого народа и история общества в целом – это как раз история единства эволюции и революции.

Это противоречие существует всегда, во всех фазах развития общества, но, достигая максимального значения, это противоречие становится причиной КАЧЕСТВЕННОГО СКАЧКА, то есть, относительно мгновенного качественного изменения, после длительной эволюции.

Дальше производительные силы не могут развиваться в рамках старых производственных отношений, производственные отношения ведут к сдерживанию развития, возникает слом старых производственных отношений.

 

РЕВОЛЮЦИЯ – это и есть слом старых производственных отношений, ибо  производительные силы начинают развиваться после революционного изменения производственных отношений  ещё более бурно, если это, действительно, революция, а не деструкция, как говорил Гегель.

 

Это не то количественное изменение, которое приводит к такому качественному изменению системы, что система перестаёт существовать как таковая.

Гегель-то приводил пример с овсяным зерном, мы это  уже обыгрывали.

Значит, можно это зерно размолоть, мука будет, но мука не есть результат революционного развития зерна, это результат деструктивного внешнего воздействия на зерно.

Поэтому это нельзя трактовать как революцию, дальнейшее развитие этой системы невозможно – системы уже нет.

Здесь мы имеем пример ситуации, когда внешнее воздействие в противоборстве с внутренним сопротивлением, всё же может преодолеть это внутреннее сопротивление, так же как и пример с палочкой, разрушается палочка – разрушается и система.

 

ЕДИНСТВО ЭВОЛЮЦИИ и РЕВОЛЮЦИИ в РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА.

ФИЛОСОФИЯ и ПОЛИТИКА.

Выпуск 7.

Рассказывает - доктор философских наук, профессор В.П.Огородников.

Опубликовано: 19 авг. 2012 г.

https://www.youtube.com/watch?v=D0Mkz_euEBM&list=PLA7fOvwFVwW4Ynmkx7Fs5NRng3wUn6iBM&index=7

http://www.youtube.com/watch?v=D0Mkz_euEBM&feature=player_embedded

************************************

Конспект лекции.

 

Здравствуйте, уважаемые товарищи!

Напомню Вам, что в предшествующей встрече мы рассмотрели в самых общих чертах

процесс социального развития, процесс политического действа с позиций:

объективно идеалистической,

субъективно идеалистической,

материалистической, но метафизической и, наконец,

с позиции диалектического материализма.

Это же мы рассмотрели и с позиции проблемы субъекта социального действия.

Рассмотрели, в самом основном, социальную систему, социальную структуру общества, взаимодействие элементов социальной структуры общества.

 

И вот сегодня мы перейдём к проблеме ХАРАКТЕРА РАЗВИТИЯ, тоже чрезвычайно важной и актуальной проблеме, то есть, к вопросу –

КАК РАЗВИВАЕТСЯ ОБЩЕСТВО?

По этому поводу существует целый спектр различных, подчас, противоположных мнений.

 

Рассмотрим этот вопрос, прежде всего, с позиции МЕТАФИЗИЧЕСКОЙ.

Итак, характер развития общества с точки зрения метафизики как анти-диалектики.

Напомню, что метафизика, как метод познания и преобразования действительности связана с тем, что метафизическое мышление отрывает от единого целого процесса отдельный момент, фрагмент, фактор и абсолютизирует его.

Как правило, абсолютизации подлежат отдельные стороны ЕДИНОГО ПРОТИВОРЕЧИВОГО ЦЕЛОГО, то есть разбивается единство противоположностей, рассматривается либо одна сторона противоречия в качестве момента единого целого - одна крайность, либо вторая крайность.

Если говорить о характере развития и, в особенности, характере социального развития, то метафизика в истории развития этой проблемы предпочитает

либо абсолютизировать чисто количественные изменения, и мы посмотрим, как это отражается в конкретных метафизических концепциях развития,

или  качественные изменения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.014 с.)